Нина святая равноапостольная: Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иберии / Православие.Ru
Содержание
Святая равноапостольная Нина — 27 января день памяти: житие, иконы, молитва
Святая равноапостольная Нина — 27 января день памяти: житие, иконы, молитва
27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых тезок великой грузинской святой.
«Умей нести свой крест и веруй»
Литературные образы
Еще в XIX веке, в дореволюционной России новорожденных девочек нарекали Нинами очень часто. Не исключено, что и вы, уважаемый читатель, обратившись к семейному архиву, вспомните о своей прабабушке, носившей это красивое старинное имя. Возможно она, как и героиня повестей Лидии Чарской, училась в женской гимназии Москвы или Санкт-Петербурга, и среди старых бумаг вашей семьи хранится ее аттестат или пожелтевшая фотокарточка ее выпуска.
Не исключено, что именно книги Чарской внесли свой вклад в рост популярности этого имени, долгое время считавшегося типично русским. Хотя как притягательно от него веет загадкой и тайной! Такой же таинственной, озорной и неприступно гордой является в повести «Княжна Джаваха» юная грузинская княжна Нина, чьи предки – «герои, сражавшиеся и павшие за честь и свободу своей родины».
Образ рано угасшей под суровым петербургским небом южной девочки так впечатлил поэтессу Марину Цветаеву, что она посвятила ей четырнадцатое стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома», которое так и называется – «Памяти Нины Джаваха».
Всему внимая чутким ухом,
— Так недоступна! Так нежна! —
Она была лицом и духом
Во всем джигитка и княжна.
<…>
Ах, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.
<…>
Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!
Смерть окончанье — лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!
В этих строках отразилась признательность и любовь целого поколения, выросшего на книгах Лидии Чарской – одного из самых читаемых авторов времен цветаевского отрочества. После забвения и гонений советской эпохи, сентиментальные повести русской писательницы вновь вернулись к читателям в 1990-е, позволив частично заполнить лакуну в сегменте православного детского чтения. Однако это немного другая история.
К 1950-м годам имя Нина потеряло лидирующие позиции в отечественном ономастиконе. Сегодня в детском саду или школе редко познакомишься с девочкой по имени Нина, зато с матушкой Ниной все чаще можно встретиться за монастырской оградой, словно это имя плавно перекочевало из светской в церковную среду.
Чтобы завершить литературную тему, спрошу, догадался ли читатель, кому принадлежит фраза, вынесенная в заголовок этой статьи? А ведь это действительно цитата из очень знаменитого произведения, входящего в школьную программу.
Ну что же, не отлагая дела в долгий ящик, раскрою секрет. Это слова еще одной «литературной» Нины – Нины Заречной – героини пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».
Драма Нины Заречной до банальности проста. Такие истории и сегодня случаются со многими нашими юными современницами. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа», – говорит, словно о подстреленной чайке, а на самом деле о себе Нина Заречная.
Романтически настроенная девушка сбегает из дома, мечтая стать прославленной актрисой, но терпит крах во всем: и в любви, и в карьере. Вернуться домой, подобно блудному сыну, она не может – дома она нежеланный гость. Появляясь в конце пьесы в родных краях, она встречается с влюбленным в нее Константином Треплевым, и в разговоре с ним произносит удивительные слова: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».
Конечно, вслед за распространившейся еще с первой постановки пьесы интерпретацией этой реплики, слова чеховской Чайки можно толковать как веру в свое предназначение, в спасающую силу искусства. Но так ли это на самом деле? «Умей нести свой крест и веруй» – неужели это сказано только о театральных подмостках? Или это слова женщины, сумевшей через страдание понять иные, высшие истины?
История большая и малая
Поразительно, но именно в самых драматических и трагических обстоятельствах проявляется особый, удивительный дар Нин совмещать женскую хрупкость и очарование с настоящим жертвенным героизмом.
Трагически сложилась судьба супруги выдающегося русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова Нины Александровны Чавчавадзе. Юная грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра шла под венец 15-ти лет от роду. Александр Сергеевич был более чем вдвое старше своей супруги. Их счастливый брак продлился всего несколько месяцев: Грибоедова, как русского дипломата, растерзали персидские фанатики при разгроме русской миссии в Тегеране.
Остаток своей жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила на родине в трауре, отвергая все ухаживания и предложения повторного брака. Ее стойкая верность погибшему мужу стала настоящей легендой.
Святая равноапостольная Нина: житие
Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе, конечно же, была равноапостольная просветительница Грузии, происходившая из рода еще более высокого, чем княжеский – из рода святых.
Согласно житиям, хранимым Православной Церковью, святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии и была единственной дочерью своих знатных и благочестивых родителей. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора Максимиана (284–305) и пользовался его расположением. По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а ее мать Сусанна – родной сестрой Иерусалимскому Патриарху.
Святая равноапостольная Нина
В 12 лет святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями. Там они, по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского, посвятили свою жизнь служению Богу: Завулон – в пустынях Иорданских, Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня. Благочестивой старице Нианфоре поручили воспитание святой Нины. Отроковица отличалась усердием в учебе и набожностью. Однажды она задумалась о судьбе Хитона Господня, и вскоре узнала, что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом в удел Божией Матери. По молитвам святой Нины к Богородице, Царица Небесная явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила ее идти в страну Иверскую, благовествуя Евангелие.
Проснувшись, святая Нина наяву увидела в своих руках крест и, обрадовавшись, отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении. Так Патриарх Иерусалимский благословил девушку на подвиг апостольского служения. «Крест святой Нино», с немного опущенными боковыми сторонами, ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе и является символом Грузинской Православной Церкви.
Путь и апостольство святой Нины были сложными и опасными, да и могло ли быть легким путешествие в столь дальний край в те времена? Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить с царями и властителями земли об истинах веры?
Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших за веру в ХХ веке. Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).
Святые наших дней
Память мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю, в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Вятских святых.
Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении Лальске Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области) в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны. Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным, любимым ребенком благочестивых родителей.
Нина с детства любила молитву, монастыри, духовные книги, отвергая разговоры родителей о замужестве. Вскоре они смирились и перестали препятствовать ее духовной жизни. Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил там книжные полки, покупал духовные книги, потому что для Нины чтение было самым большим утешением. Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников и обездоленных.
Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали. Старики не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Во время ареста родителей Нину от переживаний разбил паралич. Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Зло обернулось добром: болезнь помогла Нине на первых порах – ее освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский дом и все имущество.
Нина стала давать кров людям, в основном женам арестованных, у которых отобрали не только кормильцев, но и имущество. Все они шли к Нине, у которой никто не встречал отказа.
Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря, в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен Нифонт.
Нина стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на молитву, ходила на все службы и богослужение знала наизусть. Подвижница не садилась за стол со своими постояльцами и гостями, не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного. Ее каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари, зато в доме ее гости находили все, что им было нужно, и крышу над головой, и горячий самовар с чаем, и пропитание. У кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его другим.
Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений на Церковь.
Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина, пишет игумен Дамаскин (Орловский), «стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным».
В 1937 году сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, старосту храма, певчих, многих прихожан, последних еще остававшихся на свободе священников. Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина. Обвинений против нее выдвинуто не было, лжесвидетельствовать против нее не стал никто, кроме заместителя председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что Нина Алексеевна Кузнецова является активной церковницей.
Хотя виновной перед властью блаженная Нина себя не признала, ее приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где исповедница через короткое время, 14 мая 1938 года, скончалась.
Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна), согласно материалам Базы данных ПСТГУ, родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье.
Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).
Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе с другими людьми, проходившими по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Матушку обвинили в том, что она является членом «контрреволюционной организации церковников», «связисткой» между этой организацией и ее ячейками.
Следствие закончилось очень быстро. Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены многие мученики за веру. Точное место погребения преподобномученицы неизвестно. В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году.
Память преподобномученицы Нины празднуется в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в день ее мученической кончины 6/19 ноября.
«Умей нести свой крест и веруй». Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой), и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой). Обращаясь к их примеру, будем просить у Господа помощи, чтобы наша душа не черствела, чтобы у нас всегда хватало и времени на помощь другим, и вера наша приносила плоды и в сто, и в шестьдесят крат, и в тридцать.
Святая равноапостольная Нина: иконы
Святая равноапостольная Нина: иконы
Святая равноапостольная Нина: иконы
Святая равноапостольная Нина: иконы
Святая равноапостольная Нина: иконы
Святая равноапостольная Нина: иконы
Святая равноапостольная Нина: молитва
Молитва святой равноапостольной Нине
Тропарь святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4
Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2
Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.
Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Где поклониться мощам в Москве и Санкт-Петербурге?
Храм святой равноапостольной Нины:
Москва: Профсоюзная улица, вл.21/23м, рядом с метро Профсоюзная
Санкт — Петербург: л.Авангардная, участок 28, рядом с аллеей Славы в Полежаевском парке
Читайте также:
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Святая Нина, Грузию в христианство обратившая
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Житие равноапостольной Нины, просветительницы Грузии
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (+ 303; память 23 апреля/6 мая). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284—305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины Сусанна была сестрой Иерусалимского патриарха.
Двенадцати лет от роду святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию
и по благословению патриарха Иерусалимского Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре.
Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правило веры и с усердием читала Священное Писание.
Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описавшему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе хитона Господня (Ин. 19, 23—24). На вопрос святой Нины, где пребывает хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нетленный хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую уделом Божией Матери.
Святой Нине часто приходилось слышать об этой стране от иудеев, поселившихся там и приезжавших в Иерусалим на праздник Пасхи. Узнав, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице: да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу и да поможет ей обрести хитон Господень.
Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».
Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится
в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе) и возрадовалась духом.
В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было написано: Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына,
и Святаго Духа (Мф. 28, 19).
С восторгом поспешила Нина объявить своему дяде, патриарху Иерусалимскому, об этих снах и полученных ею повелениях. Патриарх и мать ее благословили святую на тот подвиг, к которому вдохновенно и неудержимо стремилась она, и действительно Господь привел Нину совершить его.
По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы — царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (IV в.; память 30 сентября/13 октября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284—305). Укрепленная видениями Ангела Господня, святая Нина продолжала свой путь и явилась в Грузию около 319 года. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня
по молитве святой Нины во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.
Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого Анастасия по молитвам святой разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. В скором времени она сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала чудесную помощь страждущим. Больные во множестве стали приходить к ней, и святая Нина молитвой исцеляла их недуги и проповедовала о Христе. Слова ее, чудеса, совершаемые ею, добродетельная жизнь сильно действовали на окрестных жителей, и многие из них уверовали в истинного Бога. Авиафар, бывший прежде первосвященником, и его дочь Сидония по принятии христианской веры стали сотрудниками в распространении евангельского учения.
Святая Нина любила проводить дни и ночи в молитве под величественным кедром, под которым, по грузинскому преданию, был сокрыт в земле хитон Спасителя. На этом месте впоследствии воздвигли первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь Двенадцати святых апостолов, именуемый Светицховели, что означает «Животворящий Столп»).
Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царевну Нану, которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память 1/14 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265—342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света, но они были глухи и мрак умножался. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце все осветило своими лучами. Это событие совершилось 6 мая 319 года.
И царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, вскоре обратился
к истинному Богу. По совету Нины царь послал просить византийского императора Константина (306—337) прислать епископа и священников для совершения таинства крещения над народом. Прибывшего в столицу епископа с иереями
и диаконами царь и весь народ встретили с великим почетом и радостью,
и вскоре началось совершение святого крещения (324 г.; по другим источникам, 326 г.). Прежде всех принял святое крещение царь, за ним царица с детьми. После этого, приготовив крещальню у моста на реке Куре, епископ совершил водоосвящение и крестил всю знать царскую. Место это до сих пор носит название «Купели вельмож», а несколько ниже «Купели вельмож» два иерея
и диаконы крестили в то время весь народ, который принимал святое крещение так усердно и стремился к этому с такой поспешностью, что в исполнении таинственного обряда было немало замешательств. Такое усердие происходило от того, что народ хорошо помнил наставления святой Нины, говорившей им, что кто не примет крещение, тот не может найти вечного света. Таким образом, почти вся Карталиния приняла святое крещение, за исключением кавказских горцев, оставшихся во тьме язычества.
Вслед за тем царь отправил послов в Константинополь с просьбой к императору прислать в Иверию архитекторов для постройки храмов. Император хорошо принял послов, исполнил их просьбу и вместе с ними отправил в новопросвещенный край много архитекторов и иереев, вручив в распоряжение епископа большую сумму денег для постройки церквей.
Побуждаемая святым усердием, Нина продолжала проповедовать Евангелие. Она старалась распространять слово Божие между горцами и в сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона отправилась к верховьям рек Арагви и Иори. И многие из горцев приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.
Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь.
Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправился в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина по просьбе своих учениц рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.
Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 г. (по другим источникам, в 347 г. на 67 году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).
Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342—364) завершил и освятил храм
во имя сродника святой Нины святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями
и чудесами. Грузинская Православная Церковь с согласия Антиохийского Патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14/27 января, в день ее блаженной кончины.
Тропарь, глас 4
Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.
Молитва
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу иверийскому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возвращшая его в плод мног. Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добре начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святая Равноапостольная Нина, просветительница Грузинская
Святая Нина (Нино, Христиана) равноапостольная, просветительница Грузинская (День памяти — 14 января)
Святитель Николай Велимирович
Нина приходилась родственницей святому великомученику Георгию и Ювеналию, патриарху Иерусалимскому. Ее родители принадлежали к знати Каппадокии, и поскольку они оба приняли монашеский постриг, Нина получила образование под опекой патриарха Ювеналия. Услышав о народе Грузии, дева Нина с ранних лет возжелала отправиться в Грузию и крестить грузин. Нине явилась Пресвятая Богородица и обещала взять ее в эту землю. Когда наш Господь открыл путь, юная Нина действительно отправилась в Грузию, где за короткий срок завоевала любовь грузинского народа. Нине удалось крестить грузинского императора Мириана, его жену Нану и их сына Бакара, которые впоследствии ревностно помогали Нине в миссионерской деятельности. При жизни Нина путешествовала по Грузии, главным образом для обращения всего народа в Веру Христову, как раз во время страшных гонений на христиан со стороны императора Диоклетиана. Отдохнув от многих своих трудов, Нина скончалась о Господе в 335 году н.э. Ее тело погребено в Соборной церкви в Мцхете. Она сотворила много чудес при жизни и после смерти.
ПОХВАЛЬНЫЙ ГИМН: Св. Нине
Дева прекраснейшая, Нина благородного происхождения,
Промыслом Божиим стал Апостолом грузин,
Вопреки гонениям Диоклетиана, Императора,
С Крестом она крестила императора Мириана
Жену его Нану и сына Бакара,
Через них весь народ и элиту вождей,
Крестом Сына Божия всех их крестила,
Святой Нина, апостол грузин.
С юности Нина молилась Богу
Та Джул (Роза) — Грузия, она крестила.
За то, о чем она молила Бога, благой Бог даровал:
Из руки Нины Крест явлен
В покорную Грузию, где он и ныне сияет,
Где и ныне благословляет рука Нины.
Там могила Нины, над которой блестит церковь,
Прославляющая Святую Нину и Господа Христа.
Самое раннее житие святой Нины Тиранния Руфина, Historia Ecclesiastica (Книга I, глава 10):
В то время и иберийский народ, живущий в районе Понта, принял законы Слова Божьего и веру в Царство Небесное. Это столь прекрасное дело совершила некая пленница, попавшая среди них, и которая вела жизнь веры и полного трезвения и добродетели, день и ночь непрестанно вознося молитвы Богу. Сама новизна этой вещи начала поражать варваров, и они усердно расспрашивали, что это значит. Она сказала им просто истину, а именно, что она имела обыкновение таким образом поклоняться Христу, своему Богу. Странность этого имени показалась варварам самой удивительной чертой всего дела. Однако, как часто бывает, сама ее настойчивость возбудила среди женщин некоторое любопытство, не принесет ли такая преданность какую-нибудь награду.
Говорят, что у них существует обычай, что если ребенок заболевает, его мать носит его в каждое отдельное домашнее хозяйство, чтобы, если кто-нибудь знает какое-нибудь надежное лекарство, он мог дать его больному. Итак, когда некая женщина, по обыкновению, разносила всем свое больное дитя, но не находя никакого лекарства во всех домах, которые она посетила, она пришла, наконец, к пленнице, чтобы и та могла сообщить все, что знала о ней. . Пленница утверждала, что не знает никакого человеческого средства, но уверяла мать, что ее Бог Христос, которому она поклонялась, может даровать ребенку то избавление, на которое люди уже не надеялись. Положив младенца на свою власяницу и при этом вознося молитву Господу, пленница отдавала исцеленного ребенка матери.
Весть об этом распространилась среди многих, и слава о чудесном деянии достигла ушей королевы, которая, пораженная какой-то очень серьезной телесной болезнью, была в величайшем отчаянии. Она попросила привести к ней пленную женщину. Последняя, однако, отказалась ехать, чтобы не показалось, что она отклоняется от уединенного образа жизни, подходящего для ее пола. Тогда королева велела им отнести ее в камеру пленника. Уложив ее также на власяницу и призвав имя Христово, пленница тотчас же после молитвы подняла ее в добром здравии и расположении духа. Она учила царицу, что Христос, Сын Всемогущего Бога, был Божеством, даровавшим ей это исцеление, и что она должна взывать к Нему, Которого она должна признать источником своей жизни и здоровья. Ибо Он раздает царства царям и жизнь смертным. И королева, радостно вернувшись домой, в ответ на запрос мужа раскрыла источник своего внезапного выздоровления. Но когда, радуясь выздоровлению жены, он приказал послать женщине дары, королева сказала: «О царь, пленница не ценит ничего из этого. Она отвергает золото, презирает серебро и питается постом, как будто едой. Единственный способ, которым мы можем вознаградить ее, — это поклонение тому Богу Христу, который исцелил меня по ее молитве».
В то время король не обратил на это внимания и отложил дело, хотя жена часто вспоминала об этом. Наконец однажды, когда он охотился в лесу со своими слугами, дневной свет заволокло густым мраком и исчезло в ужасе кромешной ночи, сделав невозможным дальнейшее продвижение. Его спутники разбрелись в разные стороны и заблудились, а он остался один, окутанный непроглядным мраком, не зная, что делать и куда обратиться. Внезапно дух его, терзаемый отчаянием спасения, озарил мысль: «Если действительно есть Бог тот Христос, Которого пленник проповедовал жене своей, то пусть теперь избавит его от сего мрака, чтобы и он оставил все других богов, чтобы поклоняться Ему». И тотчас же, как только он дал эту клятву только в мыслях и прежде чем успел выразить ее словами, свет дня вернулся в мир и привел царя целым и невредимым в город.
Немедленно сообщив королеве о случившемся, он призвал пленницу, попросив ее научить его ритуалу поклонения и заверив, что отныне он не будет почитать никакого другого бога, кроме Христа. Явилась пленница и проповедовала Христа Господа, объясняя обряды молитвы и формы поклонения, насколько они могли быть известны женщине. Кроме того, она велела им построить церковь и описала ее форму.
Король собрал вместе весь народ своего народа и рассказал о событиях, которые произошли с ним и королевой с самого начала. Он наставлял их в вере и, хотя сам еще не был посвящен в мистерии, стал апостолом своего народа. Мужчины поверили благодаря королю, женщины благодаря королеве и единодушно взялись за строительство церкви. Окружающие стены были быстро возведены, пришло время ставить колонны. Когда первая и вторая колонны были подняты и приступили к подъему третьей, они использовали все виды машин и силу волов и людей, но когда она была поднята под наклонным углом, это оказалось невозможным ни при каких обстоятельствах. попытка поднять его до конца. Удвоенные и часто повторяющиеся усилия всех мужчин не смогли сдвинуть его с места, и все были доведены до изнеможения. Весь народ был охвачен изумлением, и решимость царя начала подводить его. Никто не знал, что нужно делать.
Но когда с наступлением темноты все разошлись, и упокоились и труженики, и труд их, пленница осталась одна на месте и всю ночь провела в молитве. И вот, когда царь и все его люди прибыли утром, полные беспокойства, он увидел колонну, которую не могли сдвинуть столько машин и столько людей, стоящую прямо и свободно подвешенную над ее пьедесталом — не стоящую на рву, а висит в воздухе примерно на фут выше. Как только весь народ увидел это, они прославили Бога и стали объявлять это ему доказательством истинности веры царя и религии пленницы. И вот, когда все они были парализованы от изумления, столб медленно опустился к своему основанию на их глазах, и никто его не коснулся, и остановился в совершенном равновесии. После этого остальные колонны были воздвигнуты с такой легкостью, что все остальные были установлены на место в тот же день.
После того, как церковь была построена с должным великолепием, люди усердно стремились к вере в Бога. Итак, по совету пленницы, к императору Константину было отправлено посольство от имени всего народа. Предыдущие события были связаны с ним, и была подана петиция с просьбой прислать священников для завершения работы, которую начал Бог. Отправляя их в путь среди ликования и церемоний, император гораздо больше обрадовался этому известию, чем если бы он присоединил к Римской империи неведомые народы и царства.
Об этих событиях рассказал нам Бакурий, человек благонадежнейший, сам царь того самого народа и начальник стражи при нашем дворе (самый щепетильный в отношении религии и истины), в то время, когда он жил у нас в Иерусалиме в дружеских отношениях, будучи в то время командующим границами Палестины.
Аполитикион
О раба Слова Божия, в проповеди сравнявшаяся с первозванным апостолом Андреем, и иным апостолам подражавшая, просветительница Иверская и свирель Святого Духа, святая Нина, равно Апостолы, молите Христа Бога о спасении наших душ.
Кондак
Воспоем избраннику Христову, равноапостольному и проповеднику слова Божия, благовестнику, на путь жизни и истины народ Грузии наставившему, ученику Божией Матери, усердной заступнице нашей и неутомимой заступнице, прехвальной Нине.
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии
by iconandlight
Святая Нина равноапостольная, просветительница Грузии
память 14 января
Святитель Николай Велимирович
Нина (წმნინო) приходилась родственницей св. Патриарх Иерусалимский. Ее родители принадлежали к знати Каппадокии, и поскольку они оба приняли монашеский постриг, Нина получила образование под опекой патриарха Ювеналия. Услышав о народе Грузии, дева Нина с ранних лет возжелала отправиться в Грузию и крестить грузин. Нине явилась Пресвятая Богородица и обещала взять ее в эту землю. Когда наш Господь открыл путь, юная Нина действительно отправилась в Грузию, где за короткий срок завоевала любовь грузинского народа. Нине удалось крестить грузинского императора Мириана, его жену Нану и их сына Бакара, которые впоследствии ревностно помогали Нине в миссионерской деятельности.
При жизни Нина путешествовала по Грузии, главным образом для обращения всего народа в Веру Христову, как раз во время страшных гонений на христиан со стороны императора Диоклетиана. Отдохнув от многих своих трудов, Нина скончалась о Господе в 335 году н.э. Ее тело погребено в Соборной церкви в Мцхете. Она сотворила много чудес при жизни и после смерти.
СЛОВО
О видениях невидимого мира
«Смотрим не на видимое, но на невидимое» (2 Коринфянам 4:18).
Мы видим этот материальный и преходящий мир, но мы смотрим в тот духовный и бессмертный мир.
Мы видим радость земную, часто прерываемую слезами и вздохами и, в конце концов, всегда завершающуюся смертью; но мы ожидаем духовной радости среди ангелов и святых Божиих на небесах, радости непрерывной и вечной.
Мы видим страдания и неудачи праведников в этой жизни; но мы смотрим на их славу и торжество в том мире.
Мы видим много успехов, славы и чести неправедных в этой жизни, но видим их поражение, осуждение и неописуемые муки в вечности.
Мы видим Церковь Божию часто унижаемой и гонимой в этом мире, но мы взираем на окончательную победу Церкви над всеми ее врагами и противниками, как видимыми, так и невидимыми.
Братья, мы часто видим тиранов и похитителей как правителей и богатых людей в этом веке, и мы видим святых как бедных, унылых и забытых, но мы смотрим на другое Царство, Царство Божие, вечное, безгрешное и бессмертное, в котором святые будут править без единого, нет, ни одного тирана или похитителя.
Господи, Многотерпеливый и Милосердный, открой наше духовное зрение, чтобы мы могли видеть то, что нас ожидает после этой краткой жизни, и чтобы мы стремились исполнить Твой закон.
Тебе всегда слава и благодарность. Аминь.
Пролог из Охрида: Жития святых святителя Николая Велимировича на 14 января по старому стилю и на 27 января по новому стилю Тропарь св. Нины Грузинской, глас 4