Николая чудотворца мира: Церковь Святого Николая Чудотворца. Демре. Турция

Разное

Церковь Святого Николая Чудотворца. Демре. Турция

80

В прошлый раз я обещал рассказать Вам про отношение Николая Чудотворца к турецкой земле, в частности к городам Мира и Демре. Исполняю обещание…

Николай Чудотворец

Согласно истории, Николай родился в 245 г. в городе Патара в шестидесяти километрах от Демре. Его родители относились к достаточно богатому известному роду, и от них Николай унаследовал неплохое состояние. Однако он был безразличен к материальным благам, потому что с детства вел духовную жизнь. В 300 году он стал епископом города Миры, где и прожил до самой своей смерти.

Город Демре получил свою широкую известность главным образом благодаря тому, что здесь находится церковь Святого Николая Чудотворца. Она считается третьим по важности религиозным сооружением византийской архитектуры на Востоке. В том виде, в каком мы видим церковь сейчас, она была построена в начале VI в. на месте  древнего храма богини Артемиды.

Прекрасно сохранившиеся древние росписи храма

Несмотря на свой очень древний возраст, в церкви прекрасно сохранились настенные фрески и росписи XI и XII веков, который придают помещению совершенно необыкновенный вид. Пол вымощен очень интересной мозаикой из разных видов камня. Считается, что эта мозаика была уже в том древнем храме и существовала еще до того, как в Демре пришел Николай Чудотворец.

Алтарная часть храма (хорошо сохранилась древняя мозаика)

 

Необычная для христианского храма символика

Очень необычно для христианского храма увидеть на стенах карточные масти. Как объяснил гид, это известная христианская символика, которая позже стала использоваться в картах: черви символизирует сердце Христа, бубны — его рану, пики – копье, которым нанесли рану, а трефы символизируют распятие. Вот почему играть в карты в христианстве считается большим грехом, ведь тем самым мы глумимся над историей распятия Христа.

Святой Николай после своей смерти был похоронен в ликийском мраморном саркофаге в этой церкви. В XI в., когда над церковью нависла угроза быть разграбленной турками-сельджуками, итальянские купцы украли мощи святого и на своем корабле доставили их в города Бари, что на юго-востоке Италии. И по сей день святыня находится в храме этого итальянского города. Турция неоднократно заявляла о своих исторических правах на мощи Николая, но Ватикан не принимает их в расчет. Однако некоторая часть мощей (фрагменты челюстей и черепа) хранится в Музее археологии в Анталье.

Внутри церкви становится спокойно и умиротворенно

Ныне Святой Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых в христианстве. Русская Церковь положила ему особую службу наряду с апостолами по четвергам. Он почитается не только как заступник от бед и несчастий, но и как хранитель на водах. Русские мореплаватели считали и считают его своим покровителем.

Существует легенда, что как-то Николай плыл на корабле, и случился сильнейший шторм. Моряки полезли на мачты, чтобы свернуть паруса, и один из них не удержался и разбился на смерть о палубу корабля. Николай подошел к нем, склонился, начал читать молитвы, и моряк ожил. Находившиеся на палубе люди уверовали в необыкновенную духовную силу этого человека. В другой раз, совершая паломничество по морю в Иерусалим,  Николай силой молитвы укротил разбушевавшуюся стихию, грозившую перевернуть корабль. Слава об этом человеке быстро распространилась не только по ликийской земле, но и далеко за её пределами.

Николай Чудотворец в образе Санта Клауса

Мало кто знает, но прообразом всем известного Санта Клауса является не кто иной, как Николай Чудотворец. Тайно под покровом темноты, чтобы его никто не узнал, Николай под Рождество оставлял подарки беднякам. А однажды забрался на крышу одного из домов и скинул мешочек с золотом прямо в дымоход.

Мешочек попал в один из чулков молодой девушки, которые она сушила у камина. Отсюда пошла западная традиция оставлять подарки под рождество в чулках. Кстати турки и по ныне называют цековь Святого Николая «Баба Ноэль Килизе» — Церковь Деда Мороза. А недалеко от церкви стоит памятник Николаю Чудотворцу в образе Санта Клауса.

О том, как лучше добраться до Демре и церкви Николая Чудотворца в частности, читайте в этом  посте.

Удачного путешествия!

Мира (Демре) и Церковь Святого Николая Чудотворца

Древний город Мира

Древний город Мира находится совсем рядом с современным городом Демре. Небольшой по размерам Демре, расположенный в провинции Анталии. Расстояние от Анталии до Демре 140 км, а от Кемера 100 км. Демре — это святыня для христиан, приезжающих в Турцию. Это место паломничества и святой веры, город, где проповедовал Св. Николай Чудотворец. Ежегодно его посещают тысячи туристов из разных стран.

Древний город Мира (Демре) на карте

История города Мира

Когда был основан город Мира, точно не известно, но руины и скальные гробницы, находящиеся вокруг Демре и датируемые пятым веком до нашей эры ликийские надписи, проливают свет на древнюю историю города. Город был расположен всего в пяти километрах от Средиземного моря и имел свою гавань — Андриаке. По историческим данным Мира входила в Ликийский союз и являлась одним из крупных городов Ликии. Город имел стратегическое значение, и в III-II веках до н.э., получил право чеканить свои монеты. В римский период Мира стала столицей римской провинции. Св. Павел при направлении в Рим в 60 году нашей эры остановился в этом городе и заменил судно. В четвертом и пятом веках Мира становится важным религиозным и административным центром под контролем Византии, но после вторжения арабов в седьмом веке нашей эры, город потерял свою значимость, а позже сильно пострадал от наводнений реки Мирос. Большая часть древнего города Мира до сих пор не раскопана, но театр и скальные гробницы с надписями на ликийском языке всегда привлекают множество туристов.

Ликийские скальные гробницы — Мира (Демре)

Мира сегодня — Демре

В наши дни в Миру можно достичь пройдя через домики, теплицы и апельсиновые поля вдоль Демре. Дойдя до местности в глаза бросается в первую очередь самый большой и наиболее сохраненный до наших дней театр Ликии, расположенный на южном склоне акрополя. Расположенный на склоне холма греко-римский театр состоит из двух концентрических полукругов. Имелись 29 рядов для зрителей и еще 6 рядов наверху. Театр был вместимостью от девяти до десяти тысяч человек. Сцена сохранилась вплоть до второго этажа. Каменные блоки в месте оркестра, находящиеся в виде груды свидетельствует о существовании в свое время показного фасада, украшенного статуями и уникальной архитектурой. Сводчатые галерии служат в качестве входа-выхода и прохладным местом для посетителей в летние дни.

Театр древнего города Мира

Скальные захоронения и античный театр

  • Ликийские гробницы в скалах
  • Театр построен из блоков местного известняка
  • Греко-римский театр древнего города
  • Выразительные рельефы театральных масок

Скальные захоронения и античный театр древнего города

Святой Николай Чудотворец

Исторические данные гласят, что Святой Николай – в православии Николай Чудотворец, а в католической религии Санта Клаус — происходил из зажиточной знатной семьи. Он был рожден, приблизительно, в 270 году в городе Патара, недалеко от Миры. Мать с отцом были очень набожными людьми и с детства приучали Николая к духовной культуре, к изучению религиозных книг. Он посещал церковь. Когда родители умерли, начал помогать людям от имени Бога, и целиком посвятил себя духовной жизни. Примерно в 300 году, Николай был избран епископом Миры, и прославился справедливостью, святостью и непогрешимостью, проводя все время в молитвах и отдавая все силы и знания на благо людей.

Святой Николай Чудотворец

Святой Николай умер, примерно, в 345 году. Его мощи положили в мраморный саркофаг и похоронили в церкви города Мира, где он прослужил всю свою жизнь, и они долго хранились нетленными, а прихожане получали от них исцеление. Во времена арабских набегов на Византию (VII-VIII вв), церковь неоднократно разрушалась. В одиннадцатом веке итальянские купцы перевезли мощи святого в Италию, где они хранятся в церкви Святого Евстафия, в городе Бари. К счастью, часть реликвии осталась не разграбленной, и некоторые фрагменты черепа, сейчас хранятся в Анталии, в Музее археологии.  В христианстве Святой Николай почитается как чудотворец, является покровителем мореплавателей, путешествующих, заключённых и сирот.

Церковь Святого Николая Чудотворца

Во втором веке произошло сильнейшее землетрясение. Святилище греческой богини — Артемиды в городе Мира было разрушено. Церковь Святого Николая Чудотворца была построена в четвертом веке византийскими зодчими на месте древнего храма богини Артемиды. После арабских набегов церковь была разрушена и пришла в запустение. В VIII – X веках, когда правили византийский император Константин, а затем императрица Зоя, храм заново восстановили, а также, возвели высокие стены. Не только войны несли разрушения. Церковь Николая Угодника была полностью затоплена водами близ протекающей реки Мирос. (Поэтому и пол церкви ныне находится на семь метров ниже уровня земли). Немало времени прошло, прежде чем случайно повторно обнаружили церковь. В 1850 году развалины посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на восстановление храма. На собранные средства, была выкуплена территория храма у Османского правительства и восстановлена часовня. Окончательные раскопки и реставрация церкви начались только ближе к девяностым годам.

Храм Николая Чудотворца — общий вид

Архитектура церкви Святого Николая

Храм имеет вид православной базилики, в форме креста. Постройка содержит: внутренний двор; два вестибюля; большое, куполообразное помещение; два небольших зала по бокам; две круглые и одну квадратную маленькие комнаты.

План церкви Святого Николая в Демре

Изначально, крышу церкви венчал купол, но после реставрации, он был заменен сводом. В полукруглой части, сопряженной с большим залом, вдоль стен, к алтарю спускаются высеченные из камня скамьи. Центральный зал, отделяется от двух малых залов, проемами в виде арок. В главном зале есть коридор с колоннами. Коридор устроен так, что даже шепот хорошо слышен со всех сторон.

Внутренний вид церквиАлтарь и колонны вокруг алтаря

Поэтому древние священнослужители во время молитвы без труда общались между собой. Через сводчатые ворота можно пройти в другие помещения, построенные в византийский период для разных целей. Пол церкви выложен орнаментом из различных видов камня. По словам историков, некоторые из этих мозаик, остались от храма Артемиды, где впоследствии была построена церковь.

Мозаика пола церкви святителя Николая

Ниши церкви украшены ликами святых. В одной из ниш находится саркофаг из белого мрамора, где, предположительно и находились мощи святого. За комнатами церкви есть сад, который окружен высокими стенами. В углу сада — четырехугольный каменный резервуар для воды. Древние каменные саркофаги, украшенные красивыми рельефами с узором из растений, расположены вокруг.

Памятник на площади перед церковью

Ежегодно, 6 декабря, в день смерти Святого Николая, христиане со всех уголков мира собираются в храме для поминальных служб и чтобы поклониться святым мощам. Святому Николаю по сей день молятся о счастье, хорошей жизни, о близких людях, которые находятся в отъезде, о здоровье детей.

Планируем самостоятельное путешествие в Турцию ↑

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Чудотворец ::: Центр Святителя Николая

Русская икона XIX века
Коллекция Свято-Николаевского центра

Святитель Николай ~ Чудотворец

6 или 19 декабря по юлианскому календарю

В Мирах ты показал себя священником,
служителем Божиих дел, Святитель,
ибо Евангелие Христово исполнил еси, святый.
Ты отдал жизнь за свой народ
и спас невинных от смерти.
Вы были освящены
потому что вы были великим проводником
к вещам Бога.

—Кондак Святителя Николая

Святитель Николай следовал слову Господа нашего, «собирая себе сокровища на Небесах», ежедневными молитвами, постами и добрыми делами. Богу было так угодно, что он сотворил много чудес через Николая. В народе его стали называть «чудотворцем» (человеком, который творит чудеса или творит чудеса). Они были настолько вдохновлены его жизнью служения другим, что многие из них тоже начали вести святую жизнь, наполненную добрыми делами.

В России Святителя Николая Чудотворца часто изображают как Святителя Николая Можайского. На этих иконах изображен Николай во весь рост с мечом в правой руке и городом в левой, потому что молитвы святителя Николая спасли город Можайск от вражеского нападения. Русская икона 18 века с ангелами Гавриилом и Михаилом наверху с Нерукотворным.
Коллекция Свято-Николаевского центра

Как верный епископ/пастырь, Святитель Николай еще до своей смерти почитался как святой за великую святость и нежную заботу о своей пастве. После Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Крестителя) Николай был самым почитаемым святым в ранней церкви. Его больше всего почитают на Востоке, особенно в России. В его честь названо множество церквей по всему миру — больше, чем в честь любого другого святого. Его служение продолжается и по сей день как могущественный ходатай для защиты и продвижения Церкви.

В недельном богослужебном цикле Православной Церкви четверг посвящен Святым Апостолам и Святителю Николаю, являющемуся образцом для всех великих иерархов, апостольских преемников и учителей Церкви. То, что ему было отведено место в недельном цикле, свидетельствует о большом почитании, оказываемом ему Церковью.*

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, 6 декабря

г.

Ваш браузер не поддерживает звук HMTL5, вместо этого вы можете загрузить файл Saint-of-day.mp3.
от Saint of the Day, Ancient Faith Radio 4:10 минут
Используется с разрешения

Отражение на иконах святителя Николая
из Пролог из Охрида

Святитель Николай, Дед Мороз и Рождество Христово
Интервью с Митрополитом Иларионом

Подробнее в других разделах


Традиционные чудеса


Современные чудеса

Покров святителя Николая в наши дни
Размышления трех православных священников
Написание иконы Святителя Николая
Размышления о процессе, с рисунками

Ссылки

Российский сайт, посвященный святителю Николаю, с прекрасными изображениями 105 икон святителя Николая (миниатюры кликают вверх, чтобы увеличить изображения)


* Общеизвестно совершенно исключительное почитание святителя Николая. В богослужебном недельном цикле Православной Церкви среди дней недели, посвященных Спасителю и разным чинам небесной и земной святости, поименно выделяются только три лица: Богородица, Иоанн Предтеча и свт. Николай. Причина такого особого почитания этого епископа, не оставившего ни богословских сочинений, ни других сочинений, состоит, видимо, в том, что Церковь видит в нем олицетворение пастыря, своего защитника и заступника. «Совершив Евангелие Христово… явился еси воистину, как пресвятейший пастырь миру. По житию своему, когда святитель Николай был возведен в сан епископа, он сказал: «. . . Это достоинство и это служение требуют иного употребления, чтобы человек жил уже не для себя, а для других». — его попечение об их сохранении, защите их от стихии, от человеческой несправедливости, от ересей и пр. Эта забота сопровождалась многочисленными чудесами как при его жизни, так и после его смерти. Неутомимый заступник, стойкий, непримиримый борец за Православие», он был кроток и кроток в характере и смирен духом» 9. 0004
Леонид Успенский и Владимир Лосский, Значение икон , 2-е издание, Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1982.

Адаптировано из:
Православная Америка и
Византийская католическая церковь Святой Терезы, Санкт-Петербург, Флорида

вернуться к началу

Наш Покровитель: Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай был епископом Мир Ликийских (современная Турция). Он известен своими многочисленными чудесами, любовью и состраданием к бедным и детям. Он присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее (ок. 325 г. н.э.) как стойкий противник арианства.

Святой Николай также является источником вдохновения для мифической фигуры, известной как 9.0003 Nikolaus в Германии и Sinterklaas в Нидерландах и Фландрии, что в свою очередь послужило вдохновением для вестерна «Санта-Клаус». Sinterklaas (сокращенная форма от Sint Nicolaas ) — главный праздник в Нидерландах и Фландрии.

Среди православных христиан исторический Николай Мирликийский почитается многими как покровитель моряков, купцов, стрельцов, детей и студентов во всем православном мире.

Узнайте о настоящем Святом Николае:

Аудио предоставлено Ancient Faith Radio.

Житие святителя Николая

  • Николай Священнослужитель
  • Епископ Николай на Первом Вселенском Соборе
  • Похищение его мощей
  • Лицо исторического святого
  • Деяния и чудеса, приписываемые Святому Николаю
  • Официальное поклонение святому
  • В иконографии

Николай Священнослужитель

Николай Мирликийский (также Николаус ) в Ликии, Малая Азия (жил ок. 270 — 345/352), был епископом 4-го века и является христианским святым. Его праздник — 6 декабря, предположительно день его смерти. В Нидерландах 5 декабря известен как его праздник: это Sinterklaasavond , или Сочельник Святого Николая. Среди христиан он также известен как «Чудотворец». Ему приписывают несколько добрых дел и чудес. Исторические отчеты часто путают его с более поздним Николаем Сиона.

Николай родился в Малой Азии в 3 веке в Патаре в провинции Ликия, в то время, когда этот регион был эллинистическим по своей культуре и мировоззрению. Николай стал епископом города Миры. Он был очень религиозен с раннего возраста и полностью посвятил свою жизнь христианству. Говорят, что он родился у относительно богатых родителей-христиан в Патаре, Ликии, Малой Азии, Римской империи, где он также получил раннее образование. Согласно некоторым источникам, его родители умерли, когда он был еще ребенком, оставив дядю по отцовской линии заботиться о нем. Другие источники помещают смерть его родителей в то время, когда он был уже молодым человеком, что привело его к периоду самоанализа, который в конечном итоге привел к тому, что его дядя познакомил его с христианством. Какой бы ни была причина, в молодости и ученом Николай переехал в Миры, чтобы продолжить учебу, и там вышеупомянутый дядя познакомил его с местным епископом. Последний, как говорят, увидел в юноше потенциал и взял Николая под свое покровительство. Николай получил сан священника в раннем возрасте.

Как покровитель моряков, Николас, как утверждается, сам был моряком или рыбаком. Однако более вероятно, что одним из его семейных предприятий было управление рыболовным флотом. Когда его родители умерли, Николас все еще получил свое наследство, но, как говорят, отдал его на благотворительность. Так был ли святитель Николай работающим, хотя и богатым человеком, который дополнял свою повседневную работу заботой о своей пастве, или он был полновременным епископом? Впечатляющий список деяний Николая как бы указывает на последнее. Это не говорит, однако, о том, что назначение его священником или епископом означало полный разрыв с прежней жизнью. Скорее всего, это был постепенный процесс.

Ранняя деятельность Николая в качестве священника, как говорят, пришлась на период правления соправителей Римских императоров Диоклетиана (годы правления 284–305) и Максимиана (годы правления 286–305), на основании чего можно судить о его возрасте. В 303 году Диоклетиан издал указ, разрешающий систематические гонения на христиан по всей Империи. После отречения двух императоров 1 мая 305 г. политика их преемников по отношению к христианам изменилась. В западной части Империи Констанций Хлор (годы правления 305 – 306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305–311) продолжал гонения до 311 года, когда он издал общий указ о веротерпимости со своего смертного одра. Гонения 303–311 годов считаются самыми длительными в истории Империи. Николай пережил этот период, хотя его деятельность в то время неизвестна.

После смерти Галерия оставшийся в живых его соправитель Лициний (годы правления 307–324) в основном терпимо относился к христианам. В результате их община получила возможность дальнейшего развития, а различные епископы, выступавшие в качестве их лидеров, смогли сосредоточить в своих руках религиозное, социальное и политическое влияние, а также богатство. Во многих случаях они выступали в качестве глав своих городов. Очевидно, именно в этот период Николай стал епископом Мирликийского. Судя по традиции, его, вероятно, очень любили и уважали в его районе, в основном за его благотворительную деятельность. Как и в случае с другими епископами того времени, популярность Николая обеспечила его положение и влияние в этот период и после него.

Ему также приписывают разрушение нескольких языческих храмов, среди них один храм Артемиды (также известной как Диана). Поскольку празднование рождения Дианы приходится на 6 декабря, некоторые авторы предполагают, что эта дата была специально выбрана для праздника Николая, чтобы затмить или заменить языческие праздники.

Николай также известен тем, что встает на защиту ложно обвиненных, часто предотвращая их казнь, и своими молитвами от имени моряков и других путешественников. Народное почитание Николая как святого, по-видимому, началось относительно рано. Сообщается, что Юстиниан I, император Восточной Римской империи (годы правления 527–565), построил храм (то есть церковное здание) в честь Николая в Константинополе, тогдашней римской столице.


Епископ Николай На Первом Вселенском Соборе

В 324 году Лициний потерпел поражение в войне против своего западного соправителя Римской империи Константина I (годы правления 306 – 337). В конце войны Римская империя объединилась под властью Константина. Вместо терпимости его политика по отношению к христианам заключалась в активной поддержке. Под его покровительством христианская церковь пережила век процветания. Но относительное спокойствие его правления выдвинуло на первый план внутренний конфликт в современном христианстве. Одной из кажущихся главных причин этого конфликта было несогласие с общепринятым представлением о Боге вообще и об Иисусе в частности. В это время учения Ария в Александрии, Египет, получали поддержку народа, но также вызывали сильное сопротивление. Они составили бы основу арианства. Возникший фанатизм в обеих противоборствующих фракциях привел только к распространению беспорядков по всей Империи.

Решив решить проблему как вопрос государства, Константин созвал Первый Никейский собор, который также был первым Вселенским собором в 325 году. Афанасия Александрийского целых 318. Во всяком случае Николая обычно причисляют к ним и отмечают как противника арианства.

Более поздний автор утверждал, что после того, как Арий представил Совету свои доводы против божественности Иисуса, Николай в негодовании ударил Ария по лицу. За это Николая выгнали из Совета и тоже посадили в тюрьму. Однако, согласно этому рассказу, в ту ночь Дева Мария явилась в видении многим епископам Собора, сказав им простить Николая, ибо он сделал это из любви к Ее Сыну. Они отпустили Николая и позволили ему вернуться в процесс на следующий день.

Собор длился с 20 мая по 19 июня 325 г. и завершился провозглашением Никейского символа веры и формальным осуждением арианства. Книги Ария и его последователей были приговорены к сожжению, но исполнение этого решения было оставлено на усмотрение каждого епископа на их соответствующих территориях. До какого момента было принято это решение, остается неясным.

После этой очевидной победы своей фракции Николас вернулся в Майру. Более поздние христианские писатели приветствуют его за то, что он удержал Майру от арианства. Но решения собора не смогли остановить распространение арианства. На самом деле ситуация вскоре изменилась, и в последние годы его жизни арианству удалось завоевать расположение Константина. На самом деле Константин был крещен Евсевием Никомидийским, арианским епископом, который также присутствовал на соборе, незадолго до своей смерти 22 мая 337 года. Константину наследовали трое его выживших сыновей: Константин II из Римской империи (годы правления 337–340 гг.). ), Констанций II (годы правления 337–361) и Констант (годы правления 337–350). Первоначально Констанций получил восточную часть Империи, но смерть его братьев оставила всю Империю под его контролем. Во время своего правления он решительно поддерживал арианство, стремясь поставить арианских епископов на большинство должностей. Нет никаких указаний на то, что на Николая повлияла эта политика, и он оставался на своем посту до самой смерти. Это отсутствие беспокойства со стороны арианского императора было воспринято как свидетельство сильной поддержки Николая среди жителей его территории. Согласно этому рассуждению, даже Констанций не стал бы рисковать возможным восстанием, сместив популярного епископа.

Похищение его мощей

26 августа 1071 года Роман IV, император Восточной Римской империи (годы правления 1068–1071), встретился с султаном турок-сельджуков Альп-Арсланом (годы правления 1059–1072) в битве при Манцикерте. Битва закончилась для Романа унизительным поражением и пленением. В результате Империя временно потеряла контроль над большей частью Малой Азии из-за вторгшихся турок-сельджуков. Он восстановил свой контроль над Малой Азией во время правления Алексея I Комнина (годы правления 1081–1118). Но в начале его правления Мира была захвачена исламскими захватчиками. Воспользовавшись замешательством моряков из Бари, Италия захватила останки святого вопреки возражениям ухаживавших тогда за ними православных монахов. Вернувшись в Бари, они привезли останки с собой. Останки прибыли 9 мая., 1087. Некоторые наблюдатели сообщали, что видели, как из этих мощей источала мирра.

Лицо исторического святого

В то время как важность реликвий и бизнес, связанный с паломниками и святыми покровителями, привели к тому, что останки большинства святых были разбросаны по нескольким церквям в нескольких странах, святой Николай уникален тем, что большая часть его костей сохранились в одном месте: в его надгробном склепе в Бари. Римско-католическая церковь, ревностно охраняемая и удерживаемая от посторонних глаз ученых, особенно в связи с продолжающимся чудом манны, позволила провести одно научное исследование костей: в конце 19 в.50-х годов, во время реставрации часовни, это позволило группе собственных ученых сфотографировать и измерить содержимое могилы склепа.

Летом 2005 года отчет об этих измерениях был отправлен в лабораторию судебной экспертизы в Англии. Анализ данных показал, что исторический святой Николай был едва ли пяти футов ростом (хотя и не совсем маленьким, но все же ниже среднего даже для своего времени) и имел сломанный нос. Это последнее может показаться странным для человека «святого поведения», но вполне соответствовало бы иногда буйному характеру Николая, как сообщалось на Первом Вселенском Соборе.

Подвиги и чудеса, приписываемые Святому Николаю

Святой Николай является святым покровителем моряков, и его часто призывают моряки, которым грозит опасность утонуть или потерпеть кораблекрушение. Согласно одной легенде, в молодости Николай отправился учиться в Александрию и во время одного из своих (морских) путешествий из Миры в Александрию, как говорят, спас жизнь матросу, упавшему со снастей корабля во время шторма. В красочной версии этой легенды Николай спас человека на обратном пути из Александрии в Миры и по прибытии отвел моряка в церковь. В то время старый епископ только что умер, и отцы церкви во сне получили указание выбрать своим следующим епископом «человека победы» (греч. Никей). Пока святой молился, болтливый матрос ходил и рассказывал, как мужественно его спас человек Никей-лаос, после чего церковным старейшинам ничего не оставалось, как поставить Николая своим новым епископом.

Другая легенда повествует о том, как на острове поразил ужасный голод, и злобный мясник заманил в свой дом троих маленьких детей, чтобы убить и зарезать их, а останки положить в бочку для лечения, планируя продать как ветчину. Святой Николай, посетивший регион, чтобы позаботиться о голодных, не только увидел насквозь ужасное преступление мясника, но и сумел воскресить трех мальчиков из бочки.

Однако в своем самом известном подвиге бедняк имел трех дочерей, но не мог обеспечить их надлежащим приданым. Это означало, что они останутся незамужними и, вероятно, при отсутствии какой-либо другой возможной занятости должны будут стать проститутками. Услышав о бедственном положении бедняги, Николай решил помочь ему, но, будучи слишком скромным (или слишком застенчивым), чтобы помочь человеку на людях, он под покровом ночи пошел к нему домой и бросил в оконный проем три кошелька, наполненных золотыми монетами. на мужской пол. По одной версии, он бросал один кошелек три ночи подряд. Другой заставляет его выбрасывать кошельки в течение трех лет, каждый раз накануне вечером одна из дочерей достигает «совершеннолетия». Неизменно в третий раз отец лежит в ожидании, пытаясь обнаружить своего благодетеля. В одной версии отец противостоит святому только для того, чтобы святой Николай сказал, что это не он, он должен благодарить только Бога. В другой версии Николас узнает о плане бедняги и вместо этого бросает в дымоход третий мешок. За помощь бедным Николай является покровителем ростовщиков; три золотых шара, которые традиционно висят возле ломбарда, символизируют три мешка с золотом. Люди тогда начали подозревать, что он стоял за большим количеством других анонимных подарков бедным, используя наследство от своих богатых родителей. После его смерти люди в этом районе продолжали анонимно жертвовать бедным, и такие подарки все еще часто приписывались Святому Николаю.

Следует отметить, пожалуй, что почти идентичная история приписывается греческим фольклором Василию Кесарийскому. День памяти Василия 1 января также считается временем обмена подарками.

Говорят, что в Мире из костей святого Николая каждый год выделялась прозрачная водянистая жидкость, называемая манной, которая, конечно, обладала огромной силой. Когда кости были украдены и доставлены в Бари, они продолжали это делать, к большой радости новых владельцев. Так и по сей день из гробницы святого Николая ежегодно 6 декабря (день рождения святого) извлекают сосуд с манной. Однако стоит отметить, что гробница находится на уровне моря в портовом городе, поэтому появление водянистой жидкости можно объяснить несколькими теориями. Тем не менее, ни церковь, ни какие-либо ученые никогда не пытались анализировать жидкость, поэтому истина все еще лежит в глазах верующего.

Однако одним из самых удивительных подвигов Святого Николая было то, что он дожил до глубокой старости и мирно скончался в собственной постели. В то время, когда большинство святых заслужили свое место на небесах, умирая за свою веру самыми необычными и жестокими обычаями, это определенно выделяло его (вместе со святым Мартином, который также умер от естественной старости) и определенно способствовало его «популярности». ‘ во всех смыслах слова.

Официальное почитание святого

Среди греков и итальянцев он любимец моряков, рыбаков, кораблей и парусников. Таким образом, со временем он стал покровителем нескольких городов, имеющих гавани. На протяжении веков греческий фольклор считал Николая «Владыкой морей», часто описываемого современными греческими учеными как своего рода христианизированная версия Посейдона. В современной Греции он по-прежнему легко входит в число самых узнаваемых святых, и 6 декабря многие города празднуют своего святого покровителя. Он также является покровителем всей Греции.

В Средние века святой Николай и Мартин Турский почитались как истинные народные святые. Многие церкви были названы в их честь, а позже дали свои имена деревням, возникшим вокруг них. Как описано выше, в то время как большинство современных святых заслужили свое место на небесах, умерев за свою веру самыми необычными и жестокими обычаями, и Николай, и Мартин мирно дожили до глубокой старости. Во времена религиозных войн и крестовых походов мысль о том, что человек может попасть на небеса и даже стать святым, просто благодаря тому, как он живет, а не как он умер, должна была быть большим утешением для средневековых простых людей. Поэтому это время сделало святителя Николая «народным» святым во всех смыслах этого слова, больше, чем все его чудеса вместе взятые.

Сегодня святой Николай по-прежнему почитается как великий даритель в нескольких странах Западной Европы. Согласно одному источнику, средневековые монахини использовали ночь 6 декабря, чтобы анонимно класть корзины с едой и одеждой на пороги нуждающихся. Согласно другому источнику, 6 декабря каждый моряк или бывший моряк Нидерландов (которые в то время составляли практически все мужское население) спускался в портовые города, чтобы принять участие в церковном праздновании своего святого покровителя. На обратном пути они останавливались на одной из многочисленных николаевских ярмарок, чтобы купить дефицитные товары, подарки для своих близких и обязательно какие-нибудь подарки для своих детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts