Пересвет и челубей картина: Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)

Разное

Культурный код: 8 секретов картины «Поединок Пересвета с Челубеем»

Истории

Михаилу Авилову понадобились особые обстоятельства, чтобы вернуться к теме Куликовской битвы, в ходе которой была одержана самая знаменитая победа русских войск над татаро-монголами. Картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом» он выставлял еще в 1917 году, однако считал полотно неудавшимся и позже уничтожил.

Михаил Авилов. «Поединок Пересвета с Челубеем», 1943 год

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем»
Холст, масло. 327 × 557 см
1943 год
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

Почти четверть века спустя началась Великая Отечественная война. Ветеран Первой мировой, Авилов хотел пойти добровольцем на фронт, но ему отказали из-за возраста: живописцу было под 60. В декабре 1941 года художника эвакуировали из блокадного Ленинграда в Узбекистан.

Осенью 1942-го баталист перебрался в Москву. Там ему выделили мастерскую, и Авилов уже совершенно с другим настроем начал писать огромное полотно о сражении русских войск с ордынцами. Работа над картиной, по его словам, шла необыкновенно легко.

О единоборстве татаро-монгольского богатыря с русским монахом, которое предшествовало Куликовской битве и закончилось гибелью обоих, известно из довольно позднего источника, «Сказания о Мамаевом побоище» (обычно датируемого второй половиной XV — началом XVI века). В более ранних рассказах о событиях 1380 года о поединке не упомянуто, и многие современные историки сомневаются в достоверности сведений из «Сказания…».

В годы войны отношение к этому источнику было менее критичным, а потребность в сюжетах из отечественной истории об успешной борьбе против захватчиков — велика. Авилов работал над картиной в переломный период, когда шли тяжелые бои за Сталинград, которые ценой невероятных усилий закончились победой советских войск.

Ситуация на полотне резонировала с действительностью. Еще неизвестно, кто одержит верх в противостоянии, но то, что благословленный святым старцем монах-воин повергает грозного противника, пусть даже ценой жизни, дает надежду всему русскому войску.

1. Место битвы. Как считается, Куликово поле располагалось возле слияния рек Дона и Непрядвы; в наши дни на этом месте, в Тульской области, находится соответствующий музей-заповедник. Однако историк и филолог, профессор Сергей Азбелев оспаривал это утверждение, указывая на путаницу в терминах, поскольку в XIV веке «летописцы… под словом „устье“ разумели исток Непрядвы из озера Волова — на расстоянии приблизительно 40 километров от места слияния ее с Доном».

2. Александр Пересвет . В источниках его называют то монахом, то боярином, то бывшим боярином. В «Сказании…» впервые раскрыта предыстория появления этого человека на поле боя: Сергий Радонежский по просьбе князя Дмитрия Донского, приехавшего за благословением, отправил с ним двух монахов, в прошлом прославленных воинов, Пересвета и Ослябю.

Правда, исследователи сомневаются, что встреча князя со святым старцем перед Куликовской битвой состоялась в реальности. Историк Игорь Данилевский, например, отмечает, что для Дмитрия Донского, спешившего к месту сбора русских войск в Коломну, было слишком опасно увеличивать путь вдвое, чтобы заехать к Сергию, тем более в то время князь и старец, скорее всего, конфликтовали.

3. Челубей. В разных редакциях «Сказания…» имя этого грозного воина либо не упомянуто, либо его зовут Темир-мурза или Таврул. Челубеем вражеского поединщика впервые именуют в источнике 1680 года. В «Сказании…» о нем написано так: «Выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

4. Вооружение Пересвета . Авилов, стремившийся к точности в деталях, сделал для картины множество эскизов русских доспехов и оружия из Государственного исторического музея.

5. Шлем. По тексту «Сказания…», в бою Пересвет смиренно носит «шелом архангельскаго образа», то есть куколь, головной убор чернеца-схимника. Но советский художник старался не подчеркивать монашеский статус героя, поэтому на картине о миссии Пересвета как защитника христианского мира напоминает разве что крест-мощевик поверх кольчуги. Голову воина защищает сфероконический шлем, причем позднего образца, с подвижным наносником. В XIV веке такие еще не были распространены на Руси.

6. Наряд Челубея. Авилов использовал наброски азиатских орнаментов и предметов одежды, сделанные в эвакуации в Узбекистане.

7. Щит. Копье Пересвета протыкает изображение змея на щите его противника, словно русский воин — это святой Георгий. Змей в русском фольклоре — традиционный символ диких и опасных степных народов, а древние змееборческие сюжеты часто ассоциировались в том числе с борьбой против них.

8. Русское войско. В отличие от охваченных волнением врагов, ряды русичей спокойны и статичны. Это подчеркивается «лесом» вертикалей: копья и знамена, среди которых — хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. Воины Дмитрия Донского уверены, что их дело правое.

ХУДОЖНИК

Михаил Авилов

1882 — родился в Петербурге.
1904–1913 — учился в Академии художеств в классе батальной живописи. Дипломная работа — «Царевич Иван Грозный и бояре-воспитатели».
1914–1917 — добровольцем сражался на Первой мировой войне, публиковал в журналах фронтовые зарисовки.
1918–1921 — жил в Сибири, организовывал курсы рисунка и живописи, участвовал в оформлении городских праздников.
1923 — вступил в Ассоциацию художников революционной России.
1941 — эвакуирован из блокадного Ленинграда.
1942–1944 — жил в Москве.
1946 — получил Сталинскую премию за «Поединок Пересвета с Челубеем».
1947 — стал действительным членом Академии художеств СССР и начал преподавать в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
1953 — получил звание народного художника РСФСР.
1954 — умер; похоронен в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Фото: FINE-ART-IMAGES, DREAMSFOTO / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2019

Семен Мартынов


Теги

  • Культурный код
  • история

Поединок Пересвета с Челубеем на куликовом поле, Картина Авилова

TopKartin » Картины Русских Художников




Картины Русских Художников






Содержание

  1. Рождение картины
  2. Описание композиции
  3. Центральные фигуры полотна
  4. Поединок Пересвета в картинах русских художников

На протяжении нескольких веков, окутанная множеством легенд и мифических историй, битва русского и татарского воинства на поле Куликовом, привлекает живописцев. Ведь тогда, у слияния рек Непрядвы и Дона, русичи впервые смогли не только нанести внушительный удар по половцам из Золотой Орды, но и пошатнуть нерушимые, “демонические” законы языческого мира и защитить Русь православную.

Рождение картины

Одна из ярких работ, изображающая предшествующий началу Мамаева побоища бой двух поединщиков – картина советского художника-баталиста М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем”. Сюжетный замысел вынашивался автором около 25 лет и прежде, чем творение окончательно родилось и воплотилось на холсте, живописец:

  • в 1917 г. выставлял схожую работу (не удовлетворившую его и впоследствии им уничтоженную) – “Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом”;
  • на фоне трагических, но героических событий Великой Отечественной войны, вновь решил начать работы по написанию батального холста, о судьбоносных для России событиях на Куликовом поле в 1380 г;
  • с декабря 1942 г. искал нужное композиционное решение. В поисках подходящей темы для написания – нарисовал 4 крупных эскиза, для исторической достоверности – делал зарисовки с настоящих костюмов и оружия хранящихся в Центральном Историческом музее;
  • окончил полотно летом 1943 г. в Москве, где оно первоначально и было выставлено на обозрение публики.

Описание композиции

На холсте Авилов рассказывает об одном эпизоде перед началом Донского побоища между русскими и татарскими войсками в 1380 г, а именно: о поединке богатыря-русича Пересвета с великаном-печенегом Мурзой Челубеем. Их бой определял – кто пойдет в наступление первым, а значит понесет наибольшие потери и скорее всего проиграет все сражение. Справа и слева от центра композиции художник изобразил, в ожидании начала битвы, стояние полков армии Дмитрия Донского и ордынского войска Мамая. Психологическое состояние воинов противоборствующих сторон передается игрой красок, четкостью линий построенных полков. Так, серая цветовая гамма левой части картины и четкий строй ратников – говорит об уверенности в победе и спокойствии русичей. Нестройные ряды татар, их яркие одежды – демонстрируют неуверенность, беспокойство по поводу исхода поединка.

Центральные фигуры полотна

Основные герои, находящиеся в центре картины – это сидящие на вздыбившихся конях вооруженные копьями воины, сблизившиеся для нанесения смертельных ударов друг другу. Поединщик слева – русич, на момент боя, монах-схимник Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет, справа – тюркский богатырь, слывший “непобедимым”, сильный Мурза Челубей. Мощными фигурами взвившихся лошадей, расталкивающимися в стороны, наперекрест им, могучими телами богатырей, автор умело подчеркивает враждебность поединка, передает наивысшее напряжение в битве двух воинов, говорит о приближении скорой развязки. На картине видно, что щиты обоих раскалываются от удара острых копий, которые вот-вот пронзят тела богатырей. По падающему с головы Челубея красному малахаю заметно, что всадник вываливается из седла и скоро будет окончательно повержен. Оба воина-поединщика, участвовавшие в этом бою, погибли, но победа была отдана Пересвету, ведь он, хоть и был смертельно ранен и пронзен копьем, смог доехать до строя русских солдат не упав с лошади. Поединок сыграл свое решающее значение – конница Мамая вынуждена была первой атаковать и понести большие потери.

Поединок Пересвета в картинах русских художников

К теме решающего поединка богатыря-монаха Пересвета с Челубеем обращались, как неизвестные мастера кисти, имена которых не дошли до наших дней, так и именитые живописцы. Самые заметные работы:

Век, годАвторХудожественная работа
XVI-XVIIНеизвестныйЖитийная икона, с центральной композицией изображающей легендарный поединок
XX, 1914 г.Васнецов Виктор“Поединок Пересвета с Челубеем”
XX, 1979 г.Глазунов Илья“Поединок Пересвета с Темир-Мурзой (Челубеем)”
XXI, 2004г.Рыженко Павел“Победа Пересвета”

Смотрите также:

Понравилась статья, поделись с друзьями






Оцените автора

( Пока оценок нет )







Бой Пересвета с Челубеем Картина Ивана Оннеллинена

Бой Пересвета с Челубеем Картина Ивана Оннеллинена | Saatchi Art

Просмотр в комнате

FullScreen

View FullScreen

707 Просмотров

Просмотр в моей комнате

Оригинал

ПЕЧАТЫ

IVAN ONNELLINEN

LATVIA

Open Edtion Prints:

. Hauld vico Daves:

. a Материал

info-circle

Холст

Холст

Выберите размер

21 x 14 дюймов (129 долларов США)

21 x 14 дюймов (129 долларов США)

Выберите холщовую пленку

Черный холст

Белый холст

Черный холст

$ 129USD

Добавить в CART

30-дневная гарантия возврата денег

Информационная циклпримарная имиджа ImagePrimary ImagePrimary ImagePrimary Изображение

0003

О картине

Копия известной советской картины «Бой Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (М.Авилов, 1943) из ГРМ (Санкт-Петербург). Я об исторической дуэли русского воина-монаха Пересвета с татарским воином Челубеем на Куликовом поле.

Детали и размеры

Печать: Жикле на холсте

Размер: 21 Ш x 14 В x 1,25 Г в

Рама: Не применимо

Доставка и возврат

Срок доставки: Обычно 5-7 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений.

Родился и живет в Риге, красивом городе в стиле модерн и столице Латвии. Работает в основном на холсте и двп, изредка по дереву, используя технику alla prima письма мокрым по мокрому, любимые жанры — портрет, ню, городской пейзаж. Вдохновленный красотой, страстью, человеческой природой и жизнью. Учился на отделении живописи Латвийской академии художеств.

Признание художника

Художник, представленный Saatchi Art в коллекции

Тысячи отзывов с пятью звездами

Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.

глобус

Global Selection

Исследуйте непревзойденную коллекцию произведений искусства художников со всего мира.

Гарантия качества

Наша 7-дневная гарантия возврата денег позволяет вам совершать покупки с уверенностью.

Поддержите артиста каждой покупкой

Мы платим нашим художникам больше за каждую продажу, чем другие галереи.

Нужна дополнительная помощь?

Наслаждайтесь бесплатным советом по искусству Связаться со службой поддержки

Похожие поиски

всадникрусскийдревнийдуэльбойбойцыброняисторическийрыцарьсавиловсредневековый бой

Изображение Дуэль между Пересветом и Челубеем Авилова на почтовом штемпеле, Фотография, картинки и малобюджетные изображения без роялти. Рис. ESY-001772974

Лицензия без лицензионных отчислений

Выберите разрешение, которое наилучшим образом соответствует вашим потребностям

С
1 МБ
А8
816 х 428 пикселей
28,8 х 15,1 см
72 $10. 00
М
6 МБ
А6
1999 х 1049 пикселей
16,9 х 8,9 см
300 20 долларов США
л
26 МБ
А4
4160 х 2184 пикселей
35,2 х 18,5 см
300 25 долларов США
XL
50 МБ
А3
6384 х 3352 пикселей
54,1 х 28,4 см
300 $30.00

Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG

Код изображения:

ESY-001772974

Фотограф:

Коллекция:
УРА Микро

Пользовательская лицензия:

Низкий бюджет без лицензионных отчислений

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(6384 х 3352 пикселей —
21,3 «х 11,2» —
300 точек на дюйм)

Специальная коллекция:

Низкий бюджет

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts