Определение жертва: Что-то пошло не так (404)

Разное

Жертва

5 ступеней веры

  • Жертва Богу энцик­ло­пе­дия изре­че­ний Святых отцов
  • Жерт­во­при­но­ше­ния у евреев Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия
  • Зачем при­но­сят жертвы? А. Дес­ниц­кий
  • Как при­но­сили жертвы в Иеру­са­лим­ском храме диакон Андрей
  • Жерт­во­при­но­ше­ния в вет­хо­за­вет­ный исто­ри­че­ский период. Про­об­разы Иску­пи­тель­ной Жертвы Христа в иудей­ском обря­до­вом зако­но­да­тель­стве А.М. Леонов
  • Отно­ше­ние Евха­ри­стии к Гол­гоф­ской Жертве иерей Олег Давы­ден­ков
  • Время появ­ле­ния у евреев жерт­во­при­но­ше­ний и идея, заклю­чен­ная в них архим. Тихон (Агри­ков)
  • Жерт­во­при­но­ше­ние: уми­ло­стив­ле­ние или искуп­ле­ние? прот. Джеймс Берн­стайн
  • Почему сыны Изра­и­левы види­мым обра­зом при­но­сили в жертву скот? блж. Авгу­стин
  • Евха­ри­стия как ново­за­вет­ное жерт­во­при­но­ше­ние архиеп. Михаил (Мудью­гин)
  • О смысле и зна­че­нии кро­ва­вых жерт­во­при­но­ше­ний в дохри­сти­ан­ском мире прот. Тимо­фей Бут­ке­вич
  • О жерт­вах и жерт­во­ва­те­лях прот. Дио­ни­сий Свеч­ни­ков
  • Жерт­во­при­но­ше­ния в Ветхом Завете

Же́ртва

1) жерт­во­при­но­ше­ние, свя­щен­ное при­но­ше­ние чего-либо или кого-либо в дар Еди­ному и Истин­ному Богу, совер­ша­е­мое в рамках рели­ги­оз­ного обряда;
2) при­но­ше­ние кого-либо или чего-либо в дар ложным богам или демо­нам, осу­ществ­ля­е­мое в рамках язы­че­ских или демо­ни­че­ских куль­тов;
3) внут­рен­ний доб­ро­воль­ный отказ чело­века от чего-либо во имя Еди­ного и Истин­ного Бога;
4) доб­ро­воль­ный отказ чело­века от чего-либо во имя кого-либо, не обла­да­ю­щего Боже­ствен­ным досто­ин­ством;
5) Иску­пи­тель­ные Стра­да­ния и смерть Гос­пода Иисуса Христа на Кресте; Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

В Ветхом Завете под жерт­вой пони­ма­лось уми­ло­сти­ви­тель­ное или бла­го­дар­ствен­ное при­но­ше­ние Богу от земных плодов или от цар­ства живот­ных. При этом обряд жерт­во­при­но­ше­ния не под­ме­нял и не затме­вал собой смысл рели­гии. Внеш­няя жертва не исклю­чала собой внут­рен­ней жертвы (Притч.15:8). На про­тя­же­нии всей про­ро­че­ской эпохи про­роки наста­и­вали на необ­хо­ди­мо­сти внут­рен­ней жертвы – сокру­ше­ния духа пред Богом и совер­ше­ния пра­вед­ных дел мило­сер­дия. Внеш­ние вет­хо­за­вет­ные жертвы слу­жили вели­ким про­об­ра­зом той доб­ро­воль­ной Спа­си­тель­ной жертвы, кото­рую неко­гда Сын Божий имел при­не­сти на земле за грехи людей. В своем высшем зна­че­нии вет­хо­за­вет­ные жерт­во­при­но­ше­ния спо­соб­ство­вали под­го­товке чело­ве­че­ского рода к при­ше­ствию Бого­че­ло­века Иисуса Христа.

Жертва в Новом Завете – Подвиг Бого­че­ло­века Иисуса Христа, заклю­ча­ю­щийся в крест­ных стра­да­ниях и крест­ной смерти, при­ня­тый Им мир ради искуп­ле­ния грехов мира. На Гол­гофе Гос­подь доб­ро­вольно принёс Себя в жертву ради спа­се­ния чело­века. Он стра­дал и умер не потому, что не мог избе­жать стра­да­ния, но потому что воз­же­лал постра­дать. Он Сам допу­стил над Собою совер­шиться вре­мен­ному тор­же­ству неправды. Его стра­да­ние не было необ­хо­ди­мо­стью, но было про­яв­ле­нием Боже­ствен­ной Любви. Святой Гри­го­рий Нис­ский сказал, что Хри­стос не стал ждать, когда Он будет вынуж­ден к Своей жертве пре­да­тель­ством Иуды, злобой свя­щен­ни­ков, нера­зу­мием народа: «Он пред­ва­рил эту волю зла, и до того, как был к тому вынуж­ден, вольно отдал Себя нака­нуне Стра­стей, в Вели­кий чет­верг, даро­вав Свою плоть и кровь». Именно поэтому гово­рится о Христе как об Агнце, «пред­опре­де­лен­ном прежде осно­ва­ния мира» (1Пет.1:19) и даже «заклан­ном от созда­ния мира» (Откр.13:8).

Итак, если в Ветхом Завете жертву при­но­сил чело­век, то в Новом Завете Жертву при­но­сит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою поло­жит за друзей своих» (Ин. 15:13). И если с раз­ру­ше­нием храма вет­хо­за­вет­ные жертвы упразд­ни­лись, то иску­пи­тель­ная Хри­стова Жертва, еди­но­жды при­не­сён­ная на Гол­гофе, всегда, ныне и присно, явлена нам на Литур­гии, потому что на Литур­гии явля­ется нам Сам Хри­стос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.

Бес­кров­ная Жертва – одно из назва­ний Таин­ства Евха­ри­стии.

***

прот. Вале­риан Кре­че­тов

Суть жертв Вет­хого Завета, кото­рые при­но­си­лись пат­ри­ар­хами, заклю­ча­лась в том, что эти жертвы явля­лись про­об­ра­зом жертвы Сына Божия за грехи всего миpa. Поэтому вет­хо­за­вет­ная жертва и была жерт­вой кро­ва­вой. Она несла в себе символ Агнца, заклан­ного за весь миp. И когда совер­ши­лось испол­не­ние этого про­об­раза, тогда кро­ва­вая жертва пре­стала. Потому в пра­во­слав­ном миpe всякие кров­ные жерт­во­при­но­ше­ния отсут­ствуют.

Жертва Сына Божия, Бого­че­ло­века, яви­лась сви­де­тель­ством исти­ной веры. Как гово­рит свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский, ни один из пред­во­ди­те­лей все­воз­мож­ных тече­ний и учений не принес себя в жертву за своих после­до­ва­те­лей. Только один Сын Божий постра­дал прежде всех за всех.

Это сви­де­тель­ство истин­ной любви – до смерти. Об этом и ска­зано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою поло­жит за други своя (Ин. 15:13). Эта жертва, при­не­сен­ная за весь миp, явля­ется сви­де­тель­ством любви Божией к чело­веку, к миpy. К тому миpy, кото­рый Гос­подь сотво­рил и кото­рый воз­вра­ща­ется к Богу через очи­ще­ние, через пока­я­ние. Тако бо воз­люби Бог миp, яко и Сына Своего Еди­но­род­ного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погиб­нет, но имать живот вечный (Ин.3:16). Эти слова ска­заны в Еван­ге­лии для того, чтобы засви­де­тель­ство­вать истину любви Божией. Любовь Божия – это сущ­ность Боже­ства. Это то, что только и можно постиг­нуть, испо­ве­дуя Святую Троицу.

«Всё ли равно, как верить?»

Подвиг веры Авра­ама, за кото­рый его до сих пор про­слав­ляет Цер­ковь, состоял в том, что он согла­сился при­не­сти в жертву Богу своего сына. Что же похваль­ного в готов­но­сти убить своего ребенка?

Сергей Худиев

Совре­мен­ному чита­телю эта исто­рия непо­нятна из-за непо­ни­ма­ния куль­тур­ного кон­тек­ста. На самом деле, это исто­рия отмены чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния. В ту эпоху при­не­сти в жертву Богу пер­венца было обще­из­вест­ной прак­ти­кой. Обычно это совер­ша­лось в каких-то осо­бенно тяже­лых обсто­я­тель­ствах – при напа­де­нии пре­вос­хо­дя­щих врагов, эпи­де­мии, когда люди шли на край­ние меры, чтобы «досту­чаться до небес».

Как мы читаем, напри­мер, в Книге Царств, «И увидел царь Моавит­ский, что битва одо­ле­вает его, и взял с собою семь­сот чело­век, вла­де­ю­щих мечом, чтобы про­биться к царю Едом­скому; но не могли. И взял он сына своего пер­венца, кото­рому сле­до­вало цар­ство­вать вместо него, и вознес его во все­со­жже­ние на стене» (4Цар.3:26, 27).

Авраам про­яв­ляет пре­дель­ную свою пре­дан­ность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, при­ни­мает пре­дан­ность Авра­ама, но не при­ни­мает самой жертвы.

«И про­стер Авраам руку свою и взял нож, чтобы зако­лоть сына своего. Но Ангел Гос­по­день воз­звал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не под­ни­май руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожа­лел сына твоего, един­ствен­ного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запу­тав­шийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во все­со­жже­ние вместо сына своего» (Быт.22:10–13).

Для древ­него созна­ния харак­терно пре­це­дент­ное право. На вопрос «почему мы, изра­иль­тяне, в отли­чие от сосед­них наро­дов, не при­но­сим чело­ве­че­ских жертв» исто­рия Авра­ама давала ответ: потому что Бог в свое время отме­нил это, дав Авра­аму Свое бла­го­сло­ве­ние и без такой жертвы.

В исто­рии Церкви образ Авра­ама, кото­рый был готов при­не­сти в жертву Богу своего Сына, пре­ди­зоб­ра­жает самого Бога, о кото­ром ска­зано: «Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Так как ника­кие жертвы, при­но­си­мые людьми, не могли иску­пить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жерт­вой.

***

Во вре­мена Вет­хого Завета жертвы имели несколько зна­че­ний:

  • Во-первых, жерт­вуя что-либо Еди­ному Богу, люди при­уча­лись к мысли о суще­ство­ва­нии Еди­ного Бога;
  • во-вторых, жерт­во­при­но­ше­ния (в част­но­сти “мирные” жертвы) при­об­щали людей к мысли о бли­зо­сти Бога к людям;
  • в‑третьих, при­нося жертвы (в част­но­сти “жертвы бла­го­да­ре­ния”) люди при­уча­лись бла­го­да­рить Бога за ока­зан­ные им бла­го­де­я­ния;
  • в‑четвертых, люди при­уча­лись к мысли о соб­ствен­ной гре­хов­но­сти (“жертвы повин­но­сти”, “жертвы за грех”) и о том, что осво­бож­де­ние от гре­хов­но­сти воз­можно не иначе как при помощи Божией;
  • в‑пятых, совер­ше­ние жерт­во­при­но­ше­ний в едином месте  (при скинии, затем — при Храме) спо­соб­ство­вало еди­не­нию Изра­иль­ского народа, и пр.
  • Нако­нец, жерт­во­при­но­ше­ния слу­жили про­об­ра­зами Крест­ной Жертвы, спо­соб­ствуя под­го­товке людей к При­ше­ствию Мессии и пра­виль­ному при­ня­тию Искуп­ле­ния. С заклю­че­нием Нового Завета кро­ва­вые жертвы, прак­ти­ко­вав­ши­еся в среде Изра­иль­ского народа во вре­мена Вет­хого Завета, были отме­нены.

В насто­я­щее время в пра­во­слав­ных храмах, во время Боже­ствен­ной Литур­гии, осу­ществ­ля­ется Евха­ри­сти­че­ская Жертва. Кроме того, хри­сти­ане регу­лярно жерт­вуют свои силы, время, мате­ри­аль­ные сред­ства на благие цели во Славу Божию.

  • 7.8 тыс. 0