Отличие католической церкви от православной: Чем отличается Католическая Церковь от Православной? Основное отличие католицизма от православия
Содержание
Чем отличается Католическая Церковь от Православной? Основное отличие католицизма от православия
В странах СНГ большинство людей знакомо с православием, но о других христианских деноминациях и нехристианских религиях знают мало. Поэтому вопрос: «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?» или говоря проще «отличие католицизма от православия» — католикам задают очень часто. Попытаемся ответить на него.
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т. д., но все они являются членами одной Церкви.
1) Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких.
В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства. И Символ Веры у католиков и православных один.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .
Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.
Видео лекции Догматы Католической Церкви
Читайте также:
Главные различия православия от католицизма
Православная и католическая церковь, как мы знаем, — две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.
Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
Главные различия православия от католицизма:
1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи
4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
папа Пий V
9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.
Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.
10. В православии существуют две точки зрения на католиков:
Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.
исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием
13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.
16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.
17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).
20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:
« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс.
Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»
21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.
22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.
явление воскресшего христа марии магдалине
23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.
24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.
25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).
∗∗∗
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.
Читайте также:
- АРХАНГЕЛ ТРЁХ РЕЛИГИЙ — 10 ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ ОБ АРХАНГЕЛЕ МИХАИЛЕ
- ИЕЗУИТЫ В РОССИИ — «ХОЧУ ЗНАТЬ»
- «7 СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» — ВСЕ, ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.
10 Отличия Православной и Католической Церквей » Православная Церковь Святого Иоанна Богослова
Верования и практики православного Востока и римско-католического Запада могут показаться похожими на первый взгляд, но на самом деле они совершенно разные. В этом посте мы перечисляем некоторые различия между Восточной Православной и Римско-католической церквями.
Обратите внимание: этот список не является исчерпывающим и лишь поверхностно касается этой темы.
Приблизительное время прочтения: 14 минут
Различия между православной и римско-католической церквями
- Совпадения
- Различий больше, чем вы думаете!
- Различия между православной и католической церквями
- Развитие вероучения
- Развитие вероучения в православии
- Вера и разум
- Литургическая ревизия
- Папское превосходство
- 0 90 Папская непреодолимость
- 0
0
- Филиокве
- Абсолютная Божественная Простота
- Творенная Благодать
- Непорочное Зачатие
- Чистилище
- Развитие вероучения
- Православие и Римский Католицизм не могут быть более разными!
Области согласия
Прежде чем мы углубимся в суть этого поста, давайте начнем со списка того, что у нас есть общего. Обе церкви принимают:
- Решения первых семи Вселенских соборов неделимой Церкви
- Божественная и человеческая природа Иисуса Христа
- Апостольская преемственность
- Служения дьяконов, священников и епископов
- Широкая структура видимой церкви
- Призывание святых
- Безгрешная жизнь Пресвятой Девы Марии и честь, причитающаяся Ей как Богородице
- Принятие семи таинств
- Исповедь в присутствии священника
- Использование икон в богослужении (хотя способ икон отличается, о чем мы поговорим чуть позже)
- Торжественное совершение Евхаристии и подтверждение ее жертвенного характера, идентичного жертве Христа
- Евхаристический хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Иисуса Христа
Более того, обе церкви отвергают многие из одних и тех же новых протестантских доктрин как спасение только через Веру (потому что вера без милосердия и слов мертва; Иакова 2:14-26), и Sola Scriptura, которая отрицает авторитет Церкви, священное Предание и согласие Отцов Церкви.
Различий больше, чем вы думаете!
Представьте на минуту: американец едет в Европу и видит там европейца. Он смотрит на европейца и, оценив его на мгновение, говорит себе: «Мы так похожи». Но европеец оглядывается на американца, внимательно изучая его, и думает: «Он не может быть более непохожим на меня». В этом сценарии европеец — это православный, а американец — католик. Что мы пытаемся сказать здесь? Различия между нашими церквями гораздо более многочисленны с православной точки зрения, чем с католической.
Многие католики считают, что наши церкви ближе друг к другу по верованиям и практике. В какой-то степени это правда, потому что у нас определенно больше общего друг с другом, чем с протестантским миром. Однако между нашими церквями есть несколько различий, и те, кто интересуется любой из них, заслуживают того, чтобы знать, в чем состоят эти различия.
Различия между Православной и Католической церквями
Развитие вероучения
Возможно, самое важное различие между Восточной Православной и Римско-Католической церквами заключается в их подходе к самой доктрине. Римско-католическая церковь считает, что Святой Дух заставляет «понимание как действительности, так и слов наследия веры способно возрастать в жизни Церкви» (ККЦ, 9).4). Римско-католическая церковь понимает, что это означает прогресс церкви в понимании и выражении доктрины, а не введение новых догм. Другими словами, доктрина может развиваться со временем, вырастая из «семени», существовавшего во времена ранней Церкви.
Однако Православная церковь утверждает, что Рим действительно ввел новые догмы за эти годы и что римский католицизм не является «обратно совместимым». Сегодня в катехизисе появляются догмы, которых просто не существовало в прежние века (например, непорочное зачатие или папская непогрешимость). Римско-католический катехизис, кажется, предполагает, что это изменение уместно. Однако это становится проблематичным, потому что язык там предполагает, что просто потому, что вы родились дальше по временной шкале истории, вы можете понимать веру лучше, чем те, кто был до вас, включая самих Апостолов!
Развитие вероучения в Православии
Православная Церковь, с другой стороны, практикует развитие выражения вероучения, но не его смысла и содержания, которые вечны и неизменны. Всякий раз, когда Православие формулировало или провозглашало догмы во времена ранней Церкви, это делалось специально для того, чтобы ответить на ересь. Это не было возможностью кодифицировать спекуляции или систематическое воображение в доктрину, что является обычной практикой в римском католицизме. Православный догмат никогда не претендует на изложение всей истины о чем бы то ни было. Наоборот, оно лишь очерчивает границы тайны, которую Сам Бог открыл нам так, как Он избрал ее открыть.
Именно это основное (и часто упускаемое из виду) различие между нашими церквями неизбежно привело ко всем остальным, которые следуют в этом посте.
Вера и разум
Римско-католическая церковь ставит разум на гораздо более высокий уровень в духовной жизни христианина, чем Православная церковь. Папа Иоанн Павел II называет веру и разум «двумя крыльями, на которых человеческий дух поднимается к созерцанию истины». Далее он говорит:
Бог вложил в человеческое сердце желание познать истину – одним словом, познать Себя, – чтобы, познавая и любя Бога, мужчины и женщины также могли прийти к полноте правду о себе.
1998 энциклика, Fides et Ratio
Его язык здесь является причиной того, что православные рассматривают католицизм как рационалистический , подчиненный требованиям и ограничениям человеческой рациональности. В католицизме разум становится самим критерием Истины, а не просто инструментом, помогающим установить Истину. (Мы, конечно, видим плоды такого мышления в протестантском мире.) Эта связь между верой и разумом также является причиной того, что большая часть духовной жизни римско-католической церкви законник . Потому что духовная жизнь для римо-католиков чаще связана с удовлетворением потребностей, чем с исцелением духовной болезни.
В Православии разумное мышление является полезным инструментом, помогающим нам прийти к познанию истины. Но разум не является обязательным элементом христианской жизни. Вы можете быть умственно отсталым и все же познать Бога, потому что познание Бога приходит от молитвы сердца, а не от ума.
Литургическая ревизия
Одно время литургическое богослужение в Римско-католической и Восточной православной церквях выглядело почти одинаково. Но на протяжении последних 70-80 лет Римско-католическая церковь претерпела значительные изменения в своей богослужебной жизни. Второй Ватиканский собор внес множество современных изменений в обычную богослужебную жизнь среднего католика. Структура и язык мессы изменились, как и другие части их поклонения. «Хороший католик» 1800-х годов больше не будет считаться «хорошим католиком» в нынешней Римско-католической церкви.
Ничего подобного в Православной Церкви еще не было. Конечно, и в Восточной, и в Западной церкви на протяжении столетий происходили литургические изменения, но, как правило, эти изменения были очень медленными. Если и были реформы, то тонкие вещи. Это было совсем не то, что пережили католики в конце 1960-х и начале 70-х годов. Для православного христианина очень мало различий между духовной жизнью первых христиан и нашей духовной жизнью сегодня. Вместо этого возникает вопрос, насколько мы на самом деле участвуем в том, что является нормальной православной христианской жизнью.
Верховенство Папы
Верховенство Папы — это учение о том, что Папа Римский имеет непосредственную, высшую, всеобщую юрисдикцию над каждым христианином. По сути, он является физическим главой Церкви. Никто, даже вселенский собор, не может якобы отменить решение папы. Отказ от этой догмы ставит под угрозу ваше спасение. Другими словами, если вы не подчиняетесь папе, вы не будете спасены (Pastor aeternus, Vatican I, 1870).
Это учение проистекает из определенного взгляда на Святого Петра. Римская церковь утверждает, что епископ Рима является единственным преемником Петра, потому что Петр якобы — доказательств этому очень мало — служил там епископом и получил «ключи» от Царства Небесного, чтобы «связать» и «разрешить» (Мф. 16:19). Интересно, что остальные апостолы получают те же самые ключи для связывания и развязывания в Иоанна 20:23, и Сам Господь говорит, что Он Тот, у кого есть «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Православные, безусловно, признают, что Петр занимал среди апостолов особое место как первый среди равных. Но мы не признаем никаких притязаний на превосходство, потому что эти притязания не имеют основания ни в Писании, ни в писаниях отцов.
Нынешний папа римско-католической церкви Папа Франциск.
Кроме того, Писание ни в каком смысле не называет Петра главой Церкви. Наоборот, мы видим, что Христос является главой Своей Церкви (Еф. 1:22, 5:23; Кол. 1:18) и поэтому не нуждается в викарии . Петр никогда не апеллирует к какой-либо высшей власти, и ни один из других апостолов не узаконивает эту власть. Меньше всего Павел, который вызвал Петра из-за его временной поддержки иудействующей ереси (Гал. 2:11).
Папская непогрешимость
Папская непогрешимость учит, что папа не может ошибаться в вопросах веры и морали, говоря ex cathedra («с престола»; это делает , а не , папу безгрешным или совершенным).
Этого догмата не существовало до Первого Ватиканского Собора (1870 г. ), который определяет его следующим образом: «Этот престол св. Петра всегда остается незапятнанным никаким заблуждением, в соответствии с божественным обетованием нашего Господа и Спасителя князю учеников Своих» (Pastor aeternus; курсив добавлен). Далее говорится, что когда римский первосвященник говорит ex cathedra , «он обладает […] той непогрешимостью, которой божественный Искупитель пожелал обладать своей Церкви». Это «божественное обетование» относится к Луки 22:32, в котором Христос говорит Симону Петру, что его вера не ослабеет. Другими словами, Святой Дух защищает папу от ереси. В то время как католицизм использует Луки 22:32 как оправдание непогрешимости папы, православные (и отцы церкви) этого не делают.
Любопытно, что не существует ни единого согласованного списка безошибочных заявлений, сделанных папой, ни списка критериев того, что представляет собой заявление, сделанное бывший кафедра . Наиболее очевидная проблема здесь заключается в следующем: что делать, если папа еретик? Его могут сместить? Если да, то кто имеет на это полномочия? Православной иерархии нет нужды утруждать себя подобного рода вопросами, поскольку православные священнослужители (в том числе и вселенские патриархи) могли и неоднократно подвергались низложению, не предполагая распада всей христианской Церкви.
Филиокве
Филиокве (лат. «и Сын») является дополнением к Никейскому символу веры. Эта фраза меняет природу исхождения Святого Духа, утверждая, что Он вечно исходит от Отца и Сын , а не только от Отца. Рим официально провозгласил это учение на Втором Лионском соборе. Подобные формулировки мы также видим в действующем Катехизисе Католической Церкви (246). Несмотря на официальную позицию Рима, многие католики утверждают, что filioque относится к временной миссии Духа, а не к Его вечному шествию. Православные могут согласиться с таким подходом, хотя мы в конечном счете отвергаем то, как филиокве было вставлено в Символ Веры.
Само собой разумеется, но здесь православные не разделяют официальную позицию Рима. Мы возражаем против филиокве по нескольким причинам. Первый , он намеренно изменяет слова Христа в Иоанна 15:26. Христос конкретно говорит, что Дух исходит от Отца, а не Отца и Сына. Второе , это нарушает идеальный баланс тринитарной теологии. В этом балансе любой конкретный атрибут может принадлежать либо божественной Природе (Божественности), либо одной Личности (Отцу, Сыну или Святому Духу). Если вечное исхождение принадлежит Отцу и Сыну, а не Духу, то Дух подчинен. И в-третьих добавление filioque было неканоническим. Второй Вселенский Собор утвердил Символ веры в его нынешнем виде. Его неприкосновенность была подтверждена несколькими папами, предавшими анафеме любые изменения в нем. Следовательно, преднамеренное изменение Римом Символа веры без согласия Вселенского Собора вызывает конфликт.
Абсолютная Божественная Простота
Другим отличием православного и католического понимания Бога является абсолютная Божественная простота . Это может быть немного сложно, но мы постараемся максимально упростить различия.
Католицизм утверждает, что сущность Бога (кто Он есть в Себе) идентична атрибутам Бога (что о Нем сказано). Абсолютная божественная простота философски классифицирует Бога как «субстанцию» и настаивает на том, что единство Бога — это недифференцированная сингулярность, без граней, аспектов или различий. Это делает католическую версию Бога гораздо менее доступной или близкой для нас, потому что Он есть только Он Сам. Мы не можем испытать Его каким-либо осязаемым, реалистичным образом.
Православная вера, с другой стороны, учит, что Бог есть и непознаваемая сущность, и познаваемые энергии, следуя учению Григория Паламы и древних Отцов Церкви (т.е. св. Василия Великого). Будучи одновременно непознаваемой сущностью и познаваемыми энергиями, Бог по-прежнему Сам, Единый Бог в Трех Лицах, неделимый. Представьте себе солнце. Солнце непознаваемо в своей сущности/первичной субстанции, потому что любое человеческое существо, пытающееся подобраться достаточно близко, уничтожается. Тем не менее, как люди, мы можем взаимодействовать с солнцем через его энергию, тепло, которое оно излучает, свет, который оно дает, и энергию, которую оно выделяет для питания растений, которые, в свою очередь, обеспечивают нас кислородом для дыхания). То же самое относится и к Богу. Мы никогда не познаем Его в Его сущности, но мы можем познать Его через Его энергии, особенно через Благодать.
В конечном счете, эта доктрина выдает желание Рима определить природу Бога, а не просто испытать Бога, как Он открылся нам. Мы воспринимаем Бога конкретно как Три Лица, а не как природу.
Сотворенная благодать
Из-за доктрины католицизма об абсолютной божественной простоте возникают проблемы в понимании как присутствия Бога в верующем, так и эффектов, происходящих из-за Его присутствия. В отличие от православных, которые верят, что благодать нетварна, католики верят, что благодать и нетварна, и и созданы. ( Примечание: это не догматическое учение. Таким образом, это одно из различий между православной и католической церквями, которое легче понять. )
Римско-католическое богословие учит как нетварной благодати (Богу), так и сотворенной благодати, которая , когда даруется или возлагается на верующего, дает ему «заслугу». Другими словами, сотворенная благодать — это следствие. Она понимается только по аналогии с Божьим делом и, следовательно, вовсе не является благодатью. Наоборот, это другой способ описания состояния верующего под влиянием нетварной благодати Божией.
Связанный: Есть ли благодать вне церкви?
В православном учении божественная благодать нетварна и поэтому представляет Самого Бога – Его энергии. Верующий освящается благодаря синергии с Богом и Его энергиями. Если благодать, которую испытывает верующий, является просто «эффектом», тогда он остается отделенным от Бога. Естественно, истинное общение с Богом невозможно, если мы остаемся отделенными от Него.
Непорочное зачатие
Непорочное зачатие (IC) — католическая догма, в которой говорится, что Богородица была зачата без пятна первородного греха (согласно святому Августину). Это, следовательно, и позволило ей согласиться с воплощением Христа. Хотя православные согласны с тем, что утроба Марии была освящена для подготовки ко Христу, мы считаем, что это произошло во время Благовещения.
В подходе святого Августина к греху есть фатальная ошибка. Православные придерживаются подхода отцов церкви, рассматривая грех как болезнь, нуждающуюся в исцелении, а не как состояние вины, требующее возмездия. Таким образом, Августин считал, что вина за грех Адама, с которым все рождаются, заслуживает осуждения и отделения от Бога. Если это пятно не будет удалено (через крещение после Христа), каждый человек находится в состоянии безблагодатности и осуждения. Мэри пришла до Христос, но она была святой и непорочной перед Богом. Чтобы сохранить последовательность, Дева должна каким-то образом быть зачата без первородного греха, чтобы быть чистым сосудом для Христа. Но если Бог мог сделать это для нее, то почему не для всех остальных? Какая потребность была в Воплощении Христа в первую очередь?
В глазах православных этот догмат фактически унижает Богородицу. Как писал святой Иоанн Максимович, «это учение […] отрицает все ее достоинства. Ведь если Мария еще во чреве матери, когда она не могла даже желать ничего ни доброго, ни дурного, была сохранена благодатью Божией от всякой нечистоты, а затем той благодатью сохранена от греха и после своего рождения, то в в чем ее заслуга? […] тогда за что Бог прославил ее? […] Нет победы без противника».
Чистилище
Последнее различие между православной и католической церквями, которое мы здесь обсудим, заключается в том, что происходит, когда мы умираем. Согласно католицизму, «спасенные» попадают в чистилище, когда уходят из этой жизни. В самых основных терминах чистилище — это место временного наказания, которое позволяет тем, кто «умирает в Божьей благодати и дружбе», «достичь святости, необходимой для того, чтобы войти в радость небесную» (КХЦ, 1030). Другими словами, даже после того, как вы спасены и Бог простил ваши грехи, после смерти вы все равно должны их искупить.
Православная Церковь не верит в чистилище. Хотя мы согласны с идеей, что мы переживаем «время ожидания» между настоящим моментом и Страшным судом, мы возражаем против католической модели удовлетворения, которая гласит, что Бог требует оплаты даже после того, как Он прощает наши грехи. В православной богословской парадигме есть либо прощение, либо наказание, но не то и другое одновременно.
Продолжайте читать: Правда о рае и аде
Некоторые отцы церкви верили в очищение после смерти. Однако характер этого очищения никогда не проясняется, и кажется, что нет истинного различия между раем, адом и «чистилищем». Иными словами, все души причащаются одной и той же вечности, но переживают ее по-разному, в зависимости от своего духовного состояния: блаженство для тех, кто в общении с Ним; очищение для тех, кто находится в процессе обожествления; и раскаяние/агония для тех, кто ненавидел Бога во время своей земной жизни.
Православие и католицизм не могут быть более разными!
Мы могли бы писать книги за книгами, объясняя различия между православной и римско-католической церквями. Но достаточно сказать, что эти десять отличий являются одними из наиболее заметных и хорошо известных.
Подробнее: 10 заблуждений о Восточной Православной Церкви
5 Отличия Римско-Католической Церкви от Восточной Православной Церкви – Православная Церковь Св.
Георгия
Отличие №1 – Православная Церковь не имеет Папы
Отличие №2 – Участие детей
Отличие №3 – Что происходит после смерти
Отличие №4 – Литургическая ревизия
Отличие №5 – Аскетизм и пост
https://www.youtube.com/watch?v=Qdr7u6IP6sg&feature=emb_imp_woytВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: 5 различий между Римско-католической церковью и Восточной православной церковью (https://www.youtube. com/watch?v=Qdr7u6IP6sg&feature=emb_imp_woyt)
Стенограмма:
Отличие №1 – Православная Церковь не имеет Папы. Рисунок
Вероятно, самое большое и наиболее очевидное различие между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью заключается в том, что Православная Церковь не имеет Папы Римского. У меня есть фигура Папы Римского. Для римо-католиков Папа не только верховен, то есть обладает непосредственной юрисдикцией в каждой церкви во всем мире, но и непогрешим при определенных обстоятельствах. Православная церковь не согласна ни с одним из этих учений. Мы не видим ни одного епископа высшим во всем мире, ни одного из них не видим безошибочно хранимым Богом, когда они говорят о вере и нравственности. По сути, у нас есть Коллегия епископов, и они принимают решения вместе, и обычно у них есть патриарх или примас с другим титулом, который председательствует на их собраниях, но не является абсолютным правителем их всех. Для нас все епископы фундаментально равны, даже если некоторые из них могут иметь чуть больше позиционного авторитета, чем другие. Ни у кого из них нет такого богословского места, которое Папа занимает для Римско-католической церкви.
Отличие №2 – Участие детей
Для православных детей наши дети полностью включены. Римско-католические дети крестятся, но они не могут в полной мере участвовать до тех пор, пока это не зависит от того, о чем вы говорите, будь то причастие или конфирмация. А православные младенцы полностью вовлечены во всю жизнь общины сакраментально, и дети вырастают причастными с самых ранних воспоминаний, потому что причащаются буквально, как младенцы.
Отличие №3 – Что происходит после смерти
Римско-католическое учение о чистилище, а затем и о системе индульгенций. Православные ни во что из этого не верят. Мы не верим, что существует такая остановка, где мы должны ждать и страдать, чтобы все временные последствия греха были стерты и оплачены. Чистилище и индульгенции просто не являются частью православной христианской жизни.
Отличие №4 – Литургическая редакция
Не только Второй Ватиканский Собор, но и этот большой литургический пересмотр. В обычной религиозной жизни среднестатистического католика произошли большие изменения. Месса была полностью изменена, и многое другое в жизни поклонения также было изменено. Для Православной Церкви мы никогда не испытывали ничего подобного. Конечно, и Восток, и Запад переживали литургические изменения на протяжении столетий, но, как правило, эти изменения были очень медленными. Если и были реформы, то они были далеко не такими значительными, как те, что пережили католики в конце 60-х и начале 70-х годов. Какой была нормальная католическая жизнь до 19 века?60-е годы — это не более чем нормальная католическая жизнь после этого периода. Для православных христиан очень и очень мало разницы. Вопрос для каждого из нас, на самом деле, в том, насколько мы на самом деле участвуем в том, что является нормальной православной христианской жизнью.
Отличие №5 – Аскетизм и пост
Раньше у римо-католиков была традиция умеренно строгого поста. Теперь, по большому счету, единственное обязательство для большинства католиков состоит в том, чтобы не есть мяса по пятницам только во время Великого поста. Православные христиане, которые действительно следуют тому, что от нас ожидают, мы постимся почти половину дней в году. Это не значит, что все православные так хорошо постятся. У кого-то это неплохо получается, у кого-то не очень, но, тем не менее, ожидания православных практически не изменились. На протяжении всей истории мы можем видеть некоторые корректировки здесь и там, но в 20-м веке для католиков произошли большие изменения, когда пост был почти полностью отменен.