Невьянская икона официальный сайт: Невьянская икона Художественно-исторический музей
Содержание
Невьянская икона Художественно-исторический музей
Невьянская икона Художественно-исторический музей
RUENG
Контакты
Первый частный музей иконы в России
Музей открыт Евгением Ройзманом в 1999 году
Первый частный музей иконы в России
Музей открыт Евгением Ройзманом в 1999 году
Первый частный музей иконы в России
Музей открыт Евгением Ройзманом в 1999 году
Невьянская икона
более 700 иконописных шедевров
Невьянская школа – вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания. Она самобытна, не имеет прямых аналогов среди других местных писем, ее отличает верность русским иконописным традициями, высокий уровень исполнения. Экспозиция музея – единственное полное собрание, охватывающее весь период существования невьянской иконы: с начала XVIII в. – до первой трети XX в.
О музее
Интерьер музея
Гости музея — Борис Гребенщиков
Старопечатные книги
Иконы в шитых окладах
Невьянская икона
Самая поздняя иконописная школа. Возникла в самом начале 18 века, последние известные работы датируются 30-ми годами 20 века. Музейная коллекция охватывает всю ее историю. В экспозиции находятся более 300 икон.
Красноуфимская икона
Самостоятельное направление невьянской школы. Отличается рядом характерных признаков. Бытовала на территории бывшего Красноуфимского уезда Пермской губернии.
Народная икона
Коллекция самобытных и выразительных произведений крестьянских художников. Не стесненные каноном, зачастую по уровню они не уступают мастерству профессиональных иконописцев
Шитые бисером оклады
Коллекция «рубашек», расшитых бисером, речным жемчугом, цветным стеклом, граненым хрусталем, аметистами, бериллами, гранатами, топазами, цветными кварцами и даже изумрудами. Занимались этим ремеслом женщины в семьях иконописцев.
Икона Русского Севера
Коллекция икон 16-19 веков. Не относятся к профессиональным иконописным школам, написаны в манере народного искусства.
Деревянная скульптура
Была распространена по всей России, особенно широко – на Урале и Русском Севере. Коллекция музея содержит более 50 экземпляров, среди которых есть уникальные предметы, например, фрагмент иконостаса 15 века
Тамара Эйдельман
Учитель истории школы N 67 г. Москвы, заслуженный учитель РФ
Я регулярно приезжаю со своими учениками в Екатеринбург, и мы каждый раз обязательно посещаем музей Невьянской иконы. Это замечательное собрание старообрядческих икон всегда производит на школьников сильнейшее впечатление. Высочайшее качество выставленных здесь произведений, возможность узнать о мире уральских старообрядцев и его значении для жизни Урала, о том, как создавались иконы – все это надолго остается у них в памяти. Ну и, конечно, незабываемым впечатлением каждый раз оказывается разговор с Евгением Ройзманом, который многие из них вспоминают через долгое время после возвращения домой.
И для меня, и для моих учеников, и для выпускников, которые регулярно приезжают сюда снова и снова, музей Невьянской иконы – одно из важнейших культурных мест Екатеринбурга.
Январь 2020
Черненко Вера
г. Орел
Радостное потрясение от масштаба, красоты, исторической и культурной ценности, погружение в историю, культуру России, от посещения этого замечательного музея! Спасибо за интересную, информативную экскурсию Лазарю! Спасибо Евгению Вадимовичу и сотрудникам музея за сохранение нашей истории.
16.03.2020
Вячеслав
г. Благовещенск, Амурская область
Впечатлен. Спасибо большое Дарье за очень интересный и познавательный урок истории. Спасибо за сохранение исторической и духовной памяти нашей Родины. Спасибо!
23.03.2020
Н.В. Терлищенко, Т.Б. Фролова
Екатеринбург, Калининград
С огромной благодарностью за доставленную радость. Собрание – коллекция икон потрясающие.
27.03.2020
Отзывы
Все статьи
Книги
Альбомы и сборники статей музея Невьянская икона
Заказать книги
Используя этот сайт, отправляя сообщения, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности
Используя этот сайт, отправляя сообщения, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности
Музей Невьянская икона, Екатеринбург – Афиша-Выставки
Музей в Екатеринбурге
Екатеринбург, Энгельса, 15
О месте Отзывы (2)
Первый в России частный музей, где собрана уникальная коллекция старообрядческой иконописи, открыл 10 лет назад поэт, депутат и главный в Екатеринбурге борец с наркотиками Евгений Ройзман. В мае Музей переехал из маленького помещения на улице Толмачева в двухэтажное и светлое здание на Белинского, 19 ( по соседству с особнячком, где располагается фонд «Город без наркотиков»). На первом этаже выставляются работы маститых уральских художников — Брусиловского, Сажаева, Метелева и Алексеева-Свинкина. Второй этаж полностью занимает Невьянская икона. Самая ранняя из икон – «Богоматерь Египетская» — датирована 1734 годом. Самая поздняя — «Спас Вседержитель» — считается, была написана в 1919-м. Всего в собрании музея около 600 экспонатов: иконы, оклады, кресты, книги, деревянная скульптура. На сегодняшний день выставлено чуть более половины (остальное на реставрации, либо в запасниках). Время от времени экспозиция будет меняться.
Телефон+7 (343) 220 66 50
АдресЕкатеринбург, Энгельса, 15
Метро
Геологическая
Площадь 1905 года
ЦенаВход 200–250 р.
Официальный сайтekaterinburg. guide
СоцсетиВконтакте
Режим работысб-вc 11.00–18.00
Статус
Откроется в субботу в 11.00
Рестораны рядом
Отзывы о музее «Невьянская икона»
2
Настасья Пилецки
46 отзывов, 75 оценок, рейтинг 35
7
не надо быть фанатом православной религии, чтобы зайти в этот музей. или фанатом-борцом с наркоманией. все это ерунда.
это просто интересная подборка по сюжетам и временам. даже без экскурсии начинаешь видеть разницы в иконах, историчность и специфичность. когда на одной стенке висят 10 икон вроде бы одинаковых мадонн с младенцем, а присматриваешься — они абсолютно разные! Класс!
к посещению обязательно!
8 декабря 2010
Aniramas
61 отзыв, 134 оценки, рейтинг 19
7
Очень маленький музей, но действительно уникальный. Как понятно из названия — это невьянская иконописная школа. иконы старинные, их собирали по деревням. Народу в музее всегда мало, поэтому удается почувствовать атмосферу: очень тёплый и интересный музей.
19 ноября 2007
Все отзывы
Подборки «Афиши»
Выставки ноября в Москве: Грабарь, Шагал и «Сны Сибири»
Земля, песок и соль в работах художников на II Кавказской биеннале
Выставки октября в Москве: Мельников, Дягилев и паблик-арт
Новый сезон разговоров об искусстве: лектории в московских музеях
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Прекрасные лица Русского Севера
Русский Север неизменно очаровывает и изумляет исследователя русской истории не в последнюю очередь из-за своих ассоциаций со старообрядцами и их традициями, предшествовавшими современной истории. Если вы планируете посетить Москву этой зимой или весной, убедитесь, что в вашем списке есть Музей русской иконы и особенно прорывная выставка «Благолицые образы горно-индустриального Урала: три века невьянской иконы».
Святой Николай Чудотворец с житием, 1836, мастерская Богатыревых, Музей Невьянской иконы, фрагмент.
Прекрасные образы горно-промышленного Урала: три века невьянской иконы Охватывает 300-летнюю историю невьянской школы иконописи и включает более 100 редких произведений искусства. Все эти иконы возникли в промышленном центре Урала и были изготовлены местными старообрядческими общинами (большой группой русских православных, которые никогда не принимали религиозные реформы патриарха Московского Никона, проведенные между 1652 и 1666 годами). По мнению исследователя и коллекционера Евгения Ройзмана, расцвет невьянской школы иконописи приходится на период с 1734 по 19 годы.19. Выставка стала возможной благодаря совместным усилиям двух частных музеев и их владельцев: Музея Невьянской иконы в Екатеринбурге, основанного в 1999 году российским политиком и коллекционером произведений искусства Евгением Ройзманом, и Музея русской иконы в Москве, основанного бизнесменом и коллекционером Михаилом Абрамов.
Интерьер Музея невьянской иконы
Впервые москвичи и гости из-за рубежа имеют возможность познакомиться с малоизвестным явлением русской культуры и искусства. Несмотря на всестороннее изучение невьянской иконы в России (и даже в советский период), она малоизвестна широкому кругу зарубежных ученых и искусствоведов. Между тем невьянская школа имеет свои отличительные черты и стилистические особенности. Среди них наиболее ярко выражена белизна лиц — так называемые «светлые лики» персонажей, изображенных на иконах. Такого эффекта иконописцы добивались особым приемом постепенного нанесения возрастающих количеств белил на основные охристые слои или штриховкой белилами. Это изобретение быстро стало традицией, которую продолжили последующие поколения местных иконописцев.
Другим приемом, который выделяет эти иконы, является паркет – специальное нанесение ценных пород дерева, таких как береза или кипарис, на основную панель для создания гладкой живописной поверхности. Большинство невьянских икон были изготовлены из липы с применением передовой техники полировки. Очевидно, иконописцы воспользовались удобствами железного завода, изготовив иконостас исключительного качества. Паркет был новой техникой, пришедшей в Невьянск из Москвы, из Оружейной палаты Кремля. Эта техника использовалась только для икон на заказ. Мастера преуспели в этом в 18 веке, когда железный завод в Невьянске имел свой деревообрабатывающий цех с отличными мастерами. После 1758 г. все известные невьянские иконы писались на обильно позолоченном фоне. Невьянские мастера работали только по частным заказам, никогда не собираясь выпускать иконы для массового рынка, отсюда их высокое качество и кропотливая работа кистью. В отличие от средней полосы России того времени, невьянские иконы никогда не писались маслом – только темперой.
Весьма примечательно и то, что, по мнению Евгения Ройзмана, невьянские иконы имели дополнительную функцию: служили тайным знаком, идентифицирующим старообрядцев. Войдя в дом и увидев такую икону в красном углу (т. братья. Следуя старой византийской практике, старообрядческие общины никогда не вешали свои иконы на стену, а только ставили их против какой-либо опоры. Они всегда имели свои отличительные обрядовые практики и разделяли уникальное отношение к иконам и иконопочитанию, иногда интерпретируя его содержание иначе, чем господствующая церковь того времени.
Жизнеописание Икона святой княгини Ольги 1836 года, мастерская Богатыревых, Невьянский музей икон.
Центральным изображением экспозиции является Житие икона Святителя Николая , центральная сцена которой изображает перенесение его мощей из города Миры в Ликии в Бари в Италии. Старообрядцы увидели в этом доказательство всеобщего почитания и любви к святому всего христианского мира. Таким образом, святой Николай, святой неразделенной Церкви, мог объединить и примирить различные христианские и православные конфессии. Особое значение для старообрядцев имела и другая невьянская икона равноапостольной княгини Ольги из собрания Музея русской иконы. Ольга была первой православной государыней России, принявшей крещение в Константинополе и явившей чистоту православной веры, что было очень важно для старообрядцев, видевших себя хранителями древней веры, неискаженной новыми реформами.
На протяжении многих веков русские старообрядцы (большая группа русских православных, так и не принявших реформ, проведенных патриархом Московским Никоном между 1652 и 1666 годами) искали убежища для своих общин, продвигаясь дальше на север, волна за волной. В основном именно они стали первыми колонизаторами Урала. Старообрядцы сохраняют богослужебные и обрядовые обычаи, характерные для России допетровских времен. Названные официальной Русской православной церковью «раскольниками» и преданные анафеме, эти общины стремились бежать из Центральной России с ее суровым управлением, невыносимыми двойными налогами и религиозными преследованиями. Таким образом, они также стали ассоциироваться с «золотым веком русского железа», который восходит к стратегическому решению Петра Великого в конце XVII века продвигать вперед основание железоделательных заводов в России. связь с доиндустриальными «рабочими городками» на Урале.
Портрет Никиты Демидова, основателя династии.
Когда Никита Демидов (1656–1725), основатель промышленной династии Демидовых, прибыл в Екатеринбург по приказу царя Петра Великого, ему пришлось в основном полагаться на своих старообрядцев. Демидовы никогда не воспринимали их религиозные убеждения как помеху — напротив, старообрядцы славились своей принципиальностью, трудолюбием и деловой хваткой. Более того, все они были грамотны, так как практиковали изучение Библии, мало чем отличаясь от своих протестантских собратьев в Западной Европе.
В течение нескольких десятилетий Урал стал центром производства чугуна в России, где заводы часто были оснащены более крупными и лучшими инструментами и оборудованием, чем в Европе. Невьянск, расположенный в 90 км к северу от Екатеринбурга, стал первым из этих новых городов-заводов. Основанный Никитой Демидовым в 1699 году Невьянск, «дедушка уральских заводских городов», стал одним из важнейших заводов не только на Урале, но и в Европе как по количеству и качеству производимого металла, так и по соперничая с английским и шведским железом. Его примеру последовал новый завод в Екатеринбурге, к которому присоединились недавно открытые железные рудники в Колыбани.
Вид Невьянского завода, 1734 год.
Все это благотворно сказалось на невьянской школе иконописи: живописцы получали более крупные заказы от богатых, все более взыскательных и изощренных меценатов, требовавших работ исключительного качества. Считается, что невьянская икона стилистически связана с суздальской иконописной школой (мстерой), ярославской школой, мастерскими Оружейной палаты Московского Кремля и так называемой «строгановской школой» иконописи. Наверное, никакая другая икона не демонстрирует это лучше, чем «Из чрева Моего прежде утренней звезды родила Тебя», трактуя сложнейший богословский сюжет, восходящий к Пс. 109: 3. Эти строки из Пс. 109 обильно упоминаются во время праздничных Рождественских служб, отмечаемых Восточной Православной Церковью, и цитируются в 17-й кафизме. Икона, их интерпретирующая, превосходна по своему лиризму, красоте, тонкости исполнения и глубокой мистике своего богословия. Без сомнения, это одна из изюминок выставки, бесспорный шедевр невьянской школы.
Из чрева моего до утренней звезды Родила я тебя, 1832, Мастерская Богатыревых, Музей Невьянской иконы.
Количество сохранившихся невьянских икон очень ограничено: многие не пережили гонений XIX века и советского времени. Лучшими считаются иконы 18-го и начала 19-го веков. В ХХ веке эта уникальная иконописная традиция пришла в упадок, как только Октябрьская революция докатилась до края и все заводы Демидовых были национализированы. Российский искусствовед Герольд Вздорнов считает невьянские мастерские представителями последней русской самобытной живой школы иконописи, соединившей в себе некоторые архаические традиции (сдержанная цветовая палитра, строгость, ограниченное количество пигментов, архаичная постановка фигур и т. д.) с передовыми технологиями иконописи. его день.
К счастью, многие из этих икон были спасены, отреставрированы и буквально вырваны из небытия заядлым коллекционером и историком Евгением Ройзманом, у которого в запасе немало волнующих и занимательных историй об их приобретении, реставрации и исследованиях. Если повезет, можно даже записаться на экскурсию по выставке Невьянской иконы в сопровождении самого господина Ройзмана, так как он часто ездит с этой целью из Екатеринбурга в Москву (для организации экскурсии обращайтесь в Музей русской иконы, если ты заинтересован). В противном случае вам придется утешаться виртуальной экскурсией по Музею невьянской иконы.
Для получения дополнительной информации о шоу перейдите по ссылке.
|
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ: 10 июля 2018 года Годовщина 9 июля 635 года Тихвинской иконы Божией Матери и праздника Александро-Невско-Ново-Тихвинского женского монастыря была совершена архиерейская Литургия. возглавили Высокопреосвященнейший митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; Преосвященный епископ Канберрский Георгий, викарий Австралийско-Новозеландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей; Преосвященный епископ Каменский и Алапаевский Мефодий; Преосвященнейший епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений и Преосвященнейший епископ Серовский и Краснотрутинский Алексий. Служило также множество клириков Екатеринбургской митрополии и Русской Зарубежной Церкви. Проповедь произнес приехавший из Москвы протоиерей Артемий Владимиров. Несколько тысяч верующих приложились к Тихвинской иконе Божией Матери. Многим приходилось стоять вне храма и во дворе во время службы. Священники вышли из храма для приношения Святых Даров. После Литургии вокруг Александро-Невского собора прошел традиционный крестный ход с Тихвинской иконой. После молебна митрополит Кирилл поздравил и благословил молящихся: Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником чудесно явившейся иконы Божией Матери, именуемой «Тихвинская икона». 635 лет назад под городом Тихвином. С тех пор русский народ почитает ее и считает знаком особой любви Божией Матери к земле нашей и ко всем живущим здесь и почитающим Ее. Почитание Богородицы – доброе дело каждого истинного христианина. Для этого есть множество причин; не только тогда, когда мы празднуем один из Двенадцати Великих Праздников в Ее честь или на Ее иконы, как сегодня, перед Тихвинской иконой. |