Об усопших многих канон: Сборник канонов о усопших восьми гласов — преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник
Содержание
Каноны заупокойные / Поминовение усопших
На основе октоиха
Каноны Октоиха
Канон о усопших, глас 1
Канон о усопших, глас 2
Канон о усопших, глас 3
Канон о усопших, глас 4
Канон о усопших, глас 5
Канон о усопших, глас 6
Канон о усопших, глас 7
Канон о усопших, глас 8
Каноны о единоумершем
Канон о едином усопшем
Канон о единой усопшей
Поминовение некрещеных и не покаявшихся
Канон святому мученику Уару за умерших без святаго Крещения
Канон преподобному Паисию великому (поемый за избавление от муки умерших без покаяния)
Моление при разлучении души от тела и за новопреставленных
Канон молебный при разлучении души от тела
Канон бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет (и умереть не может)
Канон по исходе души от тела (за новопреставленнаго)
О грехе убийства чад во утробе
Молитвенное последование с каноном покаянным о грехе убийства чад во утробе (аборте)
Канон умилительный ко Пресвятей Богородице, чтомый женою, погубившею чадо во утробе своей
Заботится и спасении душ усопших, молиться о них Господу Богу, чтобы Он простил им согрешения вольные и невольные, — священный долг каждого верующего во Христа. По усопшим обычно читают Псалтирь, каноны, Панихиды, в современной трациции Православной Церкви так же акафисты.
Настоящий раздел Православного молитвослова включает тексты канонов о усопших, взятые из Октоиха и Следованной Псалтири и адаптированные для чтения в домашней молитве.
Каноны о усопших входят в большинство заупокойных служб; они весьма разнообразны по содержанию и настроению, в зависимости от назначения.
Каноны о усопших 8-ми гласов помещаются в субботней службе Октоиха (одной из основных богослужебных книг) в качестве вторых канонов на Утрени. По Уставу их положено петь в пятницу вечером (т.к. богослужебный круг — сутки начинается с вечера). Эти же каноны могут входить в последование панихиды, их можно читать и в домашней молитве о усопших.
Каноны о усопших Октоиха написал преподобный Феофан исповедник, Начертанный, епископ Никейский. Его имя указано в акростихе канона 5-го гласа (а в славянском Октоихе он, кроме того, указано отдельно в 3-м, 6-м и 7-м гласах), однако и другие каноны о усопших Октоиха несомненно принадлежат преподобному Феофану. Каноны поставлены в численном порядке, который обозначается в акростихах: «Верою усопшим первую песнь приношаю», «Умершим второе сплетаю пение», и т. д. Все они неразрывно связаны и составляют единое целое.
Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник
Преподобный Феофан исповедник родился в Иерусалиме в христианской семье. Вместе со своим старшим братом Феодором обучался в Лавре святого Саввы, где оба брата приняли иночество и сан пресвитера. Братья Феодор и Феофан прославились как поборники иконопочитания. По поручению Иерусалимского Патриарха они отправились в Константинополь для обличения императора-иконоборца Льва Армянина (813-820) и защиты Православия; впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820-829) и Феофила (829-842), за что им пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки. Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах оскорбительные стихи, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Отсюда происходит наименование, усвоенное обоим братьям – «Начертанные». Преподобный Феодор скончался в темнице. Феофан, брат его по плоти и по духу, положил тело во гроб, пропев над ним надгробные песнопения – может быть, именно те заупокойные каноны, которые потом были включены в Октоих. Преподобный Феофан дожил до окончания иконоборческого гонения на православие. Исповеднический его подвиг продолжался 25 лет – с 817 до 842 года. По возвращении из ссылки он был рукоположен во епископа Никейского святым патриархом Мефодием († 847). Симеон Логофет, сообщая об этом, говорит: «Когда нашлись такие, которые были недовольны этим, указывая на то, что он сирианин и православный ли – поручиться в том, некому, святой Мефодий отвечал, указывая не чело его: не нужно желать лучшего свидетельства после этой надписи ». Вскоре после этого, около 850 года, преподобный Феофан скончался. Память его Церковь совершает 11 (24) октября.
Преподобный Феофан был автором многих сочинений, в том числе в защиту иконопочитания; он также написал множество церковных песнопений – ему принадлежит около 150 канонов в Октоихе, Минее и Триоди. В Греческой Минее читаем следующие слова в его честь: «Как светило пресветлое озаряешь ты светом догматов твоих всю подсолнечную; подобно Давиду, ударяя в цитру, поешь достойные песни святым Христовым и оглашаешь Эпир (область, где преподобный Феофан был епископом) весь. Потому-то ты прославлен достойно, священнотаинник Феофан» . Каноны о усопших принадлежат к лучшим творениям преподобного Феофана; их высокое достоинство отмечают многие исследователи церковной гимнографии.
Тропари канонов расположены в следующем порядке: первый тропарь содержит молитву к святым мученикам; мы побуждаем их на ходатайство перед Богом за наших усопших, особенно сильное, поскольку они претерпели безчисленные муки, пролили кровь за Господа и не пощадили своей жизни ради Него. Кроме того, обращение к мученикам в канонах о усопших, вообще частое в заупокойных богослужениях, напоминает нам о том, что эти песнопения восходят к надгробному пению первых христиан около останков святых мучеников за Христа. Припев перед первым тропарем «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» соответствует содержанию этих тропарей.
Затем следуют два тропаря, содержащие в себе наши прошения за умерших. В них мы представляем пред Господом Иисусом Христом все, что только может склонить Его к милосердию, указываем на Божественную Премудрость, Которой мы сотворены в начале, поминаем Его Божественное истощание, Его страдания, смерть и воскресение, обновившие падший род человеческий. Разрушив смерть и ад, Он даровал нам безсмертие, избавил от смерти и тления. Господь знает немощь нашего естества, и Он неизреченно милосерден, «приснотекущий Источник благости», «весь сладость, весь желание и любовь ненасытная, весь добр’ота несказ’анная». Он – Владыка всего, имеющий власть над живыми и мертвыми. В Царстве Его обителей много, и Он «разделяет их всем по достоянию, по мере добродетели». Мы не смеем пред лицом Бога высказать ничего о вечной судьбе душ усопших, лишь смиренно напоминаем, что они рабы Его и, «очистившись от древнего прародительского падения крещением и паки порождением и имея жезл силы – Крест Его, прошли мирское море» (каноны 4-го и 8-го гласов). В последних тропарях каждой песни канонов мы обращаем наши молитвы ко Пресвятой Богородице и просим Ее ходатайства за нас и усопших наших .
В седальне по 3-й песни и в кондаке по 6-й песни мы молим милостивого Владыку и Господа простить усопшим грехи и упокоить их вместе со святыми, там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, ввести в безконечную жизнь. Икос дает нам образец христианского отношения к смерти: естественная для человека скорбь пред лицем смерти растворяется в нем смиренной покорностью воле Создателя и хвалой безсмертному Богу: мы рабы Создавшего нас, повинуемся Ему, а не противимся. «Для созданного, хотя и от земли, но предназначенного не для земли, — поясняет епископ Афанасий (Сахаров), — возвращение в землю, как не соответствующее предназначению, естественно вызывает надгробное рыдание. Но для христианина это рыдание не то, что надгробное рыдание не имущих упования (см. 1 Фес. 4, 13). Для имущих упование надгробное рыдание о возвращении в землю растворяется мыслью о том, что это совершается по Божию повелению. А что повелено Богом, то все – благо. Поэтому христианин и рыдая хвалит Господа, его надгробное рыдание сплетается с ангельской хвалой Бога: “аллилуия”, которая сама по себе никогда не может быть рыданием, а всегда, даже в заупокойных последованиях, остается ангельской хвалой ».
В Следованной Псалтири помещается особый канон о едином усопшем. Употребление этого канона наряду с канонами о усопших 8-и гласов удобно тем, что упоминание об усопшем в нем – в единственном числе, тогда как в канонах о усопших – во множественном, и поэтому нет нужды приспосабливать текст к поминовению одного или многих. Для удобства чтения мы даем этот канон отдельно для усопшего (муж. род) и усопшей (жен. род).
Канон о едином усопшем поется на 8-й глас; начинается он с молитвы о самих молящихся – с просьбы подать нам слово для усердной молитвы. В нем отсутствуют обращения к мученикам, а в третьем тропаре (на «Слава») каждой песни, кроме последней, прошения о усопшем (и о нас самих) обращены к Святой Троице. Мы с дерзновением и упованием просим Господа о милости к нашему усопшему, с которым, может быть, совсем еще недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божии вкупе пояхом» , и он молится вместе с нами: «Я преступил заповедь, которую Ты дал мне, и стал смертным, но Ты, Христе Боже, сошедший во гроб и воскресивший души от века умерших, не возстави меня на мучение, но на покой».
В древнерусских «Псалтирях» перед каноном о едином усопшем имеется следующее предисловие от лица усопшего, обращенное к своему духовному отцу. Оно может быть обращено и ко всем, кто мог бы молиться о нем.
Как правильно читать каноны о усопших
Каноны о усопших (как о едином, так и о многих) можно читать в домашней молитве по выбору и желанию в любое время, кроме двунадесятых и великих праздников, а также дней Страстной и Светлой седмиц.
За одного усопшего всегда следует читать канон о едином усопшем. Его читают ежедневно в первые сорок дней по кончине христианина – во время сугубого поминовения, особенно же в 3-й, 9-й и 40-й дни .
За многих усопших читается один из канонов о усопших 8-и гласов, желательно канон текущего гласа (то есть того гласа, на который в ту седмицу поются песнопения Октоиха) . Этот канон можно читать за всех своих родственников и близких накануне субботы.
Канон о усопших глас 4 (канон октоиха) / Поминовение усопших
Начало заупокойных канонов общее:
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же
наш, поми́луй нас, ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Трижды.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй, трижды.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Го́споди, поми́луй, 12,
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему
Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и
Бо́гу на́шему.
Псалом 90:
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́ и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне и услы́шу eго́, с ним есмь в ско́рби, изму́ eго́ и просла́влю eго́, долгото́ю дний испо́лню eго́ и явлю́ eму́ спасе́ние Мое́.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды).
Господи, помилуй (трижды)
Тропарь, глас 8-й
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй, / и поле́зное всем подава́яй, / еди́не Соде́телю, упоко́й Го́споди, ду́ши раб Твои́х: / на Тя бо упова́ние возложи́ша, / Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
Слава, и ныне: Богородичен: Тебе́ и сте́ну и приста́нище и́мамы, / и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, / Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
Псалом 50
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниях зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.
Кано́н усо́пшым, его́же краегране́сие: Пра́вило четве́ртое, кончи́ну воспомина́я. Гла́с 4.
Пе́снь 1
Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну, невла́жными стопа́ми, дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зныма Моисе́овыма рука́ма, Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.
Припе́в: Ди́вен Бо́г во святы́х Свои́х, Бо́г Изра́илев.
Держа́й за десну́ю ру́ку ра́б Твои́х, наста́ви и́х на па́жить безсме́ртную, Спа́се, на зре́ние добро́ты Твоея́ страстоно́сцы му́ченики умоле́н быва́я.
Припе́в: Поко́й, Го́споди, ду́шы усо́пших ра́б Твои́х.
Неизрече́нную и блаже́нную сла́ву Твою́, преста́вльшыяся ве́рою насле́довати сподо́би, Христе́, презира́я прегреше́ния и́х, и оправда́й благода́тию, излия́нием Твоея́ кро́ве.
Слава: Ме́ртвостию Твое́ю живоно́сною умертви́теля умертви́л еси́, Христе́ Бо́же, и́хже прия́т, и и́мже Твою́ воздая́ жи́знь, Са́м ны́не упоко́й ве́рныя рабы́ Твоя́.
И ныне, Богородичен: Красе́н превысоча́йшими добро́тами, я́ко Бо́жий Сы́н: а я́ко из Тебе́, Де́во, воплоти́выйся и на Дре́ве пове́шен бы́в добро́ты не име́яше, сме́рть за все́х прия́т.
Пе́снь 3
Ирмо́с: Не му́дростию и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею Ипоста́сною Му́дростию, Христе́: не́сть бо свя́т па́че Тебе́, Человеколю́бче.
Победи́вше и́дольскую пре́лесть му́ченицы, Влады́ку и Бо́га ны́не мо́лят, дарова́ти пре́жде сконча́вшымся Боже́ственный поко́й.
Обраща́ющееся ору́жие премину́ти благоволи́, и дре́ва живо́тнаго подо́бно прича́стие улучи́ти, я́же преста́вил еси́ рабы́ Твоя́, Влады́ко.
Слава: В раи́, Христе́, пи́щи водвори́тися рабо́м Твои́м сподо́би, иде́же гла́с чи́ст пра́зднующих, согреше́ний оставле́ние те́м да́руя.
И ныне, Богородичен: Боже́ственному рождеству́ де́вство сочета́ла еси́, Пречи́стая: Зижди́теля бо вся́ческих несказа́нно родила́ еси́, Его́же хоте́нию вся́ повину́ются.
Седален, глас 6:
Вои́стинну суета́ вся́ческая, / житие́ же сень и со́ние, / и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, / я́коже рече́ Писа́ние: / егда́ мiр приобря́щем, / тогда́ во гроб всели́мся, / иде́же вку́пе ца́рие и ни́щии. / Те́мже, Христе́ Бо́же, / преста́вльшияся упоко́й, / я́ко Человеколю́бец.
Слава, и ныне, Богородичен: Всесвята́я Богоро́дице, / во вре́мя живота́ моего́ не оста́ви мене́, / челове́ческому предста́тельству не вве́ри мя, / но Сама́ заступи́ и поми́луй мя.
Пе́снь 4
Ирмо́с: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Я́вльшеся му́ченицы я́ко свети́льницы, не́бо просвеща́ют церко́вное, и́же и у Спа́са Христа́ про́сят, дарова́ти усо́пшым ослабле́ние.
Же́зл си́лы иму́ще Кре́ст Тво́й раби́ Твои́, мирско́е мо́ре проидо́ша: и́хже всели́ в го́ру Твою́, Го́споди, в не́йже соде́лал еси́ святы́ню.
Слава: В селе́ния вои́стинну возлю́бленная, я́же избра́л еси́, Влады́ко, и я́же прия́л еси́ рабы́ Твоя́, благоволи́ всели́тися я́ко милосе́рд, иде́же пра́ведных ду́си.
И ныне, Богородичен: И́же ме́ртвыми и живы́ми облада́яй, вопло́щься я́ко Челове́к из Тебе́, Богома́ти, сме́рть претерпе́ пло́тию Безсме́ртный, разруши́в сме́рти си́лу.
Пе́снь 5
Ирмо́с: Ты́, Го́споди мо́й, Све́т в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения, ве́рою воспева́ющыя Тя́.
Ты́, Го́споди, Твоего́ влады́чествия просла́вил еси́ му́ченики: те́хже ра́ди пре́жде усо́пшыя упоко́й, я́ко благоутро́бен.
Нереши́мый живо́т, кра́сное ра́дование, и непрестаю́щее весе́лие, пре́жде уме́ршым пода́ждь, Многоми́лостиве.
Слава: Еди́не Бла́же, и исто́чниче бла́гости, упоко́й и́же в ве́ре, и Твое́м позна́нии житие́ сконча́вших.
И ныне, Богородичен: Пое́м Тя́, Богома́ти, Е́юже су́щым во тьме́ возсия́ неизрече́нный и непристу́пный Све́т, и любо́вию блажи́м.
Пе́снь 6
Ирмо́с: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею Кро́вию.
Копие́ Боже́ственная Твоя́ ре́бра пробо́дшее, обраща́ющееся ору́жие уви́девше, Спа́се, да отсту́пит от ра́б Твои́х мольба́ми страстоте́рпец Твои́х.
На Дре́ве пове́шен бы́в Спа́се мо́й, ра́й отве́рзл еси́: в ве́ре у́бо преста́вленыя во́нь всели́, я́ко ще́др, и Твоея́ жи́зни прича́стники покажи́.
Слава: Па́жити живо́тныя сподо́би наслади́тися, и́же к Тебе́, Влады́ко, благоче́стно преходя́щыя сме́ртию, и с пра́ведными и́же от ве́ка сопричти́.
И ныне, Богородичен: Сло́во я́ко Бо́г сы́й неви́дим, и вопло́щься ви́димь бы́сть, от Де́вы Отрокови́цы неискусому́жныя, и сме́ртию Свое́ю сме́рть разруши́.
Кондак, глас 8:
Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.
Икос:
Сам еди́н еси́ безсме́ртный, / сотвори́вый и созда́вый челове́ка: / земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, / и в зе́млю ту́южде по́йдем, / я́коже повеле́л еси́, созда́вый мя и реки́й ми: / я́ко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: / а́може вси челове́цы по́йдем, / надгро́бное рыда́ние, творя́ще песнь: / аллилу́ия.
Пе́снь 7
Ирмо́с: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем опаля́еми взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Терпе́ние же и пожда́ние, и кро́ви все́х му́ченик, избавле́ние прие́м, благоче́стно усо́пшыя у тебе́ упоко́й, я́ко ми́лостив и благопремени́тель.
Причета́вый к перворо́дным, и пра́ведным Твои́м, Спа́се, ду́шы ра́б Твои́х к Тебе́ преста́вленыя, сподо́би непреста́нно Тебе́ наслажда́тися, все́ми владу́щаго.
Слава: С весе́лием и со дерзнове́нием и све́тлостию Сло́ве Бо́жий Изба́вителю, благоволи́ я́ко Бо́г на о́блацех сре́сти Тя́, и́хже Ты́ прия́л еси́ ны́не я́ко ми́лостив.
И ныне, Богородичен: Благослове́нная Богороди́тельнице Де́во Ма́ти, ра́дуйся: Тебе́ бо ра́ди бы́сть вои́стинну сме́рти потребе́ние, живо́т же неразори́мый уме́ршым дарова́ся.
Пе́снь 8
Ирмо́с: Ру́це распросте́р Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́: о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.
Му́чеников прие́мля моле́ния, и ми́лование к единоплеме́нному, ду́шы упоко́й, Влады́ко, в ве́ре Твое́й усо́пших, грехи́ презря́ си́х вопию́щих Ти́: вся́ дела́ благослови́те Госпо́дня Го́спода.
Ме́ртв со беззако́нникома вмени́вся, ме́ртвым источи́л еси́ жи́знь безсме́ртную, преста́вленыя у́бо рабы́ Твоя́ о наде́жди воскре́сния, Ца́рствие Твое́ улучи́ти сподо́би, Спа́се, Тебе́ вопию́щих: вся́ дела́ благослови́те Госпо́дня Го́спода.
Слава: Вои́стинну приснотеку́щий исто́чниче бла́гости, в небе́сных селе́ниих сконча́вшыяся рабы́ Твоя́, и житие́ тле́нное оста́вльшыя, кро́тко Спа́се, примири́, Тебе́ вопию́щыя: вся́ дела́ благослови́те Госпо́дня Го́спода.
И ныне, Богородичен: Еди́на Ты́ яви́лася еси́ на земли́ Де́во Пречи́стая, и Ма́ти безму́жная: Бо́га бо родила́ еси́ Влады́чице па́че сло́ва и смы́сла, и ве́чную жи́знь ме́ртвым источи́ла еси́. Те́мже вси́ Тя благослови́м, Мари́е Богоневе́сто.
Пе́снь 9
Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови Благослове́ние процвела́ еси́: Те́м Тя́ вси́ велича́ем.
Да́л еси́ и́стинным страда́льцем, и му́чеником дерзнове́ние моли́ти Тя́, Го́споди: да́ждь же ве́рою преста́вльшымся, Боже́ственное те́х ра́ди избавле́ние, в ме́сто селе́ния свята́го всели́тися да́руя.
Манове́нием вседе́тельным, и́же вся́ческая поле́зне соде́ловая, живы́ми име́я о́бласть, и ме́ртвыми госпо́дьствуя, я́ко всеси́лен, учини́, я́же преста́вил еси́ рабы́ Твоя́ на вода́х поко́йных.
Слава: И́же естество́м сы́й я́ко бла́г, И́же бога́тый в ми́лостех и в бла́гости, изба́ви от тьмы́ кроме́шния, призыва́ющыя Твое́ и́мя, ве́рою оправда́в и благода́тию, си́х просвети́, я́ко Человеколю́бец.
И ныне, Богородичен: О́бразы, Всенепоро́чная, Твоего́ рождества́ проро́цы пропове́даша, и́нако же друзи́и пресла́вно Тебе́ нарица́ния слага́юще: Живо́т бо во а́де су́щым родила́ еси́, держа́ву сме́рти разруша́ющий.
Окончание заупокойных канонов
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды) Слава, и ныне:
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
И абие поют тропари сия. Глас 4:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, / ду́ши раб Твои́х, Спа́се, упоко́й, / сохраня́я их во блаже́нной жи́зни, / я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, / иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, / упоко́й и ду́ши раб Твои́х, / я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
Слава: Ты еси́ Бог соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, / Сам и ду́ши раб Твои́х упоко́й.
И ныне: Еди́на чи́стая и непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, / моли́ спасти́ся душа́м их.
Молитва
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́
(усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́
(ея, их) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю, я) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́
(рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем
(поклон).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь .
Господи, помилуй (трижды).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой души раб Твоих,
имярек, в безконечныя веки, яко благ и человеколюбец, аминь,
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшим рабо́м Твои́м [имярек], и сотвори́ им ве́чную па́мять.
Ве́чная па́мять, (трижды).
Далее по традиции же поют:
Ду́ши их во благи́х водворя́тся и па́мять их в род и род.
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Или читаем трижды тропарь с поклонами:
Покой, Господи, души усопших раб Твоих, имярек (поклон), и елико в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастники учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон).
18 вещей, которые вы не знали о «Отступниках» к 10-летнему юбилею (фото)
Бостонский гангстерский фильм Мартина Скорсезе с Леонардо ДиКаприо, Мэттом Дэймоном, Джеком Николсоном и Марком Уолбергом в главных ролях вышел в кинотеатрах в 2006 году
Warner Bros.
Теперь, когда прошло 10 лет с тех пор, как он вышел в кинотеатрах, «Отступники» удобно вписываются в канон великих фильмов всех времен. Гангстерский фильм Мартина Скорсезе с Леонардо ДиКаприо, Мэттом Дэймоном, Джеком Николсоном, Марком Уолбергом и Верой Фармига в главных ролях наполнен малоизвестными фактами. Вот несколько из них.
Warner Bros.
1. ДиКаприо и Скорсезе потребовался всего один день, чтобы принять решение
«Мы прочитали сценарий за один день, а на следующий день позвонили друг другу и сказали: «Давай сделаем это», — вспоминал он. Леонардо ДиКаприо в интервью. Он сказал, что сценарий Уильяма Монахана «был так хорошо написан».
Warner Bros.
2. Николсон сначала не хотел играть свою роль
Трехкратный обладатель «Оскара» сначала отказался от роли босса бостонской банды Фрэнка Костелло. «Я всегда отказываюсь, когда это не так, и изначально там не было роли», — сказал Николсон журналу New York Magazine. «Я сказал: «Мне бы очень хотелось поработать с тобой, Марти, я всегда хотел поработать с тобой — и с Лео, — но я просто не могу что-то сделать, потому что мне нравится эта идея. что меня интересует ». Скорсезе вместе с ДиКаприо и Деймоном, которые уже были выбраны, согласились расширить роль.
Warner Bros.
3. Dead Guy Easter Eggs
Скорсезе ставил тонкий крестик в кадре всякий раз, когда кто-то был убит на экране, как дань уважения версии «Лица со шрамом» 1932 года, одного из его любимых фильмов. и впервые применил X-фактор.
Warner Bros.
4. Были изобретены сцены секса
Николсон предложил своему персонажу снимать сцены секса. «Эти монстры обычно не ведут сексуальную жизнь на экране, поэтому я хотел привнести это в роль», — сказал он в интервью 2006 года. «Я довольно хорошо подтолкнул эту сторону. Он сумасшедший, плохой псих, так что он злой и в сексуальном плане».
Гетти
5. Роберт Де Ниро изначально был выбран на роль
Актер, опора Скорсезе, восходящий к «Злым улицам» 1973 года, в конце концов решил отказаться от «Отступников» и поставить «Доброго Шепарда».
Warner Bros. . с тех пор они не работали вместе. Эй, еще есть время.0003
Getty
Warner Bros.
8. Бостонский гангстер Уайти Балджер послужил источником вдохновения
За годы до того, как Джонни Депп подписался на роль Балджера в биографическом фильме (и за пять лет до того, как его поймали в Калифорнии), Николсон использовал печально известного гангстера и информатора ФБР в качестве плана для безжалостного Костелло.
Warner Bros.
Warner Bros.
10. Николсон пошел не по сценарию — много
«Никогда не знаешь, чего от него ожидать, потому что он может выйти из-под контроля и просто сказать что угодно или сделать что угодно, — сказал ДиКаприо в интервью, вспоминая многочисленные импровизации Николсона во время съемок. «В характере это вселяет в вас этот постоянный страх».
Warner Bros.
11. Он в большом долгу перед другим фильмом
Гонконгский криминальный триллер Энди Лау «Адские дела» 2002 года, выпущенный за четыре года до «Отступников», имеет некоторые сверхъестественные сходства с премией «Оскар». фильм-победитель Скорсезе. Как и «Отступники», он сосредоточен на полицейском, который проникает в организованную преступность, а также на грязной копии, работающей на ту же банду.
««Адские дела» — очень хороший пример того, почему я люблю гонконгский кинотеатр, но «Отступники» — это не римейк этого фильма», — сказал Скорсезе. «Наш фильм был вдохновлен «Адскими делами». из-за характера рассказа. Однако мир, созданный Монаханом, сильно отличается от гонконгского фильма».0003
Лау сказал: «Конечно, я думаю, что версия, которую я сделал, лучше, но голливудская версия тоже довольно хороша.»
New Line
12. Было братство «Дневников баскетбола»
ДиКаприо сказал, что знакомство с Уолбергом со времени их совместной работы над «Дневниками баскетбола» 1995 года ( на фото ) облегчило «обдирание друг друга» в некоторых сценах. «Хотя он большой чувак», — сказал актер Уолбергу. «Без шуток. Как бы я ни старался изо всех сил для этого фильма, это солидный человек». 9
Warner Bros. «Во-первых, они хотели, чтобы я носил бейсболку Red Sox», — проворчал актер во время интервью New York Magazine. «Но я сказал, при прочих равных, , я не хочу . Мои янки, они, конечно, пришли раньше «Лейкерс». Николсон родом из Нью-Джерси.
Warner Bros.
15. Николсону не нравился Рэй Уинстон, очевидно
«Кажется, я и Джек не слишком ладили», — сказал Уинстон в 2014 году. руководил криминальным авторитетом Николсона Костелло. «Может быть, он переживал забавное время… Все остальные любят его до смерти — я просто хотел, чтобы он был отличным парнем… Мы просто не сошлись».
Warner Bros.
16. Это ознаменовало уход как актера, так и режиссера
«Я должен был сыграть кого-то, кто постоянно был в тревоге, у него были 24-часовые приступы паники, чего мне никогда не приходилось делать раньше», — сказал ДиКаприо, который утверждал, что фильм также знаменует отход Скорсезе, потому что в нем задействованы «интеллектуальные , контрразведка, полицейское управление, ФБР, ирландские мафиози в Бостоне, а не итальянцы в Нью-Йорке».
Читайте также: 25 лет «Тельме и Луизе»: 9 вещей, которые вы не знали о классическом кино (фото)
Warner Bros.
17. Бостонские корни Марка Уолберга помогли
«Мое взросление там повлияло на все, что я делаю», — сказал Уолберг. «Единственная разница заключалась в том, что я играл одного из полицейских [подобных тем], которые все время меня арестовывали. Обычно вы становитесь мошенником или полицейским в Бостоне — или строителем. Между ними не так много».
Warner Bros.
18. Уже много лет ходят слухи о сиквеле
Вскоре после выхода «Отступников» появились сообщения о том, что в разработке находится сиквел с Робертом Де Ниро в главной роли. В 2011 году сценарист Уильям Монахан возродил эту идею, когда описал свою концепцию следующего фильма в интервью Collider. До сих пор ничего не было одобрено, так как Скорсезе был занят такими известными фильмами, как «Гюго», «Волк с Уолл-Стрит», несколькими другими продюсерскими проектами и своим предстоящим фильмом «Молчание» о священниках-иезуитах 17-го века с Адамом в главной роли. Драйвер, Лиам Нисон и Эндрю Гарфилд.
Кодекс канонического права — Книга IV
КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА
КНИГА IV. НАЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКВИ
- ЧАСТЬ II: ДРУГИЕ АКТЫ БОЖЕСТВЕННОГО ПОКЛОНЕНИЯ
- РАЗДЕЛ I: САКРАМЕНТАЛИИ (Cann. 1166 — 1172)
- РАЗДЕЛ II. ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ (канн. 1173 — 1175)
- РАЗДЕЛ III. ЦЕРКОВНЫЕ ПОХОРОНЫ (канн. 1176 — 1185)
- ГЛАВА I. ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОРОНОВ
- ГЛАВА II. ТЕ, КОМУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗРЕШЕНЫ ИЛИ ОТКАЗАНЫ СВЯЗАННЫЕ ПОХОРОНЫ
- РАЗДЕЛ IV. ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫМ, СВЯТЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ И МОЩЬЯМ (канн. 1186 — 1190)
ЧАСТЬ II
ДРУГИЕ АКТЫ БОЖЕСТВЕННОГО ПОКЛОНЕНИЯ
РАЗДЕЛ I:
ТАИНСТВА (Cann. 1166 — 1172)
Can. 1166 — Сакраменталии — это священные знаки, посредством которых действия, особенно духовные, обозначаются в некотором подражании таинствам и достигаются через заступничество Церкви.
Кан. 1167 § 1. Только Апостольский Престол может устанавливать новые сакраменталии, достоверно интерпретировать уже полученные, отменять или изменять любые из них.
§2. При совершении или совершении таинств следует тщательно соблюдать обряды и формулы, утвержденные авторитетом Церкви.
Кан. 1168 — Министр сакраменталов — это клирик, наделенный необходимой властью. По норме богослужебных книг и по мнению местных рядовых мирян, обладающих соответствующими качествами, также могут совершать некоторые таинства.
Кан. 1169 § 1. Те, кто отмечен епископским характером, и пресвитеры, разрешенные законом или законным даром, могут законно совершать хиротонии и посвящения.
§2. Любой пресвитер может давать благословения, кроме тех, которые зарезервированы для римского понтифика или епископов.
§3. Диакон может давать только те благословения, которые прямо разрешены законом.
Кан. 1170 — Благословения, которые должны быть даны прежде всего католикам, могут также даваться оглашенным и даже некатоликам, если только нет противоположного запрета Церкви.
Кан. 1171 — Со священными предметами, предназначенными для божественного поклонения посредством посвящения или благословения, следует обращаться с благоговением и не использовать в нечестивых или ненадлежащих целях, даже если они принадлежат частным лицам.
Кан. 1172 § 1. Никто не может законно проводить экзорцизм над одержимым, если он не получил специального и ясно выраженного разрешения от местного ординара.
§2. Местный ординарец должен давать это разрешение только пресвитеру, обладающему благочестием, знанием, благоразумием и непорочностью жизни.
РАЗДЕЛ II.
ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ (кан. 1173 — 1175)
кан. 1173 г. Исполняя священническую функцию Христа, Церковь совершает литургию часов. В литургии часов Церковь, слыша Бога, говорящего со Своим народом и вспоминающего тайну спасения, непрестанно славит Его песнопениями и молитвами и ходатайствует о спасении всего мира.
Кан. 1174 § 1. Клирики обязаны совершать литургию часов по норме кан. 276, § 2, прим. 3; однако члены институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни связаны нормами своих конституций.
§2. Другие верующие христиане, в зависимости от обстоятельств, также настойчиво приглашаются к участию в литургии часов как церковном действии.
Кан. 1175 — При совершении литургии часов следует, насколько это возможно, соблюдать истинное время каждого часа.
РАЗДЕЛ III.
ЦЕРКОВНЫЕ ПОХОРОНЫ (Cann. 1176 — 1185)
Can. 1176 § 1. Умершим верным христианам должны быть даны церковные похороны в соответствии с нормой закона.
§2. Церковные отпевания, которыми Церковь ищет духовной опоры для усопших, чтит их тела и в то же время приносит утешение надежды живым, должны совершаться по норме литургических законов.
§3. Церковь настоятельно рекомендует соблюдать благочестивый обычай погребения тел усопших; тем не менее, Церковь не запрещает кремацию, если только она не была выбрана по причинам, противоречащим христианскому учению.
ГЛАВА I.
ПОХОРОНЫ
Can. 1177 § 1. Похороны любого умершего верующего обычно должны совершаться в его или ее приходской церкви.
§2. Любому верующему или лицу, уполномоченному позаботиться о похоронах умершего верующего, разрешается выбрать другую церковь для погребального обряда с согласия лица, управляющего ею, и после уведомления надлежащего пастыря церкви. умерший.
§3. Если смерть наступила вне прихода лица, и тело не было передано ни ему, ни другой церкви, законно выбранной для отпевания, отпевание совершается в церкви того прихода, где наступила смерть, если только партикулярным законом не определено иное. церковь.
Кан. 1178 — Похороны диоцезного епископа должны совершаться в его собственной соборной церкви, если только он не выбрал другую церковь.
Кан. 1179 — Похороны монахов или членов общества апостольской жизни обычно должны совершаться в их собственной церкви или молельне настоятелем, если институт или общество являются клерикальными; в противном случае капелланом.
Кан. 1180 § 1. Если приход имеет собственное кладбище, умершие верующие должны быть похоронены на нем, если только умерший или лица, уполномоченные позаботиться о погребении умершего, не выбрали другое кладбище на законных основаниях. § 2. Однако каждому разрешено выбирать кладбище для захоронения, если это не запрещено законом.
Кан. 1181 — Относительно приношений по случаю погребальных обрядов предписания кан. 1264, следует соблюдать, но с осторожностью, чтобы не было фаворитизма по отношению к лицам на похоронах и чтобы бедняки не были лишены достойных похорон.
Кан. 1182 — Когда погребение совершено, в книге смертей делается запись по норме партикулярного закона.
ГЛАВА II.
ТЕ, КОМУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗРЕШЕНЫ ИЛИ ОТКАЗАНЫ СВЯЗАННЫЕ ПОХОРОНЫ
Can. 1183 § 1. Когда дело касается похорон, оглашенных следует причислять к верным христианам.
§2. Местный ординар может разрешить церковные похороны детям, которых родители намеревались крестить, но которые умерли до крещения.
§3. По благоразумному суждению местного ординара церковные похороны могут быть предоставлены крещеным лицам, принадлежащим к некатолической церкви или церковной общине, если только их намерения явно не противоположны, и при условии, что их собственный служитель недоступен.
Кан. 1184 § 1. Если перед смертью они не дали каких-либо признаков покаяния, то должны быть лишены церковных отпеваний:
1/ отъявленные отступники, еретики и раскольники;
2/ те, кто выбрал кремацию своих тел по причинам, противоречащим христианской вере;
3/ другие явные грешники, которым не могут быть дарованы церковные похороны без публичного скандала верующих.
§2. Если возникают какие-либо сомнения, следует проконсультироваться с местным ординарцем и следовать его мнению.
Кан. 1185 — Во всякой похоронной мессе также должно быть отказано лицу, исключенному из церковных похорон.
РАЗДЕЛ IV.
ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫМ, СВЯТЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ И МОЩЬЯМ (Cann. 1186 — 1190)
Can. 1186 — Для содействия освящению народа Божия Церковь вверяет особому и сыновнему почитанию верных христиан Пресвятую Приснодеву Марию, Матерь Божию, Которую Христос поставил Матерью всех людей, и содействует истинному и подлинному почитание других святых, чей пример наставляет верных христиан и чье ходатайство поддерживает их.
Кан. 1187 — Дозволено чтить общественным почитанием только тех рабов Божиих, которых власть Церкви записала в список святых или блаженных.
Кан. 1188 — Практика вывешивания священных изображений в церквях для почитания верующих должна оставаться в силе. Тем не менее их следует выставлять в умеренном количестве и в надлежащем порядке, чтобы христиане не сбивались с толку и не давали повода для неподобающего поклонения.
Кан. 1189 — Если они нуждаются в ремонте, драгоценные изображения, то есть те, которые отличаются возрастом, искусством или почитанием, которые выставлены в церквях или молельнях для почитания верных, никогда не должны восстанавливаться без письменного разрешения обычного ; он должен проконсультироваться с экспертами, прежде чем даст разрешение.