Отношение в исламе к женщинам: Женщина в исламе: рабыня или королева?
Содержание
Женщина в исламе: рабыня или королева?
Мусульманки ожидают начала ежегодной конференции «Исламского центрального совета Швейцарии» в Фрибуре. Keystone
С 1 июля в Тичино выступает в силу запрет на ношение паранджи или никаба в общественных местах. Еще раз поговорим об исламе?
Этот контент был опубликован 30 июня 2016 года — 15:00
Сибилла Бондольфи (Сибилла Бондольфи)
Швейцарские СМИ порой весьма скептически описывают положение женщины в исламе. Но как выглядит ситуация на самом деле, кем является женщина в исламе, рабыней или королевой? Портал swissinfo.ch поговорил с швейцарками, перешедшими в ислам, и задал им несколько вопросов!
Постоянно публикуемые сообщения о том, что «Исламское государство» делает из женщин и девочек сексуальных рабынь, информация о нападениях беженцев на женщин, обязанность носить головной платок — все это вызывает у европейцев по меньшей мере отторжение, ухудшая и без того неблагоприятный имидж ислама в части, касающейся положения женщин. И тот факт, что в Швейцарии двое подростков, выходцев из Сирии, отказались недавно пожимать руку своей учительнице, тоже подается в СМИ как результат реализации положений исламского вероучения, якобы изначально настроенного негативно по отношению к женщинам.
Показать больше
Но как же мусульмане на самом деле относятся к женщинам – независимо от культуры, традиций и политических тенденций в исламе? Журналист портала swissinfo.ch встретился с тремя швейцарками, принявшими мусульманство. Хорошо зная обе культуры, и швейцарскую светскую, и исламскую религиозную, они могли бы снабдить нас информацией из первых рук. Такова была идея.
Показать больше
Барбара Вели (Barbara Veljiji), Наталия Дарвих (Natalia Darwich) и Нора Илли (Nora Illi) – практикующие мусульманки. Нора Илли отвечает за руководство женской частью объединения «Исламский центральный совет Швейцарии» (Islamischer Zentralrat SchweizВнешняя ссылка, IZRS). Наталия Дарвих принадлежит к шиитскому направлению мусульман, две другие наши собеседницы – суннитки. Все три женщины носят головной платок, а Нора Илли еще и закрывает лицо. Они едят халяльную пищу и несколько раз в день совершают молитву. Мы задали им вопросы, которые, наверное, ставят перед собой все, кто не принадлежит к исламу, но старается понять его особенности.
- Платок на голове
Из-за того, что она носит платок и закрывает лицо, Нору Илли каждый день могут обругать, а иногда даже и толкнуть. Привыкла к косым взглядам в свой адрес и Наталия Дарвих. При этом новообращенные швейцарские мусульманки искренне не понимают, почему платок на голове считается символом угнетения женщины. По их словам, женщина сама принимает решение, носить ли ей платок или нет. Муж, отец, брат здесь никакого права голоса не имеют. «Это личное дело между Богом и мной», — говорит Наталия.
- Равноправие
В том, что касается неравноправия полов, все три женщины едины. «Мужчины и женщины равноправны и равноценны, но не равны друг другу», — отвечает Наталия Дарвих. Нора Илли тоже считает: «Мужчина и женщина не равны, ведь только женщина может рожать и выкармливать детей». С тем, что, согласно Корану, мужчина — это кормилец, а женщина должна заботиться о семье, женщины тоже согласны, даже Барбара Вели, хотя на практике она и придерживается совсем другой модели, после рождения детей она работает, а муж ее — домохозяин.
- Многоженство
Когда дело доходит до многоженства, мнения женщин разделяются. «Я бы так не смогла! Несмотря ни на какой ислам,» — честно говорит Барбара. Нора Илли говорит, что «ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, но при этом муж должен относиться к ним справедливо и проводить у каждой жены одинаковое количество ночей». Есть ли у ее собственного мужа вторая жена, этого она не захотела ни подтвердить, ни опровергнуть.
- Обрезание девочек
Для Наталии Дарвих женское обрезание — это один из обычаев, который случайно получил распространение в мусульманских странах: «Считается поэтому, что он исламский, но это не соответствует действительности».
У Норы Илли другое представление об этом обряде: «В исламе существует женское обрезание, но оно не обязательно». Крайние формы, такие, как «фараоново обрезание», или инфибуляция, объясняются, с точки зрения Норы Илли, культурными особенностями. Ислам требует только небольшого обрезания кожи вокруг клитора, называемого сунна, а это процедура аналогична обрезанию у мальчиков.
Как в исламе обращаются с женщинами? Таков был последний вопрос, адресованный трем мусульманкам. «Как с жемчужиной», — ответила Нора Илли. «Мы просто королевы», — считает Барбара Вели. А Наталия Дарвих говорит, делая ссылку на историю: «До ислама женщина не имела никакой ценности».
Вы можете связаться с автором статьи через FacebookВнешняя ссылка или Twitter @SibillaBondolfiВнешняя ссылка.
А как считаете Вы: действительно ли женщины в исламе подвергаются дискриминации, или это просто широко распространенное предубеждение?
Показать больше
В соответствии со стандартами JTI
Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo. ch
Показать больше
Поделиться этой историей
«У жены по шариату нет никаких обязанностей перед мужем»
Подлинный ислам всегда на стороне женщины, а мужчина обязан сложить к ее ногам мамонта
Ислам — это мужская, патриархальная религия, где женщина подавлена и ни во что не ставится. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батров считает подобный тезис крайне поверхностным умозаключением, основанном на наблюдениях за людьми, только формально исповедующими ислам, но фактически мало ему следующими. О том, как женщина делает мир лучше и что об этом говорит ислам, — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».
Рустам Батров: «С точки зрения ислама, сложно назвать мужчиной вшивого романтика, у которого дырка на оттянутой коленке, протерты рукава на локтях и ботинки просят каши, но который при этом «дарит» женщине звезды на небе, васильковые поля и песни под балконом»
Ислам всегда на стороне женщины
Принято считать, что ислам — религия мужская, патриархальная. Женщина, дескать, у нас подавлена и ни во что не ставится. Это крайне поверхностное умозаключение, основанное на наблюдениях за людьми, формально исповедующими ислам, но фактически мало ему следующими. В их среде действительно можно встретить уничижительное отношение к женщине. Но в самом исламе, его теологии, выстраивается совсем иное, в высшей степени уважительное отношение к женщине.
Начать хотя бы с того, как шариат регулирует брачно-семейные отношения. Официальный брак в исламе начинается с экзамена, устраиваемого мужчине. Ему, чтобы быть рядом с женщиной, необходимо доказать свою состоятельность. Прежде чем поцеловать руку женщине, он должен сложить к ее ногам мамонта — брачный дар, махр. Махр — это фильтр, через который исламский закон не подпускает к женщинам тех, кто их недостоин.
Махр — показатель состоятельности мужчины как кормильца. Его краповый берет на право называться мужчиной. В нашем обществе, воспитанном в традиции французских любовных романов, культивируются романтики. Однако, с точки зрения ислама, сложно назвать мужчиной вшивого романтика, у которого дырка на оттянутой коленке, протерты рукава на локтях и ботинки просят каши, но который при этом «дарит» женщине звезды на небе, васильковые поля и песни под балконом. Мужчина — тот, кто без лишних слов сперва переводит любимой деньги на карту, чтобы она себя баловала и ни в чем себе не отказывала, а только потом дарит ей цветы, духи и прочую звездную пыль. Да, именно так: по исламу мужчина должен сперва доказать, что он имеет право быть рядом с женщиной, а затем и демонстрировать это в течение всей жизни. Второе требование называется в шариате нафака — обеспечение возлюбленной.
К сожалению, моральные калеки из числа мусульман сумели выхолостить шариат, найти себе лазейку. В качестве махра они часто дарят избранницам какую-нибудь безделицу: коробку конфет или золотое колечко. Им лень тянуться до уровня крапового берета. До уровня настоящего мужчины. Женщины, конечно, по любви и милосердию закрывают на это глаза. Правда, потом сами же страдают, ибо, когда появляются дети, вдруг выясняется, что они не знают, чем накормить своих чад.
А что обязана женщина в браке с точки зрения ислама? Ничего. Да, у жены по шариату нет никаких обязанностей перед мужем. Она не должна ни заботиться о хлебе насущном, ни стирать, ни готовить, ни убираться в доме. Если шариат что и возлагает на нее, то только любовь, ибо без любви женщины мужчина погибнет, а значит, плохо будет и самой женщине, ведь в ней живет океан любви, который она желает излить вовне. Ей важно иметь того, кому бы она смогла подарить свою любовь. Любить мужчину, быть снисходительной к нему — единственное назидание шариата, обращенное к женщине.
И хотя шариат не возлагает на женщину никаких бытовых обязанностей, на практике редкая мусульманка оставит своего мужчину без заботы. Так уж женщина устроена. Она живет безусловной любовью, которую даже шариат не в силах сдержать. Никакие формальные требования ей не указ. Ее любовь всегда больше. Ее любовь сильнее любого шариата.
Почему мужчина дает женщине махр и нафака, а не наоборот? Потому что мужчина нуждается в женщине больше, чем она в нем. Если низвести человека до физиологического уровня, то несложно заметить, что мужчины в большинстве своем не могут жить без физической близости с женщиной. Мужчины, как правило, чуть ли не помешаны на этом. А женщина за редким исключением гораздо проще смотрит на вопрос секса. Ей он нужен меньше. Из этого очевидного факта несложно сделать вывод о том, кто в ком нуждается.
Однако дело не только в интиме. Мужчине самому мало нужно. Его собственные потребности минимальны. Если он и покупает себе ботинки Louis Vuitton из крокодиловой кожи или часы Breguet — все это не более чем павлиний хвост для женщины.
Почему так?
Женщина выводит потомство. Она есть истинный продолжатель человеческого рода. Она носитель жизни. И этот импульс жизни она передает мужчине. Только рядом с ней у него появляются большие цели и сверхзадачи, ибо теперь он знает, к чьим ногам может сложить мамонта. Теперь он понимает, зачем ему реализация. Жизнь обретает смысл. Да, именно женщина пробуждает в мужчине азарт охотника, желание поймать своего мамонта. Она пробуждает его к самой жизни. Таким образом она делает его собственно мужчиной. Поэтому махр и нафака — это даже не столько требование, сколько естественная потребность мужчины. Внешнее выражение того, что он пробудился, ожил, созрел. Что теперь он мужчина в полном смысле этого слова. Что теперь он не мальчик, а охотник, который с копьем на плече, с высоко поднятой головой и расправленной грудью направляется в свои угодья — во внешний мир.
Махр и нафака — здоровое положение вещей. Не во всех культурах мы наблюдаем подобное. В христианском мире, например, была распространена практика, когда женщину брали замуж только с приданым. Это она должна доказывать свою состоятельность, чтобы быть рядом с мужчиной. Почему подобное стало возможным? Потому что там она обесценена. Там она считается виновницей грехопадения людей. Но ислам никогда так не считал. Ислам всегда на стороне женщины. Потому что ислам — на стороне жизни.
Женщина есть зеркало, которое раскрывает в мужчине его изначальную божественную природу
Нам, мужчинам, постоянно нужно смягчать свои сердца, дабы оставаться людьми
Весьма интересную теологию женщины построил Ибн-Араби, один из крупнейших мыслителей ислама. Так, в «Наставлениях ищущему Бога» он писал: «Женщина для мужчины как бы та форма, тот образ, в котором Бог сотворил Совершенного Человека. Это форма Бога, которую Он представил как Свое проявление и зеркальное отражение. И вот если сей раб, страстно возлюбив женщину и стремясь к ней всей душой, увидит в ней себя самого, значит, он увидел в ней свой образ, свою форму. Таким образом, он увидит именно Бога, ничто иное, — но увидит через любовную страсть и наслаждение соития».
Другими словами, женщина есть зеркало, которое раскрывает в мужчине его изначальную божественную природу. Через любовь к женщине мужчина познает Самого Бога.
Это действительно так, ведь женщина по своей природе ближе к Богу. Эту мысль в исламской традиции был призван подчеркнуть хиджаб.
Изначальный смысл хиджаба заключался в том, чтобы указать на божественную природу женщины, подчеркнуть ее достоинство. Вот почему хиджаб предписывался лишь для свободных людей. Халиф Умар, например, срывал хиджаб с рабынь, чтобы их не путали с таковыми. То есть хиджаб — это не о сексе. А о совсем другом. Именно по этой причине отказ женщины носить хиджаб никак не криминализирован в шариате: там просто не предусмотрены никакие виды наказания за это, ведь достоинство не насаждается насилием.
Хиджаб сегодня понимается вульгарно, в том числе и самими мусульманами. Он понимается исключительно как холодный душ для мужчин. Но изначально у него не было сексуального подтекста. Хиджабом в исламской культуре обозначают завесу/покрывало, которое скрывает божественное. Так, Пророк во время мираджа (небовознесения) беседовал с Богом через завесу — хиджаб. Завесой накрыта и Св. Кааба — символ божественного присутствия на земле. А у суфиев богопознание (= «просветление») называется «кашф», что переводится как «снятие», «раскрытие» [покрывала, скрывающего Бога]. Хиджаб на женщине — продолжение этого смыслового ряда.
В том же смысловом ряду стоит и позиция шариата, который обязывает мужчин каждую пятницу ходить на службу в мечеть, но при этом не возлагает подобную обязанность на женщин. Почему? Ответ мы находим в известном хадисе Пророка: потому, что если мужчина трижды пропустит джума, то его сердце будет запечатано. Да, нам, мужчинам, постоянно нужно смягчать свои сердца, дабы оставаться людьми, дабы не утратить свет Бога внутри себя. А в сердце женщины изначально столько любви, столько милосердия, что ей посещать Божий храм даже необязательно. Ее сердце и так преисполнено Божьего света. Оно не запечатается никогда!
Мужчина и красота — понятия из параллельных вселенных
Изначальная близость женщин к Богу касается не только качеств души. Это выражено и на телесном уровне.
Помните, как Николай Васильевич Гоголь описывает Собакевича в «Мертвых душах»? Да, да, того самого, который «медведь, совершенный медведь»? Давайте освежим в памяти: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!“»
На самом деле это сказано не о Собакевиче, а обо всех мужчинах. Мужчина и красота — понятия из параллельных вселенных. Мы не очень-то с нею дружим. Если в мире остались бы одни мужики, то планета в тот же день превратилась бы в убогую холостяцкую квартиру с тухлыми носками на полу и курганом немытой посуды. Красота испарилась бы безвозвратно.
Но, к счастью, мир не таков. Мир прекрасен. Почему? Потому что в нем живет женщина.
Именно она ставит в вазу цветы, стелет на стол ажурную скатерть и поправляет мужу галстук. В этом и состоит призвание женщины, ее щедрость: нести в наш мир красоту.
А что такое красота?
Это касание Бога. Пророк сказал: «Бог красивый и любит красоту». Да, Бог раскрывается посредством красоты. Являет Себя через нее. И поэтому он создал женщину именно такой: утонченной и красивой. А нас, мужиков, — неотесанными Собакевичами, сущими обезьянами.
Красота живет в каждой женщине. Это ее исконная природа. Не всегда она помнит об этом и порой прячет свою естественность за красотой напускной, вульгарной. Так появляются фифочки с накаченными губами и силиконовой грудью. Но даже подобная пошлость не что иное, как стремление женщины, пусть и деформированное извращенным социальным (читай: мужским) давлением, к своему предназначению делать наш мир прекрасным.
Красота — это не только о лице и фигуре. Это обо всем. Альберт Эйнштейн, например, всегда искал такие математические формулы, которые были бы красивыми. Красивыми значит простыми, ибо красота — это простота, а идеальная простота есть само совершенство. Все искусственное, надуманное — сложное. Все настоящее, глубокое — простое. Вот почему женщине легко быть красивой. Ей достаточно просто быть собою. Стало быть, совершенство — это раскрытие в мире женского или, говоря религиозным языком, божественного.
Не знаю, заслуживают ли снисхождения мужчины, которые не могут совладать с этой красотой и потому кутают своих женщин в хиджабы. Но уверен в одном: божественная красота ошеломляет человека, от нее он становится маджнуном, сумасшедшим. И потому ему не всегда хватает адекватности выразить свое восхищение, свою любовь к той самой красоте, перед которой меркнет все остальное. Когда человек выходит из тьмы на свет, он закрывает глаза ладонью. Это движение ослепленного человека чисто рефлекторное, инстинктивное, животное. И в нем — вся суть насильственного хиджаба. Обезьяна. Как есть обезьяна.
Но женщина умеет прощать мужчине и это. Потому что она создана для любви. Для милосердия. Она создана сделать наш мир лучше.
Последствия для продвижения прав женщин на Ближнем Востоке
Вопрос о правах женщин в исламе был спорной областью дискуссий и интенсивных дебатов как в мусульманском мире, так и на Западе. Два доминирующих мейнстримных нарратива преследуют мусульманских женщин, хотя и по-разному. С одной стороны, многие мусульмане и мусульманские правительства используют исламский текст, чтобы оправдать дискриминацию в отношении женщин и наложить социальные и правовые ограничения на права и свободы женщин. С другой стороны, западные исламофобы-неовостоковеды используют эти популярные, но традиционные женоненавистнические толкования ислама для поддержки своих ксенофобских претензий к исламу и мусульманам.
Это ставит мусульманок перед дилеммой. Женщины-мусульманки, которые хотят быть хорошими мусульманками и также хотят, чтобы их права были конфликтными и разочарованными в этих популярных интерпретациях. В то же время они изо всех сил пытаются ответить на нападки Запада на ислам. Эти женщины (и мужчины) оборонительно реагируют на то, что «ислам почитает и защищает женщин и предоставляет им все права», но не имеют доступа к прочным религиозным основам и знаниям. Между тем, любые попытки обсудить права и свободы женщин на Ближнем Востоке клеймят империалистическими колониалистическими предприятиями западной гегемонии, которые развращают благочестие к исламским моральным устоям и традициям. Подлинные попытки защитить женщин-мусульманок от дискриминации с помощью международных моделей гендерного равенства и программ расширения прав и возможностей в конечном итоге приводят к отчуждению от местного контекста и, вероятно, будут безуспешными, если местные сообщества не будут играть активную и независимую роль. Очевидно, что проблема женщин в исламе сложна и многогранна. Однако неизменным остается то, что во всех этих рассказах жертвами выступают мусульманские женщины.
В отличие от этих господствующих нарративов и популярных традиционных интерпретаций исламского текста, возникла твердая (хотя все еще периферийная) феминистская исламская точка зрения. Менее известное повествование — это повествование женщин-исследователей исламской юриспруденции, которые предоставляют контекстуальные чтения и альтернативные интерпретации исламского текста. Эти мусульманки, которые также являются практикующими верующими, оспаривают женоненавистнические исламские толкования, которые подчиняют женщин в мусульманских обществах, и демонстрируют — во имя своей веры — что популярные предвзятые толкования ислама не присущи тексту, а являются продуктом их время и место.
Проблема женщин в исламе очень сложна и требует высокого уровня богословских, лингвистических и исторических знаний и навыков для понимания и анализа. Ниже приводится лишь краткое вводное изложение этих альтернативных прочтений со ссылками на некоторые работы экспертов в области исламской юриспруденции и исследований в области прав человека, а также мои последующие рекомендации по продвижению прав женщин на Ближнем Востоке.
Пять неизвестных и неправильно понятых вопросов о женщинах в Исламе
1. Патриархальные традиции повлияли на ранние и доминирующие толкования Корана
Основы исламского права основаны на Коране . Кроме того, Сунна ( хадис и пример пророка) используется в качестве вторичного источника для дальнейшего разъяснения и руководства. Когда Коран и Сунна оставляют вопрос нерешенным, мусульманские ученые прибегают к иджтихаду – науке толкования и установления правил, где они могут дополнить исламский закон местными обычаями. Естественно, ученые из разных сообществ и школ расходятся во мнениях.0015 иджтихад , что не вызывает возражений, если эти стипендии основаны на религиозных и лингвистических знаниях и проводятся благочестиво и добросовестно. Хотя мусульмане вольны выбирать наиболее убедительные для них толкования, неизбежно, что эти отдельные иджтихады находятся под влиянием патриархальных обычаев и верований своего окружения. 1
По словам доктора Азизы аль-Хибри, почетного профессора права Ричмондского университета и одного из ведущих ученых в области исламского права и прав человека; средневековая исламская юриспруденция и доминирующие школы в иджтихад , принятые сегодня, во многом находятся под влиянием патриархальных традиций своего времени. Эти патриархальные культурные предположения глубоко укоренились в иджтихадах и исламской юриспруденции до такой степени, что такие патриархальные структуры ошибочно полагают, что они исходят из самого текста Корана . Кроме того, свободная практика иджтихада была ограничена авторитарными политическими учреждениями в целях защиты своих политических интересов. В результате последующие мейнстримные интерпретации стали основываться на авторитарных патриархальных интересах и навязывались национальными государствами. 2
Таким образом, очевидно, что мусульманские юристы являются продуктом своего общества, где центральная патриархальная концепция превосходства мужчин над женщинами повлияла на понимание текстов Корана . Таким образом, эти иджтихадов являются продуктом своего времени и патриархальных обстоятельств, и их необходимо рассмотреть и переоценить. По словам доктора Асмы Ламбрабет, ведущей фигуры в пересмотре исламских текстов с феминистских позиций; «Исламская мысль должна развиваться, чтобы переопределить и переосмыслить себя, а также провести необходимое различие между духовным посланием и определенными интерпретациями, которые заморозили текст, иногда заглушая его истинное послание». 3
2. Альтернативные непатриархальные толкования Корана существуют
Как отмечают многие исламские ученые, Коран четко устанавливает принцип равенства между всеми людьми. В Коране ( Коран 49:13, среди других стихов) Бог создал людей из мужчин и женщин, и, несмотря на эмпирические различия между людьми (на основе расы, пола и т. д.), Коран рассматривает их как равных и ранжирует людей только на основе их морального выбора и благочестия. Бог создал мужчин и женщин из одной души, как хранителей друг друга в отношениях сотрудничества, а не господства. 4
Однако, хотя некоторые конкретные стихи на первый взгляд пропагандируют мужское доминирование, важно учитывать альтернативные интерпретации. Например, одним из наиболее противоречивых и наиболее часто цитируемых стихов Корана для оправдания доминирования мужчин является 34 й аят в суре ан-Ниса’ , который чаще всего интерпретируется как «мужчины являются защитниками». и сопровождающих» (изначальное: qawwamun , другие возможные толкования: советники, проводники) «женщин», «потому что» (изначальное: bima , другие возможные толкования: в обстоятельствах, когда) «они превосходят их» (оригинал: faddala , другие возможные толкования: имеют свойство, которого нет у другого) «и потому что» (оригинал: bima , др. возможные интерпретации: в обстоятельствах, когда) «они поддерживают их из своих средств». 5
Популярная интерпретация, понимаемая в свете патриархальных иерархических традиций, как показывает аль-Хибри, может быть совершенно иной, если исключить патриархальные предположения. В этом случае Коран описывал конкретную ситуацию, наблюдавшуюся в то время, когда мужчина берет на себя ответственность консультативной роли, если присутствуют оба этих условия; во-первых, если у мужчины есть способности, которых нет у конкретной женщины, и, во-вторых, когда мужчина содержит эту конкретную женщину, в то время как женщина может отказаться от совета. Основываясь на правилах исламской юриспруденции, когда один аят относится к определенным обстоятельствам, более общий принцип равенства (изложенный выше) следует принимать как общее правило, а конкретный случай — как исключение. 6
Здесь важно отметить, что это только один пример, и существует множество других случаев, когда господствующие патриархальные толкования оспариваются феминистскими учеными исламской юриспруденции. В то время как семейное законодательство и кодексы личного статуса в арабских и мусульманских странах ограничивают права и свободы женщин (например, при выборе мужа, опеке / вали , подчинении мужу / та’ах , инициировании развода, требовании приданого, полигамии, браке) немусульманам и т. д.), альтернативные интерпретации Коран оспаривает эти утверждения о мужском доминировании, основанные на религиозных текстах (см. al-Hibri 7 ).
3. Контекст имеет значение
Основные толкования Коранического текста , которые считают мужчин выше женщин, являются поэтому не объективными, а субъективными человеческими интерпретациями, находящимися под сильным влиянием исторических и геополитических условий. Кроме того, аятов Корана во многих случаях раскрываются в очень специфических обстоятельствах, и их необходимо понимать на основе контекстуальных терминов.
Например, сура аль-Бакар a 282 — еще один часто цитируемый аят, утверждающий превосходство мужчин в исламе. В этом стихе, явленном в контексте бизнеса, говорится, что «когда вы заключаете сделку, связанную с долгом на определенный срок, запишите это, и пусть писец запишет это между вами по справедливости… и приведите двух свидетелей из числа ваших людей. Если не будет двух мужчин, то мужчину и двух женщин из тех женщин, которых вы выбрали, свидетелями». Если вырвать этот стих из контекста, его можно интерпретировать так, что свидетельство женщины не равно свидетельству мужчины. Однако, учитывая конкретную ситуацию деловой сделки и более широкий контекст, в котором женщины в то время не были вовлечены или были экспертами в деловых делах, этот аят не следует воспринимать как свидетельство того, что женщины не равны мужчинам в Исламе. Фактически, в другом случае второй преемник Пророка, Умар ибин Хаттаб, назначил женщину управлять делами рынка в Медине. 8
Поэтому аяты Корана необходимо рассматривать в том контексте, в котором они были ниспосланы, поскольку Коран принимает во внимание конкретные обстоятельства социальных условий. 9 Эти конкретные стихи являются продуктом своего времени и контекста, и их не нужно навязывать другому времени и другому контексту. Более того, аятов Корана нужно рассматривать здраво и не рассматривать в отрыве от других текстов и аятов. Фактически, пять основных школ исламской юриспруденции ( Ханафи , Малики , Шафии , Ханбали и Джафари ), официально принятые мусульманскими странами, согласны с четырьмя основными принципами исламского права; она меняется со временем и местом, должна служить общественным интересам, не должна причинять вреда и может быть отброшена, если ее причина исчезла. 10 Это явное свидетельство того, что некоторые аяты, явленные в конкретных обстоятельствах, не следует вырывать из контекста и обобщать как правило на все времена и места.
4. Права женщин-мусульманок достижимы через ислам
По словам доктора аль-Хибри, исламская философия перемен подразумевает постепенные изменения и связана с принципом шуры , когда общественные дела решаются на основе консультаций. Исламская философия перемен также связана с важным принципом отказа от принуждения в вопросах веры. Постепенность, шура и неприятие принуждения являются важными исламскими принципами, наиболее подходящими для защиты прав мусульманских женщин. Поэтому постепенное стабильное изменение статуса и прав женщин-мусульманок достижимо через Ислам. Два общепризнанных принципа исламского права: рациональность ( иллях ; когда причина для принятия закона исчезает, исчезает и закон) и общественные интересы ( maslahah ; исламские законы должны служить общественным интересам, в том числе интересам женщин) являются важной основой для пересмотра патриархальных законов и возобновления иджтихада. 11 Таким образом, права женщин-мусульманок могут быть реализованы с помощью этих исламских правовых принципов и требований.
5. Освобождение должно исходить из сферы ислама
Как отмечает аль-Хибри, женщины-мусульманки, как правило, религиозны и плохо реагируют на навязываемую им западную феминистскую точку зрения, поэтому светские подходы к права женщин вряд ли «освободят» женщин-мусульманок, потому что верующие по-прежнему будут хотеть следовать своему восприятию Божественной Воли. 12 Кроме того, многие ученые утверждают, что не существует универсальной модели гендерного качества («один размер подходит всем»), и Запад не должен сохранять монополию на топографии современности и истины. 13
В этом контексте освобождение и перемены должны исходить из исламской сферы, где женщины-мусульманки играют активную и самостоятельную роль в реформировании, перечитывании Корана и выявлении исторических предрассудков, которые окрашивали понимание из Корана 9Сообщение 0016. В среде религиозной преданности освобождение должно корениться в корнях Корана . 14
Рекомендации по защите прав женщин на Ближнем Востоке
Сегодня женщины-мусульманки заявляют о себе, перечитывая исламские тексты и призывая к искоренению патриархальные принципы, которые очень трудно изменить. Это альтернативное прочтение Коран и исламский подход к переменам являются важными компонентами для достижения прав женщин на Ближнем Востоке.
Поскольку многие женские и женские организации на Ближнем Востоке и во всем мире, занимающиеся искоренением дискриминации в отношении женщин, сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с действующими исламскими законами и религиозными деятелями, для них жизненно важно включить вышеуказанные альтернативные толкования Кор ‘анический текст в свою работу. Вот несколько конкретных рекомендаций по более эффективному продвижению прав женщин и достижению гендерного равенства на Ближнем Востоке.
- Поскольку ислам используется против женщин, очень важно взаимодействовать с религией, чтобы прояснить недоразумения и заблуждения среди тех, кто использует религию для угнетения женщин. Поскольку большинство женщин-мусульманок стремятся вести себя в соответствии с учением ислама, понимание религии важно и освобождает женщин-мусульманок. Популяризация этих альтернативных интерпретаций, а также альтернативное религиозное образование на Ближнем Востоке может предоставить мусульманам инструменты для отстаивания гендерного равенства в исламе и через ислам. Программы гендерного равенства должны включать исламский феминистский компонент и религиозное образование во все свои проекты, а также поддерживать женщин-мусульманок в их усилиях по возвращению к Коран
- Хотя альтернативные прочтения Корана особенно важны для популяризации среди верующих мужчин и женщин, а исламский подход к изменениям является важным элементом в достижении прав женщин, эти усилия необходимо осуществлять в рамках более широкого подхода. Культура динамична и контекстуальна; он взаимодействует, влияет и находится под влиянием религиозных и правовых систем. Точно так же, как патриархальные традиции проникли в интерпретацию исламского текста, эти доминирующие интерпретации предотвратили столь необходимые изменения в патриархальных традициях. В данном случае эти исламские толкования узаконили патриархальные обычаи, в то время как консервативные исламские толкования часто противопоставляются любым попыткам реформировать законы или изменить патриархальные традиции. Таким образом, необходимо принять целостный многомерный подход, который включает все социальные, правовые и религиозные основы гендерной дискриминации.
- Интерпретации в конце концов остаются интерпретациями. В то время как некоторые могут соглашаться с альтернативными непатриархальными интерпретациями исламского текста, другие могут продолжать верить и использовать женоненавистнические предвзятые толкования ислама. Более того, как указывает сама аль-Хибри, 15 интерпретаций подвержены влиянию и контролю влиятельных лиц и их интересов. В то время как призыв к альтернативному перечитыванию Корана , безусловно, императивен, расширяет возможности и освобождает женщин-мусульманок, национальные правовые системы, вероятно, по-прежнему будут приветствовать патриархальное исламское прочтение по различным (и довольно очевидным) причинам. Кроме того, светские женщины, живущие в мусульманских странах, не имеют альтернативных правовых систем в таких рамках и, следовательно, должны соблюдать религиозные толкования, с которыми они могут не согласиться. Таким образом, в то время как эти непатриархальные исламские толкования необходимы для тех, кто предпочитает действовать в соответствии со своей верой, нерелигиозные правовые системы должны быть доступны для других.
- Исходя из вышеизложенного, отделение религии от государства и правовая система, которая предоставляет женщинам полные права и свободы, могут быть включены в предписанное изменение доминирующих патриархальных социальных и религиозных систем. В то время как большинство мусульманских ученых отвергают то, что они называют внешним навязыванием универсальных моделей гендерного равенства мусульманским обществам, такое дихотомическое определение внешнего и внутреннего довольно неточно и даже вводит в заблуждение. Эти универсальные модели прав женщин основаны на основных принципах свободы и равенства, и многие женщины и организации в мусульманских странах активно участвуют в этих международных усилиях. Самым последним международным законодательством в отношении гендерного равенства является Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), принятая в 1979 и ратифицирован 189 штатами, что сопоставимо с биллем о правах человека для женщин. 16 Все арабские страны подписали и ратифицировали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) 17 но с таким количеством оговорок 18 , что противоречит цели конвенции. Между тем, арабские и мусульманские страны продолжают применять худшие в мире дискриминационные практики в отношении женщин с религиозными, социальными и юридическими основаниями. Хотя религиозная реформа и альтернативные толкования являются неотъемлемой частью процесса перемен, нельзя упускать из виду международные усилия и достигнутый ими прогресс.
Таким образом, постепенный переход к этим многомерным патриархальным системам должен быть комплексным усилием, включающим феминистское прочтение Корана , социальные и экономические изменения и правовую реформу, основанную на принципах CEDAW. Кроме того, этот целостный подход к продвижению прав и свобод женщин на Ближнем Востоке не может работать без отведения первостепенной роли местным голосам. Наконец, конечной целью должно быть поощрение и легализация полных прав женщин как основных прав человека.
* Изображение предоставлено Shutterstock/Marina Podrez
1 Аль-Хибри, Азиза. «Ислам, закон и обычай: новое определение прав мусульманских женщин» (1997).
2 Там же.
3 Ламрабет, Асма. «О каком освобождении идет речь? Из предисловия к книге «Женщины в Коране: освободительное прочтение». (2015)
4 Аль-Хибри, Азиза. «Введение в права мусульманских женщин» (2000 г.).
5 Аль-Хибри. «Ислам, закон и обычай».
6 Там же.
7 Там же. См. также Аль-Хибри. «Введение.»
8 Абдулла Р., Али А. и Хамид С. А. Гендерное равенство, ислам и закон .
9 Там же
10 Аль-Хибри. «Ислам, закон и обычай».
11 Аль-Хибри. «Введение.»
12 Аль-Хибри. «Ислам, закон и обычай».
13 Ламрабет. «Какое освобождение».
14 Там же.
15 Аль-Хибри. «Ислам, закон и обычай».
16 «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Структура «ООН-женщины» .
17 «Арабский регион: 30 лет КЛДЖ ». Социальные часы.
18 «Заявления, оговорки и возражения против CEDAW». Структура «ООН-женщины» .
Раздаточный материал 3: Положение — мусульманские женщины не равны | Строительство мостов | Гобелен веры
https://www. uua.org/files/includes/snippet-important-message.txt
Гобелен веры:
Строительство мостов:
Программа мировых религий для 8-9 классов
Часть строительства мостов
Мусульманские женщины не считаются равными мужчинам и не ценятся наравне с мужчинами в исламском обществе.
- В Священном Коране ясно сказано, что женщины должны подчиняться мужчинам. Коран 4:34: «Мужчины стоят выше женщин в том, что Аллах предпочел одних из них другим, и в том, что они расходуют свое имущество; и добродетельные женщины, преданные, заботливые (в отсутствие своих мужей), как Бог позаботился о них. А тех, чьего разврата вы опасаетесь, вразумляйте, и уводите их в спальню, и бейте их; но если они покорятся тебе, то не ищи пути против них; поистине, Бог высок и велик».
- Поведение пророка Мухаммеда ясно показывает его ценность и уважение к Хадидже. Хадиджа также широко почитается мусульманами. Однако почтение к Хадидже не обязательно означает уважение ко всем женщинам.
- Одним из атрибутов Аллаха является то, что у Аллаха нет тела и пола. Тем не менее, Аллаха всегда называют «Он». В арабском языке бесполые существительные обычно имеют мужскую форму. Это ясно показывает, что в арабском исламском обществе мужчины считаются выше женщин.
- Требование о том, чтобы женщины покрывали волосы и скромно одевались, является унизительным и дискриминационным. Ограничение используется, чтобы оправдать жестокое обращение с женщинами с непокрытыми волосами, открытыми руками и т. д., предполагая, что они «попросили об этом», будучи нескромными.
- Хотя многие особенности законов шариата (исламского религиозного права) не встречаются в Коране, традиционные мусульманские тексты и практика используются для оправдания ограничений, которые ограничивают доступ женщин к образованию, транспорту, занятости, заставляя женщин полагаться на мужчин в этих основных права и отрицание права женщин на самоопределение.