Потомки пророка: Потомки пророка Мухаммеда, семья Мухаммада
Содержание
Потомки пророка Мухаммеда, семья Мухаммада
- Определение принадлежности к родовому древу Пророка Мухаммеда ﷺ
- Преимущества человека из потомков Пророка ﷺ над другими людьми
- Ахль аль-Бaйт – семья Пророка ﷺ
- Семья и родственники Пророка Мухаммеда ﷺ
- Дети Пророка Мухаммеда ﷺ
- Внуки Пророка Мухаммеда ﷺ
- Дяди и тети Пророка Мухаммеда ﷺ
- Жены Пророка Мухаммеда ﷺ
- Хадиджа
- Сауда бинт Зам‘а
- Аиша бинт Абу Бакр
- Хафса бинт Умар
- Зайнаб бинт Хузайма
- Зайнаб бинт Джахш
- Остальные жены Мухаммеда ﷺ
- Наложницы
- Потомки Пророка Мухаммеда: миссия и обязанности
Пророк Мухаммед (Muhammad) ﷺ – личность знаковая для исламской религии, а потому интерес к его персоне, а также к близким и родным ему людям, к возможным потомкам Пророка Мухаммеда ﷺ не ослабевает уже много веков подряд. О родственном отношении к нему самому или к его потомкам заявляют многие люди, и часто мотивами для таких заявлений становится желание славы и легкой наживы, а также стремление к распространению ереси среди исламской уммы. В такой деятельности больше всего были замечены крайние суфии и рафидиты.
Определение принадлежности к родовому древу Пророка Мухаммеда ﷺ
В современном мире во всех уголках земли среди всех народов проживают потомки Пророка Мухаммеда ﷺ, и это не только арабы, но и представители других национальностей, которые могут жить в любой стране мира и некоторые даже об этом могут не знать. Но есть и такие люди, которые называют себя родственниками-потомками Пророка Мухаммеда ﷺ, не имея никаких оснований так называться.
Для определения того, принадлежит ли человек к родовому древу Посланника Аллаха ﷺ, является ли потомком Посланника ﷺ, применяется несколько способов. По словам Шейха Абдуль-Азиза ибн Бааза, на принадлежность человека к благородному роду Посланника Аллаха ﷺ и то, что он – потомок Посланника Аллаха ﷺ, указывают такие вещи, как наличие свидетельства в истории об этом авторитетных ученых историков, наличие официального свидетельства того, что человек – потомок и принадлежит роду Пророка Мухаммеда ﷺ, или другого документа, подтверждающего это, выданного авторитетным ученым в области истории и религии или известным судьей. Также, если факт того, что человек является потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, широко известен в обществе, это тоже может стать подтверждением его принадлежности к роду Пророка ﷺ. Также способом определить, действительно ли человек является потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, может стать наличие доказательств этого факта, которые будут объективными и будут иметь указанную достоверную дату, подтверждающуюся действительными документами, или иметь свидетельство истинности от лиц, заслуживающих доверия.
Преимущества человека из потомков Пророка ﷺ над другими людьми
Принадлежность к благородной родословной Посланника Аллаха ﷺ не принесет пользы арабу или мусульманину другой национальности, если он является неверующим или нечестивцем, также как отсутствие принадлежности к роду Пророка Мухаммеда ﷺ не вредит мусульманину, если он является верующим и праведным. Принадлежность к благородному роду Пророка Мухаммеда ﷺ не дает в Судный день преимуществ, ведь Аллах сказал в Священной Книге Коран, что самым почитаемым перед Аллахом будет наиболее богобоязненный человек.
Ахль аль-Бaйт – семья Пророка ﷺ
Для обозначения семьи Мухаммеда ﷺ ввели в обиход выражение «Ахль аль-Бaйт». Также с этой целью использовали выражения «Ал-и Расул», «Ал-и Мухаммад», а также «Ытратун Наби».
Ахль аль-Бaйт – это выражение используется для обозначения семьи Посланника ﷺ чаще всего и в переводе с арабского языка «Ахль аль-Байт» имеет несколько значений:
- используется для обозначения семьи, детей, близких родственников,
- слово «Ахль» используется для обозначения местного населения той местности, о которой говорят,
- слово «Ахль» используется также для выражения принадлежности к определенному суждению – «Ахль Сунна»
- еще одно значение слова — его употребляют, когда человек чего-то достоин или заслужил по заслугам.
Среди синонимов слова «Ахль» есть «Аль» в значении «родственники, семья, близкие», но «ал» употребляют, когда говорят о семье людей избранных.
Слово «байт» в переводе с арабского означает «дом» или «семья». В арабском языке выражение «Ахль аль-Байт» означает «домашние люди и члены семьи» и только во второстепенном значении обозначает «близких родственников».
По традиции, дошедшей до нашего времени, выражение «Ахль аль-Бaйт» используют для того, чтобы обозначить семью Мухаммеда ﷺ. Ахль аль-бaйт, то есть круг его членов семьи и домочадцев, составляли супруги, дети, внуки, а также Али, который был зятем Мухаммеда ﷺ и сыном его дяди.
Семья и родственники Пророка Мухаммеда ﷺ
К семье и родственникам Мухаммеда ﷺ относятся:
- его молочная мать по имени Сувайба, которая была вольноотпущенницей у Абу Ляхаба. Сувайба несколько дней кормила молоком Мухаммада ﷺ вместе со своим сыном Масрухом и Абу Салямом Абдуллахом бин аль-Асад аль-Махзуми. Молочная мать Сувайба также кормила и Хамзу бин Абдульмутталиба, дядю Посланника Аллаха ﷺ;
- его молочная мать по имени Халима, которая происходила из племени Саад. Халима кормила Мухаммеда ﷺ вместе со своим сыном Абдуллахом от аль-Хариса бин Абдульузза ас-Саади, а также дочерьми последнего по имени Унейса и Хузафа или Шайма. Эта же молочная мать Халима кормила своим молоком Абу Суфьяна бин аль-Хариса бин Абдульмутталиб. Абу Суфьян, повзрослев, стал для Посланника Аллаха ﷺ одним из самых ярых врагов, но после, когда была покорена Мекка, принял ислам и стал праведным мусульманином.
К числу родственников и близких людей Пророка Мухаммада ﷺ относятся люди, которые вырастили и воспитали его:
- родная мать пророка Мухаммеда ﷺ Амина бинт Вахб бин Абдуманаф бин Зухра бин Киляб;
- Сувайба, Халима, дочь Халимы по имени Шайма, которая также приходится Мухаммеду ﷺ молочной сестрой. Приводится история, когда Шайма посетила Пророка Мухаммада ﷺ в числе людей из племени Хавазин: тогда Посланник Аллаха ﷺ оказал ей высокое гостеприимство и соблюдал родственные отношения, постелив свой плащ и усадив Шайму на него.
Также к числу его семьи относится Умм Айман Бараката аль-Хабашия, доставшаяся Посланнику Аллаха ﷺ от отца в наследство, которая в дальнейшем последовала религии ислама и была выдана замуж за любимца Пророка Мухаммада Зайда бин аль-Хариса, родив ему впоследствии сына Усаму.
Дети Пророка Мухаммеда ﷺ
К числу семьи Пророка Мухаммеда ﷺ относятся его дети, в числе которых называют:
- аль-Касима, чье имя стало основой для куньи Пророка Мухаммада ﷺ (его кунья была «отец аль-Касима» или «абу аль-Касим»), и который умер еще в детстве;
- Зайнаб, которая родилась раньше аль-Касима;
- Рукайя;
- Умм Кульсум;
- Фатима, от которой пошли потомки Пророка Мухаммеда ﷺ;
- Абдулла, который родился после своих сестер, но неизвестно точно, был ли он рожден до начала пророческой миссии или после его. Относительно личности Абдуллы также возникают споры на тему того, ему ли принадлежат имена «ат-Тахир» и «ат-Тайиб», но достоверное мнение гласит, что это не имена, а прозвища сына Пророка Мухаммеда ﷺ Абдуллы.
- Ибрахим — еще один ребенок, которого родила ему наложница Мария Киптия в Медине. Весть о рождении сына принес отцу Абу Рафи, который был вольноотпущенником, и он получил от Мухаммада ﷺ в дар за хорошую весть раба. Но сын Ибрахим умер в младенчестве.
По свидетельству ибн Аббаса, старшей из всех сестер была Рукайя, а младшей – Умм Кульсум.
Дети Пророка Мухаммада ﷺ были все рождены от Хадиджи, поскольку от остальных жен у Посланника Аллаха ﷺ не было детей. Они все, за исключением Фатимы, умерли еще до смерти Мухаммеда, и только Фатима всего лишь на полгода пережила своего отца. Фатима получила особое благословение от Всевышнего Аллаха, который возвысил ее над всеми остальными женщинами мира и назвал ее и ее мать Хадиджу лучшей женщиной этого мира. К числу лучших женщин мира относят и Айшу.
Внуки Пророка Мухаммеда ﷺ
Потомки Пророка Мухаммада ﷺ пошли от его дочери Фатимы через внука Хусейна и внука Хасана. У Пророка Мухаммеда ﷺ были внуки Хасан ибн Али, Хусейн ибн Али, Зайнаб бинт Али, Умм Кульсум бинт Али и Мухсин.
Дяди и тети Пророка Мухаммеда ﷺ
Также к числу родственников Пророка Мухаммада ﷺ относятся его дяди:
- Хамза бин Абдальмутталиб, получивший прозвище «Лев Аллаха и Его Посланника», которого также звали «господином шахидов», и он являлся также Посланнику Аллаха ﷺ молочным братом;
- аль-Аббас;
- Абу Талиб, известный также еще как Абд Манаф;
- Абу Ляхаб, которого звали Абдульузза;
- аз-Зубайр;
- Абдулькааба;
- аль-Мукаввим;
- Дарар;
- Кусам;
- аль-Мугира по прозвищу «Хаджаль»;
- аль-Гайдак, у которого было прозвище «Мусаб»;
- Науфаль;
- аль-Аввам.
Старший дядя Мухаммеда ﷺ по имени аль-Харис, а самым младшим был аль-Аббас, и именно потомство младшего дяди Пророка ﷺ заполнило землю. Когда были пересчитаны потомки аль-Аббаса во время правления Мамуна, выяснилось, что потомки этого дяди Пророка ﷺ насчитывают шестьсот человек, но это называют преувеличением. Потомство пошло и от дяди Абу Талиба, и от аль-Хариса, и от Абу Ляхаба. Мнения относительно того, являются ли одним и тем же человеком аль-Мукаввим и аль-Харис, а также Хаджаль и Гайдак, периодически возникают, но единого мнения относительно этого нет.
Никто из этих людей не принял ислам, кроме Хамзы и аль-Аббаса.
К числу родственников Пророка Мухаммада ﷺ относятся тети Посланника Аллаха ﷺ:
- Сафия, которая приходится матерью аз-Зубайру бин аль-Авваму,
- Атика,
- Барра,
- Арва,
- Умайма,
- Умм Хаким аль-Байда.
Из этих людей ислам приняла только Сафия, и, по некоторым мнениям, Атика и Арва.
Жены Пророка Мухаммеда ﷺ
К числу семьи Пророка Мухаммада ﷺ относятся его жены, количество которых по разным источникам отличается: по мнению Масуди, у Мухаммеда ﷺ было пятнадцать жен, а по мнению Якуби, у Посланника Аллаха ﷺ было двадцать одна или даже двадцать три жены, из которых физическую близость Мухаммед ﷺ имел только с тринадцатью женами. Также приводятся мнения о девяти или десяти женах, но исследователь Уотт считает, что по причине того, что было много племен, желающих заявить о своих родственных связях с Пророком Мухаммадом ﷺ, количество его жен вполне может быть чересчур преувеличено. Традиционные представления сходятся на том, что у Пророка ﷺ было одиннадцать жен и две наложницы.
Хадиджа
Первой женой Мухаммеда ﷺ была Хадиджа бинт Хувайлид, которую называют матерью правоверных. Родом Хадиджа была из курайшитов, и на момент женитьбы с Мухаммедом ﷺ она уже имела дочь от первого мужа по имени Атик ибн Азиз, а также двух дочерей от второго мужа Абу Халы. Мухаммад ﷺ был ее третьим мужем. Хадиджа была женщиной добродетельной и добропорядочной, способной к торговым делам, и Мухаммад ﷺ был одним из ее торговых представителей. Хадиджа сама предложила Мухаммаду ﷺ на ней жениться после того, как услышала о его честности и прекрасных нравственных достоинствах. Мухаммед ﷺ женился на сорокалетней Хадидже в возрасте двадцати пяти лет. Хадиджа родила Пророку Мухаммаду ﷺ дочерей Фатиму, Умм Кульсум, Зайнаб и Рукаййу, а также сыновей Абдуллаха и Касима. Именно первая супруга Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа стала первым человеком, который уверовал в его пророческую миссию. Хадиджа поддерживала Мухаммада ﷺ во всем, и Посланник Аллаха ﷺ горячо любил свою жену и называл ее лучшей женщиной из всех.
Сауда бинт Зам‘а
Второй супругой Мухаммеда была Сауда бинт Зам‘а ибн Кайис ибн Абд-Шамс, родившаяся в Мекке, которую называют «матерью правоверных». На ней Пророк Мухаммад ﷺ женился в Медине, когда ему было пятьдесят три года и шел десятый месяц его пророчества, после того, как умерла его первая жена Хадиджа. Сауда бинт Зам‘а умерла в Медине.
Аиша бинт Абу Бакр
Третьей женой Мухаммада ﷺ была дочь Абу Бакра, сторонника и сподвижника Пророка ﷺ, по имени Аиша бинт Абу Бакр – умная, религиозная и праведная девушка, о которой сам Пророк ﷺ отзывался как о любимой жене после Хадиджи. Аиша является передатчиком огромного количества хадисов, особенно на тему личной жизни Пророка Мухаммада ﷺ и на бытовые темы. Аиша вышла замуж за Пророка Мухаммада ﷺ в очень раннем возрасте, точный возраст ее в разных источниках отличается, но наиболее достоверным принимают мнение, что Аише было девять лет на момент их свадьбы.
Хафса бинт Умар
Также к числу супруг Мухаммада ﷺ принадлежала дочь Умара ибн аль-Хаттаба сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ по имени Хафса бинт Умар, которую после смерти ее первого мужа отец попытался выдать замуж снова, но получал отказ от Абу Бакра ас-Сиддика и Усмана ибн Аффана, и тогда Мухаммед ﷺ предложил женится на ней – это было в третьем году по хиджре, и у Пророка ﷺ уже было две жены – Аиша и Сауда. Хафса была очень набожной женщиной, отличалась упорством и верностью поклонению Всевышнему, но характер имела волевой. Хафса передала около шестидесяти хадисов и сохранила первый экземпляр Священной Книги Коран, собранный при Абу Бакре, когда он был халифом (этот экземпляр Корана был размножен по его просьбе).
Зайнаб бинт Хузайма
Еще одна супруга Пророка Мохаммеда ﷺ – это Зайнаб бинт Хузайма, с которой супружеская жизнь Мухаммада ﷺ длилась всего три месяца, поскольку супруга скончалась. Это была очень милосердная, религиозная женщина, которая делала многое для нуждающихся, за что и получила прозвище «мать бедных».
Зайнаб бинт Джахш
Еще одной супругой Мухаммада ﷺ была Зайнаб бинт Джахш, которая до того, как сочетаться браком с Пророком Мухаммадом ﷺ, была замужем за его приемным сыном по имени Зайд ибн Харис. До того, как выйти замуж за Посланника Аллаха ﷺ, Зайнаб была замужем за его вольноотпущенником Зейдом ибн Харисой, но этот брак распался, и Мухаммад ﷺ женился на ней сам.
Остальные жены Мухаммеда ﷺ
- Также супругой Мухаммада ﷺ была дочь Мусталик Хариса ибн Дирара, возглавляющего племя Бану, Джувайрия бинт аль-Харис, на которой Мухаммад ﷺ женился для того, чтобы установить между племенами добрые отношения.
- Сафия бинт Хуай ибн Ахтаб, дочь Надир Хуяйа ибн Ахтаба, возглавлявшего также племя Бану и бывшего врагом мусульман, убитого мусульманами во время столкновения, в котором также погиб и муж Сафии.
- Рамля бинт Абу Суфьян – одна из жен Мухаммеда ﷺ, которая развелась со своим первым мужем из-за того, что он решил выйти из ислама, приняв христианство. Мухаммада ﷺ восхитила сила веры этой женщины, и он попросил разрешения на брак с ней. В результате этого брака напряжение между Абу Суфьяном и Мухаммадом ﷺ было ослаблено. Рамля бинт Абу Суфьян является передатчицей хадисов, всего она передала более шестидесяти пяти хадисов.
- Еще одна супруга Мухаммада ﷺ — Умм Саляма бинт Абу Умайя, которая при рождении носила имя Хинд. Она получила прозвище «благодетель путешественника», поскольку была очень щедрой. Ее первый муж Абдулла ибн Абдульасад погиб в битве при Ухуде, после чего она получила прозвище «вдова арабов» и к ней приходили свататься и Умар ибн аль-Хаттаб, и Абу Бакр, но она согласилась только на предложение Пророка Мухаммада ﷺ.
- Маймуна бинт аль-Харис, последняя жена Мухаммеда ﷺ, жениться на которой ему посоветовал Аббас – после этой жены Пророк Мухаммед ﷺ до самой смерти больше никого не брал в жены.
Наложницы
Также можно встретить упоминания его наложницы Марии аль-Кибтии, которую Посланнику Аллаха ﷺ подарил правитель Египта Мукаукис. Мария родила сына Ибрахима, но мальчик скончался в возрасте шестнадцати месяцев.
Райхана бинт Зейд бинт ʿАмр, которая, была родом из иудейского племени и, по ряду сообщений, являлась его наложницей, согласно другой версии, после принятия ею ислама, Мухаммад ﷺ освободил ее. Она была очень умной и набожной праведной мусульманкой.
Потомки Пророка Мухаммеда: миссия и обязанности
Когда упоминаются потомки Пророка Мухаммеда ﷺ всегда отмечают, что для Посланника Аллаха ﷺ семья имела очень большое значение, поскольку члены его семьи первыми приняли таухид, уверовали в его пророчество, а также поддерживали во всем Пророка Мухаммеда ﷺ. Семья и потомки Пророка Мухаммеда ﷺ беспрекословно слушали его и исполняли его запреты, старались быть образцом для всех последующих поколений мусульман, должны были знать шариат и Священную Книгу Коран, и старались жить так, как того желал Пророк Мухаммед ﷺ.
Основной обязанностью семьи и потомков Пророка Мухаммада ﷺ было сохранение и передача новым поколениям заветов Посланника Аллаха ﷺ и его Сунны.
Потомство Посланника ﷺ продолжилось по линии только Фатимы: род пошел от саййидов Рая, Хусейна и Хасана. К этому роду принадлежат люди, которые представляют собой гордость не только всех арабов, но и всей мусульманской общины и каждого мусульманина. На потомках Пророка Мухаммеда ﷺ лежит ответственность стать примером для всех арабов, для всех мусульман и всех народов, своим умом, знанием Корана и любовью к исламу. Данный род ведется до сих пор, и перед именами каждого мусульманина, кто принадлежит к данному роду, обычно пишут и произносят «ас-саййид», и это указывает на их принадлежность роду Пророка Мухаммеда ﷺ.
ПОТОМКИ ПРОРОКА МУХАММЕДА — IslamNews
Они должны жениться исключительно на добропорядочных мусульманках, они не могут позволить себе кровосмешения, не могут позволить пропустить хотя бы один из пятикратных обязательных намазов (молитв)… Потому что они особенные. Они — потомки пророка Мухаммеда и живут… в Якутске. Прежде чем встретиться в мечети с потомками, пришлось от помощника муфтия Якутии Амина выслушать строгое наставление:— Ты должна знать, что с потомками посланника Аллаха нужно разговаривать уважительно и почтенно, независимо от того, старше или младше он тебя. Так завещал нам сам Аллах.
СТАРШИЙ ПОТОМОК — ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК
В Якутске, как оказалось, живут трое потомков пророка Мухаммеда — посланника Аллаха. Старший из них — Саади. Родом он из Медины (Саудовская Аравия). Ему 45 лет и в северную столицу он приехал десять лет назад из Таджикистана. Вместе с ним в Якутске живет его двоюродный брат и племянник (сын одного из родных братьев).
Надо отметить, как старший потомок он пользуется особенным уважением не только в кругу своих земляков, но и среди всех собратьев-мусульман.
— Помимо меня, есть еще четыре брата и три сестры, — рассказывает Саади.
— Значит, всего восемь детей. А сколько жен у вашего отца?
— У отца две жены, я родился от первого брака. Сейчас отцу уже 97 лет. На родине, в Таджикистане, он очень уважаемый человек среди чиновников, ученых… Всем известно, что наша семья — потомки пророка. Можно сказать, Аллах даровал нам уважение среди людей и каждый из нас должен быть достоин народного уважения и почета.
— Чем ваш отец занимался?
— Раньше и сейчас он занимается проповедью — это должен делать каждый верующий и духовно образованный мусульманин.
— Он религиозный лидер в Таджикистане?
— Да.
— У вас есть семья?
— Есть. От первой жены — три девочки и два мальчика. После ее смерти я женился еще раз и вторая жена подарила мне сына. Семья находится в Таджикистане, куда я езжу каждый год на несколько месяцев.
— Для своих дочерей вы сами будете выбирать мужей? — Конечно, принято узнавать о роде молодого человека все. Если это нехороший род, семья, строго не соблюдающая религиозные традиции, я не дам своего согласия на свадьбу. Кстати, скоро старшая дочь выйдет замуж, ее уже сватают и говорят, что род жениха славный. Но лично я в этом еще не убедился, когда поеду домой, решу все окончательно.
— Вы знакомы со своими родственниками-потомками?
— Конечно! Все мы, кто живет в Таджикистане, очень тесную связь держим.
— А можете наизусть перечислить поименно всех предков начиная с самого пророка?
— У каждого из них было много сыновей, чьи имена зафиксированы в специальных семейных книгах — там подробно расписано генеалогическое древо. Назвать их имена? Боюсь, что не смогу.
— Ваши дети учатся?
— Да, конечно. Все они учатся в Медресе (Медресе — учебное заведение, обучающее исламским наукам и культуре. — Э.А.) и получают специальное исламское образование. В свое время и я учился в Медресе.
— Скажите, когда вы учились, вы прогуливали занятия? Не выполняли домашние задания, получали ли «двойки»?
— Нет, занятия я никогда не прогуливал…. «Двойки»? В Медресе «двоек» и «троек» нет. Есть понятия высокого и низкого балла. И пока ты не выполнишь одно задание, не получишь другое. Естественно, у меня было и есть рвение изучать более глубоко нашу религию, и предела нет совершенству, поэтому обучался исправно.
— Когда-то в Таджикистане была война…
— Да, в 1992 году это было.
— Вы воевали?
— Нет. Никто из нас в руки не брал ружье или автомат.
— Почему? Ведь по исламу считается, что каждый мужчина должен защищать свою землю, свой дом и семью от врагов. Вас как мужчину это не угнетало?
— Что значит «свою землю»? Перед Аллахом все равны. Кроме того, даже если бы мы и хотели, никто бы нам не дал выйти из дома и начать воевать. Во время войны вокруг наших домов никого не было с автоматом. Потому что все знали, что в них живут потомки пророка.
— Вы чувствуете свое особенное предназначение?
— Нет, что вы… Перед Аллахом все равны. Я такой же, как все другие люди, и стараюсь помогать людям чем могу: когда кто-то умирает, приглашают на омовение тела или для проведения обряда никях (обряд бракосочетания по закону Шариата. — Э.А.).
— Сколько в Якутске проводится обрядов никях в год?
— Примерно 20-30 пар в год женим — киргизов, таджиков, узбеков, ингушей, чеченцев, казахов и т.д.
— Вот интересно, как ваши земляки узнают, что вы потомок пророка? Вы при знакомстве сразу об этом говорите?
— Нет, я никогда так не говорил: «Я — потомок пророка!». Просто есть такое понятие как «ишан».
— Что это значит?
— Это значит, что я потомок пророка, и каждый мусульманин знаком с этим словом. Если честно, в городе меня никто не знает как Саади. Скажешь «ишан», и все сразу поймут, что речь идет обо мне. По имени меня никто не называет.
— Если не секрет, кроме своей духовной работы, как вы зарабатываете на жизнь?
— Все, что мы делаем в мечети, — это ради Всемогущего, и ни о каких деньгах не может быть и речи. Кроме того, мы работаем — все занимаемся строительством.
ДРУГОЙ — ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ
Чуть меньше года в Якутск по приглашению старшего брата приехал другой потомок посланника Аллаха. Его зовут Абдурахим. Ему 38 лет, род его, как и Саади, уходит корнями в Саудовскую Аравию. Впрочем, и внешность у него характерная. В городе такого колоритного мужчину просто невозможно не заметить.
— В паспорте я записан, как Рахим. Хотя при рождении меня назвали Абдурахимом.
— Почему же в паспорте неполное имя зафиксировали?
— Были Советские времена, тогда сотрудники паспортной службы отказались меня регистрировать под таким именем. Так и остался в паспорте Рахимом.
— Тогда как мне вас называть?
— Как вам будет удобно, так и называйте.
— Хорошо. Абдурахим, вы тоже учились в Медресе, как и ишан Саади?
— Нет. Я окончил обычную школу.
— А где вы учили тонкости книги жизни Корана?
— У своего отца. Он тоже был проповедником. Точным и гуманитарным наукам обучался в общеобразовательной школе, исламу и правильно читать Коран на арабском учил мой отец, как и трех старших сестер и шестерых братьев.
— А после школы учились?
— Нигде. Я начал проповедовать вместе с отцом.
— Подождите. Когда вы окончили школу, вам было лет 17. Неужели старшие вас люди внимали словам подростка?
— Да, мне было 17. Да, слушали меня и старшие, и младшие. А что в этом удивительного? В исламе нет такого понятия, что учить должны только старшие. Если и младший знает истину, он должен научить этому, рассказать другим.
— У вашего отца было несколько жен?
— Да, две жены. Я — сын старшей жены.
— А у вас сколько? Две? Три?
— Нет, одна и пятеро детей — четыре мальчика и девочка. Старший сын учится в третьем классе, дочке два годика. Они все сейчас находятся в Таджикистане.
— Дети вашей дочери тоже будут считаться потомками Мухаммеда?
— Да, конечно.
— Вы знаете, сколько всего в мире потомков пророка?
— О, нас очень много по всему миру, поэтому я затрудняюсь сказать точное число.
— В Якутск вы приехали по приглашению братьев? — Да.
— Не страшно было ехать в 50-градусный мороз из солнечного Таджикистана? — (От улыбки под глазами Абдурахима появились морщинки). Я ведь тут не один, другие братья тут живут. Никто еще не умер от мороза.
— Я слышала, что вы лечите людей молитвами. Это правда?
— Да, я читаю Коран. Но лечу не я, а сам Всевышний Аллах посредством Корана, который я читаю для больного, нуждающегося в помощи. Коран — лекарство для любого человека, и если читать его правильно, со смыслом, тогда Аллах дает шифо (с арабского — лечение).
— Как интересно. Расскажите про один из случаев выздоровления.
— Полтора месяца назад в Якутске я вылечил ребенка одного из местных азербайджанцев.
— От чего?
— Врачи не могли поставить диагноз, ребенок практически без сознания лежал в больнице и не было никакой надежды на излечение. Доктора в больнице сказали: «Мы ничем не можем помочь, попробуйте по-своему, по-национальному полечить». Тогда отец ребенка пришел к нам в мечеть, пригласил меня домой, когда ребенка выписали из больницы. Я несколько раз прочитал Коран и Альхьамдулиллях («Слава Всевышнему Аллаху!» — Э.А.), и он выздоровел!
— Вы не хотели бы уехать отсюда куда-нибудь в арабский мир? Например, на историческую родину в Медину?
— Хотел бы в ближайшее время вернуться к семье в Таджикистан, но… одному Аллаху известно, что и как будет потом.
МЛАДШИЙ ПОСТИГАЕТ АЗЫ КОРАНА
Младшему из них — 22 года. Его зовут Наджибола и он сын родного брата ишона Саади. В Якутске он живет уже год, как и его дяди, занимается строительством и регулярно посещает мечеть — не только для того, чтобы совершить намаз, но еще и учить суры и аяты из Корана.
— А если у вас появится внебрачный ребенок? Он будет считаться потомком пророка Мухаммеда?
— Он будет считаться прежде всего незаконнорожденным, а следовательно не может быть и речи, о том что он потомок. Но такое в принципе невозможно. Я не позволю себе сделать что-то непристойное, потому что я боюсь наказания Всевышнего Аллаха. К тому же за мной следят братья, которые знают, где я нахожусь и где меня можно найти в любое время дня и ночи.
У троих героев нашего материала есть общая семейная реликвия — книги, в которых подробно расписаны имена всех предков — потомков пророка Мухаммеда.
Нужно пояснить, что «Саид» означает «уважаемый, почтенный человек», то есть господин, поэтому к имени каждого потомка приписывается в начале «Саид».
Эмилия АЛИЕВА
ДНК может пролить свет на родословную ислама
На протяжении почти 1600 лет титул Шариф, Сайед или Хабиб давался мусульманам, которые смогли проследить свои корни до пророка Мухаммеда по запутанным генеалогическим древам, устным историям и генеалогическим записям. Но теперь американская ДНК-лаборатория заявляет, что, возможно, она идентифицировала ДНК-подпись потомков пророка Мухаммеда, и, возможно, перспектива прямого, более точного средства подтверждения или идентификации такой связи.
Генеалогическое древо ДНК, генеалогическая и генетическая компания из Хьюстона, штат Техас, заявила, что сделала это открытие после того, как несколько клиентов, которые, согласно устным семейным историям и некоторым подтверждающим документам, произошли от пророка Мухаммеда, попросили их ДНК отца. последовательности нанесены на карту.
«С этими различными образцами мы смогли идентифицировать перекрывающиеся подписи в их ДНК, общую нить для всех них, которая является их генетическим происхождением от Пророка, если их устная традиция верна», — сказал Беннетт Гринспен, исполнительный директор. Генеалогическое древо ДНК, которое, как говорят, собрало одну из крупнейших баз данных ДНК в мире.
Компания отказалась идентифицировать кого-либо из мужчин по соображениям конфиденциальности клиентов, но г-н Гринспен сказал, что «несколько образцов были получены от мужчин из разных частей арабского мира».
Генетическое тестирование может проследить материнскую или отцовскую линию путем картирования ДНК в половой хромосоме, переданной родителями. Отец передает Y-хромосому своему сыну, а мать — X-хромосому, поэтому только потомки мужского пола могут проследить как их патриархальное, так и матриархальное происхождение. Потомки женского пола, обладающие двумя Х-хромосомами, могут проверить только свое матриархальное происхождение, также известное как митохондриальная ДНК или мтДНК.
В последние годы было проведено много проектов, пытавшихся идентифицировать ДНК-сигнатуры известных людей, племен и народов, населяющих определенные регионы, — иногда с неожиданными результатами.
В 2003 году группа международных генетиков обнаружила, что восемь процентов мужчин на территории бывшей Монгольской империи произошли от Чингисхана. Согласно новаторской статье в «Американском журнале генетики человека» в 2003 году, это означало, что сегодня проживает не менее 16 миллионов потомков правителя XII века.
Сообщается, что ДНК-подпись Марии-Антуанетты также была определена, а это означает, что любой, кто подозревает генетическую связь с бывшей королевой Франции, может подтвердить свои королевские корни, проверив свою мтДНК.
Такой анализ может вызвать споры. Когда ДНК-подпись Томаса Джефферсона, третьего президента Соединенных Штатов, была выделена, это, казалось, подтвердило теорию о том, что Джефферсон, почитаемый как один из отцов-основателей Америки, стал отцом ребенка от своей рабыни Салли Хеммингс.
Но это не могло быть подтверждено вне всяких сомнений, потому что, хотя Эстон Хеммингс, ребенок раба, имел ту же ДНК Y-хромосомы, что и Джефферсон, он мог быть потомком любого из родственников Джефферсона мужского пола, живших в то время в Вирджинии.
У пророка Мухаммеда не было выживших сыновей, но его дочь Фатима вышла замуж за своего троюродного брата по отцовской линии Али, родив двух внуков: Хасана и Хусейна. Оба имеют прослеживаемую линию потомков мужского пола.
Поскольку Али и пророк Мухаммед имеют одного дедушку, их отцовская ДНК идентична.
Потомки могут подтвердить свою родословную, если они отражают схожие закономерности. Большинство исламских ученых согласны с тем, что нет ничего предосудительного в тестировании индивидуальной ДНК — и такие страны, как ОАЭ, поощряют использование ДНК в криминалистике, — но существуют сложные решения, когда дело доходит до использования ДНК в суде для установления родословной.
По данным кувейтской Исламской организации медицинских наук, форума, на котором ученые регулярно встречаются для обсуждения научной и медицинской этики в исламе, использование ДНК в определенных случаях допустимо.
«Механизм, называемый кийафа, аналогичный свидетелю-эксперту, существовал во времена Пророка», — сказал шейх Муса Фурбер, специалист по исламскому праву из фонда Tabah Foundation в Абу-Даби.
«Пророк отправлял людей к эксперту, который мог бы посмотреть на общее физическое сходство, чтобы сделать вывод, кто может быть отцом. Сегодня вместо кийафа мы должны подумать о тестировании ДНК».
Но исламские суды не принимают доказательства ДНК при установлении отцовства ребенка, рожденного в браке, поскольку закон обычно считает отцом мужа матери, предполагая, что она не была беременна во время замужества.
Есть еще одна проблема, которая возникает в исламской традиции при использовании ДНК для установления родословной: «Происхождение, или насаб, в исламском праве предполагает законный половой акт», — сказал шейх Муса. «Но поскольку тест ДНК не может доказать законный половой акт, он не может служить доказательством происхождения с юридической точки зрения».
В регионе существует несколько частных проектов родословных, таких как арабский проект ДНК и арабский проект J1e Y-ДНК. Первый представляет собой общедоступный онлайн-форум с чатами и обменом информацией для арабских мужчин и женщин, интересующихся своим генетическим происхождением. Проект J1e, доступный на веб-сайте Family Tree DNA (www.familytreedna.com), является более специализированным. Это форум для мужчин, чья Y-хромосома принадлежит к гаплогруппе J1e, генетической группе семитских племен.
J1e — генетическая подпись хашимитов, клана, к которому принадлежал пророк Мухаммед. Нынешний король Иордании Абдалла II является потомком хашимитов и одним из наиболее известных ныне живущих потомков пророка Мухаммеда.
По словам чиновников, еще неизвестно, сколько из них проверит свою собственную ДНК, чтобы найти связь. «Когда дело доходит до Пророка, я лучше буду жить в сомнениях, чем получу уверенность в том, что не имею к нему никакого отношения», — сказал шейх Фурбер.
Была ли королева Елизавета II потомком пророка Мухаммеда
Императрица Великобритании Елизавета II скончалась 8 сентября в возрасте 96 лет. обсуждаемое утверждение о том, что монарх имел наследственную связь с Пророком Мухаммедом, лидером-основателем ислама. Проследив ее генеалогическое древо на 43 поколения, историки считают, что королева является потомком основателя ислама, согласно некоторым сообщениям.
Согласно утверждению, британский монарх является великим потомком Пророка Мухаммеда. Ее предки прослеживаются на протяжении веков, и есть сомнения относительно вероятного происхождения Елизаветы от мусульманской принцессы по имени Зайда, а также собственного происхождения и потомства Зайды.
Заявление публично появилось в 2018 году, когда марокканская газета заявила, что проследила родословную королевы Елизаветы до Пророка. В сообщении марокканской ежедневной газеты Al-Ousboue за март 2018 года повторяются утверждения, сделанные Гарольдом Б. Брукс-Бейкером, директором издательства Burke’s Peerage Partnership, о том, что королева является 43-м прямым потомком Пророка по линии дочери Мухаммеда Фатимы.
Согласно их исследованию, предки Елизаветы II восходят к графу Кембриджскому в XIV веке через средневековую мусульманскую Испанию и к Фатиме, дочери Пророка. Хотя некоторые историки сомневаются в этом утверждении, генеалогические записи из раннесредневековой Испании подтверждают его, и это также было подтверждено Али Гомаа, бывшим верховным муфтием Египта.
В 1986 году издательский директор Burke Гарольд Б. Брукс-Бейкер написал письмо тогдашнему премьер-министру Маргарет Тэтчер с просьбой усилить защиту королевской семьи после этого. «Нельзя полагаться на прямое происхождение королевской семьи от пророка Мухаммеда для вечной защиты королевской семьи от мусульманских террористов», — написал Бейкер тогдашнему премьер-министру Великобритании.
Он сказал: «Британцам мало известно, что в жилах королевы течет кровь Мухаммеда. Признание родства было бы неожиданностью для многих. Однако это факт, которым гордятся все мусульманские религиозные лидеры».
Родословная Элизабет с Мухаммедом была впервые официально упомянута в исследовании пэров Бёрка. Говорили, что королева происходит от Зайды, мусульманской принцессы, сбежавшей из Севильи в одиннадцатом веке и позже ставшей христианкой. Зайда была четвертой женой короля Севильи Аль-Мутамида ибн Аббада. От нее у него родился сын по имени Санчо; в одиннадцатом веке потомок Санчо женился на графе Кембриджском.
Изображение: Dailymail UK
Кроме того, согласно статье в марокканской газете, автором которой является Абдель-Хамид аль-Ауни, Абу аль-Касим Мухаммад ибн Аббад, король Севильи в 11 веке, был прямым потомком Пророка по линии Фатимы. В 1023 году Аль-Касим основал свою собственную династию Аббасидов и стал королем Севильи в Аль-Андалусе. Зайда была одной из его дочерей.
Мусульманская принцесса сбежала ко двору монарха Альфонсо VI, испанского короля Леона, Кастилии и Галисии, во время вторжения Альморавидов в империю Аббасидов. Она приняла католическую веру, сменила имя на Изабелла и родила Санчо, мальчика, который был предком Ричарда Конисбро, третьего графа Кембриджского, чьим потомком позже стал Эдуард IV, король Англии, и родословная затем проходит через Джеймса V, короля Шотландии, и Марию, королеву Шотландии, чей сын Джеймс позже стал королем Англии. Санчо был внуком Альфонсо VI Кастильского.
Здесь следует отметить, что, хотя это и не подтверждено официально, утверждение, согласно многим сообщениям, не является случайным розыгрышем и может рассматриваться как «правдоподобное». Большинство королевских семей Европы связаны друг с другом, и когда-то испанские члены королевской семьи были в брачных и кровных отношениях с исламскими членами королевской семьи, в основном из-за того, что исламский халифат Омейядов правил многими частями Испании.