Как правильно исповедовать грехи: как исповедоваться, в чем каяться, какая исповедь не примется Богом

Разное

как исповедоваться, в чем каяться, какая исповедь не примется Богом

А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).

Фото: Борис Гуревич fotokto.ru

– Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?

– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:

1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.

2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.

3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.

А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.

– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?

– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.

– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?

– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.

– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?

– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.

– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?

– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.

– Как научиться видеть свои грехи?

– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.

– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?

– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.

– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?

– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.

Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.

– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?

– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.

– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?

– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.

Беседовала Наталья Горошкова

Об исповеди. Как правильно исповедоваться?

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

(Православный катехизис)

 

Что такое исповедь?

 

Крещение омывает грехи, но не изменяет природу человека, склонную ко греху, который удаляет человека от Бога. Всю земную жизнь человек непрерывно борется с грехом, но эта борьба не обходится без временных поражений и падений. Но как бы ни были велики грехи людские, милосердие Божие бесконечно и щедроты Его бесчисленны. Господь вновь возводит падших, даруя им видение своих грехов, раскаяние в них и духовную силу для отвержения зла. Господь не хочет смерти грешника (Иез.33.11), чтобы избавить от нас, грешных, от смерти Он принял страдания и крестную смерть. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.(1 Ин.1:8-9)

 

В таинстве покаяния происходит воссоединение и примирение человека с Богом и с Церковью — обществом Господним, вне которого спасение является невозможным.

 

 

Важная часть таинства покаяния, — исповедь, — была известна христианам уже во времена апостолов, о чем свидетельствует книга Деяний апостольских (19:18): Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. В Древней Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов было или тайным, или открытым, публичным. К публичному покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили соблазн в Церкви.

 

В зависимости от тяжести грехов назначались и церковные наказания: лишение на определенное время права участвовать в жизни Церкви, в ее главном таинстве — причащения Тела и Крови Христовой, и наконец, за самые тяжкие грехи (убийство, прелюбодеяние) при нераскаянии виновные публично отлучались от церковного общения. После покаяния исправившийся грешник вновь принимался в церковную общину.

 

Зачем нужен священник?

 

Исповедь — это наш разговор с Богом, это открытие Ему, а не сколько священнику нашего греха. В таинстве исповеди священнослужитель является свидетелем. Но участие в исповеди он принимает потому, что является человеком, облеченным силой и славой Бога, которая дана ему в Таинстве Священства. Одно из проявлений этой славы и силы — это власть Христова вязать и решить грехи человеческие: то, что свяжете на земле, то будет связано на небесах, и то, что разрешите на земле, будет разрешаемо на небесах. Облеченный славой, но не лишенный грешности, то есть, по личному немощный, но сильный во Христе, он является свидетелем некой тайны человеческой и должен быть человеком, начитанным в Писаниях, сострадательным, внимательным, и еще много нравственных и духовных требований. Чтобы не усугубить страх грешника за свои грехи, не обидеть, не отогнать, но помочь справиться с собой, исправиться и о Господе возрадоваться. Как невозможно лично себя самого причастить, так невозможно и совершить над самим собой Таинство исповеди.

 

 

Открытое исповедание грехов перед священником только идет нам на пользу, оно смиряет нашу гордость, часто нежелающую иметь свидетелей наших недостатков и грехов. Ведь именно гордость внушает человеку, что достаточно одного осознания греха, а пойти и исповедаться в церкви перед священником — это лишнее. Поэтому в покаяние некой ниточкой, скрепляющей эту ткань, вплетается и исповедь, которая довершает все покаянные труды человека. Священник принимает исповеди не как святой у грешников, а как сострадающий и соболезнующий братьям. Его задача — не мешать Христу прийти к грешнику и помочь грешнику открыть душу перед Христом. На исповеди священник именно третий, а не второй и не первый. Неважно, что священника видно, а Христа — нет. Христос — первый и главный.

 

Исповедь — это не то, что вы священнику рассказываете о самом стыдном. Это Таинство примирения с Богом. Покаяние — это не самобичевание и самообвинение в грехах, а изменение образа мыслей, когда вы хотите справиться с чем-то плохим внутри себя, хотите, чтобы этого больше не было, и просите и ищете у Господа помощи, чтобы все получилось.

 

Как надо исповедоваться?

 

Исповедь церковная имеет свои особенности. Как правило, человеку, желающему исповедоваться в церкви, дается время на подготовку. Церковь в таких случаях советует уединение, сугубую молитву, пост. Так человеку проще увидеть себя, привести в порядок свои мысли и чувства. Многие люди спрашивают: как надо исповедоваться? Ответ на это прямой, самый решительный может быть таков: исповедуйся, словно это твой предсмертный час; исповедуйся, словно это последний раз, когда на земле ты сможешь принести покаяние во всей своей жизни, прежде чем вступить в вечность и стать перед Божиим судом, словно это — последнее мгновение, когда ты можешь сбросить с плеч бремя долгой жизни неправды и греха, чтобы войти свободным в Царство Божие.

 

 

Нужно помнить, что исповедь — это важная часть покаяния, но покаяние не должно сводиться только к исповеди. Сначала, действительно, нужно подумать, понять, в чем мы согрешили, помолиться, покаяться перед Богом, затем нужно попросить прощения у тех, перед кем мы согрешили, примириться с ними, и постараться по возможности исправить совершенное нами — или твердо решить, как в дальнейшем мы будем поступать в подобных ситуациях. И вот тогда уже идти на исповедь.

 

Если мы будем так думать об исповеди, то наша исповедь будет искренна и правдива. Мы не задумывались бы над тем, что нам сказать или чего не говорить; мы говорили бы все, что в нашем сознании представляется неправдой, грехом: все то, что делает меня недостойным моего человеческого звания, моего христианского имени.

 

Исповедь должна быть предельно личной, не какой-то общей, а своей собственной, потому что решается собственная судьба. И поэтому, как бы несовершенен ни был мой суд над самим собой, нужно начинать с вопроса к себе: чего я стыжусь в своей жизни? Что я хочу укрыть от лица Божия и что я хочу укрыть от суда собственной совести, чего я боюсь? И этот вопрос не всегда легко решить, потому что мы так часто привыкли прятаться от собственного суда, что когда мы заглядываем в себя с надеждой и намерением найти о себе правду, нам это чрезвычайно трудно; но с этого надо начать.

 

Кроме всего прочего, стоит посмотреть вокруг и вспомнить, что о нас думают люди, как они реагируют на нас, что случается, когда мы оказываемся в их среде, — и мы найдем новое поле и новое основание для суда над собой…Мы знаем, что мы не всегда приносим радость и мир, правду и добро в судьбу людей; стоит окинуть взором ряд наших самых близких знакомых, людей, которые нас так или иначе встречают, и делается ясным, какова наша жизнь: скольких я ранил, скольких обидел, скольких так или иначе соблазнил.

 

А дальше вспомним, как о нас судят люди: часто их суд едок и справедлив; часто мы не хотим знать, что о нас думают. Потому что это — правда и осуждение наше. И наконец, мы можем обратиться к суду Евангельскому и поставить вопрос: как судил бы о нас Спаситель, если бы Он посмотрел — как на самом деле и делает — на нашу жизнь?

 

 

Поставьте себе эти вопросы, и вы увидите, что исповедь ваша будет уже серьезная и вдумчивая и что уже не придется вам приносить той пустоты, того детского, давно изжитого лепета, который часто приходится слышать.  И не вовлекайте других людей: вы пришли исповедовать свои грехи, а не чужие. Обстоятельства греха имеют значение иногда, но рассказы о том, что случилось, почему и как — к исповеди не имеют отношения, это только ослабляет в вас сознание вины и дух покаяния. Исповедь действительно должна быть вдумчивой, но «вдумчивая» не означает «длинная». Потому что чаще всего исповедь затягивается по нескольким причинам. Во-первых, когда мы пытаемся объяснить священнику все обстоятельства, при которых был совершен грех, но чаще всего этими ненужными подробностями или пытаемся себя оправдать, или не каемся, а пересказываем какой-то эпизод из нашей жизни. Исповедь бывает длинной, но не вдумчивой, когда человек перечисляет огромное множество мелких, повседневных грехов, но за этим перечислением теряет собственно покаяние — главным становится все назвать, ничего не пропустить, все перечислить. 

 

Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего — жажда очиститься от них. Конечно, можно записать грехи на бумажку, но один из священников говорил, например, что если у меня где-то болит — я сразу на это доктору смогу указать, так и на исповеди должно быть: если я в чем-то искренне каюсь, то мне не нужно зачитывать это по бумажке, этот грех для меня так болезненен, что забыть о нем я просто не смогу.

 

Иногда у нас исповедь превращается в «разговор по душам» со священником, и это тоже неправильно. Нужно разграничивать очень четко: вот сейчас я исповедуюсь, а вот сейчас я хочу священника о чем-то спросить, попросить совета, и т.п. И дело тут не в том, чтобы не утомить священника многоглаголанием, а в том, чтобы мы учились правильно каяться. Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

 

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются.

 

И опять же вопрос: один и тот же грех — мы и каемся, мы его и повторяем. И что же теперь — не каяться совсем или не повторять грех? Не повторять грех — это, конечно, замечательно, это уже исправление жизни. Но если не получается, то все равно надо: упал, встал, иди. Святитель Тихон Задонский говорил, что наше спасение совершается не от победы к победе, а от поражения к поражению. Упал, встал — и иди дальше. Тогда будет постоянное покаяние. Вот, посуда, которой мы пользуемся постоянно. Можно решить: зачем ее мыть каждый раз, если она опять испачкается. Но ведь если ее не мыть, то пользоваться ей потом будет просто невозможно. Так и душа наша. Сколько бы мы не каялись, всё равно нужно каяться. Но должны быть не только слова, не только чувства, может быть самые благодатные, самые сокрушенные, — должны быть и дела.

 

О «мелких» грехах

 

Если человек ежедневно кается подобным образом, у него не будет возникать вопрос, что сказать на исповеди. Бывает ведь, что и так говорят: «Батюшка, не знаю, что и сказать, живу, как все, особых грехов у меня нет, никого не убивала. Грехи, конечно, есть — кто же в наше время без греха? — но они повседневные, в основном всякие мелочи». Если человек говорит так, значит, он духовно еще слеп. Такому человеку надо молиться словами преподобного Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения». На самом деле в духовной жизни нет мелочей: всякий грех отделяет нас от Бога, даже, казалось бы, самый незначительный.

 

По сути, вся наша греховная тьма как раз и состоит из таких мелких грехов, которыми наполнена наша жизнь, — из мелкой лжи, мелкого воровства, мелкого лукавства, мелкой злобы. Иногда мы думаем, что это даже и не грехи, а лишь «отдельные недостатки». Но исповедь — это не тот момент, когда мы должны оглядываться на других и сравнивать себя с ними: лучше ли мы их, хуже ли, или как все. Фарисей оглядывался на других и думал, что он лучше многих. А мытарь не оглядывался ни на кого — он лишь всматривался в глубины своей души и сокрушался перед Богом. Может быть, в чем-то мы и лучше других, но не об этом должна идти речь на исповеди. Мы должны говорить о том, в чем мы согрешили против правды и любви Божией, потому что именно об этом нас спросят на Страшном суде.

 

Приходя на исповедь, люди иногда пытаются перечислить все возможные свои грехи, в том числе и самые незначительные («съела шоколадку в постный день», «постирала носовой платок в воскресенье» и т. п.), думая, что если что-то не будет названо, оно не будет прощено. Но совершенно очевидно, что перечислить все наши грехи мы все равно не в силах: мы всегда скажем лишь немногое из многого. На исповеди нужно говорить о главном — о том, что отделяет нас от Бога.

 

 

Об эпитимии и духовниках

 

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося эпитимию — духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. К эпитимии нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить эпитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

 

Каждому христианину хорошо было бы иметь духовника. Им может быть приходской священник, служитель храма, в который мы постоянно ходим молиться, может быть священник, который служит в другом храме, а может — инок монастырский, и он будет нашим пастырем, к которому мы постоянно приходим со своими духовными нуждами и, самое главное, со своими грехами. Когда человек начинает ходить к одному священнику, не обязательно сразу заявлять: «Будьте моим духовником, а я буду вашим пасомым», — и этим как бы очертить круг обязанностей. Дело не в названиях, а в том, как складываются отношения. Но есть и другая крайность, когда люди находятся в постоянном поиске старцев или более благодатных священников. Тем самым может ставиться под сомнение само таинство, как помощь Божия, подсознательно происходит подмена и надежда на отдельного человека, хоть и наделенного священным саном.

 

Иногда люди приходят на исповедь, чтобы пожаловаться на жизнь. Что-то в жизни не сложилось, постигла неудача, и человек приходит к священнику, чтобы сказать, как ему трудно. Надо помнить, что священник — это не врач-психотерапевт, а храм — не то место, куда нужно приходить с жалобой. Конечно, священник в каких-то случаях должен выслушать, утешить, ободрить, но нельзя сводить исповедь к психотерапии.

 

По окончании исповеди желательно искренне произнести «каюсь». Когда священник возлагает на голову кающегося епитрахиль и читает молитву — это означает возвращение ему Божией милости. После этого следует поцеловать крест в знак того, что Крестом Христос победил грех и смерть; затем поцеловать Евангелие, тем самым обещая жить по заповедям Евангельским. Евангелие и крест, лежащие на аналое во время исповеди знаменуют присутствие Самого Спасителя. Через покаяние человек возвращается в число верных чад Церкви и осеняется благодатью Христовой.

 

Об искренности и молитве своими словами

 

В духовной жизни бывают спады и подъемы. Каждый христианин замечает это по тому, как он относится к своему покаянию, к сокрушению души. Если он стремится на исповедь, стремится покаяться во всем, очиститься — это добрый плод. А если он холодно относится к исповеди, если думает, что это не очень важно, что Бог так простит — то это говорит о состоянии далеко не горячем. Если мы сокрушаемся и очищаемся пред Богом, значит, такое же у нас отношение к ближнему. Любя Бога, мы любим и ближнего.

 

Такого рода исповедь один на один с Богом мы должны приносить Ему каждый день. Это то самое «исповедание грехов повседневное», которым завершаются вечерние молитвы, содержащиеся в Молитвослове. Может быть, лучше приносить покаяние своими словами, а не просто перечислять написанные в Молитвослове грехи. Встать перед Богом и сказать честно, серьезно, ответственно: «Господи, сегодня я сумел сделать то-то и то-то, а вот того-то и того-то не сделал. За доброе благодарю Тебя, а в дурном каюсь и прошу прощения».

 

О регулярности исповеди

 

К частоте исповеди каждый христианин может относиться, исходя из реалий своей духовной жизни. Но странно думать о Боге как о прокуроре, считать, что есть некая небесная бухгалтерия, которая зачетом принимает все наши исповеданные грехи и ластиком стирает их из какого-то гроссбуха, когда мы пришли на исповедь. Поэтому мы боимся, а вдруг что забыли, вдруг не сказали, и ластиком не сотрется?

 

Даже если мы приходим на исповедь часто, например, раз в неделю, мы не должны относиться к этому таинству как к какому-то будничному, повседневному событию. Частота исповеди не обязательно тождественна качеству. Каждая исповедь — это событие исключительно важное для нашей духовной жизни, потому что на исповеди Бог дает нам возможность еще до Страшного суда несколько минут побыть на Страшном суде и осудить самих себя до того, как мы будем осуждены кем-то другим: людьми ли, которых мы обидели, Богом ли, Которого оскорбили своими грехами. Страшный суд станет тем моментом, когда внезапно откроется все, что мы сейчас в себе не видим, когда вся грязь, которую мы в себе накопили, вдруг обнаружится. Более того, Страшный суд станет моментом, когда приносить покаяние будет уже слишком поздно, потому что покаяние имеет смысл только тогда, когда мы свою жизнь можем исправить, когда совершённое зло можем загладить добром. И в таинстве исповеди дается нам возможность пережить — пусть хотя бы на краткий миг — опыт предстояния на суде Божием, когда мы остаемся один на один с Богом. Священник же в данном случае — только свидетель, ходатай за нас перед Богом.

 

Исповедь и Причастие

 

Исповедь и Причастие — это два самостоятельных таинства, которые литургически никак не связаны одно с другим. Практика исповеди перед Причастием существует в нашей Поместной Православной Церкви в течение долгого времени, хотя ее нет, и не было, в Греческой Церкви. Поэтому Исповедь не является каким-то только пропуском к Причастию или придатком к другому таинству, это отдельное и важное таинство общения с Богом и особенное действие Его благодати.

 

Сокрушение о своих грехах — самое главное, что дает человеку возможность причаститься Святых Христовых Таин. Иначе, если человек исповедался перед причастием и почувствовал себя уверенным в том, что теперь-то он достойно причастится, теперь у него есть право принятия Святых Христовых Таин, то страшнее этого ничего быть не может. Как только человек почувствует себя достойным, как только человек почувствует себя вправе причащаться, — наступит самая страшная духовная болезнь, которая только может постигнуть христианина. Посему во многих странах причастие и исповедь не являются обязательной сцепкой. Исповедь совершается в свое время и в своем месте, причастие совершается во время Божественной литургии.

 

Исповедь и пост

 

Великий пост — это время, когда у нас есть возможность пересмотреть и изменить свою жизнь, когда мы можем примириться с Богом и ближними. И примирение это наступает благодаря не словесному лишь исповеданию нашей греховности, а тем делам, которые мы противопоставим прежним грехам. Не случайно в песнопениях Великого поста говорится: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды… всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы…». Именно в этом заключается истинное покаяние. Ибо если мы на исповеди каемся в том, что осуждаем других, а выходя из храма повторяем прежнее, то в чем был смысл исповеди? И если мы исповедуемся в том, что ссоримся с близкими родственниками, а, вернувшись домой после Литургии, опять с ними ссоримся, то ради чего мы исповедовались? Если мы будем перечислять один и тот же грех каждый раз, когда приходим на исповедь, но при этом ровно ничего не делать, то эта исповедь оказывается очень даже сомнительной.

 

Каждый раз, когда мы вступаем в Великий пост, когда на богослужении слышим покаянные молитвы и песнопения, мы должны подумать о том, как нам переменить свою жизнь и как сделать, чтобы раскаяние за прожитые годы не было бесплодным, но чтобы оно приносило реальные плоды в нашей христианской жизни.

 

Подготовил Андрей Герман

Как исповедовать свои грехи перед Богом

«Ибо, когда я молчал, иссохли кости мои…» (Псалом 32:3) Я испытал те же мучения – я уверен, что все мы. Что бы подумали мои друзья, если бы узнали? Что подумает мой супруг? Что бы подумал Бог? Скрытый грех ловит и мучает, и в конечном итоге убивает (Иакова 1:15). Сокрытие — древняя проблема. Не послушавшись наставления Бога, наши прародители спрятались от Бога, чтобы избежать Его суда. Это остается нашей естественной склонностью.

Библия призывает нас выйти из тьмы и приглашает нас к свету истины. Он делает это, повелевая нам исповедовать свои грехи. Только через исповедь мы испытаем радость и свободу прощения. «Я сказал: исповедую Господу преступления мои, и Ты простил беззаконие моего греха». (Псалом 32:5)

Что такое исповедание греха?

Мы исповедуем свой грех, признав, что нарушили Божий закон. В отличие от сокрытия или лжи, исповедание греха является признанием того зла, которое мы совершили перед потерпевшими. Неважно, кого мы обидели, мы должны признать, что сначала оскорбили Бога. Царь Давид, переспавший с Вирсавией и убивший ее мужа, чтобы скрыть это, взывает к Богу: «Тебе, только Тебе, я согрешил и сделал злое в Твоих очах». (Псалом 51:4). Очевидно, что безнравственность Давида привела к многочисленным жертвам, но он правильно понимает, что его первый грех — против Бога. Мы ничем не отличаемся, поэтому он первый принимает нашу исповедь.

Наедине исповедуйтесь в своих грехах перед Иисусом.

Во времена Ветхого Завета приношения для искупления греха приносились священнику для жертвоприношения на алтаре. После прихода Иисуса все изменилось. Мы можем приблизиться к Богу напрямую через Иисуса Христа, который является нашей единовременной жертвой и нашим вечным Первосвященником. Благодаря тому, кто такой Христос и что Он сделал, мы можем смело идти к Божьему престолу, чтобы исповедовать свои грехи и получить Его милость (Евреям 4:16).

Волшебные слова не нужны, только сокрушенный дух и раскаявшееся сердце. Но если вы новичок в частной исповеди, вы можете использовать эту историческую молитву:

Всемогущий и Милостивый Отец, я заблудился и уклонился от Твоих путей, как заблудшая овца, я слишком следовал замыслам и желаниям своего сердца, я нарушил Твои святые законы, я оставил неисполненными те вещи, которые я должен был сделать и сделал то, чего не должен был делать.

Господи, помилуй меня, пощади меня и восстанови меня, когда я исповедую свои ошибки,
по обетованиям, данным мне во Христе Иисусе, Господе нашем.

И даруй, премилостивейший Отче, ради Иисуса, чтобы нам после сего жить благочестиво, праведно и целомудренно, во славу святого имени Твоего. Аминь.
(Адаптировано из Книги общей молитвы)

Публично исповедуйте свои грехи в церкви.

Каждую неделю в моей церкви мы читаем Божий закон. После чтения наш пастор спрашивает: «Вполне ли ты послушался Господа во всем, что Он повелел? Возлюбил ли ты Господа всем сердцем, душой, разумом и силой и ближнего своего, как самого себя?» Каждый День Господень мы сталкиваемся с силой совершенного Божьего закона, и нам напоминают о нашей неспособности соблюдать Его заповеди. Каждую неделю мы исповедуем, что согрешили в мыслях, словах и делах. Но каждую неделю, после того как мы исповедовали свои грехи перед Богом, служитель именем Христа и Его властью уверяет нас, что наши грехи прощены. Он напоминает нам о твердом и твердом обещании, что во Христе есть милость и искупление.

Еженедельное поклонение Дню Господню является жизненно важной частью христианской жизни. Когда Бог собирает Свой народ, Он напоминает нам о своем стандарте, но также предлагает возможность признать наши недостатки и исповедовать наши грехи. Когда проповедуется Евангелие, нам напоминают о Божьем обетовании во Христе, и мы уверяемся, что Божье прощение предназначено для нас.

Покайтесь в своих грехах перед теми, против кого вы согрешили.

Признаваться в своих грехах другим, мягко говоря, неудобно. Боль усиливается, когда пострадавший не подозревает о проступке. Несмотря на колючий характер исповедания своих грехов перед другими, примирение лежит в основе библейской вести. Не только примирение с Богом, но и примирение друг с другом.

Библия призывает нас к исповеди не для того, чтобы вызвать стыд, а для того, чтобы исцелить. Иаков пишет: «…исповедуйтесь друг перед другом в своих грехах и молитесь друг за друга, чтобы вы могли быть исцелены». (Иакова 5:16, курсив добавлен). Исповедь закладывает основу для прощения, а прощение — это мазь, исцеляющая нечистую совесть. Исповедь также является жизненно важным шагом в исцелении отношений, которые были нарушены грехом. Принятие на себя ответственности за то, что мы сделали неправильно, является важной частью того, как мы любим друг друга.

Исповедание цепляется за обетование Евангелия

Вам не нужно быть библеистом, чтобы понять отношение Бога к греху — Божий суд над грехом заполняет страницы Писания. Так зачем нам исповедоваться в своих грехах перед Богом? Это правда, грех заслуживает наказания, но в исповеди мы провозглашаем нашу веру в Иисуса как в нашего праведного заместителя, Который принимает заслуженное нами наказание. На исповеди мы цепляемся за обещание Бога, что если мы исповедуем свои грехи, «Он верен и праведен, чтобы простить наши грехи [ради Христа] и очистить нас от всякой неправды». (1 Иоанна 1:9).

Пожертвовать

Как исповедовать грех | Общинная церковь Watermark

В этой серии статей об исповеди мы говорили о том, что такое исповедь и почему мы должны исповедоваться. Но даже если вы знаете, что и почему, остается вопрос, как исповедоваться в грехе, а также кому исповедоваться.

Перед кем вам следует исповедоваться

Поскольку исповедь означает признание в чем-то, перед кем вы должны признаться в грехе?

Re:generation описывает это следующим образом в шаге 5: «Мы признаемся Богу, себе и другому человеку в истинной природе наших грехов». Вот что означает каждый из них:

  • Признай себя в грехе . «Признаться самому себе» может показаться немного забавным, но прежде чем вы сможете признаться другим, вам нужно сначала признаться самому себе, что вы согрешили. Вы должны смириться и признать, что вы не соответствуете Божьим стандартам. Мы не определяем, что такое грех; Бог делает. А поскольку любой грех имеет большое значение для Бога, мы не должны пытаться преуменьшать его или просто заметать под ковер.
  • Исповедуйтесь перед Богом . Все грехи в конечном счете являются грехами против Бога (Псалом 51:4), и мы должны признать эти грехи перед Ним и попросить прощения (Псалом 32:5). Бог знает все, поэтому Он уже знает, что вы согрешили; исповедуясь, вы просто признаете то, что вы сделали, и соглашаетесь с Ним, что это грех.
  • Признаться тому, кому вы доверяете . Иакова 5:16 говорит нам «исповедоваться друг перед другом в своих грехах и молиться друг за друга, чтобы исцелиться». Исповедь перед другим верующим — это способ пролить свет на вещи и получить помощь в преодолении борьбы с грехом. Вам следует признаться человеку, которому вы доверяете, в том, что он заботится о ваших интересах, например, кому-то из вашей общественной группы. Вот почему один из предлагаемых нами вопросов для групп сообщества: «Как вы кормите свою плоть?»; это приглашение исповедаться кому-то, кому вы доверяете, чтобы вы могли помолиться друг за друга и получить исцеление.

Исповедь друг перед другом в сообществе может принести исцеление не только вам, но и человеку, которому вы исповедуетесь. Смелость заразительна, и готовность рассказать о своих собственных неудачах может вдохновить других также сделать этот шаг исповеди и поиска исцеления от греха.

В чем вам следует исповедоваться

Итак, в чем вы должны исповедоваться Богу, себе и человеку, которому вы доверяете? Ответ — «грех», но может быть полезно пояснить, что это значит.

Некоторые грехи очевидны: если вы лжёте, воруете, убиваете, прелюбодействуете или нарушаете любую из 10 других заповедей, это явно греховные действия. Однако Иисус объяснил, что вы также можете грешить в своих мыслях. Он связывает ненависть с убийством и похоть с прелюбодеянием (Матфея 5:21-28). Если вы активно лелеете такие мысли и предпочитаете их подпитывать, это грех, в котором вы должны исповедоваться. Исповедание и покаяние в грехах на уровне мыслей — хороший способ избежать действия в соответствии с этими мыслями и совершения физических грехов, о которых вы потом будете сожалеть.

Есть разница между греховными мыслями и простым искушением согрешить. Хотя искушение может привести ко греху (Иакова 1:13-15), искушение само по себе не является грехом, и поэтому вам не нужно в нем исповедоваться. Тем не менее, разумно поговорить с сообществом о том, как вы чувствуете искушение, потому что у них могут быть идеи о том, как вы можете избежать этого искушения.

Вы должны покаяться во всех грехах, включая то, что мы иногда называем «последними двумя процентами» — те вещи, которыми вы не хотите делиться из-за стыда или страха. Часто это самые важные вещи, в которых нужно исповедоваться, потому что именно в них вам больше всего нужно испытать свободу и благодать.

Хотя вы должны исповедовать каждый грех, вам не нужно повторно исповедовать прошлые грехи, в которых вы уже полностью исповедались и в которых раскаялись. Другими словами, не зацикливайтесь на стыде и вине. Вы прощены и чисты (1 Иоанна 1:9) и можете двигаться дальше, оставив прошлое позади (Филиппийцам 3:13-14).

Советы для исповеди

Если вам есть в чем исповедоваться, вот несколько советов (также адаптированных из re:generation) о том, как исповедоваться:

  • Молитесь . Вы исповедуете грех перед Богом через молитву, но вы также можете молиться о мужестве исповедаться перед другим человеком и просить Его помочь вам увидеть любые другие вещи, которые вам нужно исповедовать (Псалом 139:23-24).
  • Огорчить свой грех . Уместно оплакивать свой грех и боль и разлуку, которые он причинил (Псалом 51:17; Иакова 4:8-10). Скорбь о своем грехе и осознание его серьезности помогут вам покаяться и отвернуться от греха (2 Коринфянам 7:10).
  • Будьте конкретны . Не прячьте свой грех в общих чертах. Например, если вы просто говорите, что «боролись с похотью», тогда как на самом деле вы увлеклись порнографией, скорее всего, вы пытаетесь преуменьшить свой грех, контролировать свой имидж или избежать ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts