Памятник скобелеву в москве 1912: История сноса и установок московского памятника «белому генералу»
Содержание
Памятник генералу Скобелеву в Москве: kapuchin — LiveJournal
Из «Иллюстрированного путеводителя по Москве на 1915 год»:
«Памятник Генералу М. Д. Скобелеву открыт на Тверской улице, на площади против дома генерал-губернатора 24 июня 1912 года. Памятник этот, созданный скульптором П. А. Самойловым[фамилию перепутали], справедливо должен занять выдающееся место среди памятников Москвы. Народный герой изображен во время боя, верхом, на скачущей лошади. Немного ниже, по бокам верхней части пьедестала, помещены группы идущих в атаку Скобелевских молодцов. Нижняя часть пьедестала украшена барельефами, изображающими эпизоды из боевой жизни Белого Генерала. На лицевой стороне надпись: Михаилу Дмитриевичу Скобелеву 1843 — 1882».
Недолго простоявший — с 1912 по 1918 год — памятник Скобелеву работы П.А. Самонова выгодно отличается от той скульптурной халтуры, которая всё больше множится в последние годы в Москве, — искренностью чувства, с которым создавалась эта скульптурная композиция. Какие времена, такие и памятники.
Фотография из того же путеводителя:
Портреты Скобелева из книги И.В. Казначеева о генерале, изданной в 1916 году:
Несколько фотографий, сделанных перед установкой памятника
Из журнала «Искры» №25 за 1912 год. Поясняющие надписи к ним тоже из журнала.
Подполковник П.А. Самонов, автор проекта памятника:
Группа рабочих завода Морана, отливавших памятник. В руках ружья 1877 года, служившие моделью:
Комитет по сооружению памятника. В первом ряду — председатель комитета генерал-лейтенант Щербачев и возле него Моран, владелец завода, на котором изготовлялся памятник. Позади, в халате, автор проекта памятника — П.А. Самонов:
Бронзовая фигура для памятника:
О Самонове в юбилейном издании 1913 года в память 300-летия царствования Дома Романовых:
В дни февральской революции(фото из журнала Красная панорама №11 за 1927 год):
Первого мая 1917 года:
Незадолго до большевистского переворота
Митинг большевиков около памятника Скобелеву 15 октября 1917 года. Фото из журнала Искры от 22 октября(№41) 1917 года:
В газете Известия за 5 сентября 1926 года вспомнили об этом митинге:
Разрушение памятника
Памятник был разрушен в 1918 году, точнее перед майскими праздниками группой рабочих с завода Гужона («Серп и молот»). Заметка из газеты «Вечерние вести» от 29 апреля(№30) 1918 года:
Из газеты «Заря России» от 30 апреля (№ 11) 1918 года:
«На Тверской площади вовсю кипит работа. Фигуру белого генерала снимают с коня. И здесь толпа настроена особенно нервно, даже негодующе. Может быть, не вредно было бы для власть имущих хоть изредка прислушаться к тому, что говорится в народе…
А пока рабочий урезонивает взволнованную старуху:
— Да вы в наше положение войдите. Никогда нам не давали свой праздник по-настоящему отпраздновать. Теперь добились воли, — пожалуйте, среда. А, может, в первый и в последний раз празднуем…»
Советская площадь 1 мая 1918 года, уже без памятника:
Памятник на рисунке в книге для детей К. Пискунова «Комсомольское племя» 1931 года:
Также можно посмотреть: Скобелевские торжества в Москве 24 июня 1912 года
Что на этом месте будет позже:
Статуя Свободы на Советской площади в Москве
В День Героев Отечества в Москве открыт памятник генералу Скобелеву
В День Героев Отечества в Москве открыт памятник генералу Скобелеву
Памятник военачальнику открыли в сквере перед зданием Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (проспект Вернадского, дом 100).
В церемонии приняли участие Руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов, председатель Российского военно-исторического общества, Министр культуры РФ Владимир Мединский, руководитель научного совета общества, глава ЦИК Владимир Чуров, президент международного общества «Скобелевский комитет», дважды Герой Советского Союза, космонавт Алексей Леонов.
В своем выступлении глава Администрации Президента обратил особое внимание на заслуги генерала Скобелева в становлении основ профессионального кодекса защитников Отечества и обеспечении преемственности поколений российских армии и флота. Генерал Скобелев, являвшийся представителем знаменитой военной династии, был человеком долга, истинным патриотом и вдохновлял многих своим примером, отметил Сергей Иванов. Руководитель Администрации Президента также отметил, что современники генерала говорили о нем как о герое, равном Суворову.
«В 1912 году в Москве, на Тверской площади, на народные средства Скобелеву был поставлен памятник, — сказал на открытии монумента председатель Российского военно-исторического общества, Министр культуры России Владимир Мединский. — Скобелев действительно был слугой — царю, Отечеству и народу. Если в нашей истории есть законченный, архетипический, нигде не раздваивающийся образ русского воина и патриота — то это Скобелев».
Об истории воссоздания памятника рассказал президент международного общества «Скобелевский комитет», дважды Герой Советского Союза, космонавт Алексей Леонов. Инициатива установки памятника появилась в начале 1990-х годов. В 2007 году был проведен конкурс на лучшую скульптурную композицию и определен победитель, однако монумент не был установлен из-за отсутствия средств.
«В прошлом году я обратился к председателю Российского военно-исторического общества, и вот, результат налицо. Это была прямая помощь, которая выразилась в бронзе», — рассказал Алексей Леонов.
Монумент представляет собой четырехметровую бронзовую конную статую генерала Скобелева на гранитном постаменте. Автор — народный художник России, действительный член Российской академии художеств, скульптор Александр Рукавишников.
Для справки:
Михаил Дмитриевич Скобелев (1843–1882) — выдающийся русский военачальник и стратег, участник Среднеазиатских войн Российской империи и Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, освободитель Болгарии.
Окончив Академию Генштаба, Скобелев начал участвовать в боевых действиях. В 1869 году в качестве представителя Генерального штаба он участвовал в экспедиции генерал-майора А.Абрамова к границам Бухарского ханства. За участие в Хивинском походе 1873 года Михаил Дмитриевич получил свою первую георгиевскую награду — орден Святого Георгия IV степени.
За свои подвиги в Кокандском походе Скобелев был награжден чином генерал-майора, орденами Святого Георгия III степени и Святого Владимира III степени с мечами, а также золотой саблей с надписью «За храбрость».
В апреле 1877 года Скобелев участвовал в Русско-турецкой войне. Перед третьим штурмом Плевны в конце августа 1877 года Скобелеву были поручены в командование части 2-й пехотной дивизии и 3-й стрелковой бригады. После этой битвы Александр II наградил 34-летнего военачальника чином генерал-лейтенанта и орденом Cвятого Станислава I степени.
В 1880 году Скобелев возглавил экспедицию русских войск в Ахалтекинский оазис Туркменистана. После напряженной борьбы нашей армии удалось захватить крепость, взять Ашхабад и присоединить к России другие районы Туркмении. После этих событий Александр II произвел Скобелева в генералы от инфантерии и наградил орденом Святого Георгия III степени.
Михаил Дмитриевич Скобелев умер в возрасте 38 лет при невыясненных обстоятельствах в московской гостинице «Дюссо».
Четыре всадника столицы — Радио 7 на семи холмах. Музыка на все времена.
Расскажу вам сегодня историю о четырех всадниках. Первый – самый известный из них. Стоит напротив мэрии Москвы. Говорят, что когда памятник Юрию Долгорукому, основателю Москвы, открывали, кто-то в толпе громко крикнул: «Ну до чего же похож!» А еще поговаривают, что по воле руководителей высокого звена произошла «замена на поле», ну, то есть, операция по смене пола: то, что у князя конь-огонь, говорят, смутило умы и потому он теперь то ли на мерине, то ли на кобыле… Скульптор, изваявший этого нашего исполина, до того занимался мелкими поделками и потому весь памятник с огромным количеством интереснейших деталей. И его очень любопытно разглядывать.
На этом месте до Юрия Долгорукого стоял другой всадник – генерал Скобелев. Знаменитая московская монументальная конная статуя герою Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, генералу от инфантерии Михаилу Скобелеву была возведена по проекту скульптора Петра Самонова на Тверской площади перед губернаторским дворцом в 1911—1912 годах. Одновременно с открытием монумента Тверская площадь получила название «Скобелевская площадь». Памятник был открыт 24 июня 1912 года и снесён большевиками в апреле 1918-го. Памятник был очень красивым и динамичным, хоть и подвергался нападкам критики.
В 2014 году Михаил Скобелев вернулся в Москву. До Тверской не добрался: его задержали в Тропарево. Автором монумента является народный художник Российской Федерации Александр Рукавишников. Скульптурный памятник представляет собой Скобелева, сидящего на коне с обнажённой шашкой в руке. Общая высота памятника вместе с гранитным пьедесталом составляет восемь метров. Местом его установки был избран проспект Вернадского в Москве, около Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, московского Пентагона, с позволения сказать.
Но сохранились изображения великого генерала. И потому можно говорить о том, похож или нет.
Ну и четвертый всадник — самый фотогеничный – в контражуре получается сильный выразительный силуэт. Дмитрий Иванович Донской изображён сидящим на походном боевом коне с мечом на левом бедре, держащим правой рукой развевающийся стяг великого Московского княжества, которое символизирует объединение русских земель вокруг Москвы под началом великого князя. По своим размерам памятник Дмитрию Донскому чуть меньше памятника Юрию Долгорукому. Стоит на гранитном постаменте в сквере среди сирени на пересечении Николоямской и Яузской улицы.
Подписывайтесь на подкаст!
Памятник генералу Скобелеву открыли в Москве: fotografersha — LiveJournal
Сегодня утром, в День героя отечества, памятник генералу Михаилу Скобелеву, созданный по инициативе Российского военно-исторического общества, установлен около здания академии Генерального штаба.
Глава администрации президента РФ Сергей Иванов принял участие в церемонии открытия памятника, отметив заслуги генерала Скобелева в становлении основ профессионального кодекса защитников отечества и обеспечении преемственности поколений российских армии и флота.
Первый памятник Михаилу Скобелеву появился в Москве в 1912 году на Тверской площади — он был создан по указу императора Николая II, при этом на народные средства. Но в 1918 году он был снесен большевиками по декрету «О снятии памятников царей и их слуг и выработке проектов памятников Социалистической революции».
«Скобелев действительно был слугой; он был слугой царю, слугой Отечеству, он был слугой народа», — сказал Иванов.
Современники генерала говорили о нем как о герое, равном Суворову. «И такое сравнение с великим русским полководцем генерал, конечно, заслужил по праву», — считает глава президентской администрации.
В церемонии открытия также приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский, который является председателем РВИО, руководитель научного совета общества, глава ЦИК РФ Владимир Чуров.
Президент международного Скобелевского комитета, дважды Герой Советского Союза космонавт Алексей Леонов обратился к полководцу напрямую, подчеркнув тот факт, что памятник появился рядом с современной кузницей высшего офицерского состава.
День Героев отечества — праздник молодой, но его корни уходят в XVIII век. В 1769 году Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца. Им награждали воинов, проявивших доблесть, отвагу и смелость. Кавалерами всех четырех степеней стали, например, великие русские полководцы Кутузов и Барклай де Толли.
В XXI веке в этот день чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и кавалеров ордена Святого Георгия.
Монумент представляет собой четырехметровую бронзовую конную статую генерала Скобелева на гранитном постаменте.
Автор — народный художник России Александр Рукавишников, чей проект одержал победу в конкурсе, где было предложено 17 вариантов скульптуры.
Министр культуры отметил, что ни один другой генерал так не заботился о своих солдатах, об их провианте, обмундировании, тепле, состоянии оружия. «И сегодня мы должны признать, что, если был в нашей истории действительно такой абсолютно чистый, 100-процентный архетип русского героя, то, конечно, это архетип генерала Скобелева».
У Михаила Скобелева в учебниках истории есть еще одно имя — Белый генерал. В сражениях он всегда участвовал в белом мундире и на белом коне, при этом всегда заботился о своих солдатах, об их провианте, обмундировании, всегда следил, чтобы оружие было исправно.
Конные памятники. Москва (1-я часть)
в Москве на Тверской площади (до этого Скобелевской площади) был установлен
Михаилу Дмитриевичу. Генерал Скобелев был любимцем армии. Он был прозван «белым генералом» за то, что всегда ходил в бой в белом мундире и на белой лошади, веря, что в белой одежде он никогда не будет убит.
Автором памятника был скульптор-самоучка подполковник П. А. Самонов. Памятник представлял собой гранитный постамент, на котором возвышалась четырехметровая конная статуя генерала, справа была изображена группа русских солдат, защищающих знамя во время одного из среднеазиатских походов. Слева бойцы, идущие в атаку во время русско-турецкой войны за освобождение славян. С обратной стороны к постаменту была прикреплена доска с напутствием Скобелева своим солдатам под Плевной.
1 мая 1918 года памятник генералу был варварски уничтожен по личному указанию Ленина, в соответствии с декретом о снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг. Все бронзовые фигуры и барельефы и даже фонари, окружавшие памятник, были распилены, разбиты на части и отправлены на переплавку. А вот с гранитным постаментом пришлось повозиться, он не поддавался никаким инструментам, и тогда решено было его взорвать, но полностью постамент удалось разрушить только с пятой попытки. Далее началось безжалостное выкорчевывание имени Скобелева из русской истории. В соответствие с новыми установками марксистско-ленинской идеологии советские историки объявили генерала поработителем и угнетателем трудящихся масс братского востока. Имя Скобелева осталось под запретом даже во время Великой-Отечественной войны, когда из небытия были возвращены имена Суворова и Кутузова. На месте уничтоженного памятника генералу был поставлен гипсовый монумент революционной свободе, который впоследствии заменил Юрий Долгорукий.
В мае 1941 года, перед самой войной, обелиск было решено снести. Памятник был взорван. От него сохранилась только голова статуи Свободы, которая хранится в Третьяковской галерее. Во время празднования 800-летия Москвы на том же месте заложили камень с обязательством по установке памятника Юрия Долгорукого. Сам князь (работы группы скульпторов во главе с С. М. Орловым) появился на площади в 1954 году, где и пребывает до сих пор.
Памятник Князю Юрию Долгорукову
В 1947 году Москва всё-таки дождалась конной статую, когда на месте снесенного бронзового генерала Скобелева (героя русско-турецкой войны) на коне установили памятник князю-основателю Москвы. Юрий Долгорукий – первый князь суздальский, который, по преданиям, прославился собиранием земель вокруг княжества московского. Иногда (некорректно) ему присваивают роль основателя Москвы, забывая о боярине Кучке, имеющем к моменту появления князя обширные владения на месте исторического центра Москвы. Как бы то ни было, условная дата основания Москвы – 1147 года, и к 800-летнему юбилею города (1947 г.) нужно было увековечить в бронзе кого-то из первых правителей Москвы. Так в сентябре 1947 года произведена торжественная закладка памятника, а сам он увидел свет только спустя 7 лет, в 1954 г.
Памятник Долгорукому стал героем анекдота прямо во время открытия. Стоило упасть покрывалу, как кто-то выкрикнул из толпы: «До чего похож!» (по второй версии – «Не похож!»). Дело в том, что сведений о внешности князя не сохранились. Из других забавных деталей – то, что князь он указует перстом почему-то не в сторону Кремля, а в сторону мэрии. Историческая неряшливость скульптора С. М. Орлова также проявилась в том, что на великом князе шлем более поздней эпохи.
Примечательно, что этот памятник стал первым в советской России, не имеющим коммунистического подтекста.
Памятник фельдмаршалу Кутузову
В 1973 году памятник установили прямо перед зданием музея-панорамы Бородинской битвы. Над памятником трудилась целая группа скульпторов во главе с Н.Томским. Знаменитый полководец восседает на коне в парадном мундире и со всеми регалиями. Вокруг постамента располагается многофигурная композиция, каждый персонаж которой – реальный или собирательный герой войны 1812 года. Здесь представлены как талантливые полководцы, так и простые русские воины, всего 26 фигур высотой почти 3 метра. Примечательно, что фигуры не статичны, в памятнике есть драматургия. С большой тщательностью выделаны детали обмундирования и лица бойцов.
На постаменте высечена надпись «Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года». Созданием памятника в 1973 году завершилось формирование большого мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.
Памятник писателю Фадееву
В центре Миусской площади стоит памятник — скульптурный ансамбль — выдающемуся советскому писателю, лауреату премии Ленинского комсомола Александру Александровичу Фадееву (1901-1956).
Литературную известность Фадееву принесла его первая же крупная книга — «Разгром», ставшая настольной книгой многих поколений. Героическая тема гражданской войны нашла свое продолжение в «Последнем из Удэге». Подвиг краснодонцев увековечен в романе «Молодая гвардия»- одном из лучших произведений о Великой Отечественной войне, которому он «отдал… много крови сердца».
… В сквере перед Дворцом пионеров и школьников Фрунзенского района столицы на подиуме-площадке из гранитных блоков разместились три скульптурные композиции — бронзовая фигура писателя с книгой в руке, возвышающаяся на пьедестале из серого гранита, и две фигурные композиции на темы его произведений «Разгром» и «Молодая гвардия».
Высокая, по-спортивному подтянутая фигура. В ней запечатлены характерная фадеевская поза, манера держать голову.
Слева от центральной статуи — две конные фигуры героев гражданской войны, стоящие прямо на бронзовом плинте без постамента. До предела собранный в минуту опасности Левинсон и Метелица, привставший на стременах, готовый с молодецкой удалью тотчас вступить в схватку с врагом. (Кстати, это может быть единственный памятник в мире еврею на лошади. -ред.). В скульптурной группе, расположенной справа, запечатлены пять комсомольцев, членов подпольной организации «Молодая гвардия», боровшейся с врагом в годы Великой Отечественной войны.
Торжественное открытие памятника А. А. Фадееву (скульптор В. А. Федоров, архитекторы М. Е. Константинов, В. Н. Фурсов) состоялось 25 января 1973 года.
Памятник маршалу Жукову
8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне на Манежной площади был установлен новый памятник. Сам президент Борис Ельцин инициировал создание памятника к памятной дате: пообещал на встрече с ветеранами войны, что тот будет установлен на Красной площади напротив Исторического музея. Но поскольку Красная площадь находится под охраной ЮНЕСКО, в итоге статую поставили на Манежной площади. Автор изваяния – скульптор В.М. Клыков. Маршал выполнен привставшим в седле и с характерным приветственным жестом. Под копытами боевого коня – поверженные штандарты нацистской Германии: запечатлен исторический момент, когда Жуков принимал Парад Победы в июне 1945 года.
Памятник много критиковали и москвичи, и скульпторы: одни – за несоответствие реалиям, вторые – за неверные пропорции, третьи – за статичность. Кроме того, место, выбранное для памятника, оказалось не самым выигрышным – находясь с северной стороны здания Исторического музея, оно почти все время укрыто тенью. Несмотря на это, маршал занял свое место на Манежной площади, и парочки охотно назначают встречи «под Жуковым».
Памятник генералу Багратиону
В 1999 году, этот сравнительно молодой памятник, созданный скульптуром Мерабом Мерабишвили был установлен на Кутузовском проспекте. Любопытно, что Мерабишвили установил этому же генералу еще один памятник, только в Тбилиси, откуда был родом прославленный герой Отечественной войны 1812 года. Генерал Багратион прошел долгий славный путь от рядового до генерала от инфантерии. Во время Бородинского сражения его позиции (так называемые «Багратионовы флеши») стали одним из эпицентров битвы. Полководец умер 17-ю днями спустя от тяжелейшего ранения в ногу, отказавшись от ампутации. Другой герой наполеоновской войны Денис Давыдов настоял на том, чтобы прах Багратиона развеяли над Бородинским полем.
Монумент изображает момент, когда Багратион призывает воинов в атаку. Памятник считают удачным, однако многим не нравится выбор места – отсутствие перспективы (памятник зажат сквером) и неудачное соседство стеклянного бизнес-центра, разрушающего атмосферу историчности.
Ещё по теме:
Intomoscow. Путеводитель по Москве
Сегодня, в День Героев Отечества, в Москве перед зданием Военной академии Генштаба Вооруженных сил России открыли памятник знаменитому русскому полководцу, «белому генералу» Михаилу Скобелеву.
Михаил Дмитриевич Скобелев (1843–1882) – выдающийся русский военачальник, участник Среднеазиатских завоеваний Российской империи, Русско-турецкой войны 1877–1878 годов и освободитель Болгарии, был почитаем в России не меньше героев войны 1812 года, а его талант полководца многие считали равным Суворову.
По воспоминаниям современников генерала Скобелева любили и восхищались все, кто шел с ним вместе в сражения. О нем говорили как о генерале-богатыре, который первым бросается в самую гущу битвы, ничего не боится, а врагов косит саблей как траву. Всякий раз генерал выходил из битвы без единой царапины, да и в самом отряде Скобелева почти не бывало потерь. Сколько раз бравый генерал ходил под пулями на поле боя, а умер при загадочных обстоятельствах в Москве в гостинице «Англия», что была на углу Петровки и Столешникова переулка. Смерть «белого генерала» потрясла всю Россию.
24 июня 1912 года на современной Тверской площади на народные средства был воздвигнут памятник Скобелеву работы А. П.Самонова, а саму площадь назвали Скобелевской.
Монумент представлял собой скульптурный ансамбль: конная статуя генерала, рвущегося в бой с саблей высоко над головою, и фигуры солдат и офицеров на двух нижних ярусах постамента. В 1918 году новая власть распорядилась снести памятник «белому генералу», а на его месте установили монумент советской конституции. В 1954 году на Тверской площади появился конный памятник Юрию Долгорукому. Скобелевская площадь стала Советской.
В прошлом году, когда отмечалось 170-летие со дня рождения прославленного генерала, в часовне-памятнике героям Плевны прошла панихида по М.Д.Скобелеву и павшим русским героям. Тогда Международный Скобелевский комитет и Российский региональный общественный фонд «Современное общество», собирающий подписи в поддержку проекта установления памятника М.Скобелеву, выразили надежду, что памятник «белому генералу» в скором будущем появится в столице.
И вот спустя 96 лет, после того как монумент Скобелеву был уничтожен, в Москве вновь установлен памятник легендарному полководцу. Автором монумента стал скульптор Александр Рукавишников. Бронзовая скульптура генерала Скобелева, сидящего на коне, находится на четырехметровом гранитном пьедестале.
Памятник создан за счет пожертвований и установлен при поддержке Российского военно-исторического общества и Скобелевского комитета. В торжественной церемонии открытия приняли участие Глава администрации президента РФ Сергей Иванов, министр культуры РФ Владимир Мединский, глава ЦИК РФ Владимир Чуров и президент Международного Скобелевского комитета, дважды герой Советского Союза, космонавт Алексей Леонов.
Памятник Скобелеву — judepinguin — LiveJournal
Тверскую площадь, на которой установили конную статую «белого генерала», переименовали в Скобелевскую. Памятник был уничтожен в 1918 году, а на его месте был открыт Монумент Советской Конституции, который был в свою очередь взорван в апреле 1941 года. Свято место пусто не бывает: в 1954 году на этом месте был открыт новый памятник, являющейся по сей день одним из символов столицы — конная статуя Юрия Долгорукого.
Ниже привожу репортаж из газеты «Новое Время» от 25 июня (8 июля) 1912 года № 130033 об открытии памятника. Спасибо за материал историку Дмитрию Кудрявцеву!
Сегодня повсюду благодарно вспоминали русские люди своего славного героя, своего Белого генерала, М. Д. Скобелева. В сердце России, в Москве белокаменной, воздвигнут и освящен сегодня памятник легендарному любимцу войск и народа. Памятник этот, один из лучших в Москве, украсил собою Тверскую площадь. На его открытие представителем Государя Императора прибыл Его августейший брат, великий князь Михаил Александрович.
Погода прекрасная.
Толпы народа заполнили Тверскую площадь и тротуары кругом площади. На площади красивая живая пестрая рама из тысяч войск и народа. В центре памятник, лицом к Тверской улице. Он пока еще закрыт, как ширмами, громадными полотнищами. С четырех углов с высоких мачт спускаются пестрые гирлянды цветных маленьких флагов. Памятник обведен кругом бордюром из цветов и установлен по сторонам экзотическими деревьями. С лицевой стороны отдельно выступают две группы финиковых пальм и широколистных латаний. От памятника красное сукно ведет к широкому настилу для богослужения. Возле настила справа навес-шатер, увенчанный георгиевской хоругвью, весь в зелени, цветах и флагах. Входы в него с четырех сторон осенены хоругвями древнерусского стиля. На углу сгруппированы русские национальные флаги.
Справа от шатра стоит группа родных и сподвижников героя, за ними все приглашенные на торжество. Тут же, у шатра, и весь комитет по сооружению памятника: председатель ген.-м. Щербачев, члены генералы Колюбакин и Баев, полковники Воронцов-Вельяминов, Никольский, Попов и Симонов и капит. Левошко, представитель московской городской думы гласный Кузнецов, и скульптор подполк. Самонов. Три другие стороны площади заняты войсками и военными зрителями — фронтом к памятнику. По Тверской, на тротуаре генерал-губернаторского дома, тысячная толпа зрителей; из окон дома смотрят институтки. Слева от палатки, по боковому фасу, стоят генералы, начальствующие и офицеры московского окружного управления, дворцовые гренадеры — все георгиевские кавалеры из служивших в войсках при Скобелеве, хор музыки Александровского училища, роты военных училищ Александровского и Алексеевского, еще хор музыки екатеринославцев и полуроты полков гренадерского корпуса Екатеринославского и Ростовского; к ним примыкают во втором фасе, фронтом к Тверской улице, офицеры и полурота гренадерских полков: Несвижского, Перновского, Таврического, Киевского, Московского и Самогитского. В третьем фасе — офицеры 3-й гренадерской дивизии и полуроты полков Астраханского и Фанагорийского, эскадрон тверского кавалерийского училища, эскадрон гусарского Сумского и сотня казачьего Донского полков и пестрая шпалера военных депутаций, среди которых выделяется депутация Туркестанского дивизиона в черных папахах и малиновых с полосками халатах, с азиатским вооружением. Во главе гренадер — георгиевский кавалер полк. Дроздовский. Парадом командует г.-л. Горбатовский. К военным депутациям примыкают гражданские. Московская дума явилась в числе 145 человеке. В белых чалмах и халатах депутация Ферганской области — народные судьи и местные правители. В числе присутствующих — московский градоначальник г.-м. Адрианов, губернатор свиты г.-м. Джунковский, ген.-адъютанты бар. Мейендорф и кн. Васильчиков и французский капитан Рене Маришаль. В группе родственников находятся сестра героя княгиня Белосельская-Белозерская, ее муж ген.-адъютант с сыном и дочерью. Возле – бывшие адъютанты Скобелева г. -л. А.Н. Маслов и г.-м. Ушаков, группа сподвижников в боевой службе Скобелева и в числе их начальник штаба киевского округа ген. Алексеев, ген. Нуджевский, контр-адм. Майер, г.-м. Абациев, полк. Ушаков, бывший полевым почтмейстером в гор. Скобелеве Малеев и друг. В большой пестрой группе приглашенных все официальные лица Москвы и дамы. Тут попечитель учебного округа А.А. Тихомиров, губернский предводитель дворянства А.Д. Самарин и уездные предводители.
Командующий войсками округа ген. Плеве обошел линию парада и затем стал на правом его фланге. В 12½ ч. Прибыл на площадь великий князь Михаил Александрович, представитель Государя Императора на торжестве. Заиграла музыка встречу, войска взяли на-караул. Великий князь, приняв рапорт от ген. Горбатовского, пошел по фронту войск под звуки марша и здоровался с частями. По обходе фронта великий князь со своей свитой проследовал в церковь свв. Косьмы и Дамиана, что в углу площади. В церкви великого князя встречали митрополит и духовенство. Из церкви на площадь выступил затем крестный ход. Как только показалась процессия, войска взяли на-караул, музыка заиграла «Коль славен».
Впереди за крестом и шестью малиновыми хоругвями следовали в парадных кафтанах певчие лучшего из здешних частных хоров – хора Иванова, безвозмездно пожелавшего и испросившего разрешение участвовать в национальном торжестве. За ними золотой лентой двигались диаконы и 18 священников военных церквей Москвы. Дале следовали архимандрит сербского подворья Михаил и протопресвитер военного и морского духовенства Шавельский. Новопосвященный сегодня епископ Борис и епископ можайский Василий шли с посохами в руках, за ними, в предшествии диаконов со светильниками, митрополит московский Владимир. Великий князь и генералы сопровождали процессию. Блестя золотым облачением, двумя шпалерами протянулось духовенство к памятнику. Идет благодарственное молебствие. Солнце освещает яркую картину площади. Военный протодиакон Демин возглашает Царское многолетие. Далеко на площади разносится его голос. Певчие поют «Многая лета». Затем тихим басом диакон возглашает: «Воину Михаилу во блаженном успении вечная память», Протяжно поют певчие «Вечная память». На площади тишина. С памятника в эту минуту гренадеры сдергивают с четырех сторон полотно и бронзовые черты Белого генерала на коне на высоком постаменте вдруг появились на площади посреди молящегося народа. Затихли последние звуки пения, слышна команда войскам: «накройся!» Великий князь выступил вперед и, обнажив шашку, командует всем парадом: «Слушай. На-караул!» Войска отдают честь памятнику; бьют барабаны, музыка играет кавалергардский марш. Так идут несколько минут военные почести. Взоры всего народа устремлены на памятник. Но вот подан сигнал, окончены почести. Войска снова обнажили головы и бас протодиакона гудит: «Всероссийскому победоносному войску многая лета». Митрополит осеняет крестом войска и народ. Певчие поют: «Тебе, Бога, хвалим». Митрополит, сопровождаемый великим князем, обходит кругом памятник и окропляет его св. водой. Провожаемый великим князем по площади до линии войск, крестный ход во главе с митрополитом возвращается в церковь. По удалении крестного хода опять команда: «На-караул». Великий князь возглашает перед фронтом здравицу Государю Императору. Музыка играет народный гимн.
Как только смолкли звуки гимна, к памятнику подошла депутация народных учителей и учительниц Болгарии, группа в 45 человек, и запела «Боже, Царя храни». Троекратное «ура» огласило площадь и было подхвачено на улице народом. Великий князь осматривает памятник. Его императорскому высочеству представляется комитет по постройке памятника. Происходить акт передачи памятника городу. Председатель комитета по сооружение памятника ген. Шербачев вынул из кожаного футляра акт передачи памятника городу и поднес его великому князю. Его высочество передал этот акт городскому голове. Принимая его, Н. И. Гучков произнес:
«Ваше императорское высочество! Памятник, сооруженный герою Скобелеву, является памятником геройской доблести русской армии, одним из легендарных вождей которой быль великий Скобелев — плоть от плоти и кровь от крови великого русского воинства, во все времена самоотверженно служившего обожаемому Царю и дорогой родине. Москва, древняя столица России, счастлива, что на ее долю выпало быть хранительницей этого памятника, этого драгоценного народного достояния».
После передачи памятника городскому управлению великий князь Михаил Александрович начал обход депутаций, ставших в линию с правой стороны. Депутации представлял ген. Щербачев. Великий князь беседовал с депутатами и расспрашивал участников скобелевских походов. Между тем войска перестроились к церемониальному маршу. Великий князь стал у памятника. По Тверской от Газетного пер. к Страстному монастырю пошли со знаменами впереди полуроты и эскадроны мимо памятника Белому генералу под звуки Скобелевского марша. На фланге Александровского училища шел командующий войсками округа ген. Плеве. Сотня казаков закончила церемониальный марш. Войска ушли с площади. Великий князь подошел к памятнику и процессией потянулись к памятнику депутации с венками.
Первый венок, серебряный, возложен сестрой покойного Скобелева, княгиней Белосельской-Белозерской с мужем и семьей. Далее возложены венки: лавровый, перевитый георгиевскими лентами, от офицеров генеральная штаба, с названием мест славных военных дел Скобелева; дубовый венок с золотом — от военной академии, с георгиевской лентой и с надписью: «Дорогому питомцу — герою-полководцу»; серебряные венки: от кавалергардов, от гродненских гусар, от , 16-й дивизии и ее артиллерии, от 14 туркестанского имени ген.-адют. Скобелева полка с надписью: «Своему незабвенному герою Белому генералу», на венке георгиевский крест; от 64 пехотного Казанского полка с надписью и датами; от ферганского военного губернатора с надписью: «Белому генералу, умиротворившему Фергану, обогатившему туземное население и вставившему жемчужину Востока в корону русского Царя»; роскошный венок от Государевой свиты из лавров и белых лилий; от четвертого корпуса, из лавров же, с надписью: «Герою М. Д. Скобелеву»; от московского дворянства, от московской думы и войск московского округа (возложил ген. Плеве), от московского купечества, от московского ремесленного общества, от мещанского общества. Затем болгарская депутация возложила венок, серебряный, с золотыми колосьями и надписью на болгарском языке: «Незабвенному витязю освободительной войны, славному генералу М. Д. Скобелеву благодарный болгарский народ. Ловча, Плевна, Шейново». Затем шла депутация общества ревнителей военных знаний с венком; далее депутация от союза 17 октября во главе с А. И. Гучковым, также возложившая венок; всеславянское общество «Славия», возложившее венок через депутацию в сокольских костюмах; сербское Пантелеймоновское братство, московский отдел национального союза, возложивший венок, с надписью: «Русские — Русскому» и другие. Гора венков закрыла подножье памятника Белому генералу.
Государю Императору комитетом послана всеподданнейшая телеграмма. Затем члены комитета, родственники и сподвижники Скобелева собрались на завтрак, который удостоил своим присутствием великий князь. Во время завтрака генералом Щербачевым была прочитана вызвавшая общее одушевление телеграмма маститого генерала Богдановича.
«Сегодня светлый праздник русской славы. Сегодня в сердце России, в колыбели нашей государственности освящен памятник беспримерному любимцу русского воинства, герою Зеленых Гор и Геок-Тепе, бессмертному Белому генералу, Михаилу Дмитриевичу Скобелеву. Среди бесчисленных препятствий, пролагая пути к своим победам, обезоруживая зависть и недоверие своими блистательными успехами, он превзошел все ожидания соотечественников, оправдав прозорливые надежды, возлагавшиеся на него еще с первых его шагов покорителем Хивы, генерал-адъютантом Кауфманом. И потому сегодня всем нам, ставящим мир превыше всего, можно с законною гордостью вспомнить, что мир покупается только победоносною войною: мы не страшимся провозгласить нашу незыблемую веру, что если будет на то воля Божья и во имя будущего мира разразится новая война, появятся новые Скобелевы, чтобы стать во главе христолюбивого российского воинства и повести его, по Царскому слову, под знамением животворящего креста на честную брань и славную победу. Перед священным памятником того, на ком почил дух великого Суворова, кто всею жизнью своею явил, что не оскудела на бранном поле героями русская земля, да воспламенятся родные дружины беззаветною готовностью жить, умирать и побеждать за Веру, Царя и Отечество».
Присутствовавшие ответили ген. Богдановичу телеграммой.
В. Прокофьев
Воспроизводится по тексту: Прокофьев В. Открытие памятника Скобелеву // Новое Время. 25-го июня (8-го июля)1912. №13033.
Автор проекта, дата постройки и причины сноса. Генерал Скобелев
Вряд ли найдется человек, незнакомый с подвигами генерала Михаила Скобелева. Принимал участие в боевых действиях в Туркменистане и Закаспийском регионе, за что был награжден орденом Святого Георгия IV степени. Под его руководством были взяты Ловча, Плевна, Шейнов, открыта дорога на Стамбул, освобождена от турецкого ига Болгария. Талантливый полководец не проиграл ни одного боя, Скобелев по военному мастерству и стратегии заслуженно считался равным Суворову.
Его вклад в становление Российской Империи трудно переоценить. Он был поистине народным героем и любимцем, отличным полководцем и стратегом с тонким военным подходом и уважением к своим солдатам. Об этом свидетельствует тот факт, что после трагической гибели генерала крестьяне несли его гроб верст двадцать на руках в родовое имение Скобелевых. За свою недолгую жизнь генерал Скобелев выиграл немало сражений на благо Отечества, за что был увековечен в памятном монументе на Тверской улице, которому, к сожалению, не суждено было простоять долго.
Сбор средств на памятник
Впервые об установке мемориального памятника генералу Скобелеву заговорили еще в 1907 году. В то же время у города не было необходимых финансовых средств для его возведения. В результате было решено установить памятник Скобелеву в Москве народными средствами — добровольными пожертвованиями горожан. С разрешения Императорского Скобелевского комитета в 1908 году начали организовывать сбор средств на строительство. Генерал Скобелев, или «Белый генерал» — так его героя называли в народе за особую веру в белом мундире, — был образцом мужества и мужества. патриотизм.Несмотря на то, что сначала пожертвования шли незначительными темпами, через два года в фундамент для установки памятника уже было более 60 тысяч рублей.
Конкурс на лучший проект
До 25 мая 1910 года проводился масштабный конкурс на лучший проект. В нем приняли участие 27 скульпторов. В состав жюри вошли шесть архитекторов и девять военных, которые следили за точной экспозицией полководца и хронологией событий. Комиссия постановила установить памятник Петру Александровичу Самонову.Победителем стал подполковник запаса и скульптор-самоучка. Несмотря на это, именно его работа «За Царя и Родину», по мнению жюри, заняла первое место в конкурсе. Когда все проекты были выставлены на всеобщее обозрение, выбор властей был неоднозначно воспринят горожанами.
Таким образом, представители высшего сословия, художники и деятели искусства заявили, что памятник является абсолютно безвкусной художественной самодеятельностью и злыми языками, и обвинили Самонова в плагиате, аргументируя это тем, что за основу была взята известная картина Василия Верещагина «Скобелев под. Шипка.«Но простой народ запомнил памятник. Только 10 августа 1910 года из 27 предложенных вариантов проект Самонова был выбран и окончательно утвержден к строительству по указу императора Николая II.
Производство
Отливка памятника. а также все работы по бронзе, граниту и фундаменту были поручены Санкт-Петербургскому бронзовому заводу А. Морана, в частности Е. П. Гакеру. П. А. Самонов работал без выходных, каждый день, раздавая, в части изготовления, отдельные детали в литейный цех.Работы по изготовлению памятника Скобелеву в Москве автором проекта были завершены 21 марта 1912 года. За это время скульптору удалось создать коня со всадником, 14 воинов, 11 барельефов, изображающих подвиги Великой Отечественной войны. командир и 4 фонаря. Так же быстро заработал и завод. В исторических хрониках памятник имеет высоту 7 аршин и вес 450 пудов.
5 июня 1911 года был заложен фундамент будущего памятника, место, которое определил сам император Николай II, так как это тоже стало предметом споров. Фундамент был заложен на Тверской площади, хотя предлагались варианты размещения на Театральной, Лубянской и Лубянской площадях. Митрополит Владимир возглавил организованный по этому случаю крестный ход и положил начало фундаменту, лично установив первый камень в подвале.
Открытие памятника Скобелеву в Москве, 1912 год
24 июня 1912 года было главным праздником. Он состоялся по случаю открытия памятника генералу Скобелеву.Он располагался напротив дома генерал-губернатора на Тверской площади. В связи с этим она была переименована в Скобелевскую площадь.
В Москве, то утром, первые лица города и страны, выдающиеся деятели культуры и все сподвижники генерала-героя. Сестра Скобелева и его племянники тоже пришли на открытие. Празднование состоялось после крестного хода и молебна.
Памятник быстро стал излюбленным местом горожан и гостей города.Именно рядом с ним устраивались все митинги и собрания, а после начала Первой мировой войны были провозглашены патриотические речи ораторов.
Описание
Бронзовая композиция памятника Скобелеву в Москве представляла собой четырехметровую статую всадника на коне, имеющую две колонны на постаменте из светло-серого гранита на задних ногах коня.
На стороне генерала Скобелева стояли две группы верных воинов. Слева от всадника изображены воины, защищавшие знамя в Среднеазиатском сражении.Справа увековечены воины, сражавшиеся с полководцем за освобождение славян во время русско-турецкой войны. На 11 барельефах по периметру изображены подвиги полководца в боях за Зеленые горы, Плевна, под Хивой, штурме Геок-Тепе и других героических сражениях. На другой стороне памятника было послание Скобелева, переданное его воинам во время Плевненской битвы.
Причины сноса
Октябрьское вооруженное восстание 1917 года коренным образом изменило ход истории, приоритеты и стало ответом на вопрос, почему был снесен памятник Скобелеву в Москве.На смену монархической системе пришли коммунисты-коммунисты, что неизбежно привело к реформистским движениям во всех отраслях по всей России.
12 марта 1918 г. столица официально перенесена из Петрограда в Москву. В и без того перенаселенную и нуждающуюся в улучшении жилищных условий столицу планировали переселить около 100 тысяч сотрудников госаппарата вместе с семьями. Также остро встал вопрос о размещении рабочих кабинетов. Во время осенних событий Кремль был значительно разрушен и в то время ремонтировался.Поэтому было решено разместить Моссовет в доме бывшего генерал-губернатора, перед которым поставили памятник «Белому генералу».
На основе образования нового исправительного учреждения 12 апреля 1918 г. была принята директива «О сносе памятников, воздвигнутых в честь королей и их слуг». Естественно, памятник герою в белом мундире, который стоит прямо перед носом высших чиновников, был внесен в перечень плановых работ по демонтажу памятников царского режима, а Скобелевская площадь в Москве сразу была переименована. в советский.
Демонтаж памятника
1 мая 1918 года все части, включая барельефы и фонари, были варварски распилены, перенесены во двор Моссовета, а затем отправлены на переплавку. Работа выполнялась по личному заказу Ленина завод «Гужон», ныне — «Серп и молот». Постамент из финского гранита не поддался никаким воздействиям. Сначала он использовался как ораторская трибуна. Тогда, в ночь на 11 сентября, была предпринята неудачная попытка взорвать постамент, в результате чего пострадали фасады здания Моссовета и гостиницы «Дрезден».За месяц постамент взорвали по частям, а пятым взрывом полностью разрушили. Вскоре на том же месте была возведена новая трехгранная стела с первой Конституцией СССР. А в 1954 году его заменил памятник Юрию Долгорукому, по конструкции аналогичный памятнику Скобелеву.
Память героя
Заслуги Российского военно-исторического общества в 2014 году памятник Михаилу Скобелеву перенесен в Москву. На этот раз перед Академией Генерального штаба Вооруженных Сил.Гениальный полководец восседает на коне, как и раньше, только теперь на вершине восьмиметрового гранитного постамента. По-прежнему установка памятника была бы невозможна без добровольных пожертвований. Проект разработан и изготовлен скульптором Александром Рукавишниковым.
Памятники и мемориализация: уроки России и Средней Азии
Александр Моррисон предлагает некоторые размышления об исторических памятниках и мемориализации, основываясь на своем опыте в истории России и Центральной Азии.Оригинальная версия этой статьи на различных языках Центральной Азии опубликована на сайте Радио Свободная Европа / Радио Свобода.
Во вторник, 9 июня 2020 года, в Оксфорде собралось более тысячи человек, чтобы потребовать снятия статуи империалиста Сесила Родса, сделавшего одно из крупнейших завещаний Оксфордскому университету и Ориел-колледжу (на фасаде которого стоит статуя). когда-либо получал. Деньги были получены через его горнодобывающую империю в Южной Африке, в которой африканские рабочие трудились в ужасных условиях, в то время как он также отвечал за создание новых британских колоний в Южной и Северной Родезии и экспроприацию земель у сотен тысяч шона и ндебеле, чтобы освободить дорогу. для белых поселенцев.Его статуя в Кейптаунском университете уже сняли после протестов 2015 года; теперь похоже, что Оксфорд последует за ним.
Памятник Николаю Пржевальскому (1894 г.), Каракол. Иссык-Куль, Кыргызстан
Удаление памятников из прошлого — новое явление в англоязычном мире, но для бывшего СССР оно полностью знакомо: большевики были политическими иконоборцами, очищая ландшафт от многих напоминаний о царском прошлом: некоторые из самых запоминающихся эпизодов в «Октябре» Эйзенштейна (1928) — толпа сносит статую царя Александра II.Десталинизация при Хрущеве включала аналогичную очистку от напоминаний о «культе личности», включая мумифицированный труп Сталина, многочисленные статуи и отредактированные фильмы. С 1991 года было снесено еще много статуй, в том числе — как напоминает нам Саймон Шама — статую Феликса Дзержинского, основателя ЧК , которая когда-то стояла перед Лубянкой, штаб-квартирой ее преемника, КГБ.
Шама выдвигает это как аргумент в пользу свержения Родоса, но не отмечает, что удаление Дзержинского ничего не изменило, кроме аббревиатуры: КГБ теперь является ФСБ, но он по-прежнему находится на Лубянке и контролирует российское государство. усилилась под властью самоидентифицированного чекиста Владимира Путина.Памятник Дзержинскому был одним из немногих советских памятников, которые были спонтанно снесены после попытки путча в августе 1991 года. Большинство последовавших за этим памятников были снесены в рамках проекта новой легитимации режима Ельцина. К концу 1990-х годов аппетит к свержению советских статуй снизился и никогда не сопровождался каким-либо соответствующим побуждением почтить память многих жертв советского режима или даже полностью открыть архивы репрессий. Даже сегодня количество памятников ГУЛАГу или ужасному государственному голоду сталинской эпохи в России можно пересчитать по пальцам одной руки, и почти все они являются работой организаций гражданского общества, а не российского государства.Есть аргумент в пользу того, что удаление этих памятников — вместо того, чтобы, скажем, оставить Дзержинского стоять (или, еще лучше, лежать на его лице), а воздвигнуть рядом с ним памятник его жертвам — облегчило удобный процесс амнезии. Конечно, гораздо более тщательный процесс символической десоветизации в Украине оказался разногласием и ничего не сделал для решения проблем страны.
В Средней Азии памятники, воздвигнутые во время русской или советской власти, напоминают не только идеологически
.
беспокойного прошлого, но одного, которое, как и Родос, является колониальным.В царский период был построен целый ряд памятников, посвященных ключевым моментам русского завоевания Средней Азии, таким как Иканская битва 1864 года, падение Ташкента в 1865 году и резня туркмен в Гёк-Тепе в 1881. Все они были разрушены большевиками после 1917 года. Возможно, самым символическим местом была центральная площадь российского Ташкента, где после тридцати лет споров был установлен памятник воинам, павшим при захвате города в 1865 году, и первому туркестанскому губернатору. — Генерал Константин Петрович фон Кауфман был возведен в 1913 году, но уже через шесть лет снесен.После различных временных установок в конце 1940-х годов была возведена статуя Сталина, снесена в 1961 году, а затем заменена статуей Карла Маркса в 1968 году. Затем она была заменена нынешней конной статуей Амира Тимура (в честь которого сейчас находится площадь. названо) в 1993 году.
Насколько мне известно, единственными военными памятниками царской эпохи, сохранившимися в Средней Азии, являются небольшой памятник воинам, умершим от холеры в 1878 году недалеко от села Джам в Зарафшанской долине Узбекистана; и мемориал битвы при Узун-Агаче, в которой русские войска нанесли поражение войскам Хокандского ханства недалеко от современного Алматы в 1860 году.Первое неясно и, вероятно, просто упускалось из виду; последний был частично демонтирован в 1921 году, но, похоже, стал символом идентичности русских поселенцев в Семиречье, а к 1950-м годам мог быть изображен в советском фильме как знак возвращения домой солдат, русских и казахов, возвращающихся в регион. после Первой мировой войны. Недавно он был тщательно отреставрирован. Кроме того, памятник исследователю Николаю Пржевальскому до сих пор стоит недалеко от Каракола в Кыргызстане [см. Изображение выше].Пржевальский в некотором смысле сравним с Родосом, поборником российской имперской экспансии с явно расистскими взглядами, но советский режим считал его «прогрессивным» из-за его вклада в географию, и поэтому его памятник остался на месте. Сегодня темные стороны карьеры Пржевальского в значительной степени забыты, а памятник стал местом для свадебных фотографий и предметом местной гордости.
Схема сохранения советских памятников разнится гораздо шире.Узбекистан и Казахстан
Ленина, Худжанд (Ленинабад), Таджикистан
удалили большую часть Лениных, которые когда-то украшали городские пространства Ташкента, Алма-Аты и других крупных городов, хотя менее легко снимаемая иконография, такая как мозаика и фрески, часто сохраняется и все больше ценится за их художественную ценность. Когда я впервые посетил Худжанд в Таджикистане в 2003 году, гигантский Ленин все еще возвышался над городом с высоты над Сырдарьей, напоминая одно из его советских названий Ленинабад. Теперь он заменен фигурой нового национального символа Таджикистана Исмоила Сомони, но Ленин по-прежнему занимает более скромное положение на берегу реки. В Бишкеке современный памятник Курманжану Дадхвах, замечательной «Алайской царице», являющейся кыргызской национальной иконой, стоит в том же парке, что и памятник ранним большевикам, посвященный красноармейцам, погибшим во время завоевания региона при Михаиле Фрунзе. , европейский поселенец из места, которое тогда называлось Пишпек.
Часто в небольших, менее посещаемых местах сохранились памятники советской эпохи в Средней Азии: возможно, самым ярким, что я когда-либо видел, является небольшой бетонный Ленин в селе Тонкошуровка на севере Казахстана.
Ленина (1940), Тонкошуровка, Кокшетауский район, Казахстан
Надпись
на основании свидетельствует о том, что он был возведен летом 1940 года на месте, которое тогда называлось «Колхоз Фриден» — название указывает на то, что это было поселение немцев Поволжья, тысячи из которых будут депортированы в Северный Казахстан следующим образом. год, когда Гитлер вторгся в СССР. Все еще недавно выкрашенный и теперь нелепо указывающий на католическую церковь, возведенную в 1990-х годах, он отмечает период ужасных страданий и исчезнувшей общины — большинство немецких жителей Тонкошуровки эмигрировали за последние двадцать лет — придавая этому современное значение, которое почти не имеет ничего общего с делать с Лениным как исторический персонаж, не говоря уже об идеологии, которую он представляет.
Как это предполагает, неправда, что статуи всегда продолжают чтить своих подданных или сохраняют то же значение для зрителей, которое их создатели имели в виду, когда они были впервые установлены. Великий военный памятник панфиловцам рядом с Вознесенским собором в Алматы был построен в брежневскую эпоху в честь события, которого никогда не было, — героического сопротивления 28 гвардейцев-панфиловцев во время обороны Москвы от нацистов. Это был миф сталинской эпохи, который давно развенчан — некоторые из увековеченных мужчин были еще живы, когда памятник был установлен в 1976 году — это преднамеренная историческая фальсификация, превращенная в бронзу и мрамор. Но значение, которое сегодня придают памятнику алматинцы, не связано и не испорчено этим происхождением. Он отражает непреходящую и оправданную гордость за роль, которую сыграли все советские граждане, а не только этнические русские, в разгроме нацистов. И, как и в случае с военными мемориалами по всему бывшему Советскому Союзу, здесь отмечаются главные события жизни — прежде всего свадьбы — тостами и семейными фотографиями.
Если разрушение памятников может привести к их забыванию, существуют способы оставить их на месте, которые одновременно сохраняют их историческое значение и контекстуализируют его для сегодняшнего дня.Один из наиболее эффективных примеров — это другое колониальное место, резиденция в Лакхнау в Северной Индии, место крупной осады во время восстания 1857 года. Огромный комплекс руин, мемориалов и могил, который британцы поддерживали в качестве святыни. к тому, что они считали героизмом и самопожертвованием, которые построили Радж. После обретения Индией независимости он остался нетронутым, но правительство Индии установило собственный мемориал в память об убитых индийских повстанцах, указав, что те, кого в других местах называли «мятежниками», теперь считались патриотами. Чтобы провести параллель с Центральной Азией, представьте Амира Тимура Майдани в Ташкенте, украшенного памятником фон Кауфману 1913 года, памятником Марксу 1968 года и современной статуей Амира Тимура. Это было бы точным отражением сил, которые сделали современный город тем, чем он является — русского колониализма, коммунизма и современного узбекского национализма.
Мэри Бирд предположила, что где-то должна быть проведена линия, что представляет собой проблему как для тех, кто хочет свергать статуи, так и для тех, кто хочет их сохранить.Статуи Сталина, учитывая необычайную жестокость, которую он олицетворяет, и их потенциал для использования в качестве современных точек политического сплочения, вероятно, находятся по другую сторону от него; то же самое по тем же причинам сделали и Генералы Конфедерации на юге Соединенных Штатов. Возведение нового памятника мяснику из Гек-Тепе генералу Михаилу Дмитриевичу Скобелеву на проспекте Вернадского в Москве в 2014 году является еще одним свидетельством отрицания Россией своего колониального прошлого и возрождения культа так называемого «белого генерала». .Возможно, однако, что именно снос его оригинального памятника 1912 года на Тверской улице большевиками в первую очередь способствовал этой амнезии.
Многие считают, что статуя Родоса в Оксфорде также выходит за эту границу, однако сегодня в Оксфорде нет культа Родоса. Некоторые смотрят на его статую с ненавистью и отвращением, некоторые со смущением, третьи — как необходимое напоминание о роли Оксфорда в Британской империи и о том, откуда на самом деле происходит большая часть богатства Университета, а большинство с безразличием, потому что понятия не имеют, кем он был. .Снятие статуи может облегчить первые два из них, но в долгосрочной перспективе может помочь забыть неудобное наследие Империи. Это также напоминает отношение большевиков к прошлому, которое требует, чтобы нынешние режимы и ортодоксы имели идеологическую монополию на наши общественные пространства. В конце концов, памятники являются неодушевленными объектами — у них нет силы, кроме той, которую им могут дать общества и сообщества, в которых они находятся. И будет лучше, если местные сообщества и гражданское общество, а не правительства примут решение о том, следует ли им продолжать стоять.
Александр Моррисон
Новый колледж Оксфордского университета
Фотографии сделаны автором, если не указано иное.
памятников на Бородинском поле — подробное описание и фотографии. Карта мест, туристические маршруты
В разных местах Бородинского поля более 200 памятников. Памятники посвящены различным полкам или дивизиям, отражавшим атаки армии Наполеона на эти места 26 августа 1812 года во время Бородинского сражения.
Первый памятник на Бородинском поле был установлен вдовой генерала Тучкова в 1818 году. Это был храм-усыпальница Образа Спасителя Эдесского, дошел до Багратионского флеша, который защищал Ревельский полк. Ее муж был командиром этого полка и погиб в бою. Она попыталась найти его тело, но нашла только его кольцо. Со временем здесь был создан Спасо-Бородинский монастырь.
В 1839 году на высоте Кургана, где располагалась батарея Раевских, по приказу императора Николая I была установлена колонна — главный памятник на Бородинском поле.Автор проекта чугунной колонны — архитектор А. Адамини. Открытие памятника состоялось Императором Николаем I перед линией 150 тысяч войск в присутствии 200 ветеранов Бородинской битвы. При этом прах генерала Багратиона перезахоронили возле колонны.
Массовое появление памятников в разных частях Бородинского поля было связано с празднованием 100-летия Отечественной войны в 1912 году. Празднование носило всероссийский характер, подготовку вел лично Император Николай II.Он предложил воинским частям, участвовавшим в этой битве, воздвигнуть памятники своим предкам. В 1912 г. установлено 34 памятника. Возле Спасо-Бородинского монастыря установлен самый крупный памятник — «Россия благодарная своим защитникам». После этого количество памятников на Бородинском поле стало стремительно расти и сейчас их более 200.
Помимо Багратиона на Бородинском поле похоронен генерал Дмитрий Неверовский. Командовал 27-й стрелковой дивизией.Вместе со своей дивизией он героически защищал флеши Багратиона, где в начале сражения происходили самые кровопролитные боевые действия. Получив сотрясение мозга, он все же лично руководил атаками своих солдат. После Бородинского сражения Неверовский получил чин генерал-лейтенанта. Он был смертельно ранен в 1813 году в битве при Лейпциге. Похоронен в Галле (Германия). В 1912 году его прах был торжественно перезахоронен на Багратионских флешах в присутствии Императора Николая II
В 1912 году специальным указом Императора Николая II на Шевардинском редуте разрешили установить памятник французам.Во время Бородинского сражения здесь находился штаб Наполеона. Памятник изготовил архитектор Боэсвильвальд. Знак на памятнике: Aux Morts de la Grand Armee (Мертвым великой армии). Он посвящен французским солдатам, погибшим в Бородинском сражении.
Новости —
Правительство России
Возложение венка к памятнику Царя-освободителя Александра II
5 марта 2019
Возложение венка к памятнику Царя-освободителя Александра II
5 марта 2019
Предыдущая новость
Следующая новость
Возложение венка к памятнику Царя-освободителя Александра II
Памятник Царю-освободителю — один из самых
красивые памятники в Софии. Это символ благодарности болгарского народа.
к России за то, что она сыграла ключевую роль в освобождении Болгарии от Османской империи.
правление, которое длилось пять веков. Фасад памятника украшен
надпись: Царю
Освободитель. Благодарная Болгария.
Памятник спроектировал Арнольдо Зокки,
Итальянский скульптор, который также создал памятники Гарибальди в Болонье и
Колумб в Буэнос-Айресе. Строительство началось в 1901 году, и памятник был открыт.
в 1907 г.
Высота памятника составляет 16,5 метра, а его центральная часть.
статуя царя Александра II верхом на коне, держащего манифест на
объявление войны.
с восточной стороны памятника изображен генерал Михаил Скобелев, отличившийся
сам во время битвы при Плевене. Рядом со Скобелевым находится конная статуя В.
Великий князь Николай Николаевич, главнокомандующий русской армией.
западная сторона содержит статуи генерала Иосифа Гурко, который командовал войсками.
который освободил Софию, и посол России в Константинополе граф Николай
Игнатьев, подписавший Сан-Стефанский мирный договор 3 марта 1878 г.