Почему сломали симонов монастырь какие цели преследовала советская власть: Почему сломали Симонов монастырь? Какие цели преследовала власть, проводившая политику уничтожения памятников церковного

Разное

§ 4. Культура и её наследники . Обществознание. 8 класс

Задача урока. Уметь объяснять понятие культурное наследие.

Из недавнего прошлого. Ломали Симонов монастырь в Москве. Взрывали древние постройки. Зачем? У власти, отдавшей приказ об уничтожении монастыря, были свои «объяснения». «Монастырь – это религия, – говорили новые вандалы, – религия – это опиум, яд, а источники яда надо сокрушить».

В Симоновом монастыре были могилы известных русских литераторов Сергея Тимофеевича и Константина Сергеевича Аксаковых, поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова. Взорвали бы и могилы, но нашлись люди, которые решили прах деятелей отечественной культуры перенести на Новодевичье кладбище. Могилы вскрыли. В первом гробу оказались хорошо сохранившиеся кости скелета. Корень березы, выросшей над могилой Аксаковых, пророс через левую часть груди в области сердца…

«Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим», – писал А.  С. Пушкин. Ненависть к прошлому подобна презрению к своим предкам – бабушкам и прабабушкам, дедушкам и прадедушкам. Эта мысль кажется очевидной. Но существуют, к сожалению, и другие представления: всё прошлое («мир насилья») надо уничтожить, чтобы построить «новую жизнь». Они и лежали в основе политики, последовательно проводившейся после 1917 г.


Культуре России был нанесён громадный урон. Разрушено бессчётное количество памятников истории, архитектуры. Особенно пострадали культовые сооружения: церкви, мечети, костёлы, синагоги, пагоды, монастыри. В 1920–1930-е гг. под предлогом приобретения средств на индустриализацию страны были за бесценок проданы на Запад многие сокровища Эрмитажа, других музеев. Это были картины, скульптуры, ювелирные изделия. На мировой рынок поставляли церковную утварь, антикварные книги. Известный американский миллиардер Арманд Хаммер создал свой первоначальный капитал на спекуляции художественными ценностями, вывезенными из России в 1920-е гг.

Наследники культуры. Увы, и сегодня есть люди, готовые снести старинное здание, церковь, чтобы на их месте построить очередной офисный или торгово-развлекательный центр или жилой высотный дом. Обычным явлением в недавнем прошлом были склады, конторы или клубы, расположенные в церковных зданиях. Сейчас, к счастью, многие из них переданы церкви.

В нелёгком положении оказались библиотеки. Крупнейшие книгохранилища влачат жалкое существование, горят, их постоянно заливает водой. О том, насколько остра проблема книгохранилищ, свидетельствовал, например, такой факт: академик Д. С. Лихачёв пригрозил уйти из Академии наук, только после этого архиву Пушкинского Дома предоставили благоустроенное здание. Но этот пример говорит и о том, что даже один человек (особенно столь известный и уважаемый) может многое сделать для сохранения отечественной культуры. Мы все – её наследники.

К. Росси. Михайловский дворец (сейчас Государственный Русский музей)

Всё, что создано народом за многовековую историю – песни и сказки, былины и предания, обычаи и традиции, творения мастеров и умельцев, зодчих и скульпторов, поэтов и писателей, мыслителей и учёных, художников и композиторов, все открытия, изобретения и духовные озарения гениев, все подвиги героев, – является бесценным достоянием культуры. Это и есть культурное наследие.

В культуре прошедшего живут ум и душа, дух и талант наших предков. Мы наследуем всё лучшее, что ими создано: вековую энергию светлого добра, справедливости, чести, разума, нерушимого жизнелюбия, верности земле отцов. Только от нас зависит, сумеем ли мы сберечь и приумножить доставшиеся нам богатства или растратим их, пустим по ветру.

Научимся ли мы уважению к минувшему, к культуре? Ведь культура – это наша общая память, наши истоки и наши корни. И может ли стать человеком существо беспамятное, без роду и племени?

Н. Г. Чернышевский писал: «Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и, так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить».

* * *

• Вопросы и задания к параграфу

1. Почему сломали Симонов монастырь? Какие цели преследовала советская власть, проводившая политику уничтожения памятников церковного искусства?

2.  Объясните слова А. С. Пушкина о том, что «дикость не уважает прошедшего».

3. Можно ли создать новую культуру, разрушив до основания старую? Своё мнение аргументируйте.

4. Что изменилось в отношении к культуре в последние годы? В чём причины беспокойства и тревоги о её судьбе? Приведите примеры из жизни.

5. Как вы думаете, почему нужно беречь культуру?

6*. Что может сделать каждый человек для сохранения культуры? Что сделали вы или что собираетесь сделать для этого?

7*. Проанализируйте мнение Н. Г. Чернышевского.

8. Дайте определение понятия «культурное наследие». Перечислите, что входит в него.

• Обсудите на уроке

Настал срок, когда кто-то должен признать во всеуслышание, что не надо было разрушать пресловутый старый мир до неандертальского уровня (Л. М. Леонов, русский писатель).

В каждом из нас живёт Бог. Ничто так не удерживает человека от зла и помогает делать доброе, как память об этом (Л. Н. Толстой).

Учёный – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил себе все самые распространённые в его время знания и приёмы; просвещённый – тот, кто понимает смысл своей жизни (Л. Н. Толстой).

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце (У. Теккерей, английский писатель).

• Задания для самостоятельной работы

1. Французский академик Жан д’Ормессон сказал в интервью российской газете: «Что мы имеем на Западе? Хлеб, вино, возможность путешествовать, пенсионное обеспечение, деньги… Но мы оскудели, разрушились духовно. А вы обладаете той духовной мощью, которую мы в значительной мере утратили… Именно мы, так упорно ратовавшие за духовные и интеллектуальные ценности, именно мы погрязли в материализме, а вы – люди, исповедовавшие марксизм, стали носителями духовной энергии. Необычайная ситуация». Прав ли, с вашей точки зрения, академик? Что помогает россиянам сохранять духовную энергию, культуру?

2. Тем, кто предлагает восстанавливать разрушенные храмы, часто возражают: у нас сотни тысяч людей не защищены от техногенных и экологических катастроф, от последствий жесточайшего финансового кризиса, не решена жилищная проблема, а вы со своими храмами! Что бы вы ответили критикам?

3*. «До революции только журналов на татарском языке выходило тридцать пять наименований, а с 1918 по 1930 г. к ним добавилось еще тридцать семь… Издавались они, кроме Казани, в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Свердловске, Уфе, Астрахани, Оренбурге, Стерлитамаке… А сегодня в этих городах да ещё в почти пятидесяти регионах страны компактно живут более пяти миллионов татар, но давно уже там журналы на татарском языке не издаются», – пишет Р. Харис. Охарактеризуйте политику в отношении национальных культур до 1930 г. и в современный период. Приведите последние данные, используя ресурсы Интернета и дополнительную литературу.

4. Один из культурных памятников, пострадавших от пренебрежения и безденежья, – Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье, шедевр русского зодчества. Что уже предпринимается, что бы вы предложили предпринять для спасения этой жемчужины нашей истории и культуры?

5. Поинтересуйтесь и расскажите, как обстоит дело с восстановлением храмов в вашей местности.

6. Подготовьте фотовыставку о культуре вашего края, города и сделайте небольшое выступление в классе.


• Работа с текстом

Прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На изгаженном, вытоптанном месте не вырастить любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своём славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить своё брюхо (И.  А. Ефремов, русский писатель).

• Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Возможна ли нравственность без веры в Бога?

2. Почему люди уничтожают памятники истории и культуры?

3. Культура – это память.

4. Язык и культура.

5. Диалог культур: вражда или взаимное обогащение?

6. Моё участие в возрождении культуры.

• Словарь урока

Вандалы – это германский племенной союз (вспомните из курса всеобщей истории). В 455 г. разграбили Рим, уничтожив многие памятники античной культуры. Переносное значение: разрушители, осквернители.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства.

Культовый – относящийся к религии, религиозной обрядности.

Материализм – философское направление, которое исходит из того, что основой мира является объективная, вечная материя и что сознание, дух есть свойство высокоорганизованной материи.

Палеонтолог – учёный, занимающийся изучением ископаемых (доисторических) животных и растений.

Пушкинский Дом – Институт русской литературы (ИРЛИ). Основан в 1905 г. в Петербурге как хранилище пушкинских рукописей и центр пушкиноведения. Крупнейшее исследовательское учреждение по изучению истории русской литературы с древнейших времён до наших дней.

Татьяна Никитина — Обществознание. 8 класс » Страница 6 » Онлайн книги всех жанров читать бесплатно

Узнайте подробнее об их деятельности и сделайте для памяти краткую запись о заслугах каждого из них в свою записную книжку (дневник).

• Работа с текстом

В истории каждый культурный подъём был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к Античности? По крайней мере больших, эпохальных обращений было четыре: при Карле Великом, при династии Палеологов в Византии, в эпоху Ренессанса и вновь в конце XVIII – начале XIX в.

Знала несколько обращений к Древней Руси и послепетровская Россия. Были разные стороны в этом обращении. Открытие русской архитектуры и иконы в начале XX в. было в основном лишено узкого национализма и очень плодотворно для нового искусства…

У Пушкина память в поэзии играет огромную роль. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее «Воспоминание в Царском Селе», но в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике Пушкина, но и даже в «Евгении Онегине»…

Свои исторические произведения Пушкин также окрашивает долей личной, родовой памяти. Вспомните: в «Борисе Годунове» действует его предок Пушкин, в «Арапе Петра Великого» – тоже предок, Ганнибал.

Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство (Д. С. Лихачёв).

• Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Нужно ли быть культурным человеком?

2. Должно ли государство поддерживать культуру?

3. «Культуру – в массы!»: смысл и значение лозунга. Осуществился ли этот социалистический призыв?

4. Кому или чему я обязан всем хорошим в себе?

5. Нужна ли в современном обществе массовая культура?

• Словарь урока

Гуманизм (лат. человечный) – мировоззрение, утверждающее равенство, справедливость, милосердие, любовь, уважение, достоинство в отношениях между людьми; забота о благе каждого человека.

Демократия (греч. народ + власть) – народовластие, обеспечивающее свободу и равноправие граждан.

Ренессанс (Возрождение) – эпоха в культурном и идейном развитии Западной и Центральной Европы, отмечена интересом к античности, утверждением гуманизма в качестве основы культуры.

Эстетика (от греч. относящийся к чувствам) – наука о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном; учение об искусстве; красота, художественность чего-либо.

Этикет – принятые в обществе нормы поведения.

§ 4. Культура и её наследники

Задача урока. Уметь объяснять понятие культурное наследие.

Из недавнего прошлого. Ломали Симонов монастырь в Москве. Взрывали древние постройки. Зачем? У власти, отдавшей приказ об уничтожении монастыря, были свои «объяснения». «Монастырь – это религия, – говорили новые вандалы, – религия – это опиум, яд, а источники яда надо сокрушить».

В Симоновом монастыре были могилы известных русских литераторов Сергея Тимофеевича и Константина Сергеевича Аксаковых, поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова. Взорвали бы и могилы, но нашлись люди, которые решили прах деятелей отечественной культуры перенести на Новодевичье кладбище. Могилы вскрыли. В первом гробу оказались хорошо сохранившиеся кости скелета. Корень березы, выросшей над могилой Аксаковых, пророс через левую часть груди в области сердца…

«Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим», – писал А. С. Пушкин. Ненависть к прошлому подобна презрению к своим предкам – бабушкам и прабабушкам, дедушкам и прадедушкам. Эта мысль кажется очевидной. Но существуют, к сожалению, и другие представления: всё прошлое («мир насилья») надо уничтожить, чтобы построить «новую жизнь». Они и лежали в основе политики, последовательно проводившейся после 1917 г.

Культуре России был нанесён громадный урон. Разрушено бессчётное количество памятников истории, архитектуры. Особенно пострадали культовые сооружения: церкви, мечети, костёлы, синагоги, пагоды, монастыри. В 1920–1930-е гг. под предлогом приобретения средств на индустриализацию страны были за бесценок проданы на Запад многие сокровища Эрмитажа, других музеев. Это были картины, скульптуры, ювелирные изделия. На мировой рынок поставляли церковную утварь, антикварные книги. Известный американский миллиардер Арманд Хаммер создал свой первоначальный капитал на спекуляции художественными ценностями, вывезенными из России в 1920-е гг.

Наследники культуры. Увы, и сегодня есть люди, готовые снести старинное здание, церковь, чтобы на их месте построить очередной офисный или торгово-развлекательный центр или жилой высотный дом. Обычным явлением в недавнем прошлом были склады, конторы или клубы, расположенные в церковных зданиях. Сейчас, к счастью, многие из них переданы церкви.

В нелёгком положении оказались библиотеки. Крупнейшие книгохранилища влачат жалкое существование, горят, их постоянно заливает водой. О том, насколько остра проблема книгохранилищ, свидетельствовал, например, такой факт: академик Д. С. Лихачёв пригрозил уйти из Академии наук, только после этого архиву Пушкинского Дома предоставили благоустроенное здание. Но этот пример говорит и о том, что даже один человек (особенно столь известный и уважаемый) может многое сделать для сохранения отечественной культуры. Мы все – её наследники.

К. Росси. Михайловский дворец (сейчас Государственный Русский музей)

Всё, что создано народом за многовековую историю – песни и сказки, былины и предания, обычаи и традиции, творения мастеров и умельцев, зодчих и скульпторов, поэтов и писателей, мыслителей и учёных, художников и композиторов, все открытия, изобретения и духовные озарения гениев, все подвиги героев, – является бесценным достоянием культуры. Это и есть культурное наследие.

В культуре прошедшего живут ум и душа, дух и талант наших предков. Мы наследуем всё лучшее, что ими создано: вековую энергию светлого добра, справедливости, чести, разума, нерушимого жизнелюбия, верности земле отцов. Только от нас зависит, сумеем ли мы сберечь и приумножить доставшиеся нам богатства или растратим их, пустим по ветру.

Научимся ли мы уважению к минувшему, к культуре? Ведь культура – это наша общая память, наши истоки и наши корни. И может ли стать человеком существо беспамятное, без роду и племени?

Н.  Г. Чернышевский писал: «Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и, так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить».

* * *

• Вопросы и задания к параграфу

1. Почему сломали Симонов монастырь? Какие цели преследовала советская власть, проводившая политику уничтожения памятников церковного искусства?

2. Объясните слова А. С. Пушкина о том, что «дикость не уважает прошедшего».

3. Можно ли создать новую культуру, разрушив до основания старую? Своё мнение аргументируйте.

4. Что изменилось в отношении к культуре в последние годы? В чём причины беспокойства и тревоги о её судьбе? Приведите примеры из жизни.

5. Как вы думаете, почему нужно беречь культуру?

6*. Что может сделать каждый человек для сохранения культуры? Что сделали вы или что собираетесь сделать для этого?

7*. Проанализируйте мнение Н. Г. Чернышевского.

8. Дайте определение понятия «культурное наследие». Перечислите, что входит в него.

• Обсудите на уроке

Настал срок, когда кто-то должен признать во всеуслышание, что не надо было разрушать пресловутый старый мир до неандертальского уровня (Л. М. Леонов, русский писатель).

В каждом из нас живёт Бог. Ничто так не удерживает человека от зла и помогает делать доброе, как память об этом (Л. Н. Толстой).

Учёный – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил себе все самые распространённые в его время знания и приёмы; просвещённый – тот, кто понимает смысл своей жизни (Л. Н. Толстой).

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце (У. Теккерей, английский писатель).

Мать Серафима и восстановление Новодевичьего монастыря

Мать Серафима и восстановление Новодевичьего монастыря

Уоллес Л. Дэниел

Новодевичий монастырь в Москве дает прекрасную перспективу для рассмотрения обновления церкви в России. Эта перспектива во многом связана с историей замечательной женщины Варвары Васильевны Чичаговой, матушки Серафимы. Несмотря на большие трудности, матушке Серафиме удалось жить в рамках советской системы и приспособиться к ней, сохраняя при этом динамичную личную и внутреннюю религиозную жизнь. Ее личный путь во многом является микрокосмом истории Новодевичьего — борьбы за возвращение к своим корням, восстановление идентичности и переопределение роли церкви в российском обществе.

Многовековая история Новодевичьего

Новодевичий основан в первой четверти XVI века великим князем Василием III, отцом Ивана Грозного, в память о завоевании Москвой Смоленска в 1522 году. Монастырь служил главной крепостью на южное кольцо, соединяющее цепь других крепостей-монастырей (Андроневского, Данилевского, Донского, Новоспасского, Симоновского), построенных для защиты Москвы. Монастырь имеет толстые стены из красного кирпича с башнями, бойницами и бойницами. Стены образуют неправильный пятиугольник, длина которого составляет более 3000 футов. С самого начала главным сооружением монастыря был Смоленский собор — величественное, богато украшенное, прекрасно сложенное сооружение, которое сегодня является одним из наиболее хорошо сохранившихся в стране памятников архитектуры XVI—XVII веков. В соборе находится икона Божией Матери Смоленской Божией Матери, помещенная туда после поражения Смоленска.

Вскоре после основания Новодевичий стал придворным женским монастырем. К нему отправляли жен и дочерей великих князей — иногда добровольно, иногда насильно. Хотя женские монастыри, возможно, представляли собой места для контроля, они выполняли другую цель, которая для некоторых женщин представляла прямо противоположное. Эти женщины рассматривали монастыри как место, где они могли найти голос, который позволил бы им бросить вызов социально предписываемым ценностям либо через социальные действия, либо через рефлексивное письмо. Так было со многими русскими женщинами, поступившими в монастыри позже, в XIX в.го и 20 века: эти женщины искали альтернативные сообщества и способы оказания услуг нуждающимся людям — несчастным, неблагополучным, инвалидам, пожилым или обедневшим членам общества, которым некуда было идти. Таким образом, монастыри могли быть источниками силы, традиционными местами, а также средством, с помощью которого женщины могли создавать общины на низовом уровне, продвигаясь к личной свободе.

Помимо вклада Новодевичьего в становление Российского государства, он также стал местом действия ключевых событий русской истории. В Смоленском соборе 159 г.8 августа Патриарх провозгласил Бориса Годунова царем. В Смутное время (1598-1613) монастырь служил местом кровопролитных боев с польскими войсками. Первый царь Романов Михаил Федорович приказал восстановить монастырь после его повреждений в боях. В 1689 году Петр Великий заставил свою сводную сестру Софью постригнуться здесь в борьбе за власть, развернувшейся из-за восшествия Петра на престол. Позднее, когда в 1697 г. Петр совершил свое историческое первое путешествие в Западную Европу, семья Софьи попыталась захватить власть в результате мятежа под предводительством дворцовой стражи 9 .0019 (стрельцы). После провала восстания в октябре 1698 г. Петр расстрелял 772 участника, в том числе 193 казненных прямо под окнами Софьиной кельи в Новодевичьей Надпрудной башне. В 1724 г., больше в соответствии с благотворительной целью Новодевичьего, Петр Великий основал при монастыре приют, в котором к 1750 г. находилось около 250 девочек.

Таким образом, в историческом воображении Новодевичий стал местом, отношения которого с людьми были многогранны: монастырь играл важную роль в раннем историческом развитии России; это было место необычайной красоты и безмятежности; он служил крепостью, куда люди могли уходить в случае опасности; это было убежище для женщин во время несчастья. Эти многочисленные элементы были частью национальной памяти, и, хотя они могли быть подавлены, они не были уничтожены.

Знаковые захоронения

На двух кладбищах монастыря находятся могилы некоторых из самых известных политических и культурных деятелей России. Среди них герой наполеоновской войны Денис Давыдов; писатели Николай Гоголь, Антон Чехов и Михаил Булгаков; композитор Александр Скрябин; художники Исаак Левитан и Валентин Серов; философ Владимир Соловьев; театральный режиссер Константин Станиславский; и братья Третьяковы, Павел и Сергей, основатели знаменитой картинной галереи, носящей их имя. Хорошо представлен и советский период: поэт Владимир Маяковский; вторая жена Иосифа Сталина Надежда; Никита Хрущев; и Борис Ельцин.

Закрытие и повторное открытие

В то время как духовное влияние монастырей продолжало резонировать в национальной памяти, их физическое присутствие после 1917 года резко сократилось. Если в 1914 году в Российской империи действовало 1025 монастырей, то к 1929 году советское правительство закрыло их все, в том числе Новодевичий в 1926 году.

Только осенью 1994 года российские власти вернули церкви знаменитый женский монастырь. 13 октября матушку Серафиму приняли в Новодевичий, рукоположили и поручили восстановить его религиозную жизнь. 27 ноября 1994 года, через 72 года после его закрытия правительством, Новодевичий монастырь был официально вновь открыт.

Семейная история матушки Серафимы

Когда я впервые встретился с матушкой Серафимой летом 1995 года, она проработала начальником Новодевичьего почти семь месяцев. Ей было чуть за 80, а рост был всего около четырех футов десяти дюймов. Но ни одна из этих характеристик не свидетельствовала о жизненной силе и силе, которыми она явно обладала. Она встретила меня крепким рукопожатием и теплой улыбкой, и в ней сразу чувствовалось спокойное достоинство и самоуверенность, характеризующие человека образованного и глубоко духовного.

Мать Серафима достала из буфета семейный фотоальбом, в котором были фотографии ее родственников, в том числе нескольких дядей, которые служили российскому, а затем и советскому государству, прежде чем исчезнуть в трудовых лагерях. На одной из первых фотографий в альбоме ее отец стоит рядом с царем Николаем II и его семьей; в других ее дядя и родственники-мужчины были в военной форме дореволюционной российской армии. Она была явно связана не только с советским периодом, но и со старым русским дворянством и с некоторыми ключевыми событиями дореволюционной истории России.

Митрополит Серафим

Один из предков, адмирал Василий Яковлевич Чичагов, исследовал Северный Ледовитый океан по велению Екатерины Великой. Ее дед, Леонид Михайлович Чичагов, написал книгу о русской армии, которой матушка Серафима особенно интересовалась и гордилась. Этот труд объемом более 600 страниц посвящен личному участию царя Александра II в походах по Днепру во время русско-турецких войн. В возрасте 40 лет ее дедушка оставил службу в армии, чтобы поступить в церковь, готовясь учиться на священника. Это решение было вызвано смертью его жены в возрасте 36 лет. В 189 г.8 он принял монашеский постриг и получил имя Серафим в честь Серафима Саровского (1759-1833), жизнью и учением которого очень восхищался. В 1917 году он был возведен в сан митрополита, церемония состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. На одной из фотографий матушки Серафимы изображен ее дед, стоящий рядом с последним царем Романовых, Николаем II, и его семьей.

После хиротонии Леонид Михайлович служил в московском соборе на месте Ленинской библиотеки. Сразу за библиотекой стоит церковь Блаженного Николая, часть первоначального церковного комплекса, где Леонид Михайлович служил более 20 лет. Но самой отличительной чертой его церковной деятельности была роль в продвижении дела канонизации почитаемого монаха Серафима Саровского. Леонид Михайлович написал книгу, в которой убедительно обосновал деятельность и вклад Серафима. Поход Леонида Михайловича удался, когда сам царь Николай II, прочитав эту книгу о Серафиме, стал сторонником идеи канонизации и призвал церковь к согласию. У матушки Серафимы была фотография, сделанная 19 января.17, царя Николая II и его семьи с мощами преподобного Серафима. Что касается судьбы ее деда, то она знала только то, что он был арестован в 1937 году в возрасте 85 лет и исчез в трудовых лагерях.

Чествование памяти репрессированных верующих

Хотя матушка Серафима обращалась в КГБ с документами на деда, ее просьбы неоднократно встречались молчанием. Но в 1994 году наступил важный перерыв. От друга она узнала о женщине, живущей в Москве, которая собирала информацию о трудовых лагерях и их жертвах. Она отправилась по указанному ей адресу, в маленькую однокомнатную квартиру в Подмосковье. Там она нашла пожилую женщину, которая жила одна в тесноте, и ее квартира была заполнена коробками с учетными карточками. В течение многих лет она собирала имена 20 000 человек, которые были расстреляны, и расшифровывала информацию, сохраняя записи и конкретизируя историю тех, кто исчез в лагерях смерти. Именно здесь матушка Серафима нашла своего дедушку. Он был казнен и похоронен недалеко от Бутово, небольшой деревни к югу от Москвы, где находился специальный тир НКВД, сталинской тайной полиции.

С разрешения старухи, но настояв на анонимности, матушка Серафима отнесла свои показания митрополиту Ювеналию, руководящему члену Священного Синода, рассказала ему свою историю и попросила его помощи. Он подчинился, и они вдвоем отправились на поиски Бутово и могилы ее дедушки. «Я никогда не забуду эту экскурсию, — сказала матушка Серафима. «Это было посреди зимы, и бывший стрелковый полигон был обнесен каким-то специальным забором. В нем были только одни ворота, которые мы нашли и открыли для нас. Мы нашли братскую могилу, место, где в 1937 многие священники были казнены и погребены в поле».

После обнаружения места происшествия митрополит Ювеналий передал Патриарху Алексию II списки расстрелянных архиереев, священников и мирян, пострадавших за свою веру. Кроме того, в списки были включены имена последних монахов Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом Посаде. В течение нескольких недель 1994 года православная газета «Православная Москва » опубликовала весь список расстрелянных с фотографиями. На Пасху 1994 года Патриарх Алексий II освятил место, где были расстреляны дед матушки Серафимы и другие руководители церкви. F

Примечание редактора: Заключение этой статьи будет опубликовано в следующем выпуске East-West Church & Ministry Report.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы