Облачение на воздвижение креста: Какие цвета облачения связаны с основными праздниками и периодами в литургическом году?

Разное

ЦВЕТ ОБЛАЧЕНИЯ — Древо

Цвет облачения

Богослужебные облачения духовенства и всего храма, прежде всего алтаря (престол, жертвенник, катапетасма, покровцы, закладки для Апостола и Евангелия, покрывала для аналоев и пр.) используются разных цветов.

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству́ храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

  1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений — золотой (желтый), всех оттенков.
  2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений — голубой и белый.
  3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений — фиолетовый или темно-красный.
  4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений — красный. В Великий четверг — темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле — белая пелена.
  5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений — зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  6. В период постов цвет облачений — темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни — темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» — в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Будучи соединением красного и желтого, он в тканях как бы скользит: с оттенком в сторону желтого воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного — как красный. Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит, и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, — шести дням творения мира и седьмому — дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.

Сын Божий есть «сияние славы Отчей», «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) — цвет царского и архиерейского достоинства.

Ипостаси Духа Святого соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного — невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.

Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.

Праздник праздников — Пасха начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.

Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет — седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет также употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике — это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики, таблица цветов богослужебных облачений выглядит следующим образом.

  • Средние Господские праздники, седмичные дни вне Великого поста, субботние и воскресные дни — золотистый (желтый)
  • Богородичные праздники (до отдания включительно, кроме воскресных дней) — голубой
    • Собор Пресвятой Богородицы — белый или голубой
  • Крестовоздвижение (до отдания включительно) и другие празднования в честь Креста Господня — бордовый или фиолетовый
  • Св. ап. и ев. Иоанна Богослова — белый
  • Навечерие Рождества Христова — белый
  • Рождество Христово (до отдания включительно) — золотистый или белый
  • Обрезание Господне, Навечерие Богоявления, Богоявление (до отдания включительно) — белый
  • Сретение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) — голубой или белый
  • Подготовительные Недели к Великому посту — золотистый (желтый) (в некоторых храмах фиолетовый)
  • Прощеное воскресенье, начиная от «Сподоби, Господи…» — черный (в некоторых храмах фиолетовый)
  • Великий пост:
    • престол, жертвенник и катапетасма всегда — черный (в некоторых храмах фиолетовый)
    • седмичные дни — черный (в некоторых храмах темно-фиолетовый)
    • Литургия Преждеосвященных Даров — фиолетовый, багряный или черный
    • полиелейные праздники в седмичные дни — фиолетовый
    • субботы, недели — желтый (золотистый) (в некоторых храмах фиолетовый)[1]
    • Неделя Торжества Православия (Литургия) — золотой
    • Неделя Крестопоклонная — фиолетовый или бордовый
    • Суббота Акафиста — голубой или (реже) фиолетовый
    • Лазарева суббота — белый
    • Вход Господень в Иерусалим — зеленый или (реже) белый
  • Страстная седмица — черный или темно-фиолетовый
    • Великий Четверг — фиолетовый
    • Великая Суббота (начиная от чтения Евангелия на Литургии и заканчивая полунощницей непосредственно перед Пасхальной заутреней) — белый.
  • Пасха (до отдания включительно, кроме воскресных дней) — красный По традиции, во время пасхальной заутрени священнослужители, если есть такая возможность, несколько раз переоблачаются в ризы разных цветов
  • Радоница, Троицкая родительская суббота — белый
  • Вознесение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) — белый
  • Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно, кроме воскресных дней) — зеленый
  • Понедельник Святого Духа — зеленый или белый
  • Рождество Иоанна Предтечи — белый
  • Свв. первоверховных апп. Петра и Павла — золотистый (желтый) или (реже) белый
  • Преображение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) — белый
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — красный или бордовый

Славословные, полиелейные и бденные праздники (кроме воскресных дней и, во некоторых храмах, попразднств):

  • Памяти Бесплотных сил, дев и девственников — белый или красный
  • Памяти пророков — золотистый (желтый) или белый
  • Памяти святителей — золотистый (желтый)
  • Памяти мучеников — красный
  • Памяти преподобных и Христа ради юродивых — зеленый
  • Памяти благоверных царей и князей (кроме мучеников и страстотерпцев, а также принявших иноческий постриг) — золотистый (желтый), зеленый или красный
  • Памяти благоверных царей и князей-мучеников и страстотерпцев — красный
  • Памяти благоверных царей и князей, принявших иноческий постриг — зеленый
  • Заупокойные богослужения вне Великого поста — белый
  • Таинство Крещения — белый
  • Таинство Венчания — белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

В Русской Церкви была также традиция совершения богослужений в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на Литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения — белые.

  • Цвета богослужебных облачении. Символика цветов // Настольная книга священнослужителя. Т. 4. — М.: Издание Московской Патриархии, 1983. — Стр. 148-149
    • http://www.liturgy.ru/article_odeyanie5
  • Богослужебные указания на 2010 год для священнослужителей. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. — Стр.853-855.
  • Последование диаконского служения. Часть 1 / Авт.-сост. протод. Максим Синюк. — М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2011. — Стр. 446-447.


[1]  Обычно, если в седмичные дни служат в черном, то в субботы и воскресенья — в фиолетовом; если в седмичные дни — в фиолетовом, то в субботы и воскресенья — в желтом.

Цвета богослужебных облачений в РПЦ: warsh — LiveJournal

?

Сергей Варшавчик (warsh) wrote,

Category:

  • Религия
  • Cancel

(с) warsh

Золотой (жёлтый) всех оттенков (царский цвет). Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом). Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.

Белый (божественный цвет). Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.

(с) warsh

Зелёный (цвет животворения и вечной жизни). Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник «Вход Господень в Иерусалим», День Святой Троицы.

(с) warsh

Чёрный. Цвет поста и покаяния. Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.

(с) warsh

Красный, тёмно-красный, бордовый, багряный. Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг. При Пасхе — радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников — цвет крови мучеников.

(с) warsh

Голубой (цвет чистоты и непорочности). Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон. Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

(с) warsh

Фиолетовый. Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.

(с) warsh

Tags: одежда наш компас земной, религия и мы, служители культа, храм, церковь

Subscribe

  • Есть любят все

    (с) Сергей Варшавчик В том числе и в монастырях. (с) Сергей Варшавчик +17°…+18°, , временами .

  • Беседа иногда становится исповедью

    (с) Сергей Варшавчик Таков наш менталитет.

  • Ничто мирское ей не чуждо

    (с) Сергей Варшавчик Монахини тоже женщины.

  • Монастырь, где Достоевский справлялся с горем

    (с) Сергей Варшавчик Введенская Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в четырех…

  • Церковный суд постановил лишить протодиакона Кураева сана

    (с) Сергей Варшавчик Обвинив его в том, что он дурно отзывался в ЖЖ об умершем 21 апреля 2020 года от последствий COVID-19 протоиерее Александре…

  • Не верю таким людям

    (с) Сергей Варшавчик Как правило, это фанатики, выставляющие напоказ свою аскезу.

  • Умер Всеволод Чаплин

    (с) Сергей Варшавчик Умер настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, протоиерей Всеволод Чаплин. О его кончине…

  • Войну выиграли атеисты

    (с) Сергей Варшавчик Хотя с другой стороны, есть выражение, что «в окопах атеистов не бывает». (с) Сергей Варшавчик Бывало по разному.…

  • Каждой харе — раму

    (с) warsh Интересно, что у кришнаитов женщины — отдельно, мужчины — отдельно. А так, безобидная религия. Во всяком случае, на первый взгляд.…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • Есть любят все

    (с) Сергей Варшавчик В том числе и в монастырях. (с) Сергей Варшавчик +17°…+18°, , временами .

  • Беседа иногда становится исповедью

    (с) Сергей Варшавчик Таков наш менталитет.

  • Ничто мирское ей не чуждо

    (с) Сергей Варшавчик Монахини тоже женщины.

  • Монастырь, где Достоевский справлялся с горем

    (с) Сергей Варшавчик Введенская Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в четырех…

  • Церковный суд постановил лишить протодиакона Кураева сана

    (с) Сергей Варшавчик Обвинив его в том, что он дурно отзывался в ЖЖ об умершем 21 апреля 2020 года от последствий COVID-19 протоиерее Александре…

  • Не верю таким людям

    (с) Сергей Варшавчик Как правило, это фанатики, выставляющие напоказ свою аскезу.

  • Умер Всеволод Чаплин

    (с) Сергей Варшавчик Умер настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, протоиерей Всеволод Чаплин. О его кончине…

  • Войну выиграли атеисты

    (с) Сергей Варшавчик Хотя с другой стороны, есть выражение, что «в окопах атеистов не бывает». (с) Сергей Варшавчик Бывало по разному.…

  • Каждой харе — раму

    (с) warsh Интересно, что у кришнаитов женщины — отдельно, мужчины — отдельно. А так, безобидная религия. Во всяком случае, на первый взгляд.…

Торжество Воздвижения Креста Господня, место спасения человечества

Красные облачения, которые носили монахи-францисканцы в Базилике Гроба Господня в Иерусалиме, напоминали верующим о крови страстей Христа, умершего на крест, чтобы искупить мир. Во вторник  года 14 сентября в часовне на Голгофе было совершено торжество Воздвижения Креста Господня  года со Святой Мессой под председательством Викария Кустодии Святой Земли о. Добромир Ясталь.

Этот праздник на Востоке связан с освящением Базилики Гроба Господня в Иерусалиме. Обнаружение некоторых фрагментов креста Христова в IV веке, эдикт Константина и последующее в 9000 году решение построить на этом месте базилику положили начало общественному богослужению христиан в мире и на Святой Земле. . Как и литургия поклонения кресту Страстной пятницы, Крестовоздвижение является важнейшим торжеством, посвященным кресту Иисуса г. , который до сих пор отмечается во всем мире, в то время как в Иерусалиме также сохранилась традиция празднования изобретения (открытия) Святого Креста Святой Еленой (7 мая).

«Именно здесь, перед Крестом Иисуса, устанавливается связь между небом и землей, между спасающим Богом и человеком, нуждающимся в спасении», Фр. Добромир Ясталь сказал в проповеди . «Здесь, на Голгофе, и в любом другом месте мира, где мы смотрим на Крест, мы воспринимаем только и более всего красноречивое молчание Распятого. А именно его молчание, которое всегда давало утешение страждущим, надежду для тех, кто видел, как мир рушится вокруг них, слово любви для тех, кто чувствовал себя покинутым всеми, указание для сомневающихся, силу для тех, кто был искушен Искра доверия для неуверенных, попутчик в момент смерти».

Викарий Кустодии Святой Земли говорил о необходимости не оставаться равнодушным перед этим молчанием Иисуса, а попытаться поставить всех нас под сомнение, возродиться в христианской вере и жизни. Однако для этого необходимо признать Иисуса, правящего с креста, как нашего Царя. Признать Распятого своим Царем — значит стать Его учеником, изменить жизнь и претворить в жизнь слова Учителя», — сказал о. Ясталь. «Идти с Ним и полностью довериться Его руководству. Принятие новой ориентации существования и обновленного внешнего поведения, которое полностью меняет наши отношения с ближним и с миром».

В латинской часовне распятия на Голгофе мозаики до сих пор изображают жертву Христа : фигура Иисуса, пригвожденного к кресту, напоминает фигуру Исаака, привязанного к горе Мориа, как показано на мозаике справа. Послушание Авраама, готового принести в жертву собственного сына, прообразует послушание Иисуса, принявшего крест ради спасения мира.

По завершении празднования реликвия Святого Креста была перенесена крестным ходом с Голгофы в часовню Марии Магдалины. Францисканские монахи спели Vexilla Regis, древний гимн кресту, чтобы сопровождать этот торжественный момент и воздать должное реликвии, источнику спасения для тех, кто верит в Него.

 

Беатрис Гуаррера

Воздвижение Креста Господня – ВЕМКАР

Чтение Евангелия

Иоанна 3:13-21

Никто не вознесся на небо, кроме сшедшего с небес Сына Человеческого. 14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо Бог послал Сына в мир не для осуждения мира, но для того, чтобы мир был спасен через Него. 18 Верующий в Него не судится; неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19И вот суд, что свет пришел в мир, и люди возлюбили тьму больше, чем свет, потому что дела их были злы. 20 Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его. 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы видно было, что дела его в Боге соделаны. (Исправленная стандартная версия)

Другие воскресные чтения

Исаия 49:13-23

Одна из великих тем Ветхого Завета заключается в том, что Бог не забудет и не оставит Свой народ, но вместо этого будет защищать, защищать, и собери его собрание. Эти стихи демонстрируют верность Бога, хотя мы все еще неверны Ему, что является еще одной важной темой Ветхого Завета.

Земной Сион, т.е. Иерусалим, будет восстановлен, перестроен и вновь заселен после гонений и разрушения (ст. 16-17). Дети Сиона, находясь в изгнании, верят, что Бог забыл о них, но забота Бога о Своих детях намного превосходит даже заботу матери о своем ребенке (ст. 14-15). Но Бог не просто утешает, защищает и собирает Свой народ в защитных стенах. Его воспоминание о нас включает в себя победу над нашими врагами, обильные трофеи и облечение в красоту Божью (ст. 22-23, 18).

Все это исполнилось в верном израильтянине, Иисусе Христе и Его Церкви. В крещении мы облачаемся во Христа как в одеяние, обручаемся с Ним через Церковь, прекрасную Невесту Христа, небесный Сион, в котором Его дети обитают под покровительственным Крестом, знамением, поднятым миру (ст. 22).

Вопросы

  • Если быть честными, мы все были в том месте изгнания, в котором мы верим, что Бог забыл нас, будь то индивидуально, как группа людей, или даже как Церковь. Какая истина в этих стихах вдохновляет вас больше всего, что вы можете превратить в свою собственную молитву, которая может стать напоминанием о Божьей верности в те времена? (ст. 14)
  • Образ матери применяется к Деве Марии как матери Церкви, а также к Церкви как матери, воспитывающей своих детей. Иисус даже применяет его к себе в Матфея 23:37. Хотя мы обычно называем Бога «Отцом», какой уникальный вывод мы можем сделать, рассматривая Бога как фигуру матери? Как вы испытали материнскую любовь и заботу Бога? Подумайте, насколько твердо вы верите, что Бог заботится о вас. Как это убеждение влияет на ваши телесные и материальные заботы, заботы, привычки, перспективы, на то, как вы ведете свою жизнь? (ст. 15)
  • Что значит быть высеченным на ладони Бога? (т. 16)

Галатам 6:14-18

Святой Павел завершает свое письмо к Галатам, рассказывая о том, что важно. Обращаясь к тем, кто вынуждает других христиан вернуться к Закону, важное значение имеет не обрезание, а этническая семья Авраама (ст. 15). Напротив, клеймо нового творения во Христе отождествляет себя с распятием Христа (ст. 15, 17). Этот знак верности Ему одному начинается с крещения, выполнения обрезания (3:27, Римлянам 6:3, Колоссянам 2:11-12). Итак, в конечном счете, что имеет значение, чем мы хвалимся, так это Крест – то, что отмечает нас как Церковь, продолжение семьи Авраама, избранного народа Божия, Израиля (ст. 14, 16).

Таким образом, новое творение — это то, что он называет «этим правилом», крестным путем (ст. 16, см. также 2 Коринфянам 5:17).

Вопросы

  • Что значит хвалиться Крестом? Прочитайте 2 Коринфянам 4:10, Колоссянам 1:24, Марка 8:34. Почему важно разделить страдания Христа? Разве Иисус не страдал, чтобы нам не пришлось страдать? Почему страдание есть путь спасения, т. е. Крест? Как это проливает свет на то, почему мы празднуем праздник Воздвижения Креста Господня? (ст. 14)
  • По словам св. Павла, сам мир был распят, и те из нас, кто сотворен во Христе, отсечены от мира, а мир от нас. Если Крест — это то, что отличает Церковь от мира, то почему Церковь во многом похожа на мир? Почему мы, как личности, так хорошо вписываемся в мир? Как выявить и устранить несоответствие? (ст. 14) Диалог со святителем Иоанном Златоустом:

Под «миром» он подразумевает не небо и не землю, а жизненные дела, человеческую похвалу, высокое положение, репутацию, богатство и все, что имеет вид великолепия. Все подобные вещи мертвы для меня. Так должно быть у всех христиан. Он не удовлетворяется только прежним обычным способом умирания, но вводит и другой вид смерти: умирание для самого мира.

  • Прочтите о страданиях св. Павла, опыт которых он черпает в стихе 17: 2 Коринфянам 11:22-31, Деяния 14:19, Деяния 16:22. Как ваша жизнь отмечена Крестом? То есть, как вы как личность или как Церковь переносите страдания и раны Иисуса – гонения, страдания во имя Его? (т. 17)

+++

Евангелие

(щелкните здесь и здесь, чтобы увидеть другие темы, написанные для этого же чтения Евангелия)

Исходная информация

Крестовоздвижение начинается в воскресенье, предшествующее празднику Воздвижения Креста Господня, неделей поста и заканчивается в первое воскресенье Хиснаг . В течение этого сезона Армянская церковь отмечает праздник Воздвижения Креста Господня в воскресенье, ближайшее к 14 сентября. Гробница, или иногда называемая по-армянски Соорп Арутян (Святое Воскресение). Это церковь, построенная на том месте, где был распят Иисус. Каждый год собирался народ, и епископ выносил реликвию с Креста, на котором был распят Иисус, и возносил ее над своей головой, чтобы люди чтили и поклонялись. Этот обряд является источником праздника Воздвижения Креста Господня.

Народ благословлялся не символом казни, а символом победы, милосердия, исцеления, прощения и спасения – символом власти Бога над грехом и смертью, над всем, что мешает нашему общению с Ним.

Крест в Армянской церкви

Крест является центральным символом для христиан не только как орудие спасения мира распятым Христом, но и как постоянный свидетель жертвенной любви, суть христианской жизни.

Крест, символ церкви

Именно Ован Одзнеци (Иоанн Одзунский), армянский католикос восьмого века, провозгласил Крест символом Армянской церкви. Это может показаться очевидным, но он подчеркивал его важность в противовес местному низовому движению, которое, что интересно, выступил против Креста и всего остального, относящегося к ритуалу, организации и видимой Церкви.

Этот эпизод нашей истории свидетельствует о том, что армяне-христиане всегда обладали убеждением и пониманием человеческих страданий и Креста Иисуса Христа. В результате мы обильно украшаем свои тела, дома и церковные здания крестами. Они украшают церковные облачения. Он венчает купол церкви. План этажа традиционных армянских церковных зданий в конечном итоге имеет форму креста. Мы запечатлеваем себя Крестом многократно: при призывании Пресвятой Троицы, до и после молитвы, при входе в храм, при прохождении перед алтарем, при благословении священника во время богослужения. В некоторые праздничные дни, например, в праздник Воздвижения Креста Господня, мы празднуем Служба Антасдан , благословляя четыре стороны света (север, юг, восток, запад), мы благословляем весь мир в форме креста.

Стиль креста

Стили армянского креста различаются, но в основном они содержат мотивы жизни, такие как распустившиеся лучи, лучи света или пшеница и виноград, растущие из его основания. Уникальными для армянской традиции являются хачкаров , армянские кресты, высеченные в камне, с декоративными цветочными узорами и замысловатыми переплетенными линиями, передающими темы вечности и воскресения, оживляющие мертвый камень живой, подобно тому, как смерть Иисуса Христа искупает все страдания своей милостью. и живительное присутствие. Иисус превратил Крест, когда-то символ пыток и казни, в символ веры, спасения и победы над смертью. Армянский хачкаров уникальным образом воспевают и выражают эту реальность. Через Крест произошло и происходит совершенно невозможное и немыслимое: жизнь из смерти.

Весть о Кресте

Таким образом, Крест твердо стоит посреди наших испытаний — индивидуальных и глобальных — убеждая нас в том, что грех/смерть/зло/хаос не является окончательным победителем! Крест также говорит нам, что нас любят даже в худшем случае. Но это не значит, что у нас есть право жить так, как мы хотим. Крест требует от нас. Это требует, чтобы мы следовали за Иисусом и принимали все, что совершил Крест. Это значит любить жертвенно, болезненно и самоотверженно, но по-христиански и спасительно.

Словами Иисуса:

Если кто-то хочет пойти за мной, пусть отвергнет себя, возьмет свой крест и пойдет за мной. Ибо тот, кто спасет свою жизнь, потеряет ее; и всякий, кто потеряет свою жизнь ради Меня и Евангелия, спасет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Марка 8:34-36)

Змей и Крест

В евангельском чтении на это воскресенье Иисус вспоминает эпизод из Ветхого Завета, когда он беседует с Никодимом, фарисеем, пришедшим навестить его. ночью спрашивая, кто такой Иисус и чем он занимается. Упомянув о крещении (3:5), Иисус затем указывает на основание крещения, Крест, ссылаясь на Никодима,

Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него имел жизнь вечную. (3:14-15)

Крест – лекарство

Что имел в виду Иисус? После исхода из Египта, когда израильтяне скитались по пустыне, они начали говорить против Бога, который навел на них огненных змей, кусающих и убивающих многих людей. В результате Моисей создал бронзового змея и поднял его на шест, чтобы любой, кого ужалит змей, мог посмотреть на бронзового змея на шесте и остаться в живых (см. Числа 21:4-9).).

Иисус, по сути, говорил Никодиму: «Крестись и взгляни на Крест, потому что, если ты хочешь знать, кто я и зачем пришел, вспомни эту историю». Св. Кирилл Александрийский, комментируя бронзового змея, пишет:

Змей означает горький и смертный грех, пожиравший весь род на земле… кусающий Душу человека и вливающий в нее яд злобы.

Другими словами, мы унаследовали мир, в котором господствует болезнь греха, результатом которой является смерть, и от которой мы нуждаемся в исцелении, спасении и жизни. Св. Кирилла продолжается,

И мы не могли бы избежать его завоевания, если бы не облегчение, которое приходит только с небес.

Крест расширяет вселенную

Сыном вознесенным, т.е. распятым на кресте, Иисус провозгласил Божью любовь не только к Израилю, но и к миру, ко всей вселенной. В Евангелии от Иоанна 3:16 мы получаем представление о том, насколько космическим на самом деле является Евангелие. Буквально армянская Библия гласит: «Զի այնպէս սիրեաց Աստուած զաշխարհ» («Ибо так возлюбил Бог мир»), в котором слово «мир» -աշխարհ- имеет значение неба и земли (երկեն), вселенной (ւրկեն). տիեզերք), или по-гречески космос (κόσμος). Подчеркивая всеобщее значение Креста, в своем панегирике Святому Кресту св. Григорий Нареканский пишет:

На сосуде этого креста искупительной субстанции, которая находится в середине лона всей вселенной.

Иисус пришел, чтобы исправить мир. Крест, стоящий в центре, соединяет небо и землю как знак исцеления, спасения и вечной жизни. В субботу после праздника Крестовоздвижения поем от Вогормя шараган :

Сегодня на земле явился торжествующий знак и заставил заискриться вселенную. Ты дал свой крест, Господи, как оружие торжества, чтобы спасти нас от обмана врага. Древо жизни, воздвигнутое посреди вселенной, надежда и прибежище рода человеческого. Пусть это убережет нас от всех опасностей, чтобы спасти нас от обмана врага. (перевод еп. Даниэля Финдикяна)

(Армянская икона слева изображает распятого Иисуса, подвешенного над небесным небом, что предполагает космические последствия и последствия Креста.)

Крест как мост между небом и землей, соединяющий их воедино в лице Иисуса Христа, даже упоминается в нашем Бадараке. Когда народ поет Soorp Soorp , священник молится,

[Иисус] прошел через все страсти нашей человеческой жизни без греха и добровольно пришел на мироспасающий крест, который стал поводом для нашего искупления.

Крест в центре всего

Крест стоит в центре мира, в центре Церкви, а потому должен стоять в центре нашей жизни как источник жизни и исцеления от того, что нас беспокоит: пристрастие, тревога, эгоизм, гордость, жадность, насилие — все то, что порождает развращение, разногласия и разделения друг с другом и с Богом.

Крест — это Божья любовь, врывающаяся в наш нынешний, болезненный мир. Когда мы отворачиваем свой взор от Креста, мы поддаемся огненным змеям и смерти, которую они приносят. Но как христиане мы провозглашаем надежду. Мы взираем на Крест, чтобы восстановить общение друг с другом и с Богом. Стих из Орноутюн шараган в ту же субботу после Крестовоздвижения гласит:

Знак, поднятый на шесте, стал фигурой четырехконечного святого креста. Моисей вылепил бронзового змея для израильского стана, чтобы избавить тех, кто был ранен ядом кусачих рептилий. Умоляем Тебя, Господи, защити нас под сенью святого креста Твоего. (пер. еп. Даниел Финдикян)

Крест в нашей повседневной жизни

Как мы ежедневно обращаемся к Кресту за защитой и спасением? Как всемирная Церковь, приход, семья и как крещеные христиане Крест Иисуса Христа, все, что с ним связано, определяет, кто мы, что мы делаем, что мы говорим и как мы живем? Что в нашей жизни отвлекает нас от Креста? Исповедуем ли мы их только ритуально или действительно от всего сердца?

Медный змей, которого создал Моисей, был ответом на покаяние народа. Народ пришел к Моисею и сказал: «Мы согрешили, потому что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змей». Сегодня наша молитва такая же. В этот праздник Воздвижения Креста возблагодарим Иисуса за то, что Он ответил на нашу молитву вознесением, поднял , чтобы весь мир увидел и исцелился.

Под защитой Креста

В конце Бадарака священник молится: «Сохрани нас, Христе Боже, с миром под сенью святого и честного Креста Твоего». Мы поем слова из наших гимнов: «Умоляем Тебя, Господи, защити нас под сенью святого Креста Твоего».

Что значит быть под защитой Креста?

Не талисман

Напомним, что медный змей, поднятый Моисеем в пустыне, был позже разбит царем Езекией в результате того, что стал объектом поклонения народа (4 Царств 18:4). Конечно, ношение креста успокаивает наши страхи, меняет образ жизни после встречи с ним, но крест не талисман и не талисман. В качестве дружеского напоминания: ничто из того, что мы делаем и празднуем в Церкви, не является магией или святым суеверием.

Однако, почитая реликвию Креста или любую другую реликвию в этом отношении, имеет ли силу воздействовать на веру, напоминать нам, что мы любимы, несмотря на наши недостатки и грехи, но опять же, мы не поклоняемся кусок дерева. Крест имеет силу в том, что приближает нас к тайне Иисуса, его власти над смертью. Крест фокусирует наши сердца и мысли на Иисусе Христе, и он имеет истинную силу в нашей жизни.

Вечная жизнь тогда… и сейчас!

Что еще значит быть защищенным Крестом? Иисус обещает вечную жизнь тем, кто верит в него. Другими словами, Иисус умер на Кресте, чтобы мы могли жить вечно. Означает ли это только , что мы будем жить вечно с Богом после смерти? Это означает, что и многое другое! Когда Иисус молился Отцу, он сказал:

Отец, час настал. Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, ибо Ты дал Ему власть над всякою плотью, да даст Он жизнь вечную всем, кого Ты дал Ему. И сия есть жизнь вечная, чтобы познали Тебя, единственного истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Иоанна 17:1-3)

Мы защищены, освобождены, спасены через Крест, потому что именно через Крест мы познаем Бога, просвещаемся и через него отождествляемся со страданиями и мученичеством Христа. Опять же, Крест не оберег и не оберег, а жизнь и познание Бога. Крест соединяет нас с нашим Творцом, нашим Спасителем. Опять же, вечная жизнь — это не только жизнь после смерти, но и спасение, избавление и защита в это жизнь. Иисус, наш Добрый Пастырь, скажи нам,

Мои овцы слышат мой голос, и я знаю их, и они следуют за мной; и Я даю им вечную жизнь, и они никогда не погибнут, и никто не похитит их из моей руки. (Иоанна 10:27-28)

Вечная жизнь хранит и защищает нас. Св. Кирилл Александрийский комментирует этот стих словами:

[Его последователи] получают освобождение от смерти и тления и от мук, которые судья налагает на преступников… Под «жизнью» также можно понимать указание на мистическое благословение. [о Евхаристии], посредством которой Христос вселяет в нас Свою собственную жизнь.

Он продолжает:

Верующие также имеют помощь Христа, и дьявол не может их похитить. Имеющие бесконечное наслаждение благами остаются в руке Христовой, и никто после этого не отнимет их от данного им блаженства. [Это] невозможно, чтобы те, кто находится в руке Христа, были вырваны для наказания из-за великой силы, которой обладает Христос.

Итак, через Крест мы участвуем в единой жертве Иисуса Христа, и Он разделяет с нами всю Свою жизнь, Свою вечная жизнь , для «жизни, надежды, воскресения, очищения и прощения грехов». (с. 44)  После того, как мы причастились, хор ведет нас в пении о бесконечном наслаждении теми благами, о которых упомянул св. Кирилл,

Луцак ее пароотянц коц Дер; жашагелов узмармин ко ев зариун.

Твоими благами насытились, Господи, вкушением Твоего Тела и Крови.

Едины к Кресту

Должны ли мы носить крест? Абсолютно. Это то, что делают христиане. Именно так мы отмечаем себя и становимся свидетелями Евангелия. Должны ли мы целовать и поклоняться Кресту? Без вопросов. Эти действия близки сердцу православного выражения веры, и когда они видны, они вдохновляют других делать то же самое. Мы верим, что предметы могут быть благословлены, мы верим, что освященные предметы святы, поскольку они содержат славу Божью. Должны ли мы тогда поклоняться Кресту? Да, но не как кусок дерева, а как знак (ншан/նշան), указывающий нам на человек соединились с Крестом и с которым соединились мы.

А также, раскинувшись на древе смерти
, ты распространил на него и нас,
, и благодаря этой великой тайне
соединил нас с древом жизни. (Нарек 93B)

Крест указывает на Иисуса

Во всем, что мы делаем как христиане, целью всегда является личность Иисуса Христа, на Которого указывают все наши ритуалы, традиции и практики и в Котором они исполняются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts