Культура и духовность человека: 01/08 КУЛЬТУРА И ДУХОВНОСТЬ, ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Разное

Содержание

2.4 Духовность и культура. Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I

2.4 Духовность и культура. Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I

ВикиЧтение

Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I
Ваайман Кейс

Содержание

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности
Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

Духовность и рациональность

Духовность и рациональность
Существует разное понимание духовного и духовности, связанное с традициями как религиозной, так и светской мысли (прежде всего философской). Для меня важно выделить один момент, общий для различных пониманий. Духовное всегда так или иначе

3.5 Духовность мучеников

3.5 Духовность мучеников
Понятие «мученик» (martyr) восходит к греческому глаголу martyrein, что означает «свидетельствовать». В таком случае «мученик-свидетель» есть тот, кто своей жизнью свидетельствует о Царстве Божьем, противостоя той власти, которая отрицает это притязание.

Духовность

Духовность
Вся наша жизнь проходит в различных ограничивающих рамках. Мы ограничены законами природы, своими физическими возможностями, нас ограничивают различные обстоятельства, нас ограничивают законы общества и т. д. Куда не ткнешься, везде встречаешь препятствия,

Духовность

Духовность
Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно добрый человек. Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий

Женская духовность

Женская духовность
Именно эти два базовых, врожденных различия между мужской и женской сферами ценностей (тяготение мужчин к деятельности и Эросу, тяготение женщин к общности и Агапе), когда они развертываются, проходя через базовые структуры сознания под влиянием

Психология и духовность

Психология и духовность
Теперь мы можем обратиться к центральному вопросу дебатов на тему «психологии и духовности»: необходимо ли психологическое развитие для развития духовного?Начнем с более подробного рассмотрения этих понятий. То, что мы в общем и целом называем

ДУХОВНОСТЬ И МАТЕРИАЛИЗМ

ДУХОВНОСТЬ И МАТЕРИАЛИЗМ
В. : Работа осуществляется в нашем мире и связана с материальными вещами. Можно ли поэтому считать, что духовность предпочтительнее материализма?О.: Я отвечу на этот вопрос, а заодно и еще на несколько подобных вопросов, которые недавно были мне

43 ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬ

43 ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬ
Пока я точно не определю местоположение моей человеческой сущности на её месте там, среди всех других человеческих существ, пока не буду удерживать её там голыми руками, всегда будет существовать опасность, что она проберется сюда и заразит мой

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Культура народа и культура личности
Шесть лекций
Предисловие
Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Духовность (Spiritualité)

Духовность (Spiritualit?)
Жизнь духа. Заблуждается тот, кто сводит это понятие к религии, поскольку религия есть лишь один из способов духовной жизни. Так же заблуждается тот, кто путает духовность со спиритуализмом – одним из способов осмысления духовности. Разве только

Духовная культура в современном обществе: духовность личности

Термин “культура” произошел от латинского слова, означающего в переводе “воспитание”. Со временем понятие приобрело более широкий смысл. Духовная культура в современном обществе включает совокупность норм, ценностей, предметов, накопленных за время существования человечества. Рассмотрим, как происходит формирование духовной культуры личности в современном обществе. Тема может касаться как отдельной личности, так и всего общества, что делает ее разносторонней, представляющей собой значительный интерес. Во все времена она актуальна, какие бы эволюционные процессы не происходили.

Что такое духовная культура личности

Духовное самосовершенствование необходимо людям, во многом предопределяет роль каждого в жизни. Процесс связан с постоянной работой, саморазвитием. Успеха можно достичь лишь при осознании возможности и необходимости это реализовать. Важна уверенность в получении результата. Ведь нельзя себя духовно измерить, можно только судить о наличии развития сознания по действиям и поступкам.

Человек приобщается к наследию своей нации или цивилизации в целом, изучая культурные источники. Это исторические и литературные памятники, писания, музыка и изобразительное искусство. Так реализуется духовное самосовершенствование. Освоив знания, люди лишь получают инструмент, способствующий подобному развитию соответствующих качеств своей личности. Необходимо также устранить черты характера, мешающие процессу.

Весьма давно, около 2 тысяч лет тому назад человечество начало различать материальную и духовную компоненты культуры. Первая составляющая представляет собой разнообразие, состоящее из созданных руками людей предметов. Вторая состоит из норм, нравов, представлений о добре или красоте. Духовная культура в современном обществе включает идеи, религию, интеллектуальные ценности, изобретения, развитие мысли и многое другое. Формы духовной культуры выделить не так просто, между ними лишь условная граница. Хотя вполне можно различить личностный и общественный ее виды.

Воздействие духовной культуры на формирующуюся личность

Духовное самосовершенствование считается возвышенным понятием. Но реальность требует опыта, так как имеет приземленные основы. Личностный рост и саморазвитие получают толчок при наличии проблем, требующих разрешения. Это здоровье, психологические трудности, эмоции, связанные с семьей и отношениями, жизненные поиски.

Духовное самосовершенствование представляет собой путь, который нужно пройти для преодоления своих заблуждений. Человек становится психологически зрелым, чтобы осознать эту дорогу, понять гармонию мира и его полноту. При достижении истины необходимо избавиться от иллюзий и ошибок. Ученый Р. Уолш считал духовность и психологическую зрелость синонимами. То и другое связано с реализацией личностью своих способностей, развитием качеств: правдивость, решительность доброта и других.

Духовный рост сопряжен с изменением восприятия, очищением сознания. Понятия, не содержащие в себе истины, могут исказить видение реальности и самого себя. Как основа формирования личности, духовность мобилизует внутренний потенциал. Высокие ее показатели позволяют воспринимать жизнь наиболее полно, обретать покой, равновесие и умение сострадать.

Этапы духовного развития человека

Выделяют несколько составляющих, которые считают основой сущности индивидуума. Это следующие ценности.

  • Истина, представляющая собой интеллектуальный аспект.
  • Мир, важный для эмоциональной сферы.
  • Любовь, как нравственная составляющая.
  • Праведность, существенная для физической сферы.
  • Духовный аспект составляет отказ от насилия.

Данные компоненты присутствуют вне зависимости от расовой или национальной принадлежности, окружающей среды и вероисповедования. Все человеческие ценности связаны между собой и зависят одна от другой. Личностный и духовный рост происходит при развитии вышеперечисленных основ. Человек мотивирует в себе убеждения, увеличивающие ресурсы, избавляясь от тех, которые лишь поглощают энергию и тормозят. К примеру, если считать себя умнее всех, можно оказаться на ложном пути или в тупике. Но более реально понимать свои способности к повышению уровня самообразования.

Другой вопрос – почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания? При появлении осознанности становится важным понимание индивидуумом его миссии. А также сути происходящих событий, наличия цели. Так человеку приходит знание, вера, источник силы он находит внутри себя. Он должен быть уверен в своей способности к преодолению трудностей. Духовно-нравственное воспитание, как основа формирования каждой личности, помогает в этом. Рассмотрим основные этапы или уровни духовного развития.

Человек незнающий

Людей, волю и дух которых лишь недавно посетило осознание своей индивидуальности, считают наиболее приближенными к природе. Перед ними стоит задача выживания. Они характеризуются стремлением “быть, как все”. Но руководствуются экологическими принципами, дающими безопасность. Консервативные индивидуумы с инертным умом встречаются и из числа пожилых людей. Они всегда пребывали на таком уровне или “скатились” на него с высокого положения.

Такими личностями легко управлять. Порой они боятся изменить собственную жизнь, наблюдают за страстями издалека, просматривая сериалы. Их моральные ориентиры ограничены, но присутствует значительная выносливость, способность работать с помощью физической силы. Эволюция почти всех за редкими исключениями начинается с такого уровня.

Есть и такие, которых называют “люди-дети”, им присущ интерес к познанию, а также озадачивает вопрос: как развить в себе способность к переходу на более высокий этап. Подобные настроены изучать мир, чтобы еще активнее потреблять его блага. Такое духовное развитие ограничивается недостаточностью способности концентрироваться, усидчивости. Выработанные ценные идеи обречены на то, что их авторы не могут их реализовать до конца.

Человек ищущий

Среди типов людей, способных на начинания в пределах того или иного пути достижения цели редко встречаются те, которые могут сосредоточиться на одном деле. Они хотят все перепробовать, успеть это на протяжении жизни. Иногда такие индивидуумы превращаются в рабов своих развлечений, не приобретая в этом самостоятельности. Кто-то делает их бытие интересным, отчего они впадают в зависимость, зачастую скучая или доводя себя до депрессии.

Чтобы не стать жертвой тех или иных дурных привычек, каждый может заняться поиском пути перехода на следующий этап. Хотя многие остаются на таком уровне. Но если потенциал человека потребует большего, мир заставит его эволюционировать дальше. Как развить в себе способность для перехода на следующую ступень, подскажет целеустремленность. Проявив амбиции и реализовав работоспособность, личность начинает изучать окружающий мир, методы управления им.

Человек, обретший знания

Образованный человек иногда употребляет слово “статус”. Наличие культуры личности в процессе самосовершенствования включает осознание своих достижений. Некоторые стремятся оставить в истории свой след или задать высокий уровень потомству. Двигаясь вертикально, подобные индивидуумы учатся использовать тех, кто ниже их по развитию. Но найдутся те, кто стоит на более высокой ступени и знакомы с их ситуацией. Может возникнуть взаимный конфликт по поводу бездарной растраты отпущенного времени.

У подобных людей отмечается требовательность к себе. Нравственное воспитание, как основа, помогает им осознавать такие достижения, как преодоление животного начала. Но не все из них пришли к вере в Бога, зная, что у человека есть возможность “поворачивать вспять реки”. Подобная природа вещей открывается им в конце данного этапа. Они начинают изучать правила общения с высшими силами, методы применения культуры личности в этом процессе. Осознав, что достигли предела собственных возможностей, такие индивидуумы иногда меняют сферу деятельности. Но могут также начать уничтожать себя наркотиками, экстремизмом, азартными играми. Возможна и эволюция на следующий этап.

Человек применяющий знания

Данный уровень, как и два предыдущих, можно назвать переходным при реализации культуры личности в саморазвитии. Люди начинают осознавать Бога в душе, воспитывают в себе смирение, получая некоторое удовольствие от наличия у каждого собственной судьбы. При этом человек может сформировать мировоззрение, согласно которому социум не влияет на него. Ведь есть всевышний разум и лишь он обладает властью. Такой индивидуум обладает простотой и мудростью, помогает активизировать духовность у людей, стоящих на низшем уровне развития. В пределах данного этапа выделяют три типа.

  1. Смиряющие свое эго.
  2. Теряющие в некоторый момент все имеющееся для полного устранения самолюбия, так как оно им более не помогает. Формирование духовной культуры личности таким путем может привести к реальной свободе. Но важно также не допустить длительного ощущения потери или снижения уровня.
  3. Пройдя этап “обнуления”, индивидуум находит свою жизненную дорогу, устанавливая собственные контакты и виды деятельности.

Считается, что применяя знания, человек и Вселенная работают друг на друга. От такой личности исходит ясность и мудрость. На следующем этапе вновь активизируется воля.

Человек просветленный

Моментами у индивидуума могут возникнуть опасения, что он возвращается на пройденные этапы. Но дух предоставляет ему энергию, достаточную для изменения окружения и решения задач. При этом личность полностью подчиняется мыслеформе (духовности). Высшее “Я” имеет с ней совпадающие желания. Под влиянием просветленного люди начинают осознавать свое предназначение. При дальнейшем развитии цель существования заключается в подобном воздействии. Высшие духовности помогают нижестоящим уровням пройти с пользой все этапы.

Необходимость духовного развития в современном обществе

Духовная культура в современном обществе – это культура отдельной личности, это присутствие духовного мира, который в разной степени имеется у каждого. Его характеристики связаны с помыслами, желаниями и целеустремлениями. А также определяются деятельностью, творческой реализацией, возможностью предлагать идеи, создавать правила и улучшать мир. Формирование нравственной культуры личности, как и духовной, основывается на соответствующих ценностях. В их числе традиции, обычаи и законы, которым все подчиняются. Групповое сознание обладает возможностями, которые не стоит недооценивать.

Даже если некто не хочет подчиняться условностям, ему придется с ними считаться. Формирование духовной культуры каждой личности в современном обществе складывается в сознание, присущее всему социуму. Оно находит выражение в политике, области правовых отношений, нравах, науке и искусстве. Проявляется уровень коллективной духовности. Формирование нравственной культуры личности, а также духовной в совокупности приводят к созданию норм поведения, эталонов. Задаваясь вопросом, как развить свою волю и дух, человек обращается к разуму, коллективная форма которого ориентируется на вечные ценности. Это основа любой культуры.

Религия (объясняя человеческую культуру) | Файлы области человеческих отношений

Вернуться к обучению eHRAF: мозаичное представление | Просмотр таблицы

Обзор упражнений. Цели

Сравниваются ли в упражнении две или более культур? Да
Выбор предмета: Отдельный предмет, указанный учителем
Предметы/OCMS, если применимо: Религия
Выбор региона: открытый (выбор учащегося)
Регион, если применимо: Различные
Выбор культуры: Студент выбирает из предварительно выбранный список
Культуры/ОВК, если применимо: Сирионо, Сиуаи, Амхара, Лепча, Кроу, Тив, Сан, Аранда, Мапуче, Ганда, Тикопия, Яган, Нуэр, Навахо, Сомали, Теуэльче, Гаро, Бамбара, Аймара, сельский ирландский, Сантал, Кламат
Образцы:

Руководство для занятий в классе

Включены ли инструкции по навигации по eHRAF? Нет
Задания, которые учащиеся должны выполнять в группах? Да
Задания для самостоятельного выполнения учащимися? Да
Инструкции для микрофишной версии?

Эмили Питек, Стивен Глейзер, Кэрол Р. Эмбер, HRAF

Эти упражнения eHRAF ​​дополняют модуль «Религия в объяснении человеческой культуры». Этот модуль обобщает то, что межкультурные исследования говорят нам о предикторах и возможных объяснениях религиозных различий.

Первый комплекс упражнений уровня I; второй набор Уровень II. Упражнения Уровня II лучше всего выполнять в группе, поручив каждому учащемуся несколько культур и затем сведя результаты в таблицу. Мы рекомендуем, чтобы несколько человек кодировали одну и ту же культуру, чтобы обсудить надежность кодирования.

Уровень I

1.0 Вера в загробную жизнь преобладает во всем мире; одно исследование показало, что такие убеждения присутствуют в 79% мировых обществ (Peoples, Duda, and Marlowe 2016). Как видно из этнографических записей, представления о загробной жизни разнообразны.

Прочитайте следующие выдержки, чтобы узнать о верованиях семи обществ, связанных с загробной жизнью. [Обратите внимание, чтобы найти документы и страницы в eHRAF ​​World Cultures, используйте «Просмотр документов», чтобы найти имя и название автора. Щелкните документ и на странице информации о публикации используйте функцию «Список страниц» в правом верхнем углу, чтобы перейти на страницу, указанную ниже.]

  • Сирионо : Холмберг, Аллан Р. (1950) «Кочевники длинного лука: Сирионо Восточной Боливии» (стр. 9).1-92)
  • Сиуай : Оливер Д.Л. (1955) «Общество Соломоновых островов: родство и лидерство среди сиуаи Бугенвиля» (стр. 76)
  • Амхара : Левин, Д. Н. (1965) «Воск и золото: традиции и инновации в эфиопской культуре» (стр. 65, 67)
  • Лепча : Горер, Джеффри и Хаттон, Дж. Х. (1938) «Гималайская деревня: рассказ о лепчах Сиккима» (стр. 182, 190)
  • Ворона : Лоуи, Роберт Х. (1935) «Индейцы кроу» (стр. 69))
  • Тив : Даунс, Руперт М. (1971) «Религия тив» (стр. 42)
  • Сан : Маршалл, Лорна (1965) «!Кунг бушмены пустыни Калахари» (стр.269)

 

  • Для каждого общества определите, присутствует ли вера в загробную жизнь. Затем сравните и сопоставьте описания обществами загробной жизни. Ответьте на следующие вопросы:
  • Описывается ли загробная жизнь как конкретное место?
  • Есть ли наказание или награда после смерти?
  • Влияют ли действия в этой жизни на ваш опыт в следующей жизни?
  • Определяет ли сверхъестественное существо, куда идти после смерти?
  • Другие отличия?

1.2 Соответствуют ли эти описания межкультурному выводу о том, что менее экономически продуктивные общества (собиратели с относительно небольшим сельским хозяйством), скорее всего, не понимают, что то, куда вы отправитесь в загробной жизни, отражает награду или наказание за поведение, в то время как общества, которые более продуктивные (с более интенсивным сельским хозяйством, особенно интенсивным сельским хозяйством), скорее всего, придерживаются таких убеждений — Dickson et al. (2005)?

  • Интенсивные земледельцы: Амхара, Лепча
  • Садоводы: Тив
  • Охотники-собиратели: Сирионо, Кроу, Сан
  • Другие комбинации средств к существованию: Сиуай

1. 3 Чем эти примеры отличаются от представлений о загробной жизни в религиях индустриальных обществ, таких как Соединенные Штаты?

1.4 Подумайте, чем ваши собственные представления о богах и загробной жизни отличаются от опыта людей в других обществах.

Уровень II

2.0. Во многих обществах существует несколько типов религиозных практиков. Как обсуждалось в модуле «Религия», М. Винклеман (2010) выделил пять типов практикующих: шаманы, шаманы/целители, целители, колдуны или ведьмы, медиумы и священники. Работая в группах, прочитайте следующие выдержки, чтобы узнать больше о разнообразии религиозных деятелей в разных культурах. В этом упражнении вы прочитаете различные примеры религиозных деятелей из пяти культур, а затем оцените, насколько эти примеры соответствуют межкультурным выводам. Используйте приведенную ниже таблицу, чтобы записать свои выводы.

Аранда : Мердок, Джордж Питер. (1934) «Аранда Центральной Австралии» (стр. 42)

Мапуче : Фарон, Луи К. (1964) «Ястребы солнца: мораль мапуче и ее ритуальные атрибуты» (стр. 138-140, 157) -159)

Ганда : Роско, Джон. (1911) «Баганда: рассказ об их местных обычаях и верованиях» (стр. 273–274, 277)

Тикопиа : Ферт, Раймонд Уильям. (1970) «Положение и религия в Тикопии: исследование язычества и обращение в христианство» (стр. 32, 34-38, 44)

Яхган : Гусинде, Мартин и Шютце, Фрида. (1937) «Яган: жизнь и мысли водных кочевников мыса Горн» (стр. 1297, 1313). : Маршалл, Лорна. (1965) «!Кунг-бушмены пустыни Калахари» (стр. 270-271)

  • Винклеман (2010) утверждает, что существует общая эволюционная последовательность практикующих; более простые общества, как правило, имеют один тип, в то время как сложные общества имеют все пять типов. Прочитайте краткие сведения о культуре для каждой из пяти культур, перечисленных выше. Найдите любую информацию о социальной сложности и запишите свои заметки в соответствующей строке таблицы. Информация о прожиточном минимуме уже предоставлена.

2.1 Внесите свои выводы в эту таблицу. Отметьте, какие характеристики присутствуют или отсутствуют в каждом примере. Во второй пустой строке (Тип врача) попытайтесь определить, какой тип врача описывает пример. [Обратите внимание, что два типа практикующих описаны для мапуче и три типа для ганда]

  Аранда Мапуче Мапуче Ганда Ганда Ганда Тикопия Яхган Сан
Социальная сложность (численность населения, прожиточный минимум, социальная стратификация и т. д.) Охотники-собиратели Интенсивные земледельцы Интенсивные земледельцы Садоводы Охотники-собиратели Охотники-собиратели
Тип врача
Мужской
Женский
Общается со сверхъестественными существами
Связанный с исцелением
Игра на барабанах и/или пение
Употребляет наркотики
Входит в состояние транса
Длительный период обучения
Имеет высокий статус
Имеет политическую роль или назначен на должность политиком

 

2. 2 Найдите в своей таблице любую межкультурную модель. Какие узоры предлагаются?

3.0 В трех основных мировых религиях (иудаизме, христианстве и исламе) есть один всемогущий бог, который, как обычно считается, связан с нравственными делами людей. Однако не во всех обществах есть сверхъестественные существа (включая верховного бога), которые заботятся о человеческой морали. В этом упражнении вы исследуете, в какой степени сверхъестественные существа (с особым акцентом на верховных богах) вовлечены в нравственные дела людей. Затем вы сравните свои выводы с результатами межкультурных исследований.

Примечание: Swanson (1964) определяет верховного бога как единственного создателя и/или главного правителя вселенной. Высший бог может или не может быть активно вовлечен в а) дела Земли и б) человеческую мораль.

3.1 Во-первых, вы сравните сверхъестественных существ в трех скотоводческих или агро-скотоводческих обществах со сверхъестественными существами в трех обществах, которые полагаются на другие методы существования. (Обратите внимание, что скотоводство связано с более засушливой средой). Используя расширенный поиск в eHRAF, выберите культуры из списка ниже в 3.2. В поле «Тема» выберите «духи и боги». На странице результатов нажмите на регион, чтобы увидеть названия культур; щелкните имя культуры, чтобы увидеть результаты абзаца. [Подсказка: вы увидите большое количество результатов абзаца для каждого общества; ориентируйтесь на абзацы из перечисленных источников]. Запишите свои заметки о природе этих сверхъестественных существ в колонке А таблицы в 3.2.

3.2 Для каждого общества отметьте: A) общую природу/характеристики этих сверхъестественных существ, B) существуют ли сверхъестественные существа, занимающиеся человеческой моралью, и C) существуют ли высшие боги, заботящиеся о человеческой морали. Как скотоводы сравниваются с другими обществами? Внесите свои ответы в таблицу ниже.

  • Нуэр (земледельцы-скотоводы) (Эванс-Притчард, Э.Э., 1956)
  • Навахо (агро-скотоводы) (Клакхон, К. , и Лейтон, Д., 19 лет)46)
  • Сомалийский (скотоводы) (Lewis, IM, 1961)
  • Tehuelche (Охотники-собиратели) (Adem, 2009; De Viedma, A., и Muirden, SJ, 1837; Musters, GC, 1873)
  • Гаро (садоводы) (Берлинг, Р., 1963)
  • Bambara (Другие комбинации средств к существованию) (Monteil, C. and Looney, KA 1924)
Прожиточный минимум A.     Общие сведения о сверхъестественных существах

Присутствуют ли сверхъестественные существа? Если да, то какого типа (т. е. духи предков, высшие боги, общинные духи и т. д.)?

Сверхъестественные существа связаны с человечеством или ненужны и далеки?

B.     Сверхъестественные существа обеспокоены нравственностью C.     Высшие боги беспокоятся о морали
Скотоводы или агро-скотоводы
    Нуэр

 

    Навахо

 

    Сомалийский

 

Не скотоводы
    Теуэльче

 

    Гаро

 

    Бамбара

 

Обобщите то, что вы нашли:  Как соотносятся сверхъестественные существа в скотоводческих/агро-скотоводческих обществах с таковыми в нескотоводческих обществах?

 

 

Сравните свои результаты с результатами межкультурного исследования
I) Межкультурное исследование показало, что следующие условия благоприятствуют присутствию богов, занимающихся человеческим поведением:

Тип прожиточного минимума:

– Животноводство (Браун и Эфф, 2010 г. ; Ботеро и др., 2014 г.)

-Общества, живущие в условиях неопределенности или стресса (нехватка воды, засуха, суровые условия окружающей среды, нестабильность климата, более низкая продуктивность окружающей среды) (Snarey, 1996; Brown and Eff, 2010; Peoples and Marlowe, 2012; Botero et al., 2014)

Обратите внимание, что скотоводческие общества обычно находятся в засушливых районах

 

II) Условия, благоприятствующие присутствию высших богов:

Тип прожиточного минимума

– Более высокая зависимость от производства продуктов питания, особенно скотоводства (Underhill, 1975; Peoples and Marlowe, 2012)

 

3.3 Далее вы сравните три более сложных общества с тремя более простыми обществами. Следуйте той же процедуре поиска, что и в 3.1. Для каждого общества отметьте: А) общую природу/характеристики этих сверхъестественных существ, Б) существуют ли сверхъестественные существа, заботящиеся о человеческой морали, и Б) есть ли высшие боги, заботящиеся о человеческой морали. Внесите свои ответы в таблицу ниже.

  • Комплекс:
    • Аймара (Чопик младший, Х., 1951)
    • Сельская ирландская (Аренсберг, К.М., 1937; Тейлор, Л.Дж., 2016)
    • Santal (Biswas, PC, 1956; Culshaw, WJ, 1949)
  • Простой:
    • Yahgan (Beierle, J., 2003; Gusinde, M., & Schütze, 1937)
    • Кламат (Спир, Л., 1930)
    • Сирионо (Калифано, М., и Бейерле, Дж., 2009 г.); Холмберг А.Р., 1950)
Социальная сложность A.     Общие сведения о сверхъестественных существах

Присутствуют ли сверхъестественные существа? Если да, то какого типа (т. е. духи предков, высшие боги, общинные духи и т. д.)?

Сверхъестественные существа связаны с человечеством или ненужны и далеки?

B.      У сверхъестественных существ моральные проблемы C.     Высшие боги беспокоятся о морали
Комплекс
    Аймара

 

   Сельская ирландская

 

   Сантал

 

Проще
   Яхган

 

   Кламат

 

   Сирионо

 

Подведите итог тому, что вы нашли:  Как сверхъестественные существа в более сложных обществах соотносятся с существами в более простых обществах?

 

 

Сравните свои результаты с результатами межкультурного исследования
I) Межкультурное исследование показало, что следующие условия благоприятствуют присутствию богов, занимающихся человеческим поведением:

Сложность

– Политическая организация вне сообщества (Johnson, 2005; Botero et al. , 2014; Watts et al., 2015)

-Деньги и кредит (Джонсон, 2005)

— Гибкость в наследовании и кредите

 

II) Условия, благоприятствующие присутствию высших богов:

Сложность

— Больше социальной и политической сложности; в частности, три или более иерархических групп принятия решений (Swanson, 1960; Davis, 1971; Underhill, 1975; Simpson, 1979; Peregrine, 1996; Stark, 2001; Sanderson and Roberts, 2008)

– Социальная дифференциация, особенно стратификация (Peoples and Marlowe, 2012)

 

 

 

 

Автор: Фрэн Бароне // Преподавание eHRAF ​​//

Является ли религия универсальным явлением в человеческой культуре или академическим изобретением?

Молитвенник Амхара, Эфиопия, конец 17 века. Предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

Если что-то и кажется самоочевидным в человеческой культуре, так это широко распространенная религия. Люди все время занимаются «религиозными» вещами; приверженность богам, мифам и ритуалам присутствовала во всех обществах. Эти обычаи и верования, безусловно, разнообразны, от человеческих жертвоприношений ацтеков до христианского крещения, но, похоже, они имеют общую суть. Так что же могло побудить покойного Джонатана Зиттелла Смита, возможно, самого влиятельного религиоведа последних пятидесяти лет, заявить в своей книге Imagining Religion: From Babylon to Jonestown (1982), что «религия является исключительно продуктом исследования ученого» и что она «не существует независимо от академии»?

Смит хотел опровергнуть предположение, что феномен религии не нуждается в определении. Он показал, что то, что представляется нам религиозным, говорит не столько о самих идеях и практиках, сколько об обрамляющих понятиях, которые мы привносим в их интерпретацию. Далекая от универсального явления с отличительной сущностью, категория «религия» возникает только через акты классификации и сравнения второго порядка.

Когда Смит начал работать в конце 1960-х годов, академическое изучение религии было еще довольно молодым. В Соединенных Штатах эту дисциплину в значительной степени сформировал румынский историк религий Мирча Элиаде, который с 1957 года до своей смерти в 1986 году преподавал в Школе богословия Чикагского университета. Там Элиаде обучил целое поколение ученых подходу к религиоведению, который он уже разработал в Европе.

Для Элиаде религию характеризовало «священное» — конечный источник всей реальности. Проще говоря, священное было «противоположностью профанного». Тем не менее священное могло «ворваться» в мирское существование рядом предсказуемых способов в архаичных культурах и историях. Например, божества неба и земли были вездесущими; Солнце и Луна олицетворяли рациональную силу и цикличность; некоторые камни считались священными; а вода рассматривалась как источник потенциала и регенерации.

Элиаде также разработал концепции «священного времени» и «священного пространства». Согласно Элиаде, архаичный человек, или Homo religiosus , всегда рассказывал истории о том, что боги делали «в начале». Они освящали время посредством повторения этих космогонических мифов и освящали священные пространства в соответствии с их отношением к «символизму Центра». Это включало «священную гору» или ось мира — архетипическую точку пересечения священного и профанного — но также и священные города, дворцы и храмы. Конкретные мифы, ритуалы и места, конечно, были культурно и исторически специфичны, но Элиаде видел в них примеры универсальной модели.

Смит находился под сильным влиянием Элиаде. Будучи аспирантом, он намеревался прочитать почти все работы, цитируемые в библиографии великого произведения Элиаде « Patterns in Comparative Religion » (1958). Он признал, что решение Смита поступить на факультет Чикагского университета в 1968–1969 годах было отчасти мотивировано желанием работать вместе со своим «учителем». Однако вскоре он начал излагать свою собственную интеллектуальную программу, которая противоречила парадигме Элиаде.

Во-первых, Смит оспаривал, действительно ли Элиадеанские конструкции священного времени и священного пространства были универсальными. Он не отрицал, что эти конструкции отображаются на некоторых архаичных культур довольно хорошо. Но в своем раннем эссе «Блуждающая ось» (1972) Смит отмечал, что некоторые культуры стремились взорваться или сбежать из пространства и времени, а не почитать их или овеществлять. (Вспомните о различных школах гностицизма, процветавших в течение первых двух столетий нашей эры, которые считали, что материальный мир был создан несовершенным, даже злонамеренным духом, известным как демиург, который был ниже истинного, скрытого бога.) Смит отличал эти «утопические» паттерны, ищущие священное за пределами преобладающего природного и социального порядка, от «локативных», описанных Элиаде, которые его усиливают — шаг, который подрывает универсалистский словарь Элиаде.

Во-вторых, Смит привнес новое самосознание и смирение в изучение религии. В эссе « Adde Parvum Parvo Magnus Acervus Erit » (1971) — название которого является цитатой из Овидия, означающей «добавь немногое к малому, и будет большая куча» — Смит показал, как сравнение «религиозных» данных пронизаны политическими и идеологическими ценностями. То, что Смит определил как «правый» подход, такой как подход Элиаде, стремится к органической целостности и единству; По его словам, с этим стремлением переплетается приверженность традиционным социальным структурам и власти. С другой стороны, «левые» подходы склонны к анализу и критике, которые нарушают установленный порядок и делают возможным альтернативное видение общества. Помещая подход Элиаде к религии на консервативный конец спектра, Смит не обязательно намеревался принизить его. Вместо этого он стремился различать эти подходы, чтобы ученые не могли их небрежно комбинировать.

В основе работы Смита лежал тезис о том, что никакая теория или метод изучения религии не может быть чисто объективной. Скорее, классифицирующие устройства, которые мы применяем, чтобы решить, является ли что-то «религиозным» или не всегда опираются на ранее существовавшие нормы. Смит утверждал, что выборочная таксономия «религиозных» данных из разных культур, историй и обществ является результатом «творческих актов сравнения и обобщения» ученого. Там, где когда-то у нас был самоочевидный, универсальный феномен религии, осталось только лоскутное одеяло из конкретных верований, практик и опыта.

С течением времени существовало огромное количество традиций, которые один мог бы отнести к категории религий. Но чтобы решить, так или иначе, наблюдатель должен сначала сформулировать определение, согласно которому одни традиции могут быть включены, а другие исключены. Как писал Смит во введении к Imagining Religion : «Хотя существует ошеломляющее количество данных, явлений, человеческого опыта и выражений, которые можно охарактеризовать в той или иной культуре по тем или иным критериям как религиозные — нет данных для религии ’. Там могут быть свидетельства различных выражений индуизма, иудаизма, христианства, ислама и так далее. Но эти 90 462 становятся 90 463 «религиями» только благодаря второстепенному, научному осмыслению. Определение ученого может даже привести к тому, что она отнесет к категории религий некоторые вещи, которые обычно не считаются таковыми (например, Анонимные Алкоголики), исключая при этом другие (некоторые направления буддизма).

Провокационное и поначалу озадачивающее заявление Смита о том, что религия «создана для аналитических целей ученого», теперь широко признано в академических кругах. Тем не менее, Смит подтвердил свою критическую оценку работы Элиаде в двух своих последних публикациях перед смертью в декабре 2017 года, а одним из последних курсов, которые он читал в Чикаго, было внимательное чтение Выкройки . Смит никогда не стремился изгнать Элиаде с поля боя. Вместо этого его намерение состояло в том, чтобы избавиться от искушений самоочевидности, научить религиоведов, какими бы ни были их предпочтительные методы или политико-идеологические пристрастия, ясно понимать полномочия и пределы решений, которые им необходимо принимать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts