Покрова богородицы что за праздник: История праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Разное

Покров Богородицы: главная загадка и парадокс праздника

Покров всегда горячо любили в народе, это был день особый — на Покров не работали, на Покров играли свадьбы, а по тому, какая погода случалась на Покров, судили, какая впереди зима. Наши предки говорили: «Снег на Покров — зима выдастся снежная, но если он не покроет на Покров землю — и зима будет бесснежной». Сегодня метеорологи предупреждают: примете можно было верить лишь до середины XX века, изменение климата последнего полстолетия сделали ее недостоверной. «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество», — а эта поговорка касалась уже не только снега, но и девушек на выданье: наши предки не были ханжами! Покров издавна — время свадеб. О популярности праздника говорит и огромное количество храмов, освященных в честь Покрова Пресвятой Богородицы. А дальше — загадка.

Множество Покровских храмов было возведено в память о наших воинских победах, но при этом само событие, положившее начало празднику, было отнюдь не победой, а поражением русских. Давайте разбираться с этим парадоксом. Для этого нам надо будет вспомнить, что за событие русские празднуют 14 октября?

Начало X века, христианский Константинополь, столица Византии. Правит империей Лев VI Философ, личность занятная. Автор трудов по праву, инструкций о том, как развивать ремесла и торговлю, пророческих стихов и религиозных гимнов, император оставил потомкам еще и военное сочинение «Тактика Льва», хотя сам на поле боя никогда не бывал. При этом, несмотря на ученость и трактат по военному делу, военачальником Лев VI был никудышным: к примеру, в его правление Византия потеряла Сицилию. Да и сам богатейший Константинополь мог показаться легкой добычей для всех, кто бы вознамерился его завоевать. Летописи свидетельствуют: такими желающими оказались наши предки славяне, тогда еще язычники.

Согласно «Повести временных лет» русский князь Олег в 907 году начисто разорил столицу Византии. Тот самый пушкинский Вещий Олег, который, не имея обыкновения церемониться с врагами, обрекал «их села и нивы. .. мечам и пожарам».

По-видимому, впечатления от набега воинственной дружины Олега были так сильны, что уже одно приближение его кораблей к Константинополю наводило на жителей столицы ужас. Таинственное и мистическое происшествие, связанное с одним таким появлением кораблей Олега, и легло в основу нашего праздника.

Итак, Влахерны — северо-западная окраина Константинополя на южном берегу бухты Золотой Рог. Как сообщает церковное предание, в день, когда тревога горожан, узнавших о приближении кораблей неприятеля, была особенно сильна, христиане собрались во Влахернском храме у иконы Пресвятой Богородицы — похоже, на Льва Философа горожане уже не надеялись!

Вместе со всеми в храме молился и раб византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый, славянин. Именно Андрей и увидел во время моления Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную сонмом ангелов и святых. Преклонив колена, Божия Матерь со слезами молилась за христиан, а потом, сняв со Своей головы плат, распростерла его над стоящими в храме, защищая от врагов зримых и незримых.

Как сообщает предание, Андрей, трепеща, спросил стоявшего рядом с ним своего товарища Епифания, видит ли он «Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире». «Вижу, святый отче, и ужасаюсь!», — ответил Епифаний.

Летописи свидетельствуют: неожиданно для жителей столицы корабли с дружинами славян вдруг развернулись назад. Константинополь был спасен. Историки до сих пор не пришли к единству касаемо даты произошедшего и того, был ли это князь Олег с дружиной или захватчики-арабы. Но вот сам факт того, что корабли врага, вплотную подошедшие к Константинополю, без видимой причины изменили свои планы, врезался в народную память надолго. Как чудо, связанное с молитвой к Пресвятой Богородице, простирающей Свой плат, Свой покров, Свою защиту над всеми молящими об этом. Это явление Пресвятой Богородицы, которая Своим Покровом защищает всех, ищущих Ее заступничества, и вспоминают во время праздника.

Подчеркну: спасен был враждебный на тот момент нашим предкам Константинополь, возможно, спасен от набега наших же предков, но с XII века событие отмечают в России как праздник. Причем отмечают его только в России. Хотя явление Божией Матери произошло в Византии, в греческом календаре такого праздника мы не найдем. Парадокс: событие, которое можно было бы посчитать военным поражением наших предков или как минимум происшествием, нас никак не касающимся, Русская Церковь считает великим праздником заступничества Богородицы за всех православных христиан. В чем тут дело?

По словам епископа Василия (Родзянко), такое «самоотречение — историческое, народное — неслучайно». Оно свидетельствует о том, что народ несет в себе «мощь правды», понимание того, что истинно, а что нет. Поэтому любовь к празднику Покрова Пресвятой Богородицы свидетельствует о глубокой нравственной чистоте и силе нации, о сохранении в людях чувства правды.

Конечно, можно скептически отнестись к видению некоего юродивого раба и посчитать произошедшее совпадением — Господь никому не навязывается Своими чудесами, или, как выразился Альберт Эйнштейн, «при помощи совпадений Бог сохраняет анонимность». Но дело в том, что визуализация спасительного Покрова, распростертого Богородицей над молящимися, не противоречит внутреннему опыту каждого верующего, получавшего защиту по молитве к Божией Матери.

Что нельзя делать на Покров 2022: история, традиции и приметы

Русская православная церковь 14
октября отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день верующие вспоминают
о событии середины Х века, когда святому Андрею Юродивому и его ученику
Епифанию было видение Покрова Божией Матери. В народной традиции Покров
ассоциируется со встречей осени и зимы. Подробнее – в справке РИА Томск.

Покров Пресвятой Богородицы – непереходящий
великий православный праздник, который отмечается ежегодно в один и тот же
день: в русской православной традиции – 14 октября.

Православная традиция

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии.
В 910 году Византия вела непрерывную войну, Константинополь осадили сарацины.
Жители города и его окрестностей во множестве стекались во Влахернский храм, в
котором хранились риза Богоматери и ее головной покров, и молились. Среди беженцев
был Андрей Юродивый и его ученик Епифаний.

Однажды ночью Андрей и Епифаний увидели идущую от Царских Врат
Пресвятую Богородицу в сопровождении людей в белых одеждах. Богородица
преклонила колени и стала молиться, после чего сняла с головы блистающее
покрывало и распростерла над стоящим в церкви народом.

Андрей и Епифаний рассказали о своем видении, после чего у людей
появилась надежда на спасение. И правда, вскоре враги без всякого кровопролития
отступили от города.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен Русской
православной церковью с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году
Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский построил храм – Покрова на Нерли.

Народная легенда

Существует и другая – народная – легенда происхождения этого
праздника.

По этой версии, в одной из деревень Богородице отказали в ночлеге,
за что жителей наказал Илья Пророк, ниспослав на них сильные дожди. Но
Богородица сжалилась над ними, развернув покров над деревней. После этого
жители стали добрыми и гостеприимными.

В крестьянском быту само слово «покров» отделилось от
церковной легенды и стало восприниматься в связи с обычаем покрывания женщиной
головы после выхода замуж. Вероятно, бытовое толкование слова
«покров» было связано с тем, что с этого дня наступала пора
заключения браков.

Обычаи и запреты

Как и в любой другой великий праздник, в Покров не принято было работать. Этот день совпадал с полным окончанием полевых
работ и началом сватовства и заключения браков. Начинались регулярные девичьи
посиделки. Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в
церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю
снежком, а меня женишком».

Все главные обряды в праздник Покрова Пресвятой Богородицы проводят женщины – для семьи, для дома,
для детей.

На Покров хозяйки разводили огонь в печи, используя ветки плодовых
деревьев, – для будущего урожая и процветания семьи. Обязательно пекли блины –
для благосостояния. Первый блин делили на четыре части и раскладывали по кухне
для домового. Считалось, что если ему сытно, то дома тепло, спокойно и уютно.

Еще пекли каравай и угощали им родственников и соседей – для
богатства.

Также в старину детей выводили на порог дома и со словами
«Течет-течет водица сквозь решето да сито – все недуги с дитятки (имя)
будут смыты!» обливали водой через решето или сито.

Приметы

На Руси праздник Покрова связывается с началом зимы: «На
Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до
обеда осень, а после обеда зимушка-зима».

Снег на Покров, по народной примете, предвестник снежной и
холодной зимы. А если снега не будет, то и к Катеринину дню (7 декабря) снега
не видать.

Считалось, что если к Покрову дуб и береза облетели полностью –
зима не будет яриться, а вот если листья на них остались, то впереди сильные
морозы и ветра. Какова на Покров погода – такова и зима.

Справка составлена по материалам открытых источников

Покров Божией Матери

14 октября (1 октября по старому стилю) Церковь торжественно и радостно празднует Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник является любимым праздником русского православного народа. Он был основан в 12 веке Русской Церковью. Исторической основой праздника является спасение византийской столицы Константинополя от нападения более 1000 лет назад.

Во время Всенощного бдения во Влахернском храме, переполненном молящимися, в четвертом часу юродивый Андрей узрел Пресвятую Богородицу, входящую в Царские врата окруженного храма. собранием святых. Святые Иоанн Креститель и святитель Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. После долгой молитвы она сняла с себя покрывало и покрыла им молящихся в храме людей, защищая их от врагов. Пресвятая Владычица Богородица сияла небесной славой, и защитное покрывало в Ее руках сияло «более солнечных лучей». С трепетом созерцая чудесное видение, святой Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли ты Богородицу и Царицу Небесную?» Епифаний ответил: «Я вижу Святого Отца и благоговею».

Кем был этот блаженный Андрей, избранный к Богородице? Андрей, славянин по происхождению, был рабом богатого человека Феогноста в Константинополе. Феогност любил Андрея и заботился о его образовании, обучая его чтению и письму. Андрей был спокойным и добрым юношей. Он любил читать жития святых, изучать Священное Писание и часто ходить в церковь. Постепенно желание посвятить себя Богу окрепло, и по знаку свыше он оставил мирские почести и принял на себя подвиг юродства — за — Христа, то есть вел себя как безумный. Андрей жил на улице, голодный, в лохмотьях, и его сторонились даже нищие. Но за крайнее смирение, пост, непрестанную молитву и духовную чистоту ему были даны от Бога дары проницательности и пророчества.

Итак, мы видим, что это был не кто-либо епископского или иного священнического чина, ни патриарх, ни епископ; ни император, ни какая-либо другая царственная особа, ни кто-либо из академического мира, которым была так богата Византия, ни кто-либо другой из знатных граждан столицы, избранных для созерцания мистического видения Божией Матери во Влахернском храме. Это было даровано юродивому — во Христе святому Андрею и ученику его Епифанию, чтобы увидеть это великое и страшное видение.

В этот праздник Святая Церковь празднует великое и радостное явление света покровительства миру и великой любви Богородицы. Ибо не только в тот день более тысячи лет тому назад во Влахернском храме молилась Богородица, но она продолжала молиться за мир и будет продолжать до скончания веков. И не только на тех, кто тогда был в храме, простирала она свое прекрасное покрывало. Но и над всем миром, и над всем человечеством, и над нами, грешными, простирается лучезарный и спасительный Покров Божией Матери.

Пресвятая Богородица, Посредница между небом и землей, заступница за мир пред престолом славы Божией. Мир не оставлен в печали, человечество не оставлено скорбеть в одиночестве. Богородица скорбит и плачет о нас. Мы знаем, что мы великие грешники, но знаем также и то, что мы не забыты Богородицей, близкой каждой человеческой душе. Что утешительнее?. Во все века сердца верующих озарялись радостью Покрова Божией Матери, радостью Ее молитв о мире. Да радость и свет Покрова Богородицы на нас, в нас, в сердцах наших и в стране нашей.

Из книги «Чудотворные иконы Божией Матери в истории Российской».

Покрова Пресвятой Богородицы – Царские врата

Оба легких, Избранные статьи 17 октября 2017 г. 17 октября 2017 г. Брент Костынюк

Брент Костынюк

Понятие «Оба легких» заключается в понимании друг друга, совместном использовании и обучении. Хотя мы отчетливо являемся Востоком и Западом, каждый со своим собственным выражением поклонения и богословия, нас объединяет гораздо больше, чем разъединяет. Одной из общих областей являются праздники и богослужения. Многие святые признаны как на Востоке, так и на Западе. Сразу приходит на ум святой Николай. Но особенно заметно мы все проявляем свою преданность Богородице.

И на Востоке, и на Западе месяцы май и октябрь посвящены ей. На Западе эта традиция восходит к празднику Богоматери Розария 7 октября. Праздник посвящен битве при Лепанто, которая произошла в октябре 1571 года. Битва стала кульминацией войны против вторжения мусульман. По мере того, как ситуация становилась все более и более отчаянной, Папа Пий V призвал католиков по всей Европе молиться розарием, прося Марию ходатайствовать за христианскую победу. Решающее морское сражение произошло в первое воскресенье октября 1571 года. Многочисленный христианский флот встретил вторгшихся мусульман у берегов Греции в заливе Лепанто. К исходу дня почти весь противник был выброшен на берег или утонул. Европа была спасена. Вскоре после этого преемник Папы Пия Григорий XIII постановил, что первое воскресенье октября будет праздником Святого Розария.

На Востоке 1 октября — один из самых любимых из всех праздников, Покрова Божией Матери. Этот праздник воздает честь чудесному вмешательству. Согласно древним летописям Нестора, жители Константинополя молились, чтобы Богородица защитила их от нападения многочисленного войска русов (раннеславянского народа) в то время, когда Русь была еще языческой. Нестор предполагает, что это произошло где-то в девятом веке.

Предание вспоминает историю о явлении Марии Богородицы св. Андрею Юродивому во Влахернском храме в Константинополе (современный Стамбул). Рано утром в воскресенье, 1 октября, святой Андрей увидел, как открылся купол храма и вошла Мария, парящая в воздухе над ним в окружении ангелов и святых. Святой Андрей видел, как Мария преклонила колени и молилась за всех верных христиан во всем мире. Она также просила своего Сына Иисуса принять молитвы всех тех, кто обратился к Нему за защитой через ее заступничество. После этого Мария встала и раскрыла свое покрывало на всех людей в церкви в знак своей защиты.

Святой Андрей обратился к своему ученику, святому Епифанию, стоявшему рядом с ним, и спросил: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся за весь мир?» Епифаний ответил: «Да, святой отец, вижу и дивлюсь!»

После явления Богородицы вторгшийся враг был остановлен, и город избежал бедствия.

Название праздника — Покрова — перевод украинского слова покров . Однако «защита» не передает всего значения покров, имеет несколько значений. Во-первых, это относится к плащу или савану; это также означает защиту или заступничество. По этой причине название праздника также переводится как Покров Богородицы, Покров Богородицы или Покрова Богородицы. Действительно, для полного выражения смысла потребовалось бы довольно длинное английское предложение. Нам дан мысленный образ заботливой и любящей матери, расстилающей свой плащ, чтобы укрыть своих детей от зла. Это образ, который может коснуться любого ребенка.

Те, кто думает, что эти пиры сегодня не актуальны, ошибаются. В последние годы Праздник Покрова стал ассоциироваться с благодарением за избавление греческого народа от итальянского вторжения 1940 года. Эти события отмечаются в Греции в рамках национального праздника, известного как «День Очи» или «Нет дня». имея в виду ответ греческого лидера Метаксаса на ультиматум Муссолини о капитуляции.

В византийской иконографии Богородица чаще всего изображается с Сыном, нашим Господом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts