Повесть о петре и февронии муромских образ петра: Характеристика Петра и Февронии Муромских

Разное

Сравнительная характеристика Петра и Февронии Муромских (в таблице)

ПетрФеврония
Социальный статус (положение) до замужестваМладший брат князя Петра, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен к жене которого стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились болезненные язвыДочь крестьянина древолаза-бортника (собирающего мед), живущая в селе Ласково в Рязанской земле, «имевшая дар прозорливости и исцелений» (напоминает сегодняшних экстрасенсов и народных лекарей).
Черты характера
  1. Религиозность (ходил в церковь молиться; перед смертью принял монашество).
  2. Любовь и верность близким, мужество (не раздумывая, пришел на помощь брату, чтобы избавить его жену от змея-оборотня).
  3. Гордыня (нежелание жениться на девушке крестьянского происхождения, несмотря на данное ей обещание).
  4. Умение прощать- церковный аналог слова «непамятозлобие» (простил бояр, которые велели ему отказаться от княжения в Муроме и практически выгнали из города).
Наряду с религиозностью, которая была присуща большинству населению Руси периода XII века, Феврония обладала такими чертами характера, как:

  1. Житейская мудрость (умение с помощью загадок-поговорок кратко рассказать о происходящих событиях; знание характера и поведения людей, находящихся выше на «социальной лестнице», дало ей возможность предугадать обман князя).
  2. Прозорливость, зависящая от Воли Божьей (получила знак, что именно князь Петр станет ее будущим мужем).
  3. Трудолюбие (слуги князя, впервые попавшие к ней в дом, видели, что она практически никогда не отдыхает, и даже в свободное от других забот времени работает за ткацким станком (видимо, ткет холсты и шьет одежду для отца и братьев).
  4. Бережное отношение к хлебу, как к результату тяжелого крестьянского труда (даже став женой князя, она по-прежнему собирает в руку и съедает, а не выкидывает хлебные крошки со стола.
  5. Упорство в достижении цели (сделала так, чтобы князь все-таки женился на ней).
  6. Любовь к животным (на руках у Февронии во время приезда слуг князя Петра спокойно сидел и не пытался удрать заяц).
Причина встречи и последующего замужестваКогда Петр с помощью «Агрикового меча» отрубил змею, приходящему к жене его брата, голову, ядовитые капли змеиной крови попали ему на тело и привели к образованию незаживающих язв (струпьев).
Феврония соглашается излечить его, если он после выздоровления возьмет ее в жены, но Петр «забывает» о своем обещании (видимо, намеренно, обманул, или«слукавил», — так как все-таки велел отправить к ней подарки). Но после того, когда он снова заболевает, то князь Петр сам приходит к ней, и, побеседовав с ней, оценив ее ум и «внутреннюю красоту» (мудрость, кротость, соблюдение христианских заповедей о заботе по отношению к «ближним» — заболевшим, родным, нищим), влюбляется в нее.
Они поженились после того, когда Феврония вылечила его полностью.
Февронья соглашается лечить князя от язв. Но, будучи мудрой и прозорливой, понимала, что князь может обмануть ее, и поэтому, дав ему лечебную мазь («дунув на него хлебной закваской»), велела князю оставить ненамазанной одну язву. В результате, после того, как он отказался исполнить обещание о женитьбе, на него вновь напал данный недуг.
Они лично знакомятся, когда князь приезжает к ней в дом.
Петру понравилась не столько внешняя (о красоте лица и фигуры Февронии сведения в «Повести…» отсутствуют, но, как показывает практика, и красивая внешность имеет важное значение), сколько так называемая «внутренная красота» девушки (см. восприятие Петра в левой колоне данного пункта таблицы).
С излечением князя Петра связана их последующая женитьба и общая супружеская жизнь.
Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-ФевронияОдни бояре хорошо относились к Петру- как к представителю княжеского рода, видя при этом, что он правит мудро и справедливо.
Другие, завидуя ему статусу и его личному счастью, стали бороться за княжеский престол и пытались «очернить» его жену (обвиняли Февронию в том, что она, будучи княгиней, собирает крошки с «барского стола», не понимая истинной причины ее поведения (см вышеуказанную информацию о чертах характера Февронии), о значении истинного призвания Февронии, как хранительницы семейного очага и данных ей от Бога способностей (превращение хлебных крошек в благоухающие цветы).
Дочери и жены бояр ненавидели (зависть, злоба) Февронью за то, что она – простая крестьянка – не только смогла выйти замуж за князя (заворожила, опоила снадобьями — ?), но и стала вместе с ним управлять городом Муромом и, соответственно, их мужьями-отцами и ими самими.
Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства (данные качества наиболее ярко проявились в период борьбы между князем и боярами за правление г. Муромом)Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром».
Верный долгу христианского супруга, Пётр предпочёл отказаться от княжения и оставил Муром вместе с Февронией.
Когда бояре стали выгонять Февронию из города, она, получив разрешение «взять самое дорогое», забрала с собой Петра, так как действительно любила своего мужа и была ему преданна.
И когда князь, лишенный своих привилегий, стал сомневаться в необходимости покинуть Муром, Феврония поддержала его необходимыми словами-фразами.
Из Мурома княжеская чета уплыла по Оке «на 2-х кораблях» (на них могли, по всей видимости, размещались «княжеские покои»-каюты, находилась одежда-обувь, продукты питания, слуги…(о бытовых проблемах изгнанной четы «Повесть…» умалчивает).
Отношение к людям во время правления князя ПетраПравление Петра было «правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости».
Муромцы считали его «отцом, защитником, кормителем, помощником».
Умная и благочестивая, Феврония помогала мужу советами, делами благотворительности.
Жители Мурома называли ее «ласковой матерью».
Оба жили по заповедям Божиим. Угодили Богу своими добрыми делами, целомудрием, благочестием и милосердием к бедным, «заботой о вверенном граде»
Иноческие имена после ухода в монастырьДавыдЕфросинья
Кончина главных героев «Повести…»Князь Петр, живущий в городском монастыре, чувствуя, что «конец его близок», несколько раз посылал гонца к Февронии, желая, чтобы она была с ним рядом в «смертный час».Феврония, находясь в отдаленном от города Мурома монастыре, выполняла свой иноческий обет: вышивала так называемый «воздух» — покрывало, которое используется при таинстве евхаристии и причащения.
Но, услышав о том, что Петру осталось совсем немного времени до смерти, была вынуждена прервать это «Богоугодное дело», перестала вышивать («воткнула иголку в ткань») и … умерла – в тот же день и час (согласно христианскому календарю, это произошло 8 июля по новому стилю), когда скончался ее супруг – князь Петр/Давыд.
Что произошло после их смертиБудучи положенными в разных монастырях, их тела трижды «чудесным образом» (т.е. по воле Божьей) оказывались в одном гробу – что служит еще одним ярким примером неиссякаемой силы любви и верности Петра и Февронии. И были так же вместе, в одном гробу, захоронены.

Повесть о Петре и Февронии Муромских: характеристика героев

Меню статьи:

  • C чего начинается любовь?
  • Начало повествования
  • Что мы знаем о Петре?
  • Кто же такая Феврония и в чем ее заслуга?
  • Любили ли друг друга супруги?
  • Подведем итог

С чего начинается любовь? С первого взгляда, пленительной улыбки, ласкового слова, страстного поцелуя? Вряд ли бы нашелся чудак, который отказался найти ответ на этот вопрос. Мы жадно вчитываемся в тексты книг и всматриваемся в кадры фильмов, но ответ все время ускользает. Наверное, именно поэтому истории о любви вызывают такой интерес. Ромео и Джульетта, Д′Артаньян и Констанция, Цезарь и Клеопатра – этот список можно продолжать бесконечно. Одна из самых необычных пар на поприще славянской культуры – союз Петра и Февронии.

Рассказ об их жизни считается гимном любви. Что мы знаем об этих героях, почему история их так волнительна и действительно ли это гимн любви? Для того чтобы разобраться в этом, рассмотрим характеристики главных героев. К сожалению, как и в любом другом тексте принадлежащем к периоду древней литературы, не стоит искать описание внешности, сложный сюжет или развернутые диалоги – необходимо делать выводы о личностных качествах исходя из поступков героев.

Начало повествования

Действие повести охватывает длительный период. Начинается повествование в городе Муром в период правления князя Павла. Как-то раз дьявол «послал жене князя на блудное дело злого крылатого змея». Конечно, такое действие не вызывало восхищение ни у князя, ни у княгини. Обманным путем удалось им узнать, что смерть вредителю «суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча». И пока Павел с женой раздумывают над тем, кто такой Петр и как его найти. Брат князя, которого зовут так же, как и предполагаемого спасителя, не сомневается в своем предначертании.

Что мы знаем о Петре?

Автор ничего не рассказывает нам о детстве и отрочестве этого героя, мы знакомимся с ним, когда он уже взрослый. Петр – истинно верующий христианин, он время от времени любит заходить в церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Она для него привлекательна тем, что побыть здесь можно в одиночестве. Почему это для Петра так важно, мы не знаем. Можно предположить, что присутствие множества людей отвлекает, не дает возможности сосредоточиться на общении с Господом. Однажды в церкви к Петру подошел мальчик. Фактически он тоже выполняет свое предначертание – показывает, где находится губительный для змея меч. Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» – спрашивает он. Петр должен сделать выбор: отказаться или же следовать дальше предначертанию. Однако Петр уверен, в том, что спаситель из предсказания – это он.

Кроме того, им движет желание помочь брату со снохой. «Да увижу, где он!» – отвечает уверенно Петр. С этого момента он становится главным героем «Повести». В дальнейшем ходе повествования мы можем говорить о наличии таких качеств у главного героя как мужество, смелость и решительность. Петр раздобыл меч, но чтобы выйти на бой со змеем необходимо быть не только сильным физически, но и сильным духом. Страх не преобладает над героем даже тогда, когда выясняется, что слуга дьявола принимает облик Павла и Петр может случайно убить своего брата, а не злодея. Проблема решается просто: «Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, авось, с Божьей помощью убит будет лукавый этот змей» – говорит Петр, проявив смекалку.

В этой ситуации проявляется его такое качество как бескорыстность – за убийство змея Петр не просит никакой награды – делает он этот поступок из благородного желания помочь ближним, а не получить какую-либо выгоду для себя.

Он высокоморальный человек, что подтверждает несколько раз повторяющийся эпитет «благочестивый» по отношению к герою, к тому же, решительный – войдя в палаты, он без раздумий наносит смертельный удар, но при этом, кровь врага, попав на тело героя, вызывает заболевание: «появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь». Почему Господь не защитил или не исцелил Петра, тоже фактически остается открытым вопросом. Можем предположить, что таким образом Бог дает сбыться еще одному предзнаменованию – свадьбе Февронии и Петра.

Кто же такая Феврония и в чем ее заслуга?

Сведения об этой девушке довольно скудны. Она живет в деревне Ласково на Рязани, отец ее древолаз. Девушка обладает даром врачевания. Автор нам изображает ее как мудрую, честную, добрую девушку. Петр решил проверить ее и дал ей невыполнимое задание, благодаря своему уму девушка легко выходит из затруднительного положения. Вопрос о бескорыстности Февронии – спорный. О плате за услугу в исцелении сама девушка говорит: «… награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».

Перспектива жениться на простолюдинке знатному человеку не выглядит привлекательно, но желание избавиться от болезни велико. Петр обманывает Февронию обещает супружество, но при это не забывает, что неподобающее «князю дочь древолаза взять себе в жены».

Болезнь возвращается, и князь вынужден выполнить свое обещание. Сожалеет ли Петр о таком вынужденном действии? Нет, по возвращении в Муром, «ни в чем не преступая Божиих заповедей». Да и, несмотря на низкое происхождение, Фервония оказалась хорошей женой, умной и рассудительной супругой. Кажется, что во многих ситуациях она превосходит умом Петра – он часто советуется с ней и советует ее советам, но это не так – она просто умеет увидеть ситуацию под другим углом. Оба супруга обладают высоким уровнем моральных качеств и не отступают от своих предубеждений под влиянием трудных жизненных ситуаций. Даже козни бояр не стали камнем преткновения для их отношений.

Любили ли друг друга супруги?

Для современного читателя, привыкшего к шаблону о страстной, эмоциональной любви, может показаться, что никакой любви между супругами нет. Петр женится на Февронии, потому что он хочет исцелиться, не следует совету бояр жениться «на ровне», потому, что «если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует» – ни о какой любви автор «Повести» нам не говорит. Однако следует внимательнее вчитаться в текст.

Автор называет Февронию святой. И это не удивительно – хлебные крошки, собранные с обеденного стола в ее ладонь, превратились в «ладан благоухающий и фимиам», а маленькие колья с костра, по ее велению, на следующее утро стали «большими деревьями с ветвями и листвой». Феврония отожествляется с Богом, поэтому любовь Петра к своей супруге приравнивается к любви к Господу. А значит о страсти здесь говорить бесполезно.

Супругов любит их народ – благодаря своей благочестивой жизни и справедливости они стали для простых людей примером для подражания и остались такими до конца своих дней.

Подведем итог

Историю Петра и Февронии нельзя приравнивать к рассказу о Ромео и Джульетте или Тристане и Изольде. Здесь чувства героев оторваны от бытовой подоплеки – они перешли на боле высокий уровень. Супруги, несмотря на схожесть в убеждениях, видении мира и отношении к различным жизненным ситуациям, гармонично дополняют друг друга. В целом и Петр и Феврония – положительные персонажи.

Конечно, в тексте можно отыскать моменты, где их поведение не совсем соотносится с постоянным эпитетом «благочестивый» для характеристики их жизни. Стоит воспринимать такие ситуации не с точки зрения корысти или слабости духа героев, а с позиции Божьего промысла. Если бы Петр не заболел – он бы никогда не встретился с Февронией; если бы не требование жениться в качестве оплаты за лечение – князь бы никогда не взял простую девушку в жены; если бы не было козней бояр – супруги бы никогда не узнали о важности своих праведных дел. Да, следовать своей стезе, придерживаться законов морали и Божьих уставов очень сложно, но только в таком случае можно стать счастливым самому и наполнить радостью жизнь других людей – этот постулат как раз и подтверждает текст повести.

Автор: Виктория Давыдова

Святых Петра и Февронии – Стоковое редакционное фото © Belyaev71 #82666116

Святых Петра и Февронии – Стоковое редакционное фото © Belyaev71 #82666116

Изображения

VideositorialMusic & SFX

Инструменты

Enterprise

Цена

Все изображения

Log Insign Up

Редакционная польза Только

.

Войти

Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылки и специальные предложения

12 АВГУСТА 2015, ДМИТРОВ, ПОДМОСКОВЬЕ, РОССИЯ — Памятник святым Петру и Февронии из Мурома в Дмитрове. В русской традиции дуче Петр и Феврония — идеальная супружеская пара, защитники воинской верности

— Фото автора Belyaev71

Получите это изображение всего за €1,44 с нашим новым гибким планом

Попробуйте сейчас

Похожие лицензионные изображения:

Подробнее

Та же серия:

12 АВГУСТА 2015, ДМИТРОВ, ПОДМОСКОВЬЕ, РОССИЯ — Часовня святого Александра Невского в Дмитровском кремлеЧасть мемориального комплекса на Мамаевом погребении в ВолгоградеЦерковь Преображения Господня в центральной части древнерусского г. Тула 12 августа 2015 г., ДМИТРОВ, ПОДМОСКОВЬЕ, РОССИЯ — Собор Успения Богородицы в Дмитровском кремле 12 августа 2015 г., ДМИТРОВ, ПОДМОСКОВЬЕ, РОССИЯ — Церковь Очищения в древнем русском городе ДмитровКупол Михайло-Архангельского собора в Ялте 07 августа , 2015, СУЗДАЛЬ, РОССИЯ — Церковь св. Николас. Эта церковь построена в 1706 г. 12 августа 2015 г., ДМИТРОВ, ПОДМОСКОВЬЕ, РОССИЯ — Памятник святым братьям Борису и Глебу рядом с Борисоглебским монастырем в Дмитрове 12 августа 2015 г., ДМИТРОВ, ПОДМОСКОВЬЕ, РОССИЯ — Памятник святым братьям Борису и Глебу закрыть в Борисоглебский монастырь в ДмитровеВерх собора Святого князя Владимира в Сочи, Краснодарский край, Юг РоссииКусково, исторический парк в юго-восточной части Москвы, бывшая усадьба князя Шереметьева. ГротМузей оружия, в бывшем храме Богоявления, в Тульском кремле 12 августа 2015 г., ДМИТРОВ, ПОДМОСКОВЬЕ, РОССИЯ — Стена Борисоглебского монастыря в древнерусском городе Дмитров 12 августа 2015 г., ДМИТРОВ, ПОДМОСКОВЬЕ, РОССИЯ — Скульптура Учитель гимназии на улице Кропоткина в центральной части Дмитрова

Подробнее

Информация об использовании

Вы можете использовать эту бесплатную редакционную фотографию «Святые Петр и Феврония» в личных и некоммерческих целях в соответствии со Стандартной лицензией. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.

Вы можете купить эту редакционную фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 2400×3600. Дата загрузки: 4 сентября 2015 г.

    DepositPhotos

    Язык

    Информация

    • Часто задаваемые вопросы
    • Все документы
    • Доступны на
    • .

      • +49-800-000-42-21
      • Контакты
      • Depositphotos Отзывы

      © 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.

      Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.

      Загадки святой Февронии Муромской

      Сказание о Петре и Февронии, муромских святых конца XII — начала XIII веков, записано в XV-XVI веках и является одним из наиболее ярких примеров древнерусской Русское восприятие православной веры. Исторические исследования подчеркивают связь «Повести о святых Петре и Февронии Муромских» с фольклорными традициями [3]. В то же время сказочные мотивы подчинены духовным идеалам Церкви Христовой.

      Заболел князь Петр Муромский. Гонец, посланный за доктором для князя, увидел в крестьянском доме в селе Ласково под Рязанью странную картину: девица по имени Феврония сидела за станком и ткала ткань, а около нее скакал заяц. Феврония заговорила с посланцем загадками, проверяя знание гостьей «языка мудрости». Первая притча Февронии «Воистину несчастно, когда двор без ушей и дом без глаз» содержал сообщение о том, что Феврония была незамужней девой, не имевшей детей [4]; у нее был заяц, но не было собаки: «Если бы у нас была собака, она могла бы вас услышать и залаять. Тогда бы у двора были уши. Если бы ребенок (русское «отроча», «детише») были дома, ребенок мог заметить, что вы идете сюда, и предупредил меня. В этом случае у дома были бы глаза» [1].

      Разгадывая загадку Февронии, научный сотрудник Муромского историко-художественного музея Ю. А. М. Смирнов писал следующее: «Демонические существа разного ранга нередко принимали облик собаки. Отсутствие собаки в доме Февронии решительно отрицает ее связь с хтоническим миром» [4]. Однако вряд ли отсутствие собаки может означать суеверное отношение Февронии к этому животному. Наоборот, слова мудрой девы «Печально, когда двор без ушей и дом без глаз» свидетельствовать о ее желании выйти замуж, родить детей и завести собаку, охраняющую дом. В одном из вариантов повести св. Феврония говорит : «В доме собака слух и уши, а кошка глаза» [3].

      Феврония Муромская — не единственная святая женщина в истории христианства, у которой был домашний заяц. В иконографии святой Меланжеллы (или Монацеллы) Уэльской (VI век, русская православная память 17/30 мая) есть образ зайца, спасенного от охотников. В заповедной зоне, где жила святая Меланджелла, запрещена охота на зайцев, а святая Феврония охраняет заказники «Муромский» и «Окландия» — экологически чистую зону вдоль реки Оки между Муромом и Рязанью. Согласно легенде, якорь Уэльса назвала своего зайца «ягненком», поэтому заяц святого Меланжелла на некоторых иконах выглядит как ягненок, а в Уэльсе заяц известен как «маленький ягненок Меланжелла» («Oen bach Melangelll»). Сходство зайца с барашком отмечается и в русском фольклоре, где зайца называют «лесным барашком». Однако в муромской иконописи заяц святой Февронии чаще выглядит как играющая собачка или дремлющая кошка.

      Став супругой князя, Феврония не отказалась от народного обычая собирать крошки после еды. Русские земляки привыкли кормить домашних животных и птицу остатками пищи, а у Февронии был заяц. А вот кормление зайца (или змеи, жабы и т. д.) в средние века могло вызвать подозрения в колдовстве: «Дьявол, присевший, как жаба, у уха Матери Евы в Эдеме, всегда под рукой на церковном дворе после службу, ожидая в этом облике, чтобы какой-нибудь злонамеренный причастник накормил его кусочком освященной облатки» [7]. Ю. М. Смирнов отмечает: «В славянской мифологии среди животных с явными демоническими чертами мы находим и зайца. Чертовщина часто принимает облик зайца» [4].

      Повесть о святых Петре и Февронии гласит: «Однажды один из придворных, желая внести раздор между Петром и Февронией, пришел к князю и сказал ему: «Княгиня обыкновенно встает из-за стола, когда ей не положено так делать. Более того, перед тем как выйти из-за стола, она подбирает крошки, как от голода». Князь Петр решил проверить, правдивы ли эти обвинения. Он велел княгине Февронии сесть рядом с ним за стол. все крошки и держала их в руке, как привыкла делать с детства.Увидев это, князь Петр схватил ее за руку и велел разжать кулак, но когда она это сделала, в ладонь ее руки. И с того дня Петр никогда не пытался подвергать сомнению дела своей жены» [1]. Возможно, чудо превращения крошек в церковный ладан не только оправдало деревенский обычай Февронии, но и уберегло от подозрений зайца правоверной княжны. Как известно, от олибанума и ладана бесы убегают. Так что никакого отношения к магическим ритуалам заяц Февронии не имел [4]. Церковь прославляет Петра и Февронию как «истребителей злых обычаев и суеверий» [1].

      Возвращаясь к разговору Февронии со слугой князя, следует отметить, что вторая загадка мудрой девы была связана с идеей земной памяти: «Отец и мать пошли одни плакать, чтобы заранее отдать свой долг, а брат пошёл смотреть смерть между ног» . Зная по интимному порыву состояние князя Петра, православный целитель говорил о грани смерти и жизни: «Говорил же я вам, что мои родители пошли плакать одни, чтобы заранее отдать свой долг. На самом деле, они пошли на погребение и плакали там. Когда смерть пришла к ним, другие будут плакать вслед за ними, и поэтому они плачут теперь, чтобы заплатить свой долг вперед. Что касается моего брата, я сказал вам, что он пошел, чтобы увидеть смерть между своими ногами. он и мой отец лазают по деревьям и собирают смолу. Он только что пошел лазить по деревьям, и когда он это делает, он должен следить за своими ногами, чтобы не упасть. Если он упадет, это будет его смертью. Поэтому я сказал что мой брат пошел смотреть смерть между его ног» . [1]

      Ю.М. Смирнов указывает на факт, упомянутый в «Повести об утверждении христианства в Муроме»: «И после смерти лесопояса трупами закапывают». Лесолазные пояса, как мы видим, имеют прямое отношение к образу смерти, а поскольку погребальные атрибуты всегда имели определенное функциональное и символическое значение, то первое, что приходит на ум в этом аспекте, это то, что эти «пояса» нужны усопшим. подняться на небо по стволу мирового древа» [4].

      Рассказ об исцелении Петра Февронией содержит муромские и рязанские параллели со стихами Великого канона св. Андрея Критского (VII в.). В кающемся «Андреевском стоянии» упоминаются такие темы, как «змеиный яд», «раны» и даже «целебная ванна»: «Надел я рваную одежду, которую мне змей соткал… язвы мои… Омой меня, Господи, в ванне слез моих, молю Тебя, и убели ризы плоти моей, как снег» [2]. В церковной традиции снег символизирует очищение и преображение (Пс. 51. 7, Ис. 1. 18; Мк. 9).. 3) и издревле считается на Руси полезным для здоровья. В рязанских легендах

      о св. Февронии исцеление Петра завершилось летним снегопадом.

      В этом символическом контексте интерпретация болезни князя Петра, предложенная А.Л. Бегловым, выглядит вполне оправданной: «Змей побежден, но перед смертью оросил Петра своей ядовитой кровью, и Петр впал в болезнь. Болезнь князя Петра, будучи на иносказательном языке неким недостатком его натуры вообще, фактически является узлом «Повести о Петре и Февронии».Болезнь Петра так серьезна, недостаток его натуры так значителен, что, не исцелив его, самый жизнь для Петра невозможна. Брак с Февронией оказывается условием исцеления Петра. На языке иносказания этот брак есть то самое лекарство, восполняющее недостаток природы Петра, Божий замысел на него» [5].

      Когда встретил посланца князя, юная Феврония ткала ткань. В почтенном возрасте, став монахиней, Феврония была занята вышиванием фигур святых на потире для собора Пречистой Богородицы. Примечательно, что Петр, покрытый язвами и струпьями, вызванными змеиной кровью, попросил Февронию сшить ему новую одежду: «Он прислал ей небольшой пучок белья со словами: «Эта девица хочет стать моей женою из-за своей мудрости. Если она такая мудрая, то пусть она сделает мне из этого полотна рубашку, полотенце и штаны, пока я буду в бане» [1].

      Смена одежд «отравленных змеем» на одежды спасения есть общепринятый в христианстве знак духовного выздоровления. Тело Петра, покрытое во время болезни язвами и струпьями, при жизни совершенно зажило и оказалось во гробе нетленным и благоухающим. Акафист святым и благоверным князю Петру и княгине Февронии гласит: «Радуйтесь, променявшие червленую княжескую ризу на монашеский пояс; радуйтесь, принявших святую схиму, как нагрудник спасения; радуйтесь, облекшихся в ризу благодатное нетление» [1].

      Небольшой узелок полотна, присланный Петром Февронии, стал золотой нитью, навеки связавшей жизни двух ревнителей, принявших по обоюдному согласию монашеский постриг, князя Петра, ставшего братом Давидом, а царевну Февронию — сестрой Евфросинией. «И случилось, что незадолго до кончины княгиня Феврония вышивала образ святых на потире для собора. И пришел гонец от князя Петра, ныне брата Давида, и сказал: «Сестра Евфросиния, я готов умирать и ждать только тебя, чтобы нам умереть вместе». послал другого вестника, который объявил: «Я могу ждать тебя совсем недолго». Вскоре после этого прибыл еще один вестник, говорящий: «Я скоро покину этот мир. Ждать уже некогда». Княжна Феврония как раз заканчивала вышивать покрывало, но, услышав эти слова, воткнула иголку в покрывало и намотала нить, которой пользовалась. брату Давиду, говоря, что теперь они умрут вместе. И, помолившись, предали души свои Богу» . [1].

      Многие паломники посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией упокоились в одной гробнице. Богослужения перед чтимой иконой благоверных Петра и Февронии совершаются в Московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице («Малое Вознесение»). Церковь и усыпальница святой девы-анакористки Меланхеллы находятся в Уэльсе в деревне Пеннант Меланджелл, где иногда можно услышать молитвы православных паломников.

      1) Житие преподобных князя Петра и княгини Февронии, муромских чудотворцев, с акафистом. Свято-Троицкий епархиальный женский монастырь, г. Муром, 2004 г.

      http://www.ku.edu/~russcult/culture/handouts/peter_fevronia.html

      2) Великий канон. Творчество св. Андрея Критского

      http://www.monachos.net/monasticism/andrew_of_crete/great_canon.shtml

      3) История Петра и Февронии. Обработка и изучение текстов Дмитриевой Р.П., Ленинград, 1979

      4) Ю.М. Смирнов, Повесть о православной деве Февронии, христианское и языческое мировосприятие и оправдание муромских чудотворцев, Уваровские чтения — IV. «Героический мир, эпос, миф, история» Муром, 14-16, 19 апреля.99, Муром, 2003.

      5) А.Л. Беглов, Святые Петр и Феврония Муромские, Альфа и Омега, Nr. 1 (15), 1998.

      6) Karl Christian Felmy, Die Erzahlung von den Heiligen Petr und Fevronija von Murom, Ostkirchliche Studien, 46 (1997)

      7) G.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts