О чем роман достоевского бесы: «Бесы» за 14 минут. Краткое содержание романа Достоевского

Разное

«Бесы» за 14 минут. Краткое содержание романа Достоевского

Действие романа происходит в губернском городе ранней осенью. О событиях повествует хроникёр Г-в, который также является участником описываемых событий. Его рассказ начинается с истории Степана Трофимовича Верховенского, идеалиста сороковых годов, и описания его сложных платонических отношений с Варварой Петровной Ставрогиной, знатной губернской дамой, покровительством которой он пользуется.

Реклама:

Вокруг Верховенского, полюбившего «гражданскую роль» и живущего «воплощённой укоризной» отчизне, группируется местная либерально настроенная молодёжь. В нем много «фразы» и позы, однако достаточно также ума и проницательности. Он был воспитателем многих героев романа. Прежде красивый, теперь он несколько опустился, обрюзг, играет в карты и не отказывает себе в шампанском.

Ожидается приезд Николая Ставрогина, чрезвычайно «загадочной и романической» личности, о которой ходит множество слухов. Он служил в элитном гвардейском полку, стрелялся на дуэли, был разжалован, выслужился. Затем известно, что закутил, пустился в самую дикую разнузданность. Побывав четыре года назад в родном городе, он много накуролесил, вызвав всеобщее возмущение: оттаскал за нос почтенного человека Гаганова, больно укусил за ухо тогдашнего губернатора, публично поцеловал чужую жену… В конце концов все как бы объяснилось белой горячкой. Выздоровев, Ставрогин уехал за границу.

Его мать Варвара Петровна Ставрогина, женщина решительная и властная, обеспокоенная вниманием сына к её воспитаннице Дарье Шатовой и заинтересованная в его браке с дочерью приятельницы Лизой Тушиной, решает женить на Дарье своего подопечного Степана Трофимовича. Тот в некотором ужасе, хотя и не без воодушевления, готовится сделать предложение.

Реклама:

В соборе на обедне к Варваре Петровне неожиданно подходит Марья Тимофеевна Лебядкина, она же Хромоножка, и целует её руку. Заинтригованная дама, получившая недавно анонимное письмо, где сообщалось, что в её судьбе будет играть серьёзную роль хромая женщина, приглашает её к себе, с ними же едет и Лиза Тушина. Там уже ждёт взволнованный Степан Трофимович, так как именно на этот день намечено его сватовство к Дарье. Вскоре здесь же оказывается и прибывший за сестрой капитан Лебядкин, в туманных речах которого, перемежающихся стихами его собственного сочинения, упоминается некая страшная тайна и намекается на какие-то особенные его права.

Внезапно объявляют о приезде Николая Ставрогина, которого ожидали только через месяц. Сначала появляется суетливый Петр Верховенский, а за ним уже и сам бледный и романтичный красавец Ставрогин. Варвара Петровна с ходу задаёт сыну вопрос, не является ли Марья Тимофеевна его законной супругой. Ставрогин молча целует у матери руку, затем благородно подхватывает под руку Лебядкину и выводит её. В его отсутствие Верховенский сообщает красивую историю о том, как Ставрогин внушил забитой юродивой красивую мечту, так что она даже вообразила его своим женихом. Тут же он строго спрашивает Лебядкина, правда ли это, и капитан, трепеща от страха, все подтверждает.

Реклама:

Варвара Петровна в восторге и, когда её сын появляется снова, просит у него прощения. Однако происходит неожиданное: к Ставрогину вдруг подходит Шатов и даёт ему пощёчину. Бесстрашный Ставрогин в гневе хватает его, но тут же внезапно убирает руки за спину. Как выяснится позже, это ещё одно свидетельство его огромной силы, ещё одно испытание. Шатов беспрепятственно выходит. Лиза Тушина, явно неравнодушная к «принцу Гарри», как называют Ставрогина, падает в обморок.

Проходит восемь дней. Ставрогин никого не принимает, а когда его затворничество заканчивается, к нему тут же проскальзывает Петр Верховенский. Он изъявляет готовность на все для Ставрогина и сообщает про тайное общество, на собрании которого они должны вместе появиться. Вскоре после его визита Ставрогин направляется к инженеру Кириллову. Инженер, для которого Ставрогин много значит, сообщает, что по-прежнему исповедует свою идею. Её суть — в необходимости избавиться от Бога, который есть не что иное, как «боль страха смерти», и заявить своеволие, убив самого себя и таким образом став человекобогом.

Реклама:

Затем Ставрогин поднимается к живущему в том же доме Шатову, которому сообщает, что действительно некоторое время назад в Петербурге официально женился на Лебядкиной, а также о своём намерении в ближайшее время публично объявить об этом. Он великодушно предупреждает Шатова, что его собираются убить. Шатов, на которого Ставрогин прежде имел огромное влияние, раскрывает ему свою новую идею о народе-богоносце, каковым считает русский народ, советует бросить богатство и мужицким трудом добиться Бога. Правда, на встречный вопрос, а верит ли он сам в Бога, Шатов несколько неуверенно отвечает, что верит в православие, в Россию, что он… будет веровать в Бога.

Той же ночью Ставрогин направляется к Лебядкину и по дороге встречает беглого Федьку Каторжного, подосланного к нему Петром Верховенским. Тот изъявляет готовность исполнить за плату любую волю барина, но Ставрогин гонит его. Лебядкину он сообщает, что собирается объявить о своём браке с Марьей Тимофеевной, на которой женился «…после пьяного обеда, из-за пари на вино…». Марья Тимофеевна встречает Ставрогина рассказом о зловещем сне. Он спрашивает её, готова ли она уехать вместе с ним в Швейцарию и там уединённо прожить оставшуюся жизнь. Возмущённая Хромоножка кричит, что Ставрогин не князь, что её князя, ясного сокола, подменили, а он — самозванец, у него нож в кармане. Сопровождаемый её визгом и хохотом, взбешённый Ставрогин ретируется. На обратном пути он бросает Федьке Каторжному деньги.

Реклама:

На следующий день происходит дуэль Ставрогина и местного дворянина Артемия Гаганова, вызвавшего его за оскорбление отца. Кипящий злобой Гаганов трижды стреляет и промахивается. Ставрогин же объявляет, что не хочет больше никого убивать, и трижды демонстративно стреляет в воздух. История эта сильно поднимает Ставрогина в глазах общества.

Между тем в городе наметились легкомысленные настроения и склонность к разного рода кощунственным забавам: издевательство над новобрачными, осквернение иконы и пр. В губернии неспокойно, свирепствуют пожары, порождающие слухи о поджогах, в разных местах находят призывающие к бунту прокламации, где-то свирепствует холера, проявляют недовольство рабочие закрытой фабрики Шпигулиных, некий подпоручик, не вынеся выговора командира, бросается на него и кусает за плечо, а до того им были изрублены два образа и зажжены церковные свечки перед сочинениями Фохта, Молешотта и Бюхнера. .. В этой атмосфере готовится праздник по подписке в пользу гувернанток, затеянный женой губернатора Юлией Михайловной.

Реклама:

Варвара Петровна, оскорблённая слишком явным желанием Степана Трофимовича жениться и его слишком откровенными письмами к сыну Петру с жалобами, что его, дескать, хотят женить «на чужих грехах», назначает ему пенсион, но вместе с тем объявляет и о разрыве.

Младший Верховенский в это время развивает бурную деятельность. Он допущен в дом к губернатору и пользуется покровительством его супруги Юлии Михайловны. Она считает, что он связан с революционным движением, и мечтает раскрыть с его помощью государственный заговор. На свидании с губернатором фон Лембке, чрезвычайно озабоченным происходящим, Верховенский умело выдаёт ему несколько имён, в частности Шатова и Кириллова, но при этом просит у него шесть дней, чтобы раскрыть всю организацию. Затем он забегает к Кириллову и Шатову, уведомляя их о собрании «наших» и прося быть, после чего заходит за Ставрогиным, у которого только что побывал Маврикий Николаевич, жених Лизы Тушиной, с предложением, чтобы Николай Всеволодович женился на ней, поскольку она хоть и ненавидит его, но в то же время и любит. Ставрогин признается ему, что никак этого сделать не может, поскольку уже женат. Вместе с Верховенским они отправляются на тайное собрание.

Реклама:

На собрании выступает мрачный Шигалев со своей программой «конечного разрешения вопроса». Её суть в разделении человечества на две неравные части, из которых одна десятая получает свободу и безграничное право над остальными девятью десятыми, превращёнными в стадо. Затем Верховенский предлагает провокационный вопрос, донесли ли бы участники собрания, если б узнали о намечающемся политическом убийстве. Неожиданно поднимается Шатов и, обозвав Верховенского подлецом и шпионом, покидает собрание. Это и нужно Петру Степановичу, который уже наметил Шатова в жертвы, чтобы кровью скрепить образованную революционную группу-«пятёрку». Верховенский увязывается за вышедшим вместе с Кирилловым Ставрогиным и в горячке посвящает их в свои безумные замыслы. Его цель — пустить большую смуту. «Раскачка такая пойдёт, какой мир ещё не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам. ..» Тогда-то и понадобится он, Ставрогин. Красавец и аристократ. Иван-Царевич.

События нарастают как снежный ком. Степана Трофимовича «описывают» — приходят чиновники и забирают бумаги. Рабочие со шпигулинской фабрики присылают просителей к губернатору, что вызывает у фон Лембке приступ ярости и выдаётся чуть ли не за бунт. Попадает под горячую руку градоначальника и Степан Трофимович. Сразу вслед за этим в губернаторском доме происходит также вносящее смуту в умы объявление Ставрогина, что Лебядкина — его жена.

Реклама:

Наступает долгожданный день праздника. Гвоздь первой части — чтение известным писателем Кармазиновым своего прощального сочинения «Merci», а затем обличительная речь Степана Трофимовича. Он страстно защищает от нигилистов Рафаэля и Шекспира. Его освистывают, и он, проклиная всех, гордо удаляется со сцены. Становится известно, что Лиза Тушина среди бела дня пересела внезапно из своей кареты, оставив там Маврикия Николаевича, в карету Ставрогина и укатила в его имение Скворешники. Гвоздь второй части праздника — «кадриль литературы», уродливо-карикатурное аллегорическое действо. Губернатор и его жена вне себя от возмущения. Тут-то и сообщают, что горит Заречье, якобы подожжённое шпигулинскими, чуть позже становится известно и об убийстве капитана Лебядкина, его сестры и служанки. Губернатор едет на пожар, где на него падает бревно.

В Скворешниках меж тем Ставрогин и Лиза Тушина вместе встречают утро. Лиза намерена уйти и всячески старается уязвить Ставрогина, который, напротив, пребывает в нехарактерном для него сентиментальном настроении. Он спрашивает, зачем Лиза к нему пришла и зачем было «столько счастья». Он предлагает ей вместе уехать, что она воспринимает с насмешкой, хотя в какое-то мгновение глаза её вдруг загораются. Косвенно в их разговоре всплывает и тема убийства — пока только намёком. В эту минуту и появляется вездесущий Петр Верховенский. Он сообщает Ставрогину подробности убийства и пожара в Заречье. Лизе Ставрогин говорит, что не он убил и был против, но знал о готовящемся убийстве и не остановил. В истерике она покидает ставрогинский дом, неподалёку её ждёт просидевший всю ночь под дождём преданный Маврикий Николаевич. Они направляются к месту убийства и встречают по дороге Степана Трофимовича, бегущего, по его словам, «из бреду, горячечного сна,  искать Россию» В толпе возле пожарища Лизу узнают как «ставрогинскую», поскольку уже пронёсся слух, что дело затеяно Ставрогиным, чтобы избавиться от жены и взять другую. Кто-то из толпы бьёт её, она падает. Отставший Маврикий Николаевич успевает слишком поздно. Лизу уносят ещё живую, но без сознания.

Реклама:

А Петр Верховенский продолжает хлопотать. Он собирает пятёрку и объявляет, что готовится донос. Доносчик — Шатов, его нужно непременно убрать. После некоторых сомнений сходятся, что общее дело важнее всего. Верховенский в сопровождении Липутина идёт к Кириллову, чтобы напомнить о договорённости, по которой тот должен, прежде чем покончить с собой в соответствии со своей идеей, взять на себя и чужую кровь. У Кириллова на кухне сидит выпивающий и закусывающий Федька Каторжный. В гневе Верховенский выхватывает револьвер: как он мог ослушаться и появиться здесь? Федька неожиданно бьёт Верховенского, тот падает без сознания, Федька убегает. Свидетелю этой сцены Липутину Верховенский заявляет, что Федька в последний раз пил водку. Утром действительно становится известно, что Федька найден с проломленной головой в семи верстах от города. Липутин, уже было собравшийся бежать, теперь не сомневается в тайном могуществе Петра Верховенского и остаётся.

К Шатову тем же вечером приезжает жена Марья, бросившая его после двух недель брака. Она беременна и просит временного пристанища. Чуть позже к нему заходит молодой офицерик Эркель из «наших» и сообщает о завтрашней встрече. Ночью у жены Шатова начинаются роды. Он бежит за акушеркой Виргинской и потом помогает ей. Он счастлив и чает новой трудовой жизни с женой и ребёнком. Измотанный, Шатов засыпает под утро и пробуждается уже затемно. За ним заходит Эркель, вместе они направляются в ставрогинский парк. Там уже ждут Верховенский, Виргинский, Липутин, Лямшин, Толкаченко и Шигалев, который внезапно категорически отказывается принимать участие в убийстве, потому что это противоречит его программе.

На Шатова нападают. Верховенский выстрелом из револьвера в упор убивает его. К телу привязывают два больших камня и бросают в пруд. Верховенский спешит к Кириллову. Тот хоть и негодует, однако обещание выполняет — пишет под диктовку записку и берет на себя вину за убийство Шатова, а затем стреляется. Верховенский собирает вещи и уезжает в Петербург, оттуда за границу.

Отправившись в своё последнее странствование, Степан Трофимович умирает в крестьянской избе на руках примчавшейся за ним Варвары Петровны. Перед смертью случайная попутчица, которой он рассказывает всю свою жизнь, читает ему Евангелие, и он сравнивает одержимого, из которого Христос изгнал бесов, вошедших в свиней, с Россией. Этот пассаж из Евангелия взят хроникёром одним из эпиграфов к роману.

Реклама:

Все участники преступления, кроме Верховенского, вскоре арестованы, выданные Лямшиным. Дарья Шатова получает письмо-исповедь Ставрогина, который признается, что из него «вылилось одно отрицание, без всякого великодушия и безо всякой силы». Он зовёт Дарью с собой в Швейцарию, где купил маленький домик в кантоне Ури, чтобы поселиться там навечно. Дарья даёт прочесть письмо Варваре Петровне, но тут обе узнают, что Ставрогин неожиданно появился в Скворешниках. Они торопятся туда и находят «гражданина кантона Ури» повесившимся в мезонине.

Пересказал Е. А. Шкловский.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

смысл романа, краткое содержание, концовка





19:12, 28 октября 2020


Книги



Автор: Анна Павлова

Появление нового романа Ф. Достоевского «Бесы» вызвало бурю негодования среди либерально настроенных современников писателя. Сторонники революционного движения посчитали произведение злобной карикатурой на их идеи. Однако в романе Бесы смысл повествования не имеет ничего общего с «клеветой» и «бредом». Подробный анализ произведения поможет осознать важность и глубину социально-нравственных тем, поднятых автором.

Краткое содержание романа «Бесы»

Произведение отличается довольно внушительным объемом, так как в нем описываются события, происходящие на протяжении длительного времени. Для понимания смысла романа Достоевского «Бесы» нужно сначала кратко разобрать суть повествования.

Характеристика главных героев:

  1. Ставрогина Варвара Петровна – высокомерная, властная женщина.
  2. Ставрогин Николай Всеволодович – сын Варвары Петровны, привлекательный молодой человек, получивший хорошее образование, любимец дам.
  3. Верховенский Степан Трофимович – добродушный, слабохарактерный, но достаточно проницательный человек.
  4. Верховенский Петр Степанович – сын Степана Верховенского – хитрый, опасный интриган, руководитель тайного общества.
  5. Кириллов Алексей Нилыч – автор теории самоубийства, как высшей формы проявления воли мыслящего человека.
  6. Шатов Иван Павлович – бывший член революционной ячейки, разочаровавшийся в идеях социализма.

Место действия – губернский городок, где собралась группа либерально-настроенной молодежи под предводительством Петра Верховенского. Целью Верховенского является создание революционной группы для разжигания мятежных настроений в народе. Приехавший в город Николай Ставрогин оказывается вовлеченным в тайное общество.

Бурная деятельность Петра приводит к тому, что город начинает лихорадить: легкомысленно настроенная молодежь забавляется, издеваясь над новобрачными и оскверняя иконы. Из-за бушующих вокруг пожаров разрастаются слухи о поджогах, в разных местах появляются листовки с призывом к бунту, недовольные закрытием фабрики рабочие собираются бастовать.

В описанном автором хаосе, внесенном террористами в маленький городок, раскрывается основной смысл произведения «Бесы».

После того, как один из членов ячейки – Иван Шатов решает покинуть революционную организацию, Верховенский призывает единомышленников к убийству бывшего студента якобы за донос.

Интересно! Прототипом Шатова стал студент Иванов, убитый членами нечаевского анархистского кружка в 1869 году. Именно эти события подтолкнули Достоевского к написанию романа.

После убийства Шатова, Кириллов, согласно предварительной договоренности с Верховенским, оставляет записку, где берет на себя вину за чужую кровь. Но это не спасает остальных членов организации от ареста. На свободе остается лишь Петр, сбежавший за границу. Ставрогин, не выдержавший груза вины, кончает жизнь самоубийством.

Объяснение сюжета

Середина XIX века охарактеризовалась нарастанием нигилистических настроений среди интеллигенции. Во многих кружках критике подвергался не только монархический строй, но и бытовой уклад. В романе бесы смысл произведения отразил отношение Достоевского к революционному движению.

Книга затрагивает темы, характерные для всего творчества автора. Сред них проблемы:

  1. Отцов и детей. Старшее поколение, несмотря на свои недостатки, гораздо симпатичнее автору, чем радикальная молодежь, разрушающая все на своем пути.
  2. Свободы. Герои романа, спутав свободу с вседозволенностью, стали рабами своих идей: Петр – революционных, Кириллов – теории о самоубийстве, Ставрогин – собственных пороков.
  3. Нигилизма. Автор с презрением относится к нигилистам, отвергая их мировоззрение, считая, что оно несет лишь зло и разрушение.

На отношение автора к происходящему указывает и само название произведения. Достоевский называет бесами не только революционеров. Смысл названия в том, что главным бесом автор считает духовный упадок всего российского народа. «Бесами» одержимы все персонажи романа.

Достоевский говорит не только о жестокости радикалов, но и об их полной безнравственности. Нигилизм негативно сказывается на обществе. Возможно, революционное движение и способно принести счастье, но для этого придется заплатить слишком высокую цену. Согласие на нее приведет к утрате моральных ценностей, без которых невозможно существование народа.

Только преодолев «беснование души» можно построить сильное общество, где приоритет отдается человеку и его правам. Это и составляет главный смысл романа «Бесы».

Бесы: смысл концовки

В романе Бесы смысл произведения становится окончательно ясен к концу повествования. Ставрогин отправляет записку сестре Шатова, приглашая отправиться с ним в Швейцарию. В письме юноша жалуется на здоровье и мучавшие его галлюцинации.

Девушка показывает записку Варваре Петровне. И тут от слуги женщины узнают о том, что Николай находится в Скворешниках и странно себя ведет. Женщины находят повесившегося Николая и его предсмертную записку, где он просит никого не винить в его смерти.

Интересно! Прототипом Ставрогина стал Н.А.Спешней – участник кружка Петрашевского, членом которого некоторого время являлся Достоевский, за что едва не был казнен.

В одном из эпизодов Степан Трофимович приводит пример из Евангельской притчи об изгнании бесов Христосом, имя которым «легион». Ставрогин, потеряв духовные ориентиры и не найдя правду, мучается собственной внутренней пустотой. Главный герой олицетворяет народ, не сумевший побороть «легион».

Но, несмотря на это, основной смысл концовки романа «Бесы» – в уверенности автора в том, что однажды герои повествования окажутся за бортом общественной и политической жизни страны.

Даже при кратком рассмотрении содержания романа Достоевского «Бесы» становится ясен пророческий смысл произведения. Именно поэтому роман остается актуальным и сейчас, показывая сколь опасно поддаваться манипуляциям людей, стремящихся к насилию.

Оглядываясь назад на «Бесов» Федора Достоевского

Двухсотлетие русского мастера Федора Достоевского (1821-1881) отмечается во всем мире переизданием его знаменитых романов, возобновлением критической оценки его произведений, пьес и выставок . Большинство значительных книг Достоевского были написаны после 1864 г.
Записки из подполья ,
Преступление и наказание ,
Игрок ,
Идиот ,
Демоны и
Братья Карамазовы .) После ареста в 1849 г. за принадлежность к Петрашевскому кружку, утопической социалистической группе, был приговорен к смертной казни, которую в последнюю минуту заменили. Однако его отправили в Омские концлагеря в Сибири, где он прожил до 1854 года.

Живя среди воров, преступников и крестьян, Достоевский вел дневник, записывая их язык и шутки. В своем предисловии к изданию Penguin
Демоны , Роберт Магуайр говорит, что Сибирь научила Достоевского многому из того, что должно быть беллетризовано в этом романе, «включая преступную речь, преступный ум и пути чиновничества». Достоевский задумал написать ее, узнав о нашумевшем убийстве молодого политработника в 1869 году.. Он написал ее в 1871-72 гг.

Новый русский человек

Иван Иванов, студент Петровской сельскохозяйственной академии в Москве, входил в группу нигилистов, возглавляемую Сергеем Нечаевым. Когда Иванов протестовал против диктаторских методов Нечаева и покинул группу, его выследили и убили, опасаясь, что он станет осведомителем. Достоевский считал нигилизм «злым духом, овладевающим умами подрастающего поколения недоученной русской молодежи», как говорит Дж. М. Кутзее в своем эссе в
Чужие берега. В
Демоны , Иванов превращается в Ивана Шатова, «нового русского человека», который смертельно сталкивается с нигилистом Петром Верховенским.

Достоевский вплетает это происшествие в большую историю о борьбе человека со своим демоном(ами) через жизнь Николая Ставрогина, который, как и Верховенский, является лидером революционной ячейки, и множество других персонажей. «Шатов, — говорит рассказчик, — был из тех идеальных русских существ, которые могут вдруг так поразиться какой-нибудь сильной идеей, что она, кажется, раздавит их тут же, а иногда и навсегда».

С другой стороны, Ставрогин, единственный сын богатой Варвары Петровны, смешивается с высшим светом в Петербурге. Он кажется бесстрашным и ведет несколько дикую жизнь; до его матери доходят слухи о том, что он несет ответственность за «некоторое чудовищное поведение по отношению к даме из хорошего общества, с которой он был связан».

С долей черного юмора Достоевский рассказывает историю в трех частях, знакомя читателей со своими ключевыми персонажами в первой части, опираясь на напряженность между множеством разрозненных голосов во второй части и развязкой в ​​третьей части. Несколько корифеев и революционеров появляется эпоха, в том числе русский писатель Иван Тургенев как «великий писатель Кармазинов».

Голоса и речи

Предисловие Ричарда Пивера к изданию «Винтаж» включает письмо, которое Достоевский написал своему издателю Михаилу Каткову о «подлинном вдохновении», которое он испытал на главного героя, Ставрогина, который, по его словам, «также является темный персонаж, тоже злодей, но мне кажется, что он
трагический персонаж… Я взял его из своего сердца». Ряд критиков указывали, что в
Демоны «нет господствующего центрального авторского сознания и, следовательно, нет притязаний на истину или авторитет, только конкурирующие голоса и дискурсы» о каждом аспекте жизни: боге, религии, вере, отношениях, классе, обществе. Все в
Демоны перевернуты, указывает Пивер: «Свобода заканчивается деспотизмом, обожание превращается в ненависть, ясность сознания увеличивает слепоту… демоны пародируют мир бога и переворачивают его концы».

Биограф Достоевского Йозеф Франк говорит, что «ни один другой русский писатель не мог сравниться по широте своего знакомства как с глубинами, так и с высотами русского общества». Сам роман прошел через свои взлеты и падения: его издатель отказался принять одну главу, где Ставрогин рассказывает священнику, как он соблазнил девушку, а затем отказался помочь ей, когда она покончила с собой, — по «моральным соображениям». Достоевский яростно переписывал отрывки, а глава «У Тихона» вошла позже как Приложение.

Каждый месяц писатель оглядывается на одну классику.

Демоны Сводка | Book Reports

«Бесы» — роман известного русского писателя Федора Достоевского, впервые опубликованный в журнале «Русский вестник» в течение нескольких месяцев в 1871 и 1872 годах. По сей день она считается одним из лучших произведений Достоевского и шедевром. Роман представляет собой комментарий к политическому нигилизму, господствовавшему в России 1860-х гг.

История разворачивается вокруг вымышленного русского города, который становится связующим звеном для попытки политической революции. Главный заговорщик, человек по имени Петр Верховенский, организует революцию из своего тайного общества, работая в тени и в домах некоторых из самых богатых людей города, чтобы тайно свергнуть их.

Его моральный двойник, Николай Ставрогин, является другой доминирующей фигурой в этой истории. Аристократ, недавно вернувшийся в город с новой женой и темной тайной. Вместе с отцом Питора, Степаном, Николай оказывается невольным заговорщиком революции и в конце концов вешается после того, как его любовник убит.

Книга и по сей день считается классикой русской литературы и неоднократно экранизировалась, в том числе в трех пьесах и двух кинопостановках.

Краткое содержание книги

Часть первая

Степан Трофимович Верховенский переезжает к своей богатой подруге Варваре в ее имение Скворешники в России. Степан — известный бывший учитель, чья карьера была разрушена государственными чиновниками. Первоначально Степан переехал в этот дом, чтобы работать воспитателем сына Варвары Николая, но остался там на двадцать лет. Сейчас он дружит с Варварой.

В начале романа Варвара возвращается из Швейцарии, где гостила у сына. Варвара расстроена и начинает спорить со Степаном о его финансовых проблемах. Она рассказывает ему, что, находясь в Швейцарии, она обнаружила, что ее сын встречается с дочерью ее друга Лизой. Подруга Прасковья рассказала ей, что ее юная подопечная Даша тоже встречается с Николаем. Варвара задается вопросом, сможет ли она устроить помолвку между молодыми Дашей и Степаном. Степан не уверен в этой идее, но соглашается, так как договоренность поможет ему в финансовом плане.

Однако вскоре он начинает подозревать, что его женят на Даше, чтобы скрыть внебрачную беременность от Николая. Он начинает писать письма Николаю и Даше, расспрашивая их о слухах.

В дом приходит странная психически неуравновешенная женщина по имени Мария. Мария также якобы связана с Николаем, но никто не может понять, как именно. Вскоре Варвара обнаруживает, что Марья и Николай вроде бы женаты. Она спрашивает Марью, носит ли она до сих пор фамилию Лебядкина, и женщина отвечает, что нет. Варвара забирает Марью к себе домой, где ее ждут Даша, ее старший брат Иван и Степан. Прасковья приходит в дом и требует знать, что за скандал вокруг душевнобольной и как он отразится на ее дочери Лизе, с которой также встречался Николай. Варвара спрашивает Дашу о большом платеже, который Николай должен был отправить через нее брату Марьи, капитану Лебядкину.

Капитан также прибывает в дом и еще больше запутывает ситуацию, разглагольствуя о бесчестии, которое должно остаться невысказанным. Затем дворецкий объявляет, что прибыл сам Николай. Но вместо Николая заходит странный человек. Этим человеком оказывается Петр Степанович Верховенский, сын Степана, которого он не видел много лет. Николай входит, когда Петр говорит, и Варвара требует, чтобы ее сын сказал ей, женат ли он на Марье. Николай просто смотрит на мать и целует ей руку, прежде чем подойти к Марье и объяснить ей спокойным тоном, что он только ее друг, а не муж, и что ее здесь быть не должно. Он предлагает отвезти ее домой.

После того, как они уходят, среди оставшихся в комнате людей начинается хаос. Петр умоляет Варвару выслушать его рассказ о случившемся. Он рассказывает ей, что Николай подружился с Лебядкиными, когда пять лет назад жил в Петербурге. Искалеченная, психически неуравновешенная Марья мгновенно влюбилась в Николая, и он ответил ей ласковым обращением и позволил ей воплотить свои фантазии в ее собственном уме.

Однако вскоре Марья начала предполагать, что они действительно обручены. Николай уехал из Петербурга и устроил уход за Марьей, в том числе пособие. Капитан Лебядкин начал брать большую часть денег себе и присваивать их себе. Варвара очень рада, что Николай не женат и что он сделал такую ​​хорошую вещь для друга. Питор расспрашивает капитана Лебядкина, пока тот не признается, что взял деньги у своей сестры. Он уходит с позором.

Вскоре возвращается Николай и поздравляет Дашу с помолвкой. Он узнал о предстоящей свадьбе Петра, получившего письмо от Степана. Пайтор рассказывает, что письмо сбивало с толку, поскольку Степан говорил о необходимости жениться, чтобы исправить «чужие грехи». Варвара в ярости и требует, чтобы Степан немедленно покинул ее дом. Возникает новый шум, и Иван, воспользовавшись суматохой, внезапно подходит к Николаю и бьет его кулаком по лицу. Николай выздоравливает и собирается сразиться с Иваном, но передумает, стоя перед ним неподвижно. Иван вскоре опускает взгляд и выходит из дома. Лиза кричит и падает в обморок на пол.

Часть вторая

Сплетни о скандале вокруг событий первой части распространились по обществу, как лесной пожар, и все участники драмы в гостиной вынуждены держаться подальше от общества, чтобы избежать дальнейших разговоров. Все, кроме Пайтора, который изо всех сил старается как можно больше общаться с горожанами.

Через неделю он навещает Николая, и читатель узнает об истинной природе их отношений. Питор пытается вовлечь Николая в какие-то свои политические планы, но Николаю это не очень интересно. Однажды поздно ночью Николай покидает дом своей матери и идет к своему другу, дому Кириллова. К сожалению, это также дом, в котором живет Иван.

Николай получил оскорбительное письмо от Артемия Гаганова, сына богатого горожанина, с которым у него давняя вражда. Однажды Николай в шутку ткнул мальчика за нос, и Артемий так и не простил ему этой обиды.

Письмо было настолько оскорбительным, что Николай решает, что должен вызвать Артемия на дуэль. Он просит своего друга Кириллова быть его секундантом на дуэли. Кириллова это устраивает, так как он находится в крайне подавленном состоянии и в какой-то момент в ближайшем будущем решил покончить жизнь самоубийством. Николай рассказывает своему другу об этом решении и связанных с ним философских сложностях. Затем Николай разговаривает с Иваном, и выясняется, что Николай и Мария действительно женаты. Иван знает об этом и именно по этой причине он ударил Николая на Скворешниках.

Иван рассказывает, что раньше он равнялся на Николая и что его действия с женщинами в его жизни в последнее время запятнали его репутацию и мораль. Николай сохраняет спокойствие перед лицом гнева Ивана и пытается защищаться, но не очень убедительно. Николай также предупреждает Ивана, врага революционного клуба Питора, что Питор может планировать его убийство.

Николай отправляется навестить Лебядкиных в их новый дом и по дороге встречает беглого каторжника по имени Федька. Федька, поджидавший Николая на мосту, сообщает Николаю, что Пытор послал его помочь с Лебядкиными. Николай отказывает ему, зная, что помощь Федьки будет означать только убийство. Он говорит Федьке, что не платит ему ни копейки и что если он его еще раз увидит, то пойдет в полицию.

Николай продолжает путь к Лебядкиным и сообщает капитану, что в ближайшее время сделает объявление о своей женитьбе на Марье. Капитан возмущен этим, так как это означает, что он больше не будет получать бесплатные деньги от Николая. Николай навещает Марью, которая почему-то его пугается и не доверяет ему. Он предлагает ей приехать и жить с ним в Швейцарии, но получает отказ.

В припадке бреда Марья обвиняет Николая в том, что он самозванец, посланный убить ее. Она требует, чтобы он рассказал ей, что он сделал с ее «принцем». В гневе Николай толкает Марью и выбегает из дома. Федька снова останавливает Николая и предлагает свою помощь, и Николай ударяет его о стену, прежде чем остановиться и продолжить свой путь. Федька следует за ним, и Николай резко останавливается, смеясь, высыпая содержимое своего кошелька мужчине в лицо и уходя.

На следующий день дуэль проходит без жертв. Николай намеренно не попадает в Артемия, потому что не хочет никого убивать. Артемий в ярости от оскорбления. Николай возвращается в Скворешники и разговаривает с Дашей, говоря ей, что дал Федьке деньги, которые можно рассматривать как плату за убийство Марьи. Он спрашивает ее, будет ли она все еще с ним, если он решит принять убийственное предложение Федьки, и Даша слишком напугана, чтобы ответить.

Тем временем Пайтор заводит новые дружеские и политические отношения по всему городу. Он дружит с женой губернатора Джулией и пользуется большим влиянием на нее и ее круг общения. Он и его политический клуб используют свою власть над Джули, чтобы взбудоражить и нарушить нормальное функционирование общества. Они поднимают восстание рабочих на местной фабрике, распространяют революционные брошюры и вообще устраивают хаос, куда бы они ни пошли. С этой стороны губернатор Андрей Антонович обеспокоен контролем Петра над его женой, но не хватает сообразительности что-либо с этим поделать. Его психическое здоровье начинает ухудшаться из-за давления и стресса.

Та же тактика у Петра в отношении отца, постепенно приближающего Степана к безумию, высмеивая его и еще больше разрушая его отношения с Варварой. Выясняется, что Питор сказал Кириллову покончить жизнь самоубийством, потому что он чувствует, что это сделает его мучеником революционного клуба. Он приглашает Кириллова, Ивана и Николая на собрание клуба.

На собрании ряд философов и идеалистов. Пайтор берет на себя управление собранием, когда спрашивает комнату, действительно ли кто-нибудь там привержен революционному делу. Он спрашивает их, сообщат ли они в полицию, если обнаружат заговор с целью убийства. Все в комнате уверяют его, что не будут. Иван, Николай и Кириллов уходят, а Петр бросается за ними. Он догоняет их и требует знать, когда Николай собирается разобраться с Лебядкиными. У него есть письмо, в котором говорится, что капитан собирается предать общество. Николай отказывается и уносится прочь, бросая Петра на землю, когда тот пытается его остановить.

Питор в ярости внезапно начинает бредить и умолять Николая присоединиться к обществу. Речь настолько страстная, что становится почти романтичной, когда он говорит Николаю, что он красив, и пытается поцеловать его руку. Все, о чем заботится Пайтор, — это быть лидером дела и уничтожить старое правительство, и его мало волнуют особенности того, как самому управлять делами. Николай не соглашается присоединиться к обществу, но и не отказывается снова, и Пайтор воспринимает это как знак того, что ему следует продолжать свои планы.

Общество устраивает благотворительный вечер в честь жены губернатора. Накануне помощник губернатора ошибочно полагает, что Степан является лидером общества, и приказывает совершить налет на его дом. Степан идет жаловаться губернатору и прибывает как раз в тот момент, когда группа протестующих с завода собирается у дома губернатора. Уже страдая от умственного истощения, губернатор начинает реагировать на проблемы драконовским способом. Жюли возвращается из визита в Скворешники с Варварой и Лизой и еще больше унижает мужа, оскорбляя его публично.

Входит Пайтор, и психическое состояние губернатора только ухудшается. Николай также входит и сталкивается с Лизой, которая утверждает, что капитан беспокоил ее и сказал ей, что он зять Николая. В конце концов Николай признается, что Марья его жена, и говорит Лизе, что поговорит с капитаном. Услышав это, Варвара приходит в ужас.

Часть третья

На следующий день состоится гала-концерт с участием самых влиятельных и богатых людей многих обществ. Практически сразу все начинает идти не так. Соратники Пытора, Лямшин и Липутин, выступают в роли распорядителей и бесплатно пропускают многих людей из низшего сословия. Капитан Лебядкин, безнадежно пьяный, выходит на сцену и читает вслух некоторые из своих стихов. Липутин понимает, насколько пьян капитан, и решает сам прочитать стихотворение, которое оказывается плохо написанным и оскорбительным.

Писатель Кармазинов, гений литературы и главный докладчик на гала-концерте, читает вслух свое стихотворение, призванное стать прощанием со своей публикой. Он читает больше часа, и аудитория шокирована низким качеством и эгоцентричным характером письма. В конце концов, чтение резко обрывается, когда кто-то в аудитории кричит, что это ерунда, и Кармазинов обменивается оскорблениями с аудиторией. Следующим на сцену выходит Степан, и публика тоже набрасывается на него, заставляя его бежать прочь.

В этот момент аудитория почти полностью протестует, и на сцену выходит неожиданный оратор, профессор из Петербурга. Профессор разглагольствует о России и правительстве, и солдаты утаскивают его со сцены. Затем на сцену выбегают другие ораторы, чтобы попытаться вызвать у публики полный протест. Джулия в ужасе от того, что ее торжество прошло так плохо, и Пайтор пытается ее утешить. Он пытается подбодрить ее, рассказывая, что в городе уже ходят слухи об очередном скандале в виде ухода Лизы из дома и переезда в Скворешники с Николаем. Несмотря на плохой результат на чтении, гала-концерт продолжается балом позже той же ночью. К сожалению, количество криминальных типов на балу только увеличилось. Губернатор пытается держать ситуацию под контролем, возвращаясь к своему драконовскому образу, и Джулия обижается на это и пытается извиниться за него.

Внезапно появляются новости о том, что в городе вспыхнул пожар, и все бегут к выходам. Губернатор, теперь полностью потерявший рассудок, приказывает всех остановить и обыскать, а также приказывает арестовать свою жену, когда она зовет его в беде. Джули теряет сознание, и ее уносят, а губернатор идет к огню, где теряет сознание из-за падающих обломков. Он выживает, но полностью сходит с ума и вынужден уйти с поста губернатора.

Огонь за ночь утихает, а остатки его смывает дождь. Распространяются новости, что это началось, когда капитан, его сестра и их горничная были зарезаны, а их дом подожжен. Лиза и Николай просыпаются вместе и слышат новости о пожаре. Лиза уверена, что этот скандал фактически положит конец ее жизни, и готовится расстаться с Николаем. Питор останавливается, чтобы рассказать им об убийстве Лебядкиных. Он утверждает, что их убил Федька и что он не причастен.

Лиза требует знать, о чем он говорит, и Николай признается, что знал, что убийство должно было произойти, но был против. Лиза убегает, направляясь к дому, чтобы увидеть тела. Николай пытается остановить ее, но Пайтор останавливает его, требуя ответа на свой предыдущий вопрос. Николай говорит ему вернуться на следующий день.

Пайтор соглашается и бросается за Лизой, чтобы остановить ее. Когда она подходит к дому, собирается толпа. Толпа пришла к выводу, что Николай каким-то образом несет ответственность за убийства и что Лиза, будучи его женщиной, также несет ответственность. На нее нападает толпа и убивает. Гнев общества по поводу случившегося направлен и на Юлию. Пайтор избегает обнаружения, и ходят слухи, что Николай уехал из города.

Революционное общество находится на грани мятежа, когда к ним возвращается Пайтор и рассказывает о предательстве капитана. Он говорит им, что Иван также планирует сдать их. Группа соглашается, что Ивана придется убить, и разрабатывается план, чтобы заманить его в уединенное место, где он ранее закопал типографию общества. Питор сообщает им, что Кириллов согласился написать записку, взяв на себя всю ответственность за убийство, прежде чем он убьет себя.

Тем временем Ивана отвлекает возвращение его бывшей жены Мари, которая неожиданно объявилась в его доме беременной. К сожалению, он обнаруживает, что она беременна ребенком Николая. Мари рожает, и Иван помогает ей родить. Той ночью один из членов общества, Эркель, прибывает, чтобы привести Ивана в уединенное место недалеко от Скворешников.

Иван соглашается пойти, думая, что сможет убедить общество оставить его в покое. Когда они добираются до места, другие члены общества прыгают на Ивана и держат его, пока Пайтор застреливает его. Члены обвешивают тело камнями и опускают в пруд. У одного из заговорщиков, Лямшина, кратковременный приступ вины, и остальные должны успокоить его, прежде чем они разойдутся.

На следующее утро Пайтор идет в дом Кириллова, но Кириллов передумал о самоубийстве, и между ними возникает дуэль с оружием, направленным друг на друга. В конце концов, Кириллов уступает и подписывает записку, беря на себя ответственность за убийство Ивана, прежде чем пойти в соседнюю комнату и застрелиться.

Степан уезжает из города, не подозревая обо всем, что произошло. Некоторые крестьяне предлагают ему подвезти и отвозят в соседнюю деревню, где он встречает продавщицу евангелий и становится одержим ею. Пока он болен, Степан рассказывает историю своей жизни, а затем умоляет ее остаться с ним. Варвара неожиданно появляется на даче, где на больничной койке лежит Степан. Сначала она все еще злится на него, но смягчается, когда понимает, что он болен, и посылает за врачом. Друзья примиряются незадолго до смерти Степана.

Мари, все еще лежащая в детской кроватке, растеряна и обеспокоена, когда Иван не может вернуться домой. Она пытается найти Кириллова и вместо этого с ужасом находит его труп. Взяв с собой ребенка, она выбегает на мороз, чтобы позвать на помощь. Приезжает полиция и читает записку Кириллова. Вскоре после этого обнаруживается и тело Ивана. И Мари, и ее ребенок заболевают и через несколько дней умирают.

Полиция раскрывает, что Кириллов должен был действовать вместе с другими, чтобы убить Ивана, и революционная группа раскрывается общественности. В городе царит паранойя, пока Лямшин не признается полиции. Он во всем признается, и все остальные члены общества, кроме Питора, арестованы. Варвара возвращается домой, потрясенная известием о том, что произошло в городе. Даша получает письмо от Николая, в котором говорится, что он заперся в Скворешниках и ни с кем разговаривать не будет. Поспешив туда, они обнаруживают, что он повесился.

Анализ персонажей

Степан Трофимович Верховенский — бывший профессор, который считает, что был уволен в результате государственного вмешательства, что на самом деле, скорее всего, не соответствует действительности. Степан — отец главы революционного общества Пытора. Степан испытывает сильное чувство вины за то, что пренебрегал Питором, когда тот рос. Стефан прожил с Варварой два десятилетия, первоначально переехав к ее сыну Николаю и оставаясь там еще долго после того, как Николай уехал.

Отношения Степана с Варварой, пожалуй, самые важные, так как они кажутся самыми настоящими друзьями в романе, и его ссора с ней заставляет его покинуть город. Степан — классический идеалист и немного неуклюжий шут, который полностью полагается на Варвару, чтобы выжить, и полностью теряется, когда ссорится с ней. В конце концов, он заменяет ее продавцом Евангелия в своих привязанностях, но позже примиряется с ней незадолго до своей смерти.

Николай Всеволодович Ставрогин — если кто и является главным героем романа, так это, наверное, красивый и храбрый Николай. Николай — сын Варвары и бывший ученик Степана, который возвращается в город в первой части, женившись на психически неуравновешенной женщине. Несмотря на утверждения всех персонажей о том, что Николай честный человек, он часто лжет на протяжении всего романа и позволяет Питору убить свою жену, не вмешиваясь. Он также ведет несколько одновременных романтических отношений с разными женщинами. Николай внешне обаятелен и общителен, но эта внутренняя личность совпадает с утверждением рассказчика о том, что, несмотря на его привлекательность, в Николае есть что-то глубоко отталкивающее.

Пайтор, однако, очарован чарами Николая и представляет его номинальным главой своего революционного общества. Он идет на все, чтобы привести Николая в общество, в конце концов убивая Марию и ее брата, чтобы помочь ему. Николай, не особо интересующийся политикой, молчаливо соглашается на убийство, чтобы избавиться от Лебядкиных. В конце романа, после того как любовница Николая Лиза была убита разъяренной толпой, он убивает себя за ее смерть и вину за смерть жены.

Петр Степанович Верховенский — сын Степана и главный заговорщик революционного общества. Пайтор — причина всех беспорядков, происходящих в городе на протяжении всего романа. Пайтору удается захватить контроль над обществом, утверждая, что он связан с подпольной сетью групп, которые работают над свержением правительства и установлением социализма в России. Он убеждает группу, что они работают с этой сетью и что их восстание вызовет серию других восстаний в других городах.

Пайтор убивает без сожаления и вызывает хаос на каждом шагу, чтобы помочь своей революции. Несмотря на злой характер своих поступков, он, пожалуй, самый сосредоточенный персонаж в книге и больше всех готов бороться за то, во что верит. , Россия. Сын врача, он вырос в семейном доме на территории Мариинской больницы для бедных в бедном районе Москвы. Достоевский рано научился читать и полюбил литературу и романы. Многие из его детских переживаний жизни рядом с больницей и наблюдения за бедными пациентами повлияли на его творчество в более позднем возрасте.

В 1833 году его отправили во французскую школу-интернат, а четыре года спустя его мать умерла от туберкулеза. Вскоре его и его брата Николаева призвали в армию, хотя Николаеву вскоре отказали по состоянию здоровья. Достоевского отправили в Эстонию для начала военной подготовки. Хотя он хорошо учился в военной академии, Достоевский не любил регламентированный стиль обучения и большую часть времени проводил в одиночестве за чтением.

В 1839 году его отец умер от инсульта. Достоевский вскоре дослужился до инженерного курсанта, а затем до инженер-лейтенанта. Именно в это время он начал писать свои собственные произведения, а его первое произведение, перевод французского романа «Эжени Гранде», было опубликовано в 1843 году. Он выполнил еще несколько переводов, но не получил за них больших денег.

В 1845 году он закончил свой первый роман «Бедные люди», и этот роман имел коммерческий успех и был назван первым в России «социальным романом». Оставив военную карьеру, Достоевский начал писать на полную ставку и опубликовал свой второй роман «Двойник» в 1846 году. Именно в это время он открыл для себя социализм и увлекся им. «Двойник» не был так хорошо принят в прессе, и у Достоевского начались частые проблемы со здоровьем.

Достоевский вступил в социалистический кружок под названием «Петрашевский кружок», деятельность которого впоследствии расследовалась полицией. Достоевского обвинили в чтении запрещенных книг и распространении экземпляров этих книг. Он и другие члены кружка были арестованы в 1849 г.и отправлен в ссылку в сибирский лагерь для военнопленных, за которой последовал срок обязательной военной службы. Условия в лагере были ужасными, и Достоевский большую часть времени проводил там больным. После освобождения в 1854 году Достоевский написал роман о своем опыте в лагере под названием «Мертвый дом», который стал первым опубликованным романом о русских лагерях для военнопленных.

В 1855 году Достоевский встретил женщину по имени Мария Дмитриевна и влюбился в нее. Достоевскому было разрешено жениться на ней, хотя, будучи каторжником, он оставался под надзором полиции до конца своей жизни. Брак был несчастливым, и большую часть времени супруги жили раздельно.

В конце 1860-х годов Достоевский создал некоторые из своих самых известных произведений, в том числе «Преступление и наказание» (1866 г.), «Игрок» (1866 г.) и «Идиот» (1868 г.)

Он снова женился в 1867 г. первая жена умерла, и у него была дочь по имени Соня, которая, к сожалению, скончалась в младенчестве. Несмотря на свой литературный успех, Достоевский страдал острой зависимостью от азартных игр, из-за которой его семья постоянно находилась в состоянии нищеты. В 1871 году у него родился сын Федор, а через два года он начал издавать новое периодическое издание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts