Ино к: Кто такой инок, чем отличается от монаха?

Разное

Кто такой инок, чем отличается от монаха?

30 сентября, 2012.

Редакция портала \»Правмир\»

Изначально иноком или монахом называли человека, который жил в удалении от мира, молясь Богу.

Инок дает обещание пожизненно оставаться в монастыре, служа Богу, братии и людям.

Содержание статьи

  • Кто такой инок?
  • Инок или монах?
  • Степени монашества
    • Послушник
    • Рясофор
    • Мантийный монах
    • Схимник

Кто такой инок?

Инок — это калька от греческого слова, означающего «одинокий, уединенный». Во всех старых словарях слова «инок» и «монах» — синонимы. Так, например, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Инок — то же, что монах», собственно «одинокий» (инокни) прямой перевод греческого monahos.

В полном церковно-славянском словаре протоиерея Григория Дьяченко: «Инок-монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать — монашескую жизнь вести».

Ф. М. Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы» «русским иноком» называл иеросхимонаха старца Зосиму.

Инок или монах?

Действительно, изначально иноком или монахом называли человека, который жил в удалении от мира, молясь Богу. Позже эти слова стали иметь разное значение. И в современном Православии «инок» и «монах» это не одно и то же. Изучив православный документ «Положение о монастырях и монашествующих», можно уяснить разницу между этими двумя понятиями. Согласно этому документу, человек, который стремится стать монахом, поработав в монастыре три года или более в качестве послушника, может стать рясофорным монахом, то есть монахом низшей степени пострига, носящим рясу. В ряде монастырей иноку в отличие от рясофорного монаха помимо пострига, облачения в рясу и камилавку дают еще и клобук (головной убор).

Таким образом, инок — это человек, стоящий на первой ступени к тому, чтобы стать монахом. Иногда иноку дают уже новое имя. Инок дает обещание пожизненно оставаться в монастыре, служа Богу, братии и людям. Однако, он еще не дает обетов, которые дает монах, а именно — сохранение целомудрия, послушания и нестяжания.

Степени монашества

Послушник

Монашеский подвиг начинается с послушничества. Мирянин постигает особенности иноческой жизни, берет на себя «послушание» и своим терпением и упорством, силой веры и намерения стать монахом доказывает право перехода на следующую ступень.

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует твердость своего намерения, он благословляет послушника стать рясофором.

Мантийный монах

Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. Начинается новая жизнь, где собственные интересы уступают место служению Богу и людям.

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского уклада. Монах, принявший схиму, снова получает другое имя, потому что отказывается от любой прежней жизни, живет уединенно в келье или в скиту. Схимники не участвуют в работах, общих для монастыря. Их день состоит из непрестанной молитвы. Нередко схимники брали на себя обеты молчания или затвора. Подражая древним пустынникам, они берут на себя великий духовный подвиг.

  • Путь в монастырь
  • Монашество — легкий ли это путь?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

Инок

5 ступеней веры

  • Рясо­фор Поло­же­ние о мона­сты­рях и мона­ше­ству­ю­щих

И́нок — (сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная калька с др.-греч. μοναχός, от др. русск. «инъ» — один). Во всех старых сло­ва­рях и энцик­ло­пе­диях инок и монах – сино­нимы.

Однако в прак­тике совре­мен­ных рус­ских пра­во­слав­ных мона­сты­рей воз­никло раз­ли­чие между сло­вами инок и монах. Первый явля­ется насель­ни­ком мона­стыря, не давшим еще обетов, но име­ю­щим право носить часть мона­ше­ских оде­я­ний.

Мона­хом же назы­вают того, кто постри­жен в мантию и дал мона­ше­ские обеты (малая схима).

Может ли чело­век, живя в миру, стя­жать свя­тость, соиз­ме­ри­мую со свя­то­стью, дости­жи­мую в мона­ше­стве, или это воз­можно лишь через ино­че­ство, мона­ше­ство?

В основе хри­сти­ан­ской мона­ше­ской жизни лежит призыв Иисуса Христа оста­вить всё и после­до­вать за Ним.

Одна­жды, отве­чая на вопрос одного бога­того юноши, что ему делать, чтобы насле­до­вать вечную жизнь, Спа­си­тель поре­ко­мен­до­вал соблю­дать запо­веди. Когда юноша заме­тил, что испол­няет уже их, от юности своей, Хри­стос допол­нил ответ настав­ле­нием, сказав, что если тот хочет стать совер­шен­ным, он должен про­дать при­над­ле­жа­щее ему иму­ще­ство, а выру­чен­ные сред­ства раз­дать нищим, после чего — после­до­вать за Ним (Мф.19:16-21).

Именно эти слова, услы­шан­ные в своё время Анто­нием Вели­ким, в храме, побу­дили его отка­заться от бога­того роди­тель­ского наслед­ства и уда­литься в пустыню.

Но почему, чтобы сде­латься совер­шен­ными, люди всту­пают в мона­ше­ство? Неужели спа­се­ние недо­сти­жимо в миру?

Отстра­ня­ясь от мира, чело­веку легче осво­бо­диться от мно­гого из того, что удер­жи­вает его в состо­я­нии при­зем­лен­но­сти, пока он живёт мир­ской жизнью. Заботы мира сего, все­воз­мож­ные мир­ские соблазны и при­стра­стия, еже­днев­ная суета, всё это спо­собно ско­вать чело­века в его устрем­ле­нии к Богу, отвлечь от слу­же­ния Гос­поду.

Не слу­чайно во вре­мена Вет­хого Завета один день сед­мицы отво­дился для слу­же­ния Богу особо, как обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние Мои­се­ева закона. Именно так можно было отвлечь иудеев от еже­днев­ных житей­ских хлопот.

Хри­стос Сам в Себе явил пример иде­аль­ного послу­ша­ния Богу. Его учение с боль­шей ясно­стью, нежели учение про­ро­ков, ука­зы­вает на необ­хо­ди­мость посвя­щать слу­же­нию Богу всю свою жизнь.

Мона­ше­ская жизнь, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая опыт­ное духов­ное руко­вод­ство, послу­ша­ние, регу­ляр­ное уча­стие в бого­слу­же­нии, ограж­дает чело­века от воз­мож­ных ошибок, и в общем лучше, чем мир­ская, спо­соб­ствует еди­не­нию с Богом.

Между тем, ска­зан­ное не озна­чает, что достиг­нуть высших сту­пе­ней пра­вед­но­сти можно лишь вне обще­ния с миром. Просто в миру реа­ли­зо­вать эту цель бывает гораздо труд­нее.

Апо­столы, оста­вив­шие всё и после­до­вав­шие за Хри­стом (Лк.18:28), не только не отстра­ня­лись от мира, но и шли, с Бла­го­ве­стием, даже к самым зако­ре­не­лым зло­деям. При этом, конечно, они нрав­ственно сто­ро­ни­лись всего того, что могло оттолк­нуть их от Бога.

Бого­ро­дица, вос­пи­ты­вая Сына, жила в миру среди греш­ных и очень греш­ных людей. При этом Она, как никто, явила в Себе Обра­зец мона­ше­ских доб­ро­де­те­лей, таких, напри­мер, как цело­муд­рие, дев­ство, сми­ре­ние. В этой связи она при­зна­ётся Образ­чи­ком мона­ше­ской жизни. С другой сто­роны, Она же счи­та­ется и Образ­чи­ком Мате­рин­ства, мате­рин­ской ответ­ствен­но­сти и любви.

Никто из когда-либо живших людей (за исклю­че­нием Её Сына, Христа) не пре­взо­шёл Её пра­вед­но­стью и бла­го­че­стием (см. подроб­нее: Можно ли назы­вать Бого­ро­дицу греш­ной или без­греш­ной?).

Пре­бы­вая в миру, Она не только сохра­нила обет Своей юности, удер­жа­лась от без­за­ко­ния, но упо­до­би­лась Богу настолько, что достигла свя­то­сти, пре­вы­ша­ю­щей свя­тость самых высших ангель­ских чинов.

При­ме­ром хра­не­ния вер­но­сти Богу в миру, во вре­мена Вет­хого Завета, слу­жили такие вели­кие пра­вед­ники как Авраам и Иов.

Исто­рия Церкви Хри­сто­вой сооб­щает о мно­же­стве про­слав­лен­ных Богом святых, живших в миру, в том числе — семей­ною жизнью, и нико­гда не всту­пав­ших в ряды мона­ше­ского брат­ства. Среди них есть и хри­сти­ан­ские муче­ники, и юро­ди­вые, и бес­среб­ре­ники, и воины, и князья, и цари.

  • 4.4 тыс. 0