Окуджава умер когда: Умер Б.Ш. Окуджава | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Разное

Умер Б.Ш. Окуджава | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

ПОЭТ, БАРД, КОМПОЗИТОР

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню – Неистов и упрям… – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в.

Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.

Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера – Надежда – Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965–1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969–1970), Путешествие дилетантов (1971–1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990–1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.

Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1967) в соавторстве с В.Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино.

Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997.

Энциклопедия “Кругосвет”

http://krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/OKUDZHAVA_BULAT_SHALVOVICH.html

“КОНЧИЛАСЬ ЭПОХА”

Вести из госпиталя становились все тревожнее и тревожнее. 10 июня в 11 вечера нам позвонила Оля: «Я в панике. Булату очень плохо. Я не знаю, к кому обращаться. По-русски здесь никто не говорит». Мы сказали, что сейчас свяжемся с дочерью. Моя жена позвонила в комендатуру госпиталя и попросила, чтоб к месье Окуджава пропустили переводчицу. Срочная необходимость. В комендатуре заверили, что никаких препятствий не будет.

Утром следующего дня мне по каким-то своим делам надо было оказаться в этом пригороде, и, опасаясь парижских пробок, я приехал туда очень рано. Приехал и подумал: «Раз у меня есть время, заеду к дочери». Выяснилось, что с вечера она домой не возвращалась. Я отвел детей в школу и пошел в госпиталь — не для того, чтоб нанести визит — в такую рань визиты не приняты, а просто узнать, что происходит. Дверь в палату была открыта. Я увидел, что Оля сидит у постели Булата, а сам Булат… Позвольте мне никому никогда не рассказывать, в каком состоянии я его увидел. В палате еще находилось пять человек в белых халатах. Дочь вышла ко мне и сказала, что у Булата сильное кровотечение, открылась язва, его переводят в реанимацию, а ее просят побыть там, пока он не заснет, ибо ему надо отдохнуть, второй такой ночи он не выдержит.

Потом дочь Алла звонила в реанимацию, и ей отвечали, что разговаривают с ней, потому что она — переводчица месье Окуджава, а вообще на них обрушился шквал звонков — из посольства, торгпредства, министерства, из Москвы, им некогда разговаривать, около месье Окуджава дежурят четыре врача, делаем все возможное.

12 июня к вечеру дочери позвонили из реанимации и попросили сообщить мадам Окуджава скорбную весть…

Врачи научились делать очень многое. Иногда медицина творит чудеса. Но врачи не могут одного: отменить смерть…

А теперь я позволю себе добавить несколько горьких слов.

Песни Окуджавы были знаменем шестидесятников. Истинные шестидесятники — это опальные литераторы и художники, кинематографисты и ученые, это ближайшее окружение академика Сахарова, правозащитники и диссиденты. Они подвергались репрессиям, их вынуждали к эмиграции или загоняли в угол, они никогда к власти не рвались. Их ряды редели, однако если раньше можно было провести границу по принципу: кто продается, а кто — нет, то сейчас эта граница размыта. Многие талантливые люди, ошалев от так называемых рыночных отношений, ударились в чернуху и порнуху, обслуживают власть имущих и нуворишей, изображают из себя пророков, вещают чудовищные глупости, спускают штаны на потеху публике, кривляются по телевизору, и не уставая кричат: «Я гениальный, я знаменитый, меня поют, меня танцуют, я популярен во всех странах, принят в клубы, занесен в справочники. ..» Но пока был жив Окуджава, при одном только его появлении «гении и знаменитости» начинали заикаться, сбавляя тон, — все-таки и ежу было понятно, кто есть кто.

Странное дело: человек тихонько в своем углу пощипывал струны гитары, сочинял исторический роман — и этого было достаточно, чтоб его коллеги не теряли остатки разума, совести и что там еще? К вопросу о роли личности в Истории и обществе…

Со смертью Окуджавы кончилась эпоха.

Из воспоминаний писателя Анатолия Гладилина

http://www.rg.ru/Anons/arc_2001/0609/5.shtm

“УМЕРЕТЬ – ТОЖЕ НАДО УМЕТЬ”

Умереть — тоже надо уметь,

на свидание к небесам

паруса выбирая тугие.

Хорошо, если сам,

хуже, если помогут другие.

Смерть приходит тиха,

бестелесна,

и себе на уме.

Грустных слов чепуха

неуместна,

как холодное платье — к зиме.

И о чем толковать?

Вечный спор

ни Христос не решил, ни Иуда…

Если т а м благодать,

что ж никто до сих пор

не вернулся с известьем оттуда?

Умереть — тоже надо уметь,

как прожить от признанья до сплетни,

и успеть предпоследний мазок положить,

сколотить табурет предпоследний,

чтобы к самому сроку,

как в пол — предпоследнюю чашу,

предпоследние слезы со щек. ..

А последнее — Богу,

последнее — это не наше,

последнее — это не в счет.

Умереть — тоже надо уметь,

как бы жизнь ни ломала

упрямо и часто…

Отпущенье грехов заиметь —

ах, как этого мало

для вечного счастья!

Сбитый с ног наповал,

отпущением ч т о он добудет?

Если б Бог отпущенье давал…

А дают-то ведь люди!

Что — грехи?

Остаются стихи,

продолжают бесчинства по свету,

не прося снисхожденья…

Да когда бы и вправду грехи,

а грехов-то ведь нету,

есть просто — движенье.

Б. Окуджава, 1966 г.

http://www.bokudjava.ru/U_5.html

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ В КОНФЛИКТЕ 1993 Г.

В 1993 году Окуджава подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993 года.

О сторонниках Руцкого высказался в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года так:

— Булат Шалвович, вы смотрели по телевизору, как 4 октября обстреливали Белый дом?

— И всю ночь смотрел.

— У вас, как у воевавшего человека, какое было ощущение, когда раздался первый залп? Вас не передёрнуло?

— Для меня это было, конечно, неожиданно, но такого не было. Я другое вам скажу. С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут понял: когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но все-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, как Хасбулатова и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это — заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это все можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разор жить и разогнать — всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!

— А с другой стороны, если бы президент пытался что-то предпринять раньше, демократы первые начали бы заступаться: дескать, душат демократию…

— Вот-вот, у нас есть такая категория либеральной интеллигенции, которая очень примитивно понимает нашу ситуацию. С точки зрения идеально демократического общества — да. Но у нас, повторюсь, нет никакого демократического общества. У нас — большевистское общество, которое вознамерилось создавать демократию, и оно сейчас на ниточке подвешено. И когда мы видим, что к этой ниточке тянутся ножницы, мы должны как-то их отстранить. Иначе мы проиграем, погибнем, ничего не создадим. Ну а либералы всегда будут кричать. Вот Людмила Сараскина, очень неглупая женщина, выступила с возмущением, что, дескать, такая жестокость проявлена, как можно, я краснею. Пусть краснеет, что же делать. А я думаю, что если к тебе в дом вошел бандит и хочет убить твою семью… Что ты сделаешь? Ты ему скажешь: как вам не стыдно, да? Нет-нет, я думаю, что твердость нужна. Мы — дикая страна.

— Президент на встрече с писателями (и это показывали по телевизору) оборонил такую фразу: «Жалко, что не пришел Окуджава»…

— Да, а я должен был прийти, но застрял в потоке машин и на час опоздал… Мы с ним были знакомы еще в самом начале перестройки — шапочно, конечно, но несколько раз встречались. Приятно, что президент меня помнит.

— Булат Шалвович, а за какой блок вы отдаете свой голос на выборах?

— Я голосую за «Выбор России».

Булат Окуджава – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, причина смерти, слушать песни онлайн

Биография Булата Окуджавы



Булат Окуджава – советский поэт и композитор, человек-эпоха, родоначальник бардовской песни. Со дня смерти легендарного исполнителя прошло уже много лет, а его песни не утратили актуальность и продолжают звучать на дружеских посиделках, в походах у костра и с экранов телевизоров.

На фото: Булат Окуджава


Детство и юношеские годы



Булат родился в Москве в семье идейных коммунистов-большевиков. До этого его родители, грузин Шалва Степанович Окуджава и армянка Ашхен Степановна Налбандян, проживали в Тифлисе (ныне Тбилиси), где активно занимались агитационной и просветительской работой. Сразу после свадьбы молодоженов направили на партийные курсы при МГУ. На вокзал их провожал Лаврентий Берия, соратник по Тифлисской партячейке.

Родители Булата Окуджавы были партийными активистами



В столице молодой семье выделили комнату в коммуналке на старом Арбате. 9 мая 1924 у Шалвы и Ашхен родился сын, которого сначала назвали Дорианом – в честь героя знаменитого романа Оскара Уайльда. Но через месяц родители передумали и дали малышу имя попроще – Булат.

Булат Окуджава в детстве



Осенью этого же года новоиспеченного отца отозвали обратно в Грузию – по личной рекомендации Серго Орджоникидзе он возглавил агитационный отдел Тифлисского горкома. Ашхен осталась с сыном в Москве, окончила партийные курсы и устроилась экономистом в хлопчатобумажный трест. Она периодически «подкидывала» малыша родственникам в Тифлис, из-за этого Булата в шутку называли «кукушонком», но все равно очень любили.

Булат Окуджава с мамой



В начале 30-х у Шалвы Степановича произошел серьезный конфликт с Берией. Серго Орджоникидзе выхлопотал ему место парторга на Нижнетагильском вагоностроительном заводе, и вся семья перебралась на Урал, в Нижний Тагил. Здесь в 1934 году у Булата появился брат, названный по моде тех лет Виктором, то есть победителем. Но мстительный Лаврентий Павлович не оставил Шалву в покое, и в 1937 году Окуджава-старший был арестован по ложному доносу и расстрелян как сторонник Троцкого и организатор покушения на наркома тяжелой промышленности.

Два брата отца и сестра Ольга тоже были расстреляны как пособники изменника родины. Пожалел Берия только Ашхен, потому что в юности питал к ней нежные чувства. Женщина была сослана в Карлаг, откуда вышла лишь только в 1946 году, чтобы в 1949 году вновь оказаться в лагерях и выйти на свободу лишь в 1954. Отношения с матерью у поэта были натянутыми.

Булат Окуджава в юности



Пятнадцатилетнего Булата родственники забрали в Тифлис. Там он окончил школу и устроился на завод учеником токаря. Юноша, росший, по его собственным словам, «красным мальчиком», не озлобился на советскую власть из-за случившейся в семье трагедии. При этом он не верил, что его родные могут быть изменниками родины, и искренне считал, что либо произошла ужасная ошибка, потому что он не знал более ревностных коммунистов, чем его родители, либо виноват он – не смог увидеть в родителях предателей.

Я жил у тети в Тбилиси. Мне было двенадцать лет. Как почти все в детстве и отрочестве, я пописывал стихи. Каждое стихотворение казалось мне замечательным. Они очень меня любили и всякий раз, прослушав новое стихотворение, восторженно восклицали: «Гениально!»



Когда началась Великая Отечественная война, Булат стал рваться добровольцем на фронт, но его не брали из-за возраста. Окончив девятый класс, юноша прошел двухмесячную военную подготовку и был зачислен минометчиком в 5-й гвардейский Краснознамённый Донской казачий корпус. В декабре 1942 он был ранен под Моздоком, после лечения в госпитале служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми, позже был радистом в артиллерийской бригаде на Закавказском фронте.

Война все время со мной: попал на нее в самое молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко…



Через полтора месяца после победы СССР стихотворение Булата Окуджавы впервые вышло в печати. «До свидания, сыны» опубликовали в в газете «Боец РККА» под псевдонимом А. Долженов:

Посидим под деревом, братцы.Ехать мне теперь далеко.Только с вами вот расставатьсяОчень, знаете, не легко.



Творческий путь



Демобилизовавшись по здоровью в марте 1944, Булат вернулся в Тбилиси и поступил на филологический факультет местного университета. Там он познакомился со своей первой женой Галиной, вместе с которой, получив диплом, отправился по распределению в Калужскую область. Два с половиной года он проработал учителем в деревнях Шамордино и Высокиничи, по вечерам писал стихи, в большей степени на военную тематику. В 1952 году переехал с семьей в Калугу, где преподавал русский язык и литературу в средней школе №5.

Булат Окуджава в молодости



Творчеством молодого учителя заинтересовались в редакции газеты «Молодой ленинец». Стихи Окуджавы стали регулярно публиковать на страницах этого издания, и вскоре о нем заговорили в местных литературных кругах. В 1956 году Булат выпустил свой первый поэтический сборник «Лирика» и в этом же году, после ХХ съезда КПСС и последующей после него реабилитации родителей, вступил в партию. После этого он вернулся в Москву, где продвинутые ценители современной поэзии уже были хорошо знакомы с его творчеством и с нетерпением ждали.

Русский поэт Булат Окуджава



В столице Окуджава опубликовал несколько поэтических сборников, в 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» вышла его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр», за которой последовали «Глоток свободы», «Похождения Шипова, или Старинный водевиль», «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом». Занимался переводами с арабского, шведского, финского языков, писал книги для детей и сценарии для фильмов. В 1962 году стал членом Союза писателей СССР, работал в издательстве «Молодая гвардия» и в «Литературной газете», входил в учредительный совет газет «Московские новости» и «Общая газета».

Но широкую известность ему принесли авторские песни, послушать которые собиралась вся московская интеллигенция. Его особая интимная манера исполнения с переборами под цыганскую гитару создавала в зале удивительную атмосферу душевности и тепла – зрители знали все песни наизусть и охотно подпевали автору. Позже этот жанр назвали бардовской песней, а в один ряд с Окуджавой стали Александр Галич, Юрий Визбор и Владимир Высоцкий. Особенно популярной стала песня «Полночный троллейбус», которую Булат Шалвович впервые исполнил в фильме «Цепная реакция» (1962). Песня тут же ушла в народ – ее пели в походах, на праздниках и просто на кухнях.

Булат Окуджава – Полночный троллейбус (1957)



В 1970 году с экрана прозвучала еще одна песня, которая хоть и была написана после войны, стала в один ряд с легендарной «Катюшей», «Землянкой» и «Синим платочком». Это была «Нам нужна одна победа» из военной драмы «Белорусский вокзал», которую исполнила несравненная Нина Ургант.

Булат Окуджава исполняет свои песни



В общей сложности Окуджава написал песни для восьмидесяти фильмов, среди которых всеми любимые «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «катюша», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и даже «Приключения Буратино».

В 1967 году в Париже была записана его первая виниловая пластинка, а с 1970 сборники песен Окуджавы стали выходить и в СССР. С появлением магнитофонов записи стали расходиться еще быстрее, и слава о советском барде распространилась далеко за пределы Союза. В конце 80-х – начале 90-х Булат Шалвович много гастролировал за рубежом, особенно тепло его встречали эмигранты. Его песни возвращали слушателей в то время, когда они были молоды, счастливы и верили в светлое будущее своей родины.

Булат Окуджава в домашней обстановке



Все это осталось в далеком прошлом, да и сам Окуджава к концу жизни разуверился в коммунистических идеалах и в 1990 году вышел из рядов партии. Он осудил деятельность Ленина и Сталина и в одном из интервью озвучил идею о сходстве сталинского режима с фашистским. После неудачной попытки октябрьского переворота 1993 года в негативном ключе высказывался о его лидерах Руцком, Хасбулатове и Макашове и настоятельно требовал от властей прекратить войну в Чечне.

Личная жизнь Булата Окуджавы



Булат был неравнодушен к женщинам, воспевал их в своих стихах, а они отвечали ему взаимностью. В школьные годы он не стеснялся ухаживать за девочками, носить им портфели и провожать до дома. Но из-за частых переездов отношениям не суждено было перерасти в крепкое чувство, хотя с одной из одноклассниц, Ольгой Мелещенко, в которую он влюбился в четвертом классе, Окуджаве довелось встретиться в Нижнем Тагиле спустя много лет. Он был очень растроган, когда Ольга Николаевна, его первая любовь, вышла на сцену, чтобы его поприветствовать. Они переписывались до самой смерти Булата Шалвовича, и сейчас в семье Мелещенко бережно хранят его письма.

Ольга Мелещенко, первая любовь Булата Окуджавы




В 1944 году Окуджава был комиссован по ранению и ненадолго приехал в Москву по делам. На Арбате он познакомился с девушкой Валей, в которую тут же влюбился. Он красиво ухаживал, посвящал ей стихи, но красавица предпочла другого. Позже девушка стала известной телеведущей Валентиной Леонтьевой, всеми любимой «тетей Валей» из передачи «Спокойной ночи, малыши». Их встреча состоялась спустя 40 лет – на ней настоял редактор программы, который узнал об их давнем знакомстве и задумал сделать об этом сюжет. Окуджава откликнулся на приглашение и в конце эфира подарил Валентине сборник своих стихов со словами: «Сколько всего могло быть иначе…».

Валентина Леонтьева сожалела, что они с Булатом потеряли эти 40 лет



Первой женой поэта стала Галина Смольянинова, его однокурсница по Тбилисскому университету. Вместе они уехали по распределению в Калужскую область и вскоре создали там семью. По вечерам Булат читал любимой стихи, подыгрывая себе на гитаре – так постепенно родилась идея бардовских песен, на которые его вдохновила первая жена.

Первая жена Булата Окуджавы – Галина Смольянинова



К сожалению, этот брак оказался недолгим – первая дочь умерла вскоре после родов, для обоих супругов это стало огромной трагедией, от которой им так и не удалось полностью оправиться. Даже рождение сына Игоря (1954) не смогло скрепить трещавший по швам союз, а переезд в Москву и вовсе поставил крест на счастливой семейной жизни. Повзрослев, Игорь стал музыкантом, играл на гитаре в ВИА «Високосное лето». Но судьба его сложилась трагично: он вел не самый здоровый образ жизни и умер в 1997 году.

Старший сын Булата Окуджавы – Игорь



Булат с головой погрузился в творческую жизнь столицы – его окружали интересные талантливые люди, среди которых было немало очаровательных женщин. Сначала он закрутил роман с Ольгой Батраковой, затем влюбился в актрису Жанну Болотову, год обивал пороги Ларисы Лужиной.

В 1964 году супруги развелись, а ровно через год Галина умерла от сердечного приступа. Игоря забрали ее родственники и не давали мальчику видеться с отцом, у которого вскоре появилась новая жена.

Булат Окуджава и Ольга Арцимович в молодости



Встреча с Ольгой Арцимович, племянницей знаменитого советского физика, круто изменила жизнь Окуджавы. Едва увидев красавицу-блондинку в компании общих друзей, он тут же потерял голову и решил для себя, что завоюет ее сердце во что бы то ни стало. Влюбленного поэта не смущало, что Ольга была замужем – он пригласил девушку на свидание в Дом литераторов и в тот же вечер предложил ей руку и сердце.

Арцимович не смогла устоять перед таким напором, тем более она тоже была очарована Окуджавой, сразу распознав в нем гения. Объяснившись с мужем, девушка собрала вещи и перебралась к Булату Шалвовичу. В 1964 году (по другим данным, в 1965) у них родился сын Булат, он же Антон. Повзрослев, он стал композитором и музыкантом, часто аккомпанировал отцу на концертах.

Булат Окуджава с сыном Антоном



Супруги прожили душа в душу почти двадцать лет, но появление в жизни Окуджавы Натальи Горенко разрушило семейную идиллию. Знакомство состоялось в Институте советского законодательства, где Горенко работала после окончания МГИМО, а Булат Шалвович выступал с концертом. Наташа очень любила его песни, знала их наизусть и сама неплохо пела. 57-летний поэт был совершенно очарован 26-летней девушкой, он стал ей звонить, интересоваться жизнью.

Булат Окуджава и Наталья Горленко, его последняя любовь



И вскоре ей действительно понадобилась его помощь – Наташа была беременна от своего мужа, но потеряла ребенка сразу после родов, тем самым повторив судьбу самого Окуджавы. Эта трагедия сблизила Наташу и Булата Шалвовича – они начали тайно встречаться, несколько лет жили на две семьи, но оформить отношения официально так и не решались.

От жены он не ушел



До Ольги доходили слухи о тайном романе мужа, но она не хотела им верить и всеми силами пыталась сохранить семью. Но когда Окуджава с Горенко стали вместе выступать на концертах и правда выплыла наружу, терпение уязвленной женщины лопнуло, и она пригрозила подать на развод. Булат пообещал расстаться с Натальей и действительно целых семь лет избегал с ней встреч. Но духовная связь между ними осталась – когда Окуджава умирал в Париже на руках у законной жены, Горенко в Москве неожиданно потеряла сознание, а на следующий день стало известно о смерти поэта.

Последние годы и смерть



С начала 90-х годов Окуджава большую часть времени проводил вместе с семьей на даче в Переделкино, куда к нему приезжали друзья и поклонники. Булат Шалвович не очень любил шумные компании, но не мог отказать почитателям своего таланта, среди которых были члены правительства и другие влиятельные персоны.

Булат Окуджава в старости



В 1995 году в Париже состоялся один из последних концертов барда. Главным организатором был близкий друг Окуджавы, постпред РФ в ЮНЕСКО Михаил Федотов. Зал был так переполнен, что великая княгиня Леонида Георгиевна Романова, немного опоздавшая к началу, не смогла пробраться к своему месту и вынуждена была все первое отделение сидеть на ступеньках. Аккомпанировал Булату Шалвовичу его младший сын, талантливый пианист, композитор и аранжировщик.

Окуджаве было непросто петь два часа – за несколько лет до этого он перенес сложную операцию на сердце. Врачи рекомендовали ему избегать тяжелых нагрузок и сильных эмоциональных переживаний, но, к сожалению, ситуация со старшим сыном Игорем не позволяла ему находиться в душевном равновесии. У юноши были проблемы с алкоголем и наркотиками, он неоднократно проходил реабилитацию в специализированных клиниках, но каждый раз срывался и принимался за старое.

Концерт Булата Окуджавы в Германии, 7 мая 1997 года



11 января 1997 года Игорь умер, и это событие стало для Окуджавы огромным потрясением. Он резко сдал, потерял интерес к жизни – жене и младшему сыну стоило немалых усилий, чтобы вывести его из этого состояния.

Летом семья отправилась в Париж, любимый город Окуджавы, чтобы побродить по знакомым улочкам и встретиться с друзьями. Вечером все вместе пошли ужинать в китайский ресторан, где Булат Шалвович написал такие строки: «Бамбук с китайскими грибами вкушал я жадными губами». Тогда еще никто не знал, что они станут последними в его жизни…

На следующий день Окуджава слег с высокой температурой и был госпитализирован в клинику парижского пригорода Кламар. Обычный грипп дал осложнения на и так изношенное сердце поэта, открылась язва желудка, и 12 июня 1997 года Окуджава скончался. За день до смерти его супруга провела в больничной палате обряд крещения, как завещал когда-то святой старец Иоанн, ее духовник.

Могила Булата Окуджавы



Тело Булата Шалвовича перевезли на родину и похоронили на Ваганьковском кладбище. Каждый год в день рождения поэта в Переделкино проходит концерт его памяти. Сюда съезжаются известные и начинающие артисты, поэты, композиторы, чтобы вспомнить Окуджаву, послушать его стихи и спеть любимые песни.

Лучшие фильмы

  • 1986: «Храни меня, мой талисман»

Биография Булата Окуджавы | Русская поэзия

Булат Шалович Окуджава (1924 – 1997) – поэт-бард и писатель, один из основоположников русского жанра под названием сын автора г или подпольного Гитарно-Поэзия движения. Сын грузинского отца и армянской матери, он родился в Москве. В 1937 году его отец был убит в тюрьме, а его мать была арестована в том же году и десять лет провела в трудовых лагерях. В 1941 году в возрасте 17 лет Окуджава пошел добровольцем в пехоту Красной Армии и с 1942 участвовали в войне Великой Отечественной войны. После увольнения со службы в 1945 году он окончил Тбилисский университет по специальности преподаватель. В течение пяти лет он преподавал в сельской школе Калужской области, где появился его первый том « Лирика » (1956). Хотя у него не было формального музыкального образования, он исполнял свои стихи в сопровождении семиструнной гитары.

К 1960-м годам Окуджава приобрел широкую известность в России как поэт-исполнитель. Он был одним из первых, кто исполнял поэтические композиции с посланиями, воспринимаемыми как неофициальные, хотя в текстах речь шла о любви или о таких простых вещах, как московская улица или последний троллейбус. Его песни часто описывали современную городскую жизнь, но были иронично сатиричны официальной версии, написаны в лучших традициях эзоповского языка, проникнуты чувством таинственности и иронии, отклоняясь от типичной советской музыки. К Окуджаве никогда не относились как к политическому диссиденту, так как содержание его песен не выражало открытого сопротивления, но сохраняло определенную недоговоренность (Террас 19).85).

Его песни о войне составляли важную часть его репертуара. Основными темами его военных песен были жестокость войны, человеческая слабость, непреходящее присутствие надежды. Он выразил свое личное отношение к войне, сосредоточив внимание на человеческих жертвах, тщетности войны, как, например, в своей песне The Paper Soldier . Он обладал исключительным мелодическим даром, а интеллигентные тексты его песен идеально сочетались с его музыкой и голосом.

С начала 60-х годов его песни записываются и поются городской молодежью и русской интеллигенцией в походах, в студенческих общежитиях, на квартирах. Интеллигенция широко распространяла его записи в магнитиздах.

Окуджава был членом Союза писателей и известен как писатель-историк. Его дебютная негероическая военная повесть «Прощай, школьник » (1961), за которой последовала нетрадиционная историческая пьеса о декабристах «Вкус свободы » (1966). По словам Быкова, биографа Булата Окуджавы, декабристы привлекали Окуджаву не только своей «благородной» и «самоотверженной» политической деятельностью, но и бесстрашным сопротивлением самодержцам, усиливавшим рост либерализма в России. В 1969, Окуджава опубликовал свой первый исторический роман « Бедный Авросимов », действие которого происходит в 1820 году. В одном из самых популярных его исторических романов « Путешествие дилетантов » (1978) изображен классический персонаж середины XIX века «лишний человек» (Быков 2009).

Быков также утверждает, что Окуджава не проводил систематических исследований своих популярных исторических работ, а опирался на творческую и независимую жилку диссидента, имеющего свой собственный подход к истории. Как выразился Окуджава в своей песне Пишу исторический роман (1975) «Каждый пишет, как слышит, Каждый слышит, как дышит, Как дышит, так и пишет…»

Булат Окуджава скончался во Франции, куда он приехал с частным визитом.

Источники

Быков Дмитрий. Булат Окуджава . Молодая Гвардия, 2009.

Смит, Джеральд Стэнтон. песен на семь струн: русская гитарная поэзия и советская «массовая песня». Блумингтон: Издательство Индианского университета, 19.84.

Террас, Виктор. Справочник русской литературы. 1985

Булат Окуджава; Русский поэт, певец

L.A. Times Archives

From Times Staff and Wire Reports

герой многих советских либералов в 1960-х, умер. Ему было 73 года.

Окуджава скончался в четверг вечером в военном госпитале парижского пригорода Кламар во время поездки во Францию.

Поэт перенес несколько операций по шунтированию сердца в Соединенных Штатах. Его первый случай произошел в медицинском центре Сент-Винсент в Лос-Анджелесе в 1991 году после того, как он заболел во время выступления перед русскими эмигрантами в Голливуде. Не готовый к счету за медицинские услуги в размере 56 000 долларов, Окуджава выразил благодарность калифорнийцам и другим американцам после того, как спонтанные доноры собрали деньги.

Его жена Ольга сообщила российскому информационному агентству ИТАР-ТАСС в пятницу, что Окуджава заболел гриппом около недели назад и что через три или четыре дня у него возникли серьезные осложнения.

Она сказала, что среди проблем был сильный стресс от одиночества в чужой стране, где он не говорил на языке.

«Булат чувствовал себя очень одиноким в этой чужой атмосфере, среди чужих. Больше всего на свете ему хотелось бы умереть в Москве», — сказала она.

Окуджава приобрел широкую известность в России в 1960-е годы как певец и гитарист, который был одним из первых, кто исполнял поэтические композиции с посланиями, воспринимаемыми как диссидентские, хотя тексты песен касались любви или таких простых вещей, как последний троллейбус домой.

Сообщения были настолько тщательно засекречены, что советские власти никогда не относились к Окуджаве как к политическому диссиденту.

Слушатели, живо помнящие Иосифа Сталина, нашли его в песне о черном коте, который терроризирует соседей, «пряча улыбку за усами». Пацифистский подтекст в других песнях контрастировал с официальной поддержкой военных.

Образ диссидента Окуджавы подкреплялся более поздними романами — гротескными рассказами о русских революционерах и писателях XIX века, преследуемых царской разведкой.

Писатель родился 9 мая 1924 года в Москве. Его отец был партийным функционером и был расстрелян во время сталинских репрессий в 1937 году. Его мать была арестована в том же году и десять лет провела в трудовых лагерях.

После изучения лингвистики в Тбилисском университете в Грузии, Окуджава пошел добровольцем воевать против немецкой армии в 1942 году. его письмо и музыка.

Советская критика набросилась на его автобиографический антивоенный роман 1961 года «Будь здоров, школьник», сетуя на «детскую психологию героя».

Окуджава до конца жизни оставался ведущей фигурой в российских интеллектуальных кругах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Надо дело делать господа надо дело делать: Надо, господа, дело делать!

«Надо, господа, дело делать!» | Пресса«Надо, господа, дело делать!»Реплика профессора Серебрякова из “Дяди Вани” (ставшего одной из многочисленных успешных актерских работ юбиляра) обычно звучит уничижительно

Разное

Царство небесное есть внутри вас: Толкования Священного Писания. Толкования на Лк. 17:21

Толкования Священного Писания. Толкования на Лк. 17:21СодержаниеТолкования на Лк. 17:21
Свт. Лука Крымский
Свт. Григорий Нисский
Прп. Макарий Великий
Прп. Максим Исповедник
Прп. Анастасий Синаит
Прп. Амвросий Оптинский
Прп. Серафим Саровский
Прп. Филофей