О чем напоминает георгиевский храм в ладоге: Старая Ладога и ее главные достопримечательности с описанием и фото

Разное

Старая Ладога и ее главные достопримечательности с описанием и фото

Туризм по Северо-Западу России

0 6 108 4 Минут чтения

Хотите увидеть самое древнее поселение Ленинградской области, пройтись по самой давней российской улице, побывать в монастырях и заповедниках? Запланируйте поездку в Старую Ладогу – небольшое село в Волховском районе. Здесь, если верить летописям, находится могила князя Олега, было первое место княжения князя Рюрика. Сегодня же в Старой Ладоге можно найти немало интересного – как для любителей истории, так и для тех, кто влюблен в культовые сооружения, памятники архитектуры или же отдает предпочтению отдыху на природе.

Что посмотреть в Старой Ладоге

Хотя сегодня Старая Ладога – это небольшое село, раньше это был город, называемый Ладогой. Многовековая история оставила здесь ощутимый след: буквально при въезде словно переносишься в прошлое. Естественно, значительная часть староладожских достопримечательностей связана именно с историей.

Архитектурные достопримечательности

  • Знакомство со Старой Ладогой и ее достопримечательностями стоит начать с осмотра Староладожской крепости, благо, каждый житель села подскажет, как до нее добраться. Первоначально крепость здесь возвели в начале XII века, но сегодня можно полюбоваться монументальным сооружением XV века. Естественно, время оставило свой след на крепости – ее постепенно реконструируют, но часть сооружения до сих пор напоминает не то руины после побоища, не то скалы (толщина стен, между прочим, в некоторых местах достигала 5 м). Ранее у крепости было пять башен, но восстановлено лишь две – Климентовская и Воротная. Побывать здесь можно за символическую плату – билеты более чем доступны.
  • На территории крепости расположена Георгиевская церковь, которую тоже обязательно стоит посетить и полюбоваться фресками XII века, которые до сих пор сохранились на стенах. Собственно, об этом храме стоит рассказать отдельно, поэтому ниже уделю ему больше внимания.
  • Усадьба «Успенское» – еще одно место, которое обязательно стоит включить в маршрут. Возвел ее генерал-поручик Роман Томилов в 1780-х годах, но через три десятка лет его сын изменил вид усадьбы, добавив так называемый «Дом Шварца» (каменный флигель), где хранилась роскошная коллекция графики и живописи, в том числе, кисти Рембрандта. Сегодня усадьба – это часть Староладожского музея. Здесь представлены фонды графики, живописи, фресок, археологический и историко-бытовой.
  • Внимания заслуживает и дом купца Калязина величественное каменное сооружение, где сейчас располагается археологическая экспозиция. Посмотреть здесь есть на что, ведь раскопки поблизости Старой Ладоги ведут еще с середины позапрошлого века. Конечно, в экспозиции представлены не все находки, но в трех залах есть интересные вещи, относящиеся к разным эпохам – от неолита до средневековья.

Знаете ли вы? Если вы решили посетить крепость, Георгиевский храм, экспозиции, помните, что все они относятся к историко-архитектурному и археологическому музею-заповеднику, поэтому можно купить единый билет.

Культовые сооружения Старой Ладоги

Их перечень может занять несколько листов, но если вы отправляетесь в Старую Ладогу на день-два, стоит посетить хотя бы основные достопримечательности, фото с описанием которых встречаются на многих туристических сайтах.

  • Поскольку знакомство с городом мы начали с крепости, первым делом посетили Георгиевский храм, о котором уже упоминалось. Кроме фресок, примечателен он и богатством украшений. По легенде, именно здесь Александр Невский освящал свой меч.
  • Свято-Успенский монастырь и Успенский храм. Обитель изначально была мужской, но позже ее отдали монахиням (кстати, именно здесь доживала Евдокия Лопухина, супруга Петра Первого, Евдокия Ганнибал; сюда же ссылали родственниц декабристов). Величественная архитектура, драматическая история – это то, что привлекает к монастырю туристов.
  • Никольский мужской монастырь – считается, что основан он во времена победы Александра Невского над шведами. Из достопримечательностей обители стоит выделить колокольню и Святые врата работы тихвинских мастеров. В монастыре хранятся части мощей Николая Чудотворца.
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи – сегодня она приписана к Никопольскому монастырю, однако остается главным собором для верующих Старой Ладоги. Храм расположен на Малышевой горе, поэтому относительно недавно его пришлось спасать: в горе есть множество пустот и подземных ходов, поэтому церковь начала проседать. Считается, что храм воздвигли на том месте, где когда-то поставил свой крест Андрей Первозванный. Изначально храм был деревянным, но в XVII веке на этом месте возвели каменное сооружение.

Георгиевский храм

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Музеи Старой Ладоги

В первую очередь стоит выделить историко-архитектурный музей заповедник, о котором уже упоминалось выше: это крепость, усадьбы купцов, Георгиевский храм.
Есть в Старой Ладоге и краеведческий музей, который расположен в церкви Дмитрия Солунского – небольшом деревянном храме, который возвели в начале XVII века. Конечно, сегодняшняя церковь построена позже, но является полной копией своей предшественницы.

Природные памятки Старой Ладоги

  • Неподалеку от села расположился памятник природы «Староладожский», общая площадь которого превышает 200 га. Здесь расположены три искусственные пещеры: Танечкина (здесь зимуют летучие мыши), Староладожская и Малышка.
  • На территории комплекса также есть геологические обнажения (возле Волхова), которые представляют собой ценность, палеонтологические окаменелости. Но наиболее интересное место – это урочище Сопки, где сохранились древние могильные курганы. Под одним из них, по преданиям, похоронен Вещий Олег.
  • Естественно, могильные курганы пронизаны ходами и катакомбами, но попасть внутрь у туристов нет шансов, поскольку входов в них нет. Поклонники теории биополя установили, что в Сопках есть некие поля, которые обладают оздоровительным воздействием. Впрочем, даже если это и не так, побывать на курганах стоит, чтобы полюбоваться красивейшими пейзажами на Волхов и саму Старую Ладогу.
  • Наконец, перечень природных интересных мест будет неполным без Горчаковщинского водопада, который расположен неподалеку от села. Дойти сюда можно с проводником из числа местных жителей или самостоятельно. Тихие струи воды и живописная зелень вокруг позволят расслабиться и насладиться близостью к природе.

Горчаковщинский водопад

Старая Ладога – что посмотреть зимой

  • Если вы решили отправиться сюда в новогодние каникулы, побывать на Сопках вряд ли удастся – скорее всего, они будут засыпаны снегом.
  • А вот ознакомиться с экспозициями музея в доме купца Калязина, в усадьбе «Успенское», побродить по крепости и храмам – вполне возможно.
  • Не стоит забывать и о Горчаковщинском водопаде: зимой его застывшие воды представляют собой действительно восхитительное зрелище.

Интересное видео о селе Старая Ладога

Рассказ о истории Старой Ладоги — в прошлом- городе в Новгородской Руси, теперь -деревне. О Староладожской крепости, о старых монастырях и курганах, находящихся на этой русской земле.

https://www.youtube.com/watch?v=BjmqTfQctWAVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Старая Ладога (https://www.youtube.com/watch?v=BjmqTfQctWA)

Старая Ладога – что посмотреть с детьми

  • Стоит отметить, что малышей до пяти лет сюда в принципе лучше не тащить с собой – им будет откровенно скучно. А вот деткам постарше наверняка понравится в крепости.
  • Со школьниками вполне можно отправиться на экскурсию по Сопкам, но лучше делать это с гидом – его рассказы наверняка пригодятся на уроках истории, а яркие впечатления врежутся в память надолго.
  • Если вы решили отправиться в Старую Ладогу, удобнее всего делать это на автомобиле, а останавливаться на ночевку – в Санкт-Петербурге.

Сопки

Для изучения основных достопримечательностей села нам хватило двух дней, однако если хочется расслабиться и отдохнуть подольше (например, на природе) – выделите еще один денек.

Бывали ли вы в Старой Ладоге? Какие достопримечательности села поразили больше всего? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.


Похожие записи

Читайте также

Close

» Церковь св. Георгия в Старой Ладоге

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.

Главная >

Этот строгий по очертаниям древний белокаменный храм, увенчанный единственным куполом, возвышается рядом с остатками старинной крепостной стены бывшей ладожской крепости — несмотря на простоту своих форм, этот памятник древнерусской архитектуры производит сильнейшее впечатление и навевает атмосферу давно ушедшей старины. Весьма знамениты и уцелевшие фрагменты фресок Георгиевской церкви, относящиеся к числу самых ранних произведений русской живописи, дошедшей до нашего времени.

История

Время постройки церкви Святого Георгия и дата украшения ее фресками нам точно не известна — об этом не сохранилось никаких документальных свидетельств. Сегодня мы имеем несколько версий, согласно одной из которых предположительное время постройки храма — 80-90-е годы XII века. Такой вывод делается на основании анализа художественных, типологических и иконографических особенностей его архитектуры и росписи стен, а также технологических особенностях строения. Тем не менее с уверенностью можно говорить только о том, что возведение церкви и написание фресок произошли в одно и то же время, возможно, с перерывом в один-два года.

По другой версии, закладка церкви состоялась еще в XI веке, во времена Ярослава Мудрого, который, как известно, при крещении получил имя Георгий.

Третья версия относит создание памятника ко второму десятилетию XII века, когда новгородский князь Мстислав Великий и ладожский посадник Павел строили рядом новую каменную крепость. В этом случае не удивляет и название собора, так как Мстислав был правнуком Ярослава Мудрого и мог возвести храм в память о нем.

Наконец, еще одна заслуживающая внимания версия связывает создание храма, посвященного Георгию Победоносцу — небесному покровителю христианского воинства — с победой ладожан и новгородцев над шведами, напавшими на Ладогу в 1164 году.

Подобно многим русским храмам, древняя церковь не раз реставрировалась на протяжении веков. Так, в новгородских летописях сохранились упоминания о реставрации в 1445 году, которая затронула не только саму церковь, но и выдержавшую ни одно неприятельское нападение крепостную стену. Архиепископ Евфимий «заложи манастырь святого Георгия в Городке, и стену каменую понови, и церковь святого Георгиа понови и подписа, идеже отпало, и покры ю чешуею, и бысть христьяном прибежище» — сообщается в летописи. Весьма люпопытен пристальный интерес средневкового летописца именно к росписям Георгиевской церкви, ведь далеко не всегда в летописях фиксировали даты строительства храмов и уж тем более украшения их фресками. Вероятно, владыка Евфимий имел особое отношение к древним фрескам Георгиевской церкви — это вполне согласовывалось с духом возрождения старых новгородских святынь, во многом определявших церковную жизнь Новгорода в эту эпоху.

Исследования участков «евфимиевского» поновления 1445 года свидетельсвуют о том, что реставраторы того времени во многом ориентировались на домонгольский образец — скорее всего, перед исполнителями работ стояла задача максимального сохранения стиля и содержания древней росписи.В ходе реставрации храм получил новую кровлю из деревянного лемеха, однако древние формы позакомарного покрытия остались неизменными. Самое существенное изменение — замена древней невысокой алтарной преграды в интерьере храма на высокий, возможно, двухъярусный, иконостас, который полностью отделил алтарную часть храма от основной.

В таком виде храм просуществовал до рубежа XVI-XVII веков, когда сначала бурные события Смутного времени, а затем череда ремонтов и перестроек XVII столетия полностью исказили внутреннее пространство храма и привели к гибели значительной части его фресок.

В ходе капитального ремонта ладожской крепости в 1584—1586 годах церковь снова реставрируется — на этот раз только снаружи. Именно в это время появляется пощипцовое покрытие сводов и конусовидное завершение купола, кроме того, появляется небольшая двухпролетная звонница над западным фасадом церкви, следы которой были выявлены во время последней реставрации. Любопытно, что в таком виде храм запечатлен на гравюре Адама Олеария, посетившего Ладогу в 1634 году и впоследствии издавшего книгу о своих путешествиях по России, снабженную многочисленными иллюстрациями.

Вид Ладожской крепости с противоположного берега Волхова. Гравюра из книги Адама Олеария. 1634 г.
Изображение воспроизводится по изданию: Сарабьянов В.Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. М., Северный паломник, 2003.

За многие века своего существования церковь не могла не прийти в аварийное состояние — капитальный ремонт храма был произведен в 1683—1684 годах, когда щипцовое покрытие кровли заменили на четырехскатное, что повлекло за собой повышение барабана, закладку четырех его окон и растеску оконных проемов в северной и южной стенах храма. С течением времени грунт вокруг храма сильно повысился, поэтому в ходе реставрации уровень пола был поднят примерно на 1 м, что привело к повышению порталов. Конструкция здания была укреплена дубовыми связями, заведенными в толщу стен. Кроме того, с западной стороны к церкви пристроили притвор, который также выполнял функцию контфорса, подпирающего стену.

Эта реставрация была выполнена настолько основательно и своевременно, что необходимость в следующем ремонте возникла только в 1760-е годы. Вместе с тем значительная часть росписей сильно пострадала в ходе перестроек, расширения оконных и дверных проемов. Остальные росписи были сбиты со стен, за исключением тех участков, где грунт фресок имел прочное сцепление с кладкой. Стены изнутри полностью заштукатурили и забелили, а остатки росписей, закрытые этими напластованиями, были преданы забвению, и лишь росписи барабана, благодаря своей цельности и хорошей сохранности красочного слоя, оставались нетронутыми. Сбитые фрески оказались погребенными под новым полом, и лишь недавно, благодаря стараниям сотрудников Староладожского музея, они были собраны и учтены.

В 1890-х годах один из основоположников русской реставрационной школы академик В. В. Суслов поставил вопрос о необходимости научной реставрации церкви св. Георгия, однако ремонтно-реставрационные работы были проведены лишь в 1902 году на выделенную государством субсидию. 14 июля 1904 года храм был вновь освящен. В ходе работ 1903—1904 годов была полностью заменена на цементную штукатурку наружная обмазка, поставлены новые металлические рамы в окна, сделана новая железная кровля, покрытие купола выполнено в виде шлемовидной главы с металлической имитацией лемеха и установлен новый цементный карниз под четырехскатную кровлю. Внутри храма были отремонтированы хоры и настлан новый пол из метлахской плитки на бетонной основе. Что же касается фресок, то их постарались оставить в нетронутом виде. Вместе с тем эта реставрация не решала проблемы конструктивного укрепления памятника.

Между тем эти работы явились одним из первых и печальных опытов широкого применения цемента в архитектурной реставрации — его губительными последствиями, проявившиеся уже в ближайшие годы,  стало разрушение цоколей стен, отслоение цементной обмазки, повышенная сырость внутри храма и появления плесени и выступавших кристаллов солей на фресках.

Следующая научная реставрация началась лишь в 1920-е годы. В 1925—1928 годах силами специалистов Ленинградских реставрационных мастерских был проведен огромный комплекс работ по архитектурной реставрации Георгиевской церкви, в результате чего памятник был освобожден от большинства поздних пристроек и напластований В 1927—1928 и 1933 годах силами московских реставраторов из Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) были обновлены и фрески. Но, к сожалению, всем этим работам не суждено было завершиться, поскольку в 1934 году в ходе антирелигиозной кампании все государственные реставрационные учреждения, специализировавшиеся на реставрации древнерусских памятников, были ликвидированы. Но главное, что строение получило запас прочности, позволивший ему прожить еще несколько десятилетий.

Разрушения, которые коснулись многих храмов северо-западной России во время Великой Отечественной войны, не затронули Георгиевской церкви в старой Ладоге. И уже в период с 1952 по 1962 год ленинградские реставраторы под руководством архитектора А.  А. Драги провели значительные ремонтно-восстановительные работы, коснувшиеся главных ладожских древностей, в том числе и Георгиевского храма. В результате церковь максимально приблизилась к своему первоначальному виду: был понижен до первоначального уровня грунт вокруг храма, соответственно понижен его пол, восстановлены формы дверных проемов, раскрыты все заложенные окна стен и барабана, установлены деревянные окончины в древних формах, вычинена кладка стен, заменено покрытие кровли и купола и, наконец, оштукатурен весь храм. Тем не менее, многие архитектурные работы остались незавершенными, а реставрация фресок вообще не проводилась. В конце 1970-х годов специалисты снова приступили на этот раз уже к целому комплексу сложных научно-изыскательских, исследовательских и практических работ, которые продлились почти два десятилетия и были по большей части завершены только в 1996 году.  Архитектура храма впервые со времен первых перестроек XV века обрела свой первозданный облик, а сохранившиеся участки стенописи были полностью раскрыты из-под чужеродных напластований и приведены в экспозиционный вид.

Архитектура

Несмотря на многочисленные ремонты и реставрации, в целом ладожский Георгиеский храм сохранил облик древнерусского здания. Он напоминает другие церковные строения домонгольской поры, характерные для новгородской архитектуры второй половины XII века:  почти квадратный в плане четырехстолпный одноглавый храм, имеющий три равновысокие апсиды. Храм весьма скромен по размерам — в высоту он достигает лишь 15 метров, а его площадь всего лишь 72 кв.метра.

Сразу бросается в глаза ассиметричное расположение окон в трех фасадах храма: северном, южном и восточном. Традиционную симметрию мы видим лишь в западном фасаде, остальные же имеют ассиметричную и достаточно случайную композицию, что вносит в облик храма живость и динамику, но в какой-то степени лишает его классической строгости и соразмерности. Ассиметрия в расположении фасадных окон связана с чисто функциональной задачей освещения внутреннего помещения: три окна центральных прясел северного и южного фасадов имеют традиционную пирамидальную композицию, при этом нижние окна западных прясел этих фасадов занижены, так как они открываются в невысокий объем под хорами. Хоры представляют собой два закрытых помещения, соединенные между собой деревянным настилом и расположенные на уровне второго яруса в западных углах церкви. На хоры ведет узкая лестница, устроенная в толще западной стены.

План Церкви св. Георгия в Старой Ладоге
Изображение воспроизводится по изданию: Сарабьянов В.Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. М., Северный паломник, 2003.

Обращают на себя внимание также непропорционально уменьшенные размеры восточных прясел боковых фасадов и некоторая «вдавленность» апсид, которые оказываются слишком глубоко утопленными в куб здания. Храм с определенных ракурсов утрачивает строгую центричность, столь характерную для новгородской архитектуры этого времени, а барабан его оказывается заметно сдвинутым на восток.

Эти нарушения традиционных пропорциональных соотношений становятся понятными, если учесть, что при строительстве Георгиевской церкви зодчие не были полностью вольны в планировке здания и в разработке его конструктивной системы и художественного облика. Прежде всего, церковь должна была быть включена в уже существовавшую застройку крепости. Так, к ее восточному фасаду, согласно археологическим данным, подходила под углом крепостная стена 1114 года, с чем, вероятно, и было связано перемещение нижнего окна дьяконника.

Росписи стен

Фрески Георгиевской церкви, созданные, по всей видимости, греческими мастерами по заказу одного из новгородских князей, являются одним из самых интересных памятников монументального искусства Руси конца XII столетия.  Здесь мы наблюдаем сплетение византийского искусства и насущных потребностей древнерусского общества: это проявилось и в следовании росписей просветительской программе, направленной на христианизацию русской паствы, и в отражении таких местных культов, как особое почитание святого Климента Римского, через которые молодая русская церковь приобщалась к общехристианским святыням и ценностям.

Фрески Георгиевской церкви — это пример высочайшего мастерства художников, которые имели не только технологические навыки, но и тонкое чувство колорита, блестяще владели рисунком, знали и учитывали законы сокращения перспективы на криволинейных поверхностях, и, главное, глубоко и проникновенно понимали то, как живопись сосуществует и взаимодействует с архитектурным пространством.

Все исследователи, занимавшиеся изучением фресок Георгиевской церкви, отмечали их поразительное стилистическое единство. Действительно, они написаны в общей системе колорита, при строго рассчитанных масштабных соотношениях, с использованием одного и того же арсенала живописных, композиционных и декоративных приемов.

Определяющим началом здесь была скорее всего не воля или вкус одного художника, а принадлежность работавших мастеров к единой школе или традиции, которая и обеспечивала удивительную художественную цельность ансамбля, несмотря на то, что в его создании принимали участие несколько художников, а среди них — двое ведущих, имевших разный темперамент и дарование и разные ориентиры в искусстве позднего XII века.

Примечательно, что фрескам Георгиевской церкви в Старой Ладоге нет убедительных аналогий в монументальной живописи Византии этого времени. Колорит ладожских фресок сравним, пожалуй, лишь с византийскими миниатюрами XI-XII веков, причем с наиболее аристократической их частью, чье происхождение связано с Константинополем и более определенно — с императорскими скрипториями (мастерскими по переписке рукописей, преимущественно в монастырях). Таким образом, именно колорит фресок оказывается одним из наиболее веских доводов в пользу константинопольского происхождения мастеров, расписавших Георгиевскую церковь.

До нашего времени сохранилась примерно пятая часть росписей, некогда украшавших все стены храма. Сохранилось несколько больших участков фресок, которые позволяют исследователям интерпретировать все сюжеты и составить общее представление о храмовой декорации и системе росписей в целом. Вместе с тем затруднительно восстановить иконографическую программу полностью — можно лишь утверждать, что южная и северная стены имели по пять ярусов изображений. Содержание трех нижних регистров исследователи частично восстановили по хорошо сохранившемуся фрагменту на южной стене, верхние же ярусы, по всей видимости, были расписаны сюжетами евангельского цикла и, возможно, включали изображение Страстей Христовых, которые нередко можно встретить в иконографических программах монументального искусство того периода.

Такое же деление на пять ярусов, по всей вероятности, имели и западные стены боковых рукавов подкупольного креста, однако поскольку ни одного фрагмента здесь не сохранилось, утверждать это наверняка затруднительно. Тем не менее идейная программа росписи в основном поддается реконструкции, так как сохранились фрагменты ее важнейших элементов — фрески купола и алтарных апсид.

Наиболее цельными и впечатляющими своей сохранностью и высочайшим качеством живописи являются фрески барабана и купола, где располагается монументальная композиция «Вознесение Господне».

Изображение воспроизводится по изданию: Сарабьянов В.Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. М., Северный паломник, 2003.

В центре ее, окруженный сиянием небесной славы, восседает на радуге Иисус Христос. Его фигура почти вдвое превышает по размерам фигуры остальных персонажей и выделяется на фоне всей композиции более плотным и насыщенным колоритом. Восемь ангелов несут сферу небесной славы, в которой возносится Христос. Примечательно, что здесь ангелы представлены стоящими, причем их позы содержат в себе элемент движения — шага или даже танца. Таким образом, вся композиция представляет собой очевидное изображение небесного триумфа Иисуса Христа, победившего смерть, воскресшего и вознесшегося на небеса во плоти, тем самым обожествив человеческое естество.

В третьем регистре композиции изображены фигуры апостолов, в чьих позах — от динамических до величественно статуарных — запечатлена вся гамма чувств и эмоций.

В простенках окон барабана представлено восемь пророков, фигуры которых обрамлены декоративными арочками, окруженными растительным орнаментом.

Пророк Давид.
Последняя четверть XII в. Роспись барабана купола.
Изображение воспроизводится по изданию: Сарабьянов В.Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. М., Северный паломник, 2003.

Непосредственно над алтарной частью храма изображены две фигуры царей-пророков — Давида и Соломона, представленных фронтально, остальные шесть пророков-старцев (Исайя, Иеремия, Михей, Гедеон, Наум, Иезекииль) изображены в четвертном повороте, как бы обращенные на восток — к Давиду и Соломону. Эти два пророка выделены в композиции росписей не случайно: Давид и Соломон часто фигурируют в русских литературных источниках XI-XIII веков как образцы мудрых правителей, в руки которых вверены свыше судьбы богоизбранного народа. Отсюда очевидная связь с их покровительством княжескому роду — а строительство и роспись Георгиевской церкви были, вне сомнения, связаны с деятельностью одного из новгородских князей конца XII века.  Было бы логично предположить, что при возведении храма в цитадели самого северного новгородского форпоста вполне закономерно выделялись в системе его росписи те святые, которые почитались как покровители княжеского рода и воинства.

Сохранившиеся росписи центральной апсиды, если не считать небольших фрагментов в конхе с остатками изображения Богоматери (видимо, восседавшей на троне) и двух поклоняющихся ей ангелов, сосредоточены в нижней зоне. Здесь сохранился значительный участок с фрагментами трех нижних регистров росписи. Цокольную часть апсиды занимает полоса полилитии или мраморировки — традиционного декоративного элемента, имитирующего мраморные панели, которыми во многих византийских храмах облицовывали нижнюю часть стен (такая же полоса идет по периметру всего храма). Выше проходил фриз окруженных растительным орнаментом медальонов с полуфигурами святителей, некогда окаймлявший все три апсиды храма. В алтаре сохранились лишь два медальона с изображениями неизвестного епископа и Иоанна Милостивого — одного из самых почитаемых в Новгороде святителей. Над полосой медальонов размещалась «Служба святых отцов», а еще выше — традиционная сцена «Причащение апостолов», от которой в Георгиевской церкви сохранился лишь небольшой фрагмент с ногами Христа и одного из апостолов (видимо, Павла).

Конхи апсид занимают две колоссальных полуфигуры архангелов, под которыми располагаются два повествовательных житийных цикла. Как бы обнимая пространство конхи широко раскинутыми крыльями, ангелы как будто выходят из стены, создавая свое собственное, иллюзорное, но почти осязаемое пространство, в котором самостоятельно существует фреска.

Архангел Гавриил.
Последняя четверть XII в. Роспись конхи диаконника.
Изображение воспроизводится по изданию: Сарабьянов В.Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. М., Северный паломник, 2003.

Роспись жертвенника посвящена так называемому Протоевангельскому циклу — сценам детства Богоматери. Изначально было четыре сцены, однако до наших дней сохранилась лишь первая композиция — «Жертвоприношение Иоакима и Анны», где изображены родители Богоматери, приносящие в иерусалимский храм очистительную жертву в виде двух агнцев за дарованное им дитя.

Фрески диаконника были полностью отведены под цикл из трех сцен, посвященный святому патрону храма — великомученику Георгию. От этого цикла сохранилось только «Чудо Георгия о змие», которое, в силу своей великолепной сохранности, простоты, великолепного художественного исполнения и глубокого духовного осмысления сюжета, может считаться подлинным шедевром средневековой монументальной живописи.

Следует обратить внимание на необычайно разнообразных декоративных элементах росписи Георгиевской церкви. Это плетеночные орнаменты, заполняющие оконные проемы, декоративные арочки, обрамляющие фигуры святых, и панели полилитии, опоясывающие по периметру весь храм. Однако эти орнаментальные мотивы не просто отражают тяготение староладожских мастеров к «узорочью», но являются важным архитектоническим элементом системы декорации, обозначающим конструктивный каркас храма, подчеркивающим его главные «узлы», которые определяют расположение остальной росписи.

Классическая основа староладожских фресок наиболее отчетливо проявляется в масштабном соотношении живописи и архитектуры. Для такого небольшого храма, каким является Георгиевская церковь, существовала опасность увлечения излишне подробным и детальным повествованием и, как следствие, — измельчения масштаба росписи. Староладожским мастерам удалось избежать этой проблемы и найти именно ту золотую середину, то соотношение сюжета и архитектурной формы, которое позволило, не перегружая стены образами, воплотить задуманную программу и в то же время создать неповторимо красивый и уравновешенный интерьер, построенный на классическом чувстве меры и гармонии, за которым видятся многовековые традиции византийского искусства.

Посмотреть другие фотографии Старой Ладоги и Георгиевского Собора >>

Как добраться:

Адрес:  187412, Ленинградская область, Волховский р-н, пос. Старая Ладога, Волховский пр., 19

На карте:

Ссылки по теме:

  • Сарабьянов В. Д. «Георгиевская церковь в Старой Ладоге» на портале «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…»
  • Сайт, посвященный Старой Ладоге — Древней столице Руси

Назад

 

Епископальная церковь Святого Георгия

Епископальная церковь Святого Георгия

Церковь Святого Георгия была основана в 1877 году, а богослужения проводятся с 1884 года.

Епископальная церковь Святого Георгия

Церковь Святого Георгия была основана в 1877 году, а богослужения проводятся с 1884 года. Посетители, приехавшие в Епископальную церковь Святого Георгия, найдут нетронутый уголок
красота в море тропической зелени, где павлины бродят по территории, и посетители всегда желанны.

Церковь Святого Георгия, основанная в 1877 году, является одной из исторических речных миссионерских церквей, основанных вторым епископом Флориды Джоном Фриманом Янгом.

Для экстренной пастырской помощи

 

Пожалуйста, позвоните в церковный офис по телефону (904) 251-9272.

Пожалуйста, сообщите нам о любых госпитализациях, медицинских процедурах или болезнях, при которых мы можем предложить молитвы и пастырское попечение.

Службы

Воскресенье часы поклонения
9:30 утра

Пожалуйста, присоединяйтесь к нам каждое воскресенье

в 9:30 утра для Holy Euchest

9

Уважаемые сестры и братья во Христе,

0003

 

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса! Благодарю Бога через Иисуса Христа за всех вас, потому что ваша вера возвещается во всем мире. Ибо Бог, Которому я служу своим духом, возвещая Евангелие Его Сына, есть мой свидетель, что непрестанно я всегда вспоминаю о тебе в своих молитвах. В св. Георгии мы очень хотим увидеть вас, чтобы поделиться с вами каким-нибудь духовным даром, чтобы вы могли укрепиться — или, скорее, чтобы мы могли взаимно ободряться верой друг друга!

Добро пожаловать в Сент-Джордж — место, где вас любят и где всем рады! Иисус установил руководящие принципы любви к Богу и любви друг к другу, и это сообщество привержено этому проекту любви.

Мы надеемся, что вы присоединитесь к нам в воскресенье и во время всех наших многочисленных мероприятий! Если у вас есть какие-либо мысли или вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все, что в наших силах, чтобы быть полезными.

Ваш во Христе,

 

Преподобный Джон, ректор

Епископальная церковь Св. Георгия

Чтобы узнать больше о Св. Георгии и сообществах, которые мы обслуживаем, нажмите на ссылку ниже:

Красные двери

Когда вы войдете в святилище в Св. Георгии, чтобы поклониться или помолиться, вы пройдете через наши ярко-красные двери. Окрашивание церковных дверей в красный цвет — широко распространенная традиция в епископальных церквях. Красные двери епископальной церкви традиционно ведут к святой земле, куда любой, кто входит, защищен как от физического, так и от духовного вреда.

 

Нашими красными дверями мы провозглашаем, что наша церковь является пристанищем для эмоционального и духовного исцеления, местом убежища и безопасности, прощения и примирения. Другими словами, красные двери приглашают прохожих в пространство. наполнен Святым Духом.

 

Красный цвет также напоминает о крови Иисуса Христа, которая защищает странствующую душу от духовного вреда.

 

Иисус Христос — наше прибежище. Красные двери св. Георгия напоминают нам, что и наша приходская община должна быть убежищем для всех, кто входит через них. В этом святом месте не будет изгоев. Наши двери открыты для всех!

 

Щелкните здесь

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Группа воспитателей и группа сестер берут перерыв летом.

Что такое Care Givers Group?

Если вы заботитесь о любимом человеке, вы не одиноки, если чувствуете себя подавленным, разочарованным, грустным и так далее.

Группа поддержки лиц, осуществляющих уход, собирается, чтобы выразить эти чувства другим людям, оказавшимся в такой же ситуации.

Иногда только те, у кого есть такой же опыт, могут по-настоящему понять и предложить помощь посредством честного обсуждения и практических решений.

Что такое Круг сестер?

Круг сестер — это группа женщин, которые собираются вместе, чтобы пообщаться друг с другом и готовы выслушать и протянуть руку каждому, кто нуждается в поддержке. Мы также сосредоточены на том, чтобы помочь сделать это место лучше с помощью волонтерства, обучения и благотворительности. Некоторые из наших последних мероприятий включали в себя волонтерство в FEEDING NE FLORIDA, поездки и пожертвования RETHREADED, а также экскурсию St. Johns Riverkeeper на речном такси во время изучения нашего драгоценного ресурса, воды. Пожалуйста, присоединяйся к нам!

СТ. GEORGE’S — Объявления

06.11.2022

Комментарии

 

Сегодня в 10:00 мы начнем трансляцию службы. Посмотреть можно здесь, на нашем YouTube-канале или присоединиться к другим прихожанам в Zoom.

Следуйте инструкции по сервисному обслуживанию:  Откройте брошюру в новой вкладке браузера, удерживая нажатой клавишу CTRL, прежде чем переходить по ссылке. Если вы используете телефон или планшет, нажмите и удерживайте ссылку и выберите «Загрузить файл», чтобы открыть его в новой вкладке или сохранить буклет.

6 ноября_2022_all_saints_day.pdf

Скачать файл


Комментарии

05.11.2022

Комментарии

 

Присоединяйтесь к нам сегодня в 13:00 либо в Святилище, либо в Zoom, чтобы отпраздновать жизнь Арнольда Спаркса.

Следуйте вместе с сервисной книжкой:  Откройте брошюру в новой вкладке браузера, удерживая нажатой клавишу CTRL, прежде чем щелкнуть ссылку. Если вы используете телефон или планшет, нажмите и удерживайте ссылку и выберите «Загрузить файл», чтобы открыть его в новой вкладке или сохранить буклет.

memory_service_for_arnold_sparks.pdf

Скачать файл


Комментарии

03.11.2022

Комментарии

 

Теплые ночи Приготовление сэндвичей
Нам снова нужны волонтеры для приготовления сэндвичей для гостей программы Теплые ночи. Наш следующий день суббота, 12 ноября . Также есть возможность работать по в субботу, 10 декабря, с 9 утра. Чтобы упаковать 100 обедов, которые мы предоставляем, требуется всего около часа. Вы можете зарегистрироваться ЗДЕСЬ.  Спасибо за помощь!

Вопросы и ответы с Haiti Micah Project в воскресенье, 20 ноября
В воскресенье, 20 ноября, в 11:30, после службы в 10:00, у нас будет специальная прямая виртуальная сессия вопросов и ответов с ведущим из Haiti Micah Project, одним из две благотворительные организации, которые мы поддержали нашими пожертвованиями на Великий пост 2022 года. Миссия HMP состоит в том, чтобы кормить и обучать детей в Мирабалаи, Гаити, и с продолжающейся и ухудшающейся стабильностью в стране их работа становится все более сложной и отчаянно необходимой, чем когда-либо прежде. Присоединяйтесь к нам в Святилище или на Zoom, чтобы поделиться с HMP своим мнением, задать вопросы и узнать, как мы можем лучше поддержать их работу по спасению жизней.

Продовольственная кладовая Боуи
В следующее воскресенье, 13 ноября, мы будем собирать ежемесячный сбор для продовольственной кладовой Боуи. В это время им больше всего нужны мясные консервы, хлопья с низким содержанием сахара и супы.
Еще раз спасибо за то, что вы такие верные сторонники Bowie Food Pantry.

Куртка и тепло   Одежда   Привод
Наша акция по сбору теплой одежды для Управления по приему и регистрации иностранных студентов (ISAEO) школьной системы округа Принс-Джордж продлится еще две недели. Мы собираем новых или б/у пальто и куртки (от дошкольных размеров до взрослых), а также шапок, шарфов и перчаток для вновь прибывших иностранных учащихся PGCPS и их семей. Многие из этих семей приехали из Центральной Америки, и у них нет одежды, подходящей для зим Мэриленда. Пожалуйста, убедитесь, что все бывшие в употреблении предметы чистые и в хорошем состоянии. Пожертвования должны быть помещены в мусорное ведро в притворе. Для тех, кто предпочитает, мы также собираем подарочные карты Target на 25 долларов США, чтобы пожертвовать их семьям; обратитесь к Эду Нойшлеру, чтобы купить, и передайте карты непосредственно Донне или Рэнди Хазелтону. Если у вас есть какие-либо вопросы, свяжитесь с Донной по адресу [email protected]. Спасибо за щедрость!

Комментарии

30.10.2022

Комментарии

 

Сегодня в 10:00 мы начнем трансляцию службы. Посмотреть можно здесь, на нашем YouTube-канале или присоединиться к другим прихожанам в Zoom.

Следуйте вместе с сервисной книжкой:  Откройте брошюру в новой вкладке браузера, удерживая нажатой клавишу CTRL, прежде чем щелкнуть ссылку. Если вы используете телефон или планшет, нажмите и удерживайте ссылку и выберите «Загрузить файл», чтобы открыть его в новой вкладке или сохранить буклет.

октябрь_30_2022_-_двадцать первое_воскресенье_после_пятидесятницы.pdf

Скачать файл


Комментарии

27. 10.2022

Комментарии

 

Летнее время
Летнее время заканчивается в воскресенье 6 ноября. Не забудьте перевести часы на час назад, прежде чем лечь спать в субботу вечером 5 ноября!

Панихида по случаю Дня Всех Святых
1 ноября в 19:00 в церкви Святого Георгия пройдет поминальная служба по случаю Дня Всех Святых для похороненных на церковном кладбище и умерших, за которых мы будем молиться. Эта услуга также будет доступна в Zoom. Ссылку на службу смотрите в церковном календаре.

Куртка и теплая одежда Одежда Драйв
До середины ноября мы будем собирать теплую одежду, в первую очередь верхнюю одежду в приемной комиссии иностранных студентов , в поддержку ISAEO) школьной системы округа Принс-Джордж. ISAEO регистрирует и предоставляет услуги поддержки для иностранных студентов PGCPS и их семей. ISAEO сообщает, что у них был очень напряженный регистрационный сезон; количество регистраций для семей, прибывающих из-за пределов США, выросло примерно на 30% по сравнению с прошлым годом, и у многих из этих вновь прибывших семей нет одежды, подходящей для зимы в Мэриленде. Вы можете помочь этим детям и их семьям, пожертвовав новые или бывшие в употреблении пальто и куртки (размеры от дошкольных до средних размеров для взрослых), а также шапки, шарфы и перчатки . Пожалуйста, убедитесь, что все бывшие в употреблении предметы чистые и в хорошем состоянии (молнии работают, пуговицы отсутствуют, нет разрывов или разрывов,
и т. д.). Пожертвования следует помещать в мусорное ведро в притворе. Пожалуйста, свяжитесь с офисом, если у вас есть какие-либо вопросы. Спасибо за щедрость!

Комментарии

23.10.2022

Комментарии

 

Сегодня в 10:00 мы начнем потоковую передачу службы. Посмотреть можно здесь, на нашем YouTube-канале или присоединиться к другим прихожанам в Zoom.

Следуйте вместе с сервисной книжкой:  Откройте брошюру в новой вкладке браузера, удерживая нажатой клавишу CTRL, прежде чем щелкнуть ссылку. Если вы используете телефон или планшет, нажмите и удерживайте ссылку и выберите «Загрузить файл», чтобы открыть его в новой вкладке или сохранить буклет.

October_23_2022_-_twentieth_sunday_after_petecost.pdf

Скачать файл


Комментарии

20.10.2022

Комментарии

 

Большое спасибо — Сент-Джордж получил право голоса!
После трех «воскресений открыток» в августе, сентябре и октябре мы рады сообщить вам, какой огромный успех имел этот проект. В этом году организация St Georgians обратилась к 211 ​​периодически избирателям из Пенсильвании, чтобы напомнить им, насколько жизненно важно для нашей демократии, чтобы избиратели поступали именно так — голосов . В прошлом году охват наших соседей из Вирджинии составил 150 открыток, так что мы ожидаем увеличения на 40% — даже не вспотев! Кто знает, куда нас заведут будущие усилия? Следите за новостями о следующем избирательном сезоне. А пока будьте уверены в нашей благодарности всем, кто уделил время для участия.
С уважением, Пегги Александер, Гретта Эсти и Маргарет Макхейл.

Панихида по случаю Дня Всех Святых
1 ноября в 19:00 в церкви Святого Георгия пройдет поминальная служба по случаю Дня Всех Святых для тех, кто похоронен на церковном кладбище, и тех, кто умер, за кого вы хотите помолиться. Вы можете отправить имена по электронной почте ([email protected]) с «Молитвенными намерениями ко Дню всех святых» в строке темы или заполнив форму, найденную на скамье подсудимых. Крайний срок подачи имен – конец дня четверга, 27 октября.

Комментарии

16.10.2022

Комментарии

 

Сегодня в 10:00 мы начнем трансляцию службы. Посмотреть можно здесь, на нашем YouTube-канале или присоединиться к другим прихожанам в Zoom.

Следуйте вместе с сервисной книжкой:  Откройте брошюру в новой вкладке браузера, удерживая нажатой клавишу CTRL, прежде чем щелкнуть ссылку. Если вы используете телефон или планшет, нажмите и удерживайте ссылку и выберите «Загрузить файл», чтобы открыть его в новой вкладке или сохранить буклет.

October_16_2022_-_stewardship_for_2023.pdf

Скачать файл


Комментарии

13.10.2022

Комментарии

 

Выходи на голосование – НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ, 16 октября, наше последнее «воскресенье с открытками»
«Последний звонок» тем, кто хочет поддержать непартийные образовательные усилия этого года, чтобы напомнить избирателям из Пенсильвании насколько важны их бюллетени для поддержания нашей демократии. Почтовые открытки занимают всего несколько минут вашего времени, и мы предоставляем все необходимое для выполнения работы — открытки, марки, содержание сообщений и адреса избирателей. Столы будут установлены в притворе до и после каждой службы, и это веселый и простой способ изменить ситуацию. Надеюсь увидеть вас там, будь вы опытным писателем

или

это ваше дебютное событие! Вопросы? Пожалуйста, свяжитесь с офисом.

Панихида по случаю Дня Всех Святых
1 ноября в 19:00 в церкви Святого Георгия пройдет поминальная служба по случаю Дня Всех Святых для тех, кто похоронен на церковном кладбище, и тех, кто умер, за кого вы хотите помолиться. Вы можете отправить имена по электронной почте ([email protected]) с «Молитвенными намерениями Дня всех святых» в строке темы. Крайний срок подачи имен – конец дня четверга, 27 октября.

Куртка и теплая одежда Одежда Драйв
До середины ноября мы будем собирать теплую одежду, в первую очередь верхнюю одежду в приемной комиссии иностранных студентов , в поддержку ISAEO) школьной системы округа Принс-Джордж. ISAEO регистрирует и предоставляет услуги поддержки для иностранных студентов PGCPS и их семей. ISAEO сообщает, что у них был очень напряженный регистрационный сезон; количество регистраций для семей, прибывающих из-за пределов США, выросло примерно на 30% по сравнению с прошлым годом, и у многих из этих вновь прибывших семей нет одежды, подходящей для зимы в Мэриленде. Вы можете помочь этим детям и их семьям, пожертвовав новые или бывшие в употреблении пальто и куртки (размеры от дошкольных до средних размеров для взрослых), а также шапки, шарфы и перчатки . Пожалуйста, убедитесь, что все бывшие в употреблении вещи чистые и в хорошем состоянии (молнии работают, пуговицы отсутствуют, нет разрывов или разрывов,
и т. д.). Пожалуйста, обращайтесь в офис, если у вас есть какие-либо вопросы. Спасибо за щедрость!

Комментарии

09.10.2022

Комментарии

 

Сегодня в 10:00 мы начнем трансляцию службы. Посмотреть можно здесь, на нашем YouTube-канале или присоединиться к другим прихожанам в Zoom.

Следуйте вместе с сервисной книжкой:  Откройте брошюру в новой вкладке браузера, удерживая нажатой клавишу CTRL, прежде чем щелкнуть ссылку. Если вы используете телефон или планшет, нажмите и удерживайте ссылку и выберите «Загрузить файл», чтобы открыть его в новой вкладке или сохранить буклет.

October_9_2022_-_stewardship_2022.pdf

Скачать файл


Комментарии

<<Предыдущий