О чем рассказывается в повести о петре и февронии муромских: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» очень краткое содержание повести Ермолая-Еразма

Разное

«Повесть о Петре и Февронии» за 6 минут. Краткое содержание повести Ермолая-Еразма

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Реклама:

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Реклама:

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Реклама:

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Реклама:

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Пересказала О. В. Буткова.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. —М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Краткое содержание «Повесть о Петре и Февронии Муромских», краткий пересказ, повесть в сокращении

Петр и Феврония.
Художник А. Простев

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана в XVI веке монахом Ермолаем-Еразмом (Ермолаем Прегрешным).

В этой статье представлено краткое содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских»: краткий пересказ, произведение в сокращении для читательского дневника.

Краткое содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских»: краткий пересказ, повесть в сокращении

I

XII век. Древнея Русь.
В городе Муром правит князь Павел. Однажды дьявол посылает крылатого змея к жене Павла. Коварный змей совращает женщину, и та рассказывает все супругу. Павел просит жену узнать от змея, какая смерть ждет его. Женщине удается узнать, что змею суждено погибнуть «от Петрова плеча и от Агрикова меча».

Павел рассказывает своему брату Петру о змее и его словах. Храбрый Петр понимает, что это он должен убить коварного змея. Чудесным образом он находит тот самый Агриков меч в местной церкви. Когда змей вновь появляется во дворце, Петр убивает его с помощью Агрикова меча. Умирая, змей обрызгивает Петра своей ядовитой кровью. Вскоре тело князя покрывается язвами, которые никак не удается вылечить.

II

Князь Петр со слугами приезжает в Рязань в поисках хорошего врача. Слуги объезжают окрестности и в селе Ласково встречают девушку Февронию, дочь крестьянина. Мудрая Феврония обладает даром целительства. Она обещает вылечить князя, если тот женится на ней. Петр соглашается, и Феврония дает ему мазь из хлебной закваски. Этой мазью он должен намазать все тело, кроме одной язвы. Петр наносит мазь и тут же чувствует себя здоровым. Наутро его тело очищается от язв, кроме той одной. Довольный князь уезжает в Муром, так и не женившись на Февронии. Он посылает ей подарки, но обманутая девушка не принимает их.

В Муроме тело Петра снова покрывается язвами. Он вновь едет к Февронии и со стыдом просит нового исцеления. Девушка не держит зла и обещает вылечить его, если тот женится на ней. Князь дает ей слово. Излечившись от язв, он действительно женится на Февронии. Супруги поселяются вместе в Муроме, где счастливо живут.

III

Вскоре князь Павел умирает. Его брат — князь Петр — становится правителем Мурома. Бояре недолюбливают княжну Февронию и просят Петра найти себе более знатную жену. Князь Петр любит супругу и ценит ее удивительные способности. Он оставляет решение за ней. Феврония соглашается покинуть город, но только вместе с Петром. Тогда князь Петр оставляет свой пост и вместе с Февронией уезжает из города.

Петр и Феврония уплывают из Мурома на кораблях. На следующее утро их догоняют бояре из Мурома. Они просят Петра и Февронию вернуться и снова править городом: после отъезда князя среди бояр разгорелась борьба и многие из них погибли; теперь они хотят мирного правления Петра и Февронии. Супруги возвращаются в Муром, где правят справедливо и кротко, соблюдая все заповеди и делая добрые дела.

IV

Проходят годы, Петр и Феврония стареют. Они просят Бога о том, чтобы они умерли в одно время и чтобы их похоронили в одной гробнице на двоих. Супруги постригаются в монахи и вскоре умирают в одно время, как того и желали.

Горожане решают похоронить Петра и Февронию раздельно, так как супруги перед смертью стали монахами. Гробы с телами покойных ставят в церквях в разных концах города. На утро люди видят, что гробы супругов пусты, а их тела лежат вместе в общем гробе (Петр и Феврония приготовили его при жизни). Люди снова помещают покойных в отдельные гробы, но утром их тела снова находят вместе. Жители решают не разлучать супругов и хоронят их в едином гробу. С тех пор верующие люди приходят к мощам Петра и Февронии, чтобы исцелиться.

В конце автор подводит итоги жизни героев: князь Петр был добрым, честным, мужественным человеком, верным супругом; он победил коварного змея и вытерпел страшные мучения из-за язв; Феврония была доброй и мудрой женщиной и обладала даром целительства.

Конец.

Таково краткое содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной монахом Ермолаем-Еразмом: краткий пересказ, произведение в сокращении для читательского дневника.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии — Всех святых

Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ)

Православные статьи


asroc

Молитва святым и благоверным князю Петру и княгине Февронии
Для включения в литургические службы и для чтения по окончании Божественной литургии в день памяти святых чет

О великие угодники Божии и всечудные чудотворцы, благоверные княже Петр и княгиня Феврония, заступницы града Мурома, хранители честного брака и усердные заступницы за всех нас пред Господом! Во дни земной жизни своей явили вы образец благочестия, христианской любви и верности друг другу и тем прославили законный и блаженный брак. Темже к тебе прибегаем и с могущественным усердием молим: вознеси ко Господу Богу святые моления твои о нас, грешных, и испроси о нас всех благих благ для душ и телес наших: правую веру, благое упование, нелицемерную любовь, непоколебимую благочестие, успех в добрых делах*; и молениями твоими еще более даруй соединяющимся узами брака целомудрие, любовь друг ко другу в союзе мира, единство ума душ и тел, ложе непорочное брачное, пребывание непорочное, долгоживущее потомство, милость детей, дома полные добра, и нетленный венец вечной славы в жизни вечной. Да, святые чудотворцы, не пренебрегайте молитвами нашими, с умилением возносимыми вам, но будьте верными помощниками нашими пред Господом, и сподобьте, да вашим предстательством мы получим вечное спасение и наследуем Царство Небесное, да прославим неизреченная человеколюбие Бога, почитаемого в Троице – Отца, Сына и Святого Духа – во веки веков. Амин.

       *Если совершается моление о готовящихся к вступлению в брак, то читается следующая фраза молитвы в следующей редакции:

и своими мольбами даруй тем более тем, которые собираются вступить в брак. соединенных узами супружества целомудрия, верности друг другу, взаимной любви узами мира, единства ума душ и тел, пребывания нетленного и нетленного венца вечной славы в жизни вечной.

Дополнительные прошения к сугубой ектении

На Божественной литургии

  • Еще молимся, чтобы люди Твои соблюдали сию заповедь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает; и чтобы церквям в их домах была дарована несокрушимая мощь и изобилие нелицемерной любви;
  • Еще молимся о сохранении брачного союза рабов Твоих в мире и единомыслии, в благочестии и чистоте;
  • Еще молимся, чтобы народ Твой возрадовался видением сыновей и дочерей, чтобы умножился народ наш, и чтобы благословение Твое было в нем наследием в род и род.

св. Петра и Февронии Муромских

 

В России известен как День семьи, любви и верности. Его символ – белая ромашка. Поэтому принято посылать приветственные подарки и цветы, особенно белые (по аналогии с Днем святого Валентина в США).

Со времен Киевской Руси и до 1917 года   День святых Петра и Февронии широко отмечался на Руси, поскольку считалось, что святые Петр и Феврония являются покровителями брака и семьи, а также как символы любви и верности. В этот день было принято ходить в церковь, где люди просили любви и семейной благодати.

Повесть о Петре и Февронии Муромских (литературная обработка которой относится к периоду середины XVI века), князь Петр был вторым сыном князя Юрия Владимировича Муромского. Он взошел на престол в 1203 году. За несколько лет до петровского княжества он тяжело заболел, так что никто не мог его вылечить. Однажды князю приснился сон, что его может исцелить девушка Феврония.

Феврония (греч. Φεβρωνία ) была красивой, благочестивой и доброй, к тому же она была мудрой женщиной, знала свойства трав и могла лечить недуги. Князь влюбился в Февронию и поклялся жениться на ней после исцеления. Девушка вылечила герцога, но он не сдержал своего слова. Затем он снова был побежден болезнью, и Феврония снова вылечила его. И на этот раз герцог женился на девушке.

После смерти брата Петр унаследовал трон. Дворяне (или бояре) уважали его князя, но надменные жены дворян не любили Февронию, не желая подчиняться крестьянину. Дворяне потребовали, чтобы герцог оставил ее. Петр, узнав о намерении разлучить его с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и отправиться с ней в изгнание. Так Петр и Феврония покинули Муром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts