Святые земли русской александр невский: Святые земли Русской. Александр Невский.

Разное

Святые земли Русской. Александр Невский.

1.Шлычкова Алёна Алексеевна

2.Шахтинский педагогический колледж

3.Студент

3 класс, 2 четверть, урок № 3.

Раздел: О России петь, что стремиться в Храм.

Тема: Святые земли Русской. Александр Невский.

Цели: Знакомство с национальными героями Земли русскойчей нравственный подвиг овеян ореолом святости.

Задачи:

учить делать разбор музыкальных произведений; определять общий характер музыки

соблюдать в пении певческую установку, петь свободно, легко, звонко, с мягкой атакой звука;

воспитание в учащихся патриотических чувств, бережного отношения к истории нашей Родины.

Учитель: На этом уроке мы начинаем знакомство со знаменитыми людьми России, которых Русская православная церковь канонизировала и назвала святыми.

На звуковом фоне церковного песнопения «Хвалите Господа с небес», заставка с темой урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» и проходит зрительный ряд презентации с изображениями русских православных святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга (князь Игорь), святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых) -1. 28 мин

Учитель: У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось. Кто эти люди? Кем они были? Что они сделали для Руси? Что их объединяет? Какие подвиги так прославили их имена?

В 2008 году центральное российское телевидение проводило конкурс-опрос всех жителей России, по выявлению величайшего исторического деятеля России за все времена. Как вы думаете, кто это?

Учащиеся: перечисляют самых важных людей русской истории, культуры, политики.

Учитель: Это – Александр Невский. Знакомо ли вам это имя? Где вы встречаетесь с этим именем? Что вы знаете о знаменитом русском полководце Александре Невском.

Когда он жил? Что он сделал для Руси? Какие подвиги прославили его имя?

Учащиеся: ответы детей.

Учитель: Откроем наши учебники. На развороте Учебника «Святые земли русской. Александр Невский» размещены репродукции картин русских художников – М. Нестерова «Князь Александр Невский» и П. Корина «Александр Невский» (фрагмент триптиха). Давайте рассмотрим эти репродукции.

На экране проигрывается видеоролик со знаменитым монахом, Нестором-летописцем, и звучат слова былинного сказителя: «О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…».

Учитель: Ваши одноклассники приготовили сообщения о жизни и подвиге этого великого человека.

Выступления детей, показ их презентации

1 ученик: Князь Александр Невский (1220–1263) родился в г. Переяславле-Залесском. Его отец – князь Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгороде. Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого своего тёзки -Александра Македонского, и не просто читал – палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск, как бы он сам действовал в бою.

2 ученик: В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино.

Учитель: Композитор С.С. Прокофьев (портрет) написал крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра, состоящее из нескольких частей и назвал его кантатой «Александр Невский». «Песня об Александре Невском», 2 часть кантаты звучит в начальных кадрах фильма С. Эзенштейна «Александр Невский». Давайте послушаем и разучим её основные темы, чтобы определить характер и форму построения этой музыки.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, что в этой части кантаты рассказывается о победе князя в сражении со шведами на Неве. Распевная, в духе народной песни главная мелодия звучит сдержанно и неторопливоПервоначальная мелодия напоминает былинный напев, поэтому нужно стремиться к ее предельной напевности.  Нужно обратить внимание учащихся на то, как меняется характер музыки там, где пойдет речь о сражении («Ух, как бились мы, как рубились мы!»), указать на трёхчастную форму построения этой части.

Разучивание основных музыкальных тем.

Учитель: Давайте сравним образ Александра Невского, запечатленный на картинах русских художников.

1 ученик: На этой картине художника А.Д. Кившенко изображено, как Святой Александр Невский наносит рану в лицо предводителю шведского войска. 1240 г.

Учитель: А вот на картине П. Корина, которую художник начал писать во время Великой Отечественной войны, мы видят иной образ князя.

2 ученик: Фигура полководца занимает почти всю плоскость холста, возвышаясь над водами Волхова, Новгородским Софийским собором, окрестными далями. Князь стоит лицом к зрителям, положив руку на рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи. Гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, осмелившуюся вступить на родную землю. Над головой князя – воинская хоругвь с образом Спаса – Ярое Око. Во всем облике князя выражена твердая решимость и уверенность в своих силах, в победе русского войска. «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!» – такова идея картины.

Учитель: Послушаем четвёртую часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» — «Вставайте, люди русские!», которая также сопровождает фильм С. Эзенштейна «Александр Невский». Как звучит этот хор, какое характер музыки, её строение?

Просмотр видеоклипа и ответы учащихся. Хор «Вставайте, люди русские» имеет две мелодии: первая строится на интонациях волевого, призывного характера, с выразительными акцентированием логических ударений в тексте. Исполнение этой мелодии требует активного дыхания, энергичного, но нефорсированного звучания детских голосов. Вторая тема хора – лирического плана. Ее начинают петь женские голоса хора. Она звучит как протяжная народная песня. При ее исполнении с детьми нужно стремиться к передаче ее песенного характера.

Разучивание основной мелодии хора «Вставайте, люди русские».

3 ученик: Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев.

В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань.

После смерти отца, князя Ярослава, Александр стал великим князем Владимирским.

В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.

В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской Лавре. 6 декабря – день почитания Святого Благоверного князя Александра Невского.

4 ученик: На алтарной картине М. Нестерова, установленной в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, князь изображен молящимся перед иконой Божией Матери. Военные доспехи – щит и меч – лежат у его ног. В облике князя – покой и смирение. Золотой нимб над головой – признак святости. О чем князь молит Богородицу?

Учащиеся: ответы учащихся. О том, чтобы русский народ во главе с Александром Невским отстояли, с Божьей помощью, веру Православную.

Учитель: В «Житие Александра Невского» митрополит Кирилл внёс слово о том, что он «митрополита же и епископа чтяше и послушаше, аки самого Христа». Словом, Александр — не просто христианский князь, он деятельно поддерживал Церковь и вкладами, и политически, заказывал переписчикам духовные книги и передавал их Церкви.

Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского вновь стал боевой наградой.

1 ученик Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Один из них находится в микрорайоне «Сельма» нашего города.

Учитель: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…» За что же снискал себе славу Александр, сын князя Ярослава?

Ученик: Своими победами на Неве и Чудском озере князь Александр Невский отстоял на Руси веру Православную и снискал себе имя защитника земли Русской.

Учитель:

— Много врагов было у Руси, а друзей–то у нее, по правде сказать, со всех сторон никогда и не было. Что же нужно было шведам и немцам в русских землях?

Ученик:

— Насильно хотели они утвердить на Руси вместо православной веры католическую.

Учитель:

— Князь Александр понимал, что Русь будет жива и под игом монголов, пока хранится в ней православие, и погибнет даже при внешнем могуществе, если потеряет свою веру. Только ли ратными делами снискал себе славу князь Александр?

Ученик:

— Умел князь речами мудрыми да хитрыми добиваться своего. Сам он едет в Золотую орду и вымаливает у монгольских ханов облегчение для русского народа.

Учитель:

— «Это был князь – хозяин, князь – строитель.» Беззаветное мужество сочеталось в нем с высоким доверием к людям, состраданием к страждущим, голубиная кротость при орлином полете, стремление к славе родной земли. (На экране проигрывается финальный эпизод художественного фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».)

Итог урока: историческая память живёт в сердцах русского народа, создаются новые музыкальные, литературные произведения, живописные картины. И пока живо в памяти народной героическое прошлое Руси, Святые Земли Русской останутся примером беззаветного мужества во Славу Божию и Матери Родины.

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Конспект урока
по музыке во 2 классе по теме:
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Цели: Духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к
музыкальной культуре.

Задачи:

1. Образовательная:
знакомство учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и
литературы.

2.Воспитательная: 
патриотическое воспитание

3.Развивающая:
развитие вокально-хоровых навыков

ХОД
УРОКА

I
Организационный момент

«ЗДРАВСТВУЙ,
ГОВОРИ!»
 

 Дети стоят в
шеренгу, далее все движения выполняются врассыпную. За игру дети должны
встретить 3-х разных друзей, выполнять соответствующие тексту
движения — ходьба, легкий бег, подскоки.

1. Зашагали ножки
прямо по дорожке         — шагают врассыпную

   
 
Повстречали друга
маленькие ножки      — выбирают пару

 ПРИПЕВ:

Здравствуй,
здравствуй,

Здравствуй, милый
друг!                    
           — «рукопожатие» в
такт музыке
  

Здравствуй,
здравствуй                  
      —2 пружинки, соединив руки «лодочкой»

Посмотри вокруг.
                     
                   — развести
руки, посмотреть вверх

Здравствуй,
здравствуй                  
      —2 пружинки, соединив руки «лодочкой»

Мне ты улыбнись!
                     
              — улыбаются

Здравствуй,
здравствуй                  
     — 2 пружинки, соединив руки «лодочкой»

Головкой поклонись!
                     
          — делают поклон головой

2.  Побежали
ножки прямо по дорожке        — выполняют легкий
бег

   
    Далее как в 1 куплете

3. Поскакали ножки
прямо по дорожке        — выполняют подскоки
врассыпную

 

Музыкальное
приветствие ( распевка «Здравствуйте»)

II Беседа о
Святых земли русской.

Учитель: У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и
помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в
памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те
же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу
были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к
Александру Невскому (1220—1263) и Сергию Радонежскому (1314—1392) — святым
земли Русской.

— Ребята, а вы можете мне рассказать о герое Александре Невском? (
ответы детей)

         Имя и дела
замечательного полководца Александра Невского известны гораздо больше, чем
тихое житие монаха Сергия Радонежского. Однако имя и того и другого на Руси
произносят с гордостью и почтением. Православная церковь причислила
благоверного князя Александра и преподобного Сергия к лику святых, и это
обстоятельство придает трактовке образов новое осмысление.

 

      Реально
существовавшие русские люди, ставшие впоследствии святыми, представлены в
разделе не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только
иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как говорили раньше,
«в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены
молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и
стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

         Национальным
героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной
в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр
Невский:

 

Он чувства
сердца разделил

Между Отчизною и
Богом.

 

      Родился князь
Александр 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском, где княжил отец его Ярослав
Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. «Рано научившись грамоте, он много
читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тезки своего —
Александра Македонского, и не просто читал — палочкой на снегу или на земле
чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал,
как бы он сам действовал в бою.

         Пристрастие
к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к
сыну. Иначе бы Русь погибла»2.

      Отроческие и
юношеские годы Александра Ярославича протекали в Новгороде. В это время на Русь
напали татары. И хотя Новгород не испытал ужасов ордынского нашествия,
новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить
ханам дань. Новгороду тогда больше досаждала агрессия шведских, а позже
немецких феодалов.

      После победы
над шведами в 1240 г. (Невская битва) народ прозвал князя Александра Невским. А
через два года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором и повествует
кантата С. Прокофьева «Александр Невский».

      Прошло
много лет…

         Как-то по
пути из Орды князя настиг предсмертный недуг. Предчувствуя свою кончину,
Александр по обычаю русских князей принял монашескую схиму (торжественную
клятву) с именем Алексия.

      Православная
церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г. после победы над Ордой
князя Дмитрия Донского, правнука Александра.

III  Слушают С.
Прокофьев «Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»

— Как звучала музыка?Какой характер звучания?

— Как музыка передает нам образ героя Александра Невского?

Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада
не просто рассказывает о событиях, а предстает перед слушателями темой Родины,
выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Начало хора желательно спеть со
словами, чтобы мелодия лучше запомнилась детьми.

Строгая,
размеренная мелодия звучит в унисон в исполнении мужских и низких женских
(альты) голосов. Такое звучание характерно для эпического повествования.
Построен хор на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами.

VI Картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский»

— Что общего между репродукциями этих картин и музыкой С. Прокофьева?

Невский изображен на них как и в музыке мужественно и величаво.

         Живописный
портрет Александра Невского занимает центральную часть композиции триптиха
«Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь
Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой — воинская
хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наследным образом рода Ярославичей. На
коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины
представляется щитом, а фигура князя Александра Невского — олицетворением
защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни
северной Руси.

      Контрастом
этого образа становится изображение Александра Невского в картине М. Нестерова
«Князь Александр Невский». Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божией
Матери, вокруг головы у него нимб — символ святости. От картины веет покоем и
умиротворением.

         Александ Невский был очень решительный человек. Мы с вами это
услышим в музыке С. Прокофьева

 

V Слушают  Хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»

— Как звучала музыка? Какая была она по характеру?

— К чему призывала нас эта музыка? К борьбе, к победе.

Физминутка

«Барабанщик»

 

Левой – правой, Левой
– правой. (Шагают на месте, имитируя движения барабанщика). На парад идет
отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд! Левой –
правой, Левой – правой. (Разводят руками)

 

Барабан уже дырявый.

 

VI Беседа о Сергии Радонежском. Стр 44

— Кто нибудь может рассказать мне об этом герое?

         В селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 г. в боярской
семье у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик Варфоломей.
Вскоре семья переехала в городок Радонеж Московского княжества, где Варфоломей
жил до своего монашеского подвига. Место красивое, радующее глаз. Слово
«Радонеж» и произошло от слова «радость». Радонеж — радостное место.

      Из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, известен эпизод,
ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный
родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом
старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек
ему необыкновенное будущее, святое подвижничество.

      М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею» изобразил
момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него,
тихо ожидая окончания молитвы. После смерти родителей в двенадцати верстах от
Радонежа, в лесу, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку,
чтобы жить в уединении и молиться Богу. Когда человек твердо решает уйти от
суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Это великое событие
в жизни человека, его можно сравнить со вторым рождением, ему даже дают новое
церковное имя. Так Варфоломей стал Сергием и с этим именем вошел в русскую
историю.

      Согласно жизнеописанию был у Сергия в лесной глуши друг. Раз
увидел монах рядом со своей кельей огромного медведя, ослабевшего от голода.
Сергий пожалел зверя, накормил его хлебом. С тех пор часто приходил медведь к
пустыннику и скоро стал ручным.

      Но как ни одинок был в то время Сергий, слухи о нем как о
молитвеннике шли по всей Руси. Стали к нему приходить люди и проситься строить
кельи рядом с ним. Монах отговаривал их, ссылаясь на трудности и невзгоды, но
люди были непреклонны, и одиночеству Сергия пришел конец. Увеличилась
монашеская братия, ожила пустынь. С этого времени началась многовековая история
Троице-Сергиева монастыря.

 

Он отвращал
молитвой беды,

И в грозный час
у Бога сил,

Дар силы, славы
и победы

Стране родимой
испросил.

 

      Над Русью
нависла смертельная опасность: с юга на нее надвигались орды Мамая. Готовясь
выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) счел своим долгом
посетить преподобного Сергия. Это событие говорит нам об огромном значении
личности Сергия в то время. Князь получил благословение3 святого на правую
битву за землю и веру.

      Народная
память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии
Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе».

VII Вокально-хоровая работа. Слушание песни
«Новый год» муз Ермолова. Разучивание песни.

Праздник
«Новый год»

Мы так ждали и хотели, –
С северных широт
К нам он мчится сквозь
метели.

Праздник
«Новый год»

Мы так ждали и хотели, –
К нам он мчится сквозь
метели

С северных широт,
Праздник «Новый год»!

Припев:
Новый год зажигает ёлки,

Новый год! Ждали мы так
долго

Этот праздник яркий,
Чтоб подарить вам лучшие
подарки.

Припев: Новый год
зажигает ёлки,

Новый год! Ждали мы так
долго

Этот праздник яркий,
Чтоб подарить вам лучшие
подарки.

В этот
Новый год

Заискрятся, словно
льдинки,

Встанут в хоровод
Новогодние снежинки.

В этот
Новый год

Заискрятся, словно
льдинки,

Новогодние снежинки
Встанут в хоровод
В этот Новый год.

Припев.

Подведение итога урока

— Какая была сегодня тема?

-Какие задания выполняли?

— О ком мы говорили на уроке?

— Какие произведения слушали?

— Что нового узнали?

 

Церковь Святого Александра Невского « См. Святую Землю

Рубрики: Израиль и Палестина — В Иерусалиме,Местоположения — Метки: Александровская Хоспис, Александра Невского, Голгофа, Церковь Святого Александра Невского, Константин, игольное ушко, Гроб Господень , Императорское Православное Палестинское Общество, Иерусалим, Судные Ворота, Старый Город, Русские раскопки, Русское Православие, лестница, порог, Лавка Залатимо — 11:54

Иерусалим

 

Надежные защитные двери у входа в храм св. Александра Невского (Seetheholyland.net)

Остатки оригинальной церкви Гроба Господня 4-го века императора Константина можно увидеть внутри русской православной церкви, которая является соседней соседней нынешней церкви Гроба Господня.

Церковь Александра Невского, названная в честь русского князя-воина XIII века , часто упускают из виду, потому что ее фасад больше напоминает элегантную резиденцию или гостиницу, чем церковь.

Высокий и узкий фасад со сплошными защитными дверями с надписями на Русский , находится по адресу: Souq al-Dabbagha, 25, примерно в 70 метрах от входа во двор Гроба Господня.

Раскопки здесь в 1883 году — до постройки церкви — привлекли внимание всего мира, в результате чего место стало известно как «Русские раскопки».

Особое внимание было приковано к обнаружению ворот , порога , которые, по мнению археологов, принадлежали Судным воротам, через которые Иисус покинул город по пути к холму Голгофы (сейчас они находятся в храме Гроба Господня). Современные археологи считают, что ворота, вероятно, датируются II веком.

Реконструированная лестница слева вела к храму Гроба Господня Константина (Seetheholyland.net)

Раскопки также обнаружили остатки самых восточных частей храма Константина IV века, в том числе широкую лестницу , которая вела к входу в церковь.

Как выразился исследователь Нового Завета Джером Мерфи-О’Коннор, то, что было найдено, «точно соответствует восточной оконечности Константиновского Гроба Господня, как изображено на карте Мадабы шестого века».

 

Исторические памятники Прекращено строительство

Участок, на котором стоит храм св. Александра Невского, был куплен в 1857 г. Святая Земля.

Идея заключалась в том, чтобы построить российское консульство и общежитие для паломников , тысячами прибывающих в порт Яффо и часто проходящих пешком 70 километров до Иерусалима.

Когда рабочие, рывшие фундамент, обнаружили исторические останки, строительство было остановлено. В конце концов консульство и общежитие были построены за пределами Старого города, на месте, ныне известном как Русское подворье , а на руинах в Сук аль-Даббага была построена церковь.

Поскольку раскопки и церковь финансировались великим князем Сергеем Александровичем, имение получило народное название «Александровская богадельня».

 

Лестница вела к храму Гроба Господня

Арка, ведущая к раскопкам храма св. Александра Невского (Seetheholyland.net)

Войдя на раскоп в подвале храма, можно спуститься по лестнице к арке . Правая колонна относится к XI веку; каменная кладка слева является частью входа на главный форум, установленный императором Адрианом, когда он перестраивал Иерусалим как римскую колонию во 2 веке.

Спустившись через арку и повернув налево, слева видна реконструкция широкой лестница , которая вела к оригинальной церкви Гроба Господня, которая была намного больше, чем нынешняя базилика.

Прямо впереди, под стеклянным покрытием, ворота порог когда-то считалось, что Иисус оставил город по пути на Голгофу. Этот порог, возможно, был частью арки, построенной Адрианом, но позже он был повторно использован как вход в Гроб Господень.

Рядом с порогом находится большой кусок камня Голгофы, купленный при строительстве церкви. Над ним закреплено распятие.

В римской стене слева находится отверстие , называемое Игольным Ушком, предназначенное для путешественников, прибывших после закрытия ворот на ночь.

Порог «Судных ворот» под стеклом (© Stanislao Lee / Custodia Terrae Sanctae)

По другую сторону порога находятся остатки другого входа в Гроб Господень, вырубленного в римской стене инженерами Константина.

(массивные остатки главного входа к Гробу Господню находятся еще дальше, в соседней собственности кондитерской Залатимо на Сук Хан аль-Зейт. )

 

Посвящение часовни в честь средневекового лидера

Иисус несет свой крест. За ним находится часовня , доступная с первого этажа.

Икона святого Александра Невского из собора в Софии, Болгария, носящая его имя (Васия Атанасова / Wikimedia)

Иконостас , украшенный черным и золотым, возвышается над часовней. По стенам висят картины с евангельскими сценами, а над ними ряд икон православных святых.

Посвящение часовни св. Александра Невского в честь выдающегося полководца средневековой Руси, которому за военные победы над немецкими и шведскими захватчиками был присвоен статус легендарного. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 1547 г.

.

Фасад церкви Святого Александра Невского (© Deror Avi)
Прочные защитные двери у входа в храм Александра Невского (Seetheholyland.net)
Арка, ведущая к раскопкам церкви Александра Невского (Seetheholyland. net)

Каменная кладка справа — часть форума Адриана II века (Seetheholyland.net)
Реконструированная лестница слева вела к храму Гроба Господня Константина (Seetheholyland.net)
Русская монахиня молится перед порогом «Судных ворот» (Seetheholyland.net)

Порог «Судных ворот» под стеклом (© Stanislao Lee / Custodia Terrae Sanctae)
Распятие, стоящее над куском скалы Голгофы (Seetheholyland.net)
Игольное ушко в римской стене (Seetheholyland.net)

Часть стены, воздвигнутая Адрианом и повторно использованная Константином для его церкви Гроба Господня (© Deror Avi)
Изображение Иисуса, несущего свой крест, на верхней ступеньке лестницы к оригинальной церкви Гроба Господня (Seetheholyland.net)
Иконостас в приделе Александра Невского (Seetheholyland. net)

Евангельские сюжеты и иконы святых в приделе Александра Невского (Seetheholyland.net)
Иконы святых в Александро-Невской часовне (Seetheholyland.net)
Икона святого Александра Невского из собора в Софии, Болгария, носящая его имя (Васия Атанасова / Wikimedia)

Внешний вид церкви Святого Александра Невского (Gabrielw.tour)
Остатки главного входа в церковь Константина, в кондитерской Залатимо (Seetheholyland.net)

Ссылки

Бар-Ам, Авива:

За стенами: Церкви Иерусалима (Ahva Press, 1998)

Freeman-Grenville, G. S. P.:

902 Путеводитель по Святой земле Израиля: , Иордания и Синай (Continuum Publishing, 1996)

Гонен, Ривка:

Библейские святыни: иллюстрированный путеводитель (Collier Macmillan, 1987)

Мерфи-О’Коннор, Джером:

Ключи от Иерусалима (Оксфорд) Университетское издательство, 2012)

Мерфи-О’Коннор, Джером:

Святая Земля: Оксфордский археологический справочник с древнейших времен до 1700 года (Oxford University Press, 2005)

Праг, Кей:

Иерусалим: Синий справочник (A. & C. Black, 1989)

Внешние ссылки

Императорское православное палестинское общество (Wikipedia)
Александр Nevsky (Orthodox Wiki)

9000

000000000000000000000000000000000000000000. Aselection Aselese Aselesame Aselesamer Aselesamer Asalesamer Asalesame Asalemal Asalemal Asalemal «Asemal As.sail Asalemal» Asemal As.sail As.sail As.sail As.sail As.sail As.sail As.lastual Asalemal «.0001

Среди русских владений в Святом городе есть одно, расположенное рядом с Храмом Гроба Господня – всего в каких-то семидесяти метрах. Комплекс называется «Александро-Невское подворье» или «Русский дом» — именно отсюда тысячи православных паломников из России и стран бывшего СССР начинают свой путь по христианским религиозным святыням Иерусалима и Святой Земли. Отправимся в виртуальное паломничество.
И подворье, и церковь были названы в честь благоверного князя Александра Невского — одной из самых ярких и в то же время противоречивых фигур в русской истории. В разные периоды жизни он носил такие титулы, как князь Новгородский, великий князь Киевский, князь Переславль-Залесский, великий князь Владимирский. В 1225 году, в возрасте 4 лет, Александр по воле отца, великого князя Ярослава Всеволодовича, прошел чин посвящения в военную жизнь. Он широко известен как национальный герой и впоследствии был причислен к лику святых благодаря своим военным победам и защите православной веры на русских землях. Орден Святого Александра Невского по сей день остается одной из высших наград Российской Федерации. В 2008 году народным голосованием в рамках телепроекта «Имя Россия» он был объявлен главным героем истории России, оставив далеко позади таких выдающихся личностей, как поэт Александр Пушкин и космонавт Юрий Гагарин. Но все это будет гораздо позже, через несколько столетий. При жизни великий князь был известен своим военным руководством и сопротивлением шведской экспансии на русские земли, а также несколькими победами над тевтонскими рыцарями. Историки считают, что именно Александр изменил ориентацию Киевской Руси с запада на восток, предпочтя вассальное государственное подчинение широтной Золотой Орде союзу с Римско-католической церковью, которая хотела обратить землю в католицизм. У историков разные точки зрения на отношения князя с монголами, но несомненно одно: святость Александра Невского для русских православных христиан ясна и бесспорна – его роль в русской истории может быть сравнима лишь не более чем с двумя-тремя другими исторические личности.
Вот почему в 1896 церковь Русского подворья в Иерусалиме была освящена в честь благоверного князя Александра Невского — покровителя российского императора Александра III, который активно участвовал в ее строительстве, хотя и не дожил до того момента, когда два года спустя первый служба состоялась. Но мы забегаем вперед. Давайте зайдем внутрь и продолжим наш визит.

Арка

В 1856 году участок земли, на котором стоит подворье, был продан эфиопской церковью русскому сенатору Борису Мансурову — члену Попечительского совета Императорского Православного Палестинского общества. Первоначально предполагалось построить здесь консульство, но археологические раскопки, финансируемые Сергеем Александровичем Романовым (посетившим Иерусалим паломником), заставили пересмотреть назначение земли. В ходе раскопок под руководством ведущих археологов мира — Эжена-Мельхиора виконта де Вогуэ, Конрада Шика, Чарльза Уилсона — был обнаружен фрагмент древней городской стены Иерусалима, относящейся к периоду царя Ирода Великого. Речь идет о пороге, принадлежавшем Судным воротам, и арке времен императора Адриана. Среди наиболее значимых находок были остатки базилики императора Константина IV века – с ее колоннами, прорезями и просторным помещением с толстыми стенами того же периода.
Историки и археологи высказывают разные мнения относительно лестницы. Некоторые считают его частью великолепной византийской базилики, построенной во времена правления Константина Великого. Другие относят арку к римским временам, когда император Адриан восстановил город Иерусалим, оставленный в руинах императором Титом Флавием, и утверждают, что арка была частью капитолия Адриана — одним из пролетов большой арки, ведущей в Храм. Юпитера. На самом деле между этими двумя версиями нет явного противоречия: обнаруженная арка могла быть построена Адрианом, но позже повторно использована в базилике.
Так или иначе, но этот участок земли был выбран для новой церкви. Поскольку его непосредственная близость к Храму Гроба Господня могла вызвать возражения со стороны османских властей, было решено вести строительные работы в обстановке секретности. Например, среди ночи женщины перевозили церковные колокола из Яффо в Иерусалим на каретах — сегодня их можно увидеть внутри небольшой примыкающей колокольни, рядом с двумя старинными гранитными колоннами…
Снаружи здание напоминало типичный дом далекого Петербурга, но внутреннее убранство его было особенно характерно для церкви. В качестве архитектора проекта был приглашен Георгий Франгиас (известный уже Сергиевским подворьем в западной части Иерусалима и храмом Марии Магдалины у Гефсиманского сада). Подрядчиком строительства стал православный грек Николас Вальсамаки.
Пока Императорское Православное Палестинское Общество занималось строительством, российские дипломаты прилагали усилия для согласования плана с турецкими властями. Наконец, в 1887 году был предоставлен фирман, после чего состоялась церемония закладки фундамента. Однако мероприятие носило чисто формальный характер, так как на самом деле строительные работы на участке, известном как «Русские раскопки», уже велись.
Здание церкви площадью 1342 квадратных метра, но без удобств было освящено в 189 г.1 архимандрита Антонина (Капустина) – начальника Русской Православной Духовной Миссии в Иерусалиме в присутствии Николая Михайлова – полномочного представителя Императорского Православного Палестинского Общества и всего коллектива организации.
И, наконец, спустя пять лет, 22 мая 1896 года, Греческий Православный Патриарх Иерусалимский Герасиум I совершил чин великого освящения достроенного храма св. Александра Невского. Интересно, что мероприятие проходило в присутствии консулов ​​России и Греции, а также секретаря турецкого наместника Бешар-Эфенди. В коллекции соседнего музея есть несколько предметов, связанных с его строительством и освящением, а также несколько гораздо более древних экспонатов: драгоценные цепи, старинные люстры, монеты и многое другое.

Врата Правосудия

История Александро-Невского подворья неразрывно связана с Россией: все драматические события ХХ века в истории страны отразились на жизни этого маленького острова, расположенного в самом сердце Святой Земли. С началом Первой мировой войны комплекс был разграблен османскими подданными, так как Империя находилась в состоянии войны с Россией. В последующие «безбожные десятилетия» пламя жизни едва мерцало, поддерживаясь лишь скудными пожертвованиями… Только в 21 веке место обрело второе дыхание. Были проведены значительные ремонтно-восстановительные работы, на крыше установлен новый крест. В начале лета 2006 года подворье и храм благоверного благоверного князя Александра Невского были заново освящены в присутствии ведущих православных священнослужителей.
Вернемся в то время, когда все начиналось. Его главный вдохновитель, архимандрит Антонин (Капустин), задумал сделать храм святого Александра Невского центральным элементом «Русского дома», а Порог Судных врат, через который Иисус покинул город Иерусалим на пути к Голгофе, — стать центральной частью самой церкви. Назывались они «Судными воротами», потому что на их пороге римские чиновники зачитывали окончательные приговоры и вешали их на шею осужденным. Приговоренного к смертной казни провожали к месту казни только в окружении палачей и охраны. Так произошло и в случае с Иисусом. До недавнего времени на стене церкви висела икона Ильи Репина «Несение креста», посвященная этому драматическому эпизоду.
Остатки порога Судных ворот с прилегающим фрагментом древней мостовой находятся под стеклянным покрытием и защищены с трех сторон ажурными металлическими решетками. Деревянный кипарисовый крест, изготовленный в православном монастыре Святого Пантелеймона на Святой Горе Афон в Греции, стоит на камне, привезенном из близ Иерусалима. Крест как бы указывает каждому человеку, входящему в храм, путь к его главному святилищу. Над Порогом висят семь бдительных лампад, две из которых — Царская и Палестинского общества — вечные. На плитах указаны имена тех, кто делал пожертвования: монастыри, епископаты и братства из Америки, Европы и России.
Другие работы внутри церкви выполнены русским художником Николаем Кошелевым: восемнадцать больших полотен посвящены Страстям Христовым. Каждая из этих картин имеет размеры два на три метра — серия начинается с «Агонии в Гефсиманском саду» и заканчивается великолепным «Мучением ада»… Интересно, что другие выдающиеся художники из России, такие как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и Николай Ге не удалось найти решение такой масштабной задачи. Вызов принял только Николай Кошелев, который в свои 50 лет уже имел опыт работы над интерьерами храма Христа Спасителя в Москве и храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Он решил представить серию картин, изображающих Страсти Христовы, последовательно и почти прямо одна к другой. При этом он использовал известные в византийском искусстве выразительные средства – когда значительное расстояние от произведения искусства до зрителя помогает избежать искажений. Вот почему набор картин «Страсти Христовы» висит так высоко. Подняв глаза, мысленно зритель восходит к каждой из сцен, изображенных на этих великолепных полотнах, – будь то сцена ареста Учителя в долине Кедрон, допрос Его Понтием Пилатом или жены-мироносицы, встречающие ангела возле пустая гробница Иисуса. Поместив свои иконы прямо под оконным рядом, Кошелев объединил архитектурный интерьер со сценами Страстей в единый ансамбль.
Справа от порога Судных врат на стене висит еще одна икона, на которой изображен преподобный Сергий Радонежский в красивом киоте из розового мрамора с белыми и серыми прожилками. Киот с иконой и стоящая перед ним вечная лампада изготовлены русскими мастерами и помещены внутри храма по просьбе великой княгини Елизаветы Федоровны после убийства ее мужа революционером Иваном Каляевым. Надпись над иконой гласит: «Памяти Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича – основателя и председателя Императорского Православного Палестинского Общества. 1882–1919 гг.05”. Всенощная лампада перед киотом была зажжена в Москве – месте смерти великого князя и привезена его супругой в Иерусалим. С тех пор и по сей день она называется «Елисаветинской» вечной бдительной лампадой.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, урожденная принцесса Елизавета Гессен-Дармштадтская, забрала тело своего мужа, разорванного бомбой. Позже она смогла найти в себе силы встретить убийцу великого князя, поговорила с ним, простила его и даже умоляла российского государя даровать ему жизнь… Она продолжала дело всей жизни своего мужа в Иерусалиме, пока не была замучена большевиками. в 1918 — ее бросили в шахту заброшенной железной шахты вместе с другими членами королевской семьи. Останки великой княгини были вывезены белоэмигрантами за границу и по ее воле окончательно погребены на Святой земле. В 1992 году Великая Княгиня была причислена к лику святых великомученицы Елизаветы Федоровны.
Осматривая внутреннее убранство храма св. Александра Невского, мы не можем пройти мимо запрестольного камня в его центре. Ученые считают, что это фрагмент колонны, принадлежавшей первоначальной византийской базилике, которая называлась церковью Воскресения или церковью Анастасия, построенной в IV веке нашей эры римским императором Константином Великим. Алтарь покрыт красным бархатом; сегодня он используется для молитвенных служб и религиозных церемоний.
Среди других достопримечательностей — два десятка черных мемориальных досок, расположенных у порога Судных ворот. На каждом из них золотыми буквами написано имя благотворителя и дата его смерти. Некоторые имена широко известны – среди них упомянутый выше архимандрит Антонин (Капустин) – начальник Русской Православной Духовной Миссии в Иерусалиме, специалист по библейской археологии и древним рукописям, скончавшийся в 189 г.4 – за два года до великого освящения завершенного храма св. Александра Невского и подворья. Среди других выдающихся людей вписаны российский император Александр III и русский государственный деятель XIX века Константин Петрович Победоносцев.

Церковь

Продолжим нашу экскурсию по храму св. Александра Невского, а правильнее сказать, по его литургическому залу, так как в здании находится не только этот храм, но и еще несколько помещений. Кроме вышеупомянутой колокольни и музея, есть парадная, которую называют «Царской палатой» — хотя ни один из русских царей здесь никогда не бывал. Имеются также библиотека, архив, помещения для духовенства и служащих, общие палаты для паломников. Окна цокольного, цокольного и второго этажей выходят в квадратный тенистый двор посреди комплекса. Мы не собираемся сегодня посещать эти места, а вместо этого вернемся внутрь церкви. Он довольно просторный, высотой 10 метров и длиной 22 метра. Это очень много, особенно учитывая, что общая площадь Александро-Невского подворья в Иерусалиме составляет 1433 квадратных метра.
Иконостас – место, куда все верующие обращаются во время богослужений, – центральная часть каждого православного храма. В данном случае это двухрядный, великолепно вырезанный темплон византийского типа. На иконостасе тридцать икон. Среди них иконы Христа Эдесского, Богородицы, русских святителей Ионы, Петра и Алексия, иконы Стефана Первомученика, Архангела Гавриила и некоторые другие, изображающие великие праздники Православной Церкви. Святые врата изображают сцену Благовещения и лица четырех евангелистов. Икона Тайной вечери находится прямо над вратами. За иконостасом находится алтарь, тройное окно которого украшено витражами в стиле русского модерна. На нем изображено Распятие с Девой Марией и св. Иоанном Богословом, которые стоят перед Святым. Такое творческое решение нечасто встретишь в православном храме – но в этом случае витражи смотрятся естественно.
Теперь сделаем шаг назад и повернем в противоположную от алтаря сторону. Здесь западная стена храма представляет собой своеобразную иконописную галерею, состоящую из четырнадцати икон в черных рамах одинакового размера. Все эти изображения выполнены блестящим мастером-живописцем Пасхиным из Санкт-Петербурга. Фигуры святых разных эпох и стран в полный рост полны внутреннего покоя и духовного величия. Русские паломники сразу узнают среди них Василия Великого и Александра Невского, Марию Магдалину и Марию Египетскую, святую великую княгиню равноапостольную Ольгу и преподобного Сергия Радонежского…
Остальные северную и южную стены опоясывают ряды трехметровых икон, висящих между окнами и имеющих одинаковую высоту. На этих иконах изображены, в числе прочих святых, Иоанн Предтеча Христа, святой великомученик и победоносец Георгий, Иоанн Дамаскин, Савва Освященный и, наконец, что не менее важно, святой равноапостольный Константин Великий и его мать святая. Елена Константинопольская.
По сути, Александро-Невское подворье произошло от Императорского Православного Палестинского общества, деятельность которого не прекращалась даже в «безбожные годы». В советское время эта организация называлась «Русское палестинское общество» и входила в состав Академии наук. В 1992 года, отправной точки новейшей истории России, обществу было возвращено его историческое название. В 2005 году организация получила юридическую регистрацию в государстве Израиль и возобновила свою деятельность на Святой Земле в качестве некоммерческого общества.
Хотя стиль необарокко составного здания позволяет довольно точно определить период его строительства — конец XIX века, — наше время внесло кое-что новое: в новом тысячелетии была построена часовня во имя Божией Матери преподобного Феодора (освящена в 2008).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts