Почему аввакума не причислили к лику святых: Неугасимый светоч древнего Православия | Словесница Искусств

Разное

Неугасимый светоч древнего Православия | Словесница Искусств

В апреле 2006 года литературный отдел Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова организовал вечер памяти протопопа Аввакума, посвященный 385-й годовщине со дня его рождения. Как показала эта встреча, имя, творчество и земная жизнь протопопа Аввакума значимы для культурной жизни Хабаровского края. Интерес к личности Аввакума Петрова в ХХ веке не ослабевал у писателей, поэтов, художников, несмотря на различные перипетии российской истории. Более того, для всех читателей его книги «Житие Аввакума» он является яркой путеводной звездой и до сих пор, а историки литературы считают протопопа первым русским дальневосточным писателем, так как он был сослан в верховья Амура.

Великий светильник благочестия и столп божественной ревности за чистоту Православной веры протоиерей Аввакум Петров своею верой, жизнью и писаниями встал преградой церковным реформам Русской Православной Церкви в XVII веке. Мужественно, когда кротостью, когда твердостью, обличая отступление патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и за ними последовавших людей, протопоп Аввакум явился столпом веры и своеобразным рупором борцов за древнее благочестие. Пострадавший за Христа, причисленный к лику святых, он и поныне для всех старообрядцев мира является примером стойкости и вдохновителем на сохранение древнего Православия.

Сочинения Аввакума, общее число которых доходит до 60, можно разделить, помимо его автобиографии, на три части: истолковательные беседы, челобитные, полемические и учительные послания к отдельным лицам и группам единомышленников. Главное произведение Аввакума «Житие» представляет величайшую ценность и как свидетельство о жизни священномученика и исповедника Церкви Христовой, и как исторический источник, характеризующий русское общество середины XVII века в его отношении к церковной реформе. Единственный обнаруженный автограф его «Жития» был подарен И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского дома РАН в С. -Петербурге. В 1975 году под редакцией В. И. Малышева автограф был опубликован в факсимильном издании под названием «Пустозерский сборник».

Последователи Древнего Православия, или как принято сейчас называть Старообрядчества, независимо от согласий и толков сходятся на безусловном почитании знаковой фигуры Русской Православной Церкви XVII века священномученика и исповедника протопопа Аввакума.

Известнейший старообрядческий светильник — протопоп Аввакум — родился 20 ноября 1621 года в семье священника — отца Петра Кондратьева, в селе Григорове Закудминского стана Нижегородской губернии. Воспитанием детей в семье занималась мать, Мария, во инокинях Марфа, сумевшая передать детям свою горячую веру во Христа. Под ее влиянием у Аввакума с юных лет возникает аскетическое настроение; ей он обязан до некоторой степени и своею любовью к книгам.

Аввакум женился на Анастасии, дочери кузнеца Марка. На 21-м году жизни он был рукоположен в диаконы, а к 24-м годам был поставлен в священники на приход в село Лопатицы, или Лопатищи (ныне Большемурашкинский район Нижегородской области).

Аскетизмом первых христианских веков веет от фигуры Аввакума. Перед тем как служить литургию, он почти не спит, читая книгу. Приспеет время заутрени — сам идет благовестить; прибежит на звонницу пономарь — тогда отдаст ему колокол, а сам идет в церковь читать полунощницу. Продолжительная заутреня сменяется причастным правилом. На службе велит стоять с благоговением и до самого отпуста не выходить из храма. После обедни читает поучение. Пообедав и отдохнув два часа, Аввакум опять берется за книгу. Вечерня и павечерница не заканчивают молитвенного правила: после ужина читаются каноны, молитвы, и уже в потемках вновь кладутся земные поклоны: сам делает 300 поклонов, говорит 600 Исусовых молитв и 100 Богородице; супруге делает снисхождение, «понеже ребятишки у нее пищать» — 200 поклонов и 400 молитв.

Добросовестное, ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли к нему многих духовных чад, но породили и немало врагов. Многие негодовали на его суровые обличения. Особенно характерны столкновения его с неким начальником в Лопатицах, которого Аввакум укорял за неправду: Аввакума избили, волочили по земле в ризах, в него стреляли «из пистоли» и, наконец, отняв имущество, выгнали из села, не ранее 1646 года. После этого Аввакум уезжает в Москву, где находит покровительство у царского духовника отца Стефана Вонифантьева и у отца Иоанна Неронова. Назначенный в 1652 году протопопом в город Юрьевец-Повольский (ныне Юрьевец Ивановской области), Аввакум прибыл туда вдохновленный идеей «ревнителей благочестия» об исправлении церковных нравов.

Не прошло и двух месяцев, как Аввакум обличительной проповедью, требовательностью, настойчивым проведением благочестивого единогласия (что делало богослужение продолжительнее) восстановил против себя юрьевецкое духовенство и часть прихожан. И снова пришлось ему уезжать в Москву.

К этому времени патриархом становится Никон. В феврале 1653 года, на первой неделе Великого поста, патриарх единоличным циркуляром объявляет об отмене земных поклонов в великопостной молитве Ефрема Сирина и перемене крестного знамения с двуперстного, каким на Руси крестились со времени равноапостольного князя Владимира, на трехперстное. Эти новшества вызвали широкий протест в русском народе. На стороне протестующих был и Аввакум. Патриарх не замедлил откликнуться репрессиями.

В августе 1653 года Аввакум, обличая нововведения, читал поучение и «лишние слова говорил». В тот же день Аввакум был схвачен во время совершения всенощного бдения, доставлен на патриарший двор и посажен на цепь. Взятые вместе с ним более 60 человек были посажены в тюрьму. На следующий день Аввакума, скованного, отвезли в Андроньев монастырь (на реке Яузе), где он находился около месяца, а затем был сослан в Тобольск. Там, испытывая всяческие невзгоды, он не забывал своего главного дела, «бранил и укорял от писания ересь Никонову».

Через два года, когда до Москвы дошли вести, что Аввакум не прекратил своих обличений никоновых реформ, оттуда был послан указ об отправке бунтаря на Лену, в Якутский острог. Однако перевод его туда не состоялся. В 1656 году его вместе со всей семьей отправили, как белого попа, с экспедицией воеводы А. Ф.  Пашкова в Даурию (Забайкалье).

В Даурии дикой, пустынной

Ссылку в даурские земли, в Забайкалье, сам протопоп Аввакум воспринимал как один из самых ярких эпизодов в своей жизни. В своем автобиографическом труде «Житие», написанном страдальцем уже под конец его земного пути в селении Пустозерск, Аввакум неоднократно мысленно и описательно возвращается к этому периоду своей жизни. И это не случайно. К тому времени за плечами у «непокорного» священника было 10 лет «стояния» за правду. Все то, что пришлось пережить Аввакуму в Сибири, оставило неизгладимый след в его судьбе. За время 11-летней сибирской ссылки Аввакуму с семьей пришлось претерпеть немало мучений, пережить смерть двоих сыновей.

Поход Пашкова в Даурию вплоть до Нерчинска был сопряжен со всевозможными лишениями: не только служилым людям, но и семье опального священнослужителя приходилось переносить холод, голод и различные опасности. У Аввакума сложились напряженные отношения с Пашковым, человеком буйным по отношению к подчиненным, что приводило к резким столкновениям. Не раз протопоп испытывал на себе гнев «озорника»-воеводы, который позволял себе бить не только казаков, но и священника.

Но период пребывания Аввакума в Забайкалье являет нам его с новой стороны. Именно тогда возникают многие чудеса в его жизни, проявляется некое особенное покровительство Божие этому человеку. О многих чудесах, происходящих с ним в Даурии, позже, уже в пожизненном заточении в земляной яме города Пустозерска, писал сам огнепальный протопоп. По праву сибирская ссылка Аввакума являет нам образ необоримого, мужественного человека, который не только способен стоять за правду, но и терпеливо сносить всяческие тяготы и лишения.

В 1661 году после усиленных хлопот его московских друзей, после удаления патриарха Никона ему было дозволено по государеву указу возвратиться из ссылки. Обратный путь занял около трех лет. До Байкала с семьей и малым количеством ослабевших казаков, которых он выпросил у воеводы больше не для охраны, но чтобы спасти их от верной смерти на чужбине, Аввакум сплавлялся на худом дощанике по реке Хилок. Помимо всех трудностей и опасностей, связанных с «путешествием» по землям воинственных племен, были и радостные моменты. В своей книге он описывает красоты Забайкалья, открывшиеся ему по дороге домой. Эти эмоциональные впечатления явно связаны с его внутренним подъемом, с надеждой на разрешение волнующего его вопроса о возвращении Русской Церкви к древним Православным основам.

На всем протяжении пути он энергично проповедует против никоновых новин. В городах и селах, в церквах и на торжищах раздавалась его страстная речь, имевшая огромное влияние на православный народ. В 1664 году он добрался до столицы и был принят боярами, противниками Никона, «яко ангел». Достаточно милостиво отнесся к нему и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле.

Царя и бояр сильно смущала ревностное отношение Аввакума к вере. Успех его проповеди привел в ярость духовные власти, они решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». 29 августа 1664 году Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск. Но до этого острога он не доехал и полтора года прожил с семьей на Мезени, опять же вследствие ходатайств его московских друзей. 1 марта 1666 года он был привезен в Москву на суд большого собора с участием восточных «патриархов», но и там «новинам» не покорился.

В следующем году он был вновь отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии заключен в «земляную тюрьму». Несмотря на тягостные условия заключения в Пустозерске, Аввакум продолжал борьбу за Древлеправославную веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его проповедь. То взывал он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к единомышленникам, ободряя их, возбуждая их ревность, укрепляя их в стоянии за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. За годы пустозерского заключения Аввакум написал свыше 40 сочинений, в том числе и всемирно известное свое «Житие».

По преданию, его казнили в Страстную пятницу 14 апреля 1682 года, уже в период царствования Федора Алексеевича. Формально — за «великия на царский дом хулы», а фактически — за религиозные убеждения. По настоянию тогдашнего патриарха Иоакима Аввакум был сожжен в срубе вместе с другими исповедниками и мучениками за веру. Умирая, Аввакум высоко поднял руку с двуперстным крестным знамением и закричал народу из огня: «Будете этим крестом молиться — вовеки не погибнете».

Последователи святого протоиерея

Память о протопопе Аввакуме глубоко почитается всеми старообрядцами. В конце XVII века появились первые иконописные изображения святого, предстоящего Спасителю. В начале XVIII века была составлена служба святым исповедникам и новым российским страдальцам за веру — протопопу Аввакуму и другим святым. 31 мая 1917 года состоялась официальная канонизация протопопа Аввакума на Освященном Соборе Древлеправославной Церкви Христовой.

О нем написана масса книг и монографий, научных работ и не только как о знаковом религиозном деятеле, но и как о талантливейшем писателе, чьи произведения переведены на многие языки мира. Не случайно «Житие» протопопа Аввакума давно и прочно вошло в школьную программу по русской литературе.

В селе Григорове 5 июня 1991 года состоялось открытие памятника Аввакуму (скульптор В. Клыков). В районном центре села Большое Мурашкино Горьковской области в 1993 году преосвященнейший Алимпий, митрополит Московский и всея Руси освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума.

Особое отношение к огнепальному защитнику Древнего благочестия складывается в Забайкалье и на Дальнем Востоке России. Для старообрядцев этих мест Аввакум едва ли не наиболее чтимый святой. Они считают его «своим», т. к. он, как чуть позже и предки сегодняшних старообрядцев Забайкалья, прибыл в эти края не по своей воле, но терпя лишения за «аз един», за «два перста», за «Третий Рим» и за всю святую Русь, осколки которой так бережно сохраняют староверы.

В Иркутско-Амурской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, раскинувшейся от Байкала до Тихого океана, и сто лет назад, и сегодня священномученник Аввакум является одним из самых почитаемых святых. Трудно найти приход на востоке России, в котором не имелось бы одного и более иконных образов Аввакума. Общины называются в его честь и в Чите, и в Приморье, во многих регионах России проходят научно-практические конференции с названием «Аввакумовские чтения». В приморском поселке Шкотово строится единственная в мире церковь во имя сподвижницы Аввакума мученицы Феодоры (боярыни Морозовой). На центральной площади Читы на одной из колонн в числе самых знаменитых людей Забайкалья изображен протопоп Аввакум, как выдающийся писатель и общественный деятель этих мест. В честь святого протоиерея христиане-старообрядцы называют своих детей. Именно на Дальнем Востоке при пострижении в иночество кандидат во епископы на Иркутско-Амурскую епархию протоиерей Алексий Старков в 30-х годах ХХ столетия берет себе имя Аввакум.

С 1996 года в Приморском крае существует созданное староверами Русской Православной Старообрядческой Церкви общественное объединение «Приморское Аввакумовское Братство». Основными целями и задачами Братства являются благотворительность, издание церковных газет и журналов, а также богослужебной и иной душеполезной литературы, создание церковных библиотек и архивов, научно-исследовательская, просветительская деятельность, начетничество, организационная помощь в создании и становлении старообрядческих общин, организация досуга и обучения детей, организация паломничества и иных форм досуга христиан.

Староверы Иркутско-Амурской епархии не забывают, что именно в этих местах, по словам поэта, в «Даурии дикой пустынной», находятся места первых и самых незабываемых страданий протоиерея Аввакума и его семьи. Яблоневый хребет, озера Иргень и Арахлей, реки Ингада и Хилок, описанные в автобиографическом «житии» Аввакума, являются для христиан местом почитания и паломничества. Сюда, к месту, где ранее располагался Иргенский острог, совершают паломнические поездки и миряне, и священство, и епископы РПСЦ. Староверы приступили к подготовке паломничества по местам, где прошел священномученик. Разработка паломнического (а с точки зрения светских организаций — туристического) маршрута «По Аввакумовской Даурии», запланированного на летние месяцы, привлекла внимание христиан-старообрядцев России и даже тех, кто проживает вдалеке от исторической родины.

Почитают священномученика Аввакума как подвижника древнего благочестия некоторые представители Русской Православной Церкви в Забайкалье. Так, в 2000 году новообрядцы Улан-Удэ делали запрос своему епископу Евстафию (Читинскому и Забайкальскому) с просьбой причислить к лику святых Русской Православной Церкви Московской Патриархии протопопа Аввакума.

При осознании этого становится понятным и не удивляет, что именно на востоке России мог быть осуществлен грандиозный проект, подготовленный правительством Республики Бурятия, «Встреча старообрядцев мира — Путь Аввакума». Его посвятили 250-летию начала массового заселения старообрядцами Забайкалья и 350-летию пребывания Аввакума в Даурии. Событие проходило с 30 мая по 3 июня 2007 года в Улан-Удэ и во многих районах Бурятии. На «Встречу» были приглашены митрополит и епископы Русской Православной Старообрядческой Церкви и другие старообрядческие согласия, многие представители науки и старообрядцы со всего мира. В рамках «Встречи старообрядцев мира» прошли мероприятия, направленные на сохранение и развитие культуры и традиций старообрядцев: фестиваль-конкурс фольклора, республиканский детский фестиваль семейской песни, народные игры, выставки, международный конкурс телевизионных фильмов «Мы — Русь изначальная», а также Пятая международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». В местах, где проходил путь протопопа Аввакума, установили памятные знаки. Похоже, что история священномученика и исповедника Аввакума еще далеко не закончена, особенно для Забайкалья и Дальнего Востока, где этим святым человеком оставлен значительный след.

Об Аввакуме

(Духовный стих)*

В Даурии дикой пустынной
Отряд воеводы идет
В отряде том поступью чинной
Великий страдалец бредет

Жена с ним и малые дети
Изгнание вместе несут
За правую проповедь в свете
Жестокий им вынесен суд

Не солнце над ними сияет
Не радостный отдых их ждет
Мороз до костей пробирает
И голод по нервам их бьет

Вот стонет жена голодая
И силы кидают ее
И дети к ней жмутся рыдая
Пеняет она на житье

«Петрович, да долго ль за правду
Изгнание будем нести
Ужели не встретим отраду
И долго ли будем брести…»

«До самыя, Марковна, смерти», —
Ей скажет Аввакум-борец, —
«До самыя, Марковна, смерти,
Когда мой наступит конец»

«Бредем мы, Петрович, о, Боже!» —
Вздохнувши, промолвит жена
Должно быть, ей правда дороже
Спокоя, здоровья и сна

И ветер в Даурии дикой
Унылую песню поет
И отзвуки речи великой
В Россию он смело несет

И речи той с ужасом внемлют
Гонители правды святой.
Но с радостью в сердце приемлют
Кто верит заре золотой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Духовные стихи» / Новосиб. старообряд. православ. епархия. — 1992. — Т. 1. — С. 16–17.
  2. Священномученник и исповедник: (к 50-летию со дня канонизации и 285-летию со дня мученической кончины) // Старообрядческий церковный календарь на 1967 год. — С. 55–56.
  3. Бороздин, А. Протопоп Аввакум / А. Бороздин. — Ростов-на-Дону, 1998.

* Сохранена пунктуация источника.


Протоиерей Елисей Елисеев. Иконом (управляющий делами) Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Уроженец Приморского края. Редактор журнала-газеты «Дальневосточный старообрядец», автор ряда статей и научных публикаций, участник научных конференций по истории старообрядчества.

‹ Православные айны
Вверх
Протоиерей Иоанн Кудрин: 100 лет на ниве Христовой ›

Сблизит ли протопоп Аввакум РПЦ и старообрядцев

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://ria. ru/20170328/1490954274.html

Сблизит ли протопоп Аввакум РПЦ и старообрядцев

Сблизит ли протопоп Аввакум РПЦ и старообрядцев — РИА Новости, 29.12.2017

Сблизит ли протопоп Аввакум РПЦ и старообрядцев

Четырехсотлетие со дня рождения знаменитого проповедника, протопопа Аввакума — ключевой фигуры для верующих-старообрядцев — будет отмечаться в России в 2020… РИА Новости, 28.03.2017

2017-03-28T13:58

2017-03-28T13:58

2017-12-29T14:41

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149095/35/1490953541_0:160:3076:1890_1920x0_80_0_0_b6332fc20a4f3bd79effd14e96e2d785.jpg

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149095/35/1490953541_173:0:2904:2048_1920x0_80_0_0_4e3856c1058a549d6a32c2932e05846d.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

аналитика — религия и мировоззрение

Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия

Четырехсотлетие со дня рождения знаменитого проповедника, протопопа Аввакума — ключевой фигуры для верующих-старообрядцев — будет отмечаться в России в 2020 году на государственном и на церковном уровне. Зампредседателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) рассказал РИА Новости, как осмысливает этот юбилей Русская православная церковь. Беседовал Сергей Стефанов.

— Отец Серапион, 400 лет — это, конечно, серьезная дата; может быть, повод что-то переосмыслить или на что-то взглянуть по-новому. Как вы спустя столетия оцениваете личность протопопа Аввакума, его вклад в отечественную историю и культуру, в историю Церкви? Могут ли предстоящие юбилейные мероприятия стать неким дополнительным импульском к сближению между верующими РПЦ и старообрядцами?

— Мне трудно увидеть в протопопе Аввакуме фактор сближения Русской православной церкви и старообрядцев, поскольку именно протопоп Аввакум был человеком, который в наиболее обнаженной форме показал те различия, которые нас разделяют. Собственно говоря, его оценка церковных реформ патриарха Никона была крайне отрицательной, и, насколько мне известно, он сохранил это мнение до конца своей жизни и отдал свою жизнь за свои взгляды.

А что касается оценки личности, то, с одной стороны, протопоп Аввакум является одним из деятелей раскола XVII века: он был чрезвычайно предан и верен древлеправославным традициям и крайне отрицательно — в очень жесткой, неподцензурной форме — высказывался в отношении этих реформ, наследницей которых является Русская православная церковь.

22 марта 2017, 11:00

Митрополит Корнилий: приятно знать, что президент соблюдает Великий пост

Вместе с тем, протопоп Аввакум является очень яркой исторической фигурой, писателем. Его «Житие» вошло в историю русской литературы. Сегодня в нашей стране празднуют юбилеи самых разных исторических деятелей, и вовсе не обязательно, что культурное значение того или иного исторического деятеля коррелирует с отношением к нему православной церкви.

Например, Лев Толстой был отлучен от Церкви, — и вместе с тем, очень многие православные любят его читать и считают его великим писателем. И в этом нет противоречия. То есть, отношение человека к Церкви и его вклад в русскую культуру — это немного разные понятия.

— Совсем скоро мы будем отмечать еще один юбилей – 10-летие воссоединения Русской православной церкви и Русской православной церкви за границей. Хотя еще в 1990-е годы в это мало кто верил. Возможно ли, чтобы что-то подобное произошло и здесь, вы видите какие-то предпосылки?

— Русская православная церковь Московского патриархата и Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) были разделены политическими событиями. То есть, между нами не было никаких ни богословских, ни обрядовых различий. Существовали, конечно, какие-то культурные расхождения, в менталитете, но нас разделяла история и отношение к русской истории XX века. Прошли десятилетия, и с обеих сторон осознали, что нас объединяет больше, чем разъединяет. Хотя часть представителей РПЦЗ так и не воссоединилась, наиболее радикальные группы.

А что касается гипотетического воссоединения со старообрядцами, то, конечно, мы все помним слова Христа: «Да будут все едино», и сознаем, что единство Церкви является важной целью для всех нас. Но при этом мы понимаем реальность: в отличие от РПЦЗ, здесь более существенные разделения, и они связаны, прежде всего, с различием обрядов.

И если для Русской православной церкви эти различия не столь существенны — в нашей Церкви есть общины (единоверческие — ред.), которые служат по тому же самому обряду, за который ратовал протопоп Аввакум и который существует в Русской старообрядческой церкви, — то для старообрядцев наш обряд, реформированный при патриархе Никоне, является абсолютно неприемлемым. И ко всем тем отличиям, которые существуют, они относятся очень серьезно.

24 марта 2017, 12:31

Минкульт: государство не будет инициировать сближение старообрядцев и РПЦ

Также и у нас есть свое отношение к каким-то аспектам жизни старообрядческой церкви, ее канонической истории… Но когда мы говорим об объединении, мы должны понимать: с кем объединяться? Старообрядчество не представляет собой единого целого. И если РПЦЗ была целостное объединение — в общем-то, уже на подходе к объединению с нами она стала дробиться и продолжает дробиться до сих пор, — то даже если теоретически представить, что некая часть старообрядцев войдет в общение с РПЦ, другая часть это может не признать и, скорее всего, не признает. И в любом случае, эта рана раскола останется.

Впрочем, такое объединение, так или иначе, уже имело место в истории. По существу, еще в синодальный период старообрядцам было разрешено присоединяться к православной церкви на правах единоверия. То есть, они сохраняли свой старый обряд, но принимали духовенство, рукоположенное в православной церкви, и признавали ее иерархию.

А впоследствии были сняты и те «клятвы» на старые обряды в Русской церкви, и сейчас ничто не препятствует в РПЦ существовать старообрядным приходам. Есть патриаршая комиссия по старообрядческим приходам, они действуют в разных епархиях нашей страны — есть они и в Москве, и в Московской области, и в других регионах. Это та часть старообрядцев, которая, сохраняя свою древлеправославную идентичность, вместе с тем, является чадами Русской православной церкви и принимает ее священство, и рукоположено в РПЦ.

22 марта 2017, 10:48

Старообрядцы пригласили Путина посетить Рогожскую слободу

А другие старообрядческие согласия не признают нашу Церковь. Есть очень много старообрядческих объединений, крупнейшее из них — Русская православная старообрядческая церковь, которую возглавляет митрополит Корнилий; но есть и другие старообрядческие церкви. Даже от той церкви, которую возглавляет митрополит Корнилий, отделялись в свое время различные группы. Есть старообрядцы, которые вообще не признают священство, — беспоповцы, или поморцы, федосеевцы… То есть, старообрядчество — это очень широкое пространство религиозных номинаций, и часто различий внутри них самих значительно больше, чем между ними и нашей Церковью, — с нашей точки зрения.

А с их точки зрения, следование старому обряду — это главный критерий идентичности, и они полагают, что именно наша Церковь должна вернуться к тому обряду, который был до Никона.

— Но это, надо понимать, исключено?

— Вы понимаете, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и мы вовсе не собираемся отказываться от всей нашей культуры, традиции, от нашего духовного наследия, которое включало в себя жизнь великих святых — таких, например, как Серафим Саровский.

То, что люди об этом говорят, означает, что им небезразличны те церковные разделения, которые существуют в нашем народе. И мы все на каждой литургии молимся о единстве христиан… То, что я вам сказал — это человеческое мнение. А Господь, может быть, как-то по-другому все это видит и каким-то образом все устроит.

И последнее: соединение разделенных людей, христиан не обязательно приурочивать к каким-то юбилеям. Я думаю, что это дело другой перспективы.

Enduring Word Bible Commentary Аввакум Глава 2

A.

Гордые обличены.

В отношении контекста Аввакум 2:1 рассматривается в конце комментария на Аввакума 1.

1. (2-3) Подготовка к ответу: как опубликовать видение.

Тогда Господь ответил мне и сказал:

«Напиши видение
И сделай его просто на скрижалях,
Чтобы мог бежать читающий.
Для видения есть еще в назначенное время;
Но в конце заговорит и не солжет.
Хотя он медлит, подождите его;
Потому что оно обязательно придет,
Оно не замедлит».

а. Запишите видение и сделайте его понятным : Бог сказал Аввакуму записать это время «вопросов и ответов» для пользы других – чтобы он мог бежать, кто его читает . Откровение Аввакума было не только для него самого, но и для укрепления других. Те, кто прочтет ее, добьются быстрого прогресса ( может заменить ), но они не смогли бы добиться такого прогресса, если бы Аввакум не сделал простым .

я. Аввакум сначала должен был увидеть видение . Проповедник не может заставить кого-то другого увидеть то, чего он сам не видит.

ii. Тогда Аввакум должен был объявить об этом . Проповедник должен делать все, что в его силах, чтобы сделать Слово Божие известным, и сделать его известным всеми возможными способами.

III. Аввакум должен был сделать его известным как навсегда, насколько это возможно — ему сказали написать видение . Проповедник должен делать все возможное, чтобы оказывать постоянное влияние на своих слушателей.

iv. Аввакум должен был сделать просто . Проповедник должен провозглашать Божью истину как можно яснее. «Я иногда думал, что некоторые служители считали своим долгом сделать сообщение более подробным, дойти до самой сути предмета и взболтать всю грязь, которую они могли там найти, до тех пор, пока вы не могли ни увидеть их, ни могли ли они вообще видеть свой собственный путь…. Они рассказывают людям обо всех трудностях, которые они обнаружили в Библии, о которых большинство их слушателей никогда бы не услышали, если бы их служители не рассказали им». (Сперджен)

v. Аввакум должен был сделать его практическим чтобы он мог бежать, кто его читает . Здесь сказано не «чтобы тот, кто бежит, мог прочитать это», а «, чтобы мог бежать тот, кто читает это ». , опережающие — активность и прогресс — исходят из Слова Божьего. Проповедник должен стремиться к тому, чтобы Божья истина соотносилась с реальной жизнью тех, кто слушает.

б. Ибо видение относится к назначенному времени. : Аввакум говорил с возрастом, превосходящим его собственный. Вавилонское завоевание станет очевидным не в его дни, а в будущем.

2. (4-8) Бог знает, как обращаться с гордыми.

«Вот гордый,
Душа его неправа в нем;
А праведник верою жив будет.
Действительно, за то, что он вином грешит,
Он человек гордый,
И дома не сидит.
Потому что он расширяет свое желание, как ад,
И он подобен смерти, и не может быть удовлетворен,
Он собирает к себе все народы
И нагромождает себе все народы.
Не все ли они возвысят о Нем поговорку,
И насмешливую загадку над ним, и скажи:
‘Горе тому, кто умножает
Что не его – доколе?
А тому, кто обременяет себя многими залогами?
Не восстанут ли вдруг ваши кредиторы?
Не пробудятся ли те, кто угнетает вас?
И ты станешь их добычей.
За то, что ты ограбил многие народы,
Весь остаток народа ограбит тебя,
Из-за человеческой крови
И насилия земли и города,
И всех, кто в нем обитает.

а. Вот гордые : Аввакум недоумевал, почему Вавилон — народ еще более грешный, чем Иудея, — будет использован для суда над Иудеей. Отвечая пророку, Бог сначала заверил его, что Он видел гордого , и знал, что душа его не права в нем .

я. Гордость повсюду и принимает всевозможные формы.

· Вот богатый человек, гордится тем, что имеет.

· Есть бедняк, гордящийся своей «честью» иметь меньше.

· Вот талантливый человек, гордящийся тем, что он может сделать.

· Есть малоталантливый человек, гордящийся своим трудолюбием.

· Вот религиозный человек, гордящийся своей религией.

· Есть неверующий, гордящийся своим неверием.

· Вот человек из истеблишмента, гордящийся своим положением в обществе.

· Есть контркультурный человек, гордящийся своим статусом «изгоя».

· Вот ученый человек, гордящийся своим умом и ученостью.

· Вот простой человек, гордящийся своей простотой.

ii. «Если есть вселенский грех, то это он. Где его не найти? Ищите среди самых высоких и возвышенных мест в мире, и вы найдете его там; а потом пойди и поищи среди самых бедных и несчастных, и ты найдешь его там. В лохмотьях нищего может быть столько же гордости, сколько в мантии принца; и блудница может быть гордой, как образец целомудрия. Гордость — странное существо; он никогда не возражает против своего жилья. Ей будет достаточно комфортно жить во дворце, и она будет так же легко жить в лачуге. Есть ли человек, в сердце которого не таится гордость?» (Сперджен)

III. Гордость может быть особенно опасна среди народа Божьего. Однажды к Джону Баньяну после проповеди подошел человек и сказал ему, какую замечательную проповедь он прочитал. — Ты опоздал, — ответил Баньян. «Дьявол сказал мне это до того, как я сошел с кафедры». Сатана может сказать молящемуся брату гордиться своей способностью молиться, подрастающему брату гордиться своим ростом и даже смиренному брату гордиться своим смирением.

iv. « Где бы ни находилась гордость, она всегда ненавистна Богу. Почему! гордость ненавистна даже людям. Мужчины не выносят гордого человека; и поэтому гордый человек, у которого еще остался хоть какой-то разум, часто видит, что это так, и потому старается притворяться скромным. Он будет казаться скромным, когда на самом деле это не так, если у него есть подозрение, что все вокруг него не возлюбят его, если узнают, что он горд. Но Бог не терпит гордыни; часть его повседневных дел — усмирение гордых». (Сперджен)

б. Но праведный будет жить своей верой : В отличие от гордого , есть просто . Принцип их жизни вера , а не гордыня, обращенная к себе. Истинная вера смотрит вне себя на Господа Бога, тогда как гордыня всегда смотрит на себя.

я. Это краткое высказывание пророка Аввакума является одним из самых важных и наиболее часто цитируемых ветхозаветных высказываний в Новом Завете. Павел использовал его, чтобы показать, что просто живут верой , а не законом. Быть под законом — не лучший способ быть найденным просто перед Богом, только живущий верой.

ii. Если вы объявлены просто – то есть одобрены – перед Богом вы приняты благодаря родству веры . Если вся ваша жизнь состоит в том, чтобы жить по закону, тогда Бог не находит вас одобренным.

III. На иврите важная часть стиха состоит всего из трех слов: «оправданный человек», «верой своей» и «будет жить». Каждое слово в Аввакума 2:4 важно, и Господь трижды цитирует его в Новом Завете только для того, чтобы раскрыть всю полноту смысла

· Римлянам 1:17 является комментарием к оправданному человеку – « праведный будет жить верою».

· Евреям 10:38 — это комментарий к вере — «Праведный жив будет верой ».

· Галатам 3:11 является комментарием к христианской жизни – «Праведный будет жить верой».

iv. До своего смелого заявления об истине Евангелия Мартин Лютер был монахом-августинцем. Будучи монахом, он отправился в паломничество в Рим и, пересекая Альпы, смертельно заболел. Когда он лежал больной, он чувствовал сильное смятение, как физическое, так и духовное, и на ум пришел стих, который прежде касался его: Праведный будет жить своей верой , из Римлянам 1:17 и Аввакума 2:4. Когда Лютер выздоровел, он отправился в Рим и занимался туристическими делами, как и все паломники. Однажды он пришел в церковь Святого Иоанна Латеранского, где есть лестница, якобы ведущая из зала суда Пилата. У паломников был обычай подниматься по этой лестнице, но никогда не на ногах — они мучительно поднимались по ступенькам на коленях, произнося молитвы и целуя ступени, куда, как считалось, падала кровь Иисуса. Сюда пришел Лютер и стал поступать так же, как и все паломники, потому что папа обещал индульгенцию всем, кто поднимался по ступенькам на коленях и читал молитвы. Делая это, Лютер вспомнил слова из Послания к Римлянам, цитируя Аввакума: Праведный будет жить своей верой . Говорят, что когда он вспомнил об этом, то остановился, встал, спустился и пошел прямо домой в Германию. Некоторые говорят, что Реформация началась на этой лестнице.

v. «Прежде чем эти слова ворвались в мой разум, я возненавидел Бога и гневался на него за то, что, не довольствуясь тем, что устрашаю нас, грешных, законом и невзгодами жизни, он еще более усугублял наши мучения Евангелием. Но когда Духом Божьим я понял эти слова: «Праведный верою жить будет!» «Праведный верою жить будет!» — тогда я почувствовал себя рожденным свыше, как новым человеком; Я вошел через открытые двери в самый Рай Божий». (Лютер, цит. по Boice)

VI. Мы призваны жить верой и ничем иным.

· Некоторые христиане живут преданностью.

· Некоторые христиане живут делами.

· Некоторые христиане живут чувствами.

· Некоторые христиане живут по обстоятельствам.

Каждое из них бессмысленно и возможно опасно без веры.

в. Он расширяет свое желание, как ад, и он подобен смерти, и не может быть удовлетворен : Бог видит гордого человека и как гордого человека не может быть выполнено . Тот, кто провозглашается праведным верой, удовлетворен, а гордый продолжает цепляться.

д. Поскольку ты ограбил многие народы, весь остаток народа ограбит тебя : Здесь Бог заверил Аввакума, что Он знает, как обращаться с такими народами, как Вавилон. Он пообещал вавилонянам, что так же, как они ограбили многие народы , так однажды другие ограбят их.

я. Вавилоняне были прекрасным примером гордых людей, восставших против тех, кто верой объявлял себя праведными, и Аввакум мог утешаться тем, что Бог разберется с ними.

ii. «Непосредственная ценность этого слова заключалась в том, что Аввакум узнал, что использование Богом халдеев не означает постоянную власть этого злого народа». (Морган)

B. Четыре беды, чтобы заставить замолчать грешного человека.

1. (9-11) Горе жадным.

«Горе тому, кто позарится на зло для дома своего,
Чтоб устроить высоко гнездо свое,
Чтоб от силы беды избавился!
Ты даешь постыдный совет своему дому,
Истребляешь многие народы,
И грех против твоей души.
Ибо камень из стены возопиет,
И ответит ему бревно из бревен.

а. Горе тому, кто жаждет зла ​​для своего дома : Бог обратился к жадному человеку и сказал ему, что он созрел для суда. Жадный человек делал все возможное, чтобы защитить себя ( устроил свое гнездо на высоте ), но все его попытки защиты ни к чему не привели.

б. Ты …грешишь против своей души : Жадный человек думает только о выгоде, но в конце концов теряет свою душу. Притча Иисуса в Луки 12:16-21 является прекрасным примером жадного человека, согрешившего против своей собственной души .

в. Ибо камень будет кричать из стены : Аввакум изобразил прекрасный дом, построенный жадным человеком, но сами камни дома будут кричать из стены против жадности человека.

2. (12-14) Горе буйным.

«Горе тому, кто строит город на кровопролитии,
Кто строит город на беззаконии!
Вот, разве это не от Господа Саваофа
Что народы трудятся, чтобы накормить огонь,
И напрасно изнуряют себя народы?
Ибо земля наполнится
Познанием славы Господней,
Как воды наполняют море».

а. Горе тому, кто строит город на кровопролитии : Господь был не только недоволен жадным человеком, Он также объявил горе буйный мужчина.

б. Земля наполнится познанием славы ГОСПОДА : Жестокий человек думает, что его сила дает ему право злоупотреблять другими ради своей выгоды. В качестве исправления и порицания ГОСПОДЬ напомнил буйному человеку Его окончательную победу.

3. (15-17) Горе пьяному.

«Горе тому, кто напоит ближнего своего,
Прижав его к твоей бутылке,
Даже чтобы сделать ему пьяному,
Чтоб посмотреть на его наготу!
Вы полны стыда вместо славы.
Ты тоже – пей!
И выставиться необрезанным!
Чаша десницы Господней обратится против тебя,
И позорит славу твою.
За насилие над Ливан покроет тебя,
И грабеж зверей которого напугал их,
Из-за человеческой крови
И насилия земли и города,
И всех, кто в нем обитает.

а. Горе тому, кто напоит ближнего своего. … Ты тоже – пей! Через пророка Аввакума Господь запретил и пьяницам, и тем, кто способствовал пьянству. Хотя они думали, что алкоголь улучшает их самочувствие, Бог справедливо говорит, что они были полны стыда, а не славы .

я. В Ефесянам 5:18 апостол Павел назвал пьянство распутством ; пьянство это тратить ресурсов, которые должны быть представлены Иисусу. Джон Трапп пишет о том, что он пьет «все три выхода» — «то есть эль из котелка, деньги из кошелька и остроумие из головы» (комментарий Траппа к Галатам 5:21).

ii. Ущерб от пьянства выходит за рамки самого действия и того, какое влияние оно оказывает на жизнь и семью. В 1990-х годах было зарегистрировано, что ежегодно в Соединенных Штатах алкоголь был причиной почти 100 000 смертей (25 000 только из-за пьяных водителей), 6 миллионов несмертельных травм и более 100 миллиардов долларов экономических потерь, таких как безработица и потеря производительности.

б. Чаша десницы Господней обратится против тебя : Пьяные и пьянствующие любили свою чашу, полную питья; теперь Бог обещает им чашу , чашу суда и справедливое возмездие за их грех.

4. (18-20) Горе идолопоклоннику.

«Какая польза от истукана, что его создатель должен высечь его,
Образ лепного, учитель лжи,
Чтобы уверовал в него создатель его слепка,
Чтобы сделать немых идолов?
Горе тому, кто говорит дереву: «Пробудись!»
Безмолвному камню: «Вставай! Она научит!»
Вот, она обложена золотом и серебром,
Но в ней совсем нет дыхания.
Но Господь во святом храме Своем.
Да молчит пред Ним вся земля».

а. Горе тому, кто скажет дереву: «Вставай!» Покончив с жадным, буйным и пьяным, Бог обратился к идолопоклоннику, который относился к неодушевленным предметам так, как будто в них есть жизнь и разум.

б. В нем совсем нет дыхания. Но Господь находится в Своем святом храме : В отличие от безжизненных идолов, Господь был жив и здоров в Своем святом храме . Глупость идолопоклонника будет разоблачена величием живого Бога.

я. Через все это, точка доказана. Аввакум не мог понять, почему Бог судил грешный народ (Иуду) еще грешным народом (Вавилоном). И все же Бог напоминает Аввакуму о Своей мудрости и силе и о Своей окончательной победе над нечестивыми. Бог знал, что Вавилон полон гордых, жадных, буйных, пьяниц и идолослужителей, и Господь знал, как поступить со всеми ними. 9 [email protected] Я выступил с докладом в приходской гимназии. Толпа терпеливых родителей, ерзающих детей и пожилых людей, которым нечем заняться зимним утром, сидела передо мной на складных стульях из холодного металла. Были ли эти люди предупреждены, что меня пригласили комментировать адвентистские чтения? Это казалось безнадежным заданием: не та аудитория в неудобном месте. Может быть, они тайно пришли за кофе и печеньем. Я начал с того, что заявил, что Исайя — любимый всеми пророк, наш провидец на период ожидания. Внезапно я добавил: «Не похоже, чтобы конкуренция была большой. Никто точно не поддерживает Аввакума». Из глубины комнаты раздался голос. «Я!» заявила женщина средних лет. «Аввакум мой парень!»

Я назвал женщину Аввакумом, и до конца утра мы обсуждали вопросы дуэльного пророчества. Она была отличным видом спорта, и это сделало игру более увлекательной для всех. Но позже, вернувшись домой, я недоумевал, как можно восхищаться таким малоизвестным еврейским пророком, как Аввакум. Он появляется в нашем лекционарии только дважды — в осеннее воскресенье каждые три года и в летнюю субботу раз в два года, а это значит, что в некоторые годы мы вообще не слышим о провидце со смешным именем.

Самое интересное, что оба раза Аввакум появляется, это почти один и тот же отрывок: разные стихи из Главы 1 Книги Аввакума в паре с теми же стихами из Главы 2. Это несправедливо, учитывая, что этот пророк имеет только две попытки поговорить с нами . Может быть, мы не так много потеряли. Пророчества Аввакума состоят всего из трех глав, а это значит, что вы можете довольно быстро стать знатоком его писаний. Не так обстоит дело с Исайей, чья мысль охватывает 66 глав. Для сравнения, Аввакум — человек, который доходит до сути.

Чем больше я думал о своем новом друге Аввакуме там, на морозном севере — возможно, самом большом поклоннике церкви странного маленького пророчества, — тем больше я задавался вопросом, не упустил ли я что-то. В конце концов, эта провидица интригует по многим причинам. Аввакум — редкий пророк, который «самозваный»: инициирует божественный разговор, а не наоборот. И с самого начала ясно, что он злится на Бога — по всем правильным причинам. Поколение Аввакума полно насилия и плохих актеров. Почему Бог допускает это? Если Бог бесконечно силен и справедлив, почему бы не остановить плохих парней на их пути и не воплотить мир в реальность, за то, что они громко кричали? Аввакум громко плачет.

Конечно, в каждом поколении есть своя доля насилия и плохих актеров. В какой-то день вы или я могли бы довольно хорошо подражать Аввакума в наших личных мыслях. Почему божественная справедливость позволяет Владимиру Путину вторгнуться в Украину? Почему практически любой может взять в руки пистолет и стрелять в случайных незнакомцев? Почему Бог так спокоен перед лицом зла, когда даже такие грешники, как мы, можем видеть, что небольшое наказание злодеев время от времени было бы полезно?

Аввакум обвиняет Бога в нерадивости: «Почему ты просто смотришь на зло?» (1:3, НАБРЕ). Он прямо говорит Богу, что божественный закон «оцепенел», поскольку ничего не меняет. Это находит отклик в такой нации, как наша, чьи лидеры праведно проповедуют Десять заповедей публично, но редко их соблюдают. Злой час, кажется, не имеет соперника.

Бог не возражает. В обескураживающем ответе пророку Бог соглашается, что все плохо и будет еще хуже. Нас ждет еще больше насилия. Что особенно любопытно, так это то, что Бог не наказывает и даже не ругает Аввакума за его дерзкие нападки на божественную справедливость. Не игнорирует его и Бог. Бог вовлекается в разговор и, кажется, готов дать место прямолинейному человеку, пылающему вопросами и жалобами.

Этот откровенный обмен мнениями имеет аналоги в других местах Библии. Моисей разделяет такие отношения с Богом: дружба, которая ценит и уважает право говорить, не подвергая цензуре содержание. Иов также обращается к божественному без всякого фильтра, допрашивая Бога в одну минуту и ​​обвиняя Бога в следующую. На самом деле, большинство книг о мудрости в Библии — вспомните Иова, Екклесиаста, Псалтирь, Сираха и Книгу Премудрости — демонстрируют замечательную готовность подвергать сомнению общепринятые религиозные учения и задаваться вопросом, не является ли ошибкой принятие того, что нам говорят, особенно когда это не соответствует нашему опыту.

Что странно в Аввакуме, так это то, что его возражения, кажется, находятся не в той части Библии. В конце концов, у Моисея были уникальные отношения с Богом, не имеющие себе равных в еврейских писаниях. Он и Бог проводят вместе 40 лет, таща через пустыню крайне отказывающихся от сотрудничества израильтян. Можно возразить, что это дает Моисею возможность высказать свое мнение. А традиция Мудрости — это отдельное писание. Эта литература, поздно пришедшая к библейской стороне за века до Иисуса, существует именно для того, чтобы переосмыслить старое учение в новом свете.

Тем временем у Пророчества есть другие проблемы. Пророк – это глашатай Бога. Пророки передают Божьи слова лидерам народа. Им не поручено подвергать сомнению божественное суждение или предстать перед Богом из-за того, что выше их уровня заработной платы. Аввакум, по сути, пророк, который сомневается, как писатель Мудрости, и говорит, как Моисей. Он анахроничен в обоих направлениях сразу. Только пророк Иеремия в своих разглагольствованиях и стенаниях так обдуманно избегает своей роли и жанра.

Бог делает странное предложение Аввакуму: видение, которое содержит пять горестей. Библейские беды — это не то, на что можно чихнуть. Это проклятия, которые сбудутся, если мы перейдем точку невозврата в своем поведении. Беда направлена ​​против высокомерных, самонадеянных, жестоких, декадентских и идолопоклонников соответственно. Мы все можем составлять списки людей, которых можем отнести к этим группам, но давайте не будем забывать, каким образом наше эго, мысли, слова, образ жизни и ценности делают нас подходящими для подобных суждений. Эти беды демонстрируют то, что еврейский ученый Авраам Джошуа Хешель описывает как тайну Божьего гнева, которая занимает центральное место в книге. Аввакум может сильно злиться на несправедливость, но это не идет ни в какое сравнение с божественным гневом за то, что происходит с беззащитными в нашем мире.

Здесь я начинаю ценить свою подругу со Среднего Запада Аввакума и то, почему она страстно относится к этим пророчествам. Аввакум — это разрушитель традиций во всем. Он говорит до того, как с ним заговорят. Он пророк, выступающий против пассивности Бога. А потом он выбрасывает в окно многовековые заветы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts