Пиковая дама пушкин год написания: замысел и прототипы героев, история написания и публикации

Разное

Краткая история создания повести «Пиковая дама» Пушкина

«Пиковая дама» появилась на свет в Болдине. Датой создания произведения считается 1833 год, а именно октябрь-ноябрь.

«Пиковая дама» впервые была представлена на суд читателей во втором томе известного журнала, случилось это 7 апреля 1834 года. Читатели благосклонно приняли интересное создание Пушкина. «Пиковая дама» вошла в моду. Игроки после прочтения произведения стали понтировать только на магические карты. Идею загадочной истории писатель почерпнул из рассказа собственного друга, князя Голицына.

Однажды потомок знатного рода проигрался. За помощью он пришёл к своей бабушке, Наталье Павловне Голицыной. Денег княгиня внуку не дала, но открыла ему тайну, которая когда-то помогла ей отыграться. Три карты помогли Голицыну даже остаться в выигрыше. Тайну трёх карт открыл княгине известный мистик и авантюрист, граф Сен-Жермен.

Княгиня Голицына, урождённая графиня Чернышева, вышла замуж за бригадира с большим состоянием. Дела мужа княгиня быстро привела в порядок.

Расстроенное имение было очищено от долгов. Когда таинственная княгиня умерла, её наследникам досталось шестнадцать тысяч душ. Княгиня распоряжалась богатым имением самостоятельно. К делам она не допускала даже сына, московского генерал-губернатора.

Властная княгиня оставила этот мир в 96 лет. Умерла влиятельная особа в год смерти Пушкина. В молодости долго жила в Париже, к ней благосклонно относилась сама Мария-Антуанетта. Княгиня имела титулы статс-дамы и кавалерственной дамы ордена Екатерины Первой степени. При дворе Голицыну почитали и уважали, в день именин её приезжала поздравлять царская фамилия. При дворе нашли некоторое сходство между влиятельной особой и Натальей Павловной Голицыной, но не рассердились. Эпиграф к I главе великий поэт написал сам.

Рукопись «Пиковой дамы» не сохранилась. Другие писатели высоко оценили создание Пушкина. Ф.М. Достоевский назвал повесть фантастической.

О чём произведение

Повесть рассказывает о загадочной истории Германна, сына обрусевшего немца. Германн – фамилия молодого человека. Жил он скромно, небольшой капитал, оставленный отцом, не тратил. В карты Германн не играл, только смотрел, как играют его товарищи.

Но однажды он услышал рассказ внука старой графини. Томский поведал историю, которая произошла с его бабушкой. Однажды Анна Федотовна проиграла в фараон герцогу Орлеанскому крупную сумму. Муж отказался платить долги супруги. За помощью графиня обратилась к известному авантюристу, графу Сен-Жермену. Мистик сначала хотел предложить ей денег, но пощадил её гордость.

Граф открыл старой знакомой тайну трёх карт. Графиня смогла отыграться. Рассказ поразил Германна. Он начал мечтать о том, чтобы старая графиня открыла ему свой секрет.

И молодой немец решил действовать. Он познакомился с воспитанницей старой графини. С её помощью Германн проник в покои Анны Федотовны. Тайну трёх карт графиня не открыла, она умерла, когда Германн начал угрожать ей пистолетом.

Но тайну молодой человек узнал. К нему явилась мёртвая графиня, она открыла ему свой секрет. Тройка, семёрка и туз должны были принести ему удачу.

Но дар графини не принёс ему счастья. На третий день игры вместо туза выпала дама пик. Германн проиграл всё. Карточная дама похожа на старую графиню.

Несчастный Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице и повторяет: «Тройка, семёрка, туз», «Тройка, семёрка, дама!». Воспитанница властной старухи удачно вышла замуж, она взяла на воспитание бедную девочку.

По прекрасному произведению Пушкина П.И. Чайковский создал оперу в трёх действиях. Опера была создана за сорок четыре дня. Чайковский сделал из Лизы не воспитанницу, а внучку властной старухи. В опере великого композитора фамилия главного героя утратила последнюю букву. Она стала восприниматься как имя.

Интересно, что Франц Зуппе сочинил оперетту по трагическому произведению. В конце оперы главные герои умирают.

краткое содержание, анализ произведения Пушкина и интересные факты

Пушкин

12.11.21

15 мин.

Это одна из самых интригующих повестей в биографии Александра Сергеевича Пушкина. Он не только смог красиво изобразить эту историю, но и вложил в нее весь свой литературный талант. Помимо этого, в мастерски написанной прозе находится актуальный посыл: счастье не в деньгах. Кратко описанный анализ и история создания «Пиковой дамы» поможет ученикам 8 класса написать доклад или реферат для урока литературы.

Оглавление:

  • Прообразы и история
  • Жанровая композиция
  • Краткое содержание
  • Описание персонажей
  • Основная тематика
  • Раскрытие проблем
  • Основная идея


Прообразы и история

«Пиковую даму» написал Пушкин основываясь на реальных событиях. Друг Александра, князь Голицын, являлся заядлым игроком. Однажды крупно проигравшись он смог отыграть свои деньги с помощью совета его бабки — Натальи Петровны, она сказала ему поставить все на три карты.

Именно эта женщина и является прообразом происхождения пиковой дамы. Княжна когда-то тесно дружила с иллюзионистом Сен-Жерменом. Как она говорила, маг был в нее влюблен, вот и рассказал один секрет.

Но это единственный интересный факт о произведении, все остальное писатель выдумал. По сообщениям историков Пушкин также часто испытывал удачу, это можно понять с учетом его отличного понимания тонкостей карточной игры и терминов.

Во время написания «Пиковой дамы» Александр Сергеевич был в Болдино (1833 г.). Писатель опубликовал свою повесть в 1834 г., в издании «Библиотека для чтения».

Жанровая композиция

«Пиковая дама» по своему литературному жанру определяется как повесть. Это подразумевает небольшой объем, один главный сюжет и участие в произведении второстепенных героев. Исследователи утверждают, что эта книга являлась первым сочинением Александра Сергеевича, которое открыло цикл последующих размышлений о пороках людей и грядущим за этим наказанием.

Основное направление — романтизм, при котором происходит появление воображаемого мира в реальном, и даже очень проницательный читатель не может точно узнать, было ли волшебство в действительности либо автор просто описал сон героя. В повести Пушкина также не ясно, кто смог довести Германна до потери рассудка: большой проигрыш или карточная магия. Так или иначе, тяга этого персонажа к обогащению любыми способами высмеяна и наказана.

Краткое содержание

В произведении повествуется о том, как в один из дней за игрой у конногвардейца Нарумова внук престарелой княжны Томский рассказал байку о трех картах, которые известны только его бабушке, причем они обязательно выигрывают.

Эта информация произвела огромное впечатления на юного инженера Германна, немца по происхождению. Он любыми способами хочет узнать эту удивительную комбинацию.

Игрок начинает периодически появляться возле дома княжны, продумывает свои последующие действия, а однажды напротив окна появилась ее воспитанница — Елизавета Ивановна. Герой стал ухаживать за ней, а через определенное время назначил ей ночное свидание в ее опочивальне.

Попав в дом княжны, Германн хочет выпытать у хозяйки магическую карточную комбинацию, начинает запугивать ее пистолетом, но княгиня умирает у него глазах, не раскрыв секрета. Придя на ее похороны, герой видит, будто она подмигнула ему из гроба. С наступлением ночи, или во сне, или наяву, княжна появляется и говорит Германну комбинацию — тройка, семерка, туз.

Также она выдвинула условия — ставить ежедневно не более одной карты и жениться на ее воспитаннице Елизавете.

Молодой человек не выполняет последнего требования. Выиграв два раза, поставив в первый день на тройку, во второй на семерку, на третий раз, вместо ожидаемого туза, возникает подмигивающая Германну Пиковая дама. Он полностью проигрывается и трогается рассудком.

Описание персонажей

Все основные действующие лица — люди из высшего света, которые проматывают жизнь и деньги в бесполезных занятиях, балах, карточных играх. Характеристика главных героев:

  1. Германн — юноша приятной внешности, имеет «профиль Наполеона, а душу Мефистофеля». Никогда не играл до этого в карты, но ему нравится смотреть, как играют другие. Не видит смысла «поступаться необходимым надеясь получить излишнее», он игрок только в душе, но секрет трех карт полностью меняет его мировоззрение. Если до этого герой был экономным, сдержанным и педантичным, то в конце повести он жесткий, вероломный и жадный человек. Деньги открывают скрытую сущность его души, они поглощают все положительные качества, которые были в сердце Германна.
  2. Елизавета — скромная и застенчивая юная особа, которую воспитывает графиня, измученная регулярными упреками, капризами и непостоянством своей наставницы. Девушка, наивная и добродушная, пытается найти в мире любовь и понимание, но вместо этого находит только жестокость и лицемерие. У Елизаветы романтичная натура, однако ее иллюзии рассыпаются, поскольку действительность не ко всем благосклонна.
  3. Анна Федотовна — престарелая княжна, она избалована богатой жизнью и доживает последние годы. Хоть княгиня и держит Елизавету в строгости, но думает о ее дальнейшей жизни.
  4. Томский — князь, является внуком княжны Анны Федотовны. Он выполняет только роль резонера, именно после рассказа его байки и начинает происходить завязка сюжета: главный герой сворачивает с правильного пути и следует лишь своим желаниям.

Основная тематика

Александр Сергеевич пытался отыскать новаторские решения в раскрытии различных актуальных тем и этого у него получилось. Пушкин в повести поднимает следующую тематику:

  1. Мистицизм. В ответственный момент карточной игры вместо туза в картах главного героя появилась Пиковая дама. Вероятно, Германн сам спутал карту, поскольку находился в состоянии стресса, однако не исключается возможность влияния темных сил, месть княжны. Непосредственно эта карта во многих гаданиях предрекает несчастье.
  2. Судьба. Роковые обстоятельства обрекли Германна на сумасшествие. Герой поплатился за то, что он не исполнил все требования княжны, а точнее, не женился на ее воспитаннице Елизавете. Даже если не рассматривать мистицизм, принципиальная погоня за деньгами не могла закончиться по-другому. Пушкин говорит о том, что нельзя обмануть судьбу, поскольку с ней сложно тягаться.
  3. Достижение цели. Главный герой идет к своей цели скверными путями, потому его задумка изначально обречена на провал. Запугивая княжну, лицемеря с Елизаветой, обманывая всех вокруг, он временно получает успех, но затем теряет сам себя.
  4. Любовь. Лиза искренне расположена к главному герою, однако тот не оценил настоящего богатства в виде проявленной к нему благосклонности. Германн использовал любовь девушки, чтобы узнать секрет, а она слепо поверила его лживой натуре. Тут же возникает тематика равнодушия к другим людям: герой готов идти по трупам, только бы добиться цели.

Раскрытие проблем

Проблематика в повести Пушкина такая же интересная и актуальная.

Александр Сергеевич поднимает следующие проблемы:

  1. Зависимость человека от материального благосостояния. Германн ожесточенно пытается добиться богатства, чтобы его признало светское общество, поскольку в мире салонов и званых вечеров ценятся лишь деньги. Проблема не в конкретном герое, а в системе, в которой все чего-то стоит.
  2. Ложь. У главного героя благодаря лжи получается обмануть как доверчивую Елизавету, так и весь мир, принимающий его успех за чистое везение. Все люди вокруг завидуют удаче Германна, они в душе желают, чтобы он проиграл, но сохраняют доброжелательный и почтенный вид. Этой лживостью пропитано все высшее общество.
  3. Жадность. Имея коварную идею нажиться благодаря тайне княжны, главный герой не исполняет ее посмертные требования. Не пожалел он и чувств ее воспитанницы, успевшей довериться Германну и проникнуться высокими чувствами. Проблема состоит в расчетливости героя, это оказывает негативное влияние на его жизнь.

Основная идея

Повесть Пушкина заставляет подумать: насколько стоит сомнительная удача возможного риска? Поскольку почувствовав себя раз любимцем фортуны, люди втягиваются в игру, им трудно пересилить зависимость от чувства азарта.

Смысл, который преследовал писатель, — это ироничное описание обычного романтического героя, причем он неспроста является немцем. Жанр романтизма появился в Германии, и Пушкин критически к нему относился. Писатель порицает оторванность этого стиля от реальности.

В первую очередь, он обрушил критику на романтического главного персонажа. То есть Германн, невзирая на мистическую наклонность и веру в волшебные три карты, остался простым мещанином с тривиальным набором жизненных ценностей. Его показная натура не изменяется в лучшую сторону от магии, поскольку он использует ее в корыстных целях.

Так, главная мысль повести заключается в том, что никакие романтические атрибуты наподобие волшебства, азарта и неординарности характера не смогут помочь герою избавиться от мерзости реального мира, а только помогут оправдать безнравственность, подтолкнуть на преступление, поскольку смысл романтического персонажа — противоборство с обществом.

Но окончание повести доказало обратное: общество выше главного героя, нарушившего его законы. Суть произведения и в том, чтобы описать неизбежность наказания после совершенного преступления. Узнав желанные карты, за счет которых можно значительно увеличить состояние, игрок не может держать себя в руках, он теряет рассудок.

Прочитав эту повесть, читатель обязательно начинает задумываться об отрицательном воздействии желания постоянной наживы. Большие деньги так и манят людей опять и опять садиться за игральный стол. С учетом негативного примера, можно подытожить, что не нужно гнаться за легкой наживой, искушая этим свою судьбу. Путь к цели обязан быть достойным и честным.

Помимо этого, благородство людей измеряется не толщиной кармана, а духовным богатством. Лишь тот человек, который воспитывает в себе настоящую добродетель, достоин счастья и почета. Искреннюю любовь, верность и настоящие дружеские отношения нельзя купить на выигрыш в карты.


«Пиковая дама» Пушкина

«Пиковая дама» Пушкина — шедевр мировой литературы и одна из моих любимых книг. Это один из самых известных и знаменитых романов русского писателя.

Пиковая дама

Пиковая дама — повесть, опубликованная Александром Пушкиным в 1834 году. Действие этой таинственной и минималистичной истории происходит в городе Петербурге. Это история, в которой азартные игры и сверхъестественное находят место в причудливой и разочарованной атмосфере. Главный герой Германн, армейский инженер, теряет рассудок и сходит с ума. Стиль Пиковой дамы  отделен, и есть минимальное описание событий, связанных с Германом, старой графиней и ее крестницей Лизаветой. Я читал этот короткий роман столько раз, что едва помню, сколько!

Очень странная сказка

Несомненно, «Пиковая дама» — один из самых необычных романов, которые я когда-либо читал в своей жизни. Это причудливый роман, в котором встречаются реальность и трансцендентное. Я бы определил ее как сюрреалистическую книгу из-за онирической атмосферы. Германн одержим тайной трех карт, в которой участвует графиня Анна Федоровна. Он очень увлечен азартными играми и деньгами. Когда графиня умирает у него на глазах, он равнодушен и беспокоится только о том, что не может раскрыть трехкарточный секрет. После ее смерти графиня является Герману в образе призрака. Она признается ему в тайне трех карт. Он использует нежность и чуткость Лизаветы, добродетельной и наивной девушки, заботящейся о графине. Германн сходит с ума из-за видений графини и одержимости тремя картами (тройкой, семеркой и тузом). Он попадает в психиатрическую больницу, где постоянно повторяет «тройку, семерку и туз».

Метафора Пиковой дамы

Пиковая дама Пушкина – это метафора человеческой одержимости деньгами и успехом. Германн ведет себя как хищник, преследуя свою добычу, Лизавету. Он дурак и верит, что его сосредоточенность приведет его к победе. В последней карточной игре он совершает ошибку, и вместо туза находит пиковую даму с подобием графини, саркастически подмигивающей ему одним глазом. Этот роман — сверхъестественная сказка, где неоднозначный Герман — человек с сильным сходством с Наполеоном и душой Мефистофеля. В этой книге повторяющиеся числа — это один, три и семь, а камера, в которой оказывается заключенным Герман, — это число 17. Эти числа могут быть отсылкой к масонской символике. В этом романе видно, что Пушкин саркастически описывает персонажей. Герман — дурак и глупец, Лиза слишком наивна и жертва графини и Германа. Графиня — некое старинное украшение, и Пушкин с сарказмом описал ее сцену раздевания. Известный композитор Петр Ильич Чайковский поставил оперу-омоним в трех действиях с несколько иным сюжетом.

1
1
голосование

Рейтинг статьи

Понимание суеверных элементов «Пиковой дамы» Пушкина

Маккензи Пикеринг

Иллюстрация Геннадия Епифанова к «Пиковой даме» Пушкина, 1966 г. классе — а так как я почти ничего не знал о самом писателе, — я решил, что хочу использовать свой дипломный проект для более близкого изучения Пушкина и его произведений. В частности, я закончил тем, что увидел, как суеверные элементы Пиковая дама работала не только как литературный прием, но и как способ для Пушкина противостоять собственным суевериям и формировать опыт окружающих его людей. Однако для целей этого поста я сосредоточусь на одном из источников, который в конечном итоге сформировал суть моего аргумента.

Многие считают « Пиковая дама » одним из величайших произведений Пушкина, главным образом потому, что оно настолько насыщено неоднозначными деталями и символами, что его можно анализировать бесконечно, и оно все равно остается окутанным тайной. В своей книге Письмо как экзорцизм: личные коды Пушкина, Лермонтова и Гоголя , Илья Кутик утверждает, что часть этого проистекает из того факта, что рассказ мог быть глубоко личным для Пушкина, поэтому, естественно, как посторонние, полный смысл его работа осталась бы за пределами нашего понимания. С ранних лет Пушкин был невероятно суеверен, и Кутик считает, что именно эта черта — вкупе с визитом к знаменитой петербургской гадалке мадам Кирхгоф — побудила его написать Пиковая дама . В своих предсказаниях будущего Пушкина мадам Кирхгоф предвидела большую славу и богатство, но также и смерть. По свидетельству одного из приближенных Пушкина, она утверждала, что «он прожил бы долго, если бы на тридцать седьмом году жизни избежал бы какой-нибудь беды, принесенной ему то ли белой лошадью, то ли белокурыми волосами, то ли белым человеком» ( qtd в Кутике 23). Из-за явно вызывающей тревогу природы предсказания смерти таким образом, Кутик видит события и персонажей Пиковая дама как способ Пушкина изгнать своих очень личных демонов.

В Германе, главном герое, который в конце концов сошел с ума из-за своей неудавшейся одержимости суевериями, Илья Кутик находит связь с самим Пушкиным. Как он объясняет: «Вполне вероятно, что этот персонаж берет на себя страхи Пушкина», будучи «сначала фарсом, а затем безумным» (30). Делая Германа слегка смешным, Пушкин, возможно, в каком-то смысле пытается представить свое собственное положение в абсурдном свете, превращая его в нечто, над чем следует смеяться, а не то, чего следует бояться. Действительно, за несколько лет до того, как ему исполнилось тридцать семь, Пушкина, казалось, мучили предсказания Кирхгофа о его смерти; Как в своих дневниковых записях, так и в записанных взаимодействиях с близкими ему людьми в то время Кутик находит признаки некоторых симптомов депрессии. (Хотя он также продолжает признавать, что о личном мировоззрении Пушкина часто трудно судить, поскольку он был настолько насмешливым во всем. издеваться.) Переживания Германа в Пиковая дама , возможно, была способом Пушкина проработать эти проблемы и попытаться достичь некоего эмоционального равновесия.

Более того, делая Германа немцем, а не русским, Кутик утверждает, что Пушкин «как бы отдаляет от себя безумие своего героя» (30). Если Герман действительно воплощает в себе суеверные тревоги Пушкина, то, делая его иностранцем, Пушкин чужие свои страхи, сбрасывает их на постороннего и отрицает всякую связь с ними. Если бы вместо этого Пушкин сделал Германа русским, то он в некотором роде заявил бы о своих страхах и признал, что они могут существовать у кого-то вроде него. Вследствие этого теперь Германн не только смешон, но и чужой, человек, рассматриваемый как действительно отдельный от Пушкина и его русской родины. Таким образом, Пиковую даму можно рассматривать как историю, которую необходимо анализировать, в первую очередь, с пониманием собственных причуд и мотивов автора, которые всегда находятся в центре внимания читателя. Ибо, как утверждает Кутик на протяжении всей своей работы, эта история служит для Пушкина невероятно личным произведением, попыткой (неважно, удачной или неудачной в конце) очиститься от своих суеверных тревог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts