Патристика в філософії: Патристика: ее представители, основные идеи и отличие от схоластики
Содержание
Патристика: ее представители, основные идеи и отличие от схоластики
Патристика — в философии это сочинения отцов Церкви, то есть христианских наставников — писателей, поэтов и философов. Это одна из форм закрепления культуры христианства.
Изначальная цель патристики —прояснить христианство, оберечь его от язычества и сформулировать догмы (религиозные истины и правила, которые не поддаются сомнению).
Учения отцов Церкви о христианстве стали появляться во II в. н.э., а просуществовала патристика до середины VΙΙΙ в.
Церковь сама определяла, кого отнести к своим «отцам». В расчёт принималась святость автора, древность его работ и приверженность христианству во взглядах.
В более широком смысле к патристике относят труды и учения всех христианских авторов в начале возникновения и развития христианства.
Представители патристики
Римско-католическая церковь определила 8 отцов Церкви. Все они создавали свои труды не позже VIII в. :
- римские святые: Амвросий Медиоланский Иероним Блаженный, Августин, Григорий I Великий
- греческие святые: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Православная церковь, напротив, не ограничивает древность отцов Церкви. Она причисляет к ним и тех богословов, учения которых датированы IX в. и позднее (например, Симеона Нового Богослова, Григория Паламу и др.).
Этапы и основные идеи патристики
Разделяют три этапа формирования патристики:
- ранняя патристика (II–III вв.)
- зрелая патристика (IV–V вв.)
- поздняя патристика (VI–VIII вв.)
Основными задачами были:
- Упорядочить знания о христианстве и найти его проявления в язычестве.
- Сформулировать теоретические знания о христианстве.
- Создать непреложные церковные догмы (правила), которые сформируют фундамент для традиции христианства.
Ранняя патристика
К этому периоду II–III вв. относят раннехристианскую литературу. Учения носили религиозный характер.
В этот период создавали свои сочинения Апостольские отцы (мужи) и христианские гностики. Период характеризуется их противостоянием во взглядах.
Апостольские отцы
Так называли учеников апостолов. Их сочинения были очень религиозными. Они старались доказать истинность христианства и защитить его от нападок.
Некоторые их труды использовались во время богослужения и включались в Библию. По своему статусу они приравнивались к Священному Писанию. К таким трудам относят Учение 12 апостолов (Дидахэ) и Послание от имени апостола Варнавы.
Апостольские отцы:
- Климент I Римский
- Поликарп Смирнский
- Игнатий Антиохийский Богоносец
- Ерма
- Папий Иерапольский
В то же время возникло направление апологетика (от греч. apologetikos – защищающий). Её основная функция — защита христианства.
Апостольских мужей приписывают к авторам-апологетам. Среди других греческих и римских апологетов:
- Кодрат
- Аристид
- Иустин Философ
- Тертуллиан
- Минуций Феликс
- Арнобий
- Лактанций и др.
Христианские гностики
Гностики же пытались понять, где место человека и Бога в мире, кто такой Бог, каково назначение человека и т. д.
Созданное ими учение гностицизм не ограничивалось только идеями христианства. На него также оказывали влияние античная и эллинистическая философия, иудаизм, древняя иранская религия зороастризма, мифология, мистика и др.
Главные представители христианского гностицизма:
- Маркион
- Василид
- Валентин и др.
Узнайте также про Агностицизм.
Зрелая патристика
Это период расцвета патристики в IV–V вв. Появляются первые догмы, патристика расширяет территорию своего присутствия.
Среди основных греческих и римских представителей этого периода:
- Василий Великий,
- Григорий Назианзин
- Григорий Нисский
- Иоанн Златоуст
- Иларий Пиктавийский
- Аврелий Августин
- Иероним Стридонскийи др.
Поздняя патристика
Период развития патристики в VI–VIII вв.
Патристика окончательно становится частью истории христианства. Сочинения «отцов церкви» становятся церковными канонами, т.е. непреложными правилами.
Появляются чётко сформулированные догмы. Они формируют теорию христианства и его традиции.
Представители поздней патристики:
- Иоанн Дамаскин
- Григорий Великий
- Максим Исповедник и др.
На Западе в этот период патристику начинает вытеснять схоластика — направление в средневековой философии, тесно связанное с религией.
Схоластика занималась тем, что путём логических рассуждений и анализа пыталась объяснить церковные догмы и доказать, что Бог существует. Поэтому её ещё иногда называют патристикой Средневековья.
Читайте подробнее про Средневековую философию.
В чём отличие патристики от схоластики
Патристика — это сочинения и труды отцов Церкви. Её основная задача — защитить, распространить и теоретизировать христианство. Она появилась во II в. и просуществовала до VIII в.
Схоластика — философское направление, тесно связанное с религией. Она сменила патристику. Так как схоластика появилась позже, то свои идеи она черпала уже не только из документов античности, но и из христианских идей и догм.
Схоластика сформировалась в IX–XII вв. Но первые зачатки можно найти ещё в конце V–VI вв. В то время философы и христианские богословы стали проявлять интерес к работам древнегреческих учёных, которые основывали свои идеи на логике и разуме (в частности, к работам Аристотеля).
Поэтому патристика — это учения и труды, основанные на вере, а схоластика пыталась понять христианство с помощью логических рассуждений и разума.
Читайте подробнее про Схоластику. Узнайте также, что такое Теоцентризм.
Дата обновления 06/04/2021.
Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать
- Схоластика
- Теоцентризм
- Анафема
- Протестантизм
- Нигилизм
- Философия эпохи Возрождения
- Религия
- Эллинизм
- Смертные грехи
- Иудаизм
Патристика: понятие, краткое описание, представители
Средневековое мировоззрение не теряло своей актуальности на протяжении нескольких столетий и выступало в качестве отдельного периода развития европейской философии, где на первый план выдвигалась религиозная составляющая. Этот период человеческой истории характеризовался активной разработкой религиозных концепций, что стало причиной становления патристики. Давайте кратко разберём, что такое патристика, в чём её суть, кто её основные представители.
Что такое патристика?
Патристика (лат. «pater» — отец) – это отдельный этап в развитии религиозной философии Средневековья, характеризующийся наличием тесной взаимосвязи с деятельностью Отцов Церкви, которые предпринимали попытки систематизации положений, представленный в содержании Библии. Результатом их деятельности стало формирование фундаментальной основы христианского вероучения. Период патристики завершился созданием набора теологических и философских доктрин, авторами которых были крупнейшие христианские мыслители того времени – Отцы Церкви.
Принадлежность к категории «Отцов Церкви» зависела от соблюдения канонов религии, выдвижения на первый план религии и получения признания со стороны Церкви. Их главная цель — защита и правильное истолкование христианской религии. Патристику принято разделять на греческую (Василий Великий, Григорий Нисский) и латинскую (Аврелий Августин), каждая из них внесла свой вклад в развитие и распространение христианской религии.
Исследователи выделяют три основных периода патристики:
1. Апологетика (II-III вв.). В данном случае речь идет о философствовании апологетов, яркими представителями этого течения являются Тертуллиан, Климент Александрийский, отдельного внимания заслуживает вклад Оригена.
Апологеты – это христианские мыслители II столетия, которые предпринимали попытки защитить христианское учение на ранних этапах его становления с помощью своих трактатов — с ними они обращались к правителям, образованным людям. Важно отметить, что на тот период времени христианское учение только начинало свой путь, поэтому язычники и еретики создавали трудности и препятствия на этом пути;
2. Классическая патристика (IV-V вв.). В этот период все усилия были направлены на систематизацию христианской доктрины. Эту цель преследовали философы как на Западе, так и на Востоке.
3. Заключительный этап (VI-VIII вв.). В это время достижения патристики начала постепенно закрепляться и стабилизироваться, а ее представители начали предпринимать попытки к обозначению разработанных и внедренных религиозных догматов.
В качестве основного источника толкования положений Патристики выступала Библия. Речь идет о сборнике текстов, которые отражали истины, донесенные Богом до простых смертных. Философы предпринимали попытки анализа библейских сюжетов с целью получения ответов на актуальные для того период времени вопросы. Мыслитель выдвигал на первый план раскрытие истинного смысла, заложенного в библейских текстах и его отражения в своих трудах.
Краткая характеристика патристики
В общем виде патристика – это доктринальная форма формирования христианской культуры, объединение религиозных ценностей христианской веры и наследия античности в единое начало. Отличительной особенностью патристики является преобладание религии над рациональностью.
В период Патристики мыслители отказывались от необходимости свободного философского поиска. Патристика выдвигает на первый план единую истину Откровения, при этом ее не нужно домысливать и дополнять, а нужно обосновывать, разъяснять.
С позиции Христианства патристика – это единое учение, содержание которого было сформировано различными авторами. Преобладание религиозной составляющей как духовного явления требует от мыслителей приверженности к теоретическому конформизму. Основа патристики – это авторитет, который в свою очередь подразделяется на несколько составляющих, среди них можно выделить: Откровение, церковную норму и личный авторитет конкретного «отца».
Патристика не теряла своей актуальности на протяжении длительного промежутка времени. Это период формирования сущности и содержания христианского вероучения, который является результатом деятельности множества мыслителей, каждый из них внес свой вклад в формировании канонов религии.
Этапы развития патристики
Чтобы лучше понять, что такое патристика и в какую роль она сыграла в средневековой философии, давайте более подробно разберем этапы развития патристики:
Ранняя патристика (
II-III вв.)
Этот период принято делить на два этапа. Первый этап представлен апостольскими отцами и апологетами — в их трудах были обозначены основные пункты христианского вероучения, при этом прослеживалась тесная взаимосвязь с кругом представлений Нового Завета. Апологеты внесли большой вклад в формирование христианской теории. К этому же этапу можно отнести гностические учения 2 века.
На втором этапе центральное место занимала философская теология, выдвинутая рядом авторов, среди них можно выделить Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена. Философская теология того периода начала осуществлять постепенный переход к формированию универсальных теологических систем. В это же время был запущен процесс смены философских парадигм. Институциональное оформление патристики стало возможным благодаря появлению первых теологических школ. Речь идет об Александрийской и Антиохийской школе;
Классическая патристика (IV-V вв.)
В этот период были предприняты активные попытки теоретического оформления христианского вероучения в формате догм. В начале 4 века христианство было возведено в статус государственной религии. Вселенские соборы способствовали приданию теологии догматического измерения. Патристика начинает расширяться — это стало возможным благодаря появлению новых течений, в том числе сирийской и армянской патристики.
Теоретизирование в рамках полемики между мыслителями достигает своего пика, что приводит к появлению классических теологических систем, базирующихся на неоплатонизме, который оказывает большое влияние на западную традицию. Отличительной особенностью этого периода является наличие широкого спектра жанров разной направленности;
Заключительный этап (VI-VIII вв.)
В этот период прослеживается ярко выраженная кристаллизация догматики. Завершился процесс формирования и закрепления теоретико-догматической стороны патристики, которая начала восприниматься как непреложный канон. Мыслители не предпринимают активных попыток к разработке и внедрению новаций, на первый план начала выдвигаться потребность в систематизации. В то же время набирают обороты мистические тенденции и начинает уделяться внимание к учению, которое основывается на мыслях Аристотеля. Результатом этого стало формирование предпосылок к формированию схоластики. Похожие тенденции прослеживались как на Востоке, так и Западе.
Представители патристики
К числу наиболее видных фигур патристики относятся:
Ориген (185-254гг.)
Этот мыслитель впервые начал предпринимать попытки к формированию целостной философской системы, которая базировалась на христианской догматике. Он разделял взгляды неоплатоников. Был твердо убежден в том, что Бог сотворил мир и продолжает оказывать на него влияние. Придерживался доктрины о трех смыслах Библии: телесном, душевном и духовном.
Василий Великий (330-379 гг.)
Позиционировал себя как участник «Каппадокийского кружка», разделял взгляды неоплатоников. Он считал, что Библию необходимо воспринимать в буквальном смысле и для подкрепления своей позиции опирался на труды мыслителей Античности. Является автором концепции сущего, которое было разделено на сотворенное и не несотворенное. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь с трудами Платона. Мыслитель предпринимал попытки к построению мировоззрения, которое могла бы разделяться как представителями Церкви, так и простыми верующими.
Григорий Нисский (335-394 гг.)
Младший брат вышеупомянутого Василия Великого. Он продолжил дело своего брата, предпринимал попытки совмещения неоплатонизма и христианской догматики. Придерживался мнения о том, что богословие и философия должны рассматриваться отдельно друг от друга. Мыслитель считал, что мир является отражением сущности Бога, который возможно познать. Человек выступает как связующее звено между природой и Богом. Он считал, что катарсис (смена парадигмы воли с чувственного на духовное) поможет человеку вернуться к первоначальной чистоте.
Августин Аврелий (354 — 430 гг.)
Этот мыслитель внес большой вклад в формирование духовной культуры Рима и всей античности. Его труды стали фундаментальной основой для религиозно-философской мысли Средневековья. В качестве объектов познания мыслитель выделял Бога и душу. В своих трудах уделял много внимания анализу идеи Бога в соотношения с человеком, а человека – в отношении к Богу. В рамках своей деятельности ему удалось провести детализированный анализ жизненного пути человека, что позволило ему создать философскую антропологию. Душа, по мнению Августина, является бессмертной субстанцией.
Боэций (480-524 гг.)
Мыслитель стал известен многим как переводчик и комментатор трудов Аристотеля, которые стали фундаментом средневекового учения, основывающегося на мыслях философа периода Античности. Стал автором концепции общего и единичного, которая в дальнейшем трансформировалась в проблему универсалий. Среди его трудов можно выделить трактат «Утешение философией», в котором была предпринята попытка продолжения учения Платона о всеобщем. Также автор акцентирован внимание на проблеме соотношения сущности и существования, что является предметом изучения онтологии.
Заключение
В патристике нашли свое отражение различные проблемы, актуальные для этой эпохи – моральные, этические, духовные. Христианские философы предпринимали попытки переосмысления вопросов, которые были рассмотрены в период Античности. Христианские философы выдвигали на первый план человека и его проблемы. Христианская философия продвигала идею о том, что человек зависит от воли Бога и после смерти каждому из нас предстоит предстать перед Ним и ответить за свои поступки, совершенные при жизни.
Святоотеческая философия — Философская энциклопедия Routledge
Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
контент заблокирован
1
Влияния
содержание заблокировано
2
Начало христианской мысли
контент заблокирован
3
Раннехристианский платонизм
содержимое заблокировано
4
Origen
содержание закрыто
5
Поздняя святоотеческая философия: Григорий Нисский, Марий Викторин, Амвросий
содержание закрыто
6
Поздняя святоотеческая философия: Августин, Боэций, Псевдо-Дионисий
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- По
- Кенни, Джон Питер
DOI
10. 4324/9780415249126-B089-1
DOI: 10.4324/9780415249126-B089-1
Версия: v1, Опубликовано онлайн: 1998
Получено 28 ноября 2022 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/patristic-philosophy/v-1.
Раннехристианские писатели использовали терминологию и идеи, почерпнутые из греко-римской философской литературы, в своих богословских сочинениях, а некоторые ранние христиане также занимались более формальными философскими размышлениями. Термин «патристическая философия» охватывает всю эту деятельность «отцов» ( patres ) Церкви. Таким образом, литература зарождающегося христианства содержит множество концепций, почерпнутых из греко-римской философии, и это раннее использование классических идей выдающимися христианами дало авторитетную санкцию для последующих философских дискуссий и разработок.
Ранние христиане увлекались философией по многим причинам. Философия занимала выдающееся место в культуре позднеэллинистического и римского мира. В его школах обучали строгой логике, систематическим описаниям космоса и указаниям о том, как вести хорошую и счастливую жизнь. В то время как философские движения того периода, такие как неоплатонизм или стоицизм, сильно различались по своим доктринам, большинство из них представляли представления о реальности, которые включали некоторое представление о божественном. Эти рационально сформулированные отчеты установили богословский и этический дискурс греко-римской культуры. Таким образом, философия имела естественную привлекательность для эллинистических еврейских и раннехристианских мыслителей. Это дало готовый язык для уточнения идей о Боге древних еврейских писаний и разработки тринитарного Бога христианства. Это также помогло привнести концептуальную согласованность в идеи, содержащиеся в священных писаниях обеих религий. Наконец, он обеспечил общий интеллектуальный дискурс, который требовался этим сообществам, чтобы представить свои основные принципы культуре большинства Римской империи.
В значительной степени понятие «философия» подсказывало древним не только интеллектуальную дисциплину, но и образ жизни. Это тоже привлекало христиан к учениям философов. Хотя существовали доктрины и предписания поведения, характерные для основных школ, философы в целом были склонны защищать этически рефлексивную и обычно довольно аскетичную жизнь, сочетающую интеллектуальную и моральную дисциплину. Эта этическая строгость ценилась ранними христианами как родственный феномен греко-римской культуры, к которому они могли апеллировать в дебатах о характере своего нового движения. Таким образом, молчаливое подтверждение, которое философия предлагала христианскому движению, было многогранным, и, хотя иногда считалось, что оно связано с неприемлемыми аспектами языческой религиозной культуры, философия давала некоторым образованным христианам тонкое социальное обоснование их новой жизни и верований.
Следует отметить, что древнее христианство само по себе было сложным движением. Подобно греко-римской философии, христианство включало в себя широкий спектр верований и практик. Таким образом, те ранние христиане, которые развивали свои верования в связи с философией, поддерживали широкий спектр метафизических и этических доктрин, от материализма до крайнего трансцендентализма, от аскетизма до духовного распутства. Тем не менее, несмотря на очевидное разнообразие, верно также и то, что христианское движение разработало грубый набор центральных верований и некоторые ранние формы общественной организации, связанные с этими верованиями. Эта зарождающаяся «ортодоксия» стала ценить некоторые виды философии, особенно платонизм, которые, казалось, лучше всего подходили для ее теологической повестки дня. Этот молчаливый союз с платонизмом был чреват двусмысленностью и неопределенностью и никогда не был взаимным. Тем не менее во втором и третьем веках возник тип христианского философского богословия, во многом обязанный платоновской школе, который стал все более господствовать среди ортодоксальных христианских авторов. Именно эта траектория определила характер святоотеческой философии.
Раннехристианская мысль берет свое начало в эллинистическом иудаизме, и ее первоначальный характер определялся доминирующими образцами этой традиции. Эта ранняя фаза продлилась до первой половины второго века нашей эры, когда христианство начало определять свои отличительные темы, связанные с природой и исторической миссией Иисуса Христа. На протяжении второго века христианство все больше становилось движением, состоящим из новообращенных язычников; некоторые из этих новых членов имели образование, которое включало философию, а некоторые даже были обучены философам. Таким образом, христианская мысль начала демонстрировать более тесный контакт с греко-римскими философскими школами, тенденция, несомненно, подкрепляемая критической потребностью христиан — как запрещенного религиозного меньшинства — защищать свою теологию, ритуальные практики и этику перед лицом культурных и правовых враждебность.
Этот так называемый «век апологетов» длился на протяжении второго и третьего веков, пока в начале четвертого века христианство не стало пользоваться терпимостью. Однако было бы ошибкой считать христианскую философскую мысль того периода направленной прежде всего на окружающее языческое общество. Философия как интеллектуальный дискурс греко-римской культуры во многих отношениях предлагала христианам-язычникам средство прояснить, сформулировать и усвоить догматы их новой веры. Этот процесс интеллектуального присвоения, по-видимому, имел большое личное значение для многих новообращенных греко-римлян. Христианское философское богословие помогло им восстановить идеи, знакомые им по школьному обучению, и найти незнакомые концепции, защищенные со строгостью, столь ценимой в греко-римской культуре.
После того, как христианство стало законной религией в четвертом веке, философская деятельность среди христиан расширилась. Задача богословского самовыражения становилась все более важной по мере того, как христианство росло в четвертом и пятом веках до статуса большинства в Империи при имперской поддержке. В этот более поздний период размах и изощренность христианской мысли значительно возросли, отчасти благодаря влиянию языческого неоплатонизма, движения, которое включало ряд лучших философов, действовавших со времен классического периода Платона и Аристотеля. Более поздняя святоотеческая философия оказала определяющее влияние на средневековую христианскую мысль через таких фигур, как Августин и Дионисий Псевдо-Ареопагит, установив как концептуальные основы, так и авторитетные основания для схоластики латинского Запада и греческого Востока.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Кенни, Джон Питер. Святоотеческая философия, 1998, doi:10.4324/9780415249126-B089-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/patristic-philosophy/v-1.
Copyright © 1998-2022 Рутледж.
Похожие запросы
Периоды
- Средневековый
Религии
- христианская философия
Связанные статьи
- Августин (354–430 гг. Н. Э.)
Мэтьюз, Гарет Б. - Боэций, Аниций Манлий Северин (ок. 480–525/6)
Чедвик, Генри - Византийская философия
Бенакис, Фил Линос - Климент Александрийский (150–215 гг. Н. Э.)
Чедвик, Генри - Энциклопедисты, средневековье
Барниш, Сэмюэл - Гностицизм
Стед, Кристофер - Эллинистическая философия
Седли, Дэвид - манихейство
Кирван, Кристофер - Мариус Викторин (эт. 4 век нашей эры)
Кенни, Джон Питер - неоплатонизм
Сиорванес, Лукас - Ориген (ок. 185–254)
Хауз, Джеффри - пелагианство
Кирван, Кристофер - Платонизм, ранний и средний
Диллон, Джон - Тертуллиан, Квинт Септимус Флоренс (ок. 160–220 гг. Н. Э.)
Кенни, Джон Питер
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2022 Informa UK Limited, компания Informa Group
Дошкольная философия 56
Дошкольная философия
56
Дошкольная философия
/ Альберт Штёкль
Общий вид и деление.
§ 56.
1. Век отцов был веком, в котором родилась христианская философия. Когда мы говорим о зарождении христианской философии, мы не имеем в виду, что эта философия по своему происхождению совершенно независима от философии, которая ей предшествовала. Жизнь человечества непрерывна. Полный разрыв с прошлым невозможен. Человеческий разум не может, даже если бы захотел, выйти из-под влияния прошлого. Христианская философия по своему происхождению была связана с древней философией; всякая истина, которую содержала последняя, была принята христианскими мыслителями, подчинена им и дана
место в теле их учения; они отвергали только то, что не могло выдержать света христианской истины или выслушать исследование разума, просветленного этой истиной.
2. Однако уже в первых зачатках христианской философии мы замечаем появление тех двух расходящихся направлений мысли, на которые мы обратили внимание выше. Некоторые мыслители при построении своих систем отдавали первое место старой философии, составляли свои правила руководства и интерпретировали учения христианства в соответствии с ее требованиями. Этот метод породил еретические системы, встречающиеся нам в истории первых веков христианства. Аналогичного метода уже придерживался иудей Филон в своей попытке примирить религию иудеев с греческой философией. То, что Филон сделал с иудаизмом, еретики сделали с христианством. Таким образом, отчетливо рационалистический характер был существенной чертой еретических систем раннехристианских времен, чертой, в которой они наиболее резко контрастировали с позитивным христианством.
3. Опять же, другие мыслители — и они представляли истинную христианскую философию — принимали древнюю философию как вспомогательное средство для христианских рассуждений, но они сделали позитивные истины христианства своими высшими и руководящими принципами и использовали идеи и доктрины христианства. античная философия в своих рассуждениях лишь постольку, поскольку они находили их согласующимися с христианской истиной. В этом методе критерием спекулятивного знания стала положительная вера христианина; философские взгляды не были стандартом, определяющим символы веры, то есть фиксирующим их значение. Такую позицию занимали все отцы Церкви, и этому методу мы обязаны теми блестящими рассуждениями, которыми изобилуют их труды.
4. Придерживаясь этих принципов, отцы Церкви, тем не менее, признавали ценность и важность дохристианской философии и признавали полезность изучения философии греков. Они, правда, без колебаний разоблачали заблуждения греческой философии и взаимное противоречие различных ее систем, и некоторые мыслители, например Тертуллиан, много способствовали этому. Но это было сделано не с целью полностью дискредитировать древнюю философию или отрицать ее притязания на обладание определенной суммой истины; Замысел авторов состоял в том, чтобы доказать, что философия сама по себе не самодостаточна, что только Воплощенный Сын Божий и Его Церковь обладают полнотой истины.
5. Главной целью отцов и писателей Церкви в своих научных трудах было, с одной стороны, защищать христианские учения от нападок и заблуждений, а с другой — развивать и поддерживать, насколько это возможно, на умозрительных основаниях. , истины откровения. Только для этой цели они использовали древнюю философию: они использовали ее для защиты и утверждения с помощью спекулятивных теорий статей христианской веры. По своим характерным чертам святоотеческая философия есть философия религии. Еретические системы не были чисто философскими, они претендовали на
философии религии: точно так же рассуждения отцов Церкви в каждом случае имеют как религиозный, так и философский масштаб.
6. Центральным учением этой религиозной философии, как и следовало ожидать, было учение о божественном Логосе: что Он есть в Себе, как Он стал человеком и как Он искупил человечество. Представление о божественном Логосе мы часто встречали в дохристианской философии. Но философия была не в состоянии придать этому понятию определенность и полноту; ибо в своей полноте это понятие предполагает идею Троицы. Филон, писавший под влиянием богооткровенных учений Ветхого Завета, делает Логоса своего рода личностью; но в его теории эта личность есть не что-то внутри Божества, а нечто постороннее ему. 9en ho logos, kai ho logos ên ton Theon, kai Theos ên ho logos. Христианство, с одной стороны, подтвердило истинность понятия, а с другой, придало понятию полноту и определенность. Он утверждал личность Логоса и в то же время объявлял эту личность присущей Божеству. Это был большой шаг вперед. Идея личного Логоса — Сына Божия, тождественного по природе с Отцом, — распространяла свет там, где до сих пор господствовала тьма; а учение о том, что Логос стал человеком, чтобы вывести человечество из тьмы к свету и от смерти к спасению, сделало Воплощенный Логос центром человеческой истории и источником жизни для человечества. Поэтому не следует удивляться тому, что вся религиозная философия отцов, по-видимому, сосредоточена на этом центральном пункте доктрины.
8. Так много можно сказать о святоотеческой философии вообще. Однако в творчестве христианской философии в святоотеческую эпоху мы можем различить два ярко выраженных периода. Мы заметили, что у отцов и христианских писателей первых веков наблюдается двоякая цель: одна — защитить доктрины христианства от нападок и ложных представлений, другая — развить и установить христианские истины путем спекулятивных исследований, проводимых под руководством и Контроль над христианским откровением. Эта двоякая цель проявляется у всех представителей святоотеческой философии, но в более ранние века, т. е. до Никейского собора, прежняя цель — оборонительная — выступает более заметно, тогда как в посленикейский период стремление дать спекулятивное развитие христианской истине становится главной целью. Таким образом, мы можем охарактеризовать доникейский период как век апологетов, а постникейский период — как век позитивных спекуляций.
9. Следуя указанным здесь линиям, мы будем рассматривать историю святоотеческой философии, в которую мы собираемся войти, в следующем порядке:
(а) Еретические системы того периода; после чего мы перейдем к собственно святоотеческой философии, которую мы можем разделить на:
(б) доникейская философия, носящая в основном апологетический характер, и
(в) Постникейская философия, в которой преобладает позитивная спекуляция.
ЕРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПЕРВЫХ ВЕКОВ.
1. Мы не берем на себя задачу дать подробный отчет обо всех еретических системах, появившихся в святоотеческую эпоху; мы ограничиваем наше внимание теми из них, которые носили философский характер, другие, которые носили исключительно догматический характер, относятся к истории религиозных догматов. Среди ересей более или менее философского характера первыми, привлекающими наше внимание, являются гностицизм и манихейство, системы, которые под влиянием эллинских, филонических и парсских представлений установили дуализм между Богом и Материей и которые, неся эту противоположность, из области метафизики в область этики, дало этому понятию самое преувеличенное развитие.
2. Гностицизм вызывал в качестве противоположной крайности систему монархианства. Учение гностиков включало своего рода политеизм. Чтобы преодолеть пропасть между Богом и Материей и таким образом объяснить существование мира, они допустили существование ряда промежуточных существ, эманировавших от Верховного Бога и которым, следовательно, был придан некий божественный характер. быть отнесенным. Реакция против этого многобожия приняла форму монархианства — крайней теории в противоположном смысле. Монархианство отрицало существование каких бы то ни было различий в Божестве, даже существование тех различий, которые включает в себя учение о Троице, и твердо придерживалось учения о неизменном абстрактном единстве.