Община христианская это: ОБЩИНА • Большая российская энциклопедия
Содержание
Общины и следствия – Деньги – Коммерсантъ
107 815 сельских обществ, объединявших 232 907 населенных пунктов, было в Российской Империи на начало XX века. Эти образования не только подчиняли порядку крестьянский труд, но и обеспечивали своим членам серьезные социальные гарантии, поэтому многие видели в крестьянской общине прообраз социального государства будущего. Однако архаические модели человеческих отношений хотя и гарантируют стабильность, сильно мешают модернизации страны. Между тем промышленная модернизация была необходима, и вместе с заводами и железными дорогами Россия получила армию рабочих, которые в отличие от крестьян были вполне восприимчивы к революционной пропаганде.
Предыдущая фотография
Совместное угощение было непременным элементом коллективной помощи общины своему члену
Фото:
Heritage Images/DIOMEDIA
Общий праздник — необходимый атрибут жизни общины. Отказ от участия в подобном корпоративе невозможен
Фото:
DIOMEDIA
Большая крестьянская семья была строго иерархичной. Например, та из снох, которая первая пришла в дом, до конца своих дней сохраняла привилегированное положение
Фото:
Universal Images Group/DIOMEDIA
Погорелец мог рассчитывать на то, что соседи не только вывезут из леса бревна для сруба, но и помогут построить новую избу
Попав в город, поступив на завод и вырвавшись из регламентированного быта общины, бывшие крестьяне оказывались в этическом вакууме и превращались в тот самый пролетариат, на который делали ставку представители радикальных партий
Фото:
РИА НОВОСТИ
Крестьянский сход — место, где берут горлом, а не кулаками. Если же возникало желание наказать обидчика в честной драке, то его следовало пригласить в кабак. Кабацкие драки общественное мнение не осуждало
Фото:
Heritage Images/Fine Art Images/DIOMEDIA
Фото:
РИА НОВОСТИ
Следующая фотография
1
/
7
Совместное угощение было непременным элементом коллективной помощи общины своему члену
Фото:
Heritage Images/DIOMEDIA
Общий праздник — необходимый атрибут жизни общины. Отказ от участия в подобном корпоративе невозможен
Фото:
DIOMEDIA
Большая крестьянская семья была строго иерархичной. Например, та из снох, которая первая пришла в дом, до конца своих дней сохраняла привилегированное положение
Фото:
Universal Images Group/DIOMEDIA
Погорелец мог рассчитывать на то, что соседи не только вывезут из леса бревна для сруба, но и помогут построить новую избу
Попав в город, поступив на завод и вырвавшись из регламентированного быта общины, бывшие крестьяне оказывались в этическом вакууме и превращались в тот самый пролетариат, на который делали ставку представители радикальных партий
Фото:
РИА НОВОСТИ
Крестьянский сход — место, где берут горлом, а не кулаками. Если же возникало желание наказать обидчика в честной драке, то его следовало пригласить в кабак. Кабацкие драки общественное мнение не осуждало
Фото:
Heritage Images/Fine Art Images/DIOMEDIA
Фото:
РИА НОВОСТИ
АЛЕКСАНДР КРАВЕЦКИЙ
Демократия снизу
Российские законодатели всегда предпочитали предписывать стране нормы жизни, исходя из умозрительных представлений об идеальном обществе. Ситуаций, когда законодательство лишь оформляло уже существующие общественные институты, а не конструировало нечто новое и невиданное, было в нашей истории не так уж много. Именно к таким счастливым исключениям относится крестьянская община. Даже во времена крепостного права крестьянская община обладала достаточно большой самостоятельностью в повседневных делах. Ведь владельцу душ было важно получение дохода, община же несла перед помещиком коллективную ответственность, гарантируя выплату оброка со всех хозяйств, входящих в нее. В правовое поле крестьянская община включалась постепенно. В 1838 году законодательство признало сообщества государственных крестьян, а после отмены в 1861 году крепостного права крестьянское «общество» стало той сельской административной единицей, с которой власть была готова иметь дело (сами крестьяне слово «община» не использовали, а свои объединения называли миром или обществом, причем последнее название фигурировало и в государственных бумагах). Главным органом крестьянского общества был сход, выносивший решения чаще всего в устной форме, хотя они могли и записываться. Именно мирской сход распределял наделы между членами общины, регламентировал порядок общих работ, нанимал пастухов и сторожей, размышлял, стоит тратить силы и средства на строительство дорог и мостов или же с этим можно повременить. На сходе в общину принимались новые члены и исключались те, кто решал перебраться в город или в другое село. Прием и исключение проходили непросто, поскольку члены общины были связаны круговой порукой и отвечали за то, чтобы все крестьяне исправно платили подати и исполняли свои обязанности перед государством. Если из общины уходил полноценный член, его долги и обязанности перекладывались на тех, кто оставался. Новых же членов было нужно обеспечить земельным наделом, а земли всегда не хватало.
При принятии решений мир исходил не только из соображений целесообразности, но и из своих представлений о справедливости и законе. Мир мог, например, удовлетворить просьбу бывшей односельчанки, которая вышла замуж в другое село, но, овдовев, пожелала вернуться назад. И хотя никаких формальных прав на получение земли по месту прежнего жительства вдова не имела, мир, учтя, что вдова — «природная нашей деревни соседка», постановлял, что она может вернуться назад на «вечное жительство». Несложно представить, до какой степени при обсуждении подобных вопросов накалялась обстановка.
Вообще, при принятии мирских решений господствовали внутренние правила, а не законы империи. Например, живущие на государственных землях сибирские крестьяне передавали и наследовали свои наделы, хотя по закону эти земли принадлежали казне. Ссылки на то, что эту землю обрабатывал отец и дед, оказывалось вполне достаточно, чтобы община признала права потомка. И никого не интересовало, по какому праву отец и дед пользовались землей.
Неписаные традиции работали не хуже писаных законов. Так, в некоторых регионах правом засева гривы, то есть возвышенности среди болот, обладал тот, кто по весне первый приехал на участок с сохой и распахал его. Отсюда поговорка «чей наезд, того и пашня», которую современный урбанистический быт преобразовал в сентенцию «кто первый встал, того и тапки». При этом выезд на гриву ранней весной не означал, что крестьянин претендует на владение этим местом — он признавал его территорией, находящейся в общей собственности. Потенциальный владелец не мчался по болоту с сохой, а заявлял о своих правах на сходе. И если сход поддерживал его притязания, временный пользователь безропотно уходил.
Сельские сходы могли собираться часто, иногда два-три раза в неделю. Участвовали в них главы всех самостоятельных хозяйств. Главы семей, не отделившихся от родителей и живших с ними под одной крышей, в сходах не участвовали. Традиция устанавливала порядок проведения сходов. Пожилые крестьяне сидели, молодые стояли. Споры иногда приобретали весьма эмоциональный характер, но до драк не доходило. Если же кто-то считал себя оскорбленным и полагал, что обязан физически наказать обидчика, то он должен был каким-то образом заманить зарвавшегося оппонента в кабак. В отличие от уличного мордобоя кабацкие драки считались допустимыми. Если же побитый в кабаке пытался жаловаться общине, то мог услышать, что хорошие люди по кабакам не ходят, а на улице тебя бы никто не тронул.
Несколько иначе выглядели большие сходы, в которых участвовали жители разных сел, а то и всей волости. Участие в таких больших собраниях многие крестьяне воспринимали как выход в свет, люди робели и часто предпочитали молчать, чтобы не сказать глупость и не опозориться. Здесь же появлялись и свои публичные политики — бойкие обитатели торговых сел или же те, кто получил опыт городской жизни. Людей, способных говорить с толпой и пробивать те или иные решения, крестьяне называли горланами. Они могли оказывать существенное влияние на ход собрания, поэтому горланов иногда подкупали. Именно их следует считать первыми в истории России проплаченными депутатами.
В XIX веке о крестьянских сходах писали много — и журналисты, и писатели, и этнографы. При этом объектом критики сторонних наблюдателей был как раз излишний демократизм этих мероприятий, который воспринимался как хаос и анархия.
Корпоративная этика
Община давала своим членам довольно серьезные социальные гарантии. В случае чрезвычайных происшествий — пожара, болезней и прочих неприятностей, да и просто когда работы становилось слишком много и люди переставали справляться, община приходила на помощь. Крестьянский мир посылал здоровых людей топить печь, готовить еду и ухаживать за детьми в тех домах, где все работоспособные члены семьи были больны. Вдовы и сироты могли рассчитывать на помощь в обработке земли или уборке урожая.
В некоторых случаях помощь не была безвозмездной — человек, которому она оказывалась, должен был в будущем в какой-то форме за нее расплатиться. Например, погорелец мог просить мир поставить ему новую избу. Мир выделял лес под вырубку, предоставлял рабочую силу и т. д. Когда же погорелец становился на ноги, он выплачивал долг. Существовала также традиция прощать долги такого рода за угощение, то есть за еду и питье, которыми хозяин потчевал пришедших помочь.
Обычно помочи (так называлась коллективная мирская помощь соседу) начинались с того, что хозяин просил поддержки у односельчан. Это происходило на сходе, или же нуждающийся просто обходил дворы. Участие в помочах не было обязательным, но желающих обычно бывало много, поскольку за коллективной работой следовало угощение, а после застолья — ночные катания на лошадях и прочие развлечения. Нужно сказать, что после революции идею помочей успешно перехватила власть. Коллективный бесплатный труд в нерабочее время получил название субботников и воскресников, хотя в роли нуждающегося погорельца выступало родное государство. По образцу деревенских помочей субботникам старались придать характер праздника труда. Играющий на рабочем месте оркестр — характерная черта подобных мероприятий.
Мы не погрешим против истины, сравнив село с корпорацией, которая регламентирует не только труд своих членов, но и их личную жизнь и отдых. Корпоративы, то есть регулярные праздники, были совершенно необходимой частью жизни русского крестьянина. Дням церковного календаря соответствовали не только предписанные Типиконом церковные богослужения, но и традиционные игры и развлечения, кроме прочего, решавшие многочисленные социальные проблемы. К примеру, в некоторых регионах молодежь, обходя дворы со святочными песнями и прибаутками, поименно перечисляла пары на стадии активного ухаживания. Войдя во двор, где жил потенциальный жених, толпа пропевала или выкрикивала имя его партнерши. Таким образом до родителей доносилось, кого их сын намерен выбрать на роль жены. Родители же, имевшие в этих вопросах право решающего голоса, могли поддержать этот выбор, а могли и воспротивиться.
Крестьянское хозяйство — это семейное производство. Родственные и трудовые отношения переплетались здесь порой очень замысловато. Картина нередко осложнялась еще и тем, что в одном доме сосуществовало несколько семей. Дело в том, что мужчина мог стать полноправным членом общины, только женившись. И происходило это не сразу после свадьбы, а лишь после выделения из родительского хозяйства и строительства собственного дома. А до того младшая семья считалась частью родительской, и на мирском сходе интересы последней представлял лишь один человек. Глава семьи — большак, как правило, старший из здоровых и активных мужчин, был всевластным правителем семьи. А поскольку деревенские работы довольно четко делятся на мужские и женские, заместителем большака по женской части была его жена — большуха, или старшуха. Если же большак был вдовцом, эту функцию исполняла его незамужняя сестра или же старшая невестка.
О внутрисемейной демократии говорить не приходится. Все распоряжения большака подлежали безоговорочному исполнению. Если община была институтом демократическим, то семья — жестко патриархальным. Отношения между членами семьи были иерархичными, и место в этой иерархии определялось не личными качествами, а традицией. Например, сноха, первой пришедшая в дом, обладала перед прочими правами «первозамужества» — занимала, независимо от возраста, относительно привилегированное положение.
Перечить старшим было невозможно, что создавало благодатную почву для различных злоупотреблений. В первую очередь здесь следует упомянуть снохачество, распространенную практику сожительства большака со своими невестками. Власть, которой большака наделяла семья, давала ему такую возможность. Не составляло труда услать сына работать вне дома, чтобы остаться наедине с его женой. А механизмов защиты от посягательств большака практически не было. Случаи обращения женщин в суд по этому поводу были единичными и ни к чему не приводили, поскольку волостные суды всячески уклонялись от рассмотрения подобных дел. Общественное мнение практически не осуждало снохачество, и сын, решившийся протестовать против подобных притязаний отца, считался сыном непочтительным. Лишь в 1918 году снохачество вошло в перечень поводов для расторжения церковного брака.
Больно умные
Экономические связи крестьян были довольно обширными, о какой бы то ни было замкнутости общины говорить не приходится. Крестьяне прекрасно умели контактировать с представителями других сословий, хотя о взаимопонимании можно было говорить далеко не всегда. Публицист и славянофил Юрий Самарин так описал коммуникацию крестьянина с чужаком, от которого он зависит: «Умный крестьянин в присутствии своего господина притворяется дураком, правдивый бессовестно лжет ему прямо в глаза, честный обкрадывает его, и все трое называют его своим отцом».
Представителей других сословий, приехавших что-то продавать, покупать или же собирать подати, крестьяне все-таки уважали. Но был и другой тип пришлых горожан, которые ничем не торговали, не исполняли властных функций и даже не искали полезных ископаемых. Свою миссию они видели в просвещении, к чему крестьяне совершенно не стремились. Просвещаться, то есть каким бы то ни было образом менять взгляды и образ жизни, крестьяне не любили. Доброхота-помещика, желавшего за свой счет изменить жизнь крестьян к лучшему, ненавидели сильнее, чем безжалостного эксплуататора.
В России образованные люди всегда любили учить народ и прививать ему свою систему ценностей, считая ее единственно верной. Правда, успехи подобного просвещения были довольно скромными — крестьянская община прекрасно противостояла любым внешним воздействиям. Это на своей шкуре почувствовали революционеры-народники. Не будем углубляться в хорошо известную историю хождения в народ, когда летом в деревню отправились сотни переодетых крестьянами студентов и прочих молодых людей, пересыпавших свою речь диалектными словечками. Этот костюмированный культпоход должен был решить амбициозную задачу трансформировать крестьянскую общину в социалистический фаланстер. Народникам казалось, что крестьяне, воспитанные на демократических процедурах общинной жизни и к тому же склонные к коллективизму, уже почти готовые жители города Солнца. Надо лишь найти к ним правильный подход и говорить с ними на языке, который они понимают. Именно поэтому агитационные сочинения стилизовались в том числе под благочестивые листки для простого народа. Известна, например, брошюра «О мученике Николае и как должен жить человек по закону правды и природы», рассказывающая не о святителе Николае Мирликийском, как можно было ожидать, а о Николае Гавриловиче Чернышевском. А на обложке другой брошюры красовался такой заголовок: «Слово на Великий Пяток преосвященного Тихона Задонского, епископа Воронежского, о правде и кривде». Однако к святителю Тихону Задонскому это сочинение отношения не имеет — его автором был народник С. М. Кравчинский, а отпечатали брошюру в Женеве. Агитаторам казалось, что крестьяне с их ярко выраженным коллективизмом — прирожденные революционеры, но при ближайшем знакомстве выяснялось, что крестьяне — это защитники существующего порядка вещей, а не его разрушители. Так что все эти попытки агитации на языке народа потерпели полную и сокрушительную неудачу. Крестьяне слушали агитаторов с большим скепсисом и охотно сдавали их властям.
Революционеры были далеко не единственные, кого отторгала крестьянская община. Она с недоверием относилась вообще ко всем, кто пытался изменить ее привычный, не подлежащий критике уклад. Доставалось и священникам-идеалистам. Молодые выпускники семинарий мечтали нести в народ живое слово и встречали полное непонимание. Когда приехавший в свой сельский приход священник А. И. Розанов произнес первую проповедь не по писаному тексту, а просто обращаясь к людям, прихожане восприняли это негативно. Община стала упрекать священника — дескать, он должен проповедовать «от Писания», то есть по книге, а отсебятину говорить может каждый. И священнику пришлось уступить. «После возьмешь, бывало, с клироса какую-нибудь книгу, положишь на аналой, да и говоришь, что знаешь»,— вспоминал Розанов. То есть он по-прежнему произносил импровизированные проповеди, но при этом глядел не на людей, а в книгу. И это всех устраивало.
Но были и куда менее безобидные традиции. Например, следование деревенским правилам хорошего тона вело к тому, что священник злоупотреблял спиртным. В сельских приходах отказ батюшки выпить предложенную хозяином водку воспринимался как страшное оскорбление. Во время праздничных обходов, когда священник посещал дома прихожан, те видели в нем почетного гостя, которого необходимо потчевать и в первую очередь — поить. Уважительных причин для уклонения не было, отказы не принимались. В крестьянской культуре совместные трапезы имели большое значение. Это был способ поддержания добрососедских отношений внутри прихода, поэтому отказаться от угощения и застолья было невозможно. «В нашем простонародье,— вспоминал священник Иоанн Беллюстин,— доселе неизменным сохраняется то свойство, которое во времена давние отличало предков его,— гостеприимство. Прекрасное в себе, оно, однако же, слишком грубо, невыносимо, навязчиво проявляется у крестьян. Так, случился праздник, например Пасха,— священник ходит с образами. Угощение, то есть водка и закуска, в каждом доме. Молебен отслужили, и священника просят почтить хозяина, выпить водки и закусить. Священник отказывается — перед ним становится все семейство на колени и не встает, пока священник не выпьет. Не подействовало и это, уговорил он хозяев встать и идет, не выпивши,— конечно, хозяин в страшной обиде; с негодованием бросает что-нибудь за молебен и уже не провожает».
Приехавший в сельский приход молодой священник оказывался перед дилеммой: либо принимать угощения прихожан и периодически напиваться в стельку, либо отказываться от алкоголя и таким образом испортить отношения с приходом. В результате некоторые священники просили церковные власти выпустить указ, под страхом всех мыслимых и немыслимых кар запрещающий церковнослужителям употреблять спиртное. Тогда священник мог бы честно говорить гостеприимным хозяевам, что пить ему закон запрещает. «Пока принцип необижания будет допускаем,— писал один из участников дискуссий,— до тех пор известная картина Перова «Крестный ход в деревне» не выведется в Православной Русской Церкви».
К светлому будущему
Куда эффективнее преобразовывали общину реформаторы сверху. Почему борцы за капиталистическое будущее не любили крестьянскую общину, вполне понятно. Круговая порука, которой были повязаны ее члены, означала, что наиболее способные и предприимчивые будут платить налоги за нерадивых и бездельников. Общинная собственность на землю, когда один участок переходил от одного семейства к другому, лишала стимула повышать ее плодородие — зачем, если на следующий год твою землю будет обрабатывать другая семья? К тому же круговая порука затрудняла выход крестьян из общины, что тормозило развитие промышленности. Именно этим объясняется то, что Петр Столыпин делал ставку не на крестьянскую общину, а на отдельные самостоятельные хозяйства. По идее так должно было произрасти прогрессивное сельскохозяйственное производство, опирающееся на научные методы, а не на сомнительные местные традиции. А тех, кто не вписался в новое хозяйство, ждали рабочие места на заводах и фабриках.
С точки зрения экономики эта схема кажется практически безупречной. Но по крайней мере с одной существенной оговоркой. Схема не учитывает глубочайшего культурного шока, который испытывал вырванный из общины и переселившийся в рабочую казарму (так тогда называли общежития) крестьянин. Конечно, крестьянский труд был нелегким, но община работала как социально ориентированная корпорация, которая обеспечивала селу общественную стабильность. В городе же ничего подобного не было. Если для крестьян праздничные дни были средством консолидации, то отдых у рабочих не имели устойчивой традиции и превращался в грандиозную пьянку. Рабочие в выходные представляли собой серьезную опасность для общественного спокойствия. «Всякий, кому приходилось бывать в праздничные дни в фабричных центрах, поражается тем разгулом, который царствует среди рабочих,— говорил в 1896 году один из докладчиков на IV Всероссийском торгово-промышленном съезде.— Кабаки и трактиры, составляющие неизбежную принадлежность таких мест, бывают обыкновенно переполнены народом. Водка быстро производит свое действие, начинаются ссоры, драки целыми партиями, причем в дело нередко пускаются ножи, и в результате несколько человек изувеченных или раненых. Для поддержания хотя бы некоторого порядка среди фабричного населения фабричной администрации приходится содержать усиленный состав сторожей и фабричной полиции».
Оказавшиеся вне общины крестьяне были удобным объектом для различных революционных агитаторов. Это и был тот самый пролетариат, которому нечего терять и на который делали ставку представители наиболее радикальных революционных партий. Бывшие крестьяне из рабочих казарм, так же как и бывшие крестьяне, попавшие в окопы Первой мировой войны, оказались пушечным мясом революции, а затем и Гражданской войны. Что же касается крестьянской общины, то в процессе коллективизации 1920-1930 годов эта форма человеческого общежития прекратила свое существование.
Крестьянская община — это низшая административная единица. Необходимость её воссоздания в XIX веке и причины разрушения
Крестьянские общины – это самые низкие ступени административной единицы. В России они появились в XVI веке, преобразованы для государственных крестьян в ходе реформы 1837-1841 гг, для помещичьих крепостных — после реформы 1861 года. Они создавались по инициативе государства, которое преследовало внутриполитические цели. Причины разрушения крестьянских общин также создавались им.
Что это — крестьянская община, как она появилась?
У русского народа общинные связи крестьян существовали ещё до государственного периода. В далёкие времена крестьянская община была прообразом государства, так как именно в ней зарождались основные предпосылки его возникновения. В процессе формирования и становления государства происходили изменения в общине. На различных этапах истории нашего государства менялось её значение, которое можно выразить двумя моментами:
Признаки и роль общины. Признаки родовой общины. Общины.
Общины — это группы людей, которые проживают в одном населенном пункте (городе, деревне, селе,…
- Связь крестьян с землёй (крепостной или нет).
- Объём задач, которые государство возлагало на общину.
Проанализировав, например, общину XVI века с этих позиций, мы увидим, что крестьянин в то время был юридически свободным и признавался «домохозяином», что обязывало его тянуть тягло, то есть платить оброк и отрабатывать те повинности, которые будут на него наложены «крестьянским миром».
Говоря современным юридическим языком, крестьянская община – это институт самоуправления крестьян России. Несколько соседних общин составляли административную единицу – волость. Управлялись они сходами (миром), на которых избирался староста.
Сельская община в условиях крепостного права
С распространением крепостного права гражданский статус крестьян значительно понизился. В том случае, если крестьяне были государственными, большое значение в их жизни играла община, которая распоряжалось земельными наделами. Для государства собственно крестьянин ничего не значил, даже налоги собирала и платила община.
Феодальное общество. Сословия феодального общества
Феодальное общество базировалось на определенном способе ведения хозяйственной деятельности….
Крепостные крестьяне принадлежали помещикам, которые за них полностью отвечали, надзор за ними со стороны государства отсутствовал. Крестьянская община — это чистая формальность (в данном случае). Все вопросы решал феодал (помещик). Происходило отмирание крестьянской общины.
Реформа 1837—1841 гг.
Под руководством графа П.Д. Киселёва, первого министра государственных имуществ, была проведена реформа быта государственных крестьян (1837—1841). Основным документом её был закон «Учреждения сельского управления», на его основании крестьяне, принадлежащие государству, организовывались в сельские общества. Это все еще была крестьянская община, так как предусматривалось общее землепользование. В неё входило 1500 душ. Если поселение было небольшим, то в общину объединяли несколько деревень, сел или хуторов.
Сельское общество
Общие вопросы управления решал сельский сход, с его помощью выбирались старосты. Для вынесения решения по незначительным делам между членами общины существовала «Сельская расправа». Все значительные дела рассматривал суд. Налоги выплачивало общество, а не отдельный крестьянин. Общество отвечало за каждого её члена, то есть несло круговую поруку. Крестьянин не мог свободно выйти из общества или продать земельный надел. Даже уйдя на заработки по разрешению схода, он должен был платить тягло. В противном случае его принудительно с помощью полиции возвращали.
Основные положения крестьянской реформы 1861 года, суть,…
XIX век насыщен разнообразными событиями, которые стали во многом поворотными для Российской…
Вся земля находилась в общем пользовании. Существовали две формы владения землёй:
- Общинная. При этой форме вся земля находилась в общине, и она проводила передел земли. Пахотные земли нарезались на участки, которые закреплялись за каждым двором. Леса, пастбища находились в общем пользовании.
- Подворная. Эта община была распространена в западных областях. Земля нарезалась на постоянные участки, которые были закреплены за двором и передавались по наследству. Их нельзя было продать.
После реформы 1861 года объединения в сельские общества коснулись помещичьих крестьян. Они объединялись в общины, в которые входили бывшие крепостные, принадлежащие одному помещику. Количество человек в обществе должно было составлять от 300 до 2000.
Разрушение крестьянской общины
Указом от 9 ноября 1906 года правительство России осознанно создаёт политические предпосылки, ведущие к распаду сельских обществ. Кроме того, были и социальные причины разрушения крестьянской общины, которые можно изложить следующим образом.
После освобождения крестьян от крепостного права они не получили свободу, так как состояли в общине и не могли забрать из нее землю. Они обязаны были платить тягло. По сути, они находились в крепостной зависимости, только не от помещика, а от государства. Недовольство таким положением крестьян в стране нарастало. Сельские жители бросали свои наделы и бежали в города за лучшей долей.
После революционных событий 1905 года остро стал вопрос о выходе из сельского общества не просто крестьянина, а домохозяина с его наделом земли, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению и не зависеть от общины. Это право было предоставлено указом от 09.01.1906 года.
Политической причиной разрушения крестьянской общины стала обстановка в стране, где назревали революционные события, и держать бесправное сельское население в больших объединениях было опасно.
Столыпинская реформа
Согласно проекту реформы, необходимо было разделить сельское общество на две части. Первая часть — земельное общество, его можно определить как товарищество, которое управляло землёй, находящейся в собственности крестьян и помещиков. Вторая часть — общество самоуправления, представляющее собой низшую административную единицу, в нее должны были войти все жители и земледельцы данной территории всех сословий.
Социальный смысл столыпинской реформы заключался в том, чтобы создать множество мелких крестьянских хозяйств по всей стране, которые будут заинтересованы в политической стабильности государства. Но все они должны были входить в территориальные сельские общества. Столыпинская реформа так и не была принята государственной думой.
Сельские общества сохранились вплоть до коллективизации. Большевики, сохраняя общинное пользование землёй, учли положительные моменты столыпинской реформы, создали местное управление, которое носило название сельские советы.
Как выглядит христианская община?
Блоги — 10 февраля 2022 г.
Христианская община во всех ее видах и формах имеет своей главной целью поощрение своих членов в стремлении к подобию Христа. Мы созданы для того, чтобы жить в подлинной христианской общине, как с Богом, так и с другими людьми. И в колледже Грейс это наше сердцебиение. Мы живем, учимся и поклоняемся в условиях, способствующих развитию сообщества.
Общение с Богом и общение с другими людьми работают в тандеме, чтобы служить великим целям в Королевстве. Давайте вместе погрузимся в Писание, чтобы ответить на вопрос: «Как выглядит библейское сообщество?»
На что похожа библейская община?: источник ответственности
Ответственность настоятельно поощряется в христианских кругах, потому что она позволяет честно говорить о грехе, молиться и изучать Библию вместе с другим человеком.
Бог возложил ответственность на царя Давида во 2 Царств 12, когда Нафан говорил с Давидом, чтобы рассказать ему о его грехе. Натан начинает с того, что рассказывает Давиду притчу о человеке, который, хотя и имел много, украл самое ценное, что у него было, у человека, у которого было очень мало. Давид рассердился на богача и заявил, что тот заслуживает смерти. Нафан воспользовался этой возможностью, чтобы указать, что действия Давида были такими же, как действия богача в притче.
Это столкновение привело к тому, что Давид написал 50-й псалом, в котором скорбь и исповедь. В стихе 10 говорится: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови во мне . Столкнувшись с правдой своих действий, Давид сразу же принял позицию подчинения Богу. Он хотел, чтобы Бог изменил его сердце, чтобы он мог ходить по пути, прославляющему Бога.
Подотчетность в христианском сообществе предназначена для того, чтобы помочь людям увидеть области греха в своей жизни и указать им на Бога. Вы хотите и нуждаетесь в ответственности в своей жизни?
Здесь, в Grace, мы призываем вас искать ответственности перед людьми, которые будут подталкивать вас к более глубоким отношениям с Иисусом. Саша Смит (ранее Хэнсон), выпускница Grace 2021 года, очень хорошо знакома с трансформацией, которая происходит в результате подотчетности. Футболист «Уланов», Смит постоянно боролся с гордостью. Капитан ее команды видел гордость в ее жизни и с любовью говорил ей об этом. «Приятно иметь такое лидерство, — говорит Смит. «Я помню, как молился после этого и просил Господа помочь мне расти».
Хотите узнать больше о жизни Смита в Грейс? Нажмите здесь, чтобы прочитать о том, как общение с христианским сообществом в Grace изменило жизнь Смита.
Как выглядит библейское сообщество?: Исполнение Великого поручения
Большинство последователей Христа знают, что такое Великое поручение, но задумывались ли вы когда-нибудь, что оно является побочным продуктом христианского сообщества? Давайте прочитаем его, чтобы вспомнить последние слова Иисуса.
В Матфея 28:16-20 сказано: Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, на которую указал им Иисус. И когда они увидели его, то поклонились ему, а некоторые усомнились. И пришел Иисус и сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И вот, Я с вами всегда, до скончания века».
Прежде чем вознестись на небеса, Иисус собрал своих учеников и поручил им продолжать отношения ученичества, чтобы распространять его послание. Цель заключалась в том, чтобы жизнь, послание и пути Иисуса были внедрены в сердца и умы окружающих. Как это должно было быть выполнено? Через христианскую общину.
Иисус дал образец отношений ученичества: намеренное общение, ежедневная совместная жизнь и индивидуальное обучение. Ученики знали Иисуса, потому что они действительно жили с ним, наблюдали, как он учил, задавали ему вопросы и были посвящены во все стороны его жизни.
Возможно, вы спросите: Как я, будучи студентом, могу выполнить Великое поручение? Ответ прост: занимайтесь ученичеством с другими людьми. Эти типы отношений жизненно важны, чтобы помочь вам сосредоточить свою жизнь на Боге. Это не должно быть что-то вычурное! Вы можете пригласить нескольких друзей для изучения Библии и использовать это время для обсуждения духовных трудностей. Вы можете попросить Господа, чтобы кто-то стал вашим учеником. Вы можете присоединиться к программе наставничества в вашей церкви. Самое важное, о чем нужно помнить, это держать Христа и Библию в центре всех усилий ученичества.
Клэр Пенирд, выпускница Грейс 2016 года, может подтвердить возможности ученичества в Грейс. Каждое лето перед школой Пенирд молилась, чтобы Бог дал ей кого-нибудь в ученики. В 2014 году Бог послал Джессику Джеймс, первокурсницу, которая жила в общежитии Пенирда. Пенирд увидел, что у Джеймса было желание больше узнать о Боге, и их отношения в конечном итоге привели к тому, что Джеймс посвятил свою жизнь следованию за Иисусом.
Чтобы услышать полную историю о том, как Бог использовал христианскую общину для выполнения Великого поручения, нажмите здесь.
Будучи студентом колледжа Грейс, вы будете всячески поощряться к участию в христианском сообществе. Часовня, группы развития и классы созданы для того, чтобы помочь учащимся сблизиться по мере их приближения ко Христу.
Готовы нырнуть? Заполните нашу заявку Lancer, чтобы начать свое путешествие сегодня.
Посетите колледж Грейс – найдите свое будущее
Что значит быть христианским колледжем: наш завет веры
Узнайте, как курс EDT способствует важному разговору о христианской доктрине
С тегами:
Христианский колледж, подключенное сообщество
Предыдущий пост
Следующий пост
Для Церкви | 6 Признаки подлинной христианской общины
В Деяниях 2:42–47 Писание дает красивую и убедительную картину христианской общины. Этот снимок ранней церкви предлагает образец подлинного сообщества, которому церкви должны стремиться следовать. Если бы мы внедрили эти качества в отношения в наших собраниях, мы не только вдохновили бы энтузиазм среди наших людей, но и Бог почтил бы и благословил такое могущественное сообщество.
1. Полная преданность Христу и Его Делу
Они посвятили себя учению апостолов и общению, преломлению хлеба и молитве. (v. 42)
Нерешительные, наполовину преданные люди редко достигают чего-либо ценного. Частью характера прославляющей Бога общины является полная преданность и страсть к самому важному. Людей не вдохновляют недостойные дела или лидеры, которые ожидают чего-то меньшего, чем их самое лучшее, для выполнения миссии. Мы должны быть местом, которое отражает полную преданность Христу, друг другу и делу Иисуса.
2. Ожидание сверхъестественной работы Бога
Все были исполнены благоговения перед многими чудесами и знамениями, совершенными апостолами. (т. 43)
Люди хотят быть частью чего-то Божественного. По правде говоря, Бог готов действовать в добровольном сообществе и через него, которое следует за Ним с верой и мужеством. Здесь, в Деяниях 2, люди молились и ожидали, что Бог ответит. Мы должны строить церковь, которая думает и молится о том, чтобы достичь того, что может быть достигнуто только с помощью сверхъестественной силы Бога, доверяя Ему это.
3. Сильная приверженность друг другу
Все верующие были вместе и имели все общее. (ст. 44)
Община, чтящая Христа, проявляет верность, надежность, взаимную поддержку, уважение и благодать по отношению друг к другу. Они не просто унифицированы. У них сильно развито чувство приоритета единства. Они заставляют единство работать. Они знают, что это требует усилий. Это означает отпустить мелкие разногласия и эгоцентричные планы. Это также является результатом основной культуры церкви, верящей в то, что то, чем мы являемся друг для друга, так же важно, как и то, что мы делаем вместе.
4. Щедрость в удовлетворении потребностей
Они продавали собственность и имущество, чтобы отдать их всем нуждающимся. (v. 45)
В ходе совместного выполнения миссии у отдельных людей возникают потребности. Люди приходят в уныние. Мы испытываем бедствие. Мы берем на себя личные трудности. У всех нас есть проблемы. В библейском сообществе люди не слепы к нуждам других, и они реагируют, стремясь помочь, ободрить и щедро восполнить нужды. В библейском сообществе между членами существует искренняя забота и забота. И когда удовлетворение потребностей требует щедрости и жертвы, община, наполненная Христом, вступает в свои права.
5. Смех и общение
Каждый день они продолжали собираться во дворах храма. Они преломляли хлеб в своих домах и ели вместе с радостными и искренними сердцами. (т. 46)
Люди в здоровой христианской общине наслаждаются отдыхом. Они знают, что должны прилагать усилия и усердно работать, но они также проводят некоторое время в общении и отдыхе. Они вместе едят, вместе смеются и преследуют общие интересы вне работы или «служения». Это дает легкомыслие, чтобы компенсировать иногда трудную работу, которую выполняют люди, а также позволяет им узнать друг друга в контексте, выходящем за рамки служения. Это пожинает плоды еще большего единства и приверженности.
6. Ощущение общей судьбы от Бога
. . . прославляя Бога и пользуясь расположением всего народа. И Господь ежедневно прибавлял к их числу спасаемых. (ст. 47)
Наряду с чувством благоговения, вызванным тем, что Бог ответил на молитву, члены первой церкви видели доказательства того, что Бог делает что-то, выходящее за рамки их просьб или ожиданий. Они видели, что Бог совершал Свою собственную работу и что они были связаны с силой, превосходящей их. Это была работа, которая превзошла их усилия и соединила их с вечным замыслом Бога. Бог преобразовывал реальную жизнь людей через божественное спасение и приводил их в Свою церковь.