Нравственное богословие: Нравственное богословие

Разное

Нравственное богословие Симеона Полоцкого

Категория

Сборники

Учебники

Монографии

Журналы

Дисциплина

Логика

История философии

Онтология

Философия культуры

Философия науки

Философия образования

Философия политики и права

Философия религии

Философия сознания

Эпистемология

Эстетика

Этика

Традиции

Прагматизм

Аналитическая философия

Античность

Возрождение

Восточная философия

Немецкая классическая философия

Новое время

Русская философия

Спиритуализм

Средние века

Структурализм

Феноменология

Экзистенциализм

Рассылка статей
Не пропускайте свежие обновления

Социальные сети

Вступайте в наши группы

YOUTUBE

×

ВКонтакте

Расширенный поиск

Скачать

.pdf

Корзо М.А.

2011

Издательство:

ИФ РАН

ISBN 978-5-9540-0186-0

Для цитирования:

Корзо, М. А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века / М.А. Корзо; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2011. – 155 с.; 20 см. – Библиогр.: с. 1450–154. – 500 экз.

Источник:

Предоставлено Институтом философии РАН

  • Аннотация

  • Содержание

Исследование посвящено анализу системы нравственного богословия церковного деятеля, богослова и педагога второй половины XVII в. Симеона Полоцкого, принадлежавшего к числу приглашенных московским правительством выходцев с православных земель Речи Посполитой, которые получили богословское
образование в Киево-Могилянской академии или в иных учебных заведениях, испытавших сильное влияние системы образования иезуитов. Сочинения авторов этого круга, и в первую очередь Симеона Полоцкого, положили начало той линии развития русского (московского) православия XVII в. , которая формировалась под
значительным влиянием католического нравственного богословия. В книге реконструируются основные источники системы, влияния иных (помимо православной) конфессиональных традиций; выявляются её композиционные и содержательные особенности; на примере заповедей второй скрижали Декалога анализируется предлагаемая богословом программа практического поведения христианина в миру

Вместо введения……………………………………………………………………………………………..3
§ 1. Моральная теология и нравственное богословие до Симеона Полоцкого……3
§ 2. Богословское наследие Симеона Полоцкого: основные сочинения……………10
Глава I. «Венец веры» 1670 г.
§ 1. «Hortus pastorum» Жана Маршана как основа богословской
системы Симеона Полоцкого…………………………………………………………………..20
§ 2. Композиционные особенности «Венца веры» …………………. ………………………25
§ 3. Основные техники перевода и редактирования………………………………………..32
§ 4. Библейские цитаты в «Венце веры»…………………………………………………………50
§ 5. Источники exempla в «Венце веры»…………………………………………………………54
Глава II. Катехетические сочинения Симеона Полоцкого
§ 1. Пространный катехизис: композиционные особенности
и техники редактирования……………………………………………………………………….63
§ 2. Краткий и букварный катехизисы Симеона Полоцкого …………………………….94
Глава III. Декалог в системе нравственного богословия
Симеона Полоцкого
§ 1. Ветхозаветные предписания в западно- и восточнохристианской
традициях……………………………………………………………………………………………..103
§ 2. Декалог как система социальной этики: заповедь «Не убий». …………………114
§ 3. Декалог как система социальной этики: заповедь
«Не лжесвидетельствуй»……………………………………………………………………….120
§ 4. Декалог как система социальной этики: заповедь «Не укради» ………………126
Вместо заключения. Богословие Симеона Полоцкого
в оценке современников ………………………………………………………………………………137
Список литературы……………………………………………………………………………………..145

Нашли ошибку на странице?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Телеканал Союз

Эфир от
28 августа 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 28 августа

Курс ведет священник Константин Корепанов.

Эфир от
21 августа 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 21 августа

Курс ведет священник Константин Корепанов.

Эфир от
14 августа 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 14 августа

Курс ведет священник Константин Корепанов.

Эфир от
7 августа 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 7 августа

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». И в …

Эфир от
31 июля 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 31 июля

Курс ведет священник Константин Корепанов.

Эфир от
24 июля 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 24 июля

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия» и снова …

Эфир от
17 июля 2018 г.

Нравственное богословие. 100-летие расстрела Царской семьи

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». Сегодня у …

Эфир от
10 июля 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 10 июля

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». И напомню, …

Эфир от
3 июля 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 3 июля

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия», и сегодня …

Эфир от
26 июня 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 26 июня

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия», и, напомню, …

Эфир от
19 июня 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 19 июня

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». Сегодня мы …

Эфир от
12 июня 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 12 июня

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». Напомню, в …

Эфир от
5 июня 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 5 июня

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия» и продолжаем …

Эфир от
29 мая 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 29 мая

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». И напомню, …

Эфир от
22 мая 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 22 мая

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». И напомню, …

Эфир от
15 мая 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 15 мая

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия», и напомню, …

Эфир от
8 мая 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 8 мая

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». Напомню, в …

Эфир от
1 мая 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 1 мая

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». Напомню, в …

Эфир от
24 апреля 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 24 апреля

Курс ведет священник Константин Корепанов. Продолжаем уроки «Нравственного богословия», на которых, напомню, …

Эфир от
17 апреля 2018 г.

Нравственное богословие. Выпуск от 17 апреля

Курс ведет священник Константин Корепанов. Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». И сегодня …

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать



Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

  • 16 декабря 2022 г.
    «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 16 декабря 2022

  • 16 декабря 2022 г.
    «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко

    Благая часть. 16 декабря

  • 16 декабря 2022 г.
    Прогноз погоды

    Прогноз погоды на 17 декабря 2022

  • 16 декабря 2022 г.
    «Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили

    «Православный на всю голову!». Стояли звери около двери

  • html»>

    16 декабря 2022 г.
    «У книжной полки» (Екатеринбург)

    У книжной полки. Старец Митрофан Жировичский

  • Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

    Ответ:

    — Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …

  • Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

    Ответ:

    — Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …

  • Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

    Ответ:

    — Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …

  • Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

    Ответ:

    — Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …

нравственное богословие | Britannica

Ключевые люди:
Тертуллиан
Альбрехт Ричль
Святой Альфонс Лигуори
Антоний Храповицкий
Хельмут Рихард Нибур
Похожие темы:
христианство
этика
богословие
добродетель
семь добродетелей

Просмотреть весь связанный контент →

моральное богословие , также называемое Христианская этика , христианская теологическая дисциплина, занимающаяся выявлением и разъяснением принципов, определяющих качество человеческого поведения в свете христианского откровения. Она отличается от философской дисциплины этики, которая опирается на авторитет разума и может призывать только к рациональным санкциям за моральную несостоятельность. Нравственное богословие апеллирует к авторитету откровения, особенно в том, что касается проповеди и деятельности Иисуса Христа.

Нравственное учение в христианских общинах различалось в разные эпохи, регионы и конфессиональные традиции, в которых исповедовалось христианство. Римско-католическая традиция была склонна подчеркивать посредническую роль церковных институтов в своем подходе к моральному авторитету откровения. Протестантские церкви часто придавали большое значение прямой или непосредственной моральной ответственности человека перед Богом. Влияние духовного наставника на нравственное благополучие каждого христианина было важным аспектом восточного христианства.

Еще из Britannica

этика: христианская этика от Нового Завета до схоластики

Моральное богословие временами казалось ограниченным в своем объеме рассмотрением тех мыслей, работ и действий, которые рассматриваются как оскорбительные для Бога и духовно вредны для человека, то есть перечисление грехов. Таким образом, оно рассматривалось как негативное дополнение аскетического и мистического богословия, которые оба предполагают более позитивную ориентацию человека на Бога. Однако многие богословы-моралисты полагали, что духу Нового Завета и раннего богословия будет более верным не отделять моральное учение от религиозной антропологии, которая подразумевается в послании Евангелий. Этот подход нашел отражение в традиционном восточно-христианском акценте на обожествлении человека через его связь с Иисусом Христом и в протестантском стремлении к нравственной силе оправдания. Средневековое и постреформационное римско-католическое моральное богословие имело тенденцию отделять моральное учение от догматического богословия.

Значение отношения нравственного учения к божественному откровению заключается в проблеме определения природы того особого «высшего блага», которое характеризует любую этическую систему. Без такого определения природы этого блага легко могло бы сложиться впечатление, что нравственность — это просто подчинение набору правил или законов, соблюдение которых более или менее произвольно именуется добром. В свете откровения грех рассматривается как ухудшение фундаментального отношения человека к Богу, а не как нарушение правил или законов. Добродетель рассматривается как привычная способность человека свободно и сознательно реагировать на ситуации таким образом, который отражает и усиливает его соответствие Иисусу Христу.

Различные подходы к нравственному богословию на протяжении столетий сильно различались по своему обращению к логическим рассуждениям и по степени принятия общих моральных принципов, которые считаются универсально применимыми. Современное моральное богословие должно решать множество проблем, в том числе объем индивидуальной ответственности в крупных корпоративных учреждениях, влияние человеческой деятельности на природную среду, требования социальной справедливости, достижения в генетике и других биологических науках, а также использование передовые технологии ведения войны.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Нравственное богословие — Университет Сетон Холл

Нравственное богословие — это раздел теологии, изучающий человеческие действия и источники этих преднамеренных действий, чтобы ученик Иисуса Христа мог направить их к любящему видению Бога, понимаемому как его/ее истинное , полное счастье и окончательный конец. Это видение достигается посредством благодати, добродетелей и даров Святого Духа и в свете как откровения, так и разума. Нравственное богословие как академическая дисциплина отвечает на призыв «развить более глубокое понимание причин, лежащих в основе церковного учения, и разъяснить обоснованность и обязательность предлагаемых ею предписаний, демонстрируя их связь друг с другом и их связь с конечной целью человека». .» ( Veritatis Splendor , §110) Таким образом, изучающий нравственное богословие стремится «преобразоваться обновлением [его/ее] ума, чтобы [он/она] мог различать, какова воля Божья, что есть хорошо, приятно и совершенно». (Рим. 12:2)

Заведующий кафедрой

Джастин М. Андерсон, доктор философии.
(973) 275-2112

Штатные преподаватели и направления специализации
  • Джастин М. Андерсон, к.т.н.
    Области специализации: томистическая этика
    Области специализации: нравственное богословие; философская этика; этика добродетели; Средневековая философия и богословие
Дополнительный факультет и области специализации
  • Преподобный Майкл Мэннинг, M.D., S.T.L.
    Области специализации: Применение нравственного богословия к пастырским нуждам Церкви; проповедь
  • Преподобный Лучио Нонтол, T.O.R., доктор философии.
    Области специализации: Нравственное богословие; биоэтика; Философия Аласдера Макинтайра; Философия Жака Деррида; Философия и теология Рамона Луллия; Нравственное богословие Йозефа Ратцингера; Духовность Томаса Мертона; Консультирование и духовность
  • Преподобный Павел Томчик, доктор философии.
    Области специализации: Нравственное богословие; Католическая сексуальная этика; Богословие тела
Недавно вышедшие на пенсию преподаватели и области специализации
  • Преподобный У.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts