Павел сержантов: Священник Павел Сержантов / Православие.Ru
Содержание
Иерей Павел Сержантов: «Аскетическая антропология — мощный ресурс в наше время, когда люди перестают понимать, для чего живут…»
Иерей Павел Сержантов: «Аскетическая антропология — мощный ресурс в наше время, когда люди перестают понимать, для чего живут…»
Завершен цикл лекций в рамках образовательной программы «Технологии церковной работы с наркозависимыми», которую проводил Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Слушателями курса стали 32 человека — психологи, наркологи, волонтеры центров помощи зависимым. Вскоре им предстоит сдать экзамен по итогам обучения.
Обучение вели 7 высококвалифицированных специалистов в области помощи наркозависимым и их близким. Мы задали лекторам несколько вопросов о проблеме зависимости и прошедшем обучении. Сегодня публикуем ответы иерея Павла Сержантова, он читал лекции «Христианская антропология и помощь наркозависимым» и «Почему мы не идем в ногу с шаговыми сообществами?»
— Отец Павел, насколько, на ваш взгляд, актуальны тема помощи зависимым и их близким и темы ваших лекций, в частности? Насколько важно повышать квалификацию специалистов по помощи зависимым?
— Тема помощи зависимым и их близким очень актуальна, к сожалению. Мне как священнику постоянно приходится сталкиваться с проблемами такого рода зависимостей — люди приходят в храм и просят совета. Последний такой разговор был позавчера. Да и статистика с зависимостями по стране и за ее пределами настораживающая.
Любому специалисту в условиях нашей быстро меняющейся жизни важно повышать квалификацию, обмениваться опытом с коллегами. Думаю, специалисты по помощи зависимым здесь не исключение.
— Что главное хотели вы донести до слушателей в ходе лекций?
— Помощь зависимым более эффективная, когда она комплексная, а это означает, что помощь должна подразумевать не только медицинские, но и аскетические методы борьбы с зависимостью. Для аскетики зависимость — это страсть. Так что преодоление зависимости вписывается в классическую тему борьбы со страстями. Аскетический опыт формирует представление о том, как меняется человек, каково его предназначение, что для него значит страдание и наслаждение. Одним словом, всё это развитая и опытно проверенная аскетическая антропология — мощный ресурс в наше время, когда происходит антропологический кризис, когда люди перестают понимать, кто они, для чего они живут, к какому образу жизни призван человек.
— Большая часть курса в связи с эпидемией и самоизоляцией прошла в виде дистанционных занятий, когда лекторы не видели лица слушателей…
— Я читал 2 лекции в аудитории, дистанционных занятий у меня весной не было. Так что взаимодействие со слушателями у меня было полным.
Но в других учебных программах мне, конечно, доводилось вести занятия через скайп, это менее эффективно, чем в аудитории. Со сложностями типа «не вижу аудиторию» я работать привык с конца 1990-х, когда вел прямые телеэфиры именно в режиме «не вижу аудиторию».
— Что в ваших дальнейших планах по сотрудничеству с Координационным центром по противодействию наркомании, Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского, ПСТГУ?
— Мне по сердцу наше сотрудничество. Я видел живой отклик во время занятий, надеюсь, что мои лекции оказались в чем-то полезны. Будут дальнейшие предложения — по возможности продолжу сотрудничество.
Я преподаю аскетику больше 20 лет, за это время приходилось вести занятия в разных аудиториях. Со временем пришел я к выводу, что наряду с восемью главными страстями, о которых много написано, начиная с четвертого века, нужно рассказывать о страсти наркомании и алкоголизма. Без этой темы современный курс аскетики неполон. Так что для меня общение со специалистами, помогающими зависимым, тоже ценно.
Смотрите лекции иерея Павла Сержантова:
- «Христианская антропология и помощь наркозависимым»
- «Почему мы не идем в ногу с шаговыми сообществами?»
Образовательная программа «Технологии церковной работы с наркозависимыми» проведена Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом при поддержке гранта Комитета общественных связей г. Москвы в рамках реализации проекта БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского «Предупрежден – значит вооружен».
Все лекции, прошедшие в рамках программы «Технологии церковной работы с наркозависимыми», можно найти на ютуб-канале БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Диакон Павел Сержантов. Послание апостола Петра… к пастве апостола Павла
1-е Послание апостола Петра… Посмотрим внимательно, кому пишет святой Петр? «Пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 Пет. 1: 1). Перечислены места, где были основаны многолюдные христианские Церкви. Основаны не Петром, а Павлом.
О перечисленных общинах по-отечески заботился апостол Павел. Поэтому среди книг Нового Завета мы читаем Павловы Послания к галатам, к ефесянам (Ефес находился в упомянутой Асии). Апостол Павел и в посланиях из тюрьмы наставлял свою паству, переживал за нее. И вот наступил момент, когда Павла больше нет с ефесянами, с галатами… Он принял мученический венец в Риме – за проповедь о Христе. Его паства тяжко печалилась, потеряв духоносного наставника. Паству смущали речистые завистники апостола, которые доказывали, что Павел не вполне правильно учил, да по большому счету и не апостол он.
Во время этих искушений паству апостола Павла очень поддержал апостол Петр. Он подтвердил апостольское достоинство Павла и то, что учение Павла – от Христа. Святой Петр укрепил сердца людей, напомнил, что за страданиями Христовыми последовала слава (см.: 1 Пет. 1: 11). Сходным образом будет и с каждым христианином: с апостолом Павлом и с теми, кто ему поверил. Сначала скорбь, а потом радость (см.: 1 Пет. 1: 6). Господь всегда дает мученикам и исповедникам войти в небесную радость. Так апостол Петр утешил своих братьев во Христе.
И слова утешения они получили из того самого города, где пострадал за Евангелие Павел. На ветхозаветном языке апостол Петр обозначил этот город как Вавилон (см.: 1 Пет. 5: 13). Для знакомых с Писанием название – хорошо известное. Столица древней империи, место пленения народа Божия, территория страданий, откуда был совершен «второй исход» в Землю Обетованную. А задолго до того на земле Вавилона богоборческий порыв воздвигал пресловутую башню. Господь не позволил ей вырасти «до неба», Он смешал языки строителей башни. Строители перестали понимать друг друга, и амбициозный проект обвалился.
Во дни апостола Петра был свой Вавилон. Имперский Рим тоже затевал грандиозные проекты, там тоже смешивались все языки, смешивались и все религии. Нашлись среди жителей Римской империи «креативные» граждане, смешали и Евангелие с язычеством. Им понравилась в Евангелии весть о том, что Господь освободил нас. Они к этому добавили свою трактовку свободы: «Всё мне позволительно». На что апостол Павел возразил: «Но не все полезно… ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Грешить мне не полезно. Как свободный человек и христианин, я не могу позволить греху возобладать надо мной, поработить меня, погубить меня.
* * *
Нам до боли знакома древняя и весьма популярная в наши дни полуязыческая трактовка свободы: «Полная свобода – это когда всё позволено».
Против языческой вседозволенности выступали апостолы Павел и Петр. Обращаясь к христианам, апостол Петр напоминает им, что они – «свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2: 16). Свободные!
Сколько же злодеяний затеяно и доведено до победного конца только потому, что злодейство проходило под красивыми лозунгами о свободе? А сколько еще будет? Неисчислимое множество. Слишком удобная ширма – свобода. Вот ей и пользуются все подряд. Итак, свобода не может быть прикрытием зла, но что тогда?
Что такое свобода подлинная? О ней пишет боговдохновенный Петр: она делает людей свободными… рабами Божиими.
Убиение святого апостола Павла
Вот и затронута любимая тема радикальных критиков Православия: «Ваш Бог вас порабощает, вы Его рабы. Христианство – религия рабов». Что ж, с техниками порабощения человечество прекрасно знакомо. За последние 200 лет были популярны техники порабощения по формуле: «Свобода! Равенство! Братство!» Через свободу к тоталитарному рабству вели людей вожди-поработители. Сам поработитель наслаждался свободой слова без ограничений, высказывал на свой вкус то одни идеи, то прямо противоположные. А вот подданные не смели и голоса подать против очередных социальных проектов своего вождя, им сызмальства внушали: свобода – это осознанная необходимость. А начиналась новая жизнь под диктат «Большого Брата» с того, что людей «покупали» на красивые слова о свободе.
С христианством всё было по-другому. Апостол Петр напоминал собратьям: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни… но драгоценною Кровию Христа» (1 Пет. 1: 18–19). Христос выкупил людей из рабства суетной жизни. Не золотом и уж тем более не красивыми словами, не заманчивыми политическими программами, а Своей Кровью, ценой Своей жизни. Какой диктатор в какие века закрепощал народ ценой своей жизни, сознательно идя на верную смерть? Ни один, никогда такого не было. И не будет. Дорываясь до власти, некоторые диктаторы шли на серьезный риск, но на верную смерть – никогда. Все поработители слишком эгоистичны, самопожертвования от них не дождешься. Христос не был поработителем, и Его апостолы не были. Святые Петр и Павел отдали свои жизни за проповедь людям о Спасителе. Порабощение здесь ни при чем.
Христианство – не религия рабов, не религия людей, начисто лишенных человеческого достоинства. Свободные… рабы Божии – это люди, освобожденные Богом. От чего? От настоящего рабства, которое, кстати сказать, часто и не замечается. От какого рабства? От горького рабства греху, от рабского служения страстям.
Господь Иисус Христос освободил людей: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (греч.: ти дикеосини зисомен): ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2: 24). Грехи противоестественны, они убивают человека. Спаситель избавляет народ от сковавших нас грехов.
Ценой Его смертных страданий люди исцеляются от страстей, Его праведностью они живут. Человечеству открываются новые горизонты – свободной жизни с Богом. Верные свидетели этой подаренной свыше жизни – первоверховные апостолы Петр и Павел.
Сержант Павел Клементьев
Это был ад. Но потом я вернулся.
— Павел Клементьев, 2009 г.
Выросший в Курске на востоке России Павел Клементьев общался с чеченцами только с парой мужчин, которые время от времени появлялись на местном рынке и продавали свежие фрукты, которые просто нельзя было купить в унылых местных магазины. Ведь родившийся в 1976 году Павел был продуктом последних лет существования СССР, когда экономика сползала в кризис, партийная пропаганда — пустой фарс, а черный рынок — единственный способ получить хоть что-нибудь, не входящий в элиту. Он был посредственным учеником в школе, и, поскольку он не был достаточно умен, чтобы поступить в университет, имел достаточно хорошие связи, чтобы кто-то не замечал его, или был достаточно болен, чтобы его отчислили, — когда ему было 18 лет, он был призван в российскую армию. . Тогда было 19 апреля.94 и Россия не воевала, так что хотя он и испытывал некоторый трепет по поводу своих двух лет в строю, не в последнюю очередь наслышанный о зверских издевательствах над дедовщининой от старших братьев друзей, он относился к этому с долей хладнокровия. В конце концов, он вырос на героизме Красной Армии в Курской битве 1943 года — крупнейшем танковом сражении в истории — и, хотя служба в армии могла быть не тем, чего люди с нетерпением ждали («жизнь — это книга», гласила поговорка «а военная служба — две страницы вырваны»), это тоже рассматривалось как неизбежность.
Ни одна из высокопоставленных служб им не интересовалась, поэтому Павел попал в мотострелковые войска Вооружённых Сил, в пехоту. Его отправили на тренировочную базу в Коврове, во внутренних районах России, где он прошел шестимесячную программу обучения, которая, казалось, включала в себя много упражнений вместе со случайным насилием и оскорблениями со стороны старших солдат. Однако Российские Вооруженные Силы находились в ужасном финансовом положении, поэтому боеприпасов было мало (он отстрелял только 20 боевых патронов из своей АК-74), и в некоторые выходные призывники были вынуждены «добровольно» выполнять ручной труд для местных компаний, что заплатили офицерам за их услуги. Несмотря на это, он неожиданно оказался успешным в окружающей среде и был выбран в качестве одного из призывников для прохождения дополнительной подготовки, чтобы стать сержантом.
В октябре 1994 года он завершил обучение и был направлен в 255-й гвардейский Сталинград-Корсунский мотострелковый полк, входящий в состав 20-й гвардейской мотострелковой дивизии, базирующейся в Волгограде (ранее известном как Сталинград) на юге России.
Гарнизонная жизнь казалась ему смесью утомительной и приносящей удовлетворение, особенно когда он был прикомандирован к разведывательной роте полка. Разведчики (разведчики) считали себя на голову выше стандартной пехоты, и их братство ограждало Павла от некоторых злоупотреблений, которые были обычными в части. Тем не менее, он был свидетелем и свидетелем того, как офицеры вымогали деньги или еду у солдат, повсеместно воровали все, от кухонной посуды до оружия, и избивали новобранцев старшими призывниками так часто, как только могли, просто потому, что могли. По его словам , он участвовал в некоторых из этих действий просто, «потому что, если вы этого не сделаете, вы будете выделяться, а это опасно».
В ноябре полк был передислоцирован в Кизляр, где со временем должен был войти в состав Восточной оперативной группы генерал-лейтенанта Льва Рохлина.
Сразу стало ясно, что это больше, чем просто рутинное или предупредительное действие. Внезапно солдаты начали получать боевые патроны для стрельбы, и между офицерами 255-го и другими подразделениями, оставленными
для обеспечения полного комплекта исправных машин, начался шквал торгов. Однако даже тогда все предполагали, что их посылают в Дагестан, чтобы напугать чеченцев, а не вторгнуться. Тем не менее, Павел вспомнил, как один капитан полка, участник советско-афганской войны, однажды ночью сильно напился и предупредил бойцов, что «вот так все и начинается».
Конечно, он был прав. 255-я дивизия развернулась вместе с остальными силами Рохлина и приняла участие в злополучном новогоднем штурме Грозного. К счастью, их миссия по захвату центрального больничного комплекса на севере города означала, что им удалось избежать худших боев. Однако разведывательной роте Павла было приказано обойти периметр, вдоль которого окопался 255-й полк, и оценить оборону на пути к центру. Его взвод на боевых машинах пехоты БМП-2 в течение получаса столкнулся с многочисленными засадами, потеряв одну машину из-за выстрела из гранатомета, а затем вторую из-за самодельных коктейлей Молотова, которые заполнили воздухозаборники двигателей горящим бензином. Хотя комбинация 30-мм автоматической пушки БМП-2 и личного оружия взвода позволила им рассеять атаки, вскоре стало ясно, что рота не доберется до центра, не погибнув смертью в тысяче засад.
Они отступили и нарисовали достаточно преувеличенную историю о сотнях хорошо вооруженных чеченцев, чтобы объяснить свою неспособность выполнить свою миссию.
Павел и 255-й полк впоследствии завершат это путешествие в центр Грозного, хотя и не раньше, чем он будет почти полностью сровнен с землей артиллерией и авиацией. Следующие шесть месяцев он провел, совмещая обязанности в гарнизоне и операции по борьбе с повстанцами, во время которых он освоился с такой тактикой, как подрыв зданий танковым и артиллерийским огнем, чтобы нейтрализовать одного снайпера, несмотря ни на что.0003
Грозный, 1 мая 2005 г.: православный священник благословляет федеральный персонал. Опыт Первой чеченской войны напомнил высшему командованию о важности морального духа и мотивации, и в результате в поисках новой целостной идеологии после падения коммунизма православная церковь и русский национализм стали играть все более важную роль. . (© Reuters/Corbis)
О присутствии мирных жителей. Тем не менее, ничто не сравнится с горнилом, которое было в те первые дни в Грозном, и хотя он будет вовлечен, возможно, в дюжину сражений, он склонен отмахиваться от них, как от не стоящих упоминания.
Окраина Грозного, 29 ноября 1999 г.: боец федералов курит в окопе, рядом с ним лежит наготове автомат АК-74. БТР-Д за ним, изначально предназначенный для десантно-штурмовых операций, использовался в Чечне как для перевозки войск, так и для специализированных командных и связных функций. (© ALEXANDER GREK/epa/Corbis)
Срок его призыва истек в конце марта 1996 года, и «через три дня я отправился из зоны боевых действий домой». Однако домашняя жизнь показалась ему беспокойной и неудовлетворительной. Это было время, когда российская экономика находилась в тяжелом положении, рабочих мест было мало, а зарплата часто была минимальной или задерживалась. Несколько месяцев он помогал отцу в авторемонтной мастерской, но в конце концов не знал, что делать. Он становился раздражительным, пил, когда мог себе это позволить, и однажды ночью попал в драку, в которой, по его словам, чуть не убил человека, потому что хвастался, что дергал за ниточки, чтобы уйти с государственной службы.
Его отец, бывший транспортный полицейский, уговорил его пойти в милицию, полицию. Почувствовав, что это может дать ему структуру и цель, которых ему не хватало в гражданской жизни, Павел подал заявку и добился успеха. После обучения он провел два года в качестве оперативного офицера патрульно-постовой службы в Курске, прежде чем в конце 1999 года был переведен в ОМОН. отправить отряды для соединения с федеральными силами. «ОМОНовцам» обещали боевое жалованье, но Павел сказал, что все равно пошел бы добровольцем: «Во мне вдруг появилась такая дикость, такая злость и желание проучить чеченцев».
Вернулся в Грозный в феврале 2000 года, как раз в тот момент, когда он вновь попал к русским. Однако первое его крупное выступление состоялось в марте, когда он принял участие в Комсомольской операции против войск полевого командира Руслана Гелаева. Его подразделение ОМОНа было одним из нескольких, введенных сначала для осады, а затем для штурма села после четырехдневного обстрела. По его собственным словам, он был в гуще боев, которые были кровавыми, жестокими и, по его словам, часто на «штыковой дистанции».
Павел, хотя и признает свое участие в систематическом разграблении уцелевших зданий, остается настороженным относительно того, принимал ли он также участие в широко распространенной практике расстрела пленных повстанцев.
Тем не менее, по его собственным словам, Комсомольское «выжгло во мне гнев». Он отслужил год в Чечне в курском ОМОНе, прежде чем вернуться домой — без обещанного боевого жалования, но обогатившись за счет грабежей и случайных взяток — и продолжив службу в милиции. Награжден медалью МВД «За заслуги в деятельности спецподразделений» за время пребывания в Чечне.
Российский дезертир высказывается после того, как мемуары о войне в Украине бьют по нервам
Перед тем, как бежать из России в начале августа, младший сержант Павел Филатьев написал 141-страничную разоблачительную статью о том, как шли дела его десантного подразделения на войне в Украине.
Нехорошо.
Вот как он описывал свою часть, 56-ю десантно-штурмовую бригаду, в первые дни после того, как она вошла в порт украинского города Херсона, вскоре после вторжения 24 февраля:
«Как дикари, мы ели все, все что там было: каша, овсянка, варенье, мёд, кофе…. Это было неважно, мы уже были на пределе, большинство жило в полях месяц, без намека на комфорт, душ, или нормальную еду, а после этого людей отправляли на войну».
«Как мало должны полководцы заботиться о своих людях, о тех, кто потом, кровью, здоровьем и жизнью должен осуществлять свои непонятные нам планы», — писал он в своем тексте «Зов», который был первым опубликовано на его странице в российской социальной сети ВК. Его название переводится на английский как The Call.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Через шесть месяцев после начала войны на Украине Путин приказал увеличить численность войск. Это не совсем то, что вы думаете.
Сейчас, когда вторжение идет уже седьмой месяц, а российские и украинские войска ведут войну, которую некоторые эксперты называют войной на истощение, Филатьев считается первым российским солдатом, дезертировавшим и бежавшим из страны после критики Украины. война.
Его критика была сосредоточена в основном на том, как Россия ведет войну и обращается с собственными солдатами, и его наблюдения задели за живое.
«Я недоволен нашим правительством примерно с 2012 года, как и многие в стране», — сказал 34-летний Филатьев Русской службе Радио Свобода в интервью 25 августа .
«Но я никогда не ходил на митинги, не участвовал в политической жизни страны, в общественной жизни. И что в итоге? Пожалуйста, я сам попал на войну, которая мне была совсем не нужна. Теперь мы должны расплачиваться за наше равнодушие», — сказал он. «Я считаю, что эту войну нужно закончить как можно скорее, они должны сесть за любой стол переговоров».
«Я против войны в Украине; Я против коррупции и мошенничества в армии»
Филатьев сказал, что пошел добровольцем в российскую армию после того, как в 2007 году поступил на военную службу в качестве призывника по национальному мандату. Он сказал, что служил на Северном Кавказе, где российские подразделения проводили последнюю многолетнюю «контртеррористическую операцию» — так Кремль назвал Вторую чеченскую войну.
Он сказал, что ушел со службы в 2010 году, а затем занимался разведением или дрессировкой лошадей в неустановленной части России.
В августе 2021 года он подписал новый контракт о воссоединении с вооруженными силами и был направлен в Крым, украинский полуостров в Черном море, который Россия захватила в 2014 году.
В своей книге он сказал, что разочарован условиями в база в Феодосии, где он находился. Зарплата была меньше, чем получал работник супермаркета, а боеспособность его подразделения вызывала сомнения. Он сказал, что подал письменную жалобу в министерство обороны и подумывал об увольнении.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Мертвецы 64-го полка: печально известное подразделение российской армии и его высокие потери
15 февраля, за девять дней до того, как президент России Владимир Путин отдал приказ о крупномасштабном вторжении в Украину, отряд Филатьева был отправлен на плацдарм в Крым. Затем, по его словам, его и его товарищей-десантников отправили атаковать Херсон, стратегический порт в устье Днепра. Город стал первым городским центром, захваченным русскими войсками после 24 февраля 9 .0003
Он сказал, что постоянно возникают проблемы со связью, медикаментами и другим оборудованием. «Ты уже сидишь в колонне, едешь и думаешь: «Как мы будем проводить этот штурм?» План не ладится. Ничего не узнаешь, пока не доберешься туда. Все узнаешь только в последний момент», — сказал он.
«Я против войны в Украине, но в то же время я против коррупции и раздолбайства в армии, во что сейчас превращают нашу армию», — сказал он. «Похоже, что враг в стране, в правительстве, специально уничтожает свою армию, а потом отправляет эту армию на войну».
Он не уточнил, кого считает врагом внутри России.
После захвата Херсона солдаты разбежались, грабя и захватывая все, что могли найти, говорит он. Но он также говорит, что он и его подразделение провели в городе только одну ночь.
«Худой мир лучше войны»
Обстоятельства дезертирства Филатьева из части и его бегства из России туманны. Он говорит, что был ранен в глаз во время боев под Николаевом, еще одним речным портовым городом к северо-западу от Херсона, который российские войска безуспешно пытались захватить в первые дни войны.
Раненый, в апреле эвакуирован сначала в Херсон, а затем в госпиталь в крымский город Севастополь.
В следующем месяце, после выписки из госпиталя, он решил оставить службу, но, по его словам, его командиры отклонили его просьбу, приказав ему вернуться в бой или предстать перед военным трибуналом. Они сказали, что также потеряли его медицинские документы, которые позволили бы его выписать, говорит Филатьев.
В этот момент он решил дезертировать.
После того, как в начале августа он опубликовал текст на своей странице ВКонтакте, некоторые независимые российские СМИ перепечатали другие отрывки, а на независимом телеканале «Дождь» он дал интервью.
Перед отъездом из России он также дал интервью газете The Guardian , заявив, что несколько раз менял адрес, чтобы избежать возможного ареста.
Предполагается, что Филатьев ускользнул из России где-то 13 или 14 августа.0066 Facebook , что Филатьев сбежал.
Примерно через две недели, 28 августа, Филатьев, по словам Осечкина, вылетел в парижский аэропорт имени Шарля де Голля, а через два дня ему разрешили покинуть аэропорт после того, как французские власти разрешили ему официально подать заявление о предоставлении убежища.