Типы иконографии богородицы: Особенности иконографического типа Богородицы «Просительница» на примере иконы из собрания КОИХМ
Содержание
Особенности иконографического типа Богородицы «Просительница» на примере иконы из собрания КОИХМ
В статье рассматриваются особенности иконографического типа Богородицы «Просительница», как частного извода «Агиосоритисса». Ключевым элементом в данной иконографии предстает раскрытый свиток в руках Богоматери. Прослеживается взаимосвязь текста в свитке со смысловым содержанием иконописного образа. В заключении, автор впервые представляет икону XIX века из собрания КОИХМ, в которой образ Богородицы «Просительница» приобретает новое звучание.
Во все времена Христианской культуры образ Пресвятой Девы Марии был окружен особым почитанием и любовью. Словно в подтверждение этому, современные исследования насчитывают более 700 чтимых канонических типов богородичных изображений. Появлению столь поразительной цифры во многом способствовало утверждение на III Вселенском соборе, который состоялся в 431 году, титула и признания Марии Богородицей.
Кроме того, широкое распространение почитания Богородицы исследователи связывают с тем, что образ Божией Матери, как «вечной Заступницы, способной смягчить гнев Божий» был близок и понятен народному восприятию, в то же время простота каноничных образов, скрывающая в себе безграничное поле смыслов и подтекстов, привлекала богословскую традицию [4], а изображение Пресвятой Девы позволяло художникам, оставаясь в рамках канона, передать всю глубину чувств Материнской любви и сострадания к Своему Сыну, идею Покровительства и Заступничества Небесных сил за молящихся [2]. Отныне образ Божией Матери получил не только самостоятельное почитание, но и послужил источником вдохновения поэтов и богословов. Великое множество удивительных по своей красоте и символическому содержанию эпитетов и прославлений Богородицы оставили гимнографические и акафистные произведения. В настоящее время все многообразие иконографических типов условно принято делить на четыре основные группы: «Одигитрия» («Путеводительница»), «Оранта» («Знамение»), «Елеуса» («Умиление») и «Акафистный» тип, который выступает как собрание иллюстраций к эпитетам и величаниям Богородицы.
Каждый каноничный образ Богородицы христоцентричен по своему духовному и символическому содержанию. Традиционное изображение Богоматери с Младенцем венчает собой идею Боговоплощения, Спасения и Искупления человеческого рода, соединения тварного и нетварного естества в Богочеловеке. Вместе с тем в церковном искусстве встречаются образы Богоматери без Младенца. Один из них – «Агиосоритисса» («Заступница»), представляет собой изображение Богородицы в полный рост, обращенной чаще всего вправо с молитвенным жестом рук, простертых к Небу. Подобный иконографический тип получил свое название по наименованию почитаемой чудотворной иконы из капеллы Агиа Сорос Халкопратийской церкви в Константинополе. К сожалению, иных сведений об иконе не сохранилось. Некоторое представление о святейшем образе Богоматери с Халкопратийской иконы мы можем получить благодаря списку Агиосоритиссы Халкопратийской в регистре знаменитых чудотворных икон Константинополя на сохранившейся иконе рубежа XI-XII веков из монастыря Св. Екатерины на Синае, изображение которого представлено в книге О. Е. Этингоф «Образ Богоматери» [3].
Со временем образ Богородицы «Заступница» утвердился в составе деисусной композиции, где через символический диалог, который безмолвно ведут между собой Пресвятая Дева и Иисус Христос, особенно отчетливо стала звучать идея покровительства и моления о Спасении и Искуплении грехов всего рода человеческого.
Принято считать, что икона Агиосоритисса Халкопратийская является протографом другого иконографического типа Богородицы – «Параклесис», или «Просительница». Особенностью извода «Параклесис» является вложенный в руку Богородицы раскрытый свиток с ходатайственной молитвой ко Христу. Подобное изображение Богородицы размещалось на предалтарных опорах и неизменно сопровождалось изображением образа Иисуса Христа «Милосердного». Такого рода парная композиция была призвана раскрыть символику духовной близости и диалога между Божией Матерью и Сыном. Одним из значимых элементов в данной композиции становится текст в развернутом свитке, призванный «расшифровать» таинство диалога всем молящимся. В исследовании, проведенном М.Н. Бутырским [1, 212], удалось восстановить формулу текста, известную уже к XII веку и употребляемую в различных памятниках церковного искусства: «Прими прошение Матери Твоей, о Божественное и Сострадающее Слово. — Что же Ты просишь, Мать? — Спасения для смертных. — [Они] разгневали Меня. — Будь милостив, Сын Мой. — Но они не покаялись. — Верным милость [даруй]» (текст фрески из церкви Св. Никиты в Чучере, близ Скопье, 1316-18 гг. , мастера Михаил и Евтихий). Другим вариантом диалога в качестве ответа на молитву-прошение Богородицы, мог служить текст в раскрытом Евангелии, которое держит в левой руке Иисус Христос, а правой благословляет.
В русской иконописной традиции иконографический тип Богоматери «Заступница» получил свое осмысление в Боголюбской иконе Божией Матери (ок. 1158–1174 гг.), которая представляет Богородицу в рост, в трехчетвертном развороте вправо с воздетыми в молитвенном жесте руками и с раскрытым свитком с текстом моления ко Христу, изображение которого находится в правом верхнем углу в небесном сегменте. Позднее традиционный извод дополняют фигуры святых, предстоящих в молении перед Богоматерью; сюжет дробится и приобретает все новые детали в соответствии с запросами времени и программой стиля эпохи. Все явственнее на передний план проступает вотивный характер образа «Просительницы». По последним сведениям, которые были получены в ходе реставрационных работ по восстановлению оригинального образа Боголюбской иконы Божией Матери, стало известно, что раскрытый свиток в руке Богородицы, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были дописаны не ранее XIII века, а сам текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») был прописан уже в XVIII столетии. Результатом многолетнего проведенного исследования стала экспозиция «Икона XII века Богоматерь Боголюбская. 100 лет исследований — ответы реставрации», которая была представлена в 2015 году в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
Возвращаясь к вопросу текста в развернутом свитке в руках Богородицы, не подлежит сомнению, что надпись со временем приобретает особое значение. В своем исследовании М.Н. Бутырский отмечает, что в славянской иконописной традиции текст отличается «значительной вариативностью» и таким образом позволяет наделить содержание каноничной композиции определенным смысловым оттенком [1, 211]. Чаще всего могут встречаться следующие виды текстов: «Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное», «Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир», «Царю Небесный, многомилостивый и премилостивый, Владыко Боже и человеколюбче и всея твари содетелю, господи Иисусе Христе, и всего добра дателю, человеколюбче, Сыне и Боже Мой, услыши молитву рабы Твоея и Матере, приими всякого человека, славящего Тя и Мене, рабу Твою», «Владыко Вседержителю, Сыне и Боже Мой, приклони ухо Твое и услыши молитву Матери Твоея, молящу имя Твое святое, и помилуй».
В XIX веке вновь происходит смысловое обновление образа Богоматери «Просительница» в иконописи. В собрании КОИХМ находится храмовая икона «Богоматерь из Деисусного чина», которая представляет собой редкий иконографический тип: Богоматерь «Просительница» с избранными святыми на полях и со сценами праздников Пресвятой Богородицы в клеймах. Икона выполнена на трех склеенных между собой липовых досках. Образ написан темперными и масляными красками по левкасу, с последующим покрытием фона и полей иконы цветными лаками. В среднике помещено поясное изображение Богородицы в трехчетвертном развороте вправо с раскрытым свитком в левой руке, правая рука перед грудью. На Богородице красного насыщенного цвета мафорий, подбитый зеленым, украшенный золотой каймой с бахромой, из-под мафория виден темно-синий чепец и рукав туники. На плечах и челе помещены звезды – символы Приснодевства Богородицы. Личное написано по темно-охристому санкирю с высветлением, придающим объемность лику. Текст в свитке: «Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое [ибо аз молю за мир]». Пространство фона, нимба и полей богато украшено растительным орнаментом и покрыто слоем цветных лаков. Средник отделен от полей двойной красно-белой линией, тот же мотив повторяется и в обводке нимба. На полях находятся погрудные изображения избранных святых в круглых медальонах. Подписи к медальонам значительно утрачены, что не позволяет провести атрибуцию святых. Опушь двойная, синего и красного цветов. В целом, лаконичность колориту придает использование желтого, красного, зеленого и темно-синего цветов и их оттенков. В то же время подобная цветовая гамма наделяет образ торжественностью и праздничностью. Отличительной особенностью иконы «Богоматери из деисусного чина» из собрания КОИХМ является изображение сцен праздников Пресвятой Богородицы в клеймах, имеющих нестандартную усеченную форму. При более детальном рассмотрении программы построения иконописного образа, мы позволили себе выдвинуть предположение, что такая форма клейм в совокупности со столпообразной формой полей представляет собой схематичный образ трехнефного храма. Эта мысль также основывается на утвердившемся представлении Богородицы как символа Церкви Земной. Кроме того, пять изображенных в клеймах сцен из жития Богоматери также являются двунадесятыми праздниками богородичного цикла, которые утверждены в Православной Церкви.
Таким образом, иконографическая программа иконы «Богоматерь из деисусного чина» из собрания КОИХМ представляет собой обновленное восприятие образа Богородицы «Просительницы» в XIX веке. В подобном изводе, который встречается в иконописи на протяжении всего XIX века, текст в раскрытом свитке может быть вариативен, но неизменными остаются наличие пяти фигурных клейм со сценами праздников Пресвятой Богородицы. Повторение данного мотива в разных иконах позволяет выдвинуть предположение о новом наполнении символики образа Богоматери «Просительница» не только как Предстательницы и Заступницы за род человеческий пред Спасителем, но и как прообраза Церкви Земной, вместилища соединения Бога с человеком.
Библиографический список:
Бутырский М. Н. «Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: происхождение и литургическое содержание образа» // Иконостас: Происхождение — развитие — символика: [Сб. ст.]. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 751 с.
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.1. Спб, 1914. Репринт: Elibron Classics, 2003. 390 с.
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI – XIII вв. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 312 с.
Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. 212 с.
Полина Николаевна Попцова,
культуролог,
сотрудник художественного сектора Калининградского историко-художественного музея.
Белякова П.Н. Особенности иконографического типа Богородицы «Просительница» на примере иконы из собрания КОИХМ // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 8, №1. С. 46-53.
Православная иконография Богородицы | это… Что такое Православная иконография Богородицы?
- См. также: Католическая иконография Богородицы
Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.
Типы икон Богородицы |
---|
|
Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).
Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты.
Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию.
Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.
Наряду с Одигитрией выделяют похожий тип икон Богородицы Панахранта, что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.
Ещё один тип изображения Богородицы самостоятельно используется ещё реже: это так называемая «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.
В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты.
Почитаемые богородичные иконы
(икона, XIV век)
- Абалакская (Абалацкая, «Знамение» Абалацкая)
- Августовская
- Агиосоритисса
- Азовская
- Акафистная Зографская
- Акафистная Хиландарская
- Албазинская (Слово плоть бысть), Албазинская («Знамение»)
- Александрийская
- Андрониковская
- Арапетская (Аравийская)
- Арматийская
- Ахтырская
- Ацкурская
- Балыкинская
- Барловская (Блаженное чрево)
- Барская
- Бугабашская
- Бахчисарайская
- Белыничская
- Беседная
- Благовещение (Киевское)
- Благовещение (Московское)
- Благовещение (Устюжское)
- Благодатное Небо
- Боголюбская
- Богородско-Уфимская
- Борколабовская
- В скорбех и печалех Утешение
- Валанасская
- Ватопедская
- Вертоград заключенный
- Взыграние Младенца
- Взыскание погибших
- Византийская
- Виленская
- Владимирская
- Влахернская (Влахернетисса)
- Волоколамская
- Вразумившая экклисиарха
- Всех Скорбящих Радость
- Всех скорбящих Радость с грошиками
- Всецарица
- Вутиванская
- Галичская
- Гербовецкая
- Геронтисса
- Гора Нерукосечная
- Гребневская
- Греческая Андроникова
- Грузинская
- Дамасская
- Дегтярёвская
- Далматская
- Державная
- Долинская
- Донская
- Достойно есть
- Дубенская Красногорская
- Елецкая
- Елеуса
- Живоносный Источник
- Жировицкая
- Заступница
- Знамение
- Иверская
- Игоревская
- Иерусалимская
- Избавление от бед страждущих
- Казанская
- Калужская
- Касперовская
- Киево-Печерская (Успение)
- Козельщанская
- Колочская
- Коневская
- Корсунская
- Купятицкая
- Курско-Коренная
- Лиддская
- Максимовская
- Милостивая
- Млекопитательница
- Молдаванская
- Молдавская
- Моневмасийская
- Молченская
- Монреальская Иверская
- Муромская
- Неопалимая Купина
- Нерушимая Стена
- Неувядаемый Цвет (Благоуханный Цвет)
- Неупиваемая Чаша
- Неустанная Помощь
- Нечаянная Радость
- Никопея
- О Тебе радуется
- Огневидная
- Одигитрия
- Озерянская
- Оранта
- Остробрамская
- Параклесис
- Песчанская
- Петровская
- Печерская-Свенская
- Пименовская
- Писидийская (Писийская)
- Подкубенская
- Поможение родам
- Порт-Артурская
- Почаевская
- Прибавление ума
- Призри на смирение
- Психосострия (Психосостра)
- Равенсбрюкская
- Сайданайская
- Свенская
- Святогорская
- Свято-Крестовская
- Святорачица
- Седмиезерная
- Семистрельная
- Скоропослушница
- Смоленская
- Спорительница хлебов
- Споручница грешных
- Старорусская
- Страстная
- Тихвинская
- Толгская
- Торопецкая
- Троеручица
- Тучная Гора
- Умиление
- «Умиление» Псково-Печерская
- Умягчение злых сердец
- «Утоли Моя Печали»
- Феодоровская
- Филермская
- Халкопратийская
- Холмская
- Целительница
- Ченстоховская
- Чирская (Псковская)
- Экономисса
- Ярославская
- Ярославская (Печерская)
- Яхромская
См.
также
- Иконография Спасителя
- Иконография Святой Троицы
- Иконография жития Богородицы
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Православная иконография Богородицы
- Список наименований икон Богородицы (не полный)
- от АБАЛАКСКОЙ до ЯХРОМСКОЙ — СПИСКИ всех известных образов БМ на cirota.ru
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери
- Список чудотворных и чтимых икон Божией Матери с датами празднования
- Сборник икон Богородицы с кратким описанием и молитвами
Стили икон Богородицы — Собрание русских икон
Стили икон Богородицы — Собрание русских икон
+1-917-658-5075
Православная иконография Богородицы – одна из самых любимых в Русской Церкви. Более 200 ее икон прославлены как чудотворные и литургически прославлены. Самые первые иконы Богородицы приписываются евангелисту Луке. Почитаемый образ Марии традиционно изображает ее облаченной в темно-красный омофор, украшенный тремя золотыми восьмиконечными звездами. Однако главной характерной чертой почти всех икон является отношение Марии к Христу. Внимание зрителя всегда приковано к Нему, Который обычно изображается в виде младенца, сидящего на коленях у Марии. Теперь давайте подробнее рассмотрим каждый из стилей икон Богородицы.
Наиболее популярные стили икон Богородицы
1. Оранта (Молящаяся)
Среди всех стилей икон Оранта (на фото) является самым величественным и монументальным. Мария изображена с поднятыми и распростертыми в молитве руками. Этот старинный жест, который называется «оранс», делает образ Богородицы чарующим и величественным. Христос изображен в медальоне на ее груди.
2. Одигитрия (Путеводительница)
В центре композиции уже не Мария, а Иисус. На иконе изображена Богородица, держащая Христа и указывающая на Него. Ключевой идеей образа является Посещение Бога и поклонение Святому Младенцу.
3. Благовещение
Этот иконный стиль посвящен празднику Благовещения, одному из самых почитаемых событий в православном мире. Богородица изображена без Младенца, рядом с архангелом Гавриилом.
4. Елеуса (Милосердие)
Елеуса – один из самых популярных стилей икон в русской иконописи. Образ Марии и Младенца Иисуса, прикоснувшегося к ее лику, отображает полноту любви и нежности. Между Девой, отражающей все человечество, и Богом, чья любовь к людям безгранична, нет дистанции.
5. Панакранта (Всемилостивый)
В этом типе Мария изображена на троне с Христом на коленях. Престол – символ величественной силы Богородицы. Эта икона также передает сообщение о том, что Мария содержала в своем чреве Неудержимого Бога.
6. Деисус
В деисусных иконах Мария глубоко скорбит, указывая на распятого Христа. Обычно она изображается справа от Христа, а Иоанн Креститель стоит слева.
7. Кормящая Мадонна
Образ Кормящей Богородицы (Милкодательницы), вероятно, является одним из древнейших изображений Пресвятой Богородицы в христианском искусстве. Мария изображена кормящей Младенца правой грудью. Иногда Богородицу изображают в венце, на фоне ангелов, святых, солнца и луны.
Это были самые популярные стили икон Богородицы в православном мире. Оставайтесь с нами, чтобы узнать больше о других невероятных значках!
↑
Мадонна | религиозное искусство | Британика
Мадонна
Все медиа
- Похожие темы:
- непорочная
Мадонна с младенцем
священный разговор
гликофилуса
Никопойя
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Мадонна , в христианском искусстве изображение Девы Марии; этот термин обычно ограничивается теми представлениями, которые носят скорее религиозный, чем повествовательный характер, и которые показывают ее в неисторическом контексте и подчеркивают более позднее доктринальное или сентиментальное значение. Мадонну чаще всего сопровождает младенец Христос, но есть несколько важных типов, изображающих ее одну.
Тема Мадонны с младенцем была редкостью в первые века раннехристианского искусства ( ок. 3–6 вв.). Однако в 431 году присвоение Марии титула Богородицы («Богородицы») окончательно подтвердило полную божественность Христа. Впоследствии, чтобы подчеркнуть эту концепцию, Мадонне с младенцем на троне отводилось видное место в монументальном церковном убранстве.
Византийское искусство разработало множество типов Мадонны. Все они изображены на иконах, и тот или иной тип обычно изображался на видном месте на восточной стене византийских церквей под изображением Христа; это место драматизировало ее роль посредника между Христом и собранием. Основными типами Мадонны в византийском искусстве являются nikopoia («несущая победу»), чрезвычайно царственное изображение Мадонны с младенцем на троне; hodēgētria («Указывающая путь»), изображающая стоящую Богородицу, держащую Младенца на левой руке; и blacherniotissa (из церкви Влахерн, в которой находится икона, являющаяся ее прототипом), которая подчеркивает ее роль заступницы, изображая ее одну в оранте, или молитвенной позе, с Младенцем, изображенным в медальоне на ней. грудь. Богородица также занимала видное место в качестве заступницы в группе Деисуса, где она и святой Иоанн Креститель предстают как заступницы по обе стороны от Христа. В дополнение к этим довольно церемониальным типам Дева также появляется в менее часто представляемых, более интимных типах 9-го века.0016 galaktotrophousa, , в котором она кормит Младенца, и glykophilousa, , в котором Младенец ласкает ее щеку, пока она, кажется, с грустью созерцает его грядущую Страсть.
На Западе, особенно с распространением религиозных образов в Европе в конце Средневековья, тема Мадонны развилась в ряд дополнительных типов, в целом менее жестко определенных, чем на Востоке, но часто моделируемых по византийским типам. Как правило, западные типы Мадонны стремились внушить благочестие красотой и нежностью, а не богословской значимостью сюжета.
Одним из первых строго западных типов Мадонны является стоящая готическая Мадонна, лирический образ улыбающейся Богородицы и игривого Младенца, созданный по образцу византийской hodēgētria и нашедший свое лучшее воплощение в скульптуре 13 века. Когда в 14 веке расписные запрестольные образы стали обычным явлением, Мадонна на троне, происходящая из nikopoia, , какое-то время была излюбленным сюжетом; он был особенно популярен в Италии как maestà, очень формальное изображение Мадонны с младенцем на троне в окружении ангелов, а иногда и святых.
Более личные изображения фигур начали появляться в 14 веке. Безусловно, самым популярным типом на Западе в эпоху Возрождения и в период барокко был тип, полученный из glykophilousa. Хотя этот тип имеет много вариантов, обычно он изображает Деву с серьезным выражением лица, отводящую взгляд от игривого Ребенка.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Другие, менее интимные типы Мадонны — итальянские sacra conversazione, , изображающий формальную группу святых вокруг Мадонны с младенцем, и северные темы Мадонны в розовом саду, символизирующие девственность Марии, и семь скорбей Марии, изображающие семь мечей, пронзающих сердце Богородицы.
Три основных типа Мадонны, изображающие только Богородицу, имеют богословское значение. Как Мадонна милосердия, которая процветала в 15 веке, Богородица покровительственно простирает свою мантию над группой верующих. immacolata, , который в 17 веке подчеркивал ее Непорочное зачатие или вечную свободу от первородного греха, изображает ее как молодую девушку, спускающуюся с небес, поддерживаемую полумесяцем и увенчанную звездами. Мадонна с четками, в которой до 16 века также не было Младенца, изображает Богородицу, дающую четки святому Доминику, основателю ордена, который распространил их использование.
Как и большинство религиозного искусства, тема Мадонны претерпела упадок в основных искусствах после 17 века. Однако изображения Мадонны с младенцем продолжали играть важную роль в популярном искусстве и в 20-м веке, в большинстве своем следуя моделям 16-го и 17-го веков; немногочисленные образцы предмета, созданные «прекрасными» художниками, слишком индивидуальны, чтобы их можно было классифицировать по типам.