По аристотелю человек: Аристотель о душе, о человеке, о разуме

Разное

Аристотель о душе, о человеке, о разуме

Аристотель – один из самых влиятельных философов античности и средневековья, ученик Платона.
Величайшей заслугой Аристотеля считается создание всесторонней системы философии.

Структура наук по Аристотелю

Аристотель делит науку на теоретическую, практическую и поэтическую.

  • Теоретическая наука – это наука, которой занимаются ради нее самой, то есть никакой внешней пользы она не приносит. Первая философия занимается началами всего сущего. Ее главным вопросом является «Что такое сущее?» . Вторая философия занимается физикой и изучением души.

  • Практическая наука занимается принципами, поступками, деятельностью человека. Целью деятельности является достижение благополучия, счастья. Таким образом, человек практический понимает, в чем состоит его собственное благо и в чем благо для человека вообще. Способами и целями проявления человеческой деятеьности являются этика и политика.

  • Поэтическая наука рассматривает искусство как принципы. Цель этой науки – создание произведения, которое носило бы поэтический смысл. Принцип оформления словесного материала и логоса как главной характеристики человека. Риторика.

Замечание 1

Физика – первая философия, она же – метафизика

Аристотель утверждал, что самые высокие формы знаний невозможны без низких. Опыт невозможен без памяти. Он является знанием единичного. Искусство – это знание общего.

Эпистема занимается принципами сущего как сущего или сущего как такового. Наивысшей формой эпистемы является мудрость.
Целью искусства является достижение блага. Всякое искусство существует ради того, чем оно само по себе не является. Благо лежит за пределами самого искусства.

Знание причин сущего как сущего достигается ради него самого. Сущее существует только ради себя самого, оно свободно и лишено всякой утилитарности. Искусство не свободно. Оно служит цели.
Эпистема же свободна, поскольку существует только ради себя. Эпистема о причинах называется мудростью. Соответственно, тот, кто ее занимается, — мудрецом.

Замечание 2

Подлинное знание – это знание начал и знание причин. Аристотель задается вопросом о возможности существования эпистемы о подвижном сущем.

Вся греческая философия занимается природой. У Аристотеля физика может получить статус науки, если определить, что есть начало подвижного сущего.

Аристотель обращает внимание на изменчивый мир.
Философ рассматривает все виды движения, включая возникновение и уничтожение.
Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.

Аристотель считает, что одной платоновской идеи недостаточно. Для всех вещей общим является то, что каждое сущее есть «вот это вот». И это сущее является подлежащим познанию.
Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.

Таким образом, сущее в идее не постижимо. Есть форма, и есть движение.

Замечание 3

Сущее нужно охватить так, чтобы форма и движение были тождественны. То состояние, в котором мы можем ухватить в единстве форму и движение, есть состояние покоя.

Человек

Человек в учении Аристотеля представлялся политическим животным, то есть общественным существом, обладающий нравственными качествами.

Так как человек рождается существом политическим, то изначально имеет в себе инстинкт к общественному существованию.

Таким образом, у человека выявлялась два начала – общественное и биологическое.

Аристотель так же внёс значительный вклад в концепцию прав человека. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного.

Душа

Душу у Аристотеля изучает физика. Душа является формой движущегося тела. В отрыве от своего тела формы не существует.

Аристотель разделяет $3$ вида души:

  • Растительная душа (питательная), присуща растениям
  • Животная (вожделеющая), присуща животным
  • Разумная – присуща только человеку. Она способна созерцать сущее в его существе, она включает в себя и растительную и животную душу.

Аристотель о человеке — Студопедия

Поделись  

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя».

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

13. Этический идеал Эпикура

Человек обладает свободой выбора, и это не только не противоречит учению о материальности мира, его закономерностям, но, напротив, есть одно из проявлений этих закономерностей. Так разрешает Эпикур важнейшую предпосылку для построения системы этики.

Учение о благе Эпикур, подобно Демокриту, начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания. Начало потребностей человека — материально, в этом нет ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается естественная необходимость.

Правило Эпикура – удовлетворять естественные и необходимые потребности (в пище, питье, жилище), умеренно пользоваться естественными, но не являющимися необходимыми потребностями (например, половой потребностью) и самым решительным образом преодолевать потребности вздорные (вроде желания воздвигать себе при жизни статуи, равно и другие стремления к почестям).

Человек естественно природе своей стремится к удовольствиям и старается избежать страдания. Казалось бы, проблема счастливой жизни, по Эпикуру, разрешается самим этим стремлением.

При выборе удовольствий и избегании страданий всегда нужно иметь в виду не только настоящее, но и будущее, т.е. последствия удовлетворенных сегодня желаний, перспективу получения большего удовольствия. Более того, выбор должен диктоваться не только настоящим и будущим, но и прошлым, т. е. накопленным опытом.

14. Средневековая философия, философия Средневековья

Исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века.

Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженности идеям креационизма идеологами (богословами) данного периода развития философской мысли.

Основа средневековья – феодализм. Расцвет монархии. Общество иерархизировано.

Характеризуется некоторой приостановкой естествознания. В духовной жизни – доминирование христианства. — зависимость философии от богословия (теологии), -теоцентризм – концепция согласно которой бог центр бытия, с другой стороны одна из центральных проблем — Бог.

Онтология. Концепция творения (креационизма). Бог творит мир из ничего. Творит природу человека и человеческую душу. Творение мира остается актуальным. Основы мира созданы за 6 дней, а 7 день продолжается до сих пор. Бог абсолютен, это совершенство, вездесущий и всемогущий. Это сверхприродное явление. Бог триединен.

Гносеология. Концепция откровения. Истину дает только бог. Путь к истине – вера. Отношение к вере различно. Например, Тертуллиан говорил, верую потому что абсурдно. Второе мнение Фомы Аквинского вера и разум могут быть примерены. Роль разума можно предупреждать догматом веры.

Человек это соединение 2 начал. Телесное (роднит человека с животным) и духовное (роднит человека с Богом)

Августин говорит, что человек тем более духовен, чем от большего количества земных благ он не смог отказаться. Счастье может дать только бог. Ценятся не признаки внешнего успеха. Равенство людей перед богом в социальном и этическом отношении. Идея раскаинья и спасения. Ни один человек не потерян.

— зло незначительно, поскольку этот мир лучший из миров

— зло несамостоятельно. Оно не существует. Тишина это всего лишь отсутствие шума, а зло отсутствие добра.

— причина зла это свободная воля человека, данная ему богом в знак доверия, а человек не смог ей правильно распорядиться, то есть человек зачастую сам творит свои несчастья.

 



Человек как социальное животное

12 марта 2012 г. 19:47 IST

Обновлено:
12 марта 2012 г. 19:47 IST

Социология – это наука об обществе с различными областями специализации. Исследования в этой дисциплине в основном основаны на опыте или экспериментах, а не на теориях.

Социология – это наука об обществе с различными областями специализации. Исследования в этой дисциплине в основном основаны на опыте или экспериментах, а не на теориях.

Существует распространенное заблуждение, что исследования ограничиваются наукой и технологиями. Даже студенты, изучающие гуманитарные науки, часто не знают о богатых возможностях для исследований в выбранной ими дисциплине. У нас есть несколько институтов, которые предлагают возможности для исследований в области социальных наук.

Легендарный греческий философ Аристотель сказал: «Человек по своей природе является общественным животным; индивидуум, асоциальный по своей природе, а не случайно, либо недостоин нашего внимания, либо более чем человек. Общество есть то, что предшествует личности».

Человек не может жить один. Он должен удовлетворять определенные естественные основные потребности, чтобы выжить. Он должен вступать в отношения со своими ближними, чтобы жить жизнью. Ни один человек не может разорвать оковы взаимной зависимости. Это начинается, возможно, между эмбрионом и матерью и продолжается до его последнего вздоха. Потребность эмбриона может быть больше физической, чем умственной, но потребность матери — наоборот.

«Общество дружбы и любви/Божественно дарованные человеку», – пел Уильям Каупер, изображая муки одиночества Александра Селкирка, который долгие годы был выброшен на необитаемый остров.

Что такое социология?

Социология — наука об обществе. Джон Стюарт Милль предложил слово «этология». Герберт Спенсер разработал свое систематическое исследование общества и принял слово «социология». Огюст Комет (1798-1857), французский мыслитель-позитивист, считающийся отцом-основателем социологии, определяет ее как науку о социальных явлениях, «подчиненных естественным и неизменным законам, открытие которых является предметом исследования». Социологию по-разному определяют как науку о социальных институтах, науку о социальных отношениях, науку о социальных явлениях, изучение систем социального действия и их взаимосвязей и так далее.

Независимо от того, какое определение мы примем, социология использует разнообразные инструменты исследования и систематического анализа, сосредотачиваясь на социальной деятельности на микро- и макроуровнях. Используемые методы могут быть количественными, качественными или и теми, и другими. Конечной целью таких исследований часто является применение принципов обеспечения благосостояния людей. Расслоение общества, раса, класс, каста, религия, пол, культура, язык, условности, нормы, девиантность (поведение, нарушающее социальные нормы), преступление и наказание, здоровье, бедность, структура семьи и социальная мобильность — вот некоторые из проблем. социологии.

Существуют различные области специализации и исследования в социологии, такие как социальные изменения, социальная стратификация, социальные движения, межэтнические отношения, социология образования, отсталые классы, кастовая система, расовые отношения, борьба с бедностью, клиническая социология, социология коммуникации , социология девиантности, преступности несовершеннолетних, промышленная социология, социальная психология, социология права, социология здоровья, экологическая социология, военная социология, социология миграции, жестокое обращение с супругом, жестокое обращение с детьми, инвалидность и общество, наркомания, алкоголизм и семейная жизнь, гендерное неравенство, право и управление, кризис идентичности, политика и общество, международная социальная политика и демография.

Подходы

Исследования в этой области в основном основаны на опыте или экспериментах, а не на теориях. Другими словами, исследования основаны на эмпирических данных. Они могут проверить и подтвердить соответствующие теории. У нас может быть обоснованное предположение о возможных отношениях. Должен быть обширный сбор данных, подкрепленный тщательным наблюдением.

Могут проводиться подробные опросы с использованием письменных анкет или серии устных интервью. В некоторых случаях также можно использовать изучение соответствующих записей или статистических данных, подготовленных государственными ведомствами или надежными частными агентствами. Эксперименты с последующим статистическим анализом данных необходимы для оценки степени социальных изменений и установления корреляций. Меры социальной коррекции могут быть разработаны на основе результатов таких исследований и оценок. Достоверность и надежность результатов, естественно, будут зависеть от добросовестного сбора данных. В отличие от исследований в области естественных наук, могут быть неэтичные попытки со стороны корыстных интересов повлиять на манипулирование данными и сделать искаженные выводы. Настоящие исследователи должны опасаться этой ловушки, которая может дискредитировать их самоотверженные усилия по поиску истины.

Социальная работа

Социология и социальная работа отличаются друг от друга, хотя есть области, в которых они пересекаются. Они являются отдельными полями сами по себе. Мы видели разные определения социологии. Социальная работа связана с облегчением проблем людей в обществе. Социолога будет интересовать не только судьба бедняка, но и то, как бедность влияет на общество в целом. Социальная работа направлена ​​на помощь отдельным лицам, группам или сообществам. Он также может попытаться внести изменения в политику, направленную на благосостояние общества.

Социальная работа будет включать приложения различных дисциплин, таких как социология, экономика, психология, образование, общественное здравоохранение, развитие, криминология и так далее. Один ученый однажды лаконично сформулировал разницу так: «Социолог спрашивает: «Почему эти люди бедны?», а социальный работник спрашивает: «Что я могу сделать с этой бедностью прямо сейчас?».

В нашем обществе есть государственные учреждения, а также благотворительные организации, занимающиеся социальной работой. Они предлагают карьерные возможности для тех, кто с состраданием и приверженности. Находить возможности для помощи престарелым, больным, обездоленным и беспомощным в рамках своей работы — это вопрос прекрасного удовлетворения от работы.

Аристотель о человеке | Повседневная философия

Для Аристотеля счастье связано с функцией . У всего во Вселенной есть функция, и счастливая человеческая жизнь та, в которой мы выполняем эту функцию. Цель людей состоит в том, чтобы проявлять свои добродетели в соответствии со своим разумом.

Мы видели, что древний философ Аристотель считал счастье величайшим благом для человека. Но какое это счастье? Съесть печенье уже счастье? Счастье ли смотреть телевизор? Встречаюсь с друзьями? Иметь ребенка? Выиграть в лотерею? Жертвовать собой ради политического дела? В чем, по Аристотелю, сущность человека?

Для Аристотеля счастье связано с функцией . У всего во Вселенной есть функция, и счастливая человеческая жизнь та, в которой мы выполняем эту функцию. Но какова наша функция как человеческих существ? Какова цель быть человеком?

Рекомендуется для вас:
Человеческое достоинство и свобода

Эрих Фромм и Ричард Тейлор об опасностях капитализма.

Аристотель объясняет: все во Вселенной хорошо по-своему. Ручка хороша, если она хорошо пишет. Автомобиль хорош, если он выполняет свое предназначение, доставляя меня туда, куда я хочу, быстро и безопасно. Конечно, если я хочу использовать машину для перевозки пианино, то «хорошей» будет другая машина: может быть, медленная, но в которой пианино можно перевозить. Является ли что-то «хорошим», зависит от нашей цели. Таким образом, «хороший» означает «соответствующий цели».

То же самое и с людьми. Когда флейтист «хорош»? Когда он хорошо играет на флейте. Когда вообще «хорошо»? Когда он выиграет войну. Когда сапожник хорош? Когда он делает лучшее из кожи, которая у него есть, и делает хорошую обувь.

А как же люди вообще? Когда человек хорош? Что такое хороший человек? Если бы это работало так же, нам нужно было бы знать, какова цель человека, чтобы мы могли увидеть, хорошо ли человек выполняет эту цель. Для Аристотеля все имеет цель. Люди тоже.

Цель людей — проявлять свои добродетели в соответствии со своим разумом. Другими словами, использовать свой разум, чтобы действовать морально правильно.

Быть «хорошим» для Аристотеля — то же самое, что быть счастливым. Человек счастлив, если его жизнь складывается хорошо. Если в нем все «хорошо». Если человек выполняет свою глубочайшую цель как человека. Это источник истинного счастья.

Цель людей — проявлять свои добродетели в соответствии со своим разумом.

Делает ли печенье счастливым? Нет, сказал бы Аристотель. Поедание печенья не имеет ничего общего с выполнением своего предназначения как человека. Это не способствует добродетельному и разумному поступку. это не связано с вообще действует как , поскольку мы просто пассивно что-то потребляем. То же самое с просмотром телевизора или выигрышем в лотерею. Эти вещи могут доставлять некоторое удовольствие, но истинное счастье приходит только от осознания того, что человек активен и действует на самом высоком уровне своих человеческих возможностей.

Вспомните еще раз флейтиста. Что делает его счастливым? Игра на флейте. А теперь представьте, что мы даем ему автоматизированную компьютеризированную флейту, которая играет сама по себе при нажатии кнопки. Предположим, что компьютер внутри флейты играет идеально, намного лучше, чем когда-либо мог играть флейтист. Станет ли он теперь более счастливым флейтистом? Нажмет ли он кнопку на флейте и насладится истинным счастьем?

Рекомендуется для вас:
Аристотель о нравственном развитии

У Аристотеля нравственное развитие человека проходит три стадии: от акрата до энкрата, до софрона или мудреца.

Вероятно, нет, говорит Аристотель. Он может какое-то время наслаждаться прекрасной музыкой, но слушать то, что может сделать флейта, — это не то же самое, что самому играть на флейте! Играть на флейте, создавать искусство самому — это удовольствие, которое невозможно получить, просто нажимая кнопку воспроизведения на автоматической флейте, какой бы сладкой ни была музыка.

Мы созданы, чтобы бросать себе вызов, использовать свои способности и таланты, сражаться, смотреть на мир и действовать в нем, менять вещи, расти и развиваться, использовать свои навыки и быть полезно самим.

Как это ни странно, истинного счастья может быть больше в жертвовании собой за благое дело, в страдании за какой-то великий идеал, чем в выигрыше в лотерею или в вечере, проведенном на диване перед Телевизионная установка.

Работа, борьба, изменение нашего мира, даже в самых незначительных аспектах, дает нам чувство глубокого удовлетворения, чувства человека, активности и жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts