О чем елка зощенко: Какая главная мысль рассказа Ёлка Зощенко
Содержание
рассказ Зощенко. Читать онлайн с иллюстрациями.
Поучительный рассказ о стыде, о том, что нельзя брать чужие вещи, о том, что за проступком последует наказание. Читайте рассказ о Лёле и Миньке, которые съели конфеты с новогодней елки и открыли подарки…
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка. Манерно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.
И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
Лёля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
Лёля говорит:
— Если ты второй раз откусил яблоко. то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел, Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю:
— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
Леля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.
Лёля говорит:
— Вот теперь, Минька, и не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Лёля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лёлька научила.
Мама говорит:
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Лёля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
Он сказал:
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
(Илл. А.С.Андреева)
кратко о сюжете для читательского дневника, главные герои произведения
Читательский дневник
12.11.21
11 мин.
Рассказ Михаила Зощенко «Елка» был написан в 1932 году. В нем писатель описал поучительную историю о жадности, за которую впоследствии пришлось отвечать главным героям. Чтобы правильно составить читательский дневник по «Елке» и кратко описать основные мысли автора, следует внимательно ознакомиться с этим произведением. Основные персонажи повествования из-за зависти испортили новогодний праздник, но смогли усвоить полученный урок.
Оглавление:
- Основные персонажи
- Начало событий
- Наказание за содеянное
- Анализ и план пересказа
- Отзывы читателей
Основные персонажи
Рассказ «Елка» Михаила Зощенко учит читателя щедрости и гостеприимству. Писатель говорит в нем о том, что нельзя брать чужое, не спросив разрешения, и обижать слабых. Жадность и невоспитанность может испортить хорошие приятельские отношения. Зависть никогда не приведет к хорошим последствиям. Если человек ничем не делится с окружающими, то в будущем его ожидает только одиночество.
Главными героями рассказа «Елка» Михаила Зощенко являются:
- Минька — 5-летний жадный и обидчивый парень;
- Леля — 7-летняя сестра мальчика, хитрая обманщица;
- мама — очень добрая и заботливая женщина, которая постоянно заступается за своих детей;
- отец — строгий, но справедливый мужчина.
В своем произведении, написанном в сатирическом жанре, автор предстает умным человеком, который вспоминает собственное детство. Судя по отзывам о «Елке» Зощенко для читательского дневника, этот рассказ будет полезен не только детям, но и взрослым читателям.
В повествовании писатель рассказывает историю, как он с сестрой разорил новогоднюю елку. После этого папа наказал их, но мама, несмотря ни на что, старалась выгородить своих чад.
Начало событий
В начале произведения писатель готовился к новогодним праздникам, которые он будет отмечать в сороковой раз. Он вспоминал, как в раннем детстве не понимал сути елки, хотя мать, держа его на своих руках, всегда выносила мальчика к ней. Однако в 5-летнем возрасте это нарядное дерево воспринималось автором совершенно по-иному. Он восторгался и сильно радовался ему. Рассказчик постоянно с нетерпением ждал наступления новогодних праздников.
Елку всегда наряжала мать, а дети лишь подглядывали в дверную щель за тем, как женщина это делала. Сестре писателя в то время исполнилось уже 7 лет, и она была очень резвой девочкой. В один из дней она предложила мальчику зайти в комнату, в которой стояло новогоднее дерево, чтобы полюбоваться им. Они осторожно пробрались туда, увидели красивую елку и многочисленные подарки, лежащие под ней.
Девочка предложила съесть по одной конфете, висевших на елке, а мальчик захотел еще надкусить и яблоко. Леля обиделась на брата, схватила пастилку, несколько орехов и хлопушку. Последовав примеру сестры, Минька подставил стул к дереву, но неожиданно упал с него на коробки с подарками. Затем выяснилось, что у куклы из фарфора была отбита рука. Дети были вынуждены сбежать в собственную комнату, потому что услышали шаги матери.
Однако ничего изменить уже было нельзя, так как уже собрались гости и мать позвала присутствующих к елке. Она сказала, что дети по одному обязаны подходить к ней, чтобы получить сладости и свои подарки.
Поначалу все были довольны, но когда женщина обнаружила надкушенное яблоко, то сразу позвала своих малышей, чтобы узнать правду.
Наказание за содеянное
Леля даже не задумываясь сразу сказала, что это все сделал Минька. В ответ на это он поведал, что его всему научила сестра. Услышав рассказ своих детей, мать ответила, что накажет обоих. Женщина решила отдать подарок сына ребенку, которому она хотела дать яблоко. Это был игрушечный паровозик, о котором главный герой давно мечтал.
Наблюдая за тем, как чужой парень играет с игрушкой, которая предназначалась Миньке, тот сильно ударил мальчика. Его мама возмутилась после такого поступка и стала ругать героя. В итоге поссорились не только дети, но и взрослые. Мать обиженного парня назвала Миньку разбойником, но родители стали на защиту своего чада. Затем оказалось, что остальные присутствующие были недовольны испорченными подарками, поэтому хотят уйти. Брат с сестрой начали выгонять взрослых, чтобы забрать себе все игрушки.
Потом в комнату зашел отец и сказал, что подобное воспитание только губит малышей. Он затушил горевшие свечи и отправил всех спать. Подарки мужчина хотел раздать детям на следующее утро. С того времени прошло уже много лет, однако, писатель постоянно вспоминал эти события.
После того случая он больше никогда не брал чужих вещей и всегда защищал слабых. По этой причине окружающие думали, что рассказчик был веселой и добродушной личностью.
Анализ и план пересказа
Это произведение Михаила Зощенко обладает глубоким смыслом и несет в себе полезные уроки для маленьких детей. Писатель, применяя эпитеты и метафоры, ярко описал внешний вид елки и то, как главный герой ждет новогоднего чуда. Родители очень старались, чтобы устроить своим чадам прекрасный праздник. Читать рассказ очень приятно, потому что читатель полностью погружается в новогоднюю атмосферу.
Однако праздник нарушил очень эгоистичный поступок, совершенный детьми. Они не только без спроса зашли в комнату с деревом, но и съели угощения, предназначенные для гостей. Стул, упавший из-под мальчика, сломал игрушки, которые были куплены для других детей.
Из-за скверного поведения сестры и брата новогодний праздник был полностью испорчен. Писатель сделал акцент на том, что в концовке произведения герои сделали необходимые выводы. Они больше никогда в жизни не делали поступки, от которых могли бы пострадать окружающие.
Если внимательно прочитать краткое содержание «Елки» Зощенко, то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:
- ожидание праздника и разорение елки;
- поломанные подарки и приход гостей;
- признание сестры и лишение игрушки;
- ссора взрослых и действия папы;
- выводы рассказчика.
Основная мысль произведения заключается в том, что необходимо слушаться старших, не жадничать и проявлять гостеприимство к близким людям. Оно учит уметь сдерживать собственные желания и не поддаваться на многочисленные искушения. Нужно уметь признавать свои ошибки и делать выводы из жизненных ситуаций. После ознакомления с кратким содержанием «Елки» Зощенко стоит прочитать рассказ полностью. Это поможет правильно подобрать картинку для иллюстрации повествования.
Отзывы читателей
Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Описанные события разворачиваются в новогодние праздники, которые должны были быть волшебными, а получились довольно трагичными. Из-за своей жадности мальчик лишился желаемого подарка и стал причиной ссоры взрослых. По этой причине стоит оценивать последствия своих действий.
Максим, Волгоград
Этот рассказ является автобиографическим и очень быстро запоминается. В нем автор ярко отражает особенности детской психологии. Произведение наполнено добротой и тонким юмором. Оно учит ребенка тому, что всегда необходимо нести ответственность за собственные поступки.
Сергей, Саратов
Новый год у людей ассоциируется с праздником. Но в рассказе Зощенко описана очень поучительная история о маленьком мальчике, который смог испортить всем настроение. Из-за его недальновидного поступка у всех пропало праздничное настроение. Стоит прочитать это произведение своим детям, чтобы они поняли, что эгоизм не приводит ни к чему хорошему.
Дарья, Москва
Елка новогодняя ‹ Литературный хаб
Рассказ Михаила Зощенко из сборника Очень русское Рождество: Величайшие русские праздничные истории всех времен . Зощенко был одним из крупнейших советских сатириков первой половины ХХ века. Его сборники сатирических рассказов разошлись по СССР десятками миллионов экземпляров. После Великой Отечественной войны его творчество было репрессировано советским правительством.
(В Советском Союзе было запрещено праздновать Рождество. Чтобы сохранить всеми любимый обычай рождественской елки — и самого себя — родилась Новогодняя елка.)
В этом году мне исполнилось сорок, друзья. Оказывается, я видел сорок новогодних елок. Это много!
Наверное, первые три года жизни я толком не знала, что такое новогодняя елка. Кажется, мама взяла меня за руку. И, наверное, своими маленькими черными глазками я равнодушно смотрел на украшенную елку.
Но, дети, когда пробило пять лет, я прекрасно понял, что такое новогодняя елка. И я не мог дождаться, когда наступит этот радостный праздник.
Моей старшей сестре тогда было семь лет. И она была исключительно яркой маленькой девочкой. Однажды она сказала мне: «Минка, мама на кухне. Давай пройдем в комнату, где стоит дерево, и посмотрим, что там происходит».
И вот мы с сестрой Лёлей вошли в комнату. И что же мы увидели: очень красивую новогоднюю елку. А под елкой подарки. И бусы, и овсянки, и фонарики, и желуди, и пастилки, и крымские яблоки.
Моя сестра Лёля сказала: «Мы не будем заглядывать в подарки. Вместо этого, еще лучше, давайте съедим по одной маленькой пастилке». И вот она подошла к дереву и в одно мгновение проглотила висевшую на ниточке пастилку.
Я говорю: «Лёля, если ты съела пастилу, то я хочу есть». А я подошла прямо к новогодней ёлке и откусила от яблока.
Лёля сказала: «Минка, если ты откусишь от яблока, то я съем вторую пастилу и вдобавок возьму себе эту конфету».
Вот Лёля была высокая, очень длинноногая, неуклюжая девушка. И она могла тянуться высоко. Она встала на цыпочки и своим большим ртом начала есть вторую пастилу. И я был на удивление коротким. Я едва мог дотянуться до чего-либо, кроме одного низко висевшего яблока.
«Лёлиша, если ты съела вторую пастилу, то я откушу ещё яблоко». И я еще раз взял яблоко в руки и надкусил.
Лёля сказала: «Если ты откусишь ещё от яблока, то я больше не буду церемониться и пойду съем третью пастилу, а вдобавок возьму на память вот этот крекер. ” Я чуть не закричал. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю: «Ну, Лёлиша, я принесу стул к дереву и возьму себе что-нибудь, кроме яблока».
И я своими тощими ручонками стал подтаскивать стул к дереву. Но стул упал на меня. Я хотел забрать его. Но опять упал. И прямо на подарки.
Лёля сказала: «Минка, похоже, ты сломала куклу. Вот так. Ты сломал фарфоровую руку марионетки.
В этот момент мы услышали мамины шаги и мы с Лёлей убежали в другую комнату.
Лёля сказала: «Ну, Минька, я не могу гарантировать, что мама тебя не отшлепает».
Я хотел закричать, но в этот момент пришли гости. Куча детей с родителями. Наша мама зажгла все свечи на елке, открыла дверь и сказала:
«Все, входите».
И все дети прошли в комнату, где стояла новогодняя елка.
Наша мама сказала: «А теперь пусть все дети приходят ко мне, и я дам каждому игрушку и угощение».
И вот детишки стали подходить к маме. И каждому подарила по игрушке. Потом взяла с дерева яблоко, пастилу и конфету и тоже раздала детям. И все дети были очень довольны. Потом мама схватила надкушенное мною яблоко и сказала: «Лёля и Минька, идите сейчас сюда. Кто из вас надкусил яблоко?
Лёля сказала: «Это Минькина работа».
Я схватила Лёлю за косичку и говорю: «Лёля показала мне верёвочки».
Мама сказала: «Я Лёлю в угол носом вперёд ставлю. Что же касается вас, то я собирался подарить вам пароход. А теперь я отдам пароход тому маленькому мальчику, которому хотел отдать надкушенное яблоко».
А пароход она взяла и отдала четырехлетнему мальчику. И тот мальчик начал играть с ним в одно мгновение. И я разозлился на маленького мальчика и ударил его игрушкой по руке. И он так ужасно завыл, что родная мать взяла его за руку и сказала: «С этого дня я больше не буду приходить сюда с моим мальчиком».
И я сказал: «Вы можете уйти, а я оставлю пароход».
А другая мать удивилась моим словам и сказала: «Ваш сын, без сомнения, будет разбойником». И тут мама взяла меня за руку и сказала той маме:
«Не смей так говорить о моем сыне. тебе лучше уйти сейчас со своим золотым мальчиком и никогда-никогда не возвращаться в наш дом. И та другая мать сказала:
«Я так и сделаю. Сюда приходят гостем, а уходят расстроенными». А потом другая, третья мать, сказала: «Я тоже пойду. моя маленькая девочка не заслуживает того, чтобы ей подарили марионетку с отколотой рукой.
А сестра Лёля закричала: «Ты тоже можешь идти со своей золотой девочкой! А куклу со сломанной рукой оставлю». И тогда я, сидя у мамы на коленях, кричу: «И все равно все могут уйти, а мы все игрушки оставим». И все гости стали расходиться. И наша мама была удивлена, что мы остались одни. Но вдруг в комнату вошел наш папа.
Он сказал: «Такое воспитание погубит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, спорили или выгоняли наших гостей. Им придется нелегко в этом мире, и они умрут в одиночестве». А папа подошел к новогодней елке и погасил все огни. И тогда он сказал:
«Немедленно ложись в постель. Завтра я раздам подарки гостям».
Итак, друзья мои, с тех пор прошло тридцать пять лет, а я до сих пор помню это дерево. И за последние тридцать пять лет, дети, я ни разу не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто был слабее меня. И врачи говорят мне, что именно поэтому я счастлив и добросердечен, условно говоря.
С ОЧЕНЬ РУССКОГО РОЖДЕСТВА. Используется с разрешения New Vessel Press. Авторские права на перевод © 2016, Росс Уфберг.
Очень русское Рождество – Внимательный читатель
Рецензии на книги, Рождество, Классика, Европейская литература, Россия, Русская литература, Времена года и книги, рассказы, Зима
Опубликовано theopinionatedreaderblog на
Название: Очень русское Рождество
Писатель: Разное
Издательство: New Vessel Press
Дата выхода в свет: 26 сентября 2016 г.
Рейтинг: 5 звезд
«Морозный день. Из окна виден пушистый белый снег, покрывающий улицы, крыши домов и деревья. Ранние сумерки. Небо синеет».
Мы с Лидой стоим у окна, смотрим в небо,
«Няня, скоро будет звезда?», — спросила я.
Елка (Михаил Зощенко): Власти в Советском Союзе были настолько нелепы, что запретили Рождество, но разрешили Новогоднюю елку. Потому что режимы глупы. В этой сатирической истории мальчик устраивает хаос при поддержке своей матери, которой надоели назойливые гости.
Мальчики (Антон Чехов): Мальчики и рождественские махинации в характерном рассказе Чехова.
Ёлка и свадьба (Фёдор Достоевский): История со всеми фирменными элементами лучшего романиста в истории. История, которая начинается как социальное наблюдение, становится почти зловещей, когда мы понимаем, что судьба юной героини неизбежна. Элегантная сатира Достоевского подчеркивает несправедливость всего этого.
На Святках (Антон Чехов): Жестокий мужчина изолирует свою жену от ее неграмотных родителей. Но Рождество — время исправлять ошибки…
Сон молодого царя (Лев Толстой): Молодой человек, который собирается править Россией, мечтает о зле, поразившем землю.