Покровский храм данилова монастыря в москве: Храмы монастыря | Московский Данилов монастырь

Разное

Содержание

Храмы монастыря | Московский Данилов монастырь

Перейти к основному содержанию

Собор в честь Троицы Живоначальной (XIX в.)

Троицкий собор — главный храм Данилова монастыря. Его строительство началось в 1833 г. на средства благотворителей монастыря московских дворян-купцов братьев Куманиных и Шестовых по проекту архитектора Осипа Бове.

Подробнее


Храм в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (Покровский храм, храм прп. Даниила Столпника) (XVII–XIX вв.)

Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — ныне самый древний храм Данилова монастыря. Он состоит из нескольких церквей: на первом этаже расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы, на втором — храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, на третьем — храм во имя преподобного Даниила Столпника.

Подробнее


Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (XX в.)

Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с приделом святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, устроен в годы восстановления монастыря в подклете Троицкого собора, где прежде были семейные усыпальницы благотворителей обители.

Подробнее


Храм во имя преподобного Серафима Саровского (XX в.)

Храм преподобного Серафима Саровского был открыт в подклете больничного корпуса Данилова монастыря в 1988 г. на месте бывшей часовни конца XIX в. В храме находится особо чтимые иконы преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей, святой блаженной старицы Матроны и другие святыни.

Подробнее


Храм во имя преподобного Симеона Столпника (XVIII в.)

Храм преподобного Симеона Столпника входит в сложный, стилистически единый ансамбль Святых врат и колокольни Данилова монастыря. Ансамбль является второй после храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов архитектурной доминантой монастыря, а также формирует облик площади перед обителью и создает парадный вход в нее.

Подробнее


Храм Всех Святых, в Земле Русской просиявших

Храм Всех святых, в земле Русской просиявших, расположен в центре второго (парадного) этажа Резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Эта домовая церковь была освящена в 1988 г. По византийской традиции мраморный иконостас выполнен в виде алтарной преграды.

Подробнее


Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе

К ансамблю монастыря по праву следует относить и приходскую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе, расположенную к югу от монастыря вне его стен. Полагают, что именно на этом месте находился основанный в XIII в. князем Даниилом монастырь.

Подробнее


Часовня святого благоверного князя Даниила Московского

Часовня святого благоверного князя Даниила Московского расположена в сквере на площади Серпуховской Заставы, на пути следования в Данилов ставропигиальный мужской монастырь из станции метро «Тульская».

Подробнее


Поминальная часовня

В 1988 г. в память о всех погребенных в монастыре была построена Поминальная часовня (архитектор Ю. Г. Алонов). Она расположена на небольшом возвышении у северного прясла монастырской ограды, неподалеку от Нагорной башни.

Подробнее


Надкладезная часовня (Святой колодезь)

На Соборной площади, между Троицким собором и храмом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, располагается Надкладезная часовня или, как называли прежде, Святой колодезь, существовавший, по преданию, еще во времена святого благоверного князя Даниила.

Подробнее


Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.

Храм в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (Покровский храм, храм прп. Даниила Столпника) (XVII–XIX вв.)

Архитектура

В 70-е гг. XVII в. вблизи старого соборного храма Святых Отцов строится ансамбль монастырской трапезной с двумя сопредельными храмами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого пророка Божия Даниила (с именем этого святого князь Даниил был пострижен перед смертью в схиму). Здание трапезной было вытянуто с востока на запад, храмы имели каждый свою алтарную апсиду и главку луковичной формы. С западной стороны к трапезной примыкали две ризничные палатки. Еще одна прямоугольная палатка, составляющая одно целое с храмом пророка Даниила, примыкала с северной стороны, в поздних описях она именуется вместе с галереей «погребальной». Завершала весь ансамбль шатровая колокольня.

К началу XVIII в. старый храм Святых Отцов настолько обветшал, что в нем стало опасно служить. Было принято решение о его сносе и возведении нового. В 1729 г. был издан соответствующий указ. Храм XVI в. разобрали до основания, были также разобраныи верхи (главы, барабаны, кровли) Покровского и Даниловского храмов, своды трапезной и сделаны новые, пониженные своды. Покровский и Даниловский храмы стали нижним, цокольным этажом, на котором и был возведен новый храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Он был освящен всего лишь через год после начала работ — 31 августа 1730 г.

Первоначально сопредельные храмы — Покровский и во имя пророка Даниила — имели каждый свою апсиду, а общий четверик, разделенный внутри капитальной стеной на два почти равных объема, венчали две главки. Каждый из храмов сообщался с трапезной. Надо отметить, что подобное композиционное решение, когда нет подчинения объема придела объему основного храма, встречается нечасто.

Основной объем верхнего храма в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов представляет собой двухсветный четверик с трехчастной апсидой и небольшой трапезной. Алтарь верхнего храма находится точно над алтарем нижнего.

Существующая ныне планировка Покровского храма относится к XVIII в., когда была возведена дополнительная капитальная стена с арочным проемом, при этом были заложены два окна и разобрана стена между Покровским и Даниловским храмами. Описи стали называть Покровский храм основным, а Даниловский — приделом.

С трех сторон храм был окружен открытой галереей-гульбищем с двумя крыльцами. Храм венчали стройный барабан, главка луковичной формы и крест сложной формы — в верхней части креста — два Ангела, несущие корону, — знак царского вклада в монастырь. Храм Святых Отцов был расписан в 1736 г. живописцем Григорием Яковлевым.

Шатровая колокольня была разобрана сразу после 1746 г., когда достроили колокольню над Святыми вратами, но разобрали ее не полностью — остались два нижних яруса, на которых и возвели новую церковь преподобного Даниила Столпника (старейший престол Данилова монастыря). Храм состоит из четверика и двух восьмериков, увенчан восьмигранным барабаном с главкой. Столп этого храма вытянут на высоту, почти равную высоте соборной церкви. Оба храмовых здания органично соседствуют друг с другом и даже кажутся одновременными постройками.

В 1805–1806 гг. начался новый этап перестройки: были разобраны обветшавшие боковые крыльца, которые вели на галереи соборного храма, а взамен с западной стороны сделаны две пристройки с новыми лестницами в два марша для подъема в верхний храм и новое крыльцо с белокаменными ступенями.

На средства статского советника Глеба Алексеевича Владыкина устроены два новых придела:

во имя преподобного и благоверного князя Даниила Московского (северный)

и святых благоверных князей Бориса и Глеба (южный). Для этого вместо открытых промежутков между столбами ограждения сделали оконные проемы и возвели поперечные стены с арочными проемами. В эти годы белокаменные полы в соборном храме были накрыты чугунными плитами с орнаментальным украшением. В 1857 г. архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин сделал проект расширения оставшейся части северной и южной галерей, включив их в состав Даниловского и Борисоглебского приделов.

В 1857–1862 гг. были разработаны проекты новых иконостасов для Покровской церкви и храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов с приделами. Новые иконостасы делались, видимо, в связи с утратой прежних во время очередного пожара, от которых храм неоднократно страдал. Известно, что он «исправлялся» в 1812, 1857, 1867, 1884, 1898 гг., возобновлялись как иконостасы, так и настенная живопись.

Наружное оформление храма состояло из наличников с треугольными фронтонами, карнизов, поясков, выполненных из тесаного кирпича и белого камня. Украшением служили полихромные горельефы с изображением четырех евангелистов «в рост». Эту работу приписывают известному мастеру изразцовых (ценинных) дел Степану Иванову (по прозвищу Полубес). Фасады храма, начиная с XVIII в., традиционно окрашивались в два цвета: фон стен — охрой, а выступающие части: пояски, лопатки и другие — известью. Кровли красились медянкой (зеленой краской, получаемой путем окисления меди). Купола и кресты золотились.

На северной стене придела пророка Даниила в XVIII–XIX вв. имелись две памятные доски: первая, с записью о кончине князя Даниила (утрачена во время перестройки северного фасада в конце XIX в.), вторая — о перенесении мощей его мощей в 1652 г. — была помещена на столп поздней галереи и сохранилась до настоящего времени. Анализ текста и его оформление показывают, что это не копия, а подлинное изделие, близкое по времени к описанному в тексте событию. Таким образом «собор всех Соборов» возводился у святых мощей основателя династии великих князей и царей Московских и вверялся его покровительству.

В 1891 г. у северной стороны Покровского храма Елизавета Андреевна Дашкова устроила отдельный придельный храм во имя святых праведных Захарии и Елисаветы над могилой своего мужа известного этнографа, мецената, директора Румянцевского музея Василия Андреевича Дашкова.

В конце XIX — начале XX в. наиболее заслуживающей внимания была работа по устройству усыпальницы купцов братьев Ляпиных, расположенной в подклете и первом этаже храма Святых Отцов. Следует отметить, что эта усыпальница была оформлена по проекту самого Федора Осиповича Шехтеля, бывшего в то время председателем Московского архитектурного общества. Усыпальница была устроена в два яруса: на нижнем, находилась крипта, на верхнем — часовня с витражами. К сожалению, ни работ знаменитого архитектора: витражей, резных дубовых панелей, ажурных литых и кованых решеток, — ни стенописи не сохранилось, как и не сохранились и захоронения.

Описание паломничества в России — 10 монастырей, Святыни России

Два обзора, посвященных православным монастырям и храмам России, вы можете прочитать на сайте Геомерид. В этом обзоре «Паломничества в России» рассказывается о монастырях и храмах, где находятся мощи наиболее чтимых православных святых или наиболее чтимые иконы. Поклониться им ежегодно приезжают тысячи паломников.

Еще один обзор называется «Монастыри России». Их тоже посещает много людей, но ценность их больше историческая и культурная. Например, это монастыри, включенные в списки культурного наследия ЮНЕСКО. Это монастыри, где написаны ценные фрески. Это монастыри, которые связаны с важными историческими событиями, происходившими на Руси.

Например, в Ипатьевском монастыре в Костроме в 1613 году был призван на престол Михаил Романов. Он был первым царем из династии Романовых. Ганиноямный монастырь в Екатеринбурге расположен на месте, где большевики в 1918 году сбросили в заброшенную шахту тела расстрелянных членов царской семьи. Они были последними из династии Романовых.

Православные верующие России чаще всего посещают в паломнических поездках следующие монастыри и храмы: 

1. Троице-Сергиева Лавра (Московская область)
2. Дивеевский мужской монастырь (Нижегородская область)
3. Покровский Матронинский монастырь (Москва)
4. Оптина Пустынь мужской монастырь (Калужская область)
Час 5.  Ксении Блаженной (Санкт-Петербург)
6.    Свято-Иоанновский монастырь (Санкт-Петербург)
7.    Псково-Печерская Лавра (Псковская область)
8.    Казанский собор (Санкт-Петербург)
9.    Тихвинский монастырь (Тихвин)
10. Троицкий монастырь (Муром)

Пройдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждом монастыре и увидеть большое количество фотографий

Троице-Сергиева лавра (Московская область)

Троице-Сергиева лавра расположена в 80 км к северо-востоку от Москвы. В Русской Православной Церкви важнейшие духовные центры (монастыри) страны имеют статус «Лавры». Таких монастырей в России два: Троице-Сергиева лавра в Московской области и Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге. Однако главным духовным центром Русской православной церкви считается Троице-Сергиева лавра. Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троице-Сергиева лавра была основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Он является самым почитаемым святым Русской Православной Церкви. Сергий родился в семье знатных бояр из города Ростова. Его родителей звали Кирилл и Мария. Позже они переехали в поселок Радонеж, что на севере Московской области. Здесь родился мальчик Варфоломей. В 1337 году Кирилл и Мария в весьма почтенном возрасте постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове, но почти сразу скончались.

Варфоломей и его брат Стефан поселились в лесу на Маковецкой горе, в 10 километрах от Хотьковского монастыря. Варфоломей стал монахом Сергием. Вокруг них стали собираться другие монахи. Сергий Радонежский (Сергий села Радонежский) стал настоятелем монастыря, который был назван в честь Троицы. Вскоре монастырь стал духовным центром Русской земли. Это был сложный период феодальной раздробленности страны. Сергий Радонежский призвал князей вместе бороться против монголо-татарского ига. Его называли «Духовным собирателем земли русской», «Ангелом-хранителем России».

Картина «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой» в музее на Куликовом поле

Троицкий собор — главный храм Троице-Сергиевой Лавры, построенный в 1442 году

Успенский собор, построенный Иваном Грозным, и Часовня над источником Святой воды в Троице-Сергиевой лавре

В 1380 году князь Дмитрий Донской пришел со своим войском в монастырь, чтобы Сергий Радонежский благословил их перед битвой на Куликовом поле с войском хана Мамая . В 1392 умер Сергий Радонежский. Его мощи находятся в Троицком соборе монастыря и ежегодно к ним совершают паломнические поездки тысячи людей.

С 15 века в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство каменных церквей. В 1422 году был построен Троицкий собор, в котором сейчас покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского. К 16 веку монастырь превратился в мощную крепость. Он выдержал осаду во время интервенции польских войск в начале 17 века. Сейчас в Троице-Сергиевой лавре построены десятки церквей и зданий.

Серафимо-Дивеевский мужской монастырь (Нижегородская область)

Серафимо-Дивеевский мужской монастырь расположен в Нижегородской области в селе Дивеево, в 180 километрах к югу от Нижнего Новгорода. Арзамас – ближайший город к Дивеевскому монастырю.

Серафимо-Дивеевский монастырь был основан в 1760 году русской монахиней Александрой, но прославился на всю Россию благодаря служению Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых в России.

В православной традиции существует предание о четырех земных судьбах Пресвятой Богородицы. Первым уделом считается древняя Иверия (ныне это Грузия), куда Богородица должна была отправиться с апостольским служением. Второй судьбой была гора Афон в Греции. Третий удел – Киево-Печерская Лавра в Киеве. Александра была монахиней этого монастыря, когда ей было видение Пресвятой Богородицы. Она благословила ее отправиться на север России для основания нового монастыря в Дивееве, который она обозначила своим четвертым земным уделом.

Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске в семье богатого купца. В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где был благословлен стать монахом Саровского монастыря Нижегородской губернии. Преподобный Серафим поселился в келье в лесу близ монастыря и много молился. В 1793 году стал иеромонахом и духовником Дивеевского монастыря.

Троицкий и Спасо-Преображенский соборы монастыря

Святая Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеевском монастыре

Серафим скончался в 1833 году, а в 1903 году был причислен к лику преподобных Серафимов Саровских и всея Руси Чудотворцев. В последние годы жизни Серафиму явилась Богородица, повелела ему взять мотыгу и прочертить Канавку близ Серафимо-Дивеевского монастыря по пути, по которому она прошла.

Как вспоминали монахини монастыря: «Отец Серафим много чудесного говорил об этой Канавке, здесь были стопы Пресвятой Богородицы. Эту землю взяла в удел Сама Царица Небесная. И как только придет антихрист, он пройдет везде, но не перепрыгнет через этот Паз». Все, кто приезжает в монастырь с паломнической поездкой, обязательно проходят по Канавке Пресвятой Богородицы.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря построен в середине 19 века. В нем находится ракия с мощами преподобного Серафима. Также в монастыре есть большой Спасо-Преображенский собор, Благовещенский собор и несколько церквей.

Покровский монастырь святой Матроны Московской (Москва)

Покровский монастырь святой Матроны Московской находится недалеко от Таганской площади. Он был основан в 1635 году царем Михаилом Романовым в память о своем отце, патриархе Филарете. Однако известно оно стало благодаря святой Матроне Московской, жившей в 20 веке.

Матрона Московская родилась в 1885 году в селе Себино Тульской губернии. Ее родители жили в нищете, а мать хотела отдать четвертого ребенка в приют, но однажды к ней явилась еще не родившаяся девочка в образе белой птицы и попросила не отдавать ее в приют. Глаза птицы были плотно закрыты. Девочка родилась слепой, но мать не отдала ее в детский дом. Девочка с ранних лет проводила все свое время в храме.

Будучи маленькой девочкой, она предсказывала многие события и исцеляла многих больных. К ней съезжались люди со всей провинции. В 16 лет у нее онемели ноги. Она приняла свои проблемы и продолжала лечить других. В 1925 лет Матрона переехала в Москву, где прожила почти 30 лет. Ежедневно к Матроне приходило до 40 человек. Она всех принимала и всем помогала.

Очередь верующих к иконе Блаженной Матроны, висящей на стене Покровского собора.

Чудотворная икона Блаженной Матроны висит на стене Покровского собора.

Матрона умерла 2 мая 1952 года и была похоронена на Даниловском кладбище в Москве. Это кладбище стало местом ее почитания. Многие люди приезжали сюда в паломнических поездках. В 1998 г. мощи Матроны Московской были перенесены в Покровский монастырь, а в 2004 г. она была канонизирована.

Перед храмом почти всегда большая очередь людей, пришедших поклониться Святой Матроне. Перед паломнической поездкой нужно быть готовым, что придется простоять в очереди около 3-4 часов, а может и больше.

Оптина пустынь мужской монастырь (Калужская область)

Оптина пустынь мужской монастырь расположен на окраине города Козельска Тульской области. Согласно преданию, монастырь был основан в 14 веке раскаявшимся разбойником Оптой, ставшим монахом и первым игуменом под именем Макария.

Долгие годы Оптина пустынь была небольшим провинциальным монастырем. Самые тяжелые времена наступили при царе Петре I. Этот монастырь планировалось закрыть. Однако в 19 веке монастырь Оптина Пустынь стал одним из духовных центров России.

В Оптиной пустыни на протяжении всего XIX века существовала традиция святых старцев, которая привлекала тысячи паломников со всей России. В Оптиной пустыни за сто лет было более десяти святых старцев, которые принимали и учили приходящих к ним людей. Старец – это монах, обладающий даром духовного видения и руководства.

Монастырь Оптина Пустынь со стороны Козельска

Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм — главный храм Оптиной пустыни

На старцы Оптиной пустыни. Великий русский писатель Федор Достоевский писал, что большое влияние на него оказало паломничество в Оптину пустынь. После этого он написал роман «Братья Карамазовы», где прототипом старца Зосимы был оптинский старец Амвросий. Несколько раз Оптину пустынь посещал Лев Николаевич Толстой. Последний раз он посещал монастырь в 1912. После этого он сел в поезд, но вынужден был сойти с него по болезни на станции Астапово, где и умер через 7 дней.

Основателем духовной школы старцев в Оптиной Пустыни был старец Леонид (Лев Наголкин). Его учениками были великие оптинские старцы преподобные Макарий и преподобный Амвросий. Старец Амвросий (1812-1891) распространил свое духовное влияние по всей России, и молитва оптинских старцев получила широкое распространение.

Часовня Ксении Блаженной (Санкт-Петербург)

Часовня Ксении Блаженной находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Ксения Блаженная – небесная покровительница города, со святыми Александром Невским и Иоанном Кронштадтским.

Ксения Блаженная родилась в первой половине 18 века. Точный год ее рождения неизвестен. В молодости она вышла замуж за придворного певца Андрея Петрова, но овдовела в 26 лет. После этого она облачилась в его одежды и посвятила свою жизнь Богу, став юродивой (блаженной). Она сказала, что Ксения мертва, а Андрей Петров жив. Более 40 лет она была бездомной странницей, молясь за людей и помогая им. Особенно много было рассказов о том, как молитва Ксении помогла в устройстве семейной жизни. Большинство молодых людей, которые приходят в часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище, теперь спрашивают ее об этом.

Много народу всегда приходит помолиться Ксении Блаженной

Придя в часовню Ксении Блаженная трижды обходит ее вокруг

Долгое время на Смоленском кладбище была только маленькая могилка Ксении. На плите было написано: «Кто меня узнает, пусть вспомнит мою душу во спасение души своей». В 1902 году над ее могилой была возведена часовня. В 1988 году Ксения Петербургская была канонизирована.

В настоящее время в Часовню Ксении Блаженной всегда приходит много людей. Многие приезжают сюда в паломнические поездки из других городов. Чтобы войти в часовню и поклониться мощам Ксении Блаженной, придется выстоять несколько часов в длинной очереди, поэтому лучше приходить сюда рано утром.

Свято-Иоанновский монастырь (Санкт-Петербург)

Свято-Иоанновский монастырь расположен на набережной реки Карповки на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. Иоанн Кронштадтский – покровитель Санкт-Петербурга.

Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в селе Сура Архангельской губернии. Со временем он стал очень известным проповедником. Многие говорили, что слушали его проповеди «со слезами на глазах», а в церковном предании он именуется «великим молитвенником, провидцем и чудотворцем». Он принял последние исповеди российских императоров Александра II и Александра III.

Мощи Иоанна Кронштадтского хранятся в гробнице Ильи и Феодоры в нижнем приделе Иоанновского монастыря

Главный храм монастыря построен в византийском стиле, имеет 5 куполов. С западной стороны пристроена пятиъярусная колокольня. В 1901 году на первом этаже строящегося храма была освящена церковь св. Иоанна Рильского, покровителя св. Иоанна Кронштадтского.

В 1903-1908 годах в подклете была устроена небольшая церковь-усыпальница. Иоанн Кронштадтский скончался 20 декабря 19 года.08. На следующий день был освящен главный храм Иоанновского монастыря, а на следующий день отец Иоанн был погребен в гробнице в подвале. Русская Православная Церковь канонизировала святого Иоанна Кронштадтского в 1990 году.

Псково-Печерская Лавра (Псковская область)

Псково-Печерская Лавра расположена в 50 км к западу от города Пскова, в селе Печеры. Псково-Печерский монастырь часто называют Лаврой, что подчеркивает его значение для Русской Православной Церкви.

Официально в России всего две Лавры — Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге. Однако Лаврой называют также Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь с многовековой историей. За всю свою историю он ни разу не закрывался.

Монастырь был основан святителем Иоанном в 1473 году, который выкопал первую пещеру в склоне оврага. С тех пор здесь появилось множество пещер. Слово «Печеры» в переводе с русского означает «Пещеры». Внутреннее устройство Псково-Печерской Лавры весьма оригинально. Все постройки и церкви монастыря построены на склонах глубокого оврага. Войдя в монастырь через Главные ворота, вы увидите дорогу, идущую вниз по дну оврага, а в низине расположено несколько храмов и построек монашеских келий.

Соборы и храмы Псково-Печерского монастыря

Храмы Псково-Печерского монастыря стоят на склонах оврага, окруженного крепкими стенами

Главный храм Лавры — Сретенский собор. В нем есть чудотворные иконы, а рядом вход в пещеры (подземные ходы), где захоронены монахи монастыря. Псково-Печерская Лавра похожа на Киево-Печерскую Лавру. В обоих монастырях есть случаи захоронения монахов, многие из которых канонизированы. Обязательно прогуляйтесь по крепостным стенам Псково-Печерского монастыря.

Казанский собор (Санкт-Петербург)

Казанский собор расположен на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В нем хранится чудотворная копия Казанской иконы Божией Матери. Поклониться иконе всегда приходит много людей.

На пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова в 1733 году построена церковь Рождества Богородицы. Со временем эта церковь стала и местом празднования побед русской армии.

К концу 18 века храм обветшал, и император Павел I решил построить на этом месте Казанский собор. Он должен был стать одним из крупнейших храмов Петербурга и всей России по вместимости. На конкурсе был выбран проект архитектора Воронихина. Он предложил построить Казанский собор с огромной колоннадой, обращенной к Невскому проспекту. Так решалась проблема строительства церквей на Невском проспекте, так как они были повернуты боком к главной улице города.

Чтимая икона Казанской Богородицы – главная святыня Казанского собора в Санкт-Петербурге

Казанский собор был заложен в 1801 году, а завершен в 1811 году, всего за год до войны с Наполеоном. Его колоннада из 96 колонн похожа на собор Святого Петра в Риме.

Здесь был молебен перед отъездом полководца Михаила Кутузова в 1812 году в русскую армию на войну с Наполеоном. В 1813 году здесь был похоронен Михаил Кутузов.

Главной святыней Казанского собора является чтимый образ Казанской Чудотворной иконы Божией Матери. Сама Чудотворная икона была обретена в 1579 году в Казани. Икона творила чудеса и со временем стала одной из самых почитаемых икон на Руси.

В том же 1579 году с иконы была изготовлена ​​и отправлена ​​Ивану Грозному в Москву, где она хранилась в Казанском соборе на Красной площади. Петр I перевез эту копию в Санкт-Петербург. К тому времени реплика тоже считалась Чудотворной. В 1904 г. была ограблена церковь в Казани, а сама Казанская икона исчезла. Сейчас в России есть только почитаемая копия иконы Казанской Богородицы, которая хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Тихвинский монастырь (Тихвин)

Тихвинский монастырь расположен в 220 км к востоку от Санкт-Петербурга. В нем хранится одна из самых почитаемых в русском православии икон Пресвятой Богородицы – Тихвинская икона. Многие люди всегда приезжают сюда в паломнических поездках. Недалеко от Тихвина находится Александро-Свирский монастырь, куда также приезжает много паломников.

По преданию, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была написана евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Почти полторы тысячи лет он хранился в Константинополе. Однако в конце XIV века икона стала являться жителям деревень на юге Ладожского озера, пока не достигла берега реки Тихвинки. Это было место, где была найдена икона. Константинополь еще не пал перед турками, но уже терял статус центра православия.

По преданию, Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Тихвинском монастыре, написана евангелистом Лукой при жизни Богородицы

Каменный Успенский собор в Тихвинском монастыре построен в 1510 г. Царь Василий III

В 1383 году на месте иконы была построена деревянная церковь, а в 1510 году царем Василием III здесь был построен каменный Успенский собор. С тех пор все русские цари приезжали в Тихвин с паломничеством для поклонения чудотворной иконе. В 17 веке почти все постройки монастыря были построены из камня.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны немецкие войска захватили Тихвин. Отступая, икону взяли с собой. В Риге икона досталась епископу Иоанну. В 1949 году он переехал в США и стал архиепископом Чикаго. Икону он взял с собой. Он завещал передать икону обратно в Тихвинский монастырь, как только она будет восстановлена. В 2004 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была торжественно возвращена в Тихвинский монастырь.

Троицкий монастырь (Муром)

В Троицком монастыре, расположенном в центре древнего города Мурома, хранятся мощи святых Петра и Февронии. На Руси они всегда считались покровителями Семьи и Брака. День Петра и Февронии, 8 июля, отмечался в России до 1917 года, как День влюбленных (тогда в России не было Дня святого Валентина).

Петр и Феврония жили в 13 веке. Существует легенда, что муромский князь Петр, когда-то заболевший проказой, так и не смог от нее вылечиться. Он отправил гонцов за врачами, но они смогли найти только крестьянскую девушку Февронию, которая согласилась его вылечить. В обмен на лечение она заставила его пообещать жениться на ней. Петр вылечился, но обманул ее и ушел. Однако болезнь возобновилась, и Петр вернулся к Февронии. После выздоровления он женился на ней. После этого они прожили в любви и согласии многие десятилетия.

Уже состарившись, Петр и Феврония стали монахами в разных монастырях, но просили Бога, чтобы они умерли каждый в своей келье в один и тот же день и в один и тот же час. Это произошло 8 июля 1228 года.

Троицкий собор Троицкого монастыря г. Мурома

Казанская надвратная церковь (1648 г.) в Троицком монастыре г. Мурома свой монастырь, но наутро их тела были найдены в общей усыпальнице Троицкого монастыря. С тех пор их никто не смел разлучить, и они были похоронены в Троицком монастыре в Муроме.

Петр и Феврония были канонизированы в 1547 году. Они стали покровителями Любви, Брака и Верности. В Троицкий Муромский монастырь с паломническими поездками часто приезжают семейные пары, желающие завести детей. Мощи Петра и Февронии считаются чудотворными в Русской Православной Церкви.

Новоспасский монастырь описание и фото — Россия — Москва: Москва

Статьи » Путешествия » Новоспасский монастырь описание и фото — Россия — Москва: Москва

Описание и фото Новоспасского монастыря — Россия — Москва: Москва. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Взметнувшаяся в небо колокольня на Крутицком холме у Москвы-реки принадлежит Спасо-Преображенскому собору Новоспасского монастыря. Православный мужской монастырь имеет статус ставропигиального , что означает автономию от местной епархиальной власти и подчинение только патриарху. Ставропигии – высший статус в Православной Церкви. Значение этого слова в переводе с греческого означает «вознесение креста», что в прежние времена в соборах ставропигиальных монастырей совершалось при непосредственном участии патриарха. Высокий статус Новоспасского монастыря подчеркивает его тесную связь с боярским родом Романовых, вступившим в начале XVII века на царский престол в России.

История Новоспасского монастыря

Монастырь в честь Спаса впервые появился в Москве в 13 веке. Князь Даниил Московский , сын Александра Невского, основал монастырь, ныне именуемый Даниловым монастырем. Через несколько десятков лет сын Даниила Иван Калита пожелал, чтобы монастырь существовал рядом с его дворцом, и приказал монахам переселиться на Боровицкий холм. Вскоре здесь был построен Спасо-Преображенский собор, а при монастыре открылся приют для бедных. Спас на Бору был местом, где молилась вся семья великого князя.

В царствование Иоанна III Москва начала застраиваться каменными зданиями. В город приехали иностранные зодчие, и супруга князя Софья Палеолог заказала великокняжеский дворец. Монастырь оказался в окружении каменных дворцовых построек и был явно стеснен в новых условиях. Великий князь решил перевести иноческую братию на берег Москвы-реки в Васильевский стан. Это место было знаковым для Москвы: Василий Темный дважды стоял здесь с войском против татарских захватчиков, а Васильевский стан считался сторожевым постом на окраине столицы. С тех пор монастырь носит название Ново-Спасский монастырь.

Новый монастырь рос и развивался постепенно. В XVI веке ему не раз приходилось защищаться от набегов татар, и крепкие каменные стены монастыря верой и правдой служили защитникам. В начале XVII века Новоспасский монастырь смог отразить осаду поляков, пытавшихся в трудную смуту овладеть Москвой. После Венчание Романовых на царство в 1613 году Новоспасский монастырь стал пользоваться особой царской милостью. В монастыре находилась усыпальница членов семьи Романовых, а финансовые поступления из казны были более чем щедрыми. Для монастыря наступила эпоха расцвета.

Прежде всего, Михаил Федорович Романов приказал усилить оборону монастыря. У ворот выросли башни с амбразурами для артиллерийских орудий. В 1640 году деревянные стены стали заменять каменными. Их высота достигала 7,5 метров, а общая длина – 650 метров. Боеприпасы хранились в пяти башнях по углам периметра, а по прорытым подземным ходам можно было выйти на берег реки. В этот же период на территории монастыря были возведены колокольня и каменный храм в честь преподобного Саввы Освященного. Вот так Патриарх Филарет , освобожденный из польского плена, отдает дань памяти святому. Вокруг стен монастыря расположены слободы мастеров-строителей, давшие названия современным улицам Большие и Малые Каменщики.

Строительство каменного собора на территории Новоспасского монастыря завершено в 1647 году. Храм освящен в честь Спаса Преображения . Простота и строгость архитектурных форм белокаменного собора удивительно гармонично сочетались с причудливым убранством и красочными деталями. Величественное здание гордо возвышалось на высоком подклете и выглядело вполне в соответствии с православными традициями.

Конец первой половины XVII века – это время, когда Никита Минин, известный в будущем как Патриарх Никон , был архимандритом Новоспасского монастыря. >. С его именем связаны реформы Русской православной церкви, вызвавшие раскол и появление старообрядчества. Во главе братии Новоспасского монастыря Никита Минин был членом кружка духовенства и светских лиц, стремившихся оживить религиозную жизнь в государстве и стремившихся улучшить нравственность как населения, так и имевших церковные чины. Будущий патриарх ввел традицию регулярных встреч с царем: еженедельно докладывал ему и советовался с ним по делам монастыря.

В конце XVII века монастырь стал одним из богатейших в Москве, но перенос столицы в Петербург нанес ему серьезный удар. благосостояние. Монастырь начал приходить в упадок, страдал от пожаров, постройки ветшали. При Екатерине II произошла секуляризация имущества церкви, и монастырь, лишившись имений, потерял все возможности для существования. Французы в 1812 годах разрушили множество зданий и пытались взорвать собор, но, к счастью, им это не удалось. Спустя столетие Новоспасский монастырь восстает из пепла и становится центром религиозно-нравственного просвещения населения, но вспыхнувшая революция вновь останавливает жизнь в монастыре.

В 1918 году в монастыре был открыт концлагерь , где пытали и казнили всех, кто не хотел мириться с новой властью. В церквях разместились архив НКВД, картофелехранилище, склады конфискованного имущества, вытрезвитель и другие нужные коммунистам организации.

Монастырь вернулся в состав Русской Православной Церкви только в 1991 , и с тех пор началось его возрождение. Через 500 лет после того, как был заложен первый камень в основание Спасо-Преображенского собора, в нем вновь зазвучала молитва.

Архитектурный ансамбль

Все церкви, здания и сооружения Новоспасского монастыря представляют культурно-историческую ценность.

Первый храм на месте Спасо-Преображенский собор построен в конце 15 века. В 1645 году на его месте был заложен новый, освященный в 1647 году. В соборе стоит посмотреть на великолепный пятиярусный иконостас с древними образами. Стены и купол собора украшены фресками, посвященными земной жизни Спасителя и великим церковным праздникам. Генеалогическое древо русских князей и царей изображено на своде у входа.

Общее с собором крыльцо Церковь Покрова Пресвятой Богородицы , заложенная царем Алексеем Михайловичем в 1673 году. семьи Шереметевых. Храм освящен на месте прежнего деревянного в 1795 году.

Самое высокое сооружение на территории монастыря — колокольня , построенная в 1759-1785 годах на месте старой звонницы начала XVII века . Высота колокольни чуть более 80 метров, а в дореволюционной Москве это было одно из самых впечатляющих сооружений, которое можно было увидеть за многие километры. Автор проекта звонницы – архитектор Иван Жеребцов. Он похоронен здесь, в первом ярусе колокольни. Во втором ярусе — Церковь Сергия Радонежского , устроена в 1787 году на частные пожертвования купеческой вдовы Бабкиной. Храм сильно пострадал во время наполеоновского нашествия и был восстановлен в 1916 году. Из храма есть выход на террасу на втором ярусе. На вершине колокольни установлены часы с боем , которые отсчитывают время каждые 30 минут. Основание звонницы служит входными воротами в Новоспасский монастырь.

Во время экскурсии вы можете посетить музей , который был открыт в честь 20-летия возрождения Новоспасского монастыря. История создания и возрождения монастыря представлена ​​на музейных стендах. Часть экспозиции посвящена Великому Князю Сергею Александровичу , погребенному в усыпальнице Романовых.

Святыни Новоспасской обители

Главной святыней монастыря до 1917 г. была Чудотворный Образ Спаса Нерукотворного . Первое показанное им чудо произошло в 1645 году в церкви на Вятке, где тогда находилась икона. Слепой, прозревший у образа, стал первым человеком, которому икона помогла исцелиться от болезни, и с тех пор нерукотворный Чудотворный Образ Спасителя благотворно действует на многих верующих. В 1647 году икона была перенесена в Москву, а ворота, через которые она входила в Кремль, с тех пор называются Спасскими. Образ Спасителя принимал участие в подавлении восстания под предводительством Степана Разина. По свидетельству очевидцев, икона помогла остановить сильный пожар 1834 года в Москве и исцелила многих страждущих от эпидемии холеры 1848 года. Нерукотворный чудотворный образ Спасителя странным образом безвозвратно исчез в 1919 году.17, хотя в этом случае не нужно полагаться на Божий промысел. Сегодня в Новоспасском монастыре можно помолиться списку чудотворному образу, который, по мнению верующих, имеет не меньшую силу, чем подлинник.

Хор Новоспасского монастыря

После возвращения монастыря Русская Православная Церковь начала его восстановление в 1991 году, при монастыре был создан хор. Сегодня его называют одним из лучших коллективов, исполняющих духовную музыку. В хоре поют студенты и выпускники Московской консерватории, Академии хорового искусства и Российской академии музыки.

Монастырский хор ведет активную творческую деятельность — концертную и гастрольную. Выступления хора можно услышать не только в Новоспасском монастыре, но и в соборах Московского Кремля во время торжественных служб, совершаемых Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Примечания