Перед причащением как поститься: Пост перед причастием, сколько дней нужно держать пост
Содержание
Пост перед причастием, сколько дней нужно держать пост
Содержание статьи
- Зачем нужен пост перед Причастием
- Сколько дней поститься перед Причастием
- Можно ли не поститься перед Причастием
Зачем нужен пост перед Причастием
Пост заключается в духовном (прежде всего) и телесном, физическом воздержании. Пост — обязательный элемент в подготовке к Таинству Святого Причастия, наряду с молитвой и исповедью. Готовясь к Причастию, человек должен понимать, что духовное и телесное воздержание тесно связаны друг с другом и одного только ограничения в еде — недостаточно. Так же и отказ от определенных продуктов тоже играет важную роль. Ведь Господь недаром дал нам не только душу, но и тело для жизни в земном мире, а, значит, отказ от земных наслаждений влияет на наше духовное состояние и пост перед Причастием очень важен.
Постящийся должен соблюдать телесную чистоту, ограничив себя в еде, воздерживаясь от супружеских обязанностей и духовную, посещая церковные службы, читая молитвы и каноны к Причастию, держа свои мысли в чистоте и, примирившись со всеми. Именно так проходит пост перед Причастием по замыслу Бога.
Что касается ограничений в еде, следует знать, что Типиконом прописано шесть степеней.
- Отказ от мясных продуктов.
- Отказ от мяса, яиц, молочных продуктов. При этом разрешено есть рыбу и растительную пищу. Разрешено вино в небольших количествах.
- Запрещены не только мясо, яйца, молочные продукты, но и рыба.
- Список запрещенных продуктов пополняется растительным маслом и вином.
- Употребление овощей и фруктов в сыром, сухом или моченом виде. Разрешено есть хлеб и пить воду.
- Полный отказ от пищи и воды. Кстати, именно это именуется в Типиконе «постом».
Сколько дней поститься перед Причастием
Какой степени телесного поста и, как долго придерживаться перед Причастием, решает сам человек, но новоначальным лучше согласовать со своим священником в Церкви. Излишнее усердие, которое приведет к ухудшению состояния здоровья — так же плохо, как послабление из лени или чревоугодия. В этом вопросе также важно учитывать возраст, общее состояние организма. Разобравшись в вашей личной ситуации, священник даст совет и определит количество дней поста, так как в обязательных церковных правилах об этом не говорится.
Можно ли не поститься перед Причастием
Несмотря на это, существуют определенные православные принципы и обычаи, соблюдающиеся в Церкви. Они существуют в течение длительного времени и православные христиане стараются их придерживаться. Человек, соблюдающий все посты — многодневные и однодневные, прописанные в церковном уставе, хорошо подготовлен к Причастию, и ему необязательно длительное время придерживаться воздержания в пище перед этим Таинством.
Если же человек еще ни разу в жизни не постился, ему, как уже было сказано, необходимо поговорить со священником. Самый распространенный срок соблюдения поста перед Причастием — три дня. Он может быть увеличен, но максимального временного предела не существует.
Обязательное каноническое правило, которого придерживаются все православные христиане — это запрет принимать пищу перед Причастием. Строгий пост, то есть полный отказ от пищи и воды, начинается с полуночи. Приступать к Таинству Причастия надо натощак. Тщательно подготовившись к Причастию во время Поста и, исповедовавшись в собственных грехах, человек может приступить к этому Великому Таинству, приближающему человека к Богу.
Читайте также
- Как подготовиться к первой исповеди?
- Как готовиться к Причастию
- Причастие ребенка. Как готовить детей к Причастию?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка
Оглавление
- Правила трехдневного поста перед причастием не существует
- «Я приветствую, когда люди часто причащаются»
- Традиция трехдневного поста
- Нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием
Существуют разные меры говения перед Причастием, единого правила, которое было бы установлено для всех, не существует.
Практика трёх-семидневного поста перед Причастием возникла в 18–19 веках, в период евхаристического охлаждения, когда люди причащались раз-два в год, соответственно они и постились около недели.
***
Правила трехдневного поста перед причастием не существует
митрополит Волоколамский Иларион
Единого для всех правила поста перед причастием не существует, оно устанавливается индивидуально, заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.
«Правила трехдневного поста перед причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует», – заявил владыка, отвечая на вопросы слушателей лекции, которую он прочитал в Центральном доме журналиста в Москве. По его мнению, сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, «нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем». Но эти вопросы в конечном итоге каждый должен решать со своим духовником, подчеркнул иерарх.
Что касается практики наложения епитимьи, когда, например, верующего отлучают от причастия, то это, по его словам, целесообразно и правомерно, если священник уверен, что такое наказание «принесет плод, поможет человеку осознать свою греховность и, в конечном итоге, приблизит кающегося к Богу, а не отдалит от Него».
«К сожалению, в наше время отказ от причастия Святых Христовых Таин часто означает, что человек просто оказывается перед необходимостью отойти от глубокой религиозной жизни. Поэтому в данном вопросе необходим индивидуальный подход, и каждый духовник должен принимать очень взвешенное и точное решение», – подчеркнул митрополит Иларион, слова которого приводит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евхаристия есть «самое большое чудо, которое может совершаться в жизни человека и в жизни Церкви, причем для участия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, покупать билеты, снаряжать самолеты, не надо отправляться в долгое паломничество – достаточно лишь дойти до ближайшего храма».
Владыка с сожалением констатировал, что сегодня в церковной среде есть увлечение чудесами, «а то чудо, которое совершается в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совершается Божественная евхаристия, часто остается незамеченным и воспринимается как что-то обычное и рутинное, как и те изменения, которые совершаются с очень многими людьми, – их духовное преображение».
Митрополит Иларион также указал на важность исповеди перед причастием – практики, которая имеет место не во всех поместных Церквях.
«Для чего важна исповедь? Она нужна не только для того, чтобы человек был допущен к причащению Святых Христовых Таин, но и для того, чтобы кающийся осознал свои грехи, произвел некий самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника», – сказал он, добавив, что исповедь – это тоже таинство, которое имеет целительную силу.
По словам архиерея, истинное православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в евхаристии, но «сегодня, к сожалению, многим людям мысль о частом причащении все еще кажется невиданным новшеством». Он напомнил, что вопрос о частоте причащения был поднят в процессе подготовки к Поместному Собору Русской церкви 1917–1918 годов, и было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческое предание, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день.
***
«Я приветствую, когда люди часто причащаются»
митрополит Каллист (Уэр)
Митрополит Каллист (Уэр) хорошо знаком нашим читателям, и не только благодаря своим книгам, тиражи которых расходятся очень быстро. В прошлом году «Православие в Украине» публиковало интервью с этим выдающимся современным богословом и церковным деятелем, где поднимались вопросы единства Церкви и положения православия в Украине. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с пастырской стороной служения владыки Каллиста – архиерея Константинопольского Патриархата и Оксфордского профессора.
Наша беседа с почтенным богословом касалась актуальных сегодня вопросов подготовки ко Причастию, соотношения причащения с исповедью и некоторых различий в греческой и русской практике.
– В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?
– Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение – да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?
Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имеют время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника – серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.
– Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.
– Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, то должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.
Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, – ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.
– Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, как пост.
– Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь. Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие – это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.
Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», – но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие – это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.
– Перед причащением священник возглашает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?
– Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят – Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник – Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые – кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.
Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.
Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие – это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.
– Но может ли это быть общим правилом?
Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.
– Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил – неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?
– Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие – это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.
Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.
Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед – смиренно и тихо.
– Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.
– На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа – и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву – не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.
***
Традиция трехдневного поста
Марк, епископ Егорьевский,
заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии
Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.
***
Нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием
игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем
– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие?
– Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.
Фрагмент встречи с мирянами в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии
Как изменился канонический закон о посте перед причастием?
В: Что говорит канонический закон о посте перед причастием? Раньше нужно было поститься с полуночи предыдущей ночи; затем это было за три часа до этого, затем за час до этого, а теперь некоторые друзья-католики говорят мне, что вам вообще больше не нужно поститься. Другие говорят мне, что да, но кофе и чай не в счет. Кто прав? –Анна
О: Анна права в том, что правила поста перед причастием изменились за последние несколько десятилетий или около того. Хотя изменения были призваны облегчить католикам причащение, печальный факт заключается в том, что даже менее строгие текущие требования часто полностью игнорируются. А многие католики и не знают, что Евхаристический пост вообще существует! Давайте кратко рассмотрим изменения, которые были внесены в закон по этому поводу за эти годы, и тогда мы сможем легче понять и оценить закон о посте перед причащением сегодня.
С незапамятных времен христиане постились перед принятием Евхаристии. По-видимому, требование воздерживаться от еды и питья действовало уже в III – годах: христианский писатель Тертуллиан, умерший около 240 года н. продукты питания ( Ad uxorem II.5 ). Это не должно удивлять; Еврейские религиозные обычаи часто подразумевают пост, поэтому раннехристианское сообщество, вероятно, приняло эту концепцию как нечто само собой разумеющееся.
На протяжении веков католики должны были поститься с по всей еде и питье, включая воду!, с полуночи вечера до принятия Святого Причастия. Если вы рано ложились спать, а затем посещали раннюю утреннюю мессу, этот пост не обязательно был трудным. Но для многих людей в других ситуациях это могло быть строгим почти до жестокости. Больные лихорадочные люди, которым нужно было часто пить воду, иногда почти не могли соблюдать пост (св. Элизабет Энн Сетон, жившая в Соединенных Штатах в 1899 г.).0007-й -19 -й веков, пережила это испытание, когда сама была очень больна). Путешественники, поздно прибывающие к себе домой или в гостиницу в субботу вечером, могли понять, что к тому времени, когда они смогут поужинать, будет уже за полночь, поэтому им приходилось выбирать между тем, чтобы лечь спать, не поев в течение многих часов, или воздержаться от Священного Писания. Причастие на следующее утро. А люди, работавшие по ночам, вроде полицейских или больничных служащих, иногда были вынуждены работать по многу часов подряд, ничего не ев и не выпивая для поддержания своих сил.
Это требование распространялось и на священников, которые служили мессу. Опять же, если священник рано ложился спать, служил ежедневную мессу в 7 утра и завтракал сразу после нее, обязательство поститься с предыдущей полуночи может совсем не обременять его. Но представьте, как трудно было бы священнику-миссионеру, который часами (иногда пешком!) шел перед тем, как отслужить мессу в какой-нибудь сельской деревне; или даже для обычного приходского священника, который отслужил три мессы в воскресенье утром, иногда не имея возможности ничего есть или пить до полудня.
Кодекс канонического права 1917 года отразил этот традиционно строгий евхаристический пост. Прежний канон 858.1 предусматривал только два исключения из правила, согласно которому нужно поститься с предшествующей полуночи: опасность смерти и случаи, когда необходимо предотвратить осквернение Святых Даров. Хороший, хотя и вымышленный, пример этого последнего исключения можно увидеть в фильме 1963 года Кардинал, , когда католическое духовенство мчится в личную часовню епископа и поглощает Хозяева, зарезервированные в скинии, до того, как нацистские солдаты успевают выломать дверь. и осквернить это место. Необходимость оградить Евхаристию от подобных посягательств, естественно, перевесила обязанность евхаристического поста.
Говоря о духовенстве, кодекс 1917 года довольно прямо говорил о необходимости поститься перед мессой: прежний канон 808 просто указывал, что священник не может по закону служить мессу, если он не постился с полуночи. Обратите внимание, что священник всегда может отслужить Мессу, которая действительна ; как мы видели в «Может ли епископ запретить священнику служить мессу?» как только человек был рукоположен в священники, он всегда сохраняет власть освятить хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Но этот канон 1917 Кодекса отмечалось, что если он не постился с предыдущей полуночи, такой священник будет незаконно служить мессу, а это означает, что его действие было незаконным. (См. «Действительно ли они католики? Часть II» и «Почему этот метод крещения является незаконным?» для получения дополнительной информации о различии между действительностью и распущенностью .)
Кодекс 1917 года, однако, сделал небольшую уступку. больным, желающим причаститься. Прежний канон 858.2 гласил, что те, кто болен в течение месяца и не имеет оснований ожидать скорого выздоровления, могут, с одобрения благоразумного духовника, иногда причащаться Евхаристии, даже если они заранее приняли лекарство или что-нибудь попить.
Обратите внимание, что при прежнем коде даже лекарство считалось нарушением евхаристического поста! Но все изменилось в 1953 году, когда Папа Пий XII переписал правила таким образом, что прием воды и лекарств не учитывался. Это был большой шаг вперед в реформировании закона о посте перед Святым Причастием. Многие люди, которые раньше не могли принять Евхаристию (подумайте о маленьких детях и беременных женщинах, которые действительно нуждались в глотке воды!), теперь могли это сделать.
Через несколько лет Пий XII еще более радикально изменил закон, сократив сроки поста. Вместо того, чтобы поститься с полуночи предыдущей ночи, всем желающим причаститься Евхаристии теперь нужно было поститься всего за три часа. Кроме того, новые правила Папы Пия разрешали больным людям (в том числе больным священникам, которые хотели отслужить мессу) пить что-нибудь — не обязательно воду — перед причастием.
В 1964 году Папа Павел VI пошел еще дальше. Трехчасовое голодание было сокращено до одного часа. А Павел VI также разрешил епархиальным епископам смягчить правила для своих священников, которые были обязаны служить две или даже три мессы в один и тот же день: с одобрения епископа эти священники могли брать что-нибудь для питья (не только воду) между мессами, даже раньше, чем за час.
Закон был еще более смягчен для больных в 1973 году, когда Священная Конгрегация Таинств (сегодня Конгрегация Богослужения и Дисциплины Таинств) издала инструкцию с одобрения Павла VI. Теперь больным (в том числе больным священникам), пожилым людям, которые были прикованы к дому или в домах престарелых, и тем, кто ухаживал за ними, достаточно было поститься 15 минут перед принятием Евхаристии. Мы видим, что реальность практических трудностей, часто связанных с длительными постами для таких людей, была понята и признана.
С обнародованием действующего Кодекса канонического права в 1983 году Папа Иоанн Павел II дал нам действующий закон, содержащийся в 919-м каноне. за час до Причастия от всякой пищи и питья, за исключением воды и лекарств (ок. 919.1). Фраза «не менее одного часа» указывает на то, что это абсолютный минимум, и преданность нашему Господу в Святом Таинстве, конечно, может побудить нас поститься еще дольше, если мы выберем это. И обратите внимание, что в каноне указано «за час до причастия», , а не за час до начала мессы.
Хотя в законе это не упоминается, лекарство, на которое он ссылается, не обязательно должно быть рецептурным; Также можно принимать аспирин, сироп от кашля и другие лекарства, отпускаемые без рецепта.
Часовой пост распространяется и на священников, но те священники, которые совершают мессу два или три раза, могут что-нибудь съесть или выпить перед второй или третьей мессой, даже если интервал между мессами меньше часа ( с. 919.2). А больные и престарелые, а также лица, ухаживающие за ними, могут причащаться Святым Причастием, даже если они принимали пищу или питье в течение предшествующего часа, что на практике означает, что им вообще не нужно поститься (ок. 9).19.3).
Какая разница с законом, действовавшим всего век назад! К настоящему времени должно быть ясно, что Церковь постепенно меняла свои традиционные правила, чтобы приспособить католиков к различным обстоятельствам, которые так затрудняли следование более раннему закону. Церковь уравновешивает необходимость подходить к Святому Причащению с благоговением, желанием позволить своим членам причащаться даже в тяжелых физических обстоятельствах. В особо нестандартных ситуациях епархиальный архиерей может отказаться от канона 9. 19 вообще, если он сочтет нужным (см. «Брак между католиком и некатоликом», чтобы узнать больше о том, что такое диспенсация).
Поскольку сегодня закон настолько мягок, и подавляющему большинству католиков во всем мире так легко следовать, нет никаких оправданий тому, чтобы не следовать ему. Удивительно, например, встретить так много католиков в странах первого мира, которые думают, что употребление черного кофе или чая не нарушает евхаристический пост — потому что это определенно нарушает. Может быть, эти католики мысленно приравнивают голодание и диета , и они ошибочно заключают, что, поскольку кофе и чай не содержат калорий, они эквивалентны воде. Эта идея, вероятно, шокировала бы католиков во многих других частях мира, где кофе/чай — дорогая роскошь! Ваш кофе или чай могут быть дешевыми и не содержать сахара или сливок, но это означает, что , а не означает, что вы можете пить их менее чем за час до принятия Евхаристии, если только вы не относитесь ни к одной из категорий, упомянутых во втором или третьем абзаце канон 919.
Итак, теперь у Анны есть полный ответ на ее вопрос, с некоторым историческим контекстом, добавленным на всякий случай. Неописуемые духовные блага, полученные от нашего принятия Христа в Евхаристии, безусловно, стоят того, чтобы ненадолго воздержаться от еды или питья! И хотя закон стал очень мягким и легким для исполнения, он по-прежнему остается законом, которому католики должны подчиняться.
Почему Google скрывает сообщения на этом сайте в результатах поиска? Для получения дополнительной информации нажмите здесь.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была размещена в Святая Месса, Таинства, Евхаристия и помечена как каноническое право, католицизм, пост, святое причастие. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Часовое голодание перед причастием
перейти к содержанию
Фр. Джон Джиротти | Специально для компаса | 2 мая 2018 г.
Мои дорогие братья и сестры во Христе:
Сколько раз я как священник слышал следующее: «Я больше не хочу быть католиком. Слишком много ПРАВИЛ». Или аналогичным образом: «Я просто не понимаю всех тех ПРАВИЛ, которым мы должны следовать, тем более что их не устанавливал Иисус».
Я всегда немного съеживаюсь, потому что в большинстве случаев человек на самом деле имеет в виду: «Я хочу придумать свои собственные правила, которым нужно следовать, и лучше не указывай мне, что делать!» Сам Христос был послушен своему Отцу; почему мы должны думать, что нам не нужно быть послушными его церкви?
Что касается всех этих правил, подумайте о правилах дорожного движения. На что было бы похоже вождение, если бы у нас его не было? Хаос! Но представьте себе молодого человека, который сегодня говорит: «Я больше не хочу водить машину. Слишком много правил». Я думаю, что ключом к пониманию и принятию любого правила или закона является понимание духа, стоящего за ними. Если мы просто будем смотреть на букву закона, это покажется бессмысленным. Но когда мы заглянем за него, чтобы найти его значение, оно станет иметь больше смысла. И это особенно верно, когда речь идет об учениях нашей веры.
Одним из законов или правил нашей веры, который сегодня очень неправильно понимают, является евхаристический пост. Короче говоря, любой католик, причащающийся, должен обычно воздерживаться от любой пищи за один полный час до причастия. (Да, церковь до сих пор учит этому, да мы до сих пор в это верим!)
Те из вас, кто немного закален жизнью, возможно, помнят, когда пост был с полуночи. Должно быть, это было интересно! Но в течение последних 50 лет церковь просила каждого взрослого католика поститься всего один час перед причастием. Но какая цель стоит за этим? В чем смысл?
Я думаю, что дух этой дисциплины заключается в том, чтобы каждый из нас делал что-то особенное, что-то осязаемое, прежде чем мы примем Господа вселенной в Причастии. Вы знаете, мы, люди, иногда можем принимать вещи как должное или, что еще хуже, даже привыкать к вещам. Например, чудо святой Евхаристии. Но если мы делаем что-то вроде воздержания от еды в течение часа перед причастием, мы напоминаем себе, что скоро получим что-то особенное.
Поверьте мне, ничто так не заставляет нас остановиться и обратить внимание, как отказ от еды! Другой способ взглянуть на это состоит в том, что мы совершаем покаяние — воздержание от пищи — это покаяние; это обходиться без чего-то, чтобы сказать, что мы сожалеем о наших грехах. Пост за час до причастия — это еще один способ сказать: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров, но только скажи слово, и моя душа будет исцелена».
Теперь, если человек болен или нуждается в питании, он непременно должен поесть. Евхаристический пост в таком случае не обязывает. А лекарства и вода никогда не нарушают пост.
Если вы случайно забудете во время часового поста выпить чашку кофе, совершите еще одно покаяние или действие, чтобы подготовиться к принятию Евхаристии. Попробуйте сделать это, и вы увидите, как это помещает ваш разум и ваше тело в надлежащее место для мессы. И, да, сознательно и преднамеренно прерывать часовой пост — это грех. Почему? Потому что своими действиями мы говорим: «В Евхаристии нет ничего особенного, к чему я должен готовиться».