Пестов николай евграфович: профессор Николай Евграфович Пестов
Содержание
профессор Николай Евграфович Пестов
Детские, юношеские и молодые годы
Пестов Николай Евграфович родился в Нижнем Новгороде 4 августа 1892 года. Его семья считалась вполне обеспеченной. Отец был мещанского, а мать — купеческого происхождения.
В детстве и юности он получил надлежащее образование, соответствовавшее его возрасту и социальному положению.
В 1911 году был зачислен в Императорское Высшее Техническое училище в Москве (впоследствии — МВТУ им. Баумана), на химический факультет. В 1915 году с четвёртого курса училища ушёл добровольцем на фронт.
Пройдя курс обучения в военном училище, получил звание прапорщика, а затем назначение в запасное пехотное подразделение. В августе 1915 года направлен в Ригу, в расположение артиллерийского полка, с целью организации защиты против химического оружия. На фронте заслужил отзыв со стороны воинского начальства, как выдающийся офицер, был представлен к наградам; получил слуховую контузию.
Деятельность Н.
Пестова в послереволюционный период
После октябрьских событий 1917 года Н. Пестов отправился на малую родину, в Нижний Новгород. Здесь работал сперва делопроизводителем, потом сотрудником Горпродкома. Через некоторое время получил назначение на трудоустройство в органы Всевобуча, вступил в ряды коммунистов. Позже был определен курсантом на Центральные Высшие курсы, после чего получил звание и мандат военного комиссара. В сентябре 1919 года удостоился звания окружного военного комиссара, был направлен работать начальником Управления Всевобуча при Уральском Военном округе. На этой должности он оставался в Свердловске до 1921 года. Об этом периоде своей жизни он написал в своём дневнике:
«Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар … карамазовская грязь… Всё это было при отсутствии у меня христианской веры…»
Осенью 1921 года он присутствовал на лекции В. Ф. Марцинковского «Жил ли Христос». Содержание лекции глубоко тронуло душу комиссара. Увлекаемый духом Святого Евангелия, Н. Пестов уволился из рядов РККА, а в 1922 году вышел из партии. В том же году возвратился в Москву, и, восстановившись в студенчестве, продолжил учёбу в МВТУ. В свободное время посещал заседания христианского кружка.
Здесь он познакомился со своей будущей супругой, Зоей Вениаминовной. В 1923 году состоялось их бракосочетание.
В 1924 году как член христианского студенческого кружка он был арестован, но в этом же году освобождён. В Бутырской тюрьме он познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке, в котором вскоре стал исполнять обязанности старосты, а отец Сергий Мечев стал его духовным наставником и отцом.
Ещё до окончания МВТУ Пестов был зачислен сотрудником Научного института по удобрениям, позже перешел в Военную академию химической защиты, где в должности заведующего кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года.
В 1933—1937 годах он работал в Московском химико-технологическом институте им. Менделеева (с 1934 года — профессор). За отказ выступить на собрании с осуждением арестованного профессора Николая Юшкевича был уволен из МХТИ.
Дальнейшая деятельность
В 1939 году Н. Пестов получил приглашение от администрации МИЭИ. Выдержав конкурс, он занял место заведующего кафедрой химической технологии.
В 1941 году был утвержден соответствующим определением в степени доктора химических наук.
С началом Великиой Отечественной войны большая часть советской промышленности была переориентирована на нужды фронта. Н. Пестов был освобожден от призыва по причине болезни: бронхиальной астмы. Все его научные усилия были направлены на помощь стране.
В 1942 году на фронт попал его сын, а годом позже на него пришла похоронка.
В 1943 году Николай Евграфович получил должность заместителя руководителя института по учебной и научной работе. За военные и послевоенные годы он был представлен к ряду правительственных наград.
Богословская деятельность
В 50-х годах стали появляться сочинения Николая Пестова как христианского писателя. Это были выдержки из Святых Отцов и Учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединённые в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».
В 60-х годах в ВУЗ, где он работал заместителем руководителя по научной части, пришло распоряжение по поводу необходимости усиления научно-атеистической пропаганды; Николай Евграфович высказал к этому негативное отношение. Когда, по возвращении из отпуска, он пришёл в свой институт, ему сообщили, что он уже уволен специальным приказом: тихо, без лишнего шума и торжественных проводов.
В конце жизни Николай Евграфович пребывал в молитве и скором ожидании смерти, регулярно причащался Святых Христовых Таин. 11 января 1982 года он впал в беспамятсво, а 14-го числа того же месяца мирно почил о Господе.
Погребён на кладбище в Гребневе, Московской области, рядом с могилой жены.
Пестов, Николай Евграфович | это… Что такое Пестов, Николай Евграфович?
Николай Евграфович Пестов (17 августа 1892 — 14 января 1982) — богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор.
Содержание
|
Биография
Н.Е. Пестов родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать – из купеческого сословия. С 1903 г. по 1910 г. Н.Е. Пестов учился в реальном училище, а в 1911 г. поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища (позднее — МГТУ им. Баумана). В 1915 г. с четвёртого курса МВТУ Н.Е. Пестов ушёл добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. Н.Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме. В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую партию. Потом работал в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе (г. Москва). В сентябре 1919 г. ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили его начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался до 1921 г. В 1921 году пережил духовный опыт, приведший его к вере. В июле 1921 г. Н.Е. Пестов увольняется из рядов РККА и в 1922 г. выходит из партии. Вернувшись в Москву, заканчивает МВТУ и делает блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941 г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, которые до сих пор не утратили своего научного и методического значения. В 1940-х гг. избирается деканом, а затем назначается заместителем директора по учебной и научной работе Московского инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе. Автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)». Скончался Н.Е. Пестов 14 января 1982 г. Погребен на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.
Публикации
Книги
- Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости.
- Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том I.
- Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том II.
- Пестов Н. Е. Православное воспитание детей. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2010. ISBN 5-7868-0063-6. Тираж: 5000 экз.
- Пестов Н. Е. Что такое пост и как правильно поститься. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
- Пестов Н. Е. Как творить молитву Иисусову. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
- Пестов Н. Е. Свет совершенной радости. — Сибирская Благозвонница, 2007. ISBN 978-5-91362-024-8. Тираж: 5000 экз.
- Пестов Н. Е. Как победить сети диавольские (о сопротивлении темным силам). — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
- Пестов Н. Е. Жизнь для Вечности. // ISBN 5-87873-026-Х Совместное издание Храма Преображения Господня в Тушино г.Москва и Православного братства святого апостола Иоанна Богослова.
Статьи
- Пестов Н. Е. Настоящий друг // Журнал «Глинские чтения», июль-август 2007.
- Пестов Н. Е. Пути к покаянию. «Надо бояться той грязи, которая гнездится в тайниках нашего сердца» // Православие и мир, 01.04.2009.
- Пестов Н. Е. Значение покаяния. Почему Господь не хотел иметь дело с «праведниками»? // Православие и мир, 31.03.2009.
- Пестов Н. Е. Об отношении к окружающим // Православие и мир, 20.08.2007.
- Пестов Н. Е. Священное Писание.
Фильмы
По книге Н. Е. Пестова «Современная практика православного благочестия» снят фильм «Цeль жизни xpиcтиaнcкoй и пyть cпaceния». — TК Paдocть мoя, TК Coюз 2009-06-18.
Ссылки
- Цель жизни христианской и путь спасения // Православие и мир, 27.04.2010.
- От внешнего к внутреннему. Жизнеописание Н. Е. Пестова. // Сост. епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов). — Новосибирск: Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, 1997.
Полнота послушания Богу.
Полнота послушания Богу.
Один известный богослов много лет усердно молил Бога, чтобы ему был дан человек, который мог бы указать ему прямой и кратчайший путь к достижению Царства Небесного.
Однажды, когда он молился об этом в церкви, он услышал голос:
«Выйдите за двери церкви и найдите человека, которого вы ищете».
Богослов выходит за дверь и находит нищего, обмотанного лохмотьями, с ногами в струпьях и гноем, текущим из глаз. Подходит богослов и здоровается с нищим:
«Желаю тебе доброго и благополучного утра, старец». Старик ответил на это:
«У меня никогда не было плохого и несчастного утра».
Богослов, желая поправить свое приветствие, говорит нищему: «Да ниспошлет тебе Бог всех благ».
Бедный ответил: «Ничто никогда не случалось со мной, что не было бы злом».
Богослов начал сомневаться, хорошо ли слышит старик, и повторил свои пожелания в другой форме: «Желаю вам всяческого благополучия».
Нищий отвечает: «У меня никогда не было проблем».
Желая еще раз испытать нищего, богослов сказал ему: «Я хочу, чтобы все твои желания были исполнены Богом».
Старик ответил: «Я ничего не ищу из того, что ты хочешь от меня, — все происходит по моему желанию».
Заинтересованный богослов тогда спросил нищего: «Ты один среди бедняков на земле блажен?» Как ты один можешь спастись от всех злых времен и происшествий? «
несчастный ответил:
» Я всегда доволен даром Божьим; не стремиться к мирскому успеху — для меня величайшее процветание.
Небесный Отец делает все к лучшему в жизни каждого человека, как приятное, так и неприятное для него. Он прекрасно знает, первое или последнее для каждого человека поистине спасительно.
Поэтому я и говорю, что у меня никогда не было проблем, потому что все в моей жизни происходит для моей пользы. Терплю голод — благодарю Всевидящего Бога. Мороз жжет меня, как огонь, или дождь льет на меня ливень — и за то я славлю Бога; если кто насмехается надо мною, делает на меня нападки или обиду, то и я благодарю Бога, ибо уверен, что это делается мне по воле Божией.
И все, что посылает нам Бог, служит нам на благо, на наше спасение.
Итак все, что Бог посылает нам или позволяет другим делать с нами, приятное или неприятное, сладкое или горькое, я тоже все считаю, как рукой Милосердного Отца, охотно принимаю, и чего только желаю что хочет Бог и что Он хочет, пусть другие делают со мной.
Таким образом, все происходит со мной и делается по Воле Бога.
Воля Господня есть полнота совершенства и благости; вне его нет другой воли, лучшей, более праведной.
Всеми помыслами своими стремлюсь всегда хотеть и желать того же, чего хочет Бог от разумного существа вообще, и в частности от такого убогого существа, как я. »
Тогда ученый человек спросил нищего:
— «А ты кто?»
— «Я король.