Невский что сделал: Александр Невский биография кратко и интересно о князе для детей

Разное

Содержание

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 18 Декабрь 2021

    27 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ выступит Александр Борисович КРИНИЦЫН , доктор филологических наук, доцент филологического факультета МГУ, исследователь творчества Ф.М. Достоевского, по теме: » Братья Карамазовы — итоговый роман Достоевского» (к 200-летию писателя).

    Приглашаем всех желающих. Вход свободный.

     

  • 18 Декабрь 2021

    26 декабря , в воскресенье , в 1 2 .00 в Кинолектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоится показ уникального документального фильма о черногорском митрополите Амфилохие ( Радовиче) «ЛАСТОЧКИ ХРИСТОВЫ» —  о многострадальной сербской земле, о том, как один человек примером своей жизни смог вдохновить встать на защиту  своей Церкви сотни тысяч людей.  Приглашаем всех желающих. Вход свободный.
     

  • Все новости

«Александр Невский — князь, полководец, гражданин» » Официальный сайт Железнодорожного Муниципального Образования

29. 07.2020

 

«Александр Невский — князь, полководец, гражданин»

800-летию со дня рождения Александра Невского посвящается…

 

 

2020 год объявлен годом празднования 800-летия со дня рождения великого полководца и талантливого дипломата Александра Ярославовича Невского(1221 – 1263), князя Новгородского, Киевского, Владимирского великий полководец и талантливый дипломат.

 Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном Переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины.В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливанцев, литовцев.

Александр был выходцем из многодетной семьи. Так же у самого князя была большая семья: с женой Александрой у них было пятеро детей — сыновья: Василий, Дмитрий , Андрей , Даниил. а также дочь Евдокия.

Биография Александра Невского знаменательна большим количеством побед. В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».

     Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал победу (знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере).

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт-Петербург).

Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.

        В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

Библиотекарь Поникаровская Т.Г.

Почему Александр Невский шведов и немцев с датчанами бил, а Орде поклонился — Российская газета

Почему Александр Невский шведов и немцев с датчанами бил, а Орде поклонился

Удивительно, прошло почти восемь веков с рождения святого князя Александра Невского, чью память чтут 6 декабря, но страсти вокруг него не стихают. «Как можно канонизировать того, кто несогласным носы «урезал», а пленных рыцарей с петлей на шее, привязанных к коням, босыми от Чудского озера до Пскова гнал», — возмущаются одни. «Невский — гениальный полководец и дипломат, — возражают другие, — а что носы приказал «урезать», так то предателям. Тем, кто своей безответственностью навлекал гнев Орды на весь народ. Да, унизил пленных рыцарей, зато отбил охоту к нам соваться!» «Ага, а Орде поклонился — ради личной власти! Не зря его Иван Грозный почитал, Петр мощи Невского в Петербург перевез, а Сталин повелел фильм снять! Тиран! Не выбери он тогда в союзники Орду вместо латинян, не было б в нашей истории столько азиатчины и деспотизма!» Давайте разбираться, кто прав.

1

Век XIII — жуткая пора в нашей истории. Время, когда народ мог сгинуть, как канули в небытие многие народы. Богатая, но разбитая на враждующие княжества Русь — лакомая добыча и для Орды, и для крестоносцев, под гимны о торжестве христианства заграбастывающих все новые земли.

Князь Александр Невский выкупает пленных в Золотой Орде. Лицевой Летописный Свод. Середина XVI в. Фото: РИА Новости

Зимой 1237-1238 года на Русь обрушиваются полчища Батыя. Рязань, Владимир, Суздаль разграблены и сожжены, жители убиты или уведены в плен. До Новгорода, где правит шестнадцатилетний Александр Ярославович, прозванный впоследствии Невским, ордынское войско не доходит. Русь еще не пала, но уже обескровлена, и это устраивает интересантов с запада. Еще в 1232 году Папа Григорий IX обращается к ливонским рыцарям-меченосцам с призывом начать активную деятельность «против неверных русских», а с 1237 года по приказу Папы формируется антирусская коалиция. «Единственный раз в истории объединились три силы западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане — для нападения на русские земли», — напишет историк И. П. Шаскольский. Причем наши земли и даже планируемый оброк, который заплатит Русь, были Папой заранее поделены. Кто ж знал, что девятнадцатилетний Александр Ярославович окажется и дерзким, и удачливым.

Когда летом 1240 года шведские корабли входят в Неву, Александр не медлит. Не ждет помощи от дружин отца. Отвага и решительность, рожденные верой, что «не в силе Бог, а в правде», обеспечивает войску Александра над более чем втрое превосходящими силами противника победу. Пройдет два года, и враг поймет: за военной удачей Александра стоит не только отвага — точный расчет.

2

Историю про то, как Александр Невский в битве на Чудском озере заманил рыцарей на хрупкий апрельский лед, изучают будущие военачальники всего мира. Анализируют, как молодой полководец, прекрасно зная тактику боя крестоносцев, выстроил свое войско так, что сумел превратить все преимущества рыцарей в их уязвимости. Американские учебники объясняют: в тринадцать лет юный Александр, взятый отцом в бой с меченосцами, заметил, как стремительно уходит рыцарь в доспехах под воду. Детские воспоминания — хорошо, но и после Ледового побоища Невский не раз принимал нетривиальные решения. Как оказывалось потом — единственно верные.

3

Фото: Инфографика «РГ»/Антон Переплетчиков

Когда сегодня рассуждают об ошибке «цивилизационного выбора» князя, забывают, что выбор был из двух зол. Да, монголо-татары, прокатываясь волной, опустошали русские земли, захватывая все, что могли увезти, всех, кого могли увести. Но были ли цивилизованные европейцы лучше? Вот что пишет французский историк Жак Ле Гофф о крестовых походах: «Вместо того чтобы смягчить нравы, священная война в своем неистовстве привела крестоносцев к худшим эксцессам, начиная еврейскими погромами и заканчивая массовыми избиениями и грабежами; а духовно-рыцарские ордена, оказавшиеся неспособными защитить и сохранить Святые земли, осели на западе, чтобы предаться там всем видам финансовых и военных злоупотреблений». «Сами сарацины (мусульмане. — Авт.), — читаем у византийского хрониста Никиты Хониата, — более добры и сострадательны по сравнению с этими людьми, которые носят на плече знак Христа». При этом покоренных «братьев-христиан» принуждали отказываться от веры предков.

А вот ордынцы с богами побежденных народов не ссорились. И со служителями богов тоже. Больше того, церкви от дани Орде были освобождены. Можно только поражаться прозорливости князя: откупаясь данью, он сохранял духовную свободу своему народу. Александр предпочел «отдать в рабство тело, но не исказить душу» (Г. Вернадский). Мудрость выбора доказана временем: удар по могуществу Орды нанесет правнук Невского, Дмитрий Донской. А вот православная Византия, порабощенная цивильными европейцами, так и не воспрянет: изнасилованная властью крестоносцев (57 лет!), она станет легкой добычей турок.

4

Медальон ордена Святого Александра Невского. Золото, эмаль. Конец XVIII — начало XIX в. Учрежден в 1725 г.ГИМ. Фото: РИА Новости

Но была ли покорность Орде безоговорочным поражением? Историк А. Ю. Карпов: «можно говорить об особой татарской политике Александра — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Его поездки в Орду имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси». «Осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения, выиграл время, дав Руси окрепнуть, оправиться от страшного разорения», — считает историк В. Т. Пашуто.

5

И о жестокости князя. 1257 год. Орда затевает перепись населения: надо точнее исчислить дань. Предки наши к переписи относились с мистическим ужасом: тебе присваивают знак Антихриста, пришли последние времена Страшного суда. В вольный Новгород Орда не входила, люди там были свободолюбивые, переписи сопротивлялись. Волнения длились год. На стороне мятежников выступил сын Александра князь Василий. Невский понимал норов монголо-татар: смирение им должно быть демонстративным, любая строптивость вызывает несоразмерно большую жесткость. Протест новгородцев разрушал хрупкое равновесие, сложившееся между Ордой и Русью.

Орден Александра Невского. Учрежден 29 июля 1942 г. для награждения командного состава Красной Армии. Фото: РИА Новости

Александр сам возглавил борьбу с несогласными: на первый раз переписи удалось избежать — за счет выплаты дани, но за отказ исполнить волю ордынцев пришлось заплатить и людьми. Сын Василий был сослан в Суздаль, зачинщиков ждала расправа: одних, по приказу Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Показательное наказание над немногими, чтобы упредить месть Орды, направленную на всех. В 1259 году новгородцы уже согласились «дать число», но только личное участие Александра предотвратило новый мятеж. Последняя, почти годичная, поездка Невского в Орду была вершиной дипломатии: он отговорил нового хана Берке от военного набора на Руси и перенаправил устремления хана. Ссылаясь на восстание русских, Берке прекратил посылать в Монголию дань, провозгласив Золотую Орду самостоятельным государством, что превратило ее в заслон Руси с востока. В Орде сорокадвухлетний Александр Невский заболел, больным возвращался на Родину. 14 ноября 1263 года принял монашеский постриг и к вечеру того же дня отошел к Богу.

как Александр Ярославич громил войско литовское


Восемь столетий прошло с тех пор, как Александр Невский отстаивал рубежи земли русской, как сражался и мечом, и словом. В Краснодаре, как и во всех регионах России в честь 800-летия со дня рождения полководца проводят многочисленные выставки, организовывают спектакли, в православных храмах проходят молебны – Невский причислен к лику святых. Памяти полководца посвящены конкурсы и молодёжные проекты. Например, один из таких – проект Городецкой епархии «Александр Невский – Слава, Дух и Имя России», в рамках которого его участники создают творческие работы (видеоролики, мультфильмы, видеорепортажи, авторские песни, поэтические произведения, фотографии, рисунки, плакаты, сочинения и др.), которые публикуются вплоть до 12 сентября на странице проекта.


— Авторы лучших творческих работ и лучшие координаторы проекта смогут принять участие в межрегиональном молодежном Александро-Невском форуме, который ежегодно проводится в месте преставления Александра Невского в г. Городце Нижегородской области, — рассказали в пресс-службе Екатеринодарской и Кубанской епархии.


В рамках цикла исторических публикаций сегодня мы расскажем о войнах с Литвой и о том, каким трудом Александру Невскому каждый раз давался мир на русской земле. Подробнее расскажет исторический ресурс «История человечества», который расположен в «Яндекс.Дзене».


Победив Ливонский орден и подписав мирный договор с рыцарями князь Александр Невский не смог насладиться миром. Ратники сообщили о вторжении нового врага в пограничные новгородские волости. Легкая конница литвинов грабила села и деревни, избегая укрепленных крепостей. Жители лесного края были уверены, что Новгород просто не успеет среагировать на их вторжение. Тактика литвинов была похожа на степную: быстрая рейдовая операция легкой конницы по сельской местности, совершить грабеж, не встретив серьезного военного сопротивления и уйти с добычей.


Получив известие о вторжении, князь Александр собрал княжескую дружину и новгородский городской полк — в этот же день выступил к порубежью. Собрав разведданные, Александр понял, что вторжение совершено разными князьями, действия которых слабо согласованы.


Используя знания местности и данные от беженцев, Александр Ярославич сделал ставку на последовательный разгром отдельных отрядов. Главное было себя не обнаружить раньше времени, чтобы литвины не соединились в единую рать. Новгородцам удалось уничтожить 7 отрядов врага, несколько князей врага попали в плен. Успешная военная операция князя отбила желание литвинов появляться в новгородской земле на два года.



В 1242 году Александр взял Псков, Изборск, разбил Ливонский рыцарей и Дерптского епископа, отразил набег литвинов. Северо-Западная Русь показала, что враги рано начали ее хоронить…



Два года князь Александр прожил в Новгороде без военных походов. Но в 1245 году литвины вновь вторглись в новгородские земли. Нашествие осуществлялось значительно большими силами и имело единое командование – противник вынес уроки из поражения 1242 года.


Литвины грабили области вокруг Торжка и Бежецка. Совершив успешный рейд, нашествие перешло границу и уже находилось на своей территории, князья возвращались с богатой добычей… Войско литвинов подходило к Торопецкой крепости, в которой планировали отпраздновать удачный поход. Вдруг в арьергарде послышался шум битвы…



Тяжелая конница новгородцев, тверичей и дмитровцев обрушилась на врага. Литвины не смогли развернуть полки для атаки, в рядах воинов началась паника. Литовцы потерпели поражение в открытом поле, большая часть которых предпочла укрыться за стенами Торопецкой крепости, не вступая в бой. Союзная рать русичей расположилась у крепостных стен. Утро следующего дня в лагере русичей было встречено с воодушевлением. Шумными криками и радостными приветствиями дружинники и бояре встречали защитника земли русской князя Александра Невского.


Используя боевой настрой воинов, князь приказал начать штурм Торопецкой крепости. Яростное и кровопролитное сражение шло к победе русичей. Часть литовцев решила спастись через другие ворота, бросив позиции они вырвались из крепости на лошадях. Суматоха в рядах обороняющихся привела к победе новгородских и тверских полков. Это было болезненное поражение для литовцев, во время штурма погибло восемь князей.



После победы князь Александр потребовал организовать преследование сбежавших из крепости литовцев. Но своенравные бояре из новгородского городского полка заявили, что уже выполнили свою задачу — изгнание врага и не собираются продолжать поход… Александр Ярославич решил преследовать сбежавших врагов только с княжеской дружиной. Вскоре князь настиг неприятеля и окончательно разбил соперника.


Князь Александр не вернулся в Новгород, он считал, что достигнуть победы можно только на территории врага. Княжеская дружина остановилась на отдых в Витебске, где в то время княжил тесть Александра — князь Брячислав. Залечив раны и отдохнув, дружина вторглась в Литву. Целью похода было уничтожение живой силы противника, карательный рейд по территории врага. Княжеская дружина последовательно разбивала малочисленные отряды литовцев, не забывая поправлять свое экономическое положение путем грабежа. Вторжение Александра спровоцировало ответную реакцию. Близ озера Усвята литовские конные отряды встретили княжескую дружину. Ратники опрокинули врага, который обратился в бегство. После боя Александр продолжил карательный поход — Литва несла большие потери в людях.



После похода князя в Литву на границах новгородских и псковских земель наступило затишье. В течение нескольких последующих лет литовцы не осмеливались выступать против князя Александра.


Что было дальше, мы узнаем вместе из следующего материала. Все статьи будут доступны по хештегу «великийНевский».

Состоялась битва на Чудском озере («Ледовое побоище»)

5 апреля 1242 г. на Чудском озере у Вороньего камня состоялась битва русской дружины под предводительством князя Александра Невского с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под названием «Ледовое побоище».

После поражения в Невской битве в 1240 г. шведы уже не принимали активного участия в выступлениях против Руси, но немецкие рыцари стремились укрепиться на границах Новгородской и Псковской земли. В 1240 г. пали русские крепости Изборск и Псков. Ощутив новую опасность, новгородцы во главе с князем Александром Невским поднялись на борьбу с врагом. В марте 1242 г. Псков был освобождён. Отбив у неприятеля Псков, русское войско двинулось на Изборск. Тем временем разведка выяснила, что противник послал на Изборск незначительные силы, а главные направил к Чудскому озеру.

По подсчётам военных историков на льду Чудского озера собралось 10-12 тыс. рыцарей. У Александра Невского было 15-17 тыс. воинов. Большинство составляли пешие «вои», значительно уступавшие рыцарям в вооружении и боевой выучке.

На рассвете 5 апреля крестоносцы выстроили своё войско треугольником, обращённым острым концом против неприятеля («свиньёй»). Александр Невский сосредоточил основные силы не в центре («челе»), как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из лёгкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращён тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом.

При сближении войск русские лучники осыпали рыцарей градом стрел, но закованным в броню рыцарям удалось смять передний полк. «Прорезав» передние войска рыцари упёрлись в обрывистый берег озера и не смогли развить успех операции. Русские войска ударили по «свинье» справа и слева, а в тыл бросилась отборная дружина самого Александра Невского. Как писал летописец: «Бысть ту сеча велика… и не бе видети леду: покрыло все кровию». Сражение продолжалось до позднего вечера. Когда рыцарское войско дрогнуло и обратилось в бегство, русские погнали их к современному мысу Сиговец. Тонкий прибрежный лёд проламывался под конями и тяжеловооружёнными рыцарями.

Непосредственным результатом битвы на Чудском озере стало заключение договора между немцами и Новгородом, согласно которому крестоносцы уходили из всех захваченных ими русских земель.

В истории борьбы с немецкими завоевателями Ледовое побоище является важной датой. Немцы не прекратили свои походы на Русь, но они уже не могли нанести существенного удара по северным землям.

Лит.: Бегунов Ю. К., Клейненберг И. Э., Шаскольский И. П. Письменные источники о Ледовом побоище //Ледовое побоище 1242, М; Л., 1966; Данилевский И. Ледовое побоище: смена образа // Отечественные записки. № 5 (20) 2004; Зверев Ю. Ледовое побоище происходило: на суше // Техника и оружие. 1995. № 1. С. 20-22; Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г.: Новое осмысление // Вопросы истории. 1994. № 5. С. 162-166; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М; Л., 1950. С. 72-85; Трусман Ю. И. О месте Ледового побоища в 1242 г. // Журнал Министерства Народного просвещения. 1884. № 1. С. 44-46.

См. также в Президентской библиотеке:

Беляев И. Д. Великий князь Александр Ярославич Невский. М., 184?;

Воскресенский Н. А. Николай Александрович Святый благоверный великий князь Александр Невский : памяти царя-миротворца : краткое жизнеописание. М., 1898;

Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия. СПб., 1853;

Казанский П. С. Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия: для народного чтения. СПб., 1871;

Кирилл (Наумов В. И.) Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского, в иночестве Алексия. СПб., 1852;

Кротков С. Невская битва и Ледовое побоище. М., 1900;

Пичета В. И. Александр Невский : [исторический очерк].Ташкент, 1942;

Похвальное слово святому благоверному князю Александру Ярославичу Невскому, читанное в Воронежской губернской гимназии 10 сентября 1836 года старшим учителем оной Николаем Савостьяновым. М., 1841;

Хитров М. И. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. СПб., 1899;

Хмыров М. Д. Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всей Руси. СПб., 1871.

След в истории. Чем прославился Александр Невский? | История | Общество

Александра Невского часто назвают строителем новых дипломатических отношений Руси с Востоком — татаро-монголами. Автором победы над тевтонскими рыцарями на Чудском озере. Бесстрашным защитником западных рубежей от католических иноверцев. Всё это так, но началась его слава 15 июля 1240 г. в месте слияния рек Невы и Ижоры. Самый бесспорный документ тех дней, дошедший до нашего времени, крайне скуп на информацию: «Приидоша Свейа (шведы. — Ред.) в Неву, и победи (их) Александр Ярославич с новгородцы, июля 15. И паде новгородцев: Константин Лукинич, Гуриата Пинешкинич, Наместь Дрочила (кто-то из его предков, вероятно, проволоку для кольчуг дрочил, то есть тянул. — Ред.), а всех 20, а Немец (иностранцы. — Ред.) накладеша две ямы, а добрых повезоша два корабля, а заутра побегоша». Все остальные подробности были придуманы позднее. И чем больше лет проходило со дня Невской битвы, тем больше становилось этих подробностей и тем более героическими они представлялись.

Договорная «разборка»

Геополитические события на северо-востоке Руси, накануне буквально раздавленной монгольским вторжением, особыми масштабами не отличались. Отряды русских, шведских, немецких феодалов, больше похожие на банды, то и дело «наезжали» друг на друга. «Шведы «осваивали» территорию Финляндии и оттуда проникали в Карелию и Ижорскую землю, — говорит академик Михаил Горелик. — Карелы, находившиеся в вассальной зависимости от Новгорода, тоже не были образцом смирения. Однажды они дотла сожгли столицу тогдашней Швеции Сигтуну. Единственное, что осталось от города, — взятые в качестве трофея красивые бронзовые двери. Их доныне можно видеть в Новгороде — это знаменитые Сигтунские врата придела Рождества Богоматери Софийского собора.

Видимо, пытаясь установить свои порядки на новгородской территории, сотни четыре шведов и высадились тем летом в месте слияния Невы и Ижоры. Нанятый Новгородом в качестве приглашённого князя Александр Ярославич, которому тогда едва стукнуло 19 лет, в точности исполнил условия договора. Он не стал собирать пешее ополчение, а выступил с одной конной дружиной — быстрота была важнее численного перевеса. И ему удалось одержать «чистую» победу малыми силами.

Что ж, князь честно отрабатывал свою зарплату. Попробовал бы не отработать — должности лишился бы в течение суток! Помните недавний фильм «Александр. Невская битва»? Там Александр (ещё не Невский, так его прозвали только в XV в.) разоблачает заговор бояр, которые решили перейти на сторону вероятного противника: отделиться от Руси и примкнуть к Западу. Так вот именно эти бояре и были работодателями молодого князя».

Бои после победы

Собственно на этом закончилась история небольшой пограничной стычки и началась история её возвеличивания. Ближе к концу XIII века было составлено «Житие Александра Невского», представлявшее улучшенную и дополненную версию истории. Там воинство князя провожали в бой святые Борис и Глеб, остатки шведской рати добивал божий ангел, а Александр лично «на лице самого короля оставил печать острого копья своего».

Позднее вместо анонимного короля в качестве противника Александра утвердился некто Биргер, про которого отечественные учебники истории обычно пишут, что он был «родственником короля». Что ж, был такой шведский ярл (граф) Биргер Магнуссон. Он действительно был женат на сестре короля Эрика Шепелявого, а позднее основал новую королевскую династию. В Швеции этот человек очень известен, его жизнь документирована чуть ли не по дням, и никакой набег на Ижору там не упомянут.

Участником Невской битвы Биргер стал позднее и против своей воли — примерно в XV веке. Тогда где-то на севере Руси, в Новгороде или на Соловках, от лица шведского короля Магнуса Эрикссона (1316 -1374) было написано «Завещание», в котором авторы настоятельно не рекомендовали шведам воевать с русскими, а заодно и описывали Невскую битву — событие, произошедшее за 76 лет до рождения Магнуса: «Первее сего поднялся князь Бергер и вшёл в Неву, и срете его князь Александр на реце на Ижере и самого прогна, а полки поби».

Позднее свой вклад в создание светлого образа Александра Невского внесли цари из династии Романовых, тов. Сталин, кинорежиссёр Эйзенштейн. .. Судя по тому, что в 2008 году князь победил в телевизионном конкурсе «Имя Россия», он поныне (и в общем, вполне заслуженно) дорог многим россиянам. Кстати, достоверных изображений Александра Невского не сохранилось.

Комментарий

Лидер Международного евразийского движения Александр Дугин: «Мы неслучайно до сих пор чтим святого благоверного князя Александра. В XIII в. Русь стояла перед выбором: ориентироваться на Запад или обратить взоры на Восток. Первый путь предлагал князь Даниил Галицкий, второй — Александр Невский. Как показала история, ставка на католический мир себя не оправдала. Через несколько сот лет украинский и белорусский народы в польско-литовском государстве оказались на положении меньшинств, угнетаемых как по этническому, так и по религиозному признаку. Зато путь Невского позднее привёл к созданию Московского государства, Российской империи, превращению нашей страны в великую мировую державу».

12 сентября − День памяти святого благоверного князя Александра Невского, защитника земли Русской

Вот уже 20 лет главным украшением центральной площади Каменска-Уральского, одной из достопримечательностей города является часовня-храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.  

Часовня была построена на пожертвования благотворителей и  освящена владыкой Екатеринбургским и Верхотурским Викентием 14 июля 2001 года – в год 300-летия Каменска. Но и сегодня многие горожане и гости города спрашивают: почему именно Александра Невского? 

Ответ на этот вопрос, по мнению историков, очевиден. Великий князь Александр Невский почитаем особо  как защитник земли Русской, сумевший в XIII веке победить тевтонских рыцарей и шведов на западных рубежах страны и  удержать на почтительном расстоянии татаро-монгольские орды.

Историк-краевед Владислав Иванович Ермаков пишет: «…У города Каменска-Уральского… был свой святой, особо почитаемый среди прочих. (…) Им был Александр Невский. Ему… было установлено в центре Каменского завода памятное сооружение с иконой, созданное на средства мастеровых Каменского чугунолитейного завода… в память освобождения от крепостной зависимости». С 1883 года 1 марта ежегодно с участием большого числа жителей у иконы Александра Невского торжественно совершалась панихида по государю императору Александру II. Проходили и другие мероприятия, например, отправка на военную службу.

***

Бесценный подарок часовне Александра Невского сделал житель города  Виктор Четыркин. Он подарил  храму православный раритет − икону Александра Невского кисти Виктора Васнецова. По одной из версий, это творение было создано православным художником в Гусь-Хрустальном в 1899 году. Орнамент и детали фона Васнецову помогали расписывать ученики. Образ писал сам автор. После революции следы иконы затерялись. Вернулась она из небытия и, сменив нескольких владельцев, примерно 15 лет назад появилась в Каменске-Уральском.

Однако есть и другое предположение, что работа выполнена учениками школы художника-иконописца. В любом случае о почетном вековом возрасте иконы свидетельствует техника исполнения: роспись сделана на потемневших от времени мощных досках размером 100 на 60 см.

Летом 2020 года раритет был отреставрирован в мастерской Нижнего Тагила. Образ очистили от копоти, заделали трещину. И 12 сентября 2020 года обновленную икону водрузили на прежнее место. Об этом событии   писала газета «Каменск православный».   

Память святого благоверного князя Александра Невского в нашем городе неразрывно связана с именами каменцев, которые были удостоены ордена полководца в годы Великой Отечественной войны. С восточной стороны храма-часовни в честь 60-летия Победы установлена мемориальная доска с именами горожан − участников Великой Отечественной войны, награжденных орденом «Святого Александра Невского». Краткие биографические сведения о жителях города, награжденных орденом, можно найти в книге «Каменск-Уральский в годы Великой Отечественной войны», изданной к 70-летию Победы.

Реликвий — Энциклопедия Нового Света

Буддийская реликвия на выставке в Мандалае, Бирма.

Реликвия (от латинского: reliquiae означает «останки») — это почитаемый объект религиозного и / или исторического значения, часто человеческие останки важного религиозного деятеля или священный предмет, бережно сохраняемый как материальный памятник . Реликвии являются важным аспектом многих религий, включая буддизм, некоторые конфессии христианства, индуизм, шаманизм и многие другие системы личных убеждений.Реликварий — это святыня, в которой хранится одна или несколько реликвий.

Реликвия — это также термин для чего-то, что пережило течение времени, особенно предмета или обычая, чья изначальная культура исчезла, но также и предмета, оберегаемого как историческая ценность (например, памятного подарка или семейной реликвии).

Древнегреческие реликвии

В Афинах предполагаемые останки Эдипа и Тесея были удостоены чести, которую очень трудно отличить от религиозного культа, в то время как Плутарх дает отчеты о переводе тел Деметрия ( Деметрий iii) и Фокиона ( Фокион xxxvii) , что во многих деталях предвосхищает христианскую практику.Кости или прах Эскулапа в Эпидавре и Пердикки I в Македонии, как и прах персидского Зороастра, пользовались глубочайшим почтением, согласно Хроникону Пасхи (Диндорф, 67). Тем не мение; ни в зороастризме, ни в его писаниях нет традиции, подтверждающей это положение.

Буддийские реликвии

В буддизме реликвии Будды и различных святых почитались (и до сих пор почитаются). После смерти Будды его кости и зубы были разделены для использования в качестве реликвий, чтобы проиллюстрировать его учение о непостоянстве (анитья). Эти реликвии так ценились, что вызвали вооруженный конфликт между фракциями из-за их владения. Позже эти реликвии развозили по всей Азии с постепенным распространением буддизма.

Многие буддийские реликвии (особенно кости и зубы) хранятся в ступах (зданиях, созданных специально для этих реликвий). Во многих буддийских храмах есть ступы, и размещение реликвий в ступах часто становилось исходной структурой, вокруг которой будет основан весь храм. Сегодня многие ступы также содержат прах или кольца кремации выдающихся / уважаемых буддистов.Некоторые реликвии, которые считаются подлинными реликвиями Будды, все еще сохранились, включая очень почитаемую Священную реликвию зуба Будды в Шри-Ланке.

Мощи Будды вдохновляют людей на то, что просветление возможно, а также способствуют развитию добродетели.

Мусульманские реликвии

Хотя некоторые секты ислама категорически не поощряют (или внешне запрещают) поклонение реликвиям, очень большая коллекция мусульманских реликвий хранится в Священных трастах , , расположенных в Стамбуле, в которых хранится более 600 ценных предметов во дворце-музее Топкапы. .Мусульмане верят, что эти реликвии включают меч и знамя Мухаммеда, волос из его бороды и посох Моисея. Большинство трастов можно увидеть в музее, однако самые важные из них можно увидеть только в течение месяца Рамадан. Коран якобы читался рядом с этими реликвиями непрерывно с тех пор, как они были принесены во дворец Топкапы.

Христианские реликвии

С самого начала христианства реликвии были важной частью христианского религиозного культа.В средние века продажа реликвий стала прибыльным делом. Чрезвычайно важным считалось понятие физической близости к «святому». [1] Владение паломником и почитание реликвии рассматривалось как средство сближения с Богом. Вместо того, чтобы преодолевать сотни миль, чтобы стать ближе к почитаемому святому, христианин мог наслаждаться близостью с ним через свою реликвию дома.

Многие рассказы о чудесах и других чудесах приписывались реликвиям, начиная с ранних веков церкви; многие из них стали особенно популярными в средние века.Эти сказки собраны в сборниках агиографии, таких как «Золотая легенда » или произведения Цезаря Хейстербахского. Эти сказки о чудесах сделали реликвии очень популярными в средние века.

Один из самых ранних источников, цитируемых в поддержку эффективности реликвий, находится в 4 Царств 13: 20-21:

«Елисей умер и был похоронен. Теперь моавитские разбойники заходили в страну каждую весну. 21 Однажды, когда некоторые израильтяне хоронили человека, они внезапно увидели банду разбойников и бросили тело этого человека в гробницу Елисея. Когда тело коснулось костей Елисея, человек ожил и встал на ноги. (NIV)

Другой часто цитируемый отрывок — это Деяния 19: 11–12, в которых говорится, что платки Павла были наделены Богом исцеляющей силой.

Есть также много реликвий, приписываемых Иисусу, возможно, самая известная из них — Туринская плащаница, которая считается погребальной плащаницей Иисуса, хотя это оспаривается. Части Истинного Креста были одними из самых популярных таких реликвий; многие церкви утверждали, что обладают его частичками, настолько много, что Жан Кальвин, как известно, заметил, что существует достаточно частей Истинного Креста, из которых можно построить корабль [2] , хотя исследование, проведенное в 1870 году [3] , показало, что вместе взятые заявленные реликвии весили менее 1 года.7 кг (0,04 м³). Считалось, что Образ Эдессы сделал этот город неприступным.

На этом изображении X века изображен Абгар Эдесский с изображением Эдессы. Продолговатая ткань, показанная здесь, необычна для изображения изображения, что наводит на мысль, что на художника повлияло видение Плащаницы.

Эрнест Брео проанализировал романо-христианские концепции, которые сделали реликвии столь значительными (см. Ссылку). Он выделил постоянное использование Грегори «sanctus» и «virtus», первое с его знакомым значением «священный» или «святой», а второе

«мистическая сила, исходящая от священного человека или предмета.Эти слова сами по себе не имеют ни этического значения, ни гуманности. Это ключевые слова религиозной техники, и их содержание совершенно сверхъестественно. С практической точки зрения второе слово [virtus] более важно. Он описывает сверхъестественную, таинственную силу, исходящую от сверхъестественного и влияющую на естественное. Проявление этой силы можно рассматривать как контакт между естественным и сверхъестественным, в котором первое, будучи низшей реальностью, конечно, уступило.Эти точки соприкосновения и уступки — чудеса, о которых мы постоянно слышим. Священность и мистическая сила принадлежат духам, в той или иной степени верующим и неодушевленным предметам. Они одержимы духами, приобретаются верующими и передаются объектам «. Поистине святое , virtus победило бы его, но оно могло бы воздействовать на природные явления и творить свои собственные чудеса, лживые и пагубные.Эту «добродетель» Григорий Турский и другие христианские писатели связывали с дьяволом, демонами, прорицателями, волшебниками, язычниками и языческими богами, а также еретиками. False virtus населял изображения языческих богов, «идолов» наших музеев и археологов, и их разрушение объясняет праведную ярость, с которой толпы христиан свергали скульптуры и разбивали классические барельефы (особенно лица) , о чем свидетельствуют наши музеи.

Когда умер Святой Мартин, 8 ноября 397 г. г.E. г., в деревне на полпути между Туром и Пуатье, жители этих городов были хорошо подготовлены к борьбе за его тело, которое жителям Тура удалось скрытно спасти. Еще один пример — история похищения святителя Николая Барийского.

Римско-католическая классификация и запреты

Цепи Святого Петра, хранящиеся в Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим, реликвия второго сорта.

Римско-католическая церковь проводит различие между почитанием и поклонением реликвиям и иконам.Святой Иероним провозгласил: «Мы не поклоняемся, не поклоняемся, из опасения, что преклонимся перед тварью, а не перед Творцом, но мы поклоняемся мощам мучеников, чтобы лучше поклоняться Тому, чьими мучениками они являются. «( Ad Riparium, i, PL, XXII, 907).
Чтобы еще больше удостовериться в уважении этого различия, Ватикан разработал три категории реликвий, перечисленные ниже:

1. Реликвии первого класса : Предметы, непосредственно связанные с событиями жизни Христа (ясли, крест и т. Д.)) или физические останки святого (кость, волос, конечность и т. д.). По традиции мощи мучеников ценятся дороже, чем мощи других святых. Кроме того, мощи некоторых святых известны своей необычайной нетленностью и поэтому пользуются большим уважением. Важно отметить, что те части святого, которые были важны для жизни этого святого, являются более ценными реликвиями. Например, правое предплечье короля Венгрии Святого Стефана особенно важно из-за его статуса правителя. Голова известного богослова может быть его самой важной реликвией.(Голова святого Фомы Аквинского была снята монахами цистерцианского аббатства в Фосанове, где он умер). По логике вещей, если святой много путешествовал, то кости его стоп могут быть очень ценными. Современное католическое учение запрещает делить реликвии на маленькие, неузнаваемые части, если они должны использоваться в литургии (например, как в алтаре; см. Рубрики, перечисленные в Обряде посвящения церкви и алтаря).
2. Реликвии второго класса : Предмет, который носил святой (носок, рубашка, перчатка и т. Д.)Также сюда входит предмет, которым владел святой или который часто использовался, например, распятие, книга и т. Д. Опять же, предмет, более важный в жизни святого, таким образом, является более важной реликвией.
3. Реликвии третьего класса : Все, что касалось реликвии святого первого или второго класса.

Учитывая важность реликвий и их широкое коммерческое использование в средние века, продажа реликвий строго запрещена Римско-католической церковью, которая постановляет: «Совершенно запрещено продавать священные реликвии. «(Кодекс канонического права, §1190 §1).

Банкноты

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Круз, Джоан Кэрролл. «Реликвии: Туринская плащаница, Истинный Крест, Кровь Януария… История, Мистицизм и Католическая Церковь». Наш воскресный гость. 1984. ISBN 978-0879737016
  • Браун, Питер. Культ святых: его рост и функция в латинском христианстве. Чикаго: Чикагский университет Press, 1982.ISBN 978-0226076225
  • Стронг, Джон С. Реликвии Будды (Буддизм: Серия изданий Принстонского университета). Princeton University Press, 2004. ISBN 978-0691117645
  • Гардинер, Филипп. Ковчег, Плащаница и Мария: невыразимые истины о реликвиях Библии. New Page Books, 2007. ISBN 978-1564149244
  • Трейнор, Кевин. Реликвии, ритуалы и изображения в буддизме: рематериализация шри-ланкийской традиции тхеравады (Кембриджские исследования религиозных традиций). Cambridge University Press, 2007. ISBN 978-0521036689
  • Вош, Андре и Жан Биррелл. Святость в позднем средневековье. Cambridge University Press, 2005. ISBN 978-0521619813

Внешние ссылки

Все ссылки получены 27 июля 2019 г.

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и завершили статью Википедия
в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с указанием авторства. Кредит предоставляется в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на участников New World Encyclopedia, , так и на самоотверженных добровольцев Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних публикаций википедистов доступна исследователям здесь:

История этой статьи с момента ее импорта в Энциклопедия Нового Света :

Примечание. Некоторые ограничения могут применяться к использованию отдельных изображений, на которые распространяется отдельная лицензия.

«НЕВСКИЙ», КАК ЭТО ПРЕДНАЗНАЧЕНО

Вы можете подумать о фильме советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», который будет иметь специальный спектакль в субботу вечером в Волчьей ловушке, как подробное послание — 107-минутное предупреждение от Джозефа. Сталина Адольфу Гитлеру, что можно резюмировать в нескольких словах: «Руки прочь от России». Или вы можете думать об этой эпопее 1938 года о средневековых войнах как о средстве создания величайшего саундтрека в истории кино — драматической музыки Сергея Прокофьева, которую он позже переработал в свою кантату «Александр Невский», соч.78, для меццо-сопрано, хора и оркестра. Или вы можете забыть о политике, истории и классической музыке и просто принять это как, по краткому описанию Леонарда Мальтина, «шедевр». Конечно, это пропагандистский шедевр, но насколько это важно, учитывая, что пропаганда устарела на полвека? Этот показ «Невского» должен иметь гораздо большее влияние, чем обычные выступления в художественных кинотеатрах или в доступном сейчас дешевом, но удручающе низком качестве видеокассеты. Качество изображения улучшено, музыку будет играть живой оркестр.«У меня есть два новых отпечатка, сделанных прямо с оригинального нитратного негатива из московского киноархива, — говорит Джон Гоберман с ноткой гордости в голосе, — и теперь вы можете понять, почему людям нравятся черно-белые фильмы. Это светящийся «. Гоберман, который продюсирует шоу «Live From Lincoln Center» на PBS, договорился о том, чтобы около 20 минут музыки, которая больше не доступна на бумаге, была расшифрована из звуковой дорожки и аранжирована для симфонического оркестра, а не для студийного оркестра из 30 человек, который использовался для саундтрек.Он опробовал это любопытное сочетание живого и консервированного материала с оркестрами Лос-Анджелесского филармонического, Кливлендского и Филадельфийского оркестров и Королевского филармонического оркестра Лондона, что вызвало восторженные отзывы во всех четырех городах. Эйзенштейн провел некоторое время в Голливуде в 1930 году — и даже подписал контракт (позже расторгнутый) с Paramount на постановку фильма Теодора Драйзера «Американская трагедия» — и он вернулся в Россию, очарованный возможностями передовых кинотехнологий. . Но возможности, доступные ему в Москве, были примитивными по сравнению с тем, что он видел в Калифорнии.Саундтрек к «Невскому» иногда становится мучительным для тех, кто слышал музыку Прокофьева вживую. Гоберман говорит: «Проблема с этим фильмом в том, что его никто никогда не слышал, потому что оригинальный трек был таким ужасным. И у оркестра явно был плохой день … с лучшим саундтреком к фильму всех времен». Вот почему в шоу «Волчья ловушка» будет представлен Национальный симфонический оркестр под управлением Майкла Ланкестера, выступающий в роли оркестра ямы и воспроизводящий всю музыку из саундтрека синхронно с фильмом на 30-футовом экране и субтитры на отдельном 20-футовом экране. .«Я действительно с нетерпением жду этого», — говорит Шелтон. Стэнфилл, президент фонда Wolf Trap Foundation, который договорился о показе Wolf Trap после того, как запланированное выступление в прошлом году в Центре Кеннеди не состоялось. «Самый первый кинофестиваль, который я когда-либо организовывал, когда я был студентом, был про Сергея Эйзенштейна, и с тех пор я всегда хотел сделать что-то подобное. Фильм годами распространялся на 16-миллиметровой пленке с очень плохое звуковое сопровождение, а разница в этом принте… глубина текстуры … потрясающая. Это похоже на разницу между просмотром Ван Гога в картинной галерее и просмотром его слайд-проекции ».« Александр Невский », несмотря на значительные трудности, получил статус классики. Он был снят по приказу Сталина, а Эйзенштейн, настоящий большевик, если не очень-то был сталинистом, как сообщается, неохотно принял это задание. Он не очень думал о герое Александре Невском, русском рыцаре XIII века, который хлестал вторгшуюся немецкую армию. Невский был, в конце концов, князем и орудием коррумпированных средневековая структура власти.Но «Невский» был выпущен в рекордно короткие сроки; Съемки начались в июне 1938 года, фильм одобрен цензурой 9 ноября, а его премьера состоялась 25 ноября. «Невский» с самого начала ясно дает понять свои пропагандистские намерения. «Мы не отдадим землю русской», — поет хор в своем первом номере под тонкую сладость народной мелодии. «Тот, кто вторгнется в Россию, будет убит». Об этом говорят последние слова, сказанные Невским (актер Николай Черкасов) в конце фильма: «Пусть все придут и будут нашими гостями.Но всякий, кто придет к нам с мечом в руке, от меча погибнет. На этом наша земля русская занимает и всегда будет стоять на своем ». Затем, чтобы не было недоразумений, последние два предложения напечатаны на пленке большими кириллическими заглавными буквами. Самый зрелищный момент в фильме и кантата — это отрывок из «Ледяной битвы», когда немецкая и русская армии сталкиваются на замерзшем Чудском озере, а лед трескается под хорошо вооруженными немцами. Музыка — батальная пьеса, которая заставляет увертюру Чайковского «1812 год» казаться немного скучной. , и образы Эйзенштейна, идеально интегрированные с музыкой, имеют огромное влияние.Каски немцев — почти безликие, похожие на перевернутые ведра, придают солдатам вид роботов. Эйзенштейн сказал, что прорези для глаз «эхом» будущие прорези в башнях нацистских танков. И на экране они кажутся побежденными музыкой не меньше, чем русской армией или ненадежным льдом. Сообщение Гитлеру не сработало — или ненадолго. Правда, Гитлер и Сталин подписали пакт о ненападении через год после выхода «Невского» — за неделю до начала Второй мировой войны. В другом командном представлении, после подписания пакта Гитлера-Сталина, Эйзенштейн поставил новую постановку оперы Вагнера «Die Walkure» для Большого театра в знак признания бессмертной дружбы русского и немецкого народов, а «Невский» был тихо подавлен.Затем в июне 1941 года Гитлер вторгся в Россию, и «Невский» снова вернулся, потому что он также был посланием русскому народу: сражайтесь за Родину; убить немцев; Славно умереть, защищая свой дом и детей. Сталин оказался достаточно хитрым, чтобы основывать свою пропаганду на патриотизме (в СССР Вторую мировую войну до сих пор называют «Великой Отечественной войной»), а не на защите социалистических институтов. Возможно, именно это спасло пропаганду от банальности и возвысило ее до почти религиозного рвения в некоторых отрывках «Александра Невского». «Это и музыка Прокофьева, которая по своим техникам принадлежит 20-му веку, но глубоко укоренилась в русских народных идиомах.« Я действительно думаю, что «Александр Невский» может быть квинтэссенцией художественного опыта 20-го века в этой версии », — говорит Стэнфилл. Сотрудничество Прокофьева и Эйзенштейна столь же тесное и запутанное, как то, что произошло между Джоном Кейджем и Мерсом Каннингемом или Стравинским и Дягилевым. Они подпитывали друг друга и создали нечто уникальное ». Это голос человека, у которого есть билеты на продажу, но то, что он говорит, — правда.Визуальные эффекты и музыка «Невского» взаимодействуют на таком уровне, которого нет ни в одном другом фильме. Прокофьев, один из величайших балетных композиторов всех времен, умел делать свой музыкальный жест столь же красноречиво, как танцор или актер, а Эйзенштейн использовал музыку Прокофьева как прирожденный хореограф.

Александр Невский (1938) — Николай Черкасов в роли Александра Невского

Александр Невский

:

Разве здесь не хватает места, чтобы стоять и сражаться?

Василий Буслай

:

Эти места нам неизвестны и покрыты тьмой. На нашей стороне будет легче сражаться. Выведите свои войска из озера, принц.

Гаврило Олексич

:

Торопитесь, принц, он разумно говорит.Мы вернемся на нашу сторону озера до восхода солнца. Будет легче бороться стоя на своей земле. У каждого камня есть друг, у каждого оврага — брат.

Александр Невский

:

Тот, кто не будет сражаться на вражеской земле, не нуждается в своем! Мы будем сражаться на чужой земле. Понял?

Проповедь в праздник святого Александра Невского

6 декабря чада Русской Православной Церкви поминает святого благоверного князя Александра Невского. За свою жизнь он совершил несколько выдающихся подвигов. Мы восхваляем его заслуги как военачальника, полевого командира, дипломата и политика. Однако основой его блестящей государственной мудрости были великие христианские добродетели — смирение, честность и самоотречение, и их проявление сделало всю его жизнь великим христианским подвигом.

Честность и самоотверженность, он построил военные и политические союзы, необходимые для выживания его страны. Он объединил свои силы с монгольским ханом, чтобы дать отпор крестоносцам с Запада, и заручился поддержкой гордых новгородцев, которые вначале очень критически относились к нему.

Обладая смирением и твердой целеустремленностью, он выдержал суровые испытания и сделал трудный политический выбор для долгосрочного выживания своей страны и веры. Новгородцы восстали против монгольского хана и убили ханских сборщиков налогов.Хан потребовал реванша, и Россия была слишком слаба, чтобы противостоять его войскам. Так Александр Невский наказал убийц сборщиков налогов. Чем он выглядел в глазах новгородцев? Предатель? Эгоистичный правитель, цепляющийся за власть?

Его жизнь показывает нам, что значит служить Богу. Это означает быть чистым сердцем, молиться, чтобы знать Его волю и следовать ей, и смотреть в вечность. Он стал инструментом Божественного провидения, даже когда делал непопулярный выбор.

В сегодняшнем чтении Евангелия Господь говорит нам нести бремя друг друга, и так мы исполним закон Христа (Гал. 6: 2). Святой Александр Невский нес тяготы своей страны; он принял их близко к сердцу и упорно трудился, чтобы избавить их.

Он умер при посещении хана Золотой Орды. Его смерть была настолько неожиданной и преждевременной, что многие считали, что его отравили. Тем не менее, люди ценили мудрость его выбора и прославляли его имя.

За его набожность, порядочность и верность Господь наделил его дарами мудрости и хорошей государственной мудрости.Он проявил свой талант с большой любовью к своей стране и народу. Сегодня он по-прежнему остается одним из самых любимых святых русского народа, который произносит его имя в своих молитвах.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Александро-Невский монастырь: 1 HR / Экскурсии / Подробный путеводитель по Санкт-Петербургу. Культура, бизнес, туризм, шоппинг, ночная жизнь и многое другое. Информационная поддержка туристических и деловых поездок. / ГОРОД Петербург / Путеводитель по Санкт-Петербургу, Россия

Александро-Невский монастырь

Исторический и возрожденный Александро-Невский монастырь — это красивый комплекс церквей времен основания города и престижных кладбищ, на которых находятся могилы некоторых исторических культурных гигантов России, включая Чайковского, Достоевского, Глинки и других.

Петр I основал Александро-Невский монастырь в июле 1710 года на левом берегу Невы, недалеко от Черной реки, в том месте, где на шведских картах 17 века был изображен шведский форт «Ландскрона».

Ландскрон был первым укрепленным поселением на территории будущего Санкт-Петербурга, как пишет С.Шульц в своей книге « Санкт-Петербургские церкви ». Построен летом 1300 года, через год был разграблен войсками князя Андрея, сына Александра Невского.

Когда Петр I решил перенести святые останки Александра Невского в Санкт-Петербург, он сам отметил место, где должны были быть сохранены останки.

Было выбрано место и построена часовня на верхнем левом берегу Невы в память о знаменитой Невской битве 1240 года между войсками молодого новгородского князя Александра Ярославича и шведского полководца Бергера, завершившейся поражением шведов. Петр I знал, что фактическое место битвы было выше на левом берегу Невы, ближе к устью реки Ижора, где в начале XVI века уже была построена деревянная церковь.Однако он считал более важным поставить монастырь ближе к его новой российской столице.

После того, как войска Петра I нанесли поражение шведам под Полтавой в 1709 году и захватили Выборг, Ригу и Ревель в 1710 году, Санкт-Петербург считался безопасным. В 1712 году на левом берегу Черной реки была построена первая деревянная церковь на месте будущего монастыря. Он был освящен 25 марта 1713 года в присутствии Петра I. Вскоре к нему были пристроены монашеские кельи, и на этом месте официально началась монашеская жизнь.

В 1717 году на северном берегу Черной реки над могилой царицы Натальи, любимой сестры Петра, умершей 18 июля 1716 года, был построен каменный храм. В том же году по плану архитектора Доминико Трезини началось строительство двухэтажной церкви во имя Святого Александра Невского. 30 августа 1724 г. храм был освящен, и в нем торжественно помещены останки святого Александра Невского. Останки были привезены в Санкт-Петербург из древнего русского города Владимира.Путешествие длилось несколько месяцев. Для перемещения останков был построен специальный ковчег, покрытый малиновым бархатом. Святые останки встречали и сопровождали во всех деревнях и городах по пути с крестами и иконами, короткими церковными службами и звоном церковных колоколов. День, когда останки были перенесены в новую церковь, ежегодно отмечался как праздник.

В 1750 году императрица Елизавета приказала построить серебряный храм для святых останков. Святилище было восемь футов три дюйма в длину и три фута семь дюймов в ширину.

Святыня была украшена символикой знаменитой Ледяной битвы на льду Чудского озера в 1242 году и побед Александра Невского в Псковской и Невской битвах.

Невероятно, но на строительство святыни было потрачено более полутора тонн чистого серебра.

Ежегодно 30 августа императрица Елизавета совершала ежегодное паломничество из Казанского собора в Александро-Невский монастырь и после литургии обедала в монастыре.

Новый собор был построен в монастыре в 1776-90 гг. По проекту архитектора Ивана Старова.Новый собор был освящен во имя Святой Троицы 30 августа 1790 года в присутствии императрицы Екатерины II. В тот же день была перенесена серебряная святыня со святыми останками Александра Невского. В 1797 году император Павел I переименовал монастырь в Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь.

К началу 20 века на территории монастырского комплекса находилось 16 впечатляющих церквей. Сегодня сохранились пять: Свято-Троицкий собор, Благовещенская церковь, Св.Церковь Лазаря, Церковь Святого Николая и церковь Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая находится над монастырскими воротами.

В течение двухсот лет церкви монастыря предали земле королевских особ, а также высших государственных и церковных чиновников. Кабинет Петербургского митрополита и Санкт-Петербургский Духовный комитет также располагались в стенах монастыря. Кроме того, в монастыре располагалось петербургское духовное училище Александра Невского.Монастырю также принадлежал большой участок земли на правом берегу Невы, который он сдавал в аренду частным лицам.

Монастырь и церкви в комплексе пострадали от трагического разрушения большинства церквей в России после большевистской революции, но постепенно были возрождены с концом коммунистического государства.

Уже в январе 1918 г. большевики попытались захватить монастырь и его ценности. Вооруженные красногвардейцы ворвались в монастырь и убили священника Петра Скипетрова, когда тот пытался их остановить.Но прозвонили церковные колокола, и тысячи сторонников церкви собрались и предотвратили попытку большевиков разграбить церковь по этому поводу.

Однако вскоре после этого монастырь, соборы и церкви были закрыты, их церковные ценности были ограблены и разграблены. В 1919 году перед портиком Свято-Троицкого собора устроили Коммунистическую площадь.

В 1919-1945 гг. На монастырских кладбищах было похоронено

340 человек, в основном советские военные и партийные деятели.

После окончания Гражданской войны разграбление церквей якобы было узаконено. Согласно постановлению СССР от 23 февраля 1922 г. все церковные ценности, включая золото, серебро и ценные камни, подлежали конфискации. Затем ценности должны были быть переданы комиссии по предотвращению голода (Помгол).

6 марта 1922 года петроградский митрополит Вениамин был вызван в штаб Помгольской комиссии. Он согласился на передачу всех монастырских ценностей, которые не были абсолютно необходимы для проведения богослужений.Более того, он согласился с тем, что церковные чиновники также должны принимать участие в решении судьбы церковных ценностей.

Однако советские официальные лица вскоре были недовольны соглашениями и арестовали митрополита Вениамина, руководителей церкви, видных защитников и сторонников церкви и расстреляли их в ночь на 13 августа 1922 года.

С 1931 по 1936 годы все церкви и соборы монастыря были закрыты, в том числе Свято-Троицкий собор.

В 1932 г. на части территории монастыря был организован городской музей.

Оставшаяся территория была передана городскому правительству, которое вскоре распределило его под множество различных институтов, офисов и складов.

Новый виток разрушения церквей и старых монастырских кладбищ начался. Сотни могил были разрушены на Лазаревском и Тихвинском кладбищах. В то же время город перенес на эти кладбища мемориальные могилы ученых, художников, писателей, поэтов, композиторов и государственных служащих.Много грабежей и разрушения могил произошло и на третьем кладбище монастыря, Николаевском кладбище, расположенном к востоку от Свято-Троицкого собора.

В 1955 году после ряда ходатайств верующих города Свято-Троицкий собор был окончательно возвращен Православной церкви. Однако разрушение церковных построек и монастырских кладбищ продолжалось. Торговля могилами продолжалась и после 1959 года, когда она была официально разрешена.

Только в 1985 году в Николаевской церкви, расположенной на кладбище за Троицким собором, вновь начались службы, прекратились также торговля и перемещение могил. В июне 1990 года Свято-Троицкий собор стал центром празднования 750-летия Невской битвы, а в апреле 1992 года — центром 750-летия знаменитой Ледяной битвы на льду Чудского озера. в 1242 году. Более того, 3 июня 1989 года святые останки Александра Невского были возвращены в собор.До этого они хранились в Музее религии и атеизма в Казанском соборе.

Одной из самых интересных частей посещения монастырского комплекса является посещение могил многих известных деятелей искусства России.
Справа на Тихвинском кладбище находятся самые известные могилы. В дальнем правом углу от его ворот вы увидите внушительный бюст Чайковского, расположенный над его могилой. Рядом находятся могилы Рубинштейна, Мусоргского, Римского-Корсакова и Глинки.Если вы будете следовать по стене обратно в сторону ворот, то попадете к могиле Достоевского.

Другое главное кладбище, Кладбище Лазаря, обращенное к Тихвинскому кладбищу напротив входа, является местом упокоения нескольких великих ленинградских архитекторов, включая Старова, Кваренги и Росси.

Через канал в главной лавре или большом монастырском комплексе слева вы найдете Благовещенскую церковь в стиле барокко 1717-22 гг. , Ныне Городской музей скульптуры, который открыт ежедневно, кроме четверга.Примерно в 100 метрах дальше находится монастырский собор Святой Троицы 1776-90 гг., Который снова открыт для богослужений. Ежегодно 12 сентября сюда собирается большое количество молящихся, чтобы отметить праздник Александра Невского. Напротив собора — Дом петербургского митрополита. Справа на территории, выходящей на канал, находится Ленинградская православная академия, одна из двух в России (другая находится под Москвой, в Сергиевом Посаде).

Монастырь расположен в центре города, его легко найти на набережной реки Монастырки, 1.Зайти в него можно с Александро-Невской площади напротив гостиницы «Москва». Билеты продаются за пределами главных ворот, и летом вам, возможно, придется бронировать за час или два вперед. Часы работы с 11:00 до 18:00, кроме четверга и первого вторника месяца.



Распечатать этот документ


Вернуться в раздел Экскурсии

Учрежден Орденом Святого Александра Невского

«За заслуги перед Отечеством».

Девиз ордена Святого Александра Невского

21 мая (1 июня) 1725 года завещанием Петра Великого и высшим орденом Екатерины I учреждена одна из высших наград Российской Империи — Орден в честь Святого Господа и магистра Великого князя Александра Невского.

Князь-полководец Александр Невский пользовался большим почетом на Руси. Прославился победами над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями Тевтонского ордена (Ледяная битва 1242 г.). В 1724 г. по указу императора Петра I были перенесены мощи святого князя Александра Невского. с большой осторожностью от Владимира до новой столицы государства Российского — Санкт-Петербурга, до Александро-Невской Лавры. Указом Петра I день памяти святителя был установлен на 30 августа (10 сентября) — день заключения победоносного Нистадского мирного договора со Швецией.

Орден Святого Александра Невского был задуман Петром I как исключительно военная награда, но Император не реализовал своего предназначения.

Первые награды орденом были приурочены к свадьбе дочери Петра I и Екатерины I, царевны Анны Петровны с герцогом Карлом Фридрихом Гольштейн-Готторпским.

Среди 18 кавалеров новообразованного русского ордена были не только военные, но и гражданские. Таким образом, орден Александра Невского стал орденом, присуждаемым как за боевые заслуги, так и за государственную службу.

Всего за время правления Екатерины I орденом Александра Невского были награждены 63 человека (не считая самой императрицы). В середине 18-го -го -го века, до царствования Екатерины II, орден Александра Невского был награжден около 300 раз. Среди ее получателей: генерал-майор П.А. Румянцев, отличившийся в битве при Кунерсдорфе; Генерал-повар А. П. Ганнибал; Генерал-лейтенант В. И. Суворов, генерал-губернатор Пруссии во время Семилетней войны; Президент Академии Наук К.Г. Разумовский; один из основателей Московского университета И. И. Шувалов; просветитель и общественный деятель И. И. Бецкой и др.

В царствование императрицы Екатерины II более 250 человек были награждены орденом Святого Александра Невского. Среди них генерал-майор А. В. Суворов, генерал от инфантерии М. И. Кутузов, вице-адмирал Ф. Ф. Ушаков и де Рибас, тайный советник, известный историк и собиратель древних рукописей — А. И. Мусин-Пушкин.

При Павле I орденом Александра Невского были награждены 80 человек.Высокая награда удостоена государственного и общественного деятеля, адмирала, президента Российской академии наук, министра образования А.С. Шишкова.

Статут Ордена был опубликован 5 апреля (160 1797 г.). С этого года Орден стал украшаться бриллиантами, которые представляли его высокий класс. Такими орденами награждались не только русские, но и иностранные подданные. лимиты на количество держателей.

Крест ордена спереди и сзади покрыт красной эмалью.В середине креста на лицевой стороне было изображение святого Александра Невского на коне; между концами креста помещались двуглавые орлы под императорской короной. Серебряная восьмиконечная звезда Ордена имела в центре розетку с монограммой «SA» под княжеской короной. По окружности Ордена на красном фоне золотыми буквами было написано примечание: «За заслуги перед Отечеством».

С 1844 года, когда орден был вручен представителям нехристианской веры, вместо изображения Александра Невского и его монограммы на декоре было изображение российского императорского орла.С 1855 г. к ордену добавились два скрещенных меча.

Крест ордена носился на красной политой ленте через левое плечо; звезду носили на левой стороне груди.

Орден Александра Невского был отменен как государственная награда в 1917 году.

В годы Великой Отечественной войны, в 1942 году, учрежден Советский орден Александра Невского, которым награждаются все виды командиров, от взводов до дивизий включительно, проявившие мужество и способствовавшие успешным действиям своих частей.

Собор Александра Невского, Нижний Новгород

Собор Александра Невского (Новоярморочный) расположен в историческом центре Нижнего Новгорода, Россия. Великолепное архитектурное сооружение возвышается над Волгой и славится хранением мощей и иконы князя Александра Невского, а также изображений Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Петра и Февронии.

Собор заложен в 1864 году в память о визите императора Александра II на Нижегородскую ярмарку.Его строительство было инициировано местными купцами, которые хотели увековечить память о визите императора, а также предоставить храм для растущего в городе населения православных последователей. Нижегородский собор отличался от других церквей тем, что не имел постоянного прихода. Его прихожанами были купцы, приехавшие в город на знаменитую Нижегородскую ярмарку, от которой и произошло его второе название — Новоярморочный. Собор Александра Невского стал популярным местом встречи многих высоких гостей города, в том числе царской семьи и руководителей православной церкви.

Церковь была перенесена на ее нынешнее место на Нижегородской Стрелке в 1868 году, хотя строительство не было завершено до 1888 года. Храм был освящен в присутствии императора Александра III, его жены Александры Федоровны и его сына Николая.

Феноменальная конструкция и архитектура собора Александра Невского были очевидны с самого начала. На момент строительства собор высотой 87 метров был третьим по высоте в стране после московского Храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.Благодаря своему причудливому виду и необычным пропорциям, он быстро стал важной достопримечательностью на берегу Волги и еще одним примером великолепной архитектуры, которой известен Нижний Новгород.

Планировка и внешний вид собора Александра Невского весьма эклектичны, во внешнем убранстве сочетаются элементы разных архитектурных стилей. Это шатровая церковь, большая центральная часть которой окружена четырьмя маленькими куполами, а пять восьмиугольных шатров объединены в единую структуру.Двадцатитрехметровый иконостас расписал московский иконописец Федор Соколов. Дополнительные иконы из Макарьевского монастыря когда-то украшали его стены, прежде чем они были уничтожены в огне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts