Пойду и пленю землю александрову: Об одном мотиве в житии Александра Невского

Разное

Об одном мотиве в житии Александра Невского

 

 

  • Главная
  •  / 
  • Филология
  •  / 
  • Литература
  •  / 
  • Древнерусская литература
  •  / 
  • Литература XIII века

 






Об одном мотиве в житии Александра Невского

Ранчин А. М.

Текст так называемой Первоначальной редакции Жития святого благоверного князя Александра Невского содержит фрагмент, в котором рассказывается о намерении короля католического Севера (Швеции) пленить землю Александрову и о восприятии известия об этом намерении русским правителем: «Се же слышавъ король части Римьскыя от Полунощныя страны таковое мужество князя Александра и помысли в собе: “Поиду и пленю землю Александрову”. И събра силу велику, и наполни корабля многы полковъ своих, подвижеся в силе тяжце, пыхая духомъ ратным. И прииде в Неву, шатаяся безумиемь, и посла слы своя, загордевся, в Новъгородъ къ князю Александру, глаголя: “Аще можеши противитися мне, то се есмь уже зде, пленяя землю твою”.Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александръ же, слышав словеса сии, разгореся сердцемъ, и вниде в церковъ святыя Софиа, и, пад на колену пред олътаремъ, нача молитися съ слезами: “Боже хвалный, праведный, Боже великый, крепкый, Боже превечный, основавый небо и землю и положивы пределы языком, повеле жити не преступающе в чюжую часть”. Въсприимъ же пророческую песнь, рече: “Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щитъ, стани в помощь мне”» (Библиотека литературы Древней Руси СПб., 2000. Т. 5. XIII век. С. 360).

Поведение и помышления Александра предстают исполненными справедливости: он осуждает намерение неприятеля вторгнуться на Русь как в чужую для шведов землю, как готовность начать несправедливую войну, противоречащую установленным самим Господрм границами между государствами и народами. По замечанию немецкого исследователя Ф.Б. Шенка, «деяния Александра оказываются героическими, поскольку он смог отразить переход через границу чуждых сил, в телеологическом смысле воспринимаемый как несправедливость, и поэтому вел bellum iustum, справедливую войну. Это выражалось <…> в молитвах Александра в храме Святой Софии перед Невской битвой <…>. Перед битвой со шведами Александр просил Всевышнего о заступничестве, поскольку тот отвел народам границы и “повеле житии, не вступая в чужую часть”. Переход границы врагом представлялся нарушением ,божественного порядка. <…> Победы Александра, таким образом, оказывались триумфом смирения над гордыней и могли быть оправданы теологически» (Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263—2000) / Авториз. пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. М., 2007. С. 61, курсив оригинала).

Действительно, в Житии святой князь — защитник веры и земли осмысляет границы между странами как богоустановленные, так же, как «природное» разделение между небом и землей- сушей, проведенное Господом в дни творения.

Богоустановленность границ между странами не является сугубо личной, индивидуальной мыслью агиографа и/или изображенного им святого. Как на источник этого представления указывалось на стих Книги Бытия: «Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языковъ по числу аггелъ Божиихъ» (Второзак. 32: 8). (Это указание принадлежит Ю.К. Бегунову; см., например: Бегунов Ю. Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного князя. М., 2003. С. 193.) Не оспаривая справедливости этой параллели, замечу, что мотив установления границ и запрета на вхождение/вторжение в чужую землю трижды представлен в таком почти несомненно известном агиографу памятнике, как Повесть временных лет. Первый раз об этом говорится в так называемом космографическом введении — в рассказе о разделении земли между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом: «Симъ же, и Хамъ и Афетъ, разделивше землю, и жребии метавше, не переступати никомуже въ жребий братень, и живяху кождо въ своей части» (Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1. XI — начало XII века. С. 64. Текст по Ипатьевскому списку, курсивом в издании выделены исправления, внесенные по другим спискам). Так как летописец трактует трех братьев как прародителей всех народов, разделение ими земли мыслится как событие архетипическое, как образец и модель.

Второй раз этот же мотив встречается в завещании Ярослава Мудрого сыновьям, в погодной записи под 6562 (1054) г.: «В лѣто 6562. Преставися великый князь рускый Ярославь. И еще живу сущю ему, наряди сыны своя, рекы имъ: “Се азъ отхожю света сего, а вы, сынове мои, имейте межи собою любовь, понеже вы есте братья одиного отца и единой матере. Да аще будете в любви межи собою, и Богъ будеть в васъ и покорить вы противныя подь вы. И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавистьно живуще, вь распряхъ, которающеся, то и сами погибнете, и землю отець своихъ и дедъ погубите, иже налезоша трудомъ великомъ; но послушайте братъ брата, пребывайте мирно. Се же поручаю в себе место столъ свой старейшому сынови своему, брату вашему Изяславу — Кыевъ, сего послушайте, якоже послушасте мене, да ть вы будеть вь мене место. А Святославу — Черниговъ, а Всеволоду — Переяславль, а Вячеславу — Смолнескь”. И тако раздели городы, заповедавъ имъ не преступати предела братня, ни сгонити, рекь Изяславу: “Аще кто хощеть обидити своего брата, то ты помогай, егоже обидять”. И тако наряди сыны своя пребывати в любви. Самому же болну сущю и пришедшю ему к Вышегороду, разболеся велми. Изяславу тогда в Турове князящю, а Святославу вь Володимере, а Всеволодъ тогда у отца, бе бо любимъ отцемь паче всея братья, егоже имяше у себе» (Там же. С. 202).

В третий раз этот же мотив встречается в погодной статье 6581 (1073) г.: «В лето 6581. Вьздвиже дьяволъ котору вь братьи сей Ярославличихъ. И бывши распре межи ими, быста сь себе Святославъ со Всеволодомъ на Изяслава. И изииде Изяславъ ись Кыева. Святослав же и Всеволодъ внидоста в Кыевъ месяца марта вь 22 и седоста на столе на Берестовомъ, преступивша заповедь отню. Святослав же бе начало выгнанию братню, желая болшая власти, Всеволода бо прельсти и глаголя, яко «Изяславь сватается сь Всеславомъ, мысля на наю; да аще его не вариве, имать насъ прогнати». И тако взостри Всеволода на Изяслава. Изяслав же иде в Ляхы со имениемь многимъ и сь женою, уповая богатьствомъ многымь, глаголя, яко «Симь налезу воя». Еже взяша у него ляхове, показаша ему путь от себе. А Святославъ седе в Кыеве, прогнавъ брата своего, преступивъ заповедь отьню, паче же и Божию. Великъ бо есть греъ преступати заповедь отца своего: ибо исперва преступиша сынове Хамове на землю Сифову, по 400 лет отмьщение прияша от Бога; от племени бо Сифова суть евреи, иже избиша хананейско племя, вьсприяша свой жребий и свою землю. И пакы преступи заповедь Исавъ отца своего и прия убийство; не добро есть преступати придела чюжаго» (Там же. С. 220, 222)В год 6581 (1073). Возбудил дьявол распрю в братии этой — в Ярославичах. И были в той распре Святослав со Всеволодом заодно против Изяслава. Покинул Изяслав Киев, Святослав же и Всеволод вошли в Киев месяца марта 22-го и сели на столе в Берестовом, преступив отцовское завещание. Святослав же был виновником изгнания брата, так как стремился к еще большей власти; Всеволода же он прельстил, говоря, что «Изяслав сговорился со Всеславом, замышляя против нас; и если его не опередим, то нас прогонит». И так восстановил Всеволода против Изяслава. Изяслав же ушел в Польшу со многими ценностями и с женой, рассчитывая на богатство, говоря, что «этим найду воинов». Все это поляки отняли у него и выгнали его. А Святослав сел в Киеве, прогнав брата своего, преступив заповедь отца, а больше всего Божью. Велик ведь грех — преступать заповедь отца своего: ибо в древности покусились сыновья Хамовы на землю Сифову, а через четыреста лет отмщение приняли от Бога; от племени ведь Сифова пошли евреи, которые, избив хананейское племя, вернули себе свою часть и свою землю. Затем преступил Исав заповедь отца своего и был убит, не к добру ведь вступать в предел чужой!».

Как установил С. Франклин, сюжет о разделении земли между сыновьями Ноя с запретом вступать в чужие владения восходит не к Книге Бытия, а к одному из двух текстов: либо к 27-му вопросу и ответу Анастасия Синаита (содержащемуся, в частности, в Изборнике 1073 года), либо к источнику компилятивного хронографа — Летописца Еллинского и Римского (Franklin S. Some Apocryphal Sources of Kievan Russian Historiography // Oxford Slavonic Papers. 1982. Vol. 15. P. 5-10. Непосредственным источником, как доказывает Франклин, должен был послужить Изборник 1073 г. или его источник. Ряд дополнительных соображений о механизме включения этого сюжета в текст Повести временных лет см. в работе: Timberlake A. «Не преступати предела братняя»: The Entries of 1054 and 1073 in the Kiev Chronicle // Вереница литер: К 60-летию В.М. Живова. М., 2006. C. 102-111). Соответствующие тексты — в Изборнике Святослава 1073 г. («Клятву имъ повелевъ дати отьць, якоже никому же не поступати на братьнь жребии. Прlступаюштемоу же клятьвеное же заповедание погубити в клятве рекоша вьсе семя въступаюштааго на земьлю брата своего» (Симеонов сборник (по Светославовия препис от 1073 г.): В 3 т. София, 1991. Т. 1. Изследвания и текст. С. 472) и в Летописце Еллинском и Римском («Сим убо языком сице от треи сыновъ бывшимъ и натрое миру трем сыномъ разделену <…> клятву имъ повел дати отець, яко никомуже поступити на братень жребии. Преступающему же клятвенное заповедание погубити, рекша въступающаго на землю брата своего, насилие творящее брату своему». — Летописец Еллинский и Римский / под ред. О.В. Творогова. СПб., 1999. Т. 1. Текст. С. 7).

Фрагмент Жития Александра Невского в одном отношении обнаруживает большее сходство со стихом из Второзакония, чем с записями Повести временных лет и их источниками: Житие, как и ветхозаветный текст, сообщает прямо о богоустановленности «пределов» между странами. Житие отличает от летописных сообщений и от текстов Изборника 1073 года и Летописца Еллинского и Римского отсутствие мотива разделения земли между братьями: Александр, очевидно, не мыслит шведского короля ни своим сородичем, ни — как «латинянина» — братом во Христе. Тем не менее и между Житием и этими сочинениями обнаруживается существенное сходство: во всех них в отличие от стиха из Второзакония, содержится именно запрет на вторжение в чужие пределы.

Таким образом, Александр Невский, следуя

древнему завету, повторенному его предком Ярославом Мудрым, предстает в Житии хранителем исстари заповеданной традиции.


Интересно, что в истории бытования Жития молитва Александра с упоминанием о богоустановленности границ между странами могла терять свой изначальный смысл, — очевидно, это происходило из-за потери семантической связи с ее прообразами. Так, в одной из редакций Жития, созданной, согласно Ю.К. Бегунову, в третьей четверти XVI в., этот фрагмент пробрел следующий вид: «И то слышав князь Александр, идее в церковь святыа Софеи и паде на колену пред олтарем Господним, и нача молится Богу с слезами и рече: “Боже хвалный и предивъный, Боже вечный, Боже благый, создавый морей пределы, и повеле житии не престаа”» (Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 354. По характеристике В.И. Охотниковой, это «светская обработка» Первоначальной редакции. Для нее характерны «сокращения и поновления слога» (Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. I (XI — первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. С. 361). Это фрагмент, несомненно, был испорчен в результате неумелого сокращения (ср. выпадение фрагмента между «житии» и «не престаа» и изъятие концовки молитвы после «не престаа», исконно: «не преступающе»). После такой редакторской правки фрагмент приобрел неожиданный смысл, как бы говоря об условиях вечной жизни/вечного мира, завещанных Богом и природе — морям и их «пределам», и людям.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 

 

 


Веб-студия Православные. Ру
 

Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского — УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 8 классе — — Каталог файлов

            Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

«Повесть
о житии… Александра Невского» была написана, как считают ученые,
вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником
монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело
князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого.
Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем
его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и
создает его жизнеописание.

Автор «Повести
о житии… Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал
в соответствии с лучшими образцами мировой литературы… Он
последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на
Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига —
бранные, последний — подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану
«отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести
военную службу. Существует предположение, что смерть Александра на
обратном пути из Орды вызвана тем, что он был отравлен в ханской
ставке…

«Повести о житии… Александра Невского» подражали, ее
цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила
заметный след в развитии древнерусской литературы, ее влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

Я,
ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого
князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода. Слышал я о кой от
отцов своих и был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и
равной жизни его.

Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от
матери Феодосии. Рост его был больше других- людей, а голос его как
труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа1, которого поставил
египетский царь вторым царем в Египте. Сила же его была частью силы
Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского
Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую, Так и князь Александр
побеждал, нo был непобедим.

Потому и пришел из западных стран некий знатный человек по имени
Андреяш, из тех, кто называют себя слугами Вожьими. Он желал увидеть
дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и
сказал:

— Я прошел многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя.

И услышал король полуночной части Римской страны о таком мужестве
князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю
Александрову».

И собрал король силу великую, наполнил множество кораблей полками
своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным. И когда он пришел в
Неву, шатаясь от безумия, послал он, загородившись, послов своих в
Новгород к князю Александру, говоря:

— Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?

Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошел в
церковь Святой Софии и пал на колени перед алтарем, и начал молиться со
слезами:

— Более великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы
народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня,
Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и
щит, стань в помощь мне!

Окончив молитву, Александр встал и поклонился архиепископу.
Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утер
слезы и начал укреплять дух дружины своей, говоря:

— Не и силе Бог, но в правде.

И пошел на врагов в малой дружине июля 15-го, не дожидаясь, когда
соберется вся сила его, но крепко веря в помощь святых мучеников Бориса
и Глеба.

Был некий муж, старейшина в земле Ижорской, по имени Пелгусий.
Ему была поручена нагнал стража морская. Пелгусий принял святое крещение
и жил среди своего рода, остававшегося в язычестве. И жил oн
богоугодно, в среду и в пятницу соблюдая пост. Потому и сподобил его Бог
увидеть видение страшное в тот день. Скажем о том вкратце.

Увидел он силу ратную, идущую против князя Александра, и решил
рассказать князю о станах их. Стоял он у края моря и следил за путем их и
был всю ночь в бдении. И когда начало всходить солнце, услышал он шум
страшный на море и увидел насад, плывущий по морю. Посреди насада стояли
святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, положив руки друг
другу на плечи. Гребцы же сидели, словно одетые мглою. Сказал Борис:
— Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру.

Видя такое видение и слыша такие слова мученика, Пелгусий стоял в трепете, пока насад не скрылся от очей его.

После этого вскоре приехал князь Александр, и Пелгусий с радостью в очах рассказал ему одному о видении. Князь же сказал ему:

— Никому не рассказывай сего.

И решил Александр напасть на врагов в шестом часу дня. И была
сеча велика над римлянами, и избил их Александр бесчисленное множество, и
самому королю возложил печать на лицо острым своим копьем.

Здесь же в полку Александровом явилось шесть мужей храбрых, которые вместе с ним крепко сражались.

Один — Гаврила Алексин. Он на коне въехал по доске до самого
корабля. И побежали враги перед ним на корабль, а затем обернулись и
сбросили его с доски вместе с конем в Неву. Божьею милостью он вышел из
реки неиредим и снова бросился на врагов и бился с самим воеводой среди
полка их.

Другой — новгородец, по имени Збыслав Якунович. Он много раз
нападал на полк их и бился с ними одним топором, не зная страха в сердце
своем. И пало несколько человек от руки его. И подивился Александр силе
и храбрости его.

Третий — Яков, полочанин, был ловчим1 у князя. Он наехал на полк с мечом и мужествовал, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец по имени Миша. Он пешим бросился на корабли и погубил три корабля с дружиной своей.

Пятый, по имени Савва, был из младшей дружины. Он наехал на
великий шатер короля златоверхий и подсек столп его. Полки же
Александровы обрадовались, увидев падение шатра.

Шестой был одним из слуг князя Александра, по имени Pатмиp. Он
бился пешим, и много врагов окружили его. Он же упал от многих ран и так
скончался.

Все это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече.

И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали
убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с
победою, хваля и славя имя свсего Творца.

На третий год после победы над королем князь Александр в зимнее
время пошел в великой силе на землю Немецкую, дабы не похвалялись,
говоря: «Посрамим народ славянский».

Уже был тогда град Псков взят и наместники немецкие посажены там.
Князь же Александр вскоре взял город Псков и немцев иссек, а иных в
плен взял и город освободил от безбожных немцев.

 А землю их повоевал и пожег и полона взял без числа. Другие же
города немецкие собрались и сказали: «Пойдем и победим Александра и
возьмем его руками».

Когда они приблизились, заметила их стража. Князь же Александр
ополчился и пошел против них, и сошлись они на Чудском озере. И
покрылось озеро Чудское множеством воинов.

Отец ще его, Ярослав, прислал ему брата меньшего Андрея на помощь
со множеством дружины. Также и у князя Александра было множество
храбрых, как в древности у Давида царл, сильных и крепких. Так и мужи
Александровы исполнил но, духом ратным, ибо были сердца их как сердца
львов, и сказали они:

— О княже наш честный! Ныне пришло нам время сложить головы свои за тебя.

Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал:

— Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом высокомерным и
помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею на Амалика1  и прадеду
нашему Ярославу на окаянного Святополка.

Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И
была сеча злая, и треск от ломленbя копий, и звук от сечения мечей,
словно замерзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся
кровью.

Слышал же я от самовидца, который говорил мне:

— Видел я в воздухе полк Божий, пришедший на помощь Александру.

И так победил он врагов с помощью Божией. Показали они плечи
свои. Он сек и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда было им
бежать. И прославил Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса
Навина2 у Иерихона. И тех, кто говорил: «Возьмем Александра руками», —
предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратился
князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его,
и вели босыми подле коней тех, кто называет себя Божьими рыцарями.

1Моисей — ветхозаветній пророк, Амалик — вождь племени амаликитян, оказавший сопротивление израильтянам на их пути из Египта.
2Иисус Навин — ветхозаветній пророк и полководец.

И когда приблизился князь к граду Пскову, игумены, и попы, и весь
народ встретили его перед городом с крестами, и воздали хвалу Богу, и
пели славу господину князю Александру.

И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и
до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.

В то время был царь сильный в стране Восточной у покорил Бог
многие народы от востока и до запада. Тот царь, услышав, что Александр
так славен и храбр, послал к нему послов и сказал:

— Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы?
Неужто ты один не покоришься мне? Если хочешь уберечь землю свою, то
приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего.

Князь же Александр по смерти отца своего приехал во Владимир в
силе великой. И был грозен приезд его. Помчалась весть о нем до устья
Волги. И начали жены моавитянские3 пугать детей своих, говоря;

— Александр едет!

Подумал князь Александр с дружиной своей, и благословил его
епископ Кирилл, и поехал он к царю в Орду. Увидев его, царь Батый
подивился и сказал вельможам своим:

— Истину мне сказали: нет подобного этому князю.

Почтил его царь и с честью отпустил.

Позже разгневался царь Батый на брата его меньшего, Андрея, и
послал воеводу своего Невруя разорять землю Суздальскую. После Невруева
разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил,
людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его
богатством и славою.

Выло тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ними.

Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от
беды той. И возвратился он из Орды от царя, и остановился в Нижнем
Новгороде, а дойдя до Городца. разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину
господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не
разорвется сердце твое от печали! Отца человек может оставить, а доброго
господина не может. Если бы мог, в гроб лег бы с ним.

И так Богу дух свой предал с миром в лето 1253, месяца ноября в 14-й день. Митрополит же Кирилл оказал:

— Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской.

Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди говорили:

Уже погибаем!

Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья
и бояре и весь народ, малые и великие, встречали его в Боголюбове со
свечами и кадилами. И были вопль, и кричание, и тоска, как никогда не
бывало, и земля сотрясалась. Положено же тело его в церкви Рождества
Святой Богородицы ноября в 24-й день.

Воинская повесть — произведение древнерусской литературы о
военных походах, сражениях, нашестаиях, осаде городов, подвигах воинов.

Житие — описание жизни святого, совершившего подвиги во имя
христианской православной веры. Среди святых были и полководцы, например
Александр Невский, которого Церковь причислила к лику святых за его
заслуги перед православием, которое он защищал в стане ордынцев. Если в
произведении рассказывается о святой и о полководце, то переплетаются
элементы «житий» и «воинской повести». Попробуйте вычлените эти
элементы. Прочитайте избранные фрагменты. Обоснуйте свой выбор.

Поразмышляем над прочитанным…

1.
Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как
называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть от этим? Как он говорит
о том, что был современником Александра?

2. Каким гороям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах
рассказывает? Какими словами Алесандр укрепляет дух споей дружины? С
помошью каких средств создается образ героя?

3. Обратите внимание на особенности описании, поэтические образы,
постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за
словами рассказчика: Словно замерзшее oзеpo двинулось?

Будьте внимательны к слову

1.
Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух
дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей
храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались»? С чем сравнивает автор
сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом
«высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возмем
Алекевндра руками»?

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты,
понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти
слова вслух и объясните их смысл.

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста
слов, которые могут использования сегодня и которые «ушли в прошлое»,
например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить
от беды и т. д.

«Стройте дома и чувствуйте себя как дома.

Стройте дома и живите в них; сажать сады и есть их плоды. Возьми жен

Иеремия 29:4-7

Это Послание от БОГА-Ангельских-Армий, Бога Израиля, всем изгнанникам, которых Я взял из Иерусалима в Вавилон:
«Стройте дома и чувствуйте себя как дома.
«Разбивайте сады и ешьте то, что растет в этой стране.
«Выходи замуж и рожай детей. Поощряйте своих детей жениться и рожать детей, чтобы вы процветали в этой стране и не чахли.
«Чувствуйте себя там как дома и работайте на благо страны.
«Молитесь о благополучии Вавилона. Если дела Вавилона пойдут хорошо, дела пойдут хорошо и для тебя».

Поделиться

Читать всю главу

«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем переселенцам, которых Я послал в плен из Иерусалима в Вавилон: стройте дома и живите в них; и сажать сады и есть их плоды. Берите жен и становитесь отцами сыновей и дочерей, и берите жен для своих сыновей, и отдавайте своих дочерей в мужья, чтобы они рождали сыновей и дочерей; и умножайте там и не убавляйте. Ищите блага городу, в который я отправил вас в изгнание, и молитесь Господу от его имени; ибо в его благоденствии ты будешь благоденствовать».

Поделиться

Читать всю главу

Вот что говорит ГОСПОДЬ Воинств Небесных, Бог Израиля, всем пленникам, которых он изгнал в Вавилон из Иерусалима: «Стройте дома и планируйте остаться. Садите сады и ешьте продукты, которые они производят. Женитесь и рожайте детей. Тогда найди им супругов, чтобы у тебя было много внуков. Умножить! Не угасайте! И работай на благо мира и процветания города, куда я отправил тебя в ссылку. Молись о нем Господу, ибо его благополучие определит твое благополучие».

Поделиться

Читать всю главу

Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, обо всех переселенных пленниках, которых Я перевел из Иерусалима в Вавилон; Стройте дома и живите в них; и разводить сады, и есть плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и берите жен для своих сыновей, и отдавайте своих дочерей за мужей, чтобы они рождали сыновей и дочерей; чтобы вам там умножиться, а не умалиться. И ищите мира в городе, в который Я перевел вас в плен, и молитесь о нем Господу, ибо в мире его будет вам мир.

Поделиться

Читать всю главу

Так говорит Господь Всемогущий, Бог Израилев, всем тем людям, которых Я отослал из Иерусалима в плен в Вавилон: «Постройте дома и поселитесь на земле. Сажай сады и ешь пищу, которую они выращивают. Выйти замуж и родить сыновей и дочерей. Найдите жен своим сыновьям, и пусть ваши дочери выходят замуж, чтобы у них тоже были сыновья и дочери. Иметь много детей в Вавилоне; не становитесь меньше в числе. Также делайте добро городу, куда я отправил вас в качестве пленников. Молись Господу за город, в котором живешь, потому что, если в городе случится добро, то и с тобой случится добро».

Поделиться

Читать всю главу

Так говорит Иегова Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я отвел в плен из Иерусалима в Вавилон: стройте дома и живите в них; и сажать сады, и есть плоды их. Берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и берите жен для сыновей ваших, и дочерей ваших отдавайте в мужья, чтобы они рождали сыновей и дочерей; и размножайтесь там, и не умаляйтесь. И ищите мира в городе, в который я перевел вас в плен, и молитесь об этом Иегове; ибо в мире его будет вам мир.

Share

Read Full Chapter

Так говорит Господь Вседержитель, Бог Израилев, всем тем, кого Я переселил из Иерусалима в Вавилон: «Стройте дома и живите; сажать сады и есть то, что они производят. Женитесь и рожайте сыновей и дочерей; найди жен своим сыновьям и выдавай дочерей своих замуж, чтобы и у них были сыновья и дочери. Увеличение численности там; не уменьшаться. Также ищите мира и процветания в городе, в который я увез вас в изгнание. Помолитесь о нем Господу, потому что, если он будет успешным, то и вы будете процветать».

Share

Read Full Chapter

Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем переселенным в плен, которых Я перевел из Иерусалима в Вавилон:
Стройте дома и живите в них; сажать сады и есть их плоды. Берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и берите жен для сыновей ваших, и дочерей ваших отдавайте в мужья, чтобы они рождали сыновей и дочерей, чтобы вам там умножаться, а не умаляться. И ищите мира в городе, куда я перевел вас в плен, и молитесь о нем Господу; ибо в его мире будет вам мир.

Поделиться

Читать всю главу

«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я послал в плен из Иерусалима в Вавилон: «Стройте дома и живите в них; сажать сады и есть их плоды. Берите жен и рожайте сыновей и дочерей; берите жен для своих сыновей и выдавайте своих дочерей замуж, чтобы они рождали сыновей и дочерей; умножайся там и не уменьшайся [в числе]. Ищите мира и благоденствия для города, в который я отправил вас в изгнание, и молитесь Господу о нем; ибо в его мире (благополучии) будет вам мир».

Поделиться

Читать всю главу

«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем переселенцам, которых Я послал в плен из Иерусалима в Вавилон: стройте дома и живите в них; сажать сады и есть их плоды. Берите жен и рожайте сыновей и дочерей; берите жен для своих сыновей и выдавайте своих дочерей замуж, чтобы они рождали сыновей и дочерей; там умножайся, а не убавляйся. Но ищите блага для города, куда я отправил вас в изгнание, и молитесь Господу от его имени, ибо в его благе вы найдете свое благополучие.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Каждый день вдохновляет и призывает вас искать близости с Богом.

Министерство

Полезные ссылки

  • Помощь
  • Пожертвовать
  • Версии Библейки (2862)
  • Языки библейского (1 911)
  • Верпе / YouVersion

    • Политика конфиденциальности
    • Условия

    900:00 Гражданин США со слезами на глазах вспоминает о воссоединении после операции по спасению Украины

    ВАРШАВА, 12 мая (Рейтер) — Гражданин США, который говорит, что был захвачен и избит российскими войсками на Украине, прежде чем его спасла частная группа добровольцев, рассказал о своем облегчении в спасаясь в Польше, описывая свое испытание как пример военных преступлений.

    Кирилло Александров, 27 лет, пересек польскую границу рано утром в среду и эмоционально воссоединился со своей матерью, которая связалась с базирующейся во Флориде некоммерческой организацией Project Dynamo в надежде, что они смогут спасти ее сына.

    «Как только мы пересекли польскую границу… с моей спины просто упал тысячефунтовый валун», — сказал Александров агентству Reuters, назвав момент, когда он увидел свою плачущую мать, «горько-сладким».

    Александров вместе со своей украинской женой и ее матерью входят в число более 600 человек, освобожденных в десятках таких миссий с февраля, по данным проекта «Динамо», который впервые был создан для спасения американцев и других людей из Афганистана в прошлом году.

    Александров, уроженец Мичигана, переехавший в Украину, был арестован вместе с супругой и свекровью в конце марта недалеко от города Херсон на юге Украины, когда они пытались бежать из региона после его оккупации российскими войсками. Об этом сообщает проект «Динамо». читать дальше

    Президент России Владимир Путин направил свои войска в Украину для проведения так называемой «специальной военной операции» по демилитаризации и «денацификации» Украины. Украина и Запад заявляют, что Путин начал неспровоцированную агрессивную войну.

    По словам соучредителя Project Dynamo Брайана Стерна, Александрову предъявлено 11 обвинений в шпионаже в пользу правительства США, которые, по его словам, были сфабрикованы. Стерн сказал, что Александров поехал в Украину, чтобы быть со своей женой, и работал в сфере онлайн-продаж.

    «Первоначально меня арестовали у меня дома, — сказал Александров.

    Брайан Стерн (слева), соучредитель и руководитель наземных операций проекта «Динамо», позирует с неизвестным мужчиной у посольства США в Киеве, Украина, на этом недатированном рекламном снимке, полученном агентством Reuters 24 февраля 2022 года. Project Dynamo/Раздаточный материал через REUTERS

    «Они вошли, вывели меня, надели на меня наручники, знаете ли, избили меня, бросили на землю, отвели в камеру, допросили и, кроме того, избили. меня еще, бросил в камеру и забрал документы».

    Рейтер не смог самостоятельно проверить версию Александрова.

    «То, через что прошла моя семья, было не чем иным, как военными преступлениями», — сказал он позже в интервью.

    Министерство обороны и иностранных дел России не ответили на запросы о комментариях по электронной почте. Россия ранее отрицала нападения на мирных жителей и отвергала обвинения в военных преступлениях.

    Проект «Динамо», созданный группой ветеранов вооруженных сил США, попал в заголовки газет в сентябре 2021 года, когда он организовал чартерную эвакуацию более 100 американцев, вылетевших из Афганистана в Соединенные Штаты через Объединенные Арабские Эмираты.

    Стерн сказал, что группа вела переговоры, чтобы добиться освобождения Александрова, в то же время разрабатывая «жесткие варианты», чтобы вывести его по суше, морю или воздуху.

    Стерн сказал в своем заявлении во вторник, что был выбран наземный вариант.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы