О князе владимире коротко: Владимир Святой | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Содержание
Князь Владимир Святославович — кратко.
Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.
В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.
После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк.
Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.
Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.
До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.
Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.
Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы — представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.
Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. — начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.
Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.
Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь вернулся в Киев, прихватив с собой множество святынь, икон, священников.
По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.
Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси.
Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.
В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.
В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение.
После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.
Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.
У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.
Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.
Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.
Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.
Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира — Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить.
Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые снова напали на Русь. Но великому князю не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве.
Хотя русские люди начали чтить память Владимира в XI веке, первые надежные сведения о почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимира Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимира Крестителя, 15 июля 1240 г.
Народ очень любил своего князя, воспевал его в песнях и былинах и называл его Владимир Красное Солнышко, «ласковый князь Владимир». Он стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, известные своими подвигами. Владимир – идеальный князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.
28 июля (по новому стилю) – день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.
История России. Князь Владимир Святой. Всё о князе Владимире.
Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru
Всё о князе Владимире.
Годы правления: 980 — 1015.
Владимир – сын Святослава, его мать – Малуша, ключница-рабыня княгини Ольги, наложница Святослава.
Пришёл к власти в результате победы в первой феодальной борьбе между сыновьями князя Святослава: Владимиром, Ярополком и Олегом.
В годы его правления завершился процесс формирования государства Киевская Русь.
Внутренняя политика.
- Дальнейшее укрепление Древнерусского государства:
— 980 г. – проведена первая религиозная реформа, языческая реформа, провозглашение Перуна верховным божеством;
— 988г – принятие христианства, усиление власти князя под именем единого Бога. Церковь стала огромной силой, объединяющей народ;
— 988 г. – завершение административной реформы: сыновей Владимир поставил наместниками в города;
— проведение судебной реформы, принятие «Устава земляного» — свода норм устного обычного (от слова «обычаи») права;
— проведение военной реформы: вместо наёмников-варягов князю служат «мужи лучшие» из славян; Владимир укрепил южные границы системой «Змиевы валы» — это сплошная стена из земляной насыпи, земляные окопы, сторожевые заставы.
- Расширение территории Руси:
— присоединение новых восточнославянских племён: были укрощены вятичи в 981-982 г., подчинены радимичи и хорваты в 984 г.
- Строительство новых городов, укрепление и украшение столицы:
— в Киеве построили новую крепость, укрепили город земляными валами, украшали архитектурными сооружениями;
— были построены города: Белгород, Переяславль, Владимир- на -Клязьме и другие.
- Развитие культуры.
— создание просветителями Кириллом и Мефодием славянской азбуки;
— перевод книг с греческого языка, начало распространения грамотности;
— введение специального налога на развитие культуры и архитектуры — десятины. В 986-989 г. построена первая церковь – Десятинная (Успения Богородицы)
— развитие иконописи, а также фресковой живописи — изображения на сырой штукатурке.
— начало масштабного каменного строительства.
Внешняя политика.
Основные направления – борьба с печенегами, войны м Польшей и Венгрией.
- Усиление международного авторитета Руси:
— с принятием христианства страну перестали считать варварской, стали воспринимать как цивилизованное государство;
— Владимир ввёл династические браки, сам был женат на сестре византийского императора — Анне.
Военные столкновения и мирные переговоры с зарубежными странами:
— ведение борьба с печенегами;
— покорение Полоцкого княжества;
— поход в Волжскую Булгарию;
— 981 – первые столкновения с Польшей за приграничную Червенскую Русь – захвачены Червень, Перемышль;
— 985– поход против Дунайской Болгарии и мирный договор с ней;
— 985 – походы на Волжскую Булгарию, а также обложение данью Хазарии;
— 988 – 989- осада Корсуня (Херссонеса) в Крыму;
— 991 – поход в днестровские земли против белых хорватов;
— набеги печенегов: 990, 992 – на Перяеславль, 996-битва у Васильево, 997 – нападение печенегов на Киев; строительство на юге – сплошной стены (частокола) на земляной насыпи — Змиевы валы.
— дипломатические контакты со странами: в Киев приезжали послы Папы римского, посольство Руси ездило в Германию, Рим. Мирные договоры с Чехией, Византией, Венгрией, Польшей.
Принятие христианства.
Причины принятия христианства:
- необходимость обеспечения более прочного объединения племён на основе единой идеологии — религии;
- принятие монотеистической религии (то есть веры в единого Бога) усиливало авторитет правящего слоя и правителя;
- социальное неравенство требовало и появления новой идеологии, чтобы оправдать богатых и как-то утешить бедных надеждой на счастливую жизнь в раю, то есть оправдание неравенства;
- новая религия расширяла бы культурное влияние более развитых стран, прежде всего Византии.
- необходимость повышения международного авторитета Руси: появлялась возможность заключать политические союзы с другими странами путём династических браков. Кроме того, Русь перестали бы считать варварской, языческой страной.
Значение принятия христианства:
- усиление власти князя;
- большую роль в стране стала играть церковь, сплачивая народ и укрепляя княжескую власть;
- развитие культуры, письменности, образования; появление христианских законов — не убий, не укради и многие другие, которые способствовали формированию нравственных принципов;
- однако христианство способствовало усилению эксплуатации, осуждая протесты, преследуя инакомыслящих;
- возрастание международного авторитета Руси, Русь добилась равноправия с другими христианскими странами, стали возможны династические браки.
Значение правления Владимира Святого.
- Значительное укрепление власти Великого князя с приятием единой религии.
- Начало формирования единой идеологии.
- Завершение процесса формирования государственной территории Руси — были присоединены все восточнославянские земли.
- Окончательное установление лествичной системы передачи власти, то есть старшему в княжеском роду.
- Создание системы оборонительных сооружений, крепостей на южных границах.
- Значительное развитие культуры.
- Усиление международного авторитета Руси.
Некоторые интересные факты деятельности князя Владимира.
- При Владимире были построены многие километры оборонительных линий вокруг Киева. Их называли «Змиевыми валами», потому что, по легенде, здесь происходили битвы русских богатырей с огромным змием, который повадился на славянские земли. Здесь же были возведены сторожевые башни. Если враг подходил к Киеву, то зажигались сигнальные огни — так сообщали о приближении врага.
- Владимир провёл языческую реформу в 980 г. Оставлены 6 богов: Перун — бог войны и грозы, Хорс- бог солнечного света, Симаргл- бог подземного мира, Стрибог- бог ветра, Дажьбог – бог плодородия и света, Макошь- богиня плодородия и покровительница рода.
- Интересен факт принятия христианства. Владимир решил жениться на византийской принцессе Анне — сестре императора Василия II. Но тот был против брака, так как Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы рабыни Маклуши. По договору князь Владимир обязался помочь Василию подавить бунт — после чего и должно было состояться бракосочетание. Император не выполнил своего обещания. Тогда князь захватил оплот Византии — город Херсонес (Корсунь). Император согласился на брак, но при условии принятия Владимиром христианства.
- Крещение Руси проходило очень тяжело. Не хотели люди забывать своих богов, которым поклонялись ещё их предки. Особенно взбунтовался Новгород. Его крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления.
ДАТЫ (подробные).
ДАТЫ. |
СОБЫТИЯ. |
980-1015. |
Правление князя Владимира Святославича, Святого, Красного Солнышка. |
980. |
Языческая реформа. |
981-982. |
Подчинение вятичей. |
981 |
Первые столкновения с Польшей за приграничную Червенскую Русь – захвачены Червень, Перемышль. |
982 |
Повторный поход на вятичей, отказавшихся платить дань, победа и возлагание дани в двойном размере. |
983 |
Поход на Ятвягов — племена побеждены, территория завоёвана. |
984. |
Подчинение радимичей и хорватов. |
985 |
Вместе с торками Владимир совершает успешный поход на Волжскую Булгарию — заключен мир. |
985-986 |
Успешный поход на хазар — обложение их данью. |
985. |
Поход против Дунайской Болгарии, мирный договор с ней. |
988 |
Поход на византийскую колонию в Крыму Херсонес (Корсунь) — осада и взятие крепости, а затем Заключение мира с Византией на условиях крещения Владимира, заключения брака между ним и византийской царевной Анной, а также предоставления войска русов для подавления мятежа в империи. |
988. |
Принятие христианства. |
989-996. |
Строительство в Киеве Десятинной церкви (первой)- Успения Богородицы. |
989 |
Помощь императору Византии в подавлении мятежа Варды Фоки. |
989. |
Храм Святой Софии в г. Новгороде. |
990 |
Поход против польского князя Мешко I — победа Владимира и заключение мира. |
990-991 |
Крещение Новгорода «огнём и мечом». |
992- 996 |
Битвы с печенегами, успехом не увенчались, вынужденное строительство оборонительных сооружений – Змиевых валов. |
992 |
Удачный поход на белых хорватов. Битва с печенегами на р. Трубеж — победа русов |
994 |
Поход на дунайских болгар — успешно, захвачены пленники и добыча |
996 |
Битва с печенегами при г. Василёве — победа печенегов. |
997 |
Владимир отправляется на север в поход на чудские племена, в это время печенеги осаждают Белгород. |
1000 |
Поход на Дунай против Болгар. Осада печенегами Киева . |
1001 |
Поход воевод Владимира на печенегов — пленение печенежского князя Родомана с тремя сыновьями |
1004 |
Попытка печенегов осадить Белгород — кочевники бежали, узнав о приближении войск русов под командованием воевод. |
1006 |
Прием посольства волжских болгар и заключение выгодного договора о торговле |
1010. |
Основание г. Владимира. |
1013 |
Польско-печенежский поход на Русь — союзники рассорились, и польский князь Болеслав I перебил кочевников |
1014 |
Прием послов от польского князя Болеслава I и заключение династического брака между Святополком и польской княжной.
Ярослав Мудрый отказывается платить отцу ежегодный налог Новгорода Киеву в 2000 гривен. Владимир приказывает готовиться к походу против сына, но заболевает и не может отправиться. Арест сына Владимира Святополка, его жены и польского епископа по подозрению в организации переворота. |
1015. |
Смерть Владимира I Святославича и начало второй междоусобицы на Руси. |
ТЕРМИНЫ.
Духовенство – особое сословие в России конца X века, занимавшееся оправлением религиозных культов; подразделялось на чёрное (монашество) и белое (живущее «в миру» — священники, дьяконы).
Крещение – христианский обряд (таинство), совершаемый над человеком, вступающим в христианскую церковь.
Митрополит – в Православной церкви второй после патриарха в церковной иерархии. В Древней Руси – глава русской митрополии, подчинённый константинопольскому патриарху.
Православие – одно из основных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 10-11 вв. Окончательно сложилось в 1054 г. при разделении христианской церкви на католическую и православную. Центром православия стала Византия и её столица Константинополь. 988 г.- крещение Руси, православие стало государственной религией.
Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I веке н.э. как вера в Иисуса Христа, Богочеловека, принявшего смерть на кресте во искупление грехов человеческих, а затем воскресшего и вознесшегося на небо. Иисус означает «Спаситель», Христос – «помазанный». Главный источник вероучения – Библия (Священное писание). В ходе своего развития распалось на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм.
Церковь (от греч. дом Господний) – в христианстве это:
- здание, в котором происходит богослужение;
- название всей совокупности религиозно-христианских общин.
Исторические деятели.
Личности. |
Обзор деятельности. |
Ярополк Святославич (972-980).
|
Брат Владимира, князь Киевский в 972-980.Старший сын Святослава. Именно ему поручил Святослав править в Киеве во время его войны с Византией. Плюсы его правления: дипломатические отношения с Германией (король Оттон II), начата чеканка монет, он симпатизировал христианству, читаем в летописи: «хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал…). В 977 году началась междоусобная война между братьями – Ярополком, Олегом (князь древлянский) и Владимиром (князь новгородский). Святополк напал на владения Олега, тот погиб. Владимир бежал, и Святополк стал правителем всей Руси. 978 – Владимир с варяжским войском отбил Новгород, Полоцк, двинулся на Киев. Изменник Ярополка- воевода Блуд, уговорил его укрыться в крепости Родня, но после осады в ней начался голод. Блуд снова уговорил Святополка идти на переговоры с Владимиром, но во время переговоров князь был убит. Имя Святополка связано с правлением Владимира в том смысле, что Владимир боролся с ним за власть, коварно убил брата Олега, став единовластным правителем Руси. |
Олег Святославич. |
Брат Владимира, князь древлянский. Был посажен Святославом на правление в 970 году, когда князь отправился на борьбу с Болгарией. В 972 году началась его борьба за власть со старшим братом- Ярополком. Его войска были разбиты под Овручем. Сам Олег погиб под телами коней, упав с моста. Имя Олега связано с эпохой правления Владимира в том смысле, что оба брата вели междоусобную борьбу за власть с Ярополком и друг с другом, в которой победил Владимир. |
Рогнеда. |
Полоцкая княжна, одна из жён князя Владимира I Святославича. Мать будущего князя Изяслава Владимировича- родоначальника князей Изяславичей Полоцких, а также Ярослава Мудрого, киевского князя. Владимир сватался к Рогнеде, но она отказала ему, так как тот сын невольницы -ключницы. Тогда Владимир с войском пошёл на Полоцк, вынудил выйти Рогнеду замуж (убив её родителей). Она стала второй из шести жён Владимира. В 987 году она хотела отомстить Владимиру, убить его, но тот успел отвести удар. Владимир не убил её, так как пожалел сына Изяслава. Мать и сын были отправлены в Половецкую землю, в город Свислочь, переименованный в Изяславль. Таким образом, говоря о Рогнеде, нужно отметить, насколько жестокие были нравы на Руси, как до принятия христианства Владимир имел несколько жён, Рогнеду силой женил на себе, так грозен и жесток был он временами. |
Анна Византийская.
|
Византийская царевна, жена князя Владимира I Святославича. После захвата Владимиром греческой крепости Корсунь византийские императоры Василий II Болгаробоец и Константин VIII отдали за него свою сестру Анну, чтобы выполнить условия договора (они просили Русь о военной помощи). Анна была знатной, богатой, красивой. Братья согласились отдать сестру замуж, если Владимир примет крещение. Таким образом, одна из решающих ролей в принятии Владимиром христианства принадлежит Анне. Она участвовала в распространении христианства на Руси, строила церкви, во многом в церковных делах князь советовался с ней. Умерла за 4 года до смерти Владимира. |
Добрыня и Путята. |
С их именам связано крещение Новгорода, который крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления. |
Император Василий II Болгаробоец и его брат Константин VIII. |
Византийский император ок. 958 — 1025 гг., император с 976 г. Ни при одном из правителей, занимавших после него византийский трон, империя никогда уже не достигала того могущества и процветания, к которому привел страну Василий II. Но его правление было заполнено как изнурительными, многочисленными войнами, так и внутренними смутами и мятежами. Так его власти угрожали войска полководцев Вардана Склира и Михаила Вурца. Против них он отправил войска своего племянника Никифора II Вардана Фоку. Однако Фока объединил войска с войском Вардана Склира и двинул их против императора. В 987 году он объявил себя императором. Тогда Василий попросил помощи у князя Владимира, согласившись выдать за него свою сестру Анну. В апреле 988 года войска мятежников были разбиты Владимиром. Далее произошло крещение Владимира и свадьба с Анной. Брат императора Константин VIII (император с 1025-1028) был соправителем, но государственными делами занимался мало. Таким образом, имена Василия II Болгаробойца и Константина VIII связаны с тем периодом истории Руси, когда князь Владимир принял христианство. |
Князь Мешко I. |
Первый исторически достоверный польский князь с 960 по 992 гг. В его правление польское княжество включило в свой состав практически все польские земли и стало крупным государством Центральной Европы, играющим важную роль в европейской политической жизни. При нём было принято христианство как государственная религия. 981 г.- русско-польская война. Были заняты Червен, Перемышль, другие земли дулебов. Скорее всего, поход был совместным с немецкими войскам Оттона II. Результатом этой войны, стало возвращение под власть Руси Волыни, Владимир ставит там город (современный Владимир-Волынский на Украине). Под контроль Руси попадают Полоцкие и Туровские земли. Таким образом, с именем князя Мешко I связаны военные походы Владимира против Польши, его стремление вернуть западные земли. |
Польский князь Болеслав I |
Князь Польши в 992-1025. В 1014 г. — заключение династического брака между Святополком и польской княжной. Однако в том же году Святополк, его жена и Рейнберн, готовившие восстание против князя Владимира Святославича, были арестованы. Святополк был отстранён от наследования киевского престола. Совместный поход Болеслава и печенегов был ответом на этот шаг Владимира, впрочем, союзники рассорились и Болеслав приказал перебить печенегов, после чего вернулся в Польшу. |
Карты.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Новое литургическое движение: Св. Владимир Великий
Святой Владимир Великий
Грегори ДиПиппо
Сегодня исполняется 1000 лет со дня кончины святого Владимира Великого, великого князя Киевского, почитаемого византийскими церквами как одна из важнейших фигур христианизации восточных славян. Вместе со своей бабушкой святой Ольгой ему дается литургический титул «Исапостол – равноапостольный», в подражание титулам императора Константина и его матери святой Елены.
Святая Ольга, княгиня Киевская, приняла христианство и крестилась в Константинополе в 957 году, когда ей было около 70 лет, в царствование ее сына Святослава. Традиционно считается, что она была первым человеком среди людей, тогда известных как русы, которые крестились. Однако ее сын не обратился; за его смертью в 972 году последовала война между тремя его сыновьями, по окончании которой младший, Владимир, которого он породил со своей ключницей, остался киевским князем. Хотя путь Владимира к престолу, безусловно, был кровавым (большая часть семейной истории читается как краткое изложение сюжета Game of Thrones ), и, несмотря на его поистине соломоново влечение к женщинам, именно он в конечном итоге осуществил первое обращение восточных славян и Крещение Руси.
Русская икона Святого Владимира и его сыновей страстотерпцев Бориса и Глеба, впоследствии убитых третьим сыном, прозванным Святоплоком Окаянным. (ок. 1560 г.) |
В древних славянских летописях зафиксирован известный эпизод, когда Владимир, выясняя, какую религию следует принять ему и его народу, признал ислам совершенно нежелательным из-за запрета на употребление спиртных напитков, сказав: «Пьянство есть радость всея Руси». Мы не можем существовать без этого удовольствия». Послы, посланные им для посещения храмов различных соседних народов, сообщали, что булгарский мусульманин «кланяется, садится, глядит туда-сюда, как одержимый, и нет среди них счастья, а вместо этого одна печаль и ужасный смрад. Их религия нехороша». Их отчет о латинском обряде среди германцев заключался в том, что «мы не видели там славы». Но они описывали Божественную литургию, совершенную в великий праздник в Константинополе, в таких выражениях: «Эллины привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, на небе ли мы, или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служение прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть ту красоту… Если бы греческая вера была зла, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех людей».
Вскоре после этого Владимир захватил важный греческий город в Крыму и использовал свое положение для переговоров о женитьбе на сестре императора Василия II Анне, что повлекло за собой союз с Византией. По настоянию Василия, что его сестра не может выйти замуж за язычника, Владимир согласился сначала креститься; по триумфальному возвращению в Киев он увещевал (и в какой-то степени, надо сказать, принуждал) жителей города принять новую религию. Крещение в массовом порядке г., первый из нескольких, прошел на Днепре; теперь это называется «Крещением Киева», эпизод, 1000-летие которого отмечалось в 1988 году, незадолго до падения Берлинской стены. Всю оставшуюся часть своего царствования, более мирную, чем первая часть, Владимир с энтузиазмом поддерживал евангелизацию своего народа и исправлял неровности прежней жизни.
Крещение князя Владимира, Виктор Васнецов, 1890; выполнен как подготовительный образ для росписи Владимирского собора в Киеве. |
Воспользуемся случаем, чтобы помолиться о мире между народами, обращенными Святым Владимиром, особенно для Украины, столица которой, Киев, является городом, где Русь приняла христианскую веру.
Тропарь его праздника: Святой князь Владимир, был ты, как купец, искавший жемчуга. Посылая служителей в Константинополь за православной Верой, ты нашел Христа, бесценную жемчужину. Он назначил тебя другим Павлом, смыв в крещении твою физическую и духовную слепоту. Празднуем твою память, прося молиться за всех православных христиан и за нас, твоих духовных чад.
Кондак: Преславный Владимир, в старости твоей подражал великому апостолу Павлу: он оставил младенческое, а ты оставил идолопоклонство юности твоей. Вместе с ним ты достиг полноты Божественной мудрости: Ты украсился чистотой святого крещения. Теперь, когда вы стоите перед Христом, Спасителем нашим, молитесь о спасении всех православных христиан.
Более свежие статьи:
Дополнительные статьи см.
в архивах NLM:
Портреты средневековой Восточной Европы, 900–1400
- Дом
- Глава 3
Князь Владимир Псковский
Анти Селарт
Владимир Псковский был князем на политической арене северо-западной Руси и Прибалтики в первой половине тринадцатого века. Он не входит в число главных звезд исторической литературы того периода и региона и затмевается в учебниках истории более влиятельными и могущественными современниками — или, чаще всего, вообще не упоминается. Однако поразительна его личность тем, что он смог утвердить себя как правящий князь в тот сложнейший период, когда происходили значительные перемены и на Руси, и в Прибалтике. И достиг он этого в пограничном регионе, где сходились и смешивались многие разные этносы, а также религии и конфессии — здесь соединились «Восток» и «Запад», которые часто воспринимаются как негибкие и внутренне противоречивые единицы. Однако люди тринадцатого века, жившие в этой местности, стояли гораздо ближе друг к другу – христиане и язычники, католики и православные, – как об этом свидетельствуют некоторые современные полемические тексты. И, конечно же, они стояли гораздо ближе друг к другу, чем пытаются убедить своих читателей некоторые современные нарративы о незапамятном «русско-германском» конфликте.
Конечно, тот факт, что Владимира затмили, также основан на источниках. Он появляется на страницах новгородской летописи только тогда, когда действует вместе с новгородским войском. Псков, как и большинство более мелких центров Руси того времени, не имел местного летописания. Поэтому получается, что самый информативный средневековый текст о князе Владимире — из соседней Ливонии, а не из самой Руси. Это латинская Ливонская хроника, автором которой считается священник по имени Генрих (ум. ок. 1260 г.). В 1220-х годах Генрих написал хронику рижского лагеря крестоносцев, в которой фигурирует епископ Рижский Альберт (119 г.9–1229) в качестве главного героя и рассказывал историю завоевания земель ливов и эстонцев крестоносцами и военным орденом Меченосцев (Swordbrothers). В этой войне соперниками (а иногда и союзниками) рижских крестоносцев (большинство из которых были выходцами из Саксонии) были король Дании и русские земли Полоцк, Псков и Новгород. Таким образом, даже в самых элементарных данных биографии Владимира неизвестного значительно больше, чем известно. Мы даже не можем быть уверены в его отце, потому что его отчество не зарегистрировано в средневековых источниках.
В качестве краткого биографического очерка можно сказать, что Владимир родился, скорее всего, в 1170-х годах или несколько раньше, так как у него была дочь брачного возраста в ок. 1210 г. Владимир появился на политической арене в 1208 г., когда участвовал в новгородском походе против набегов литовцев. На следующий год он был уже князем Псковским. Его карьера, по-видимому, зависела от политических успехов князя Мстислава Мстиславича Смелого, который был, вероятно, младшим братом Владимира и стал в это время новгородским князем. Новгород и Псков относились к тем русским землям, где отсутствовал местный княжеский род с наследственной властью – власть принадлежала местной общине, которая выражала свою волю на собраниях вече и приглашала князя из другой русской земли стать своей. судья и военачальник. Различные ветви княжеской династии Руси соперничали за княжескую власть в этих городах, но местная власть опиралась и на иноземных княжеских правителей. В 1209 г.Владимир получил в княжение Великие Луки, на южной границе новгородских земель, но оставался и псковским князем до 1212 года, когда, по новгородской летописи, «псковичи в то время изгнали из среды себя князя Владимира. ”
Затем Владимир направился в соседнюю Ливонию, где в тринадцатом веке происходили революционные события. На восточном побережье Балтийского моря, которое в XII веке все больше подвергалось влиянию христианства, как западного, так и восточного, все еще не хватало церковных институтов и епископальной системы. Спорадические грабительские набеги, совершавшиеся на протяжении столетий через Балтийское море между Скандинавией и Прибалтикой, во второй половине XII века стали переосмысливаться как крестовый поход против балтийских язычников. Ведущую роль в этом процессе играли дворяне из Саксонии. В течение тринадцатого века финские народы (ливы и эстонцы) и балтийские народы (латыши, курши, земгалы и селуны) были покорены и обращены в христианство. Это привело к созданию средневековой Ливонии, конгломерата владений клерикальных государств и короля Дании, что примерно соответствует территориям современных Эстонии и Латвии. Методы подчинения крестоносцев не ограничивались войной и завоеванием. Некоторым местным вождям навязывались покровительственные отношения, в то время как другие сотрудничали с крестоносцами в своих интересах. Многогранными были и отношения Ливонии с центрами Руси. Они включали как войны, так и союзы. Около 1210 года рижский епископ и псковский князь объединились, чтобы завоевать юго-восточную Эстонию. Это сотрудничество закрепилось около 1210 г. браком дочери Владимира (имени ее мы не знаем) и брата епископа Альберта Феодориха. Однако впоследствии это сотрудничество превратилось в соревнование, в которое вмешивались и Новгород, а иногда и некоторые князья северо-восточной Руси. В последний раз Владимир упоминается в источниках в 1225–1226 годах, когда вместе с сыном Ярославом воевал против литовских захватчиков на Торопецкой земле, своем вотчинном владении. По более позднему, возможно, апокрифическому преданию, жену Владимира звали Агриппиной, и обе они были похоронены во Ржеве, замке на окраине Торопецкого княжества. Принц, возможно, умер в начале 1230-х годов.
Смерть Владимира не положила конец отношениям его семьи с Ливонией. Теодерих основал знаменитый прибалтийско-немецкий дворянский род фон дер Роппов (правда, поскольку дата смерти дочери Владимира неизвестна, мы не можем быть полностью уверены, что она была родоначальницей рода). Очевидно, что в 1230-х годах существовало сотрудничество между сыном Владимира Ярославом и Тартуской епархией, где епископом был его зять Герман, другой брат Феодериха. В то время многие из тех, кто был вынужден отправиться в политическую ссылку из Пскова и Новгорода, искали убежища в Отепяэском замке Тартуской епархии. Наконец, в сотрудничестве с епископством претензии Ярослава на псковский престол привели к захвату власти в Пскове ливонцами в 1240 г., а это, в свою очередь, вылилось в знаменитое «Ледовое побоище» на Чудском озере в 1242 г.
Следующий вымышленный текст представляет собой попытку представить, как сам Владимир мог смотреть на свои успехи и неудачи в конце своей жизни около 1230 года. Компаньон к Хроникам Генриха Ливонского , изд. Марек Тамм, Линда Калджунди и Карстен Селч Дженсен, Farnham: Ashgate, 2011.
Новгородская хроника 1016–1471 , пер. Роберт Мичелл и Невилл Форбс (Лондон: Offices of the Society, 1914), 51. Хронология летописи иногда неверна.
Новгородская летопись , с. 52.
Крестовый поход и обращение на Балтийском фронте 1150–1500 , изд. Алана В. Мюррея (Олдершот: Ашгейт, 2001).
Дополнительная литература
Первоисточники
Новгородская летопись 1016–1471 . Перевод Роберта Мичелла и Невилла Форбса.