Особенности жития: Особенности жанра жития? — ответ на Uchi.ru

Разное

Сочинение на тему Особенности жанра жития (На примере «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого)

Сочинение


Особенности жанра жития (На примере «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого)
1. История жанра жития. 2. Особенности жанра. 3. «Житие Сергия Радонежского».

Житие — жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Древнерусская литература развивалась в условиях общего подъема Руси, развития русской письменности. В княжеской и церковной среде появилось много образованных людей. Д. С. Лихачев высказывал мнение, что древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и сюжета: «Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни». Ее герои — исторические лица, а не выдуманные персонажи. Жизнеописания святых, агиография, — вид церковной литературы. В этом жанре писались житии-мортирии (о мученической смерти святого) и рассказы о монашеском житии, жизни праведника. Постепенно житие обогащается описанием посмертных чудес святого, рассказами о нем, несколько житий объединяются в одно. Многие из них воспринимаются со временем как документально-исторические. В XI-XII веках были написаны жития Антония и Феодосия Печерских, два жития Бориса и Глеба. Русские книжники, знатоки византийской агиографии, обладали высоким мастерством, проявляли литературный талант и художественную самостоятельность. Создание своих, а не переводных житий является важным событием в идеологии Руси. Князья добились у константинопольского патриарха разрешения канонизировать русских святых, что, в свою очередь, повысило авторитет русской церкви. И непременным условием для канонизации святого стало создание жития. Описания жизни святых получают большое распространение в древнерусской литературе. Церковь собирает факты из биографий подвижников. Сначала пишут о мучениках, первых христианах. В прологах, книгах смешанного содержания, были жития святых и указания, когда празднуются их именины. В минеях рассказы о святых были расположены по месяцам. Потом появляются сборники житий — патерики, затем календари и месяцесловы.

Первые русские агиографы — митрополит Киприан и Пахомий Логофет. Жития русских святых составлялись по образцу греческих. То есть задачей произведения было восхваление святого, описание его чудес и подвигов, недостаток же биографических сведений заменяли общие места и риторические рассуждения, религиозные назидания. Часто из-за этого терялась индивидуальность святого. Епифаний Премудрый, составитель житий Сергия Радонежского и Стефана Пермского, внес в жития еще больше витийства, чем его предшественники. Позже их продолжатели добавили в жития и автобиографические факты, рассказывая о современных общественных, государственных и церковных событиях. Поэтому по житиям XVI века можно узнать о личности автора и месте его проживания. Всего насчитывается сто пятьдесят шесть житий древнерусских святых. Это биографии духовных и светских лиц, христианских мучеников, канонизированных церковью. Среди них и Владимир I Святославович, княгиня Ольга, Александр Невский, Дмитрий Донской.

Характерные черты агиографического канона — отрешенность от конкретных фактов, имен, патетика драматических эпизодов, лишенные живости диалоги и монологи, описания тех моментов из жизни святого, о которых просто нет никаких сведений, например, о детских годах, о времени затворничества. Наблюдается тенденция к абстрагированию повествования, отрыву от конкретности, появляются эпизодические персонажи без имен: просто «муж некто», «некая жена». Это характерно, к примеру, для жития-мортирия, рассказа о мученической смерти святого, где обязательны противопоставление добра и зла, особая напряженность сцены смерти, направленная на то, чтобы вызвать у читателя сопереживание. Но в других житиях и рассказах о жизни праведников появляются реалистические детали, растет психологизм характеров, диалоги становятся более правдоподобными. Чудеса и видения, многочисленные детали быта придают описаниям живость и жиз­ненность.

Рассмотрим подробнее «Житие Сергия Радонежского», созданное пермским епископом Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах. По его мнению, основной принцип создания жития — показать исключительность героя, величие его подвига, отрешенность от всего земного. Автор насыщает житие цитатами из Священного писания, находя аналогии в Библии. Язык жития, в отличие от обыденной речи, наполнен восторженной эмоциональностью и украшательством. Автор говорит о тщетности попыток найти нужное слово, и в то же время поражает читателя «плетением словес».

В «Житии Сергия Радонежского» указывается, что Сергий родился «от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены». Первое чудо произошло с ним еще до рождения, он в чреве матери трижды закричал на литургии. Окрестили его Варфоломеем. Родители спросили у иерея, что могли значить эти крики младенца в утробе. Иерей объясняет чудо, говоря, что этот ребенок — «сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». Автор указывает, что мальчик медленно учился читать, потому что был божественный промысел получить Варфоломею книжное учение от Бога. Он встретил старца-черноризца, и в тот же час в ответ на его просьбу было даровано ему знание грамоты. То есть способность к учению, по мнению автора, — дар Божий.

Варфоломей стремился к аскетизму, иноческой жизни. Старший его брат женился, а после смерти супруги «стал монахом в монастыре Покрова святой Богородицы в Хотькове». Вместе с Варфоломеем они ушли в пустынь, руководствуясь наставлением Бога и делая все с молитвой. Срубили церковь во имя святой Троицы. Стефан ушел в монастырь, а Варфоломей остался жить, страдая за веру, в нужде и лишениях, приняв постриг и имя Сергий. Его смущают «демонские козни и ужасы», нападения зверей. Говорится в житии о чудесном обращении Сергия с животными. С одним медведем инок всегда делится последним куском хлеба.

За испытания он благодарит Бога и не ропщет на судьбу. Бог заботится о нем и бережет, посылает к нему монахов, они остаются с ним и уговаривают его стать игуменом монастыря. Сергий благочестив, трудится для братии, занимается благотворительностью, привечает нищих и странников.

В этом житии присутствуют исторические реалии: в частности, говорится, что отец мальчика раньше был боярином ростовским, но переселился в Радонеж, потому что обнищал «из-за частых хождений с князем в Орду, из-за набегов татарских, из-за даней тяжких ордынских. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар, и после него продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское отошло к Москве. И многие из ростовцев москвичам имущество свое поневоле отдавали». Потом «ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю». Великий князь Дмитрий приходит спросить у Сергия разрешения «против безбожных выступить». Сергий «благословил его, молитвой вооружил» и велел «заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде». Князь обещал в случае победы поставить монастырь в честь пречистой Богоматери. Благословения святого помогали одолеть робость воинов, и с помощью Бога они победили врага.

Когда Сергий умирает («отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать»), он прощается с братством и, совершив молитву, «предает душу Господу».

Развитие жанра жития выражалось в попытках отойти от канонов в использовании литературного вымысла, избежании прямолинейной дидактики, употреблении более простого и живого языка и происходило вместе с ростом образованности общества.

Жанр «житие» на уроке в 8 классе

   

учитель литературы высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

В статье представлен опыт проведения одного урока литературы в 8 классе по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой (часть1, Москва, «Дрофа» 2015) из раздела «Древнерусская литература. Историческая личность на страницах произведений древнерусской литературы» по теме «Жития святых «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого Александра Невского»». Нами были спланированы 4 урока по этой теме «Житие» (2 урока), Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (2 урока).

Представляем содержание и способы развертывания учебного материала первого урока из двух по теме «Житие. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого Александра Невского»». Нами были спланированы следующие виды деятельности учащихся на уроке (в том числе формирование УУД):

– чтение и понимание прочитанного;

– готовность применять ранее приобретенные знания;

– извлечение необходимой информации из самостоятельно прочитанного текста;

– составление учебных вопросов;

– определение основной и второстепенной информации;

– самостоятельно формулировать цели урока.

Урок начинаем с повторения основных особенностей древнерусской литературы и основных жанров древнерусской литературы.

На слайде представлен план ответа по теме «Основные особенности древнерусской литературы». Формулируем задание для учащихся: восстановите недостающий пункт плана, который отражает недостающую особенность древнерусской литературы, и дайте полный ответ по предложенной теме.

План ответа:

1. Рукописная книга.

2. Анонимность многих произведений.

3. Жанровость литературы.

4. Объединение произведений в сборники.

5.? (Нужно добавить – Тесно связана с религией).

По этой же модели организуем повторение по теме «Основные жанры древнерусской литературы»

План ответа:

1. Летопись.

2. Воинская повесть.

3. Хождение.

4. Поучение.

5. Слово.

6.? (Нужно добавить – житие).

Объявляем тему урока: «Житие. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Предлагаем учащимся спланировать цели урока и наметить пути достижения поставленных целей. После корректировки спрашиваем: слышали ли ученики выражение, которое начинается словами: «Кто с мечом к нам придет, », если «да», предлагаем его восстановить и объяснить, как его можно понимать.

В ходе обсуждения показываю фото актера Н. Черкасова в роли Александра Невского в фильме «Александр Невский». Сообщаю, что эти слова произносит Александр Невский в этом фильме (это решение авторов фильма). На самом деле это цитата из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

На слайде демонстрируем изображение Александра Невского на фоне Московского Кремля. Спрашиваем, как называется такое изображение (жанр живописи).

Вопрос «Кого изображали (-ют) на иконах?» позволяет развернуть беседу, в ходе которой ученики делятся своими знаниями. Расширяем их знания на основе словарной работы.

Материал для словарной работы:

1. Нимб, а, м Часть изображения Бога или святого на иконе или картине религиозного содержания, сияние вокруг головы или над головой как символ божественности, святости; син.: венец, ореол.

2. Праведник, канонизирован, причислен к лику святых

На следующем этапе урока организуем работу обучающихся с учебником. На слайде представлен клоуз-тест, составленный на основе одного предложения из статьи учебника «Житие» (стр. 50-52).

Автор жития преследовал прежде всего дать такой образ святого, который соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое.

Ученики без труда восстанавливают пропущенное слово «цель». Предлагаем ученикам сравнить восстановленное предложение с предложением в статье. В статье учебника: «Автор жития преследовал прежде всего задачу дать такой образ святого, который соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое». В ходе обсуждения приходим к выводу, что в статье слово «задача» использовано неудачно. Наш опыт использования на уроке ляпов и ошибок в учебнике описан в публикации в электронной газете «Интерактивное образование» («Работа по формированию коммуникативной грамотности обучающихся с помощью ошибок и «ляпов» в школьном учебнике», февраль 2015).

Предлагаем самостоятельное чтение статьи «Житие» (2 первых абзаца) и выполнение заданий по вариантам:

1 вариант – ученики составляют вопросы по содержанию статьи.

2 вариант – ученики отвечают на эти вопросы.

Представляем некоторые вопросы, которые составили ученики:

1. Где возник жанр житие?

2.Что означает слово «житие» в церковно-славянском языке?

3. О чём рассказывается в житиях?

4. Какова цель создания жития?

5. Что известно об авторах житий?

Приступаем к чтению «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого Александра Невского». Учитель предваряет чтение произведения следующими словами: Мы будем читать «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» (вторая половина 13 века). Русская Церковь особым подвигом святости считала княжеское служение, причисление князя к лику святых для средневекового человека свидетельствовало о том, что страна, в которой жил правитель, избрана Богом. Древнерусская литература не знала светских жизнеописаний князей-воинов, повествование о таком князе было возможно лишь тогда, когда его изображали как святого.

1) Первый абзац читает учитель. Вопрос после прочтения: о ком и о чём пойдёт речь в житии? Найдите основные эпитеты, характеризующие этого героя и его жизнь.

2) Второй абзац. Самостоятельное чтение. Найдите ответы на вопросы: какой художественный прием лежит в основе этого отрывка? С какими историческими личностями сравнивает автор князя Александра Невского? Какие качества подчеркиваются?

3) 3, 4, 5-й абзацы – самостоятельное чтение.

Задание. Расскажите, как принял вызов князь.

4) 6, 7-й абзацы – чтение вслух, соблюдая интонации жития как жанра. (Об этом сказать особо.)

5) 8, 9, 10-й абзацы – самостоятельное чтение, пересказ.

6) Стр. 56 (последний абзац) – О каком чуде идет речь?

7) Прокомментировать последнее предложение жития. Это можно сделать как устно, так и письменно, обязательно оценить ответ, так как он показывает понимание и усвоение изученного на уроке

Домашнее задание: прочитать «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра».

Выбрать для выполнения одно задание:

1. Собрать правила для написания жития. Использовать статью учебника, записи в тетради и доп. литературу (письменно).

2. Составить монолог по теме «Житие – жанр древнерусской литературы» и устно представлять его. Использовать статью учебника, записи в тетради и доп. литературу.

Количество просмотров: 6214  

7 безошибочных характеристик жизни

Нравится? Поделиться этим!

Отличительные черты, отличающие живое существо от неодушевленного предмета, являются основными характеристиками жизни. В этой статье мы обсудим семь характерных черт жизни, которые являются общими для всех живых организмов.

Согласно биологии, науке, изучающей живые организмы, именно жизнь отличает активные организмы от материи неорганической природы. Если что-то имеет жизнь, то оно будет самоподдерживающимся по своей природе по сравнению с чем-то, что не обладает жизнью, либо потому, что оно мертво, либо неодушевлено. Все живые организмы состоят из клеток, используют энергию, поддерживают гомеостаз, реагируют на раздражители, размножаются, приспосабливаются к изменениям в окружающей среде и передают характеристики своим потомкам.

Если вы изучаете биологию, характеристики, определяющие жизнь, — это одна из главных вещей, которую вы узнаете. Этими свойствами обладают все живые организмы. Они разделяют эти основные свойства жизни, что делает их живыми и, следовательно, отличными от неодушевленных существ. Хотя есть некоторые характеристики, специфичные для вида, эти семь жизненных характеристик являются общими для всех живых существ. Здесь мы рассмотрим, каковы характерные черты жизни.

Ячейки

Клетки являются основными единицами жизни каждого живого организма. Все живые существа состоят из одной или нескольких клеток. Существуют одноклеточные организмы, состоящие только из одной клетки, и многоклеточные организмы, состоящие из множества клеток, каждая из которых выполняет определенные функции. Клетка состоит из органелл, таких как митохондрии, ядро, аппарат Гольджи и т. д., которые являются эквивалентами органов в нашем теле. Эти органеллы состоят из углеводов, белков, липидов и нуклеиновых кислот и выполняют такие функции, как производство энергии в виде АТФ, перенос молекул, синтез белков и т. д. Клетки одного типа объединяются и образуют ткани, которые, в свою очередь, образуют органы.

Гомеостаз

Все живые организмы поддерживают гомеостаз, то есть процесс, посредством которого внутренняя среда тела регулируется для поддержания стабильного состояния. Этот процесс был определен сначала Клодом Бернаром, а затем Уолтером Кэнноном. Всем организмам необходимо поддерживать стабильную среду для поддержания клеточного метаболизма, необходимого для жизни. Если внутренняя среда организма нарушена, то возможно нарушение нормальных процессов. Одним из лучших примеров, объясняющих этот феномен поддержания гомеостаза, является то, как тело уравновешивает изменение температуры тела, выполняя действия, которые балансируют. Если вы чувствуете холод, то непреднамеренно вы начинаете дрожать, что заставляет мышцы производить тепло. В качестве альтернативы, если вам жарко, тело вырабатывает пот, который способствует испарению тепла из тела.

Наследственность

Все живые организмы получают некоторые наследственные признаки от своих родительских организмов. Все организмы передают свои гены своим потомкам. Гены, состоящие из ДНК, содержат всю информацию, которая является наследственной по своей природе. Именно эти гены делают организм предрасположенным проявлять определенные характеристики или вести себя определенным образом. Изучение наследственности называется генетикой, и именно наследственность заставляет виды развиваться путем накопления различных характеристик родительских организмов в течение определенного периода времени.

Использование энергии

Все живые организмы нуждаются в энергии для выполнения различных функций, таких как развитие, рост, устранение повреждений, размножение и т. д. Большинству живых организмов нужна эта энергия в форме АТФ, и их потребность проистекает из потребности в энергии для жизнедеятельности. функции движения и обмена веществ. Метаболическая деятельность включает в себя набор процессов, которые позволяют живым организмам поддерживать жизнь. Анаболизм использует энергию для преобразования химических веществ в клеточные компоненты, такие как молекулы, а катаболизм производит энергию, расщепляя молекулы из органического вещества. Растения преобразуют энергию, полученную от солнечного света, для производства питательных веществ в процессе фотосинтеза. С другой стороны, животные потребляют другие организмы, чтобы восполнить свою потребность в энергии.

Размножение

Все живые организмы размножаются, т. е. процесс, посредством которого образуются новые организмы того же типа. Размножение может быть бесполым, когда один родитель производит организм, или половым, который объединяет мужские и женские половые клетки, а два родительских организма каждого пола вносят в организм наследственную информацию. Когда одноклеточный организм делится с образованием дочерней клетки, это называется бесполым размножением, а процесс размножения животных называется половым размножением.

Реакция на окружающую среду

Все живые организмы реагируют на стимулы в окружающей среде, такие как свет, температура, звук, тепло и т. д. Реакция может быть любой формы, например, когда одноклеточные организмы подвергаются воздействию химических веществ, они сокращаются. У человека случайное прикосновение к любому объекту, демонстрирующему экстремальные температуры, может вызвать внезапный рывок. Реакция организма обычно выражается каким-либо движением.

Эволюция и адаптация

Все организмы проходят процесс адаптации, чтобы приспособиться к окружающей среде. Например, у большинства растений, произрастающих в пустыне, есть сочные листья, которые позволяют им накапливать и сохранять воду. Они развиваются в течение определенного периода времени в зависимости от окружающей их среды. Это фундамент процесса эволюции.

Если вам нужно объяснить учащимся эту биологическую концепцию, лучший способ сделать то же самое — использовать различные живые организмы и составить рабочий лист, который позволит учащимся изучить эти функции более практическим образом. Надеюсь, эта статья помогла вам понять основную разницу между живым организмом и неодушевленным объектом.

Без категорий

Получайте обновления прямо в папку «Входящие»

Подпишитесь, чтобы получать последние и лучшие статьи с нашего сайта автоматически каждую неделю (плюс-минус)… прямо в папку «Входящие».

Обновления блога

Адрес электронной почты
*

1.4: Характеристики жизни — Биология LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    6255
  • Что общего между бактерией и китом?

    Есть ли у них общие характеристики с нами? Все живые организмы, от мельчайших бактерий до самых крупных китов, обладают определенными жизненными характеристиками. Без этих характеристик нет жизни .

    Характеристики жизни

    Посмотрите на утиную приманку в Рисунок ниже. Он очень похож на настоящую утку. Конечно, настоящие утки — живые существа. А что насчет подсадной утки? Он похож на утку, но на самом деле сделан из дерева. Ложная утка не обладает всеми характеристиками живого существа. Какие характеристики отличают настоящих уток от подсадной утки? Каковы характеристики живых существ?

    Эта приманка для утки выглядит живой. Он обманывает даже настоящих уток. Почему это не живое существо?

    Чтобы быть классифицированным как живое существо, объект должен обладать всеми шестью из следующих характеристик:

    1. Он реагирует на окружающую среду.
    2. Он растет и развивается.
    3. Производит потомство.
    4. Поддерживает гомеостаз.
    5. Имеет сложный химический состав.
    6. Состоит из ячеек.

    Реакция на окружающую среду

    Все живые существа обнаруживают изменения в окружающей их среде и реагируют на них. Что будет, если наступить на камень? Ничего такого; камень не отвечает, потому что он не живой. Но что, если вы думаете, что наступаете на камень, а на самом деле наступаете на панцирь черепахи? Черепаха, скорее всего, ответит вам движением — она может даже схватить вас!

    Рост и развитие

    Все живые существа растут и развиваются. Например, семя растения может выглядеть как безжизненный камешек, но при правильных условиях оно вырастет и разовьется в растение. Животные тоже растут и развиваются. Посмотрите на животных в Рисунок ниже. Как будут меняться головастики по мере того, как они растут и превращаются во взрослых лягушек?

    Головастики претерпевают множество изменений, чтобы стать взрослыми лягушками.

    Размножение

    Все живые существа способны к размножению. Размножение — это процесс, посредством которого живые существа порождают потомство. Размножение может быть таким же простым, как деление одной клетки с образованием двух дочерних клеток. Однако в целом все гораздо сложнее. Тем не менее, независимо от того, является ли живое существо огромным китом или микроскопической бактерией, оно способно к размножению.

    Сохранение неизменности

    Все живые существа способны поддерживать более или менее постоянную внутреннюю среду. Они обеспечивают относительную стабильность вещей внутри независимо от условий вокруг них. Процесс поддержания стабильной внутренней среды называется гомеостазом . Люди, например, поддерживают стабильную внутреннюю температуру тела. Если выйти на улицу, когда температура воздуха минусовая, тело не замерзнет. Вместо этого дрожанием и другими средствами он поддерживает стабильную внутреннюю температуру.

    Сложная химия

    Все живые существа — даже самые простые формы жизни — имеют сложный химический состав. Живые существа состоят из больших сложных молекул, и они также претерпевают множество сложных химических изменений, чтобы остаться в живых. В любой данный момент в каждой клетке происходят тысячи (или более) таких химических реакций. Метаболизм представляет собой совокупность всех биохимических реакций, происходящих в клетке или организме. Сложная химия необходима для выполнения всех функций жизни.

    Клетки

    Все формы жизни состоят как минимум из одной клетки. Клетка является основной единицей строения и функции живых существ. Внешне живые существа могут сильно отличаться друг от друга, но их клетки очень похожи. Сравните клетки человека слева на рис. ниже и клетки луковицы справа на рис. ниже. Чем они похожи? Если вы нажмете на анимацию под названием Внутри клетки по ссылке ниже, вы сможете заглянуть внутрь клетки и увидеть ее внутреннюю структуру. http://bio-alive.com/animations/cell-biology.htm

    Клетки человека (слева). Луковые клетки (справа). Если бы вы посмотрели на клетки под микроскопом, вы могли бы увидеть вот что.

    Сводка

    • Все живые существа обнаруживают изменения в окружающей их среде и реагируют на них.
    • Все живое растет и развивается.
    • Все живые существа способны к размножению, процессу, посредством которого живые существа производят потомство.
    • Все живые существа способны поддерживать постоянство внутренней среды за счет гомеостаза.
    • Все живые существа имеют сложный химический состав.
    • Все формы жизни состоят из клеток. Клетка является основной единицей строения и функции живых существ.

    Узнать больше

    Используйте этот ресурс, чтобы ответить на следующие вопросы.

    • http://www.hippocampus.org/Biology → Неспециализированная биология → Поиск: Определение биологии
    1. Что включает в себя «биология»?
    2. Какие характеристики определяют жизнь?
    3. Дайте определение метаболизму.
    4. Живы ли вирусы? Поясните свой ответ.

    Обзор

    1. Перечислите шесть характеристик всех живых существ.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts