Отец серафим хмелево отзывы: Отзывы о паломнической поездке по маршруту Хмелево-Брест
Отзывы о паломнической поездке по маршруту Хмелево-Брест
23 сентября 2018 года паломническая служба Свято-Покровского кафедрального собора города Гродно организовала поездку в Хмелево и православный Брест. Паломническая группа была небольшой, но мобильной и дружной, так как всех духовно объединяла цель поездки. Ведь тем, кто едет в святые места, важно «не только просить, но искать и действовать, стараясь, как сказал Апостол, быть готовыми на всякое благое дело» (2 Тим. 2, 21).
Паломники высказали добрые слова обэтой замечательной поездке.
Людмила Кивлюк:
Выдалось замечательное ранее воскресное утро. От встающего солнышка в монастыре Хмелево золотились не только купола храма, а и осенние листья, ветви деревьев…
Внутри намоленных деревянных стен старинной Спасо-Преображенской церкви мы перед службой благоговейно приложились к почитаемым святыням, среди которых список чудотворной иконы Ченстоховской Божией Матери, очень редкая икона Николая Чудотворца, на которой он изображен в белой ризе, и Покровская икона Божией Матери, обновившаяся в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Частичку Животворящего Креста Господнего из Иерусалима, недавно подаренного храму, выносят из алтаря по особым праздничным дням.
Узнала у местных жителей, что наместник хмелевского монастыря игумен Серафим – уроженец Жабинки. Его очень любят все прихожане, тепло рассказывают нам, приезжим, о том, как он стал священником и монахом, как тянутся к нему и дети и взрослые, подчеркивают, что жизнь сельчан нельзя рассматривать отдельно от жизни монастыря.
Потом был Брест, подаривший нам красивый осенний денек без дождя. Православный гид, сопровождавшаянас по Бресту, с большой любовью рассказала о духовной жизни древнего города.
Удивил необычной архитектурой храм Тихвинской иконы Божией Матери, расположенный в городском микрорайоне «Ковалево». Коллектив архитекторов и проектировщиков простой ангарвсего за несколько лет превратил то ли в подобие взлетающей благородной птицы, то ли в сказочный корабль, в котором можно скрыться от жизненных бурь…
Часть нашей паломнической поездки была посвящена местночтимому святому Афанасию Брестскому.
Афанасий (Филиппович),игуменСвято-Симеоновского монастыря, прославлен Церковью в лике преподобномучеников. Мы посетили Свято-Афанасиевский Брестский мужской монастырь, открытыйна месте мученической кончины Афанасия Брестского в посёлке Аркадия Брестского района. Интересны росписи, сделанные в маленькой и очень уютной церкви Святого Афанасия, построенной в конце XIX – начале XX века, рассказывающие о житии святого. Только в этой церкви мы впервые увидели еще одну святыню – икону Купятичской Божей Матери, изображенную в виде креста.
В красивейшем Брестском Кафедральном соборе во имя Св. преподобного Симеона Столпника– единственном храме города, где богослужения проводились при всех властях – уже шла вечерняя служба, когда мы приложились кчастице мощей преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, положеннойв специальную раку.Рядом со Свято-Симеоновским собором установлен бронзовый памятник Афанасию Брестскому.Рада, что выполнила просьбу о. Вячеслава Гапличника, поклониться мощам святого. Настоятель храма в честь преподобномученика Афанасия Брестского г. Гродно, дал мне такое благословение после вечернего богослужения по случаю престольного праздника прихода в микрорайоне «Зарица».
Валентина Лагонда:
В Спасо-Преображенском мужском монастыре с. Хмелево Брестской Епархии, который находится в Жабинковском районе, подарком нам всем стала степенная, духовно наполненная служба, которую возглавлял сам игумен Серафим (Петручик), наместник хмелевского монастыря. Проповедь, с которой обратился пастырь к верующим, была такой, что почти каждый из стоящих в храме был уверен: это слово сказано лично для него. Отец Серафим, конечно, видит, что сюда редко приезжают в радости, он сострадает нам в наших болезнях и скорбях, но больше акцентирует внимание на любви. Любите Бога, любите своих близких, постоянно напоминает он, любите даже врагов, без этого не может быть истинной любви Христовой.
В любой поездке всегда радуюсь возможности выполнить послушание для других паломников. В этот раз помогала в трапезной. После трапезы нам предложили экскурсию. Как рассказал нам молодой послушник Роман, на месте монастыря раньше стояла лишь древняя церквушка, которая никогда не закрывалась и не осквернялась (в наше время ее украшает табличка, что это памятник архитектуры XVIII века –1725 год – и он охраняется государством).
Обитель здесь возникла в конце девяностых, и удивительно, как за такой короткий срок она стала одним из ведущих духовных центров Беларуси. Хотя в братии всего 10 человек, они смогли возвести второй храм – Ченстоховский, корпуса для проживания и трапезную, гаражи, хозпостройки. Каждый год заготавливают огромное количество дров, т.к. во всех зданиях печное отопление, обрабатывают 22 гектара земли, занимаются полеводством, садоводством, пчеловодством, ухаживают за коровой. Да, верно говорят, что образ жизни монаха – труд и молитва.
Анна Рыкова:
Впечатлила, в первую очередь, доброжелательность тех, кто встречал нас на брестской земле, трепетное отношение к святыням.
Запомнился обновленный к своему 1000-летию Брест, архитектурные решения и оформление новых микрорайонов, величественных брестских храмов. Какой огромный творческий труд вкладывают прихожане и монахини в ландшафтный дизайн монастырских и прихрамовых территорий! Восхитили топиарии и монастырский огород женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который обосновался в одной из бывших военных казарм на Госпитальном острове.
По-новому взглянула на расположенную на территории Брестской крепости гарнизонную Свято-Николаевскую церковь.Это купольное здание, церковную базилику в византийском стиле, возвели в 1851 – 1876 годах Главный храм Западнорусского края начала ХХ века, был одним из самых красивых, построенных в центре Европы. Он и сегодня впечатляет внешней отделкой после реконструкции,семиярусным паникадилом (особая люстра с 12 иконами и 104 свечами), сводами нижнего храма в честь святого мученика Иоанна Воина.
Поразил Свято-Воскресенский собор, высота которого до основания креста – 41 метр. Это самая величественная церковь Брестской епархии. Храм и рядом стоящая колокольня – как вечные, неугасимые свечи,возжженные благодарными потомками в память о воинах, погибших в 1941-1945 годах за Победу. Как форпост Православия, стоит он на героической Брестской земле.
Обязательно расскажу о поездке своим знакомым.
Людмила Петровна:
Мне очень нравятся поездки с паломнической службой кафедрального собора. В прошлое воскресенье мы отлично съездили в Кракотку. А сегодня с большим интересом посетили Брест. Всегда только хорошие впечатления, радостные события. Я часто молюсь Св. Николаю Чудотворцу, и в лотерею, предложенную Ириной в дороге, выиграла большой календарь на 2019 год с иконой святого. Хочется еще и в следующем году поехать от собора в другие святые места Беларуси.
Отзывы записала участница паломнической группы Людмила КИВЛЮК
14 октября приглашаем в Минск: Великий чин освящения Храма-памятника Всех Святых. Службу возглавит Патриарх Кирилл
Паломническая служба Покровского собора, контактные телефоны: +375 29 584 80 81; +375 29 184 80 31 (Ирина)
Как белорусский игумен Серафим исцеляет молитвой язвы, пьянство и наркоманию
Комсомольская правда
ОбществоИнтересноеСвятые места: Беларусь
Наталия КРИВЕЦ
23 августа 2012 1:00
Корреспондент «Комсомолки» побывала в Спасо-Преображенском монастыре под Брестом, куда паломники из разных стран едут за спасением от страшных недугов
Служба подходила к концу. На монастырском дворе было немноголюдно. Молодой мужчина на скамейке грустно смотрел куда-то вдаль. Я присела рядом.
— У вас тоже что-то случилось? — первым вступил в разговор мужчина.
— Нет, я журналистка, двенадцать лет назад приезжала к отцу Серафиму, делала с ним интервью. Тогда еще не было этого монастыря. Была Хмелевская пустынь. А сейчас приехала посмотреть на монастырь, поговорить, если получится.
— Без веры сюда не едут, — заметил мой собеседник.
Я задумалась: мне было радостно и спокойно. Но разве радость и спокойствие на душе — признак неверия? Другое дело, что к отцу Серафиму люди действительно едут чаще не радостью поделиться, а бедой. В Спасо-Преображенский монастырь в Хмелево, деревня в 5 километрах от Жабинки, в 20-ти — от Бреста, народ стекается отовсюду, по номерам машин на стоянке легко определить — вот это паломники из России, эти — из Украины, а вот несколько машин с европейскими номерами. Едут из Москвы, Симферополя, Вологды, Мордовии, Забайкалья, Польши, Украины, Франции, Канады и Америки. Слава об игумене Серафиме (Петручике) столь же велика, как сила его молитвы, исцеляющей от страшных недугов — от беснования, раковых болезней, пьянства, наркомании. Ничего удивительного, что в день, когда игумен проводит молебен о недужных — чин изгнания бесов (люди называют это просто — отчитка), в монастырском дворе яблоку негде упасть, сюда стекаются по четыреста — пятьсот человек. Прежде отчитки проходили каждую субботу, сейчас — раз в месяц.
— Тяжело это очень, нет уже того здоровья, что было прежде, — объясняет отец Серафим.
Старинный деревянный храм, куда многие едут за исцелением
«В церковь ходить — не значит верить»
Поговорить с настоятелем подробно в эту встречу не удалось.
— А что ж вы, барышня, без крестика? — с улыбкой посмотрел на меня старец. — Крестик надо носить. А интервью не буду давать. Смотрите, слушайте, пишите, что видите…
Вообще-то, он со всеми строг и краток. Желающих получить «рецепт» исцеления от отца Серафима много, и большинство стремится улучить минутку, чтобы лично подойти к старцу.
— Батюшка, у меня такое горе, — вытирает слезу женщина. — Дочка не хочет работать врачом.
— И не заставляйте. Она будет плохим врачом. Пусть учится на того, на кого сама хочет.
— Так она уже отучилась. Такое горе… Уехала в Лондон. Там работает, но не нравится ей.
— Все хорошо с вашей дочкой, нет у вас никакого горя, — определяет старец. — Найдет она свой путь.
— Не складывается у нее там. Она и в церковь ходит, молится, и все равно не складывается.
— В церковь ходить — не значит верить. Без веры молитва не поможет, — заключает отец Серафим и дает понять: разговор окончен.
Молодая пара что-то шепчет старцу на ухо. Он пристально всматривается в лица парня и девушки и успокаивает:
— Все у вас будет хорошо.
Молодые девчонки подхватываются со скамейки:
— Батюшка, благословите на учебу в институте.
Отец Серафим, кажется, на глазах молодеет. С улыбкой благословляет.
— Батюшка, я к вам за советом. С мамой плохо совсем, в больнице она, — скороговоркой выдает женщина. — Может, к вам ее привезти?
Отец Серафим не расспрашивает подробно, что за болезнь, но пристально всматривается в женщину. «Я слышала, он может, даже не видя человека, определить, поможет он ему или нет», — шепчет мне на ухо кто-то.
— Не надо привозить, пусть все принимает, что врачи приписывают. А вы закажите молебен за здравие, я буду за нее молиться.
«Я только молюсь, а исцеляет Господь»
Рассказы о том, как и кому помог старец, в Хмелево передают из уст в уста.
— У нас в больнице в Жабинке одна медсестра никак не могла от язв на ногах избавиться. Чем только не лечила! Посоветовали ей сюда, в Хмелево, съездить. Она не особо верила, но поехала. Всего один раз съездила на отчитку — на следующий день все язвы позаживали. Ей-богу, сама видела! — крестится для пущей убедительности женщина.
— А я видела, как девочку в припадке мама на руках принесла, а отец Серафим положил ей руку на голову, и девочка успокоилась, — охотно поддерживают разговор прихожане.
— Люди тут и костыли оставляют. Алкоголики пить бросают. Даже от рака, бывали случаи, исцелялись.
— А бесплодные после молитвы отца беременеют…
— А как из людей бесы выходят — так это страшно смотреть. Люди и корчатся, и воют, как волки. Отец Серафим после отчитки сам сильно болеет. Исцеляя других, «сжигает» себя.
В том, что исцеления при посещении монастыря бывают, сомневаться не приходится. Но настоятель монастыря не устает напоминать, что это не чудеса, сотворенные его руками, а Божья благодать. «Я только молюсь, а исцеляет Господь», — не устает напоминать он. И терпеливо после каждого молебна о недужных объясняет: причина наших бед — грехи, а скорби и телесные болезни — это уже следствие. Так что есть универсальный «рецепт» для всех: не надеяться на чудо и на заказанный молебен за здравие, а трудиться над своей душой. Раз в месяц исповедываться и причащаться, читать каждый день хотя бы по одной главе Евангелия, делать добрые дела.
Людей отец Серафим видит, кажется, насквозь.
— Бывает, что пара подходит, просит благословить, а он уже видит, что им не судьба жить вместе. И не благословляет, — рассказывают прихожане.
Сидеть на скамеечке у церкви и слушать все эти истории, кажется, можно бесконечно, но женщин ждут обычные мирские дела, и мы прощаемся. А я замечаю, что к отцу Серафиму дождался своей очереди мой самый первый собеседник, грустный молодой мужчина. Явно смущаясь, он что-то шепчет батюшке на ухо.
— А ты брось пить, найди работу, докажи ей, что ты можешь быть хорошим мужем. И тогда она к тебе вернется, — громогласно вразумляет старец.
Такой простой рецепт счастья… Уверена — мужчина сто раз слышал эти же слова от своих друзей и родных, но УСЛЫШАЛ он только отца Серафима. Чудеса, да и только…
КСТАТИ
От болезней исцеляет чудотворная икона
Хмелевская Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1725 году, за триста лет ни разу не осквернялась, не закрывалась и не горела, хоть и деревянная. Пробуешь вбить в стену гвоздь — он нагревается, но не идет, словно это не дерево, а камень. Внутри намоленных деревянных стен — множество святынь: очень редкая икона Николая Чудотворца, на которой он изображен в белой ризе, Покровская икона Божией Матери, обновившаяся в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, частичка Животворящего Креста Господнего из Иерусалима. Но главная святыня — Ченстоховская икона Божьей Матери, точнее, очень древний список с той иконы, оригинал которой написан евангелистом Лукой и хранится в польском городе Ченстохове.
Именно с этой иконой связана легенда. Когда-то святой лик хранился в часовне у местного помещика. Однажды часовня сгорела, а икона осталось целой и невредимой, только сильно потемнела. А помещику было откровение: построить для иконы новый храм. Он построил Спасо-Преображенскую церковь, которая стоит и сегодня.
В ХХ веке икону неоднократно пытались украсть, но всякий раз она снова возвращалась на место. А в конце 90-х с иконой случилось еще одно чудо. К отцу Серафиму привезли 10-летнюю девочку, которая не могла ни стоять, ни сидеть. Через неделю после молебна она сама вошла в церковь. В тот самый день Ченстоховская икона Божьей Матери обновилась, на ней проявились лики и венцы. После этого люди свято уверовали в ее чудотворную силу и стали получать у святого лика исцеления от болезней.
Дорогие читатели!
В случае беды мы все ищем помощи не только у врачей. Мы готовы верить в чудеса, и они действительно происходят. Если это случилось с вами или с вашими родными и знакомыми, напишите нам. Возможно, кому-то из наших читателей именно сейчас нужна помощь, и ваш рассказ о чудесном исцелении станет спасительной соломинкой.
Пишите на адрес: 2200005 Минск, а/я 192, или по электронной почте на ящик: [email protected] с пометкой «Чудесные исцеления».
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
оборотов вокруг крестообразной оси
Бенедикт Серафим
о. Серафим (Роза) Платинская
16 Минут
[Примечание: с 2002 года ежегодно читаю биографию блаженного иеромонаха Серафима. Начиная где-то осенью, в сентябре или октябре, я читаю главу или две почти каждый день. В 2002 году мое первое знакомство с о. Серафим прошел первое издание своего жизнеописания, автором которого является иеромонах Дамаскин Христинсон, Не от мира сего . В 2003 году, вскоре после выхода нового издания биографии и снова в 2004 году, я прочитал Отец Серафим Роуз: Его жизнь и труды . Прочитав оба, есть четкая разница между ними. Многие спорные моменты, связанные в основном со словами, воспоминаниями и последующим поведением о. Иноческий брат Серафима, игумен Герман, в новом жизнеописании вырезан и заменен гораздо более полными и богатыми рассказами о. Слово и дела Серафима. Однако в этом году я решил вернуться и перечитать оригинальное издание биографии. Вместо того, чтобы самому писать о нем рецензию, я решил позволить о. Духовный сын Серафима иеромонах Амвросий (о. Алексий) Слова Молодого к измерению первое издание жизнеописания, Не от мира сего .]
Отзыв иеромонаха Амвросия (Алексея) Юнга о Не от мира сего .
Без сомнения, покойный иеромонах Серафим (Роуз) был самым замечательным новообращенным американцем. Он был редактором журнала «Православная Америка» и редактором журнала « Православное Слово »; он также был автором многих книг и переводчиком и / или редактором многих других работ на английском и русском языках. Кроме того, он написал десятки статей на самые разные церковные темы и сочинил службы четырем святым. Его смерть в 1982 года, в возрасте сорока восьми лет, резко оборвал эту плодотворную карьеру. Те, кто имел честь знать о. Серафим лично, как и этот писатель более двенадцати лет, также видел кое-что из о. Серафим «человек»: духовник, монах, а в последние годы — священник и духовник. Блестящий и даже блестящий ум сочетался в нем с редкой душой и миролюбивой наружностью, скромной, тихой, спокойной личностью, которая, откровенно говоря, ненавидела споры и конфликты. Особенно ему не нравилась бы полемика, порожденная его биографией.
Многие из нас — его духовных чад и его читателей — давно хотели получить биографию о. Серафим. Некоторых, предполагая, что такая работа будет лишь прямым отчетом о его замечательной жизни и мыслях, попросили поделиться нашими личными воспоминаниями для такого исследования. Прошлым летом [1993–cdh], Не от мира сего: Жизнь и учение о. Серафим Роуз был опубликован. И действительно, биограф о. Damascene (Christensen) удалось объединить огромное количество материала. Он рассказывает о. жизни Серафима, и мы многое узнаем об о. Серафима, особенно его доправославной жизни, мы не знали прежде. Это, несмотря на то, что о. Сам Дамаскин почти не знал о. Серафима, а крестился только при о. Смерть Серафима. Книга также наполнена фотографиями, которые помогают оживить человека и его времена. «Не от мира сего» — это одновременно и сокровище, и разочарование, радость и печаль, вдохновение и скандал. Целью настоящего обзора является рассмотрение этих противоречий.
Некоторые могут спросить: а как этот рецензент-фр. Алексей Молодой-можно дать объективную оценку Не от мира сего ? Ведь как духовный сын о. Серафим (и сотрудник с ним по ряду проектов), о. Алексей, пожалуй, слишком близок к своему предмету. Также о. Алексей много лет был тесно связан со скитом преп. Германа Аляскинского (где жил отец Серафим) в Платине, штат Калифорния. Третье и, пожалуй, самое серьезное замечание из всех: пять лет назад о. Алексей ушел из Русской Зарубежной Церкви, и он уже не в состоянии говорить с какой-либо достоверностью.
Могу ли я сказать прямо, что именно из-за этих возражений я могу написать честный обзор этой биографии. Во-первых, хотя я знал этого человека, доверял ему и верил, что он достиг праведности, я не был слеп к его слабостям — и он бы этого не хотел. о. Серафим питал ужас к «гуруизму». Он никогда не требовал слепого или беспрекословного послушания, и его бы ужаснули утверждения, подобные напечатанному на обороте обложки книги: «Без о. Серафим, мы все были бы мертвы. В письме ко мне он однажды описал себя, явно преуменьшая, как всего лишь «старшего брата», того, кто сделал на пути на несколько шагов больше, чем я. то, что ты считаешь лучшим». Сам он всегда сохранял некую вежливую, но определенную «дистанцию» между собой и другими, чтобы мы могли смотреть на него объективно. Он не был ни холодным, ни заносчивым человеком, но не допускал никакого того, что мы сейчас назвали бы «созависимостью» между собой и другими.
Во-вторых, я был сторонним свидетелем ряда событий, описанных в этой книге; большинство из тех, что я лично не видел, были описаны мне о. Сам Серафим лично или письмом. Хотя скит св. Германа оказал очень большое влияние на мою жизнь, я считал невозможным поддерживать преходящие капризы и своеобразную экклезиологию тогдашнего настоятеля скита о. Герман (Подмошенский), когда после о. После смерти Серафима он вступил в почти параноидальную борьбу со своим правящим архиереем, архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Антонием. о. В конечном итоге Герман был отстранен от должности, а затем лишен сана Русской Зарубежной Церковью — после серии провокаций со стороны о. Герман, что привело бы в ужас о. Серафима, и чего никогда бы не потерпели, если бы он был жив. В-третьих, мой собственный уход из Русской Зарубежной Церкви в другую юрисдикцию не имел никакого отношения к о. Германа и скитских невзгод, и я не последовал за ним в его нынешнюю церковную принадлежность. Не отказывался я и от бесценного духовного образования, столь щедро полученного мною в лоне Зарубежной Церкви. На самом деле, в своих нынешних контактах с духовенством и мирянами других юрисдикций я с радостью и гордостью защищаю Зарубежную Церковь, когда ее критикуют.
Наконец, с момента выхода книги прошлым летом со мной связались десятки людей по всей стране, которые, не зная о. Серафима, но видя, что я многократно цитируюсь в жизнеописании, спросили моего мнения о книге и ее достоверности. Я чувствовал насущную ответственность за то, чтобы говорить правду и все исправить.
В определенном смысле эта биография представляет собой три книги в одной. Первый касается о. Ранние годы жизни Серафима и его интеллектуальное и духовное развитие до момента обращения в православие (около 250 страниц). Во второй подробно рассказывается о его жизни как православного христианина — мирянина, монаха, священника, писателя и учителя (более шестисот страниц). Последний и, к счастью, самый короткий раздел (около 150 страниц) посвящен событиям, происходившим после его кончины, — прежде всего о. Германа и хлопотные новые направления. Слово не агиография, а жизнеописание, и поэтому оно, естественно, содержит много материала личного и даже вроде бы тривиального характера, чтобы как можно полнее «наполнить» человека, особенно в годы его юношеского становления.
Прежде чем обсуждать эти три раздела, важно отметить, что эта биография лучше всего выглядит, когда о. Серафиму позволено говорить за себя. Поскольку он оставил после себя значительный объем опубликованных работ, много писал писем, а также вел частный дневник, мы можем кое-что знать о том, что он переживал, думал и чувствовал по поводу многих вещей как в своей жизни, так и в жизни. более широкой жизни Церкви. В этих частях книги — а их много — мы узнаем о. Серафима мы знали и так тепло помним.
Но, к сожалению, есть и ряд критических мест, где мы не слышим о. «голос» Серафима; и мы действительно не слышим голоса о. Дамаскин, автор, либо. Вместо этого мы подчиняемся взглядам и толкованиям о. Герман, соучредитель Свято-Германовского скита и о. монашеский брат Серафима, и не все эти идеи разделял о. Серафим. Кто знает о. Герман может быстро определить эти отрывки — и, к сожалению, их много. о. Стиль речи и письма Германа весьма своеобразен, стиль, совершенно не разделяемый ни автором, ни о. Серафима, который писал и говорил очень несентиментально и сухо. Возможно, эти разделы были просто продиктованы о. Дамаскин, который затем отредактировал и исправил их, включив в текст. В любом случае то, что мы встречаем в некоторых отрывках, — это не неприукрашенный о. Серафима, а о. Собственная версия Германа.
Пр. Использование Дамаскином псевдонимов для некоторых лиц — обычно епископов и других видных деятелей Зарубежной Церкви, которых о. Герману это не нравится — это ненаучно, по-детски и оскорбительно. Можно понять, что было бы уместно изменить имена менее важных лиц, чтобы защитить их частную жизнь, но делать это с известными, публичными фигурами не имеет смысла, так как большинство читателей знают или могут легко узнать, кто эти люди. действительно есть. Откровенно говоря, трусливо менять имена только тех, кого критикуют, клевещут и высмеивают. В некотором смысле первая часть этой книги является самой важной и самой позитивной. Это освежает, особенно для тех, кто знал зрелого о. Серафим только в свои последние годы — видеть, что мальчиком и юношей у него была подруга, любимые домашние животные и музыка; он занимался спортом, он и курил, и иногда слишком много пил, как и многие молодые люди. В более широком плане, это история молодого человека, типично американского, представителя среднего класса, в основном протестанта, который во многом отражал тревожный самоанализ многих людей его поколения после Второй мировой войны, и даже многих сегодня в поствьетнамское поколение. На самом деле, большинство из тех, кто читает этот раздел, найдут в нем тревожное зеркало своей чрезмерно интеллектуальной, скептической и саморазрушительной жизни. Именно это так воодушевляет и ободряет современного читателя: он видит, как человек (будущий отец Серафим) может перейти от мрака интеллектуальной гордыни и агностицизма (иногда даже атеизма) к простой надежде и вере.
В свои двадцать с небольшим лет он находился под влиянием философа и писателя Генона, от которого он узнал о значении и пагубном влиянии «модернизма» на западную цивилизацию и пришел к убеждению, «что сохранение древней традиции было правильным, а не просто признак непросвещенности, как утверждают модернисты. В то время как современная ментальность рассматривала все вещи с точки зрения исторического прогресса, Генон рассматривал их с точки зрения исторического распада». .
Когда, наконец, он открыл для себя Истинное Христианство в конце двадцатых годов, он довольно быстро и ясно увидел, что, поскольку Православие есть Живая Истина, оно также «все или ничего» — «скандал и оскорбление «мудрости» и инстинкты «мира сего»»4. Особенно он видел это в лице блаженнейшего архиепископа Иоанна Максимовича, с которым часто соприкасался, но которого некоторые считали «скандалом» именно потому, что он так воспринял православие. буквально и жил так бескомпромиссно.5
В то время как первый раздел биографии поучителен и воодушевляет, второй иногда вдохновляет, а временами глубоко беспокоит и сбивает с толку. Вдохновляющий, потому что он имеет дело с о. Фактическое вхождение Серафима в Церковь и его все более глубокое открытие православного благочестия и практики, патристики и духовности и, прежде всего, его знакомство и глубокая любовь к богатой монашеской традиции русского Православия, в частности к Оптинской и Валаамской традициям, которые стал постоянным источником духовного утешения и ободрения. События, связанные с основанием Православное Слово и основание скита преп. Германа Аляскинского в горных дебрях северной Калифорнии познавательно и увлекательно.
В этот же период о. Серафим «добился успеха» в плане использования своих интеллектуальных и пастырских талантов на благо Церкви. Он смог определить и понять «феномен новообращенных», но, более того, начал понимать, что самое важное в спорах и проблемах в Церкви (особенно постоянное искушение для новообращенных) заключается в том, как понимать и рассматривать их с спокойная перспектива вечности, не втягиваясь в страстные споры за ту или иную фигуру, «партию» или идеологию. Это чрезвычайно ценные идеи и принципы, по которым мы можем и должны жить сегодня, и все они содержатся в этой книге. Трагедия, однако, в том, что в последние несколько месяцев о. Серафима, его монашеского напарника и «вдохновителя» о. Герман, начал идти совсем в другом направлении, которое в конце концов привело его после того, как о. Смерть Серафима прямо вне церкви.
Многое сделано в этой биографии «единства разума», существовавшего между о. Герман и Серафим. Несомненно, это действительно существовало, особенно в первые годы их совместной жизни. У них определенно было общее видение того, какой должна быть их жизнь и работа, и из этого исходил постоянный и плодотворный поток поучительных книг, статей, переводов и т. д., многие из которых стали широко известны, а некоторые из них были переведены. на другие языки (особенно на русский). Из-за их общей приверженности многие, а возможно, и сотни обратились в Веру.
Эта биография, однако, не говорит нам о том, что в последние годы легендарное «единство разума» стало значительно разрушаться. Существенные споры о будущем скита и его деятельности возникали все чаще по мере того, как о. У Германа развилось более своеобразное и яркое отношение, которое огорчало и беспокоило о. Серафим. Он сам рассказал мне и другим об этом.
Однажды, примерно за полгода до смерти, он сказал, что никогда не был счастливее, чем когда о. Герман уехал в одну из своих многочисленных «поездок» — ибо тогда, по его словам, «у нас в скиту мир, покой и порядок». Очевидно, что-то пошло не так. Одно из их разногласий касалось вопроса об основании монастыря на Аляске, на родном острове преподобного Германа. Хотя в книге сказано, что о. Разрешение на это Серафим дал на смертном одре, на деле дело обстоит совсем иначе. К сожалению, теперь мы должны подробно остановиться на этом эпизоде.
Примерно за три месяца до о. Серафим скончался, о. Герман пришел ко мне домой. Он был в крайне возбужденном состоянии. Он отвел меня в сторону и сказал, что он и о. У Серафима только что была «ужасная драка». «Фр. Серафим, — сказал он, — меня не понимает! Я не знаю, что произойдет сейчас, в будущем». Он объяснил, что спор касался возможного будущего основания монастыря на Аляске, предприятия, которое о. Герман очень хотел преследовать, но тот, за что о. Серафим отказался дать свое благословение, хотя благословил о. Герман провести Пасху на Еловом острове, что он и сделал.
Возможно ли, что о. Серафим на смертном одре наконец дал свое благословение на осуществление этого плана, как утверждает биография? Очень маловероятно — по двум причинам: во-первых, вскоре после того, как о. Серафима госпитализировали, ему подключили системы жизнеобеспечения, в том числе респиратор, что означало, что он не может говорить. Он также был в сознании и без сознания, как могут подтвердить все мы, кто там был. Во-вторых, и более серьезное: через несколько месяцев о. Сам Герман рассказывал мне, что самые последние слова, сказанные ему о. Серафимы были: «Я с тобой закончил. Черт тебя подери!» о. Нехарактерно гневные слова Серафима говорят о глубоком беспокойстве за о. общего поведения Германа и предполагают, что произошло нечто большее, чем кто-либо из нас подозревал в то время. Излишне говорить, что ничего этого нет в биографии.
Эта работа содержит огромное, почти навязчивое количество «антиепископских» разговоров. Многое из этого мелочно и сплетничает и, похоже, свидетельствует о каком-то неразрешенном психологическом конфликте с авторитетными фигурами о. Часть Германа. Ни одно из этих неприятных замечаний не исходит от о. Однако сам Серафим. Похоже, это интерполяция автора и/или о. Герман. Я также никогда не слышал во время о. При жизни Серафима никаких подобных разговоров в скиту, кроме одного раза, где-то в 1973 году, от о. Герман. Я написал серию статей под названием «Что такое епископ?» о. Герман призвал меня больше не писать подобных статей. Когда я спросил, почему, он только ответил: «Мы не должны делать так много епископов. У них могут быть «большие головы».
В то время я очень мало думал об этом, потому что во всех моих публикациях и миссионерской деятельности оба Отца всегда хорошо отзывались об архиепископе Антонии (который также очень благодарно отзывался о них со мной!). Более того, они всегда настаивали, чтобы я ничего не делал без его благословения. Но в 1987 году я единственный раз увидел о. Герман после 1984 года, когда я спросил его, перешел ли он под епископа другой юрисдикции, он язвительно ответил: «Кому нужны епископы? Все, что они делают, это создают проблемы. Они враги Святого Духа!» Когда я сказал, что он похож на старообрядца, он ответил: «Мне не нужен епископ!» (Однако, как оказалось, он уже тайно вышел из Русской Зарубежной Церкви и подчинился неканоническому и совершенно непризнанному «епископу» Пангратию. Интересно, что через несколько лет, посетив Россию, он не побрезговал принять награду от Патриарх Московский.)
Многие предполагаемые «встречи» между владыкой Антонием и отцами, часто описываемые как гневные попытки Архиепископа контролировать и «раздавить» их, являются просто преувеличениями или откровенными искажениями. о. Сам Серафим рассказывал мне о многих конкретных случаях, когда владыка посещал скит, был «доволен» ими и их работой, был счастлив хотя бы ненадолго побыть с ними в их уединении и покое.
В других случаях он упоминал о мелких и нормальных разногласиях или недоразумениях с их правящим иерархом — но они всегда отрабатывались, и никогда не было чувства вражды в те дни, как это изображено в этой книге. Естественно, на архиепископа была возложена соответствующая ответственность за пастырский надзор, и он хотел, чтобы с ним советовались и информировали о различных проектах и планах. Возможно, даже были времена, когда он не вполне понимал некоторые цели и стремления отцов. Но это все вполне нормально, как знает любой, кто работал на работодателя в мире.
В любом случае, изображение Владыки Антония как некоего «церковного чудовища» или тирана не звучит правдоподобно для тех, кто его знает. Его собственные неоднократные, искренние и многострадальные попытки примириться с о. Герман более чем через четыре года после того, как о. Серафима — все это было гневно отвергнуто о. Герман-медведь свидетельствует об истинном характере владыки и не нуждается в дополнительной защите или объяснении.
Аналогично, хотя о. Книга Дамаскина полна лукавых замечаний и нападок на Зарубежную Церковь, я ни разу не слышал критики Синода от о. Серафим. Наоборот. Хотя он и предостерег от чрезмерного доверия внешнему, внешнему «учреждению» Церкви, о. Серафим написал мне следующее 18/31 октября 19 г.72: «Наши [Синод] епископов в целом лучше, чем любые другие, о которых мы знаем, и, вероятно, ничем не отличаются от епископов последних 2000 лет, через которых Святой Дух вел Свою Церковь». Далее он писал, что мы должны «стать лучшими помощниками епископов, ибо мы трудимся вместе с ними в истинном служении церковному «организму», Телу Христову. Если мы тем самым иногда терпим недоразумения и обиды друг от друга (и в этом виноваты не только епископы!), то Церковь дает нам духовные средства прощать и преодолевать их». Это радикально отличается от того, что дано в этой биографии.
Заключительные главы, посвященные печальным и, прямо скажем, ужасным событиям, произошедшим после того, как о. Преставление Серафима, не имеющее отношения к данному жизнеописанию, являются медвежьей услугой его памяти и представляют собой не что иное, как одностороннюю апологию о. Решение Германа покинуть Церковь. Под «односторонним» подразумевается, что он (через автора) просто не говорит всей правды. Например, не упоминается тот факт, что обвинения морального характера были предъявлены ему примерно через полтора года после того, как о. Смерть Серафима. Архиепископ отнесся к этим обвинениям в адрес о. Герман с величайшей осмотрительностью, всей душой не хотел им не верить и не выдвигал именно этих обвинений против о. Герман. (Однако факт, что мнимые проблемы отца Германа в этой области на самом деле всплыли незадолго до смерти отца Серафима и были ему известны, что, несомненно, способствовало всепоглощающему чувству печали, которое ускорило его последнюю болезнь и упокоение и которые может объяснить свои последние слова отцу Герману.)
Повествование приводит читателя к выводу, что о. Герман ушел из Зарубежной Церкви, потому что его иерарх «преследовал» его и хотел «захватить» скит и его имущество, чего он якобы давно желал. Мало того, что это неправда, так и фактические обвинения против о. Герман касался законных вопросов «неподчинения и неповиновения», и именно за это он был в конечном счете лишен сана6. служить частной идеологии о. Герман. Это яд, который расцвел полностью только после того, как о. Смерть Серафима, когда его уже не было, чтобы обеспечить необходимый «баланс» о. Буйная личность Германа, личность, которая так много дала церкви в свои более здоровые, послушные дни и которую очень многие ценили, но которая позже приобрела уродливые качества, которые он теперь так скоро приписывает другим в Зарубежной Церкви, да и вообще тому, кто с ним совершенно не согласен7 9 .0005
Наконец, что можно сказать об этой биографии о. Серафим? Как было указано ранее, где о. Серафиму позволено говорить за себя, в пространных цитатах из его сочинений книга великолепна тем, что о. Серафим — его разум, его душа — был таким редким, таким прекрасным и «хорошим» человеком. В этом смысле это важная работа. Но биография крайне ошибочна, поскольку составлена в интересах о. собственной горечи Германа, а также для оправдания или извинения его серьезных и нерешенных личных проблем. Среднестатистическому читателю, который не знает всех основных участников, будет трудно разобраться в этом, если он вообще сможет это сделать.
Протоиерей Алексий Молодой
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. о. Алексей спас двенадцать лет о. Письма Серафима духовного наставления, написанные ему как мирянину, а позднее и священнику. Православная Америка сейчас готовит эти письма к публикации.
2. N.B. Хотя мы можем доверять точности всего того, что было опубликовано до о. Серафима, мы не можем быть уверены по понятным причинам, что выдержки в этой книге из его личного дневника являются его оригинальными и неотредактированными мыслями и заметками. Ни из-за о. Нынешняя антисинодальная предвзятость Германа (проявившаяся только после смерти отца Серафима) можем ли мы теперь когда-либо быть в этом уверены.
3. Кристенсен, монах Дамаскин, Не от мира сего: Жизнь и учение о. Серафим Роуз .
4. Там же .
5. Мощи Блаженнейшего Архиепископа Иоанна (который будет канонизирован Зарубежной Церковью летом 1994 года — той же юрисдикции и иерархии, которая, согласно этой биографии, его «преследовала»), недавно обретены целыми и нетленный. К сожалению, подвиги владыки Иоанна вырваны из контекста и им придан смысл, которого они в действительности не имели в то время, — литературный «прием», который часто встречается в этой книге. Дополнительную информацию о якобы «лечении» владыки Иоанна см. в рецензии на эту биографию послушника Сергея в Православная жизнь , Том. 43, No. 5.
6. Полный текст решения Духовного суда см. «Православная жизнь», op. цит.
7. В письме о. Герман писал в это время одному мирянину в Британию, он сказал, что даже о. Алексей Молодой «предал» его. На самом деле, в последний раз, когда я был у него в скиту, в 1984 году, я на коленях и со слезами умолял его помириться с архиепископом и не ставить под угрозу всю работу, которую он и о.