Отличие православие от католицизма: О Православии и католичестве / Православие.Ru

Разное

Содержание

Православие и католицизм | lemur59.ru

Православная и католическая церковь, как мы знаем, — две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?

 

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.  

Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм.  

Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т. д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами.

 

Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

        

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой ( c 2013 – Франциск ).

                                                                          В. В. Путин и Фоанциск

В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

            Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.  

Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.

         

Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.

                                                       

                        венчание католиков

                                                          венчание православных

4.  Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему.                                             Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства).

Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди; 

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении  не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

 

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе.

При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

 12 В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

                                           исповедальни или конфессионалы

                     исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13.  В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

                                                                       служба в костёле

 

                                                    служба в православном храме

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

         

     

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!».

Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

    

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации. 

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.  

                                                явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Православие

Католицизм

Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».

Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».

Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом.

Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным.

Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц.

Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.

Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа.

Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя.

Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г.

Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г.

Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа.

Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле.

Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность.

Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки.

При совершении Таинств личности священнослужителя предаётся умеренное значение, так как признаётся, что Таинства совершаются Богом; священнику же принадлежит роль посредника, орудия Промысла Божьего. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…».

При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается).

Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора).

Месса совершается на пресном хлебе (Гостия).

Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются.

Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются.

Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик.

Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа.

Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу.

Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

Учение об индульгенциях.

Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии.

Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии.

 

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

Православие

Католицизм

Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.

Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.

Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование.

Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).

Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя.

Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).

Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.

В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.

Алтарь, как правило, ориентирован на восток.

Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.

В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день.

Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.

Детей начинают причащать с младенчества.

К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево.

Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.

Целибат обязателен только для монахов.

Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).

Большая продолжительность постов и разные постовые традиции.
Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).

Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).

Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов.

Минимальный евхаристический пост составляет один час.

В православном богослужении музыкальные инструменты не используются.

В католическом богослужении чаще всего используется орган.

В храмах нередко отсутствуют скамейки для молящихся, верующие благоговейно молятся стоя.

В храмах чаще всего присутствуют скамьи для молящихся, верующие молятся сидя.

Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны.

Брак принципиально нерасторжим.

Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др.

Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.

Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник.

Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».

Принят термин «освящение воды».

Принят термин «благословение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду.

Католическое духовенство, как правило, безбородо.

Отсутствие беатификации при причислении к лику святых.

Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.

Монастыри различаются лишь уставом.

Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.

В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме).

В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.

Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари.

Используется григорианский календарь.

 

 

Наиболее значимые сходства православия и католицизма

Православие

Католицизм

Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.

Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.

Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.

Имеют апостольское преемство.

Имеют семь церковных Таинств.

Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.

Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.

Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.

Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.

Имеют общее представление о семье.

Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека.

Не признают гомосексуальные браки.

Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

 

Взаимное влияние православия и католицизма

Влияние православия на католицизм

1

При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции.

2

Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора.

3

В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах.

4

Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов.

5

Почитание святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.

Влияние католицизма на православие

1

Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского[13] (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе.

2

Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах.

3

Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру.

6

Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи.

7

Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.

 

12 февраля 2016 года в международном аэропорту имени Хосе Марти а Гаване встретились Патриарх всея Руси Кирилл и папа римский Францисск.

 

 

ВЗГЛЯД / Католицизм и православие столкнулись на белорусском майдане :: Автор Святослав Шевченко

В белорусских протестах есть и религиозный фактор. Точно так же, как он присутствовал и на украинском Майдане. В Белоруссии сегодня две самых заметных конфессии – православие и католицизм. Именно они борются за внимание митингующих. Вся проблема в том, что у Восточной и Западной церквей слишком разные взгляды на революцию.

Мягкая сила

В Белой Руси свыше 1700 общин Белорусской православной церкви и около 500 учреждений Римско-католической церкви. По разным статистическим данным, в стране 65–70% православных верующих и около 15–20% католиков. Причем свыше 60% всех католиков сосредоточены на западе Белоруссии, который граничит с Польшей – в Гродненской области, где проживает множество этнических поляков. Всего в стране около 400 тысяч поляков, подавляющее большинство которых, разумеется, католики.

Польша давно простирает свое влияние на Белоруссию, которую видит своей геополитической буферной зоной. Именно поэтому Польша транслирует свои идеи через кабельное телевидение («БелСат»), радиостанции («Рация», «Полония», «Европейское радио для Беларуси»), интернет-сайты («Хартия-97», «Белорусский партизан», «Историческая правда») на белорусском языке, а также посредством фондов («Свободная Беларусь», «Польша – Беларусь», «Помощь полякам на востоке») и системы грантов, развивающих «демократию».

Кроме этого, Римско-католическая церковь уже несколько лет рассматривается белорусскими властями в качестве польской «мягкой силы». Поскольку среди католического духовенства немало ксендзов из Польши, которые, по мнению уполномоченного по делам религии Белоруссии Леонида Гуляко, «пробуют заниматься политикой». В этой связи власти страны начали урезать квоту на въезд в страну иностранных проповедников, ратуя за появление национальных ксендзов.

Критика режима

Удивительно другое: некоторые православные белорусы искренне завидуют католикам, которые первыми и чуть ли не официально поддержали протесты – в лице, например, главы Римско-католической церкви в Белоруссии Тадеуша Кондрусевича, выступившего с резкой критикой режима Лукашенко. Во время акций протеста в Минске торжественно звонили колокола католического кафедрального собора.

Свои заявления в поддержку белорусского протеста сделали и другие католические деятели, например мюнхенский кардинал и глава украинских греко-католиков. А на акции возле белорусского посольства в Москве можно было заметить веселого священника-францисканца.

И для католиков, в отличие от православных, участие в политических акциях не является моветоном, потому что подобное в природе Римско-католической церкви, которая прошла исторический путь до христианского социализма, выступающего за солидарность с трудящимися.

Теология освобождения

Этот путь начался во Франции XIX века с печатных католических изданий либерального толка (L’Avenir, L’Ére nouvelle, Le Сorrespondent) на волне энтузиазма, вызванного Французской июльской революцией. Вокруг редакций стали группироваться верующие, среди которых стали появляться священники и даже епископы. Затем идеи перекинулись на католические СМИ и университеты Европы. Таким образом стало зарождаться движение, именуемое социальным католицизмом. Из него развились такие либеральные течения, как неотомизм, американизм, теологический модернизм, новая теология и прочие.

Одним из самых радикальных течений стала теология освобождения, в которой Христос представлялся освободителем угнетенных, где христианская миссия сводилась к политической деятельности по поиску социальной справедливости и защите притесняемых. Свое развитие это учение получило в Латинской Америке, где католические священники шли рабочими на производства, чтобы разделить участь народа, и даже брали в руки оружие во время государственных переворотов.  Яркой иллюстрацией стала сандинистская революция в Никарагуа, когда многие католические священники, последователи «теологии освобождения», оказались на определенное время министрами нового правительства.

Мирное житие

Православная церковь на Руси во все времена была хотя бы внешне аполитичной, а в периоды гражданских потрясений – контрреволюционной. По православному вероучению, первым революционером стал дьявол, а из людей – Адам и Ева. Именно поэтому верующие за православным богослужением просят «тихого и мирного жития», то есть избавить их от революций и переворотов. Потому что святые Восточной церкви в один голос утверждают, что справедливости на земле не существует. Тем не менее, в новое время в Русской православной церкви появились миряне и священники, которые не против примерить роль участников борьбы за справедливость. Они вместе с оппозицией подписывают «открытые письма» и даже участвуют в митингах протеста.

Последние события в Белоруссии словно гильотиной разрубили полотно мнений верующих Русской православной церкви на две части. Равные или неравные – об этом должны рассуждать социологи. Этот факт можно невооруженным взглядом увидеть в социальных сетях, где визуализируются идейные баталии. Одни безоговорочно поддерживают митингующих белорусов, выступающих против нечестных выборов, насилия и несменяемости власти. Другие видят «оранжевые» сценарии, которые приведут к большой крови и к появлению на карте еще одной братской страны, заряженной ненавистью к России и всему русскоязычному.

Разность подходов

В этом проявляется та самая разность исторических подходов к протестам в Белоруссии. И христиане здесь не исключение из правил. Православные либералы широко раскрытыми глазами смотрят в будущее, в котором наивно жаждут видеть только позитив. Верующие консерваторы черпают вдохновение из прошлого, предпочитая учиться на ошибках минувших дней.

Русская православная церковь пусть и в меньшем масштабе, но проходит путь, которым уже давно идут католики. В русском сегменте интернета уже давно действуют такие информационные рупоры православной либеральной мысли, как, например, «Православие и мир», «Богослов. ру», а сейчас к ним присоединились и некоторые телеграм-каналы. Примечательно, что на том же «Правмире» во время украинских событий 2014 года появлялись статьи, прославляющие госпереворот, например «Богословие Майдана». Вокруг этих площадок формируется группа православных либералов, среди которых немало священников, и даже епископов, симпатизирующих митингам протеста в России и на постсоветском пространстве.

Гимн оппозиции

В этой связи примечательно, что с резкой критикой своего правительства выступил глава Гродненской епархии архиепископ Артемий (Кищенко), а духовенство исполнило гимн белорусской оппозиции «Могутны Божа». Там же, в Гродно, состоялось шествие в поддержку протеста, в котором приняли участие священнослужители и верующие разных религиозных деноминаций – православные, католики, протестанты и иудеи.

В свою очередь на провластном митинге в Гродно президент Белоруссии Александр Лукашенко, обратившись к священникам, призвал их остепениться и заняться своим делом. И намекнул, что государство на эти факты с безразличием смотреть не будет. Но дело даже не в Лукашенко, которого считают диктатором и дипломатически легкомысленным. А в попытке поймать чужую волну.

Чужие речевки

Проблема в том, что когда духовенство солидаризируется с какой-либо политической силой, это раскалывает верующих, для которых священники являются лидерами мнения. Потому что политика – это всегда борьба за власть, которая в том числе предполагает и антиконституционные кровавые сценарии.

Получается, что православные должны молчать? Конечно, нет. Конструктивная критика допустима, опасно другое – протестовать за компанию, пробавляясь чужими речевками, поскольку у организаторов могут быть скрытые мотивы. Ведь мало кто захочет, чтобы его использовали в корыстных целях. Ибо, как приписывают Жоржу Жаку Дантону слова, якобы сказанные им перед казнью: «революция пожирает своих детей». И потом, самое главное дело православных верующих – это молитва.

Исправление NPR о различиях между католиками и восточными православными

Католическое духовенство соблюдает целибат, в то время как восточное или православное духовенство может вступать в брак. Церкви также различаются практикой евхаристии или ритуала причастия. Римско-католическая церковь использует пресный хлеб для причастия, а православные церкви используют дрожжевой хлеб.

«Были разногласия даже на действительно глубоком богословском уровне по поводу Троицы, по поводу отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом», — говорит Бретт Уэлен, профессор средневековья в Университете Северной Каролины.

Различия в обычаях и практике, например, в том, как совершать Евхаристию, лежат не между католической и православной церквями, а между западной и восточной церквами в целом. Самым большим обрядом в католической церкви является римский или латинский обряд на Западе. Однако на Востоке есть много других католических обрядов, которые придерживаются тех же обычаев, что и в восточных православных церквях.

Например, византийские католические церкви используют в своих литургиях квасной хлеб и следуют восточной практике причащения младенцев после конфирмации (или того, что называется миропомазанием).

Когда дело доходит до брака, священническое безбрачие является дисциплиной в рамках латинского обряда, тогда как женатые мужчины в восточных обрядах могут быть допущены к священству. (Во многих частях мира латинский обряд позволяет женатым протестантским священнослужителям, ставшим католиками, быть рукоположенными в священники с освобождением от священнического обета безбрачия, но это исключение из правил.) Однако восточный священник не может жениться. после его рукоположения (аналогично тому, как дьяконы римского обряда могут жениться, но не могут вступить в повторный брак после смерти своего супруга), а восточные священники не могут переходить в епископство, если они не овдовели или не состоят в браке (9).0011 Восточный кодекс канонического права  180.3).

Что касается вопроса о Троице, столетия богословских дискуссий сблизили две Церкви по этому вопросу. Основным пунктом разногласий является положение filioque в Символе веры, в котором говорится, что Святой Дух исходит от Отца «и Сына». Восточные православные говорят, что Святой Дух исходит исключительно от Отца, но если понять, что все, что есть у Сына, в конечном счете исходит от Родившего его Отца, то эти две формулировки могут быть одинаково точными. Согласно Катехизис Католической Церкви , «Эта законная дополнительность, при условии, что она не становится жесткой, не затрагивает тождества веры в реальность той же самой исповедуемой тайны» (248).

Когда речь идет о различиях в дисциплине и даже словарном запасе, используемом для выражения вероучения (например, восточные католики называют мессу «Божественной литургией»), Второй Ватиканский собор учил:

Разнообразие внутри Церкви никоим образом не вредит ее единству ; скорее, оно проявляет его, поскольку католическая церковь считает, что каждая отдельная церковь или обряд должны сохранять свои традиции целиком и полностью. . . хотя они несколько различаются между собой по обряду (если использовать ходячую фразу), то есть по литургии, церковной дисциплине и духовному наследию, тем не менее, каждый в той же мере, что и другие, вверены пастырскому правлению римского понтифика, божественно назначенный преемник св. Петра в первенстве над вселенской Церковью» ( Orientalium Ecclesiarum , 2-3).

Это подводит нас к самой большой разнице между восточно-католической и восточно-православной церквями: папству. Согласно NPR:

«На самом деле только в одиннадцатом веке вы видите, что папа действительно начинает подчеркивать и утверждать авторитет главы церкви», — говорит Уэлен. «Это способствует возникновению новых антагонизмов с [православной] церковью. Это привело к тому, что папа Лев IX отлучил от церкви патриарха Константинополя, который в свою очередь отлучил папу от церкви».

Есть свидетельства того, что восточные патриархи признавали главенство и авторитет римского епископа задолго до одиннадцатого века. Например, св. Игнатий Антиохийский называл Римскую церковь той, которая учит другие церкви и «председательствует в любви» над ними. На самом деле сочинения Папы Климента (92-99 гг. н.э.) и Папы Сотера (167-174 гг. н.э.) были настолько популярны, что их читали в Церкви наряду с Писанием (Евсевий, История Церкви 4:23:9).

В 19 г. н.э.0, Папа Святой Виктор I отлучил от церкви целый регион церквей за отказ праздновать Пасху в надлежащий день. Хотя святой Ириней считал это неблагоразумным, ни он, ни кто-либо другой не отрицали, что Виктор имел на это полномочия. Действительно, сказал Ириней, «необходимо, чтобы каждая Церковь согласилась с этой Церковью [Римом] из-за ее исключительной власти» ( Против Ересей 3.3.2).

В четвертом веке Константинопольский собор провозгласил, что «Епископ Константинопольский будет иметь первенство чести после епископа Римского, потому что город его есть Новый Рим» (канон 3). Константинополь называли «новым Римом» из-за решения императора Константина перенести туда имперскую столицу, но патриархи в регионе понимали, что их власть по-прежнему находится под первенством Рима, потому что епископ Рима был преемником св. Петра.

Когда дело доходит до вопроса о том, кто кого отлучил от церкви во время Великого раскола, вы должны знать, что эта история более сложна, чем то, о чем сообщает NPR, и хорошо изложена в нашем трактате «Восточное православие». Я просто процитирую его вывод:

Не было какого-то одного события, которое ознаменовало собой раскол, а было соскальзывание в раскол и из него в течение нескольких столетий, перемежающееся временными примирениями. Окончательный разрыв Востока с Римом произошел только в 1450-х годах. . . в 1453 году солдат забыл запереть одни из ворот укрепленного города Константинополя, и турки разграбили город. Когда турки контролировали столицу, остальная часть империи быстро рухнула. Под давлением мусульман большинство восточных церквей отказались от своего союза с Римом, и этот раскол сохраняется до сих пор.

Пожалуйста, молитесь, чтобы встреча Папы Франциска с Патриархом посеяла семена для того, чтобы наши две церкви снова стали одной, как Иисус молился за свою церковь (Иоанна 17:21). Кроме того, ознакомьтесь с этой замечательной статьей моего коллеги Джимми Эйкина, в которой объясняются различия между католической и восточно-православной церквями и почему он в конечном итоге решил стать католиком.

Выдающееся и подробное объяснение различий между католической и восточно-православной церквями Русская церковь и папство Владимира Соловьева (1853–1900), русского православного богослова, осужденного своей церковью за усилия по достижению христианского единства. Папа св. Иоанн Павел II назвал Соловьева одним из великих «свидетелей веры и выдающихся христианских мыслителей» современности. Книгу можно приобрести в издательстве «Catholic Answers Press» через Amazon.com.

Основные различия между католиками и православными христианами – обожение христиан

Православных христиан и католиков объединяет общая история, которая восходит почти к 937 лет назад. Однако эта история была бесцеремонно прервана единственным документом 1054 года, в котором предлагалось немедленное отлучение тогдашнего Константинопольского епископа. Религиоведы сходятся во мнении, что этот единственный акт изгнания Константинопольского патриарха вызвал восстание, которое привело к Великому расколу и расколу между католиками и православными христианами.

Во что верят христиане-католики Б…

Пожалуйста, включите JavaScript

Во что верят христиане-католики?

Основные различия между православной и католической верой заключаются в их взглядах на роль папы, способ наследования первородного греха и существование чистилища. Относительная важность священников и монахов в этих двух странах также различается, что отражается в правилах духовенства.

Последовавший за этим раскол между Востоком и Западом стал кульминацией назревающих теологических и политических разногласий, которые уже невозможно было подавить. Сегодня число верующих-католиков во всем мире составляет около 1329 человек.миллиард. В то время как христиан, причисляющих к православной вере, во всем мире приближается к 260 миллионам. За прошедшие годы две отколовшиеся религии приняли различные практики и верования, основанные на их фундаментальных богословских принципах.

Различие между католическими и православными христианами действительно представляет интерес для любого религиоведа. Вот более пристальный взгляд на критические точки расхождения между православием и католицизмом.

https://www.youtube.com/watch?v=7HNr43ObrFkВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Различия между православными и католиками (карандаши и четки) (https://www.youtube.com/watch ?v=7HNr43ObrFk)

С чего все началось 

До Великого раскола единственным истинным главой Церкви был Папа. Считалось, что первенство папы было прямой преемственностью святого Петра, одного из доверенных учеников Иисуса. Это первенство часто олицетворяло церковную свободу вероисповедания в те годы, когда внутри Церкви не начали развиваться разногласия.

Сложная смесь религиозных и политических разногласий между верхушкой церковного руководства достигла апогея к 1054 году. Главными спорными моментами были использование икон в Церкви и употребление опресноков. хлеб для причастия. Римско-католическая церковь при Папе стремилась обеспечить соблюдение статус-кво в повседневной деятельности церкви.

С другой стороны, другая фракция во главе с патриархом Михаилом 1 Керуларием устала от норм и практик внутри Церкви. Однако, несмотря на литургические споры, Церковь оставалась нетронутой до Великого раскола в 1054 году.  

Сообщается, что однажды летним днем ​​1085 года кардинал Гумберт, представитель Папы, представил документ на алтарь Святой Софии, главного места поклонения. Презентация заявления об отлучении от церкви последовала за очевидным разногласием между представителем Папы и тогдашним Константинопольским Патриархом.

В документе подробно описывается решение Папы наказать тех, кто мыслит и действует вразрез с основами Римско-католической церкви. Но вместо того, чтобы Константинопольский патриарх поддался давлению, он сплотил других лидеров-единомышленников, чтобы организовать конфликт. Первым шагом было закрытие всех латинских церквей в Константинополе.

Приказом о закрытии всех латинских церквей начался Великий раскол, оставивший католическую церковь на одном конце и православное крыло на другом. Но какие ключевые различия существовали и существуют до сих пор между католической и православной христианской верой?

https://www.youtube.com/watch?v=Q_s9Rcsg5UIВидео не может быть загружено, так как JavaScript отключен: Великий раскол (1054) (https://www.youtube.com/watch?v=Q_s9Rcsg5UI)

Примат чести против примата власти

Одно фундаментальное различие между католическими и православными христианами заключается в месте власти в церковном контексте. Во времена Великого раскола Константинопольский патриарх отстаивал первенство чести в Церкви. В идеале Римско-католическая церковь с самого начала взяла на себя первенство власти в управлении церковью.

Примат власти казался гнетущим и несколько тираническим. Возможно, это было связано с дарованным папе абсолютизмом. Когда начался Великий раскол, одной из главных целей было восстановление подхода к управлению, основанного на чести и коллегиальности. Восстание поощряло идею папства как почетного положения, а не авторитета.

Таким образом, со времен Великого раскола между Западной католической церковью и Православной церковью существовала заметная разница, особенно в установлении структуры руководства. Основное отличие заключается в существовании должности Папы.

  • Папство

Католическая доктрина исходит из роли Папы как прямого преемника Святого Петра. Позиция Папы с тех пор, как папство Реформации превратилось в папство в стиле барокко, всегда считала папу главенствующим авторитетом, а не почетным местом.

Существование понтифика как символа власти и могущества стало важным предметом разногласий в преддверии раскола между Западом и Востоком. В то время как католицизм рассматривает Папу как протоса в его роли епископа Рима, Православная церковь выступает против идеи превосходства, когда речь идет о церковном руководстве.

Таким образом, ко времени Великого раскола отколовшаяся группа выступала за роль папы с точки зрения коллегиальности. Принципал интерпретирует роль епископов с точки зрения коллективного принятия решений. Однако католическая церковь настаивает на непогрешимости позиции Папы и его главенства в принятии решений.

Исходя из этого различия, Православная Церковь не признает положение Папы Римского с точки зрения первенства авторитета перцептивного. Расхождение сообщает об отсутствии Папы среди православных христиан. Напротив, Папа является протосом в католическом контексте. Нынешняя папская власть внутри католиков находится в руках Папы Франциска.

Различные взгляды на позицию Папы в обоих контекстах составляют основу других расхождений между католической и православной верой в отношении руководства Церковью.

https://www.youtube.com/watch?v=r7R3_QkR1zAВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Примат Папы и православная традиция (https://www.youtube.com/watch?v =r7R3_QkR1zA)

  • Епископы

Епископы играют главную роль в надзоре за духовенством в епархии в католическом контексте. Они также имеют право конфирмовать и рукополагать членов духовенства на уровне епархии. Положение архиепископа является высшим рангом среди епископов.

В православной вере положение епископа является примером хранителя веры. Епископ является высшим рангом в иерархическом порядке. Константинопольский Патриарх остается главой Православной Церкви в качестве епископа. Варфоломей 1 в настоящее время занимает должность Вселенского Патриархата.

Однако, в отличие от Папы Римского среди католиков, Вселенский Патриарх – первый среди равных. Это подразумевает элемент коллективного принятия решений среди епископов. В то время как Патриарх действует как глава Церкви, система децентрализована, так что каждый пресвитер берет на себя юрисдикционные вопросы, связанные с возглавляемой им Церковью.
    
Другие должности, в том числе дьяконы и священники, существуют в обеих конфессиях. Это низшие чины служения как в католической, так и в православной церквях. При рассмотрении разницы между католиками и православными христианами выделяется вопрос первенства или авторитета по сравнению с первенством чести.

Различные верования 

Если вы убежденный католик, то, что вы считаете фундаментальными верованиями, отличается от того, за что выступает господствующее православие. Римско-католическая церковь имеет однотомный документ, известный как катехизис. Документ предусматривает четыре важнейших элемента, составляющих католическую веру.

Части включают в себя Апостольский символ веры, священную литургию, жизнь во Христе и христианскую молитву. Основная цель введения катехизиса — обеспечить сохранение католических священных традиций.

Православная Церковь также имеет Катехизис святителя Филарета. Документ в контексте православия представляет собой реформированную версию оригинального католического катехизиса. Однако в обеих конфессиях катехизис важен, потому что он направляет веру от детства к взрослой жизни. Единственная разница заключается в содержании документов и в том, как они влияют на усвоение и практику соответствующих религий.

  •  Троица против Триединства

И католики, и православные верят в единого истинного Бога. Понимание Бога как отца и верховного божества подчеркивает верования ранней Объединенной римско-католической церкви. Однако католики придерживаются отличного от православия взгляда на Иисуса Христа и Святого Духа.

Согласно католической вере, Святая Троица состоит из Отца, Сына и Святого Духа. Доктрина утверждает, что есть один Бог, который существует в трех совечных формах. Двое – это Иисус Христос и Святой Дух. Идея Троицы в католическом учении предполагает, что сначала существовал Бог, затем пришел Иисус, затем Святой Дух в таком порядке.

В православной вере особое место занимает концепция Триединства. В то же время вера признает Бога высшим существом. Однако православная вера понимает Бога как одно лицо в двух естествах. Триединство подчеркивает, что Бог полностью божественен, но в то же время полностью человечен в форме Христа. Эта точка зрения преуменьшает веру католиков в то, что Святая Троица состоит из трех в одном.

Согласно ортодоксальному взгляду на ипостаси, эти три являются различными божественными силами, которые существуют отдельно, но имеют одну божественную сущность. Хотя идея православной веры признает монотеизм, она также признает тринитарный взгляд на Бога-Отца, Сына и Святого Духа, но как на отдельных существ.

Возможно, точка расхождения заключается в том, что Бог является основой единства и источником различия. Уже тогда Православие предполагает необходимость смотреть на Троицу как на божественную тайну, а не на попытку разгадать место трех существ относительно христианской веры.

Исходя из этой точки зрения, Православие рассматривает Иисуса Христа как главу Церкви в Его качестве Бога в человеческом обличье. Отделение Иисуса от Бога подчеркивает одурманенность Иисуса как происходящего от Бога. Католическая вера, напротив, утверждает, что с самого начала Святая Троица существовала в своей бесстрастной и бессмертной природе.

Предположение о предвечном сыне, рожденном от отца с точки зрения Православия, возвышает роль Бога над двумя другими существами в Троице.

https://www.youtube.com/watch?v=FOwCEppSLLIВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Триединый Бог (Фома Аквинский 101) (https://www. youtube.com/watch?v=FOwCEppSLLI) )

  • Непорочное зачатие

Ссылка на Марию, мать Иисуса в католической вере, является божественной связью. В катехизисе говорится, что Мария является первым жилищем Бога Отца. В интерпретации это означает, что общение человечества с Иисусом стало возможным через Марию.

Представление о Марии в католическом контексте раскрывает концепцию непорочного зачатия. Согласно этой точке зрения, Мария, мать Иисуса, была свободна от первородного греха с самого зачатия. Католицизм исходит из того, что с момента зачатия Марии в утробе матери она была свободна от первородного греха.

Ученые интерпретируют это так, что с самого начала Мария была наполнена освящающей благодатью. Обычно такой класс присуждается только при крещении среди православных верующих. Марианская догма также предлагает концепцию вечной девственности.

Основываясь на этой концепции непорочного зачатия, католики также верят в вознесение Марии на небеса. Основы непорочного зачатия были предметом резких разногласий между католиками и православными христианами.

Православная вера не признает и не поддерживает концепцию непорочного зачатия. Согласно этому противоречивому мнению, греховное состояние Марии похоже на состояние любого другого человека. В то время как ее состояние девственницы реабилитирует ее и представляет ее как чистую, она унаследовала грех из-за бунта Адама в Эдемском саду.

Православие приходит к выводу, что единственный способ получить освящающую благодать — через крещение. Даже в этом случае каждое смертное существо по-прежнему несет бремя первородного греха. Хотя и католики, и православные христиане верят в Марию как в Богородицу, существуют резкие различия во взглядах на Деву Марию, помимо ее роли животворящей спасительницы мира.

Таким образом, в то время как католики молятся через Деву Марию, мать Иисуса, православные верят в Молитву единому истинному Богу. С литургической точки зрения православные христиане не согласны с поклонением Марии как возвышением ее эталона до существа высшего, чем Бог.

https://www.youtube.com/watch?v=SRgPKrD31fUВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: каков православный взгляд на первородный грех? (https://www.youtube.com/watch?v=SRgPKrD31fU). вносит заметные расхождения в способ прохождения мантии. У двух вер также есть отклонения во взглядах на происхождение последовательного авторитета или чести.

По мнению Православия, положение Патриарха Константинопольского произошло от двенадцати учеников, которые были у Иисуса во время его земного служения. История православия ставит святого Андрея в центр апостольской преемственности. Церковь стремилась поддерживать этот церковный порядок на протяжении веков.

В пределах пяти апостольских кафедр Пентархии находится последняя коллегия по выборам Православного Патриарха. После Великого раскола новый Патриарх избирается через 15 Прелатов Константинополя. Окончательный выбор Патриарха часто происходит между списком епископов или патриархов. Согласно турецким законам, Патриарх должен быть гражданином Турции, чтобы возглавить более 250 миллионов верующих.

На сегодняшний день существует 5 Патриарших юрисдикций под управлением пяти выдающихся патриархов. К ним относятся Константинополь, Иерусалим, Александрия, Антиохия и Рим. В последнее время турецкое правительство расширило права гражданства на епископов, которые могут претендовать на нынешнюю роль патриарха. Однако должность Патриарха не является почетным титулом.

https://www.youtube.com/watch?v=2xRwwCswp1IВидео не может быть загружено, так как JavaScript отключен: об апостольской преемственности (https://www.youtube.com/watch?v=2xRwwCswp1I)

Динамика преемственности в католическом контексте отличается. Во-первых, католическое учение считает, что св. Петр является первым главой Церкви. Понятие, лежащее в основе аргумента о том, что Петр был скалой, на которой была построена Церковь. Начиная с первого Папы, святого Петра, каждое последующее папство основывается на строгом процессе преемственности.

Папа Святой Линус был вторым епископом Рима, принявшим власть до Папы Святого Климента 1. Два понтифика особо упоминаются в Новом Завете. Разница в предполагаемой первоначальной истории папской преемственности между православными и католиками продолжала проявляться в выборе Папы Римскими католиками.

В отличие от выбора Патриарха, когда в процессе голосования участвуют только 15 прелатов Константинополя, выбор Папы намного сложнее. Только самые высокопоставленные кардиналы в католических рядах могут выбирать Папу. Вплоть до шокирующей отставки Папы Бенедикта XVI все предыдущие папские престолонаследия были связаны со смертью.

Конклав, собрание коллегии 203 кардиналов, играет решающую роль в избрании нового Папы. Только кардиналы моложе 80 лет имеют право участвовать в выборах Папы. После избрания только смерть или отставка, как в случае с Бенедиктом, могут положить конец такому папскому правлению. Тот факт, что папы пользуются верховной властью, отличает их от любого вероятного отзыва.

Что вызвало Великий раскол?

Теперь, когда мы понимаем разницу между современными католиками и православными, важно понять причину Великого Раскола. Помимо доктринальных различий, великий раскол также имел отношение к политическим разногласиям. Возникли опасения по поводу превращения Рима в прочную политическую базу. Особую озабоченность вызывал авторитет папы.

У соперничающих фракций также были религиозные разногласия относительно использования пресного хлеба для таинства или причастия. Запад был за Опресноки, а Восток был против этого варианта. На сегодняшний день канонический закон латинского обряда римско-католической церкви предусматривает использование опресноков для причастия.

https://www.youtube.com/watch?v=vT-jL_UuspUВидео не может быть загружено, потому что отключен JavaScript: почему произошел Великий раскол? (https://www.youtube.com/watch?v=vT-jL_UuspU)

Вопрос о браке

Брак и безбрачие были другими основными причинами раскола между Западом и Востоком. С самого начала западный блок верил в Никейский символ веры и призыв к священникам соблюдать целомудрие. Однако Православие считало идею безбрачия несущественной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы