Почить в бозе что значит: «Откуда появилось выражение «почить в бозе»?» — Яндекс Кью

Разное

Что означало на Руси выражение «Почить в Бозе» » BigPicture.ru

В старинной церковной литературе часто можно встретить выражение «Почить в Бозе». В разговорной речи и в светской литературе оно нечасто встречалось и раньше, а сегодня применение его и вовсе выглядело бы смешно и неуместно. Да и как ввернуть эту фразу, если неизвестно, что она означает? Давайте разберемся, для общего развития, какой смысл содержит это сочетание слов.

Чаще всего выражение «Почить в Бозе» употребляли, когда речь шла о смерти царственных особ. В буквальном переводе это означает «уснуть в Боге», «отдать Богу душу», или, говоря по-простому, тихо и мирно скончаться от старости или недуга. В старину этот оборот был вполне серьезным, а вот в начале 20 столетия его часто употребляли уже с иронией.

«Почить в Бозе» или «дать дуба»

Острословы могли сказать так не только о человеке, уход которого в мир иной не вызывает особого сожаления, но и о каком-нибудь предмете или явлении, прекратившем свое существование. После революции выражение совсем позабыли и встречалось оно разве что в исторических романах и кинофильмах.

Советский детский поэт С. Я. Маршак вспоминал в своем автобиографическом произведении «В начале жизни» о впечатлениях, вызванных этой фразой. Когда ему было 7 лет, умер император Александр III. Вокруг говорили, что государь «Почил в Бозе», но мальчик понял это по-своему.

Зная о недавнем сорвавшемся покушении на царя, произошедшем на железной дороге возле станции Борки, Маршак подумал, что следующая станция была «Бозе» и на ней Александру III спастись уже не удалось. Таким образом, в детском уме была проведена параллель между короткими и схожими словами.

Похожий оборот есть у М. Ю. Лермонтова в его «Демоне»: «Давних пор почиет в боге какой-то князь, теперь святой, убитый мстительной рукой». Гробовщик Безенчук в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова, рассуждая о смерти, сообщил, что «Почить в Бозе» дано только людям солидным, а те, что попроще, или помирают или «дают дуба».

Экзотическая восточная версия

Некоторые исследователи языков уверены, что истоки этого выражения стоит искать в арабском языке. По их мнению, слово «боза» — это измененное арабское «бауд», в отдельных диалектах звучащее как «боз». Слово это означает спокойное, умиротворенное лицо, присущее человеку, завершившему с честью все земные дела и отошедшему в вечность.

Знатоки арабского могут перевести его еще и как «просветление лица после трудов». Лингвист Н. Н. Вашкевич именно так передает перевод в своем словаре «Избранные идиомы». Разумеется, толкование это совершенно обосновано. Прежде чем прийти к такому выводу, ученый изучил немало отечественных и арабских литературных источников.

Кстати, про смерть государей. Монарх вполне мог «Почить в Бозе», но это не означало, что ему всегда удавалось «покоиться с миром». Примером может стать судьба тела Петра I, которое 6 лет стояло непогребенным.

Смотрите также — Похороните Тузика с моей бабушкой. Японские традиции захоронения домашних питомцев шокируют

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Почил в бозе — Говорим и пишем правильно — ЖЖ

 

Почил в бозе 21 сент, 2007 @ 10:24

Здравствуйте, уважаемые знатоки русской словесности. Ко мне обратился знакомый иностранец за разъяснением фразы «почил в бозе» Я, как смог, объяснил ему другими идиоматическими выражениями типа: «Дать дуба» или «Сыграть в ящик»., но товарищч настаивает- Что это за боза такая и ппочему употребляется только в прошедшем времени?
А действительно, Имеет ли выражение «почить в бозе» настоящее или будущее время? Как объяснить неносителю языка? Послать по адрсу из других идиоматических оборотов?
Хотелось бы помочь, заранее благодарю.

From:maiwen
Date:Сентябрь, 21, 2007 10:42 (UTC)
(Link)

в бозе = в боге

From:sni_ffy2
Date:Сентябрь, 21, 2007 10:44 (UTC)
(Link)

«Почить в Бозе» — это церковно-славянское выражение, которое по смыслу переводится как «скончаться в надежде на Бога».
«Бозе» является грамматической формой слова Бог в склонении, при котором происходит чередование согласной основы.
Например, для некоторых падежей: (И.п.) Богъ, (П.п.) Боз-е, (Зв.п.) Бож-е

From:alex_rex
Date:Сентябрь, 21, 2007 10:45 (UTC)
(Link)

Почил в бозе = почил в боге. То есть, бог взял его к себе, усопший попал в рай, так близко к богу, как возможно. Ну, как-то так.

From:azzurro
Date:Сентябрь, 21, 2007 10:48 (UTC)
(Link)

Это старославянское выражение, сохранившее древнее чередование Б-г — Б-зе. Объясните, что в славянских языках звуки г, к, х перед гласными е и и превращались в свистящие и шипящие — это так называемая палатализация, подобно той, что произошла в древнеанглийском языке (поэтому в ангийском имеем church при немецком Kirche). В русском языке на определённом этапе развития произошло выравнивание этих чередований по всей парадигме имени, в результате формы типа волци, на нозе заменились на «допалатальные» волки, на ноге (ср. современные украинские у руцi, на нозi, в дусi «в духе» c cохранением древнего фонетичесеого чередования).
Почить — инфинитив, которые категорией времени вообще не обладает.

From:sni_ffy2
Date:Сентябрь, 21, 2007 11:00 (UTC)
(Link)

выражение «почить в Бозе» все же можно поставить в прошедшее время.

/насчет инфинитива и категории без вопросов/

про палатализацию еще можно вспомнить, как станция метро Владыкино одно время писалась на карте «Владычино».

From:prosto_gratia
Date:Сентябрь, 21, 2007 19:27 (UTC)
(Link)

Почему не обладает? И прошедшее есть, и настоящее (почивает) есть.

From:ruditser
Date:Сентябрь, 21, 2007 11:04 (UTC)

Благодарю.

(Link)

Спасибо за развернутые ответы.

From:haraz_bey
Date:Сентябрь, 21, 2007 11:06 (UTC)
(Link)

Прошедшее время: почил в бозе.
Будущее время: почиет в бозе.
Настоящего времени у глаголов совершенного вида быть не могёт, ибо они обозначают законченное действие.
Форма будущего времени «почиет» от «почить» совпадает с высокопарной формой настоящего времени «почиет» от «почивать».

From:gruftie
Date:Сентябрь, 21, 2007 11:50 (UTC)
(Link)

Скажите, а в слове «почиет», там «е» или «ё»? Спасибо.

From:ninasmi
Date:Сентябрь, 21, 2007 11:56 (UTC)
(Link)

В церковно-славянском не было «ё». Так что «е».

From:ex_ex_gilmo
Date:Сентябрь, 21, 2007 12:01 (UTC)
(Link)

В церковно-славянском оно писалось без «ё», но ведь это ц-сл слово заимствовано в русский и теперь не ц-славянское, а вполне русское. Поэтому вопрос насчёт «ё» всё-таки имеет смысл.

From:ninasmi
Date:Сентябрь, 21, 2007 12:03 (UTC)
(Link)

Все равно «е». Я-то ничего против этого вопроса не имею 🙂

From:haraz_bey
Date:Сентябрь, 21, 2007 13:43 (UTC)
(Link)

Действительно, в простом русском оно не слишком уместно, а в церковном оно было бы с «е». Но по нынешним закономерностям оно должно произноситься с «ё».

From:belyak_rulezzzz
Date:Сентябрь, 22, 2007 17:31 (UTC)
(Link)

Братуха ты не жжешь?
Почиет?
Может- «почит»???
Подумай дважды — что за почиет? Не надо грязи.
Будешь лепить дезу — почишь в бозе!

From:haraz_bey
Date:Сентябрь, 22, 2007 17:54 (UTC)
(Link)

Я, несомненно, жгу. Даже можно сказать, отжигаю. Тем не менее, в будущем времени не «почит», а «почиет».

From:vladimirpotapov
Date:Сентябрь, 21, 2007 12:31 (UTC)
(Link)

Все уже сказано. Остается добавить, что вообще-то писали «почил в Бозе».

From:cambala
Date:Сентябрь, 21, 2007 14:31 (UTC)
(Link)

тут уместна ссылка на Безенчука. потому как это Безенчук гикнулся, а в Бозе почиет преимущественно царь-батюшка-император.

From:tambov
Date:Сентябрь, 21, 2007 17:53 (UTC)

ну и мои три копейки

(Link)

почить -уснуть
почивать — спать

то есть тут ещё метафора (и в глаголе)
ср.Успенье(тоже со сном связано…)

From:azzurro
Date:Сентябрь, 21, 2007 19:45 (UTC)

Re: ну и мои три копейки

(Link)

ПОЧИВАТЬ искони значило не «спать», а «отдыхать, находиться в состоянии покоя» — оно является исторически однокоренным к ПОКОЙ с древней перегласовкой корня (ср. почивать на лаврах — «покоиться на лаврах»). ПОЧИТЬ — его перфективная видовая пара. Значение «умереть» у ПОЧИТЬ — старый, ещё старославянский эвфемизм-табуизм (замена УМРЕТИ).

From:tambov
Date:Сентябрь, 21, 2007 19:55 (UTC)

Re: ну и мои три копейки

(Link)

нууу
тем не менее,т.к. самое сладкое блюдо на пиршестве жизни — это сон, то, соответственно,
лучший отдых(покой) — это сон
то есть отдыхать(почивать)= спать
так, наверное, с семантикой

From:azzurro
Date:Сентябрь, 22, 2007 08:53 (UTC)

Re: ну и мои три копейки

(Link)

А на опрос по поводу захолустья не ответите? http://community. livejournal.com/pishu_pravilno/2887144.html
Тамбов там ещё не отметился.

From:ruditser
Date:Сентябрь, 21, 2007 20:29 (UTC)

Спасибо

(Link)

Спасибо всем принявшим участие в обсуждении. Теперь можно идти почивать в опочивальне. Всем доброй ночи!

From:dermir
Date:Сентябрь, 22, 2007 12:41 (UTC)
(Link)

Правильнее «почил о Бозе». «В Бозе» начало употребляться не ранее конца 18 века в светской и псевдоцерковной литературе. Видимо, по аналогии с «в опачивальне».

Употребление в будущем и настоящем временах не встречал.

From:belyak_rulezzzz
Date:Сентябрь, 22, 2007 17:36 (UTC)
(Link)

о бозе мой, что за энсенуации?
Стало употреблять не раньше! Думай что говоришь — раньше! Раншье и щи лаптем хлебали. А теперь вспомни определение идиомы: устойчивое выражение, состоящие из двух или более ударных элементов (слогов). Ключевое слово — устойчивое. И совать туда архаичные глаголы, старясь выпендриться, не надо!

Top of PageРазработано LiveJournal. com

5 шагов к обретению покоя в Боге

Хотя мы не всегда можем хорошо выспаться, мы знаем, что отдых жизненно важен для нашего здоровья и благополучия.

Но знаете ли вы, что отдых также важен для вашего духовного здоровья?

Библия много говорит о нашей потребности в отдыхе, особенно в Псалтири. Бог создал покой для нашей пользы, чтобы восстановить нас. Мы можем испытать истинный покой, когда проводим время в Божьем присутствии, молясь или размышляя над Его Словом. Когда мы выкраиваем время из нашего плотного графика, мы можем оставаться спокойными, молчаливыми, присутствующими и позволять Ему работать в нас.

В книге Псалмов мы узнаем, что на самом деле означает покой в ​​Боге. Псалмопевец показывает нам шаги, которые мы можем предпринять, чтобы найти такой покой, который восстанавливает нашу душу. Для дальнейшего изучения Библии по псалмам ознакомьтесь с этой 30-дневной молитвой здесь или с молитвой Сегодня в Слове под названием «Покойся с Богом .

Шаг первый: Воззови к Нему во время бессонных ночей (Псалом 4)

Ответь мне, когда я взываю к Тебе,
    Боже мой праведный.
Избавь меня от страданий моих;
    помилуй меня и услышь мою молитву.

Как долго вы, люди, будете превращать мою славу в позор?
    Доколе вы будете любить заблуждения и искать ложного бога?
Знай, что Господь отделил Себе верного раба Своего;
    Господь слышит, когда я взываю к нему.

Трепещите и не грешите;
    когда вы лежите на своих кроватях,
    ищите свои сердца и молчите.

Принесите жертвы праведников
    и уповайте на Господа.

Многие, Господи, спрашивают: «Кто принесет нам процветание?»
    Пусть сияет на нас свет твоего лица.
Наполни мое сердце радостью
    когда у них будет много зерна и молодого вина.

С миром я лягу и засну,
    для Тебя одного, Господи,
    сохрани меня в безопасности.

Шаг второй: доверь Богу свое будущее (Псалом 15:1-2; 7-11)

Сохрани меня, Боже мой,
    ибо в Тебе я нахожу убежище.

Я говорю Господу: «Ты мой Господь;
    кроме вас у меня нет ничего хорошего.

Буду славить Господа, вразумляющего меня;
    даже ночью сердце велит мне.
Я всегда смотрю на Господа.
    С ним по правую руку, я не поколеблюсь.

Оттого возрадовалось сердце мое и возрадовался язык мой;
    тело мое тоже будет в безопасности,

потому что ты не оставишь меня в царстве мертвых,
    и не дашь верному твоему увидеть тление.
Ты открываешь мне путь жизни;
    ты наполнишь меня радостью в твоем присутствии,
    вечными удовольствиями одесную тебя.

Шаг третий: Позвольте Ему вести вас (Псалом 23)

 Господь пастырь мой, у меня нет недостатка ни в чем.
Он укладывает меня лежать на зеленых пастбищах,
    он ведет меня к тихим водам,
    он освежает мою душу.
Он ведёт меня верными путями
    во имя своё.

Даже если я пройду через самую темную долину,
Я не убоюсь зла,
    ибо вы со мной;
твой жезл и твой посох,
    они утешают меня.

Ты готовишь стол передо мной
    в присутствии моих врагов.
Ты помажешь мою голову маслом;
    моя чаша переполняется.
Несомненно, ваша доброта и любовь будут сопровождать меня
    во все дни моей жизни,
и я буду жить в доме Господа
    навсегда.

Шаг четвертый: отдай Ему все свои заботы (Псалом 127)

 Если Господь не созиждет дома,
    напрасно трудятся строители.
Если Господь не присмотрит за городом,
    напрасно стоит на страже.
Напрасно ты рано встаешь
    и поздно ложитесь спать,
трудясь, чтобы есть, —
    ибо он дарует сон тем, кого любит.

Дети — наследие Господа,
    потомство — награда от него.
Как стрелы в руках воина
    дети, рожденные в юности.
Блажен человек
    Колчан которого полон ими.
Они не посрамятся
    когда будут спорить со своими оппонентами в суде.

Шаг пятый: Успокой душу свою пред Богом (Псалом 131)

Не гордится сердце мое, Господи,
    очи мои не надменны;
Я не занимаюсь великими делами
    или слишком замечательными для меня вещами.
Но я успокоился и успокоился,
    Я как отнятый от груди ребенок с матерью;
    как отлученный от груди ребенок, я доволен.

Израиль, надейся на Господа
    и сейчас, и вовеки.

 

Как Иисус является нашим субботним отдыхом?

ГлавнаяКонтент-указательКниги БиблииЕвреям Иисус наш субботний покой

Вопрос

Ответ

Ключом к пониманию того, как Иисус является нашим субботним отдыхом, является еврейское слово sabat , которое означает «отдыхать, или останавливаться, или прекращать работу». Происхождение субботы восходит к Творению. Сотворив небо и землю за шесть дней, Бог «почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Он делал» (Бытие 2:2). Это не значит, что Бог устал и нуждался в отдыхе. Мы знаем, что Бог всемогущ, буквально «всемогущ». Он обладает всей силой во вселенной, Он никогда не устает, и Его самая напряженная трата энергии ни на йоту не уменьшает Его могущества. Итак, что означает, что Бог отдыхал в седьмой день? Просто Он остановил то, что Он делал. Он прекратил Свои труды. Это важно для понимания установления дня субботнего и роли Христа как нашего субботнего покоя.

Бог использовал пример Своего отдыха на седьмой день творения, чтобы установить принцип субботнего отдыха для Своего народа. В Исходе 20:8-11 и Второзаконии 5:12-15 Бог дал израильтянам четвертую из Своих десяти заповедей. Они должны были «помнить» день субботний и «святить его». Один день из каждых семи они должны были отдыхать от своих трудов и в этот же день давать отдых своим слугам и животным. Это был не просто физический отдых, а прекращение труда. Какой бы работой они ни занимались, они должны были останавливаться на целый день каждую неделю. (Пожалуйста, прочтите другие наши статьи о дне субботнем, о субботе и воскресении и о соблюдении субботы, чтобы глубже изучить этот вопрос.) День субботний был установлен для того, чтобы люди отдыхали от своих трудов только для того, чтобы начать снова после однодневного отдыха.

Различные элементы субботы символизировали приход Мессии, который обеспечит вечный покой Своему народу. Снова вступает в игру пример отдыха от наших трудов. С введением ветхозаветного закона евреи постоянно «трудились», чтобы сделать себя угодными Богу. Их труды включали в себя попытки повиноваться множеству правил церемониального закона, храмового закона, гражданского права и т. д. Конечно, они не могли соблюдать все эти законы, поэтому Бог предусмотрел множество жертв за грех и жертвы, чтобы они могли прийти к Нему за прощением и восстановить общение с Ним, но только временно. Как они начинали свои физические труды после однодневного отдыха, так и они должны были продолжать приносить жертвы. В Евреям 10:1 говорится, что закон «никогда одними и теми же жертвами, бесконечно повторяемыми из года в год, никогда не может сделать совершенными тех, кто приближается к поклонению». Но эти жертвы были принесены в предвосхищении окончательной жертвы Христа на кресте, Который, «одну жертву принеся за грехи навсегда, воссел одесную Бога» (Евреям 10:12). Точно так же, как Он отдыхал после совершения окончательной жертвы, Он сел и отдохнул, прекратив Свой труд искупления, потому что больше ничего нельзя было сделать. Благодаря тому, что Он сделал, нам больше не нужно «трудиться» в соблюдении закона, чтобы оправдаться в глазах Бога. Иисус был послан для того, чтобы мы могли покоиться в Боге и в том, что Он уготовил.

Другой элемент субботнего отдыха, который Бог установил как предзнаменование нашего полного покоя во Христе, заключается в том, что Он благословил его, освятил и освятил. Здесь мы снова видим символ Христа как нашего субботнего покоя – святого, совершенного Сына Божия, который освящает и делает святыми всех, кто верит в Него. Бог освятил Христа так же, как Он освятил день субботний, и послал Его в мир (Иоанна 10:36), чтобы он стал нашей жертвой за грех. В Нем мы находим полный покой от трудов своих подвигов, потому что Он один свят и праведен. «Бог того, кто не имел греха, сделал для нас грехом, чтобы мы в Нем сделались праведностью пред Богом» (2 Коринфянам 5:21). Теперь мы можем прекратить свои духовные труды и упокоиться в Нем не один день в неделю, а всегда.

Иисус может быть нашим субботним отдыхом отчасти потому, что Он «Господь субботы» (Матфея 12:8). Как воплощенный Бог, Он определяет истинное значение субботы, потому что Он создал ее, и Он является нашим субботним покоем во плоти. Когда фарисеи критиковали Его за исцеление в субботу, Иисус напомнил им, что даже они, какими бы грешными они ни были, без колебаний вытащат овцу из ямы в субботу. Поскольку Он пришел взыскать и спасти Своих овец, которые услышат Его голос (Иоанна 10:3,27) и войдут в субботний покой, который Он обеспечил, заплатив за их грехи, Он мог нарушить субботние правила. Он сказал фарисеям, что люди важнее овец, а дарованное Им спасение важнее правил. Сказав: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27), Иисус подтвердил принцип, согласно которому субботний покой был установлен, чтобы избавить человека от его труда, точно так же, как Он пришел избавить нас от труда. наши попытки достичь спасения своими делами. Мы больше не отдыхаем только один день, но навсегда прекращаем свой труд для достижения благосклонности Божией. Иисус — это наш покой от дел сейчас, точно так же, как Он — дверь на небеса, где мы будем покоиться в Нем навеки.

Евреям 4 — окончательный отрывок, в котором Иисус рассматривается как наш субботний покой. Автор Послания к Евреям увещевает своих читателей «входить» в субботний покой, дарованный Христом. После трех глав, в которых он говорит им, что Иисус выше ангелов и что Он наш Апостол и Первосвященник, он умоляет их не ожесточать свои сердца против Него, как их отцы ожесточали свои сердца против Господа в пустыне. Из-за их неверия Бог отказал этому поколению в доступе к святой земле, сказав: «Они не войдут в покой Мой» (Евреям 3:11). Таким же образом автор Послания к Евреям умоляет своих читателей не совершать ту же ошибку, отвергая Божий субботний покой в ​​Иисусе Христе. «Итак, остается субботний покой для народа Божьего; ибо всякий, кто входит в покой Божий, также отдыхает от своих дел, как и Бог от своих. Посему постараемся войти в этот покой, чтобы никто не упал, следуя их примеру непослушания» (Евреям 4:9).–11).

Нет другого субботнего покоя, кроме Иисуса. Он один удовлетворяет требованиям Закона, и Он один обеспечивает жертву, которая искупает грех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts