Перед причащением как поститься: Пост перед причастием, сколько дней нужно держать пост

Разное

Пост перед причастием, сколько дней нужно держать пост

Содержание статьи

  • Зачем нужен пост перед Причастием
  • Сколько дней поститься перед Причастием
  • Можно ли не поститься перед Причастием

Зачем нужен пост перед Причастием

Пост заключается в духовном (прежде всего) и телесном, физическом воздержании. Пост — обязательный элемент в подготовке к Таинству Святого Причастия, наряду с молитвой и исповедью. Готовясь к Причастию, человек должен понимать, что духовное и телесное воздержание тесно связаны друг с другом и одного только ограничения в еде — недостаточно. Так же и отказ от определенных продуктов тоже играет важную роль. Ведь Господь недаром дал нам не только душу, но и тело для жизни в земном мире, а, значит, отказ от земных наслаждений влияет на наше духовное состояние и пост перед Причастием очень важен.

Постящийся должен соблюдать телесную чистоту, ограничив  себя в еде, воздерживаясь от супружеских обязанностей и духовную, посещая церковные службы, читая молитвы и каноны к Причастию, держа свои мысли в чистоте и, примирившись со всеми. Именно так проходит пост перед Причастием по замыслу Бога.

Что касается ограничений в еде, следует знать, что Типиконом прописано шесть степеней.

  1. Отказ от мясных продуктов.
  2. Отказ от мяса, яиц, молочных продуктов. При этом разрешено есть рыбу и растительную пищу. Разрешено вино в небольших количествах.
  3. Запрещены не только мясо, яйца, молочные продукты, но и рыба.
  4. Список запрещенных продуктов пополняется растительным маслом и вином.
  5. Употребление овощей и фруктов в сыром, сухом или моченом виде. Разрешено есть хлеб и пить воду.
  6. Полный отказ от пищи и воды. Кстати, именно это именуется в Типиконе «постом».

Сколько дней поститься перед Причастием

Какой степени телесного поста и, как долго придерживаться перед Причастием, решает сам человек, но новоначальным лучше согласовать со своим священником в Церкви. Излишнее усердие, которое приведет к ухудшению состояния здоровья — так же плохо, как послабление из лени или чревоугодия. В этом вопросе также важно учитывать возраст, общее состояние организма. Разобравшись в вашей личной ситуации, священник даст совет и определит количество дней поста, так как в обязательных церковных правилах об этом не говорится.

Можно ли не поститься перед Причастием

Несмотря на это, существуют определенные православные принципы и обычаи, соблюдающиеся в Церкви. Они существуют в течение длительного времени и православные христиане стараются их придерживаться. Человек, соблюдающий все посты — многодневные и однодневные, прописанные в церковном уставе, хорошо подготовлен к Причастию, и ему необязательно длительное время придерживаться воздержания в пище перед этим Таинством.

Если же человек еще ни разу в жизни не постился, ему, как уже было сказано, необходимо поговорить со священником. Самый распространенный срок соблюдения поста перед Причастием — три дня. Он может быть увеличен, но максимального временного предела не существует.

Обязательное каноническое правило, которого придерживаются все православные христиане — это запрет принимать пищу перед Причастием. Строгий пост, то есть полный отказ от пищи и воды, начинается с полуночи. Приступать к Таинству Причастия надо натощак. Тщательно подготовившись к Причастию во время Поста и, исповедовавшись в собственных грехах, человек может приступить к этому Великому Таинству, приближающему человека к Богу.

Читайте также

  • Как подготовиться к первой исповеди?
  • Как готовиться к Причастию
  • Причастие ребенка. Как готовить детей к Причастию?

 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка

Оглав­ле­ние

  • Пра­вила трех­днев­ного поста перед при­ча­стием не суще­ствует
  • «Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются»
  • Тра­ди­ция трех­днев­ного поста
  • Нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием

Суще­ствуют разные меры гове­ния перед При­ча­стием, еди­ного пра­вила, кото­рое было бы уста­нов­лено для всех, не суще­ствует.

Прак­тика трёх-семи­днев­ного поста перед При­ча­стием воз­никла в 18–19 веках, в период евха­ри­сти­че­ского охла­жде­ния, когда люди при­ча­ща­лись раз-два в год, соот­вет­ственно они и пости­лись около недели.

***

Пра­вила трех­днев­ного поста перед при­ча­стием не суще­ствует

мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­рион

Еди­ного для всех пра­вила поста перед при­ча­стием не суще­ствует, оно уста­нав­ли­ва­ется инди­ви­ду­ально, заявил глава сино­даль­ного Отдела внеш­них цер­ков­ных связей (ОВЦС) мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­рион.

«Пра­вила трех­днев­ного поста перед при­ча­стием, кото­рое бы пред­пи­сы­ва­лось цер­ков­ными кано­нами или уста­вом, просто не суще­ствует», – заявил вла­дыка, отве­чая на вопросы слу­ша­те­лей лекции, кото­рую он про­чи­тал в Цен­траль­ном доме жур­на­ли­ста в Москве. По его мнению, сего­дня, если живу­щий пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью чело­век желает часто при­ча­щаться, осо­бенно если он испол­няет уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью посты, «нет необ­хо­ди­мо­сти нала­гать на него какие-то допол­ни­тель­ные посты сверх уста­нов­лен­ных цер­ков­ным уста­вом и кален­да­рем». Но эти вопросы в конеч­ном итоге каждый должен решать со своим духов­ни­ком, под­черк­нул иерарх.

Что каса­ется прак­тики нало­же­ния епи­ти­мьи, когда, напри­мер, веру­ю­щего отлу­чают от при­ча­стия, то это, по его словам, целе­со­об­разно и пра­во­мерно, если свя­щен­ник уверен, что такое нака­за­ние «при­не­сет плод, помо­жет чело­веку осо­знать свою гре­хов­ность и, в конеч­ном итоге, при­бли­зит каю­ще­гося к Богу, а не отда­лит от Него».

«К сожа­ле­нию, в наше время отказ от при­ча­стия Святых Хри­сто­вых Таин часто озна­чает, что чело­век просто ока­зы­ва­ется перед необ­хо­ди­мо­стью отойти от глу­бо­кой рели­ги­оз­ной жизни. Поэтому в данном вопросе необ­хо­дим инди­ви­ду­аль­ный подход, и каждый духов­ник должен при­ни­мать очень взве­шен­ное и точное реше­ние», – под­черк­нул мит­ро­по­лит Ила­рион, слова кото­рого при­во­дит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евха­ри­стия есть «самое боль­шое чудо, кото­рое может совер­шаться в жизни чело­века и в жизни Церкви, причем для уча­стия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, поку­пать билеты, сна­ря­жать само­леты, не надо отправ­ляться в долгое палом­ни­че­ство – доста­точно лишь дойти до бли­жай­шего храма».

Вла­дыка с сожа­ле­нием кон­ста­ти­ро­вал, что сего­дня в цер­ков­ной среде есть увле­че­ние чуде­сами, «а то чудо, кото­рое совер­ша­ется в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совер­ша­ется Боже­ствен­ная евха­ри­стия, часто оста­ется неза­ме­чен­ным и вос­при­ни­ма­ется как что-то обыч­ное и рутин­ное, как и те изме­не­ния, кото­рые совер­ша­ются с очень мно­гими людьми, – их духов­ное пре­об­ра­же­ние».

Мит­ро­по­лит Ила­рион также указал на важ­ность испо­веди перед при­ча­стием – прак­тики, кото­рая имеет место не во всех помест­ных Церк­вях.

«Для чего важна испо­ведь? Она нужна не только для того, чтобы чело­век был допу­щен к при­ча­ще­нию Святых Хри­сто­вых Таин, но и для того, чтобы каю­щийся осо­знал свои грехи, про­из­вел некий само­ана­лиз перед лицом Бога и перед лицом свя­щен­ника», – сказал он, доба­вив, что испо­ведь – это тоже таин­ство, кото­рое имеет цели­тель­ную силу.

По словам архи­ерея, истин­ное пра­во­сла­вие невоз­можно без посто­ян­ного уча­стия каж­дого хри­сти­а­нина в евха­ри­стии, но «сего­дня, к сожа­ле­нию, многим людям мысль о частом при­ча­ще­нии все еще кажется неви­дан­ным нов­ше­ством». Он напом­нил, что вопрос о частоте при­ча­ще­ния был поднят в про­цессе под­го­товки к Помест­ному Собору Рус­ской церкви 1917–1918 годов, и было реко­мен­до­вано, со ссыл­кой на свя­то­оте­че­ское пре­да­ние, вер­нуться к пер­во­хри­сти­ан­ской прак­тике при­ча­ще­ния в каждый вос­крес­ный день.

***

«Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются»

мит­ро­по­лит Кал­лист (Уэр)

Мит­ро­по­лит Кал­лист (Уэр) хорошо знаком нашим чита­те­лям,  и не только бла­го­даря своим книгам, тиражи кото­рых рас­хо­дятся очень быстро. В про­шлом году «Пра­во­сла­вие в Укра­ине» пуб­ли­ко­вало интер­вью с этим выда­ю­щимся совре­мен­ным бого­сло­вом и цер­ков­ным дея­те­лем, где под­ни­ма­лись вопросы един­ства Церкви и поло­же­ния пра­во­сла­вия в Укра­ине. Сего­дня мы пред­ла­гаем вам позна­ко­миться с пас­тыр­ской сто­ро­ной слу­же­ния вла­дыки Кал­ли­ста – архи­ерея Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­ар­хата и Окс­форд­ского про­фес­сора.

Наша беседа с почтен­ным бого­сло­вом каса­лась акту­аль­ных сего­дня вопро­сов под­го­товки ко При­ча­стию, соот­но­ше­ния при­ча­ще­ния с испо­ве­дью и неко­то­рых раз­ли­чий в гре­че­ской и рус­ской прак­тике.

– В про­шлом году в Москве состо­я­лось пас­тыр­ское сове­ща­ние по типу круг­лого стола, на кото­ром обсуж­да­лись вопросы поста, молит­вен­ного пра­вила и испо­веди перед при­ча­ще­нием. В Рус­ской Церкви сло­жи­лась тра­ди­ция перед При­ча­стием поститься три дня, про­чи­ты­вать три канона и после­до­ва­ние ко При­ча­ще­нию, а также обя­за­тельно испо­ве­до­ваться. Как вы пола­га­ете, можно ли облег­чить под­го­товку ко при­ча­ще­нию?

– Мы должны при­ни­мать во вни­ма­ние тра­ди­ции каждой мест­ной Церкви и не менять тре­бо­ва­ния вне­запно. Под­ня­тый вами вопрос очень важен, осо­бенно для нас, живу­щих на Западе, где пра­во­слав­ные греки живут бок о бок с рус­скими и порой ока­зы­ва­ются даже в одном при­ходе, как, напри­мер, про­ис­хо­дит в Окс­форде. Лично я под­дер­жи­ваю частое при­ча­ще­ние. Частое – но не лег­ко­мыс­лен­ное или небреж­ное. Частое при­ча­ще­ние – да, но всегда с долж­ной под­го­тов­кой. Но что пони­мать под долж­ной под­го­тов­кой?

Во-первых, что каса­ется таин­ства испо­веди. В визан­тий­ской и совре­мен­ной гре­че­ской тра­ди­ции, насколько я могу это про­сле­дить, нико­гда не тре­бо­ва­лось, чтобы хри­сти­а­нин каждый раз испо­ве­до­вался перед при­ча­ще­нием. Испо­ведь и При­ча­стие рас­смат­ри­ва­ются как два отдель­ных таин­ства. Мне неиз­вестно, чтобы Все­лен­ские соборы при­ни­мали какие-либо каноны в отно­ше­нии обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­ще­нием. Этот обычай имел осно­ва­ние в Румын­ской и сла­вян­ских церк­вах. Я пред­по­чи­таю гре­че­ский подход. При этом каждый хри­сти­а­нин обязан регу­лярно испо­ве­до­ваться, но не обя­за­тельно всякий раз, когда при­сту­пает ко При­ча­стию. Такая прак­тика и в Окс­форде, как у греков, так и у рус­ских. Я бы хотел, чтобы испо­ведь рас­смат­ри­вали как отдель­ное таин­ство, а не просто эле­мент под­го­товки ко при­ча­ще­нию. Я пони­маю, что суще­ствуют пас­тыр­ские труд­но­сти в России, где очень много людей желает при­сту­пать ко при­ча­ще­нию, а свя­щен­ники просто не имеют время выслу­шать все испо­веди. Думаю, что лучше было бы не так часто испо­ве­до­ваться, но чтобы испо­ведь была дей­стви­тельно серьез­ным таин­ством, чтобы было доста­точно вре­мени для каю­ще­гося открыть свое сердце, а для свя­щен­ника – серьезно иссле­до­вать его состо­я­ние, что невоз­можно сде­лать, когда за каю­щимся стоит оче­редь в сотню чело­век.

– Тогда встает вопрос: как я могу при­сту­пать ко Свя­тому При­ча­стию, если за время, про­шед­шее после послед­ней испо­веди, я совер­шил некие грехи? Пусть это не такие серьез­ные грехи, как убий­ство или пре­лю­бо­де­я­ние, а так назы­ва­е­мые повсе­днев­ные, но это ведь все равно грехи.

– Вы совер­шенно правы: мы все греш­ники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны раз­ли­чать доста­точно серьез­ные грехи, кото­рые непре­менно должны испо­ве­до­вать, и грехи менее серьез­ные. Конечно, такое раз­ли­че­ние не вполне может быть обос­но­вано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серье­зен, но все-таки мы можем раз­ли­чать грехи. Если кто-либо совер­шил пре­лю­бо­де­я­ние, он обя­за­тельно должен испо­ве­до­ваться и, веро­ятно, поне­сти опре­де­лен­ную епи­ти­мию. С другой сто­роны, если мы согре­шили просто помыш­ле­нием, это не пре­пят­ствует нам при­ча­щаться. Если мы очень сильно поссо­ри­лись с другом, то должны вна­чале пока­яться в этом, прежде чем при­сту­пать ко При­ча­стию; но если эта ссора была мимо­лет­ной и мы сразу при­ми­ри­лись, то можем, мне кажется, при­ча­щаться без испо­веди.

Давайте осо­знаем, что само При­ча­стие пре­по­да­ется во остав­ле­ние грехов, – ведь такие слова мы про­из­но­сим при при­ча­ще­нии. Хотя, конечно, При­ча­стие не заме­няет испо­веди. Кроме того, в молит­вах перед При­ча­стием мы также просим о про­ще­нии грехов.

– Давайте вер­немся к такому аспекту под­го­товки ко При­ча­стию, как пост.

– Тра­ди­ция поститься три дня или неделю перед При­ча­стием – это тоже мест­ный рус­ский обычай. Если мы обра­тимся к кано­нам или опре­де­ле­ниям Все­лен­ских собо­ров, то не найдем такого тре­бо­ва­ния. Каноны гово­рят о посте по средам и пят­ни­цам, о четы­рех мно­го­днев­ных постах в тече­ние года, кроме того, в бого­слу­жеб­ных книгах мы встре­чаем ука­за­ние еще на несколько пост­ных дней, напри­мер, день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи или празд­ник Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня. Но в кано­нах ничего не ска­зано о необ­хо­ди­мо­сти поститься три дня или целую неделю перед при­ча­стием. Мне кажется, что тре­бо­ва­ния испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­ще­нием и поститься неделю или три дня воз­никли тогда, когда При­ча­стие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упад­ком. В древ­ней Церкви хри­сти­ане обычно при­ча­ща­лись каждое вос­кре­се­нье. Я думаю, что в тех Церк­вах, где при­ча­стие стало редким, было бы непра­вильно резко менять тра­ди­цию и тре­бо­вать непре­менно при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Но я уверен, что при­ча­щаться три-четыре раза в год недо­ста­точно. На прак­тике очень хорошо при­сту­пать ко При­ча­стию каждое вос­кре­се­нье. Поэтому я скажу так: соблю­дайте пост по средам и пят­ни­цам, воз­дер­жи­вай­тесь также в суб­боту вече­ром, испо­ве­дуй­тесь хотя бы раз в месяц, но при­ча­щай­тесь по воз­мож­но­сти чаще. Такую прак­тику я реко­мен­дую людям, кото­рых готовлю ко вступ­ле­нию в Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Если же чело­век при­ча­ща­ется раз в месяц или реже, я говорю, что это слиш­ком редко. Если мы посмот­рим на прак­тику древ­ней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они сви­де­тель­ствуют о частом при­ча­ще­нии. Не только ранние, но и более позд­ние отцы, такие как святой Симеон Новый Бого­слов или живший в XVIII веке пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец, соста­ви­тель «Доб­ро­то­лю­бия», гово­рят в пользу частого при­ча­ще­ния. И я считаю, что дви­же­ние в Гре­че­ской Церкви за частое при­ча­стие – это хоро­шее явле­ние. Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются. Думаю, что пра­вила в отно­ше­нии испо­веди и поста перед при­ча­ще­нием могут быть изме­нены. Но эти вопросы, как мне кажется, нахо­дятся в ком­пе­тен­ции мест­ных Церк­вей.

Помню, когда я только принял пра­во­сла­вие, около пяти­де­сяти лет назад, свя­щен­ник на литур­гии выхо­дил с Чашей и гово­рил: «Со стра­хом Божиим, верою и любо­вию при­сту­пите», – но никто не под­хо­дил. Никто не при­ча­щался. И я еще тогда ощутил: это не может быть пра­виль­ным. Теперь же на Западе в пра­во­слав­ных церк­вах при­ча­ща­ются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы при­ча­ща­емся не потому, что уве­рены в соб­ствен­ной пра­вед­но­сти, но потому что верим в милость Божию. Мы под­хо­дим к Чаше, потому что мы при­званы, мы ведь назы­ваем При­ча­стие Свя­тыми Дарами. При­ча­стие – это не нечто такое, что можно зара­бо­тать или заслу­жить, это всегда сво­бод­ный дар любви Божией.

– Перед при­ча­ще­нием свя­щен­ник воз­гла­шает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отве­чает: «Един Свят, един Гос­подь Иисус Хри­стос…». Однако мы, не будучи свя­тыми в этом смысле, все же дер­заем при­ча­щаться… С другой сто­роны, мы знаем, в Новом Завете и в литур­ги­че­ских текстах свя­тыми назы­ва­ются все хри­сти­ане, кто не отлу­чен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соот­но­сится свя­тость и личное нрав­ствен­ное совер­шен­ство чело­века?

– Прежде всего, если гово­рить о пони­ма­нии свя­то­сти, сле­дует исполь­зо­вать три слова: один, неко­то­рые, все. Один свят – Иисус Хри­стос. Свя­тость при­над­ле­жит Богу, только Он свят по Своей при­роде. Мы можем быть святы только через при­ча­стие свя­то­сти Божией. Далее, мы гово­рим, что к свя­то­сти при­званы все. Когда апо­стол Павел адре­сует свои посла­ния всем святым в Риме, в Колос­сах и т. д., он обра­ща­ется к хри­сти­ан­ским общи­нам. Также и апо­стол Петр пишет о хри­сти­а­нах как о «святом народе». В этом смысле святы все хри­сти­ане. Нако­нец, мы гово­рим о тех святых, кото­рые про­слав­лены Цер­ко­вью и кото­рые отме­чены в цер­ков­ном кален­даре. То же самое мы можем ска­зать и о свя­щен­стве. Один только Пер­во­свя­щен­ник – Иисус Хри­стос, как гово­рится в Посла­нии к Евреям. Затем, через кре­ще­ние все хри­сти­ане ста­но­вятся свя­щен­ни­ками, как пишет апо­стол Петр, назы­вая хри­стиан не только святым наро­дом, но и «цар­ствен­ным свя­щен­ством». Далее, свя­щен­ни­ками ста­но­вятся неко­то­рые – кого Цер­ковь избрала и поста­вила на это слу­же­ние через воз­ло­же­ние рук. Таким обра­зом, и у свя­то­сти, и у свя­щен­ства есть три уровня.

Мы все при­званы к свя­то­сти. Поэтому, если я под­хожу к При­ча­стию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я греш­ник, тре­бу­ю­щий Божией помощи, кото­рая пода­ется мне в Святом При­ча­стии.

Разу­ме­ется, неко­то­рые люди по при­чине совер­шен­ных грехов не могут при­ни­мать При­ча­стие. Но в основ­ном, конечно, При­ча­стие – это не награда святым, а помощь для греш­ни­ков. В неко­то­рых житиях мы читаем, что были такие святые, кото­рые после при­ча­ще­ния долгое время не при­сту­пали вновь к Чаше, как, напри­мер, святая Мария Еги­пет­ская. Она при­ча­сти­лась в храме Гроба Гос­подня и затем ушла в пустыню, где многие годы не при­ни­мала Святые Дары, при­ча­стив­шись затем лишь перед самой кон­чи­ной.

– Но может ли это быть общим пра­ви­лом?

Конечно, это не общее пра­вило. Это пра­вило для святых, кото­рые в тече­ние многих лет могут жить одним При­ча­стием. Но мы должны при­ча­щаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуж­да­емся в помощи, в бла­го­дати.

– Какое место в под­го­товке к при­ча­ще­нию зани­мает нрав­ствен­ное совер­шен­ство? Многие люди у нас в Киеве испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, испо­ве­до­вав­шись с вечера, утром снова просит при­нять испо­ведь, потому что за вечер или ночь чем-то согре­шил – небла­го­че­сти­выми мыс­лями, дви­же­ни­ями сердца и пр. Кроме того, многие хри­сти­ане каждый раз, неделя за неде­лей, испо­ве­дуют одни и те же грехи. Как можно давать обе­ща­ние на испо­веди не повто­рять эти так назы­ва­е­мые «повсе­днев­ные» грехи, если я точно знаю, что буду их совер­шать?

– Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь может выра­жать своего рода суе­ве­рие. Стоит пом­нить, что При­ча­стие – это бла­го­дать, а дьявол не хочет, чтобы мы при­ни­мали бла­го­дать. И поэтому он ищет любые спо­собы сде­лать так, чтобы мы пере­стали при­ча­щаться. Когда слу­ча­ется, что нас посе­щает гре­хов­ный помысл, что может слу­читься даже во время Боже­ствен­ной литур­гии, мы должны просто рас­ка­яться в этом внутри себя и при­сту­пать ко При­ча­стию, поскольку это дья­воль­ское иску­ше­ние.

Бла­го­дать, кото­рая пода­ется в таин­стве пока­я­ния, очень важна для каж­дого из нас. Но мы должны при­ни­мать на себя ответ­ствен­ность и «играть свою партию». Нельзя пре­вра­щать испо­ведь в меха­ни­че­ское пере­чис­ле­ние одних и тех же грехов. Она должна быть доста­точно редкой, чтобы быть собы­тием, дей­стви­тельно рас­кры­тием своего внут­рен­него состо­я­ния. Каждый день в вечер­них молит­вах мы просим о про­ще­нии грехов. И если мы искренне молимся о про­ще­нии, Бог про­щает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на испо­ведь ходить не нужно. Неко­то­рые наши про­ступки пре­пят­ствуют при­ча­ще­нию до тех пор, пока мы их не испо­ве­дуем.  Но мы должны все­рьез отно­ситься к пока­ян­ным молит­вам из нашего еже­днев­ного пра­вила. Испо­ведь не должна ста­но­виться слиш­ком частой. Сле­дует более ответ­ственно под­хо­дить к этому. Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь обес­це­ни­вает ее.

Мы должны пони­мать, что дей­стви­тельно нуж­да­емся в том, чтобы снова и снова испо­ве­до­вать одни и те же грехи. Не сле­дует избе­гать испо­веди по той при­чине, что грехи повто­ря­ются. Обычно за ночь мы не ста­но­вимся свя­тыми. Нам нужна борьба, посто­ян­ное аске­ти­че­ское усилие над собой. Но Божия бла­го­дать совер­шает в нас пере­мену. Воз­можно, мы ее не заме­чаем, но она про­ис­хо­дит. С помо­щью еже­днев­ных усилий, бла­го­дати Божией, испо­веди и прежде всего при­ча­ще­ния мы можем дви­гаться вперед – сми­ренно и тихо.

– Но бывает и так, что люди разо­ча­ро­вы­ва­ются в своих уси­лиях, поскольку испо­ве­дуют одно и то же, при­ча­ща­ются, а ника­кой пере­мены к луч­шему за собой не наблю­дают. Осо­бенно это чув­ству­ется в боль­ших горо­дах  с их суетой, когда у чело­века прак­ти­че­ски не оста­ется вре­мени на духов­ную жизнь. Работа, долгая выма­ты­ва­ю­щая дорога в проб­ках, семей­ные заботы… Далеко не все нахо­дят время даже для утрен­них или вечер­них молитв.

– На самом деле мы, кли­рики, и осо­бенно монахи, кото­рым не надо забо­титься о семье и детях, пони­маем те усло­вия, в кото­рых живут семей­ные хри­сти­ане. Люди вынуж­дены много рабо­тать, подолгу доби­раться на работу и домой, а вече­ром дома тоже много чего нужно сде­лать… Мы должны пони­мать эти непро­стые усло­вия, в кото­рых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый хри­сти­а­нин может найти хотя бы немного вре­мени утром и вече­ром, чтобы помо­литься перед иконой. Даже пять минут утром и вече­ром имеют огром­ное зна­че­ние. Эти минуты задают «направ­ле­ние» целому дню и дают ту глу­бину, кото­рой невоз­можно достичь иначе. Сле­дует ска­зать и о крат­ких молит­вах, кото­рые можно тво­рить в тече­ние дня. Мы можем молиться, когда при­ни­маем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем исполь­зо­вать крат­кие молитвы, напри­мер, Иису­сову: «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя», – или «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе», или «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», либо другие крат­кие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое заня­тое время, или, напри­мер, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно уви­деть, что кроме спе­ци­аль­ного отве­ден­ного вре­мени для молитвы перед иконой (кото­рое нужно каж­дому из нас), есть воз­мож­ность сво­бодно молиться и в тече­ние дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в тече­ние дня, то надо выби­рать для этого самые крат­кие и про­стые молитвы, такие как Иису­сова. Тво­рить молитву Иису­сову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путе­ше­ствуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апо­стол Павел пишет: «Непре­станно моли­тесь». Он гово­рит о том, что весьма трудно, но начи­на­ется с очень про­стого: с частых крат­ких молитв в тече­ние дня. С помо­щью таких молитв мы можем напол­нить весь свой день при­сут­ствием Христа – и это есть путь к истин­ной молитве. Ищите Христа везде. Иису­сову молитву могут тво­рить не только монахи или кли­рики, но и миряне, име­ю­щие семьи и мир­ские обя­зан­но­сти. Тво­рите Иису­сову молитву – не тогда, когда тре­бу­ется повы­шен­ная кон­цен­тра­ция вни­ма­ния, но во все про­ме­жу­точ­ные моменты. Мы можем соеди­нить время молитвы и работу. Учиться такому спо­собу Иису­со­вой молитвы очень важно в нашей повсе­днев­ной жизни. И также Иису­со­вой молитве хорошо учить детей. Они могут время от вре­мени повто­рять Иису­сову молитву с самого ран­него воз­раста, потому что она очень про­стая.

***

Тра­ди­ция трех­днев­ного поста

Марк, епи­скоп Его­рьев­ский,
заме­сти­тель Пред­се­да­теля Отдела внеш­них цер­ков­ных связей Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии

Тра­ди­ция трех­днев­ного поста идет от тра­ди­ции сино­даль­ного пери­ода, когда при­ча­ща­лись один-два раза в год. В этой ситу­а­ции нор­мально и очень хорошо, если чело­век перед при­ча­стием попо­стится 3 дня. Сего­дня, как пра­вило, духов­ники и свя­щен­ники реко­мен­дуют при­ча­щаться гораздо чаще. Полу­ча­ется некое про­ти­во­ре­чие: люди, кото­рые хотят при­ча­щаться часто, обре­кают себя на почти посто­ян­ный пост по чет­вер­гам и суб­бо­там, что ста­но­вится для многих непо­силь­ным подви­гом. Если мы и в даль­ней­шем не будем отно­ситься к этому вопросу с рас­суж­де­нием, то это будет ока­зы­вать свое отри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на духов­ную жизнь нашей Церкви.

***

Нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием

игумен Вато­пед­ского мона­стыря архи­манд­рит Ефрем

– Ска­жите, батюшка, как пра­вильно гото­виться ко Свя­тому При­ча­стию? У нас в тра­ди­ции – миряне должны поститься три дня, а свя­щен­ники не постятся перед При­ча­стием. Чем объ­яс­ня­ется такое раз­ли­чие?

– Я знаю, что в России неко­то­рые свя­щен­ники гово­рят, что перед При­ча­стием надо поститься три дня, а неко­то­рые – пять дней. На самом деле нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием. Дока­за­тель­ством этому служит то, что свя­щен­ники не постятся в обя­за­тель­ном порядке, а потом не только при­ча­ща­ются на сле­ду­ю­щий день, но и служат Литур­гию. Мы ведь соблю­даем посты опре­де­лен­ные – четыре поста в году и посты в среду и пят­ницу, думаю, что этих постов доста­точно. Если кто-то хочет поститься перед При­ча­стием даже целую неделю ради аскезы, ради бла­го­го­ве­ния, пожа­луй­ста, но чтобы это уза­ко­ни­вали духов­ники – об этом мы нигде и нико­гда не слы­шали. Если бы это было обя­за­тель­ным усло­вием для При­ча­стия, во-первых, свя­щен­ники должны были бы поститься всегда. Иногда гово­рят, что хри­сти­а­нам надо только раз в два-три месяца при­ча­щаться, – такого закона тоже нет. Когда у хри­сти­а­нина нет смер­тель­ных грехов, он вправе при­ча­щаться зна­чи­тельно чаще.

Фраг­мент встречи с миря­нами  в Духовно-про­све­ти­тель­ском центре Ека­те­рин­бург­ской мит­ро­по­лии

Как изменился канонический закон о посте перед причастием?

В: Что говорит канонический закон о посте перед причастием? Раньше нужно было поститься с полуночи предыдущей ночи; затем это было за три часа до этого, затем за час до этого, а теперь некоторые друзья-католики говорят мне, что вам вообще больше не нужно поститься. Другие говорят мне, что да, но кофе и чай не в счет. Кто прав? –Анна

О: Анна права в том, что правила поста перед причастием изменились за последние несколько десятилетий или около того. Хотя изменения были призваны облегчить католикам причащение, печальный факт заключается в том, что даже менее строгие текущие требования часто полностью игнорируются. А многие католики и не знают, что Евхаристический пост вообще существует! Давайте кратко рассмотрим изменения, которые были внесены в закон по этому поводу за эти годы, и тогда мы сможем легче понять и оценить закон о посте перед причащением сегодня.

С незапамятных времен христиане постились перед принятием Евхаристии. По-видимому, требование воздерживаться от еды и питья действовало уже в III годах: христианский писатель Тертуллиан, умерший около 240 года н. продукты питания ( Ad uxorem II.5 ). Это не должно удивлять; Еврейские религиозные обычаи часто подразумевают пост, поэтому раннехристианское сообщество, вероятно, приняло эту концепцию как нечто само собой разумеющееся.

На протяжении веков католики должны были поститься с по всей еде и питье, включая воду!, с полуночи вечера до принятия Святого Причастия. Если вы рано ложились спать, а затем посещали раннюю утреннюю мессу, этот пост не обязательно был трудным. Но для многих людей в других ситуациях это могло быть строгим почти до жестокости. Больные лихорадочные люди, которым нужно было часто пить воду, иногда почти не могли соблюдать пост (св. Элизабет Энн Сетон, жившая в Соединенных Штатах в 1899 г.).0007-й -19 веков, пережила это испытание, когда сама была очень больна). Путешественники, поздно прибывающие к себе домой или в гостиницу в субботу вечером, могли понять, что к тому времени, когда они смогут поужинать, будет уже за полночь, поэтому им приходилось выбирать между тем, чтобы лечь спать, не поев в течение многих часов, или воздержаться от Священного Писания. Причастие на следующее утро. А люди, работавшие по ночам, вроде полицейских или больничных служащих, иногда были вынуждены работать по многу часов подряд, ничего не ев и не выпивая для поддержания своих сил.

Это требование распространялось и на священников, которые служили мессу. Опять же, если священник рано ложился спать, служил ежедневную мессу в 7 утра и завтракал сразу после нее, обязательство поститься с предыдущей полуночи может совсем не обременять его. Но представьте, как трудно было бы священнику-миссионеру, который часами (иногда пешком!) шел перед тем, как отслужить мессу в какой-нибудь сельской деревне; или даже для обычного приходского священника, который отслужил три мессы в воскресенье утром, иногда не имея возможности ничего есть или пить до полудня.

Кодекс канонического права 1917 года отразил этот традиционно строгий евхаристический пост. Прежний канон 858.1 предусматривал только два исключения из правила, согласно которому нужно поститься с предшествующей полуночи: опасность смерти и случаи, когда необходимо предотвратить осквернение Святых Даров. Хороший, хотя и вымышленный, пример этого последнего исключения можно увидеть в фильме 1963 года Кардинал, , когда католическое духовенство мчится в личную часовню епископа и поглощает Хозяева, зарезервированные в скинии, до того, как нацистские солдаты успевают выломать дверь. и осквернить это место. Необходимость оградить Евхаристию от подобных посягательств, естественно, перевесила обязанность евхаристического поста.

Говоря о духовенстве, кодекс 1917 года довольно прямо говорил о необходимости поститься перед мессой: прежний канон 808 просто указывал, что священник не может по закону служить мессу, если он не постился с полуночи. Обратите внимание, что священник всегда может отслужить Мессу, которая действительна ; как мы видели в «Может ли епископ запретить священнику служить мессу?» как только человек был рукоположен в священники, он всегда сохраняет власть освятить хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Но этот канон 1917 Кодекса отмечалось, что если он не постился с предыдущей полуночи, такой священник будет незаконно служить мессу, а это означает, что его действие было незаконным. (См. «Действительно ли они католики? Часть II» и «Почему этот метод крещения является незаконным?» для получения дополнительной информации о различии между действительностью и распущенностью .)

Кодекс 1917 года, однако, сделал небольшую уступку. больным, желающим причаститься. Прежний канон 858.2 гласил, что те, кто болен в течение месяца и не имеет оснований ожидать скорого выздоровления, могут, с одобрения благоразумного духовника, иногда причащаться Евхаристии, даже если они заранее приняли лекарство или что-нибудь попить.

Обратите внимание, что при прежнем коде даже лекарство считалось нарушением евхаристического поста! Но все изменилось в 1953 году, когда Папа Пий XII переписал правила таким образом, что прием воды и лекарств не учитывался. Это был большой шаг вперед в реформировании закона о посте перед Святым Причастием. Многие люди, которые раньше не могли принять Евхаристию (подумайте о маленьких детях и беременных женщинах, которые действительно нуждались в глотке воды!), теперь могли это сделать.

Через несколько лет Пий XII еще более радикально изменил закон, сократив сроки поста. Вместо того, чтобы поститься с полуночи предыдущей ночи, всем желающим причаститься Евхаристии теперь нужно было поститься всего за три часа. Кроме того, новые правила Папы Пия разрешали больным людям (в том числе больным священникам, которые хотели отслужить мессу) пить что-нибудь — не обязательно воду — перед причастием.

В 1964 году Папа Павел VI пошел еще дальше. Трехчасовое голодание было сокращено до одного часа. А Павел VI также разрешил епархиальным епископам смягчить правила для своих священников, которые были обязаны служить две или даже три мессы в один и тот же день: с одобрения епископа эти священники могли брать что-нибудь для питья (не только воду) между мессами, даже раньше, чем за час.

Закон был еще более смягчен для больных в 1973 году, когда Священная Конгрегация Таинств (сегодня Конгрегация Богослужения и Дисциплины Таинств) издала инструкцию с одобрения Павла VI. Теперь больным (в том числе больным священникам), пожилым людям, которые были прикованы к дому или в домах престарелых, и тем, кто ухаживал за ними, достаточно было поститься 15 минут перед принятием Евхаристии. Мы видим, что реальность практических трудностей, часто связанных с длительными постами для таких людей, была понята и признана.

С обнародованием действующего Кодекса канонического права в 1983 году Папа Иоанн Павел II дал нам действующий закон, содержащийся в 919-м каноне. за час до Причастия от всякой пищи и питья, за исключением воды и лекарств (ок. 919.1). Фраза «не менее одного часа» указывает на то, что это абсолютный минимум, и преданность нашему Господу в Святом Таинстве, конечно, может побудить нас поститься еще дольше, если мы выберем это. И обратите внимание, что в каноне указано «за час до причастия», , а не за час до начала мессы.

Хотя в законе это не упоминается, лекарство, на которое он ссылается, не обязательно должно быть рецептурным; Также можно принимать аспирин, сироп от кашля и другие лекарства, отпускаемые без рецепта.

Часовой пост распространяется и на священников, но те священники, которые совершают мессу два или три раза, могут что-нибудь съесть или выпить перед второй или третьей мессой, даже если интервал между мессами меньше часа ( с. 919.2). А больные и престарелые, а также лица, ухаживающие за ними, могут причащаться Святым Причастием, даже если они принимали пищу или питье в течение предшествующего часа, что на практике означает, что им вообще не нужно поститься (ок. 9).19.3).

Какая разница с законом, действовавшим всего век назад! К настоящему времени должно быть ясно, что Церковь постепенно меняла свои традиционные правила, чтобы приспособить католиков к различным обстоятельствам, которые так затрудняли следование более раннему закону. Церковь уравновешивает необходимость подходить к Святому Причащению с благоговением, желанием позволить своим членам причащаться даже в тяжелых физических обстоятельствах. В особо нестандартных ситуациях епархиальный архиерей может отказаться от канона 9. 19 вообще, если он сочтет нужным (см. «Брак между католиком и некатоликом», чтобы узнать больше о том, что такое диспенсация).

Поскольку сегодня закон настолько мягок, и подавляющему большинству католиков во всем мире так легко следовать, нет никаких оправданий тому, чтобы не следовать ему. Удивительно, например, встретить так много католиков в странах первого мира, которые думают, что употребление черного кофе или чая не нарушает евхаристический пост — потому что это определенно нарушает. Может быть, эти католики мысленно приравнивают голодание и диета , и они ошибочно заключают, что, поскольку кофе и чай не содержат калорий, они эквивалентны воде. Эта идея, вероятно, шокировала бы католиков во многих других частях мира, где кофе/чай — дорогая роскошь! Ваш кофе или чай могут быть дешевыми и не содержать сахара или сливок, но это означает, что , а не означает, что вы можете пить их менее чем за час до принятия Евхаристии, если только вы не относитесь ни к одной из категорий, упомянутых во втором или третьем абзаце канон 919.

Итак, теперь у Анны есть полный ответ на ее вопрос, с некоторым историческим контекстом, добавленным на всякий случай. Неописуемые духовные блага, полученные от нашего принятия Христа в Евхаристии, безусловно, стоят того, чтобы ненадолго воздержаться от еды или питья! И хотя закон стал очень мягким и легким для исполнения, он по-прежнему остается законом, которому католики должны подчиняться.

Почему Google скрывает сообщения на этом сайте в результатах поиска? Для получения дополнительной информации нажмите здесь.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Эта запись была размещена в Святая Месса, Таинства, Евхаристия и помечена как каноническое право, католицизм, пост, святое причастие. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Часовое голодание перед причастием

перейти к содержанию

Фр. Джон Джиротти | Специально для компаса | 2 мая 2018 г.

Мои дорогие братья и сестры во Христе:

Сколько раз я как священник слышал следующее: «Я больше не хочу быть католиком. Слишком много ПРАВИЛ». Или аналогичным образом: «Я просто не понимаю всех тех ПРАВИЛ, которым мы должны следовать, тем более что их не устанавливал Иисус».

Я всегда немного съеживаюсь, потому что в большинстве случаев человек на самом деле имеет в виду: «Я хочу придумать свои собственные правила, которым нужно следовать, и лучше не указывай мне, что делать!» Сам Христос был послушен своему Отцу; почему мы должны думать, что нам не нужно быть послушными его церкви?

Что касается всех этих правил, подумайте о правилах дорожного движения. На что было бы похоже вождение, если бы у нас его не было? Хаос! Но представьте себе молодого человека, который сегодня говорит: «Я больше не хочу водить машину. Слишком много правил». Я думаю, что ключом к пониманию и принятию любого правила или закона является понимание духа, стоящего за ними. Если мы просто будем смотреть на букву закона, это покажется бессмысленным. Но когда мы заглянем за него, чтобы найти его значение, оно станет иметь больше смысла. И это особенно верно, когда речь идет об учениях нашей веры.

Одним из законов или правил нашей веры, который сегодня очень неправильно понимают, является евхаристический пост. Короче говоря, любой католик, причащающийся, должен обычно воздерживаться от любой пищи за один полный час до причастия. (Да, церковь до сих пор учит этому, да мы до сих пор в это верим!)

Те из вас, кто немного закален жизнью, возможно, помнят, когда пост был с полуночи. Должно быть, это было интересно! Но в течение последних 50 лет церковь просила каждого взрослого католика поститься всего один час перед причастием. Но какая цель стоит за этим? В чем смысл?

Я думаю, что дух этой дисциплины заключается в том, чтобы каждый из нас делал что-то особенное, что-то осязаемое, прежде чем мы примем Господа вселенной в Причастии. Вы знаете, мы, люди, иногда можем принимать вещи как должное или, что еще хуже, даже привыкать к вещам. Например, чудо святой Евхаристии. Но если мы делаем что-то вроде воздержания от еды в течение часа перед причастием, мы напоминаем себе, что скоро получим что-то особенное.

Поверьте мне, ничто так не заставляет нас остановиться и обратить внимание, как отказ от еды! Другой способ взглянуть на это состоит в том, что мы совершаем покаяние — воздержание от пищи — это покаяние; это обходиться без чего-то, чтобы сказать, что мы сожалеем о наших грехах. Пост за час до причастия — это еще один способ сказать: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров, но только скажи слово, и моя душа будет исцелена».

Теперь, если человек болен или нуждается в питании, он непременно должен поесть. Евхаристический пост в таком случае не обязывает. А лекарства и вода никогда не нарушают пост.

Если вы случайно забудете во время часового поста выпить чашку кофе, совершите еще одно покаяние или действие, чтобы подготовиться к принятию Евхаристии. Попробуйте сделать это, и вы увидите, как это помещает ваш разум и ваше тело в надлежащее место для мессы. И, да, сознательно и преднамеренно прерывать часовой пост — это грех. Почему? Потому что своими действиями мы говорим: «В Евхаристии нет ничего особенного, к чему я должен готовиться».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts