Пересвет и челубей картина: Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)
Содержание
Культурный код: 8 секретов картины «Поединок Пересвета с Челубеем»
Истории
Михаилу Авилову понадобились особые обстоятельства, чтобы вернуться к теме Куликовской битвы, в ходе которой была одержана самая знаменитая победа русских войск над татаро-монголами. Картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом» он выставлял еще в 1917 году, однако считал полотно неудавшимся и позже уничтожил.
Михаил Авилов. «Поединок Пересвета с Челубеем», 1943 год
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем»
Холст, масло. 327 × 557 см
1943 год
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
Почти четверть века спустя началась Великая Отечественная война. Ветеран Первой мировой, Авилов хотел пойти добровольцем на фронт, но ему отказали из-за возраста: живописцу было под 60. В декабре 1941 года художника эвакуировали из блокадного Ленинграда в Узбекистан.
Осенью 1942-го баталист перебрался в Москву. Там ему выделили мастерскую, и Авилов уже совершенно с другим настроем начал писать огромное полотно о сражении русских войск с ордынцами. Работа над картиной, по его словам, шла необыкновенно легко.
О единоборстве татаро-монгольского богатыря с русским монахом, которое предшествовало Куликовской битве и закончилось гибелью обоих, известно из довольно позднего источника, «Сказания о Мамаевом побоище» (обычно датируемого второй половиной XV — началом XVI века). В более ранних рассказах о событиях 1380 года о поединке не упомянуто, и многие современные историки сомневаются в достоверности сведений из «Сказания…».
В годы войны отношение к этому источнику было менее критичным, а потребность в сюжетах из отечественной истории об успешной борьбе против захватчиков — велика. Авилов работал над картиной в переломный период, когда шли тяжелые бои за Сталинград, которые ценой невероятных усилий закончились победой советских войск.
Ситуация на полотне резонировала с действительностью. Еще неизвестно, кто одержит верх в противостоянии, но то, что благословленный святым старцем монах-воин повергает грозного противника, пусть даже ценой жизни, дает надежду всему русскому войску.
1. Место битвы. Как считается, Куликово поле располагалось возле слияния рек Дона и Непрядвы; в наши дни на этом месте, в Тульской области, находится соответствующий музей-заповедник. Однако историк и филолог, профессор Сергей Азбелев оспаривал это утверждение, указывая на путаницу в терминах, поскольку в XIV веке «летописцы… под словом „устье“ разумели исток Непрядвы из озера Волова — на расстоянии приблизительно 40 километров от места слияния ее с Доном».
2. Александр Пересвет . В источниках его называют то монахом, то боярином, то бывшим боярином. В «Сказании…» впервые раскрыта предыстория появления этого человека на поле боя: Сергий Радонежский по просьбе князя Дмитрия Донского, приехавшего за благословением, отправил с ним двух монахов, в прошлом прославленных воинов, Пересвета и Ослябю.
Правда, исследователи сомневаются, что встреча князя со святым старцем перед Куликовской битвой состоялась в реальности. Историк Игорь Данилевский, например, отмечает, что для Дмитрия Донского, спешившего к месту сбора русских войск в Коломну, было слишком опасно увеличивать путь вдвое, чтобы заехать к Сергию, тем более в то время князь и старец, скорее всего, конфликтовали.
3. Челубей. В разных редакциях «Сказания…» имя этого грозного воина либо не упомянуто, либо его зовут Темир-мурза или Таврул. Челубеем вражеского поединщика впервые именуют в источнике 1680 года. В «Сказании…» о нем написано так: «Выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».
4. Вооружение Пересвета . Авилов, стремившийся к точности в деталях, сделал для картины множество эскизов русских доспехов и оружия из Государственного исторического музея.
5. Шлем. По тексту «Сказания…», в бою Пересвет смиренно носит «шелом архангельскаго образа», то есть куколь, головной убор чернеца-схимника. Но советский художник старался не подчеркивать монашеский статус героя, поэтому на картине о миссии Пересвета как защитника христианского мира напоминает разве что крест-мощевик поверх кольчуги. Голову воина защищает сфероконический шлем, причем позднего образца, с подвижным наносником. В XIV веке такие еще не были распространены на Руси.
6. Наряд Челубея. Авилов использовал наброски азиатских орнаментов и предметов одежды, сделанные в эвакуации в Узбекистане.
7. Щит. Копье Пересвета протыкает изображение змея на щите его противника, словно русский воин — это святой Георгий. Змей в русском фольклоре — традиционный символ диких и опасных степных народов, а древние змееборческие сюжеты часто ассоциировались в том числе с борьбой против них.
8. Русское войско. В отличие от охваченных волнением врагов, ряды русичей спокойны и статичны. Это подчеркивается «лесом» вертикалей: копья и знамена, среди которых — хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. Воины Дмитрия Донского уверены, что их дело правое.
ХУДОЖНИК
Михаил Авилов
1882 — родился в Петербурге.
1904–1913 — учился в Академии художеств в классе батальной живописи. Дипломная работа — «Царевич Иван Грозный и бояре-воспитатели».
1914–1917 — добровольцем сражался на Первой мировой войне, публиковал в журналах фронтовые зарисовки.
1918–1921 — жил в Сибири, организовывал курсы рисунка и живописи, участвовал в оформлении городских праздников.
1923 — вступил в Ассоциацию художников революционной России.
1941 — эвакуирован из блокадного Ленинграда.
1942–1944 — жил в Москве.
1946 — получил Сталинскую премию за «Поединок Пересвета с Челубеем».
1947 — стал действительным членом Академии художеств СССР и начал преподавать в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
1953 — получил звание народного художника РСФСР.
1954 — умер; похоронен в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Фото: FINE-ART-IMAGES, DREAMSFOTO / LEGION-MEDIA
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2019
Семен Мартынов
Теги
- Культурный код
- история
Поединок Пересвета с Челубеем на куликовом поле, Картина Авилова
TopKartin » Картины Русских Художников
Картины Русских Художников
Содержание
- Рождение картины
- Описание композиции
- Центральные фигуры полотна
- Поединок Пересвета в картинах русских художников
На протяжении нескольких веков, окутанная множеством легенд и мифических историй, битва русского и татарского воинства на поле Куликовом, привлекает живописцев. Ведь тогда, у слияния рек Непрядвы и Дона, русичи впервые смогли не только нанести внушительный удар по половцам из Золотой Орды, но и пошатнуть нерушимые, “демонические” законы языческого мира и защитить Русь православную.
Рождение картины
Одна из ярких работ, изображающая предшествующий началу Мамаева побоища бой двух поединщиков – картина советского художника-баталиста М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем”. Сюжетный замысел вынашивался автором около 25 лет и прежде, чем творение окончательно родилось и воплотилось на холсте, живописец:
- в 1917 г. выставлял схожую работу (не удовлетворившую его и впоследствии им уничтоженную) – “Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом”;
- на фоне трагических, но героических событий Великой Отечественной войны, вновь решил начать работы по написанию батального холста, о судьбоносных для России событиях на Куликовом поле в 1380 г;
- с декабря 1942 г. искал нужное композиционное решение. В поисках подходящей темы для написания – нарисовал 4 крупных эскиза, для исторической достоверности – делал зарисовки с настоящих костюмов и оружия хранящихся в Центральном Историческом музее;
- окончил полотно летом 1943 г. в Москве, где оно первоначально и было выставлено на обозрение публики.
Описание композиции
На холсте Авилов рассказывает об одном эпизоде перед началом Донского побоища между русскими и татарскими войсками в 1380 г, а именно: о поединке богатыря-русича Пересвета с великаном-печенегом Мурзой Челубеем. Их бой определял – кто пойдет в наступление первым, а значит понесет наибольшие потери и скорее всего проиграет все сражение. Справа и слева от центра композиции художник изобразил, в ожидании начала битвы, стояние полков армии Дмитрия Донского и ордынского войска Мамая. Психологическое состояние воинов противоборствующих сторон передается игрой красок, четкостью линий построенных полков. Так, серая цветовая гамма левой части картины и четкий строй ратников – говорит об уверенности в победе и спокойствии русичей. Нестройные ряды татар, их яркие одежды – демонстрируют неуверенность, беспокойство по поводу исхода поединка.
Центральные фигуры полотна
Основные герои, находящиеся в центре картины – это сидящие на вздыбившихся конях вооруженные копьями воины, сблизившиеся для нанесения смертельных ударов друг другу. Поединщик слева – русич, на момент боя, монах-схимник Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет, справа – тюркский богатырь, слывший “непобедимым”, сильный Мурза Челубей. Мощными фигурами взвившихся лошадей, расталкивающимися в стороны, наперекрест им, могучими телами богатырей, автор умело подчеркивает враждебность поединка, передает наивысшее напряжение в битве двух воинов, говорит о приближении скорой развязки. На картине видно, что щиты обоих раскалываются от удара острых копий, которые вот-вот пронзят тела богатырей. По падающему с головы Челубея красному малахаю заметно, что всадник вываливается из седла и скоро будет окончательно повержен. Оба воина-поединщика, участвовавшие в этом бою, погибли, но победа была отдана Пересвету, ведь он, хоть и был смертельно ранен и пронзен копьем, смог доехать до строя русских солдат не упав с лошади. Поединок сыграл свое решающее значение – конница Мамая вынуждена была первой атаковать и понести большие потери.
Поединок Пересвета в картинах русских художников
К теме решающего поединка богатыря-монаха Пересвета с Челубеем обращались, как неизвестные мастера кисти, имена которых не дошли до наших дней, так и именитые живописцы. Самые заметные работы:
Век, год | Автор | Художественная работа |
XVI-XVII | Неизвестный | Житийная икона, с центральной композицией изображающей легендарный поединок |
XX, 1914 г. | Васнецов Виктор | “Поединок Пересвета с Челубеем” |
XX, 1979 г. | Глазунов Илья | “Поединок Пересвета с Темир-Мурзой (Челубеем)” |
XXI, 2004г. | Рыженко Павел | “Победа Пересвета” |
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Бой Пересвета с Челубеем Картина Ивана Оннеллинена
Бой Пересвета с Челубеем Картина Ивана Оннеллинена | Saatchi Art
Просмотр в комнате
FullScreen
View FullScreen
707 Просмотров
Просмотр в моей комнате
Оригинал
ПЕЧАТЫ
IVAN ONNELLINEN
LATVIA
Open Edtion Prints:
. Hauld vico Daves:
. a Материал
info-circle
Холст
Холст
Выберите размер
21 x 14 дюймов (129 долларов США)
21 x 14 дюймов (129 долларов США)
Выберите холщовую пленку
Черный холст
Белый холст
Черный холст
$ 129USD
Добавить в CART
30-дневная гарантия возврата денег
Информационная циклпримарная имиджа ImagePrimary ImagePrimary ImagePrimary Изображение
0003
О картине
Копия известной советской картины «Бой Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (М.Авилов, 1943) из ГРМ (Санкт-Петербург). Я об исторической дуэли русского воина-монаха Пересвета с татарским воином Челубеем на Куликовом поле.
Детали и размеры
Печать: Жикле на холсте
Размер: 21 Ш x 14 В x 1,25 Г в
Рама: Не применимо
Доставка и возврат
Срок доставки: Обычно 5-7 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений.
Родился и живет в Риге, красивом городе в стиле модерн и столице Латвии. Работает в основном на холсте и двп, изредка по дереву, используя технику alla prima письма мокрым по мокрому, любимые жанры — портрет, ню, городской пейзаж. Вдохновленный красотой, страстью, человеческой природой и жизнью. Учился на отделении живописи Латвийской академии художеств.
Признание художника
Художник, представленный Saatchi Art в коллекции
Тысячи отзывов с пятью звездами
Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.
глобус
Global Selection
Исследуйте непревзойденную коллекцию произведений искусства художников со всего мира.
Гарантия качества
Наша 7-дневная гарантия возврата денег позволяет вам совершать покупки с уверенностью.
Поддержите артиста каждой покупкой
Мы платим нашим художникам больше за каждую продажу, чем другие галереи.
Нужна дополнительная помощь?
Наслаждайтесь бесплатным советом по искусству Связаться со службой поддержки
Похожие поиски
всадникрусскийдревнийдуэльбойбойцыброняисторическийрыцарьсавиловсредневековый бой
Изображение Дуэль между Пересветом и Челубеем Авилова на почтовом штемпеле, Фотография, картинки и малобюджетные изображения без роялти. Рис. ESY-001772974
Лицензия без лицензионных отчислений
Выберите разрешение, которое наилучшим образом соответствует вашим потребностям
С 1 МБ А8 | 816 х 428 пикселей 28,8 х 15,1 см | 72 | $10. 00 | |
М 6 МБ А6 | 1999 х 1049 пикселей 16,9 х 8,9 см | 300 | 20 долларов США | |
л 26 МБ А4 | 4160 х 2184 пикселей 35,2 х 18,5 см | 300 | 25 долларов США | |
XL 50 МБ А3 | 6384 х 3352 пикселей 54,1 х 28,4 см | 300 | $30.00 |
Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG
Код изображения:
ESY-001772974
Фотограф:
Коллекция:
УРА Микро
Пользовательская лицензия:
Низкий бюджет без лицензионных отчислений
Наличие высокого разрешения:
До XL
50 МБ
А3
(6384 х 3352 пикселей —
21,3 «х 11,2» —
300 точек на дюйм)
Специальная коллекция:
Низкий бюджет
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.