Последование ко святому причащению на русском читать: Молитвы ко Святому Причащению на русском языке
Содержание
Благодарственные молитвы после святого причащения. Молитвослов на русском языке
Благодарственные молитвы после святого причащения
(Стихи-увещание:) Когда же удостоишься благодатного Причащения животворящих таинственных Даров, воспой тотчас, возблагодари усердно. И горячо от души так говори Богу:
Слава Тебе, Боже! (Трижды)
Молитва 1
Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но удостоил меня приобщиться Святынь Твоих. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных Даров Ты удостоил. Но, Владыка Человеколюбец, ради нас умерший, и воскресший, и даровавший нам эти страшные и животворящие Твои Таинства во благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай, чтобы они были и мне во исцеление души и тела, во отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру твёрдую, в любовь нелицемерную, в исполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и Твоего Царства приобретение. Чтобы, сохраняемый ими в освящении Твоём, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, уйдя из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, достиг я места вечного покоя, где непрестанный глас празднующих и бесконечное наслаждение взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты – истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение вовеки. Аминь.
Молитва 2, святого Василия Великого
Господи Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мiра! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю же Тебя, Благой и Человеколюбивый, сохрани меня под покровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться святынь Твоих в прощение грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты – Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем с Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва 3, святого Симеона Метафраста
Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сжигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрой меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.
Молитва 4
Тело Твоё Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и Кровь Твоя драгоценная – в прощение грехов. Да будет же мне это благодарение в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподоби меня, грешника, стать справа от славы Твоей, по ходатайствам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.
Молитва 5, Пресвятой Богородице
Пресвятая Владычица Богородица, свет помрачённой моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, стать причастником пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Но, Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Источник бессмертия Родившая, оживи меня, умерщвлённого грехом. Милостивого Бога любящая милосердие Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моём, и смирение в мыслях моих, и призвание к помыслам добрым, когда пленён бывает разум мой. И удостой меня до последнего моего вздоха не в осуждение принимать святыню пречистых Таинств во исцеление души и тела. И подай мне слёзы покаяния и благодарения, чтобы мне воспевать и славить Тебя во все дни жизни моей, ибо Ты благословенна и прославлена вовеки. Аминь.
Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля.
Трисвятое.
Слава, И ныне.
Пресвятая Троица.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава, И ныне.
Отче наш.
Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь.
И тропарь святому, чья Литургия совершалась.
Святому Иоанну Златоусту, Тропарь, глас 8
Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мiра ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.
Слава:
Кондак, глас 6
Принял Ты с небес божественную благодать и устами Твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, божественное изъясняющий.
И ныне: Защита христиан надёжная, Ходатайство к Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава, И ныне:
Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем.
Именем Господним благослови, отче.
Священник говорит отпуст малый:
Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец.
Мы же: Аминь.
Если же совершалась Литургия Василия Великого, тогда читай:
Святому Василию Великому, Тропарь, глас 1
По всей земле прошёл голос твой, ибо приняла она слово твоё: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, – царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Слава:
Кондак, глас 4
Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием, запечатлевая его твоими учениями, открывающий небесное Василий преподобный.
И ныне: Защита христиан надёжная: – см. выше.
Если же совершалась Литургия Преждеосвящённых Даров, тогда читай:
Святому Григорию Двоеслову, Тропарь, глас 4
Благодать божественную свыше получив, славный Григорий, от Бога, и Его силою укрепляемый, шествовать путём Евангельским ты возжелал, – потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, – Его моли да спасёт души наши.
Слава:
Кондак, глас 3
Подражателем Начальника пастырей Христа явился ты, отче Григорий, сонмы иноков во двор небесный направляя, потому и научил ты овец Христовых заповедям Его. Ныне же с ними ликуешь и радуешься в обителях небесных.
И ныне: Защита христиан надёжная: – см. выше.
Благодарственные молитвы после Святого Причащения
Благодарственные молитвы после Святого Причащения
Когда же удостоишься благодатного Причащения / животворящих таинственных Даров, / воспой тотчас, возблагодари усердно. / И горячо от души так говори Богу:Слава Тебе, Боже! (3)Молитва 1Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты
Молитвы после Причащения
Молитвы после Причащения
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!Молитва 1Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и
После причащения Святых Таин
После причащения Святых Таин
I
Спаситель и Господь наш, преподав апостолам на Тайной Вечери Тело и Кровь Свою, не присовокупил к тому никакого наставления. Преподанное было выше слова человеческого, и таинство говорило само за себя. Верую, что и ныне для тех из нас, кои не
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Утреннее молитвенное правило
Молитвы утренние
Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.Затем немного подожди, пока все
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Молитвы, читаемые дома перед иконами после Таинства Причащения. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже (осенив себя крестным знамением с земным или поясным поклоном).Благодарственная молитва, перваяБлагодарю Тя,
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ
Эти молитвы желательно читать каждый день.Благодарите Господа за каждый прожитый день, за ниспосланные вам блага, за великий дар – здоровье, за счастье детей. За все, что у вас есть на данный момент, даже если, с вашей точки зрения, этого не так уж и
Благодарственные молитвы, читаемые по выздоровлению от всякой болезни Молитва благодарственная святого Иоанна Кронштадтского
Благодарственные молитвы, читаемые по выздоровлению от всякой болезни
Молитва благодарственная святого Иоанна Кронштадтского
«Не смешивай человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем, потому что зло есть случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.Благодарственная молитва, 1-яБлагодарю тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПОСЛЕ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ:
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПОСЛЕ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ:
«Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!«1 молитва: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного,
Благодарственные молитвы после исцеления
Благодарственные молитвы после исцеления
Молитвы Пантелеймону целителю
Святый великомучениче, целителю и чудотворче Пантелеимоне, всеизрядный угодниче Божий и молитвенниче присный христиан православных! Достойно наречен еси Пантелеимоном, еже есть всемилостивый,
Благодарственные молитвы
Благодарственные молитвы
Мы привыкли часто обращаться к Богу с просьбами о чем-либо. Когда же Он отвечает на наши молитвы, мы порой забываем о благодарности. Это очень несправедливо. Каждый раз, когда исполняется ваша просьба, приходит решение проблемы или случается
Глава 11 КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
Глава 11
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо
Благодарственные молитвы
Благодарственные молитвы
Молитва благодарственная великомученику и целителю Пантелеймону после исцеления от болезни
Святый великомучениче, целителю и чудотворче Пантелеимоне, всеизрядный угодниче Божий и молитвенниче присный христиан православных! Достойно
ОСЛАБЛЕНИЕ БЛАГОНАСТРОЕННОСТИ ПОСЛЕ ГОВЕНИЯ И ПРИЧАЩЕНИЯ
ОСЛАБЛЕНИЕ БЛАГОНАСТРОЕННОСТИ ПОСЛЕ ГОВЕНИЯ И ПРИЧАЩЕНИЯ
Чем оно вызваноЖалеете, что благонастроение, приобретаемое говением, Исповедию и Причащением, скоро ослабевает. Это и достойно сожаления, и тем достойнее, что избежать сего в нашей власти… Не надо предавать себя
МОЛИТВЫ ПОСЛЕ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ
МОЛИТВЫ ПОСЛЕ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
Молитва благодарственная, первая.Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня,
Подготовка к Причастию – не вычитывание и говение, но предвкушение Таинства
В проекте документа есть одна особенность. Он приравнивает подготовку ко Святому Причащению к выполнению ряда формальных требований. Эти требования таковы: говение, евхаристический пост, чтение «Последования ко Святому Причащению», исповедание грехов. Все внимание в документе направлено на то, чтобы определить меру этих требований, что можно сократить, а что сокращению или отмене не подлежит.
Такое понимание подготовки к Причащению нам хорошо знакомо. Оно царит в нашей Церкви уже сотни лет. Именно с таким пониманием мы встретились, когда пришли в Церковь в начале 90-х годов. С ним же, чаще всего, сталкиваются те, кто приходит в Церковь сегодня.
На протяжении многих лет приходится сталкиваться с типичными ситуациями. Человек приходит в Церковь с мировоззренческим вопросом, а в ответ слышит: три дня попостись, прочитай три канона и приходи причащаться, сам все поймешь. Бабушки, готовя своих внуков к Причащению, как и раньше, говорят им не о Христе и Евангелии, а о том, чего нельзя кушать и что нужно прочитать.
Подготовка к Причащению необходима, в этом нет никакого сомнения. Человек готовится, приступая к любому делу, и успех дела часто зависит от подготовки. Тем более необходимо готовиться к центральному, осевому таинству Православной Церкви. Вопрос в том, что является такой подготовкой?
Готовится ли к Причастию умирающий человек, которого родные накормили перед самым приходом священника? Несомненно. Это видно по его глазам и по той жажде, с которой он встречает Св. Дары. Готовится ли к Причастию пятилетний ребенок, еще не умеющий читать, тем более по-славянски, но услышавший от родителей, что завтра им предстоит очень важное событие? Конечно, готовится, его подготовка может быть глубже, качественнее, чем у многих взрослых. Готовится ли к Причастию человек, впервые сбросивший с себя груз многолетних грехов на исповеди, и, еще не зная ни о каком правиле, подведенный к Чаше? Такой подготовке позавидует любой «старо-верующий». Эти случаи объединяет одно: все трое не прочитали «Последования ко Святому Причащению» и не постились, как положено.
Подготовка к Причастию – это не вычитывание и говение, это – предвкушение Таинства, внутренний настрой на Причащение, размышление о его значении, проверка состояния своей души. Подготовка – это стяжание того самого страха Божия и веры, о которых говорит священник перед чашей. Подготовка к Причащению начинается с того момента, когда человек захотел причаститься и заканчивается самим Причастием, а не ограничивается каким-то определенным временем перед сном или после просыпания. Иногда приходится слышать от верующих, в ответ на вопрос: «готовитесь ли вы причащаться?», ответ: «Уже подготовилась, батюшка».
Подготовка к Причастию неотделима от христианской жизни, христианского мироощущения, и состояния души. Справедливости ради надо сказать, что об этом упоминается в проекте документа: «При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними… Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию». Всего два предложения, а ведь это – самое главное.
Говение, евхаристический пост и чтение Последования, – это только инструменты подготовки, а не сама подготовка. Церковь внимательно сохранила тексты молитв святых, чтобы предложить их тем, кто не находит в своей душе нужных слов. Опыт поста дает она тем, кто сам не имеет должной решимости к воздержанию. Но, таков закон закваски, от которой предостерегал нас Христос (Мф.16:6): мы охотно заменяем настоящее, но невидимое, внутреннее делание, тем, которое хорошо видно как нам, так и окружающим, потому что оно внешнее. Так легче.
Подмена подготовки к Причащению формальными требованиями имеет еще одно, более разрушительное следствие. Как-то я задал вопрос одной женщине, готовящейся к Причащению: «Достойны ли вы Причастия?» Нисколько не сомневаясь, она твердо сказала: «Да, конечно». «А читали ли вы Последование ко Св. Причащению?» «Да, все что положено вычитала!» Но ведь, в этом последовании в каждой молитве мы встречаем одну и ту же мысль: «Во причастие святынь Твоих како вниду, недостойный?» «Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения» «от еже недостойне тем причащатися» «Вем, Господи, яко недостойне причащаюся»… и т. д. и т. д. Этот случай не единичный. То же суждение о собственном достоинстве я слышу на протяжении всех лет священнического служения. Как могло возникнуть такое недоразумение? Человек читает длинное правило, в каждой молитве которого называет себя недостойным подойти к Чаше, а когда это правило заканчивается, он приобретает убеждение, что в результате этого чтения стал достойным.
Недостоинство, о котором говорится в молитвах, связано не только и не столько с личными грехами. Недостоинство – это та пропасть, которая разделяет человека, природа которого искажена грехом, и Бога. Св. Причащение способно преодолеть эту пропасть, соединить их. Потому оно так и называется: причащение, приобщение. Но Бог зовет человека к Приобщению не потому, что тот, совершив подвиг говения и «вычитывания», стал чистым и достойным самого Бога, а несмотря на его недостоинство.
Мы должны подойти к Чаше с ощущением недостоинства, чтобы воспринять великую милость Божию, преодолевающую пропасть между нами. В этом нам должно помочь последование, ведь оно разъясняет нам наше недостоинство. Мы же подходим к Чаше в спокойствии и уверенности, что причащаемся по праву, достойно, потому что прочитали последование и сделали все «как положено».
Превратив подготовку к Причащению в исполнение формального правила, мы, фактически, уверяем себя в том, что его исполнением «зарабатываем» себе право на Причащение, а значит равенство с Самим Богом. Это богоборчество, скрытое за удобной маской фарисейства?
Проект документа содержит прекрасный исторический обзор разных эпох в истории Церкви и разных подходов к подготовке к Таинству Причащения. Но, необходимо не просто констатировать разность подходов в разные времена, а проанализировать причины возникновения такого разнообразия. Увидев, что наше время совсем не похоже, ни на дореволюционное, ни на советское, мы поймем, что подходы к подготовке к Причащению, выработанные тогда, сейчас неприменимы.
Конечно, речь не идет об отмене формальных правил подготовки к Причащению. Да это и невозможно, не «снизу», ни, тем более, «сверху». Речь о том, чтобы основное внимание, и в пастырской деятельности и в предлагаемом проекте документа, уделить самой подготовке к Причащению, а не формальному ее выражению; индивидуальной ответственности человека за свою христианскую жизнь, а не внешним признакам этой жизни.
www.kiev-orthodox.org
ИСПОВЕДЬ И СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ – Православная церковь Святителя Иннокентия
В Русской Православной Церкви Заграницей уже давно по разным причинам сложилась традиция, что желающие причаститься сначала идут на исповедь. Это, на мой взгляд, привело к искажению обоих этих отдельных благодатных таинств.
Святое Причастие есть участие в принятии Честного Тела и Крови Христовых в Тайной Вечере, где, когда причащающийся причащается, священник говорит: « Раба/раба Божия [имя в крещении] принимает Пресвятое и Драгоценное Тело и Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа во отпущение грехов и в жизнь вечную ». Обратите внимание на формулировку « для отпущения грехов». »
Исповедь является таинством, «отличным от» Святого Причастия. Это сакраментальный акт прощения, подходящий, когда человек испытывает муки совести и раскаивается, часто в моральном проступке. Исповедь НЕ является билетом к причащению Святых Таин, но такое впечатление создается соединением этих двух Таинств.
По моему опыту, часто люди лишают себя возможности получить Святое Причастие, потому что они не исповедовались и им действительно не в чем исповедоваться. В других случаях кто-то хочет получить Святое Причастие, и исповедь, которую он делает, больше соответствует пастырскому наставлению или духовному руководству, чем исповеди. В итоге это оказывается искажением таинства исповеди.
Пасторское консультирование это встреча со священником или пастырским советником для обсуждения определенной темы или конкретной проблемы, в которой человек пытается прояснить ситуацию.
Духовное руководство это встреча со священником или духовным наставником, чтобы больше сосредоточиться на своей внутренней жизни и молитвенной жизни, а также на проницательных решениях и путях, которые, по вашему мнению, соответствуют воле Бога для них.
Есть некоторые очевидные совпадения, которые происходят с пастырским консультированием, духовным руководством и исповедью, но, насколько это возможно, может быть полезно понять общие нюансы каждого, чтобы иметь более четкое представление о том, что они могут искать или в чем нуждаются. христианский путь. Также важно признать, что только то, что человек рукоположен, сам по себе не делает его компетентным пастырским советником или духовным наставником.
Каждый человек — это личность с индивидуальными обстоятельствами, индивидуальной преданностью нашему Господу и Церкви, индивидуальными практиками и дисциплинами духовной жизни и т. д. Пожалуйста, обратитесь к любому из священников в приходе Святого Иннокентия, чтобы обсудить ваши конкретные жизненные условия, чтобы вы могли воспользоваться обоих этих таинств таким образом, который наиболее полезен для вашего собственного духовного роста и просвещения.
В любом случае любой желающий причаститься должен, как минимум, подготовиться, исследуя свою совесть на предмет серьезных нравственных проступков, при необходимости исповедуясь, постясь с полуночи, а также молитвами и любыми духовными чтениями, имеющими значение для их.
Апрель 2018
По той же теме, на 02.02.20 , во время своей проповеди о Закхее и Причастии отец Иеремия процитировал Святой Иоанн Кассиан (360-435) :
3 «Мы не должны избегаем причастия, потому что считаем себя грешными.
Мы должны чаще приступать к нему для исцеления души и очищения духа, но с таким смирением и верой, что, считая себя недостойными… мы еще более желали бы лекарства от своих ран.
Иначе невозможно раз в год причащаться, как это делают некоторые люди… считая освящение Небесных Таин доступным только святым.
Лучше думать, что даруя нам благодать, таинство делает нас чистыми и святыми.
Такие люди проявляют больше гордости, чем смирения…ибо когда они получают,
они считают себя достойными.
Гораздо лучше, если бы в смирении сердца, зная, что мы никогда не достойны Святых Таин, принимать их каждое воскресенье для исцеления болезней наших, нежели, ослепленные гордыней, думать, что через год мы станем достоин их получить…»
Из его 3-й конференции о безгрешности
Читать далее размышления о. Иеремии
Нравится:
Нравится Загрузка…
Опубликовано АвторstirocРубрики Отец Иеремия, Ресурсы, таинстваМетки исповедь, Святое Причастие, Пастырское консультирование, отпущение грехов, таинства, Духовное руководство
СВЯТОЙ ЧЕТВЕРГ. О ЕВХАРИСТИИ (Таинстве Святого Причащения)
Протоиерей Всеволод Шпиллер
Самое важное место в системе церковных служб занимает богослужение, которое мы называем Литургией. Литургия в переводе с греческого означает богослужение. Иногда это означает служение ближнему, благотворительность, а иногда и служение в алтаре. Богослужения имеют своей целью приблизить нас к Богу, приблизить нас к Нему в молитве. Однако наибольшее проявление близости, присутствия Господа среди верующих, «обожения» человека и природы совершается в Таинстве Евхаристии, которое находится в центре жизни Церкви.
Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом во время совершения Им Тайной Вечери. Иисус Христос собрал Своих учеников в ту ночь, когда Он должен был быть предан и предан страданиям, мучениям, распятию и смерти. Он собрал Своих учеников как их главу, как старшего, хотя по возрасту Он не был их старшим. Он совершал обряд трапезы по образцу, принятому в ветхозаветной Церкви, но с одним необычным отличием: когда Он преломлял Хлеб, и когда возносил Чашу, прочитав особые благодарственные молитвы Богу за всего, сказал ученикам Своим: сие творите в воспоминание обо Мне. Хлеб — это Мое Тело, а это Вино — Моя Кровь. Когда вы будете помнить Меня таким образом, вы будете есть Мое Тело и пить Мою Кровь. И всякий, кто сделает это, пребудет во Мне, и Я пребуду в нем навеки.
Во время Евхаристии мы вспоминаем все, что произошло со Христом: Его Воплощение, всю Его жизнь, Голгофу, Воскресение и Вознесение. Но когда мы вспоминаем все это в символике Божественной литургии, все происходит заново! «Отец Мой до сих пор работает, и Я делаю» (Иоанна 5:17), и эта деятельность никогда не прекращается. Таинство, Таинство Святой Евхаристии заключается в том, что она состоит не только из наших не наших воспоминаний.
Литургия дает настоящее, актуальное богообщение, просвещая каждого участника, так что в глубоком таинстве, во время каждой литургии хлеб и вино, принесенные в алтарь, преображаются в Тело и Кровь Христовы. Также и в настоящий момент каждое из верных причащений Самого Тела и Самой Крови Христовых действительно, на самом деле, не только интеллектуально или видимо, а соединяется с Самим Богом. Во время Литургии исполнение Богом Своего обетования быть среди людей совершает полнейшее просвещение человека.
Здесь происходит уникальное действие Бога, приносящего в этот мир Божественную силу, и каждый из нас причастен к этой силе. Оно входит в наши сердца и действует через нас во всем, что мы делаем. Эта сила Божия сообщает всему, что вы делаете, как бы оно ни казалось незначительным, огромное значение, глубину; в этом духовный смысл Православия. Через все, что христианин делает в этом мире, достойно участвуя в Евхаристии, в мир входит сила Божия, сила преображающая мир, благословляющая мир, переделывающая мир. Он делает это, несмотря на то, что мир этого не понимает. Мир даже не знает об этом. Вот что такое Евхаристия! Вот почему с самых первых дней Евхаристия — благодарственная жертва, преломление хлеба — была центральным фактом христианской жизни. Евхаристия есть величайшее выражение христианского единства, жизни в едином Теле, Единой Святой Церкви Христовой. Тайна является источником этого единства. Мы единое Тело — Его Тело. Мы все — живые и мертвые — едины. В алтаре священник читает слова: «И всех нас, причащающихся от одного Хлеба и от одной Чаши, Ты соединяешь друг с другом…» Всех стоящих здесь, живых и мертвых, Церковь на земле и прославленных Церковь, «имеющая одну главу».
Из нужды, бедности, тьмы своего эго я приближаюсь к Божественной Тайне и выхожу на свет. «Твой свет вошел и осветил мою тьму». В те мгновения мы, еще живя здесь, на земле, уже входим в Его благодатную жизнь, ибо Он приходит к нам и «сотворяет с Ним обитель нашу». (Иоанна 14:23).
Во время Евхаристии происходит центральное, важнейшее событие: среди нас появляется Христос. Где двое или трое собираются вместе во Имя Мое (а именно так и собираются христиане во время Евхаристии), там Я среди них. Там среди нас Христос со всей силой Своей сострадательной любви, способный решительно дать каждому из нас все, в чем мы нуждаемся, и чтобы семя слова Божия, которое входит в нашу душу, когда мы слышим Евангелие, Благую Весть, не пропадет и не погибнет, а возрастет в каждом сердце. Среди господства анархии и хаоса в этом мире Таинство Евхаристии, Божественная Литургия есть предвкушение иного мира, иного Царства, «где свет Божий». Евхаристия есть звено, соединяющее настоящее и будущее, наше настоящее состояние с грядущим славным Преображением.
В Евхаристии время исчезает, время входит в вечность. И мы принадлежим и переживаем/принимаем участие в вечности. Потому что все, что мы помним, как было — начало проповеднической миссии Иисуса Христа, Тайная Вечеря — это в нашем разуме БЫЛО, а в Боге ЕСТЬ. Все, что было, есть. Это нечто невозможное для разума понять.
Смерть Иисуса Христа — это жертва.