Первые русские святые это: Первые святые Руси приняли мученическую смерть, не отступив от нравственных идеалов

Разное

Первые святые Руси приняли мученическую смерть, не отступив от нравственных идеалов

ЛЮБИМЫЕ СЫНОВЬЯ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

У великого князя Владимира Святославовича, крестителя Руси, было не меньше двенадцати сыновей. Они выросли людьми очень разными: все приняли крещение, но не все в равной степени прониклись истинами веры. А любимцами Владимира были Борис (княжил в Ростове) и Глеб («сидел» в Муроме) — отпрыски от болгарской, последней взятой им в язычестве жены.

Оба сына «болгарыни» выделялись отсутствием обычной для киевского дружинного двора воинской гордыни и крайней набожностью. «Сей благоверный Борис, — писал автор его жития, — благого корня сын, послушен отцу был, покоряясь во всем отцу. Телом был красив, высок, лицом кругл, широкоплеч, в чреслах тонок, с очами добрыми, весел лицом. И хотя малого возраста и с младым еще усом, но светился по-цесарски, крепкий телом, всячески украшен, как цветок, цветущий в юности своей, в войнах храбр, в советах мудр и разумен во всем, и благодать Божья цвела на нем».

Владимир видел в нем достойного наследника. И это вызывало естественную ревность старших братьев — Ярослава и особенно Святополка. К назревавшей междоусобице привело и более глубинное обстоятельство. Посаженные в окраинные города, окруженные местной дружиной, сыновья Владимира проникались заботами новых своих земель. И недовольством тамошней знати: ведь у нее при Владимире забирали не только дань, но и лучших воинов; особенно недоволен был набиравший силу Новгород.

При этом и Святополк, женатый на дочери польского князя Болеслава, и Ярослав, которому служили скандинавские наемники, находились в тесном контакте с внешними силами.

Первым на тропу войны вступил ненавидевший Владимира и братьев Святополк — рука об руку со своим тестем Болеславом.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО СВЯТОПОЛКА

Заговор провалился, Святополк очутился в киевском заточении. В ответ Болеслав в 1013 году начал войну с Русью. А спустя год уже Ярослав неожиданно отказался платить отцу дань. Для защиты Новгорода он призвал новые отряды шведских и норвежских викингов. Впрочем, до прямого столкновения не дошло. «Бог не дал дьяволу радости», — повествует летописец.

Но 15 июля 1015 года умер Владимир. И тлевший огонек смуты вспыхнул костром.

Ни Бориса, ни Глеба не было в Киеве — первого отец послал с киевской ратью к степным рубежам, опасаясь вторжения кочевников-печенегов; второй находился в Муроме. В отсутствие сыновей «болгарыни» киевская знать освободила и возвела на трон решительного и коварного Святополка.

Вестник с сообщением о смерти отца встретил Бориса, когда тот во главе восьмитысячного войска возвращался в Киев. Отойдя от города, опечаленный сын встал лагерем у реки Альты. На совет собралась дружина. Приближенные покойного князя были единодушны: «Вот, есть у тебя дружина отца и все воины под рукой. Пойди и сядь в Киеве на столе отцовском».

Но ответ Бориса, не желавшего разжигать еще одну междоусобную войну, был суров: «Не будет того, чтобы поднял я руку на брата своего, к тому же и старшего. Если отец мой умер, то он мне будет вместо отца».

Борис вовсе не был наивен. Он прекрасно понимал, что Святополк не испытывает к нему ни малейших братских чувств. И знал, чем грозит ему компромисс: «Сердце мое горит, душа мою мысль смущает, и ведаю, к кому обратиться и к кому сию горькую печаль простереть? К брату ли, который стал мне вместо отца? Но тот, мню, к суете мирской прислушивается и об убиении моем помышляет…» Однако нежелание участвовать в братоубийственной распре оказалось важнее забот и собственной судьбы.

И это было совершенно непонятно для закаленных в боях воинов Владимира, участников многих междоусобиц. Более того, отказ Бориса воевать за престол со Святополком их возмутил и оскорбил.

Дружина немедленно покинула лагерь на Альте. Следом ушло и киевское ополчение, без зазрения совести переметнувшееся к Святополку. С Борисом осталась лишь его младшая дружина — ростовские «отроки».

«ОБ УБИЕНИИ МОЕМ ПОМЫШЛЯЕТ…»

Киевляне оставили Бориса в субботу, 23 июля. В тот же день от Святополка из столицы прибыл гонец — с благостным посланием: «Брате, — передал он Борису слова великого князя, — хочу с тобой любовь иметь и к отеческим даяниям придадим тебе». Но Борис уже знал, чего ждать. Весь день и следующую ночь ростовский князь провел в своем шатре, в слезах, молитвах и тягостных раздумьях.

Смерть была уже на пороге.

Ночью Святополк направился к своим сторонникам в Вышгород, укрепленную княжескую резиденцию неподалеку от Киева. Именно Вышгороду самозванец был обязан своим восхождением на престол. Здесь он и призвал к себе четырех бояр — Путшу, Тальца, Еловича и Ляшко: «Поведайте мне по истине, принимаете ли вы меня всем сердцем?» — «Все мы можем головы положить за тебя», — ответствовал старший Путша. — «Раз принимаете меня всем сердцем и головы обещаете положить за меня, — сказал на это Святополк, — то, братия моя, тайно отправившись и улучив время, убейте брата моего Бориса там, где найдете его».

Заговорщики явились к опустевшему стану на Альте в предрассветный час 24 июля. Но Борис встал еще раньше: приказав своему духовнику начинать заутреню, сам громко запел молитвы. Третьим в шатре был телохранитель князя — венгр Георгий, которому Борис за верную службу пожаловал некогда дорогое шейное украшение — золотую гривну.

На голос князя, поющего псалмы, и поспешили убийцы. Борис, услышав «злой шепот» за пологом своего шатра, снова лег на ложе — готовый встретить смерть. Спустя миг шатер окружили воины с обнаженными мечами и копьями. Четверо вожаков вонзили в князя копья сквозь полог. В последний момент Георгий прикрыл Бориса своим телом — и пал бездыханным.

Но князь был еще жив.

«В оторопи» Борис выбежал из шатра. Сами оторопев, вышгородцы крикнули своим: «Что стоите и смотрите? Вперед, совершим приказанное нам!» Борис упал под ударом меча. Последними его словами были слова молитвы.

А в лагере началась бойня, в которой погибли почти все ростовские отроки. Убийцы оказались еще и мародерами, попытавшись снять с шеи Георгия дорогую гривну. Когда это не получилось, обезглавили мертвого венгра. Из-за этого позже никто не смог опознать его тело.

Завернув тело Бориса в его собственный шатер, Путша со своими присными повезли убитого в Вышгород. При подъезде, «на бору», Борис пошевелил головой. Убийцы убедились: князь еще дышит. Не решаясь сами докончить начатое, послали к Святополку. Тот немедля отправил навстречу дрогам двух наемников-варягов, один из которых и ударил Бориса мечом в сердце.

Князя тайком закопали в Вышгороде при выстроенной его отцом церкви святого Василия.

Следующей мученической жертвой стал Глеб.

УДАР В СПИНУ

План Святополка был прост: истребить всех сыновей Владимира и объединить Русь под своей властью. В Муром прибыл посланец из Киева, сообщивший Глебу: «Пойди спешно — отец тебя зовет, и весьма нездоров он». В то времялюбимцу Владимира было чуть более 25 лет. Описывают его как человека чистого и набожного, подчас по-детски наивного, располагавшего к себе всех.

Глеб отправился из Мурома на корабле, а затем волоком от Волги к Днепру. 5 сентября 1015 года близ Смоленска его нагнали гонцы брата Ярослава, новгородского князя. До того дошли вести о событиях в Киеве, он понял, что всем Владимировичам грозит одна опасность. Посланники передали Глебу: «Не ходи, отец твой умер, а брат убит Святополком».

Глеб «возопил со слезами», оплакивая отца и брата: «Увы мне, Господи! Лучше бы мне умереть с братом, нежели жить на свете этом!» А судьба уже приближалась к нему: на реке показались несколько ладей с посланниками Святополка. Возглавлял убийц некто Горясер. Они окружили ладью Глеба и обнажили оружие. Муромский князь, не желая напрасного кровопролития, велел своим малочисленным дружинникам-«отрокам» высадиться на берег. В ладье с Глебом остался только его повар Торчин, кочевник-торк.

Несколько воинов перепрыгнули в ладью князя. Предания донесли до нас его последнюю молитву — за умерших отца и брата, за Ярослава, за самого убийцу Святополка. И слова, с которыми он обратился к подручным Горясера: «Раз уж сотворили, приступив, так сотворите то, на что посланы». Горясер велел зарезать Глеба, но сообщникам не пришлось этого делать. Охваченный ужасом Торчин предал своего господина: выхватил свой нож и перерезал Глебу горло.

Тело князя бросили в пустынном месте на берегу, между двумя «колодами», где оно долгое время лежало в безвестности.

МЕСТЬ ЯРОСЛАВА

А Святополк продолжал выполнять свой план. Прозванный за братоубийство Окаянным, он намеревался истребить всех оставшихся Владимировичей. Следующей его жертвой стал древлянский князь Святослав, пытавшийся, в отличие от Бориса и Глеба, спастись бегством в Венгрию. Киевские убийцы настигли его в Карпатских горах.

Но Ярослава, собравшего в Новгороде все свои русские и варяжские силы, Святополку победить не удалось. В кровавой войне Киев не раз переходил из рук в руки. Не только желание захватить власть двигало Ярославом — он хотел отомстить за братьев.

И вот в 1019 году последовала решающая битва на реке Альте, на месте гибели Бориса. Перед боем Ярослав воздел к небу руки и произнес: «Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыко! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстил за кровь Авеля, наложив на братоубийцу Каина стенание и трепет. Так наложи и на этого». В последний раз наголову разгромил Ярослав пришедшего с печенегами Святополка, после чего тот безвестно сгинул…

PS

Вскоре после победы по велению Ярослава Борис и Глеб были перезахоронены в Вышгороде. Установилось почитание их как святых. Это были первые собственно русские святые, признанные всей Русской Церковью и греческим духовенством.

Борис и Глеб не могли остановить своей гибелью усобицу. И она не завершилась победой над Окаянным. Но братья отдали жизнь за то, чтобы самим не нарушить утверждающийся на Русской земле новый нравственный идеал, не отступить от Православия. Потому и приравняла их Церковь к святым мученикам за веру.

Их гибель и посмертное торжество стали еще одной моральной победой христианства над древним правом крови и мести.

Первые русские святые на Руси кратко

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 122.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 122.

Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб. Они были канонизированы 1072 году, менее чем через 100 лет после принятия христианства. Первые русские святые стали небесными покровителями русской земли, о чем напоминает несколько монастырей, город Борисоглебск, деревня Борис-Глеб и несколько сел с названием Борисоглеб.

Происхождение

Они оба были сыновьями князя Владимира Святого. Дата их рождения неизвестна, вероятно, около 990 года. Согласно летописям, матерью Бориса была или Анна Византийская или “болгарыня”. Следовательно, если вспомнить, что после 988 года князь Владимир новых браков не заключал, то датой рождения Бориса может быть и 987 год, в языческий период жизни у него могла быть жена болгарского происхождения.

Рис. 1. Первые русские святые.

Он получил от отца удельный престол в удаленном от Киева городе Ростове на территории современной Ярославской области. В начале XI века эта была далекая окраина Древнерусского государства, так как Москва, Тверь, Кострома и Владимир-на-Клязьме еще не существовали.

Его брат Глеб также родился или от Анны или от жены болгарского происхождения. Скорее всего, они были близнецами . От отца он получил удел в Муроме. Этот город, как и Ростов, представлял собой окраину русских земель. Вокруг него жили финно-угорские племена мещера и мурома, а восточнее находилось государство Волжская Булгария. О деятельности князей до 1015 года ничего неизвестно.

Святыми они стали под мирскими именами, а в их крестильными имена были Роман и Давид. Впрочем, имя Борис к концу X века перестало быть языческим, например, одного из выдающихся болгарских царей так звали.

Рис. 2. Святые Борис и Глеб.

Трагическая судьба Бориса и Глеба

В 1015 году князь Владимир Святославич был болен и вызвал к себе из Ростова князя Бориса. Он поручил ему поход на печенегов. Борис не обнаружил противника, поэтому пошел обратно в Киев. По пути он остановился на реке Альте, которая находится на юго-востоке современно Киевской области. Во время похода скончался князь Владимир и престол занял сводный брат Бориса – князь Святополк. Он решил избавиться от брата, считая его конкурентом на трон в Киеве. К Борису были посланы убийцы, они пронзили его копьями и ударили мечом в сердце. Следующим погиб князь Глеб. Святополк вызвал его в Киев. В пути Глеб сделал остановку около Смоленска, где его и нашли убийцы.

Изначально Бориса похоронили в Вышгороде, а Глеба под Смоленском. Спустя 4 года после усобицы между Святополком и Ярославом, в 1019 году, его тело перенесли в Вышгород.

Они являются святыми не только для русской православной церкви, но и для католической. В ее списках святых они известны как Роман Русский и Давид Польский. Дата их канонизации на Руси до сих пор спорная, между 1020 и 1115.

Рис. 3. Борис и Глеб святые.

Что мы узнали?

Следствием принятия христианства на Руси стало не только появление митрополита и церквей, но и канонизация первых русских святых. Они оказалась жертвами очередной княжеской междоусобицы.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


  • Артур Кадыров

    5/5

Оценка доклада

4. 4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 122.


А какая ваша оценка?

Список русских святых. – Искусство России

28 января 2005

  • Александр Невский , князь новгородский и великий князь владимирский, герой-воин, прославившийся Невской и Ледовой битвами, святой покровитель и признанный по опросу величайшим человек в русской истории
  • Амвросий Оптинский , старец Оптиного монастыря
  • Андрей Рублев , самый известный русский иконописец, автор Троицы
  • Антоний Киевский , соучредитель Киево-Печерской Лавры, первого монастыря на Руси
  • Варлаам Киевский , первый настоятель Киево-Печерской Лавры
  • Василий Юродивый , юродивый давший свое имя собору Василия Блаженного на Красной площади (на самом деле правильное название Покровский собор или Покровский собор)
  • Борис и Глеб , дети Владимира Великого, первые святые, канонизированные в Киевской Руси
  • Даниил Московский , первый великий князь Московский, основатель первых московских монастырей (Богоявленского и Данилова монастырей)
  • Герман Аляски
  • Даумантас Псковский , правитель Пскова, сделавший город независимым от Новгородской республики, защитник России от Ливонского ордена
  • Цесаревич Дмитрий , сын Ивана Грозного, загадочно погиб или убит, позднее выдавал себя за самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II в Смутное время
  • Дмитрий Донской , герой войны, первый князь Московский, открыто бросивший вызов монгольской власти на Руси, прославившийся Куликовской битвой
  • Евдокия Московская , жена Дмитрия Донского, целительница, заложила Вознесенский монастырь и церковь Рождества Богородицы, старейшее сохранившееся здание Москвы
  • Федор Кузьмич , начинает, кто согласно легенде был, на самом деле, Александром I из России, инсценировавшим свою смерть, чтобы стать отшельником
  • Фёдор Ушаков , самый прославленный русский адмирал 18 века, в 43 боях не потерял ни одного корабля
  • Иоанн Кронштадтский
  • Великая княгиня Елизавета Федоровна , старшая сестра последней российской императрицы Александры Федоровны, стала видной монахиней после убийства ее мужа революционными террористами, основала Марфо-Мариинскую обитель
  • Геннадий Новгородский , составил первый полный кодекс Библии на славянском языке, Геннадий Библия
  • Герман Валаамский , проповедовал христианство карелам и финнам, соучредитель Валаамского монастыря
  • Герман Аляскинский , один из первых православных миссионеров в Новом Свете, покровитель Америки
  • Иоаким Корсунянин , первый епископ Великого Новгорода и строитель оригинального деревянного Софийского собора в Новгороде
  • Иов Почаевский , защитник русского православия в Украине, выдающийся игумен и строитель Почаевской Лавры
  • Иоанн Кронштадтский , покровитель Санкт-Петербурга, мистический и религиозный писатель
  • Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский , настоятель Русской Православной Церкви Заграницей
  • Николай Японский
  • Иосиф Волоцкий , идеолог цезаропапизма, основатель Иосифо-Волоколамского монастыря
  • Кирилл Белоозерский , основатель Кирилло-Белозерского монастыря
  • Лука Войно-Ясенецкого , выдающийся хирург, основоположник гнойной хирургии, епископ, духовный писатель
  • Лука Жидиата , первый епископ русской церкви русского происхождения (все предыдущие были греками)
  • Макарий Унженский , основатель нескольких монастырей, в том числе Макарьева монастыря
  • Мария Скобцова , дворянка, поэт, монахиня, участница французского Сопротивления во время Второй мировой войны
  • Максим Грек, Ученый XVI века, гуманист и переводчик
  • Михаил Черниговский , могущественный киевский князь, убитый монголо-татарами за приверженность христианской вере
  • Михаил Тверской , Великий князь Владимирский
  • Серафим Саровский убит монголо-татарами
  • Нестор Летописец , автор Первой летописи (самой ранней восточнославянской летописи) и нескольких житий
  • Николай II России , последний российский император, погибший во время Гражданской войны в России со всей семьей; недавно вся семья была причислена к лику святых новомучеников
  • Николай Японский представил Восточную Православную Церковь Японии
  • Нил Сорский , лидер движения Несобственники
  • Ольга Киевская , первая женщина-правительница Руси (правительница), первая христианка среди русских правителей
  • Павел Флоренский , богослов, философ, математик, инженер-электрик, изобретатель и новомученик
  • Петр и Феврония, святая супружеская пара, идеал семейной любви и верности
  • Савватий , соучредитель Соловецкого монастыря
  • Сергий Радонежский
  • Серафим Саровский , мистик и покровитель России, величайший из XIX века
  • Сергий Радонежский , покровитель России, духовно-монашеский реформатор, основатель Троице-Сергиевой Лавры, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву
  • Сергий Валаамский , принес христианство карелам и финнам, соучредитель Валаамского монастыря
  • Стефан Пермский , миссионер XIV века, которому приписывают обращение коми-пермяков в христианство и изобретение древнепермской письменности
  • Владычица Владимирская святая заступница Руси
  • Феодосий Киевский , соучредитель Киево-Печерской Лавры, первого монастыря на Руси
  • Владимир I Киевский «Великий» , киевский князь, превратившийся из язычника в святого и осуществивший христианизацию Киевской Руси
  • Ксения Петербургская , юродивая, покровительница Петербурга, раздавшая все свое имение нищим и 45 лет скитавшаяся по улицам

РОССИЯ Российский Синод вспоминает о мученической кончине царя Николая II, остаются сомнения по поводу останков

Патриарх Московский Кирилл отметит 100-летие со дня кончины последнего императора России с епископами. Память о «царственных мучениках» и расстрел по приказу Ленина.

Москва (AsiaNews) — Московский Патриарх Кирилл (Гунджаев) официально подтвердил созыв Архиерейского Синода Русской Православной Церкви в Екатеринбурге, в дни 100-летия трагической гибели последнего царя Николая II и его членов семьи (т. фото), уничтоженных большевиками по приказу Ленина.

Собрание состоится с 14 по 17 июля, также Патриарх освятит храм Святых Царственных Мучеников (Царственные Страстотерпцы) в Алапаеве, всегда в том же районе Урала, где и другие члены семьи Романовых были убиты. Среди них была и княгиня святая Елизавета Федоровна, основательница заслуженного благотворительного Марфо-Мариинского института в Москве, к религиозному собранию которой присоединились и другие женщины императорской фамилии. Принцессу канонизировали еще в 19 лет.92, сразу после падения коммунизма.

В ночь с 16 на 17 июля патриарх совершит ночное паломничество с архиереями и верующими, которые перейдут от «Храма Спаса-на-Крови» (памятник убийству царя) к монастырь «Святых мучеников Ганина Яма», место обретения останков Николая II, его жены, пятерых детей и трех слуг (в том числе знаменитого доктора Боткина), канонизированных Юбилейным Синодом 2000 г. Как раз в ту ночь столетней давности произошел расстрел, тайно решенный Лениным в преддверии ожидаемого суда над царем в Петрограде.

Определение «Царственные мученики» очень специфично для русской духовности и находит мало аналогий в других традициях восточного и западного христианства. Мы можем вспомнить святых Томаса Мора и Джона Фишера, которые в 1535 году выступили против абсолютистских устремлений Генриха VIII Английского: они мученики не непосредственно «за веру», а скорее по политическим мотивам, которые смогли дать блестящее верное свидетельство. в обстоятельстве. Николай II, благочестивый и культурный человек, но очень неудачливый и нерешительный в своих государевых обязанностях, не заслужил бы пальмы первенства святости, если бы последние месяцы не встречал с глубоким христианским духом.

Долгое время его канонизация оспаривалась из-за страшного пятна «Кровавого воскресенья» 22 января 1905 года, когда под стенами его дворца были вырезаны сотни демонстрантов во главе с священником-унионистом Георгием Гапоном, а прежде всего «святотатство» «Отречение от престола 14 марта 1917 года, когда он уехал из страны навстречу буре революции. называется исключительным термином русского христианства: страстотерпцы , «претерпевшие страсти», модус «пассивного мученичества» без явного исповедания веры. Первыми канонизированными русскими святыми в 1025 году были сыновья Владимира Киевского, князья Борис и Глеб, убитые его братом Святополком по династическим делам. История их мученичества — один из основополагающих текстов русской духовности. Лишь несколько лет спустя были канонизированы и протагонисты Крещения Киевской Руси отец Владимир и бабушка Ольга: это группа древнерусских святых, также признанных католической церковью до раскола 1054 года9.0003

Выбор русского патриарха и архиереев для паломничества на Урал, таким образом, является не только данью памяти революционным временам и «новомученикам» XX века, но и возможностью пройти по пути русского Христианство на протяжении веков.

По этому поводу они попытаются завершить длинную обличительную речь об останках «царственных мучеников», признанных государством, которое, однако, оставило последнее слово церкви в провозглашении их подлинности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts