Русь во время владимира святославича кратко: Русь во времена Владимира Святославича

Разное

Содержание

Русь во времена Владимира Святославича

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник
Русь во времена Владимира Святославича

     Правление Владимира. С 980 г. Владимир стал единым правителем Руси. Празднуя свою победу над Ярополком и отдавая должное поддержавшим его язычникам Севера и Киева, он поставил на холме неподалеку от своего дворца статуи всем наиболее популярным языческим богам во главе с Перуном. Его дядя Добрыня был направлен наместником в Новгород, где также над Волховым торжественно поставил изображение Перуна.

     В первые годы своего правления Владимир вел себя как необузданный и жестокий язычник. Он строго наказал своих противников в Киеве, заставил выйти за себя замуж жену убитого брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризует Владимира того периода как нравственно распущенного человека, «женолюбца».
     Но уже в эти годы Владимир решал крупные государственные вопросы. Хотя Новгород и Киев были вновь объединены, древляне вели себя смирно, а весь днепровский путь оказался в руках Владимира, Киеву перестали подчиняться радимичи и вятичи. Владимиру потребовалось три года, чтобы покорить восставшие племена.
     Как и его отец, Владимир в дальнейшем крепкой рукой держал единство Руси. Он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками. Старшего — Вышеслава он направил в Новгород, а после его смерти послал туда третьего сына — Ярослава, Бориса отправил в Ростов, в землю вятичей, Глеба — в Муром, Святослава — в древлянскую землю, Всеволода — во Владимир на Волыни, Мстислава — в далекую Тмутаракань на Таманском полуострове. Святополк, родившийся от Ярополка и усыновленный Владимиром, был отослан в Туров.
     Продолжил Владимир и внешнюю политику своего отца Святослава, вновь нацелившись на земли по Дунаю. Поход против Болгарии, хотя был успешен, но русские не рискнули закрепиться там и заключили с Болгарией мир.
     В начале правления Владимира обозначилось новое направление внешней политики Руси — западное. К этому времени на западных границах Руси сложилось сильное Польское государство во главе с его основателем князем Мешко I из династии Пястов. Он вместе с дружиной принял христианство по римскому образцу. С этого времени польская церковь стала ориентироваться на папу римского. Главным противником Польши на Западе были германские княжества, на Востоке же мощным противником стала Русь. Спорными на долгие годы оказались земли так называемой Червенской Руси с городами Перемышлем, Червенем и др. Едва заняв престол, Владимир организовал поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси. Таким образом, территория Руси еще более расширилась.
     Из приазовских степей в течение всего X в. в Причерноморье выходили все новые и новые орды печенегов. Печенежские орды или колена, как их называли на Руси, объединялись в большие союзы. С этими-то союзами Русь и имела дело со времен Игоря и Святослава. С одними из них русские князья вели упорное противоборство, с другими заключали мирные договоры и привлекали их золотом и подарками на свою сторону в качестве союзников.
     Печенеги периодически грабили русские города и села, уводили жителей в плен, а после продавали их на невольничьих рынках. Крупное поражение Владимир нанес печенегам в 992 г. В честь этой победы князь основал город Переяславль (от слов «переять», «перенять» «славу»). Но через четыре года новая печенежская орда подошла к городу Василеву близ самого Киева. Владимир вышел против врагов с небольшой дружиной, был разбит, и лишь чудо спасло его. Во время бегства князь спрятался под мостом, а печенежские всадники проносились над ним. В этот критический час своей жизни Владимир (уже принявший к этому времени христианство) обещал в случае спасения поставить в Василеве церковь Преображения, так как на этот день пришелся этот церковный праздник. Вскоре князь выполнил обет и в Василеве появилась новая церковь, как бы напоминая о превратностях человеческой жизни.
     Создание оборонительной системы на юге. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей, которые располагались на днепровском левобережье, вдоль рек, впадающих в Днепр. Здесь было меньше лесов и степь подходила вплотную к Чернигову, от которого был один день конного пути до Киева. Четыре линии крепостей на расстоянии 15—20 км встали в этом районе на границе со степью. Большинство этих форпостов располагалось близ бродов, куда в первую очередь устремлялась печенежская конница. Киев, как известно, расположен на правом берегу Днепра. Печенегам, чтобы попасть на этот берег, надо было перейти реку вброд под городом Витичевом, а затем пройти через долину реки Стугны. Но как раз здесь и стояли крепости Владимира, соединенные высокими валами.
     В глубине этой линии киевский князь построил город-крепость Белгород, который со временем стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.
     Для предупрждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Оттуда был хороший обзор на многие километры. Как только вдали степь начинала «дымиться», это означало, что конные массы печенегов идут походом на Русь. В тот же момент на башне зажигались сигнальные огни, которые были видны на большие расстояния. Огненные сигналы передавались от одной башни к другой, и через несколько минут в Киеве уже знали о приближающейся опасности.
     Но, пожалуй, самым важным в этой системе противоборства со степными кочевниками стала практика привлечения в города-крепости наиболее смелых, сильных, мужественных воинов. По указу Владимира сюда стали привлекаться прежде всего удальцы с русского Севера — новгородские словени, кривичи, выходцы из чудских земель, а также вятичи. В этих пограничных со степью городках-крепостях, в постоянных сечах с печенегами формировались русские богатыри, о которых сложено столько легенд и былин.
     Истоки русского христианства. Правление Владимира Святославича связано с таким историческим событием, как принятие Русью христианства.
     Самые ранние известия о проникновении христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры, когда в Малой Азии, на Балканском полуострове, в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и их ученики. В Крыму и на Таманском полуострове от тех времен сохранились тайные катакомбные церкви. Первые подступы к крещению Русь сделала в IX в. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском полуострове, в Керчи. Христианские проповедники обращали в христианство руссов, живших в Крыму. Херсонес стал центром христианства во всем Северном Причерноморье. Здесь с незапамятных времен существовала самостоятельная митрополия, т. е. церковная организация во главе с митрополитом. Мощное влияние оказали проповеди и широкая просветительская деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия, которых высоко чтили на Руси даже в языческие времена.
     Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.
     Несмотря на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой веротерпимостью. Здесь свободно отправляли свои религиозные культы мусульмане и иудеи, христиане из Византии, из немецких, польских, чешских земель.
     Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но жизнь брала свое. Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. И не случайно Владимир поставил на холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии найти опору государственного единства страны.
     В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества.      В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности и культуре античного мира. В-пятых, вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства.
     Отвечая на исконные вопросы человека о смысле жизни, о его судьбе после смерти, христианство направляло личность на поиск нравственного совершенствования, уводило его от решения чисто мирских задач. Оно облегчало человеку жизнь, примиряло его со смертью, обещало вечное блаженство его душе в ином, благодатном мире. Любой простой человек, благодаря христианскому учению, мог чувствовать себя и независимым, и более духовно богатым, чем любой стоящий над ним потому, что смысл жизни определяется не вещами, не землями, не дворцами, а способностью человеческой души совершать добро, нравственным совершенствованием.
      Можно думать, что и сам Владимир не раз задумывался над содеянным в своей бурной жизни, где были и убийства, в том числе брата, и клятвопреступления, и разврат. Главным судьей для человека является его собственная душа. И чем ближе конец жизни, тем больше человек ищет защиты от неумолимого рока.
     Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, дать возможность для возрождения и обновления личности, надежду на счастливую жизнь в вечности. Во всяком случае, после принятия крещения в личной жизни Владимира произошел крутой поворот и он во многом стал иным человеком, хотя власть по-прежнему диктовала ему свои жестокие законы.
     Несмотря на экономические, политические, культурные и религиозные связи Руси с Византией, христианство по византийскому образцу не сразу получило преимущественное право на официальное внедрение в русских землях.
     В летописи рассказывается о том, как к Владимиру приходили религиозные миссии из мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии, из немецких земель, где утверждалось христианство римского толка. Прибыл проповедник и из Византии, который изложил Владимиру смысл православного христианства.
     Владимир внимательно выслушивал миссионеров, советовался с боярами и киевлянами. Приводится и такой случай: когда мусульманские миссионеры, хваля свою религию, обмолвились, что ислам запрещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул: «Руси есть веселье питие, не можем бес того быть».
     Крещение Владимира. На первых порах все новые черты христианской религии, конечно, не могли себя проявить полностью. Поначалу перед русским правительством стояли чисто практические вопросы: как использовать принятие христианства для возвышения престижа Руси и авторитета династии? Византия же стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов.
     С этими прямо противоположными целями начали Русь и Византия в 987 г. переговоры, в ходе которых была затронута проблема крещения. На этих переговорах Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.
     Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи против мятежников, согласились с требованием Владимира, но предложили ему принять крещение. Владимир согласился. Русский отряд был направлен в Византию, и антиправительственный мятеж был подавлен. Но, когда опасность миновала, греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Ситуация резко изменилась. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь).
     Осада продолжалась несколько месяцев. В конце концов с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, который находится к востоку от городских стен. Стрела была послана от имени херсонесского священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекопали его. Вскоре изнемогающие от жажды жители города сдались на милость победителя.
     После этого Владимир послал в Константинополь гонцов и передал с ними, что если Анна не прибудет к нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обещание принять крещение. Анна отказывалась ехать на Русь, плакала и говорила: «Лучше мне умереть». Но Василий II уговорил ее помочь Византии, и вскоре корабль, на котором находилась принцесса, ее свита, священники, прибыл к берегам Крыма.
     В Херсонесе Владимир принял крещение, подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независиость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василия в честь императора Василия II, с которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины. Подобным же образом Хлодвиг, король франков, принял крещение вместе со своими воинами.
     Владимир вернулся в Киев, взяв с собой из Херсонеса иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников. Прихватил он с собой мощи святых Климента и Фива. Ушел с Владимиром и священник Анастас, помогший ему овладеть городом.
     Христианизация Руси. Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.
     Вначале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они — мужчины, женщины, дети — вошли в воду, и над ними священники провали обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них — церковь святого Василия — он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.
     Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.
     Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.
     Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.
     Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти — император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.
     В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси — каменного собора святой Богородицы. Строилась и украшалась эта церковь греческими мастерами и иконописцами. В этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса. Службу там вели херсонесские священники во главе с Анастасом. Возможно, он встал во главе всей русской церковной организации в качестве митрополита независимо от санкции константинопольской патриархии. Тем самым Владимир как бы подчеркивал независимость русской церковной организации. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов. Поэтому с тех пор церковь стала называться Десятинной.
     Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться первые школы. Туда Владимир приказал забирать детей из «нарочитых», т. е. богатых, семей. Со страхом и плачами отдавали матери в учение своих детей, не ведая, для чего все это делается.
     Историческое значение крещения Руси. Поначалу христианские церкви были маленькими очагами в море язычества. Лишь позднее, при поддержке государственной власти церковь стала укореняться в народной среде, в городах и селах. Но пройдет еще несколько веков, прежде чем она повсеместно возьмет верх над язычеством.
     Но язычество так до конца и не сдалось. Русь стала страной, где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Веря в Христа и святых угодников, представители всех слоев общества, но особенно простой люд, продолжали считаться с домовыми и лешими, русалками и упырями. Святой Илья-пророк очень напоминал Перуна, а святой Власий, покровитель скотоводства, сливался с древним Велесом.
     Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к проверенным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию.
     Когда мы говорим об историческом значении введения христианства, то прежде всего имеем в виду последующее развитие церкви, ее постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь — экономическое, политическое, духовное, культурное, которое церковь стала со временем оказывать.
     В дальнейшем церковь получила обширные земли, на которых стала организовывать собственное хозяйство. В первую очередь это относится к монастырям — религиозным братствам, где члены этого братства — монахи давали обет безбрачия, уходили от всего земного и целиком обязались посвятить себя Богу. Монастыри стали управляться игуменами. Они, получив от великих князей земли в собственное владение, развернули на них земледельческое хозяйство, в котором использовали труд зависимых, обедневших людей, практиковали они и разведение скота, огородничество. Монастыри обеспечивали себя всем необходимым. Со временем они стали центрами торговли и даже ростовщичества.
     В монастырях было немало монахов, которые вели высоконравственную жизнь, становились подвижниками христианской идеи и христианской морали. Тем самым они оказывали сильное духовное и религиозное влияние на окружающий мир.
     С течением веков, укрепившись в экономическом смысле, воспитав из русской среды высокообразованные кадры, церковь стала оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны. Некоторые крупные церковные иерархи — митрополиты, епископы участвовали в государственных интригах, поддерживали того или иного князя в политической борьбе. Однако церковь старалась быть выше мелких политических интересов, и ее лучшие представители выступали за единство Руси, против междоусобиц. Известно немало случаев, когда видные церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляли общерусские патриотические движения, обличали князей за их корыстолюбие, эгоизм, политическую ограниченность, трусость.
     При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов. С ними мы познакомимся несколько позже.
     С годами великие князья поручали церкви судопроизводство по всем религиозным делам, а также по делам семейным. В церковных «уставах», которые были основанием для такого судопроизводства, церковь выступала за поддержание христианских начал в обществе и семье, за человеколюбие, терпимость, за уважение детей к родителям, за уважение к личности женщины, старалась защитить обиженных и угнетенных. Церковь выступила против языческих обычаев: похищения девиц, многоженства, против браков в близких степенях родства, выступала против насильственной выдачи дочерей замуж, преследовала преступления, унижающие человеческую личность. В этом смысле церковь, духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали снижению уровня эксплуатации.
     Однако содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах. Преследовались веселые праздники, коляды и масленицы, как бесовские, карались скоморошество, игра на народных инструментах.
     Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными странами (Болгарией, Сербией), церковь в своей борьбе против «латинства», против папского Рима (особенно после окончательного раскола византийской и римской церквей в 1054 г. ) способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов, протекавших на Западе.
     Личность Владимира. Владимир предстает перед нами как личность исключительно сложная и противоречивая.
     Он был младшим сыном Святослава, рожденным от его наложницы, ключницы княгини Ольги Малуши. В детстве Владимир был отослан отцом в Новгород и тем самым оторван от княжеской семьи, от влияния со стороны бабки христианки княгини Ольги.
     На русском Севере среди языческого окружения, находящийся под влиянием своего дяди Добрыни, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков, как враг той среды, которая отринула и вытолкнула его на обочину жизни.
     Возможно, все это и явилось причиной той ярости и страстной воли, с которыми Владимир включился в борьбу за престол. Он водворился в Киеве через насилия, убийства, прошел по пути ожесточенных войн, грандиозных побед и тяжких поражений.
     С каждым годом Владимир все более проявлял себя как крупный государственный деятель, подлинный реформатор. Словно забыв жестокие и порой вздорные дела своей молодости, он приступил к решению важных государственных проблем, среди которых были организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, реорганизация управления русскими землями, развитие культуры и образования.
     В народных преданиях, былинах Владимир изображался как князь «Красное Солнышко», организатор богатырских застав, щедрый правитель, жаловавший простых людей многочисленными пирами и подарками, как человек, преданный своим товарищам по оружию, своей дружине, которую он ставил превыше всего.
     С течением времени православная церковь объявила Владимира святым, равноапостольным (т. е. равным апостолам раннего христианства).

???
1. Можно ли князя Владимира назвать продолжателем дела Святослава?
2. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Русь в годы правления Владимира Святославича».
3. Сравните двух князей — Святослава и Владимира. Придумайте линии сравнения.
4. Продолжите фразу: «При Владимире Святославиче на Руси впервые. ..»
5. Почему в период правления Владимира была проведена религиозная реформа?
6. Почему был сделан выбор: а) между язычеством и мировыми религиями не в пользу первого; б) между христианством и другими неязыческими религиями в пользу первого; в) между католицизмом и православием в пользу православия?
7. Какое значение для Руси имело принятие православного христианства?

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

правление князя Владимира (960-1015 гг.)




Удобная навигация по статье:

  • 1 Краткая история правления князя Владимира
    • 1.1 Восшествие на престол в 978 году
    • 1.2 Установление христианского вероисповедания на Руси
    • 1.3 Внутренняя политика князя Владимира
    • 1.4 Проверьте свои знания! Тест по теме: Правление князя Владимира
  • 2 Тест по теме: «Правление князя Владимира»
    • 2.1 Авторский фильм Павла Одинцова, рассказывающий о времени правления князя Владимира

Краткая история правления князя Владимира

Князь Владимир Святой

Будущий князь Владимир Святославич родился приблизительно в 962 году. Мальчик являлся внебрачным сыном киевского князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. И хотя, согласно языческим древним обычаям статус ребёнка в социуме определялся по отцовской линии и династические права, таким образом, не ущемлялись, но обидное прозвище «робичич», то есть рабский сын, ещё долго тяготело над Владимиром.

Спустя восемь лет он становится новгородским князем. Наставником в правлении Новгородом над молодым князем был поставлен Добрыня, его дядя и воевода.

Происхождение князя Владимира

Восшествие на престол в 978 году

После кончины в 972 году великого князя Святослава править Киевской Русью стал Ярополк. Через три года между сыновьями Святослава начинается междоусобная борьба, в итоге которой вначале погибает древлянский князь и брат Владимира Олег, а потом и сам Ярополк. Таким образом, восхождение на киевский престол Владимира было омрачено братоубийством. В 978 году он становится единоличным правителем Руси.

За время своего правления Владимир неоднократно вёл войны с соседями: ходил на вятичей, воевал с поляками, завоевал земли ятвагов и радомичей, открыв путь к Балтике, а также сумел одолеть волжских болгар и подчинить хорватов.

Являясь ревностным язычником, князь то и дело возводил новые богатые по убранству капища и ставил идолов, которым нередко приносились и кровавые людские жертвы. Однако, с разрастанием христианской веры по Руси и в том числе в княжеской дружине, Владимир начал испытывать сомнения в верности веры.

Установление христианского вероисповедания на Руси

Вскоре князь решает установить в Киевской Руси единоверие, сплотив тем самым население и показать миру цивилизованность его государства. Среди нескольких популярных религий Владимир решил выбрать христианство. Историки отмечают этот выбор, как самую удачную политическую княжескую реформу. Ведь, таким образом, Русь становилась намного ближе Византии, что несло немалые блага и развитие обществу.

После своего крещения и принятия имени Василий в 987 году князь приказывает возводить церкви и храмы. Учёные полагают, что сам процесс христианизации Киевской Руси проходил довольно мирно, ведь на тот момент многие были знакомы с христианством.

Внутренняя политика данного правителя отличалась созидательным новаторским характером. Владимир возводил каменные города, укреплял границы и первый начал чеканить на Руси серебряные и золотые монеты.

Религиозная реформа 980 года

Внутренняя политика князя Владимира

Внутренняя политика князя Владимира

Князь скончался 15 июля 1015 года.

Монумент князю Владимиру

 

Проверьте свои знания! Тест по теме: Правление князя Владимира

Тест по теме: «Правление князя Владимира»

Тест по теме: «Правление князя Владимира»

Авторский фильм Павла Одинцова, рассказывающий о времени правления князя Владимира

 

XI век Россия | Rusmania

                            

В течение XI века единство Киевской Руси было ослаблено созданием более мелких территорий и частыми междоусобными войнами между сыновьями, а затем и внуками Владимира Великого. В результате проявились первые признаки развития отдельных русских, белорусских и украинских народов. Положение еще более ухудшилось после того, как из степи на русские земли стал нападать новый враг — половцы. Век закончился попытками разных князей объединиться против угрозы, исходившей от половцев.


Дети Владимира Великого

До того, как Владимир стал христианином и женился на Анне, у него было столько жен, сколько позволяло его языческая религия. Таким образом, у него было много детей, около 20. Перед смертью он решил выделить часть своей территории каждому из своих сыновей. Ближе к концу жизни подозревали, что Владимир намеревался оставить Киев, важнейшее княжество, своему любимому сыну Борису, одному из младших сыновей. Опасаясь потерять право на наследование Киева, двое старших сыновей Владимира — Святополк и Ярослав — восстали против отца в 9 г.0012 1014 . Владимир сначала расправился со своим старшим сыном Святополком, князем Туровским (хотя возможно, что на самом деле он был сыном брата Владимира Ярополка) и заключил его в тюрьму в Киеве. Однако в 1015 , как раз когда он собирался идти против своего сына князя Ярославского Ростовского, Владимир заболел и умер.


Война между сыновьями Владимира

Когда умер Владимир, Святополк находился в тюрьме в Киеве, и это оказалось для него выгодным, так как он был единственным сыном Владимира, находившимся в городе. Святополк был освобожден и стал великим князем киевским как старший сын Владимира Великого. Затем он решил устранить своих конкурентов, убив своих сводных братьев. Сначала он послал своих людей убить древлянского князя Святослава. Затем он послал их убить князя Бориса Ростовского и князя Глеба Муромского. Борис и Глеб уже слышали об убийстве Святослава, но не бежали, а также отказались воевать с собственным братом. Вместо этого они решили встретить свою смерть как христиане в мире. Несколько десятилетий спустя Борис и Глеб были причислены к лику святых за отказ сражаться с братом; самые первые исконно русские святые. Напротив, за свое предательство Святополк вошел в историю как Святополк Окаянный.

Другим сводным братом Святополка был князь Ярослав Новгородский, но в отличие от Бориса и Глеба он был более чем готов вести войско против своего брата. В 1016 годах, со своим новгородским войском, усиленным варягами, Ярослав добился успеха, и Святополк бежал к своему тестю, королю Польши Болеславу I Храброму. Однако вскоре после этого с помощью Болеслава Святополк смог вернуть себе Киев в 1018 . И все же Ярослав не сдавался, он вновь организовал войско и в 1019 он в очередной раз победил своего сводного брата и его печенежское войско. Святополк снова бежал в Польшу, но по дороге умер. Ярослав, наконец, не встретил сопротивления, чтобы править как великий князь Киевский.


Правление Ярослава Мудрого

Вскоре после завоевания престола одним из первых действий Ярослава было награждение города Новгорода, без помощи которого он никогда бы не смог победить своего брата. В благодарность он дал городу множество привилегий и дополнительных свобод. Это привело к тому, что Новгород позже превратился в могущественную Новгородскую республику. Ярослав также женился на дочери своего союзника короля Швеции Улофа Скётконунга. Ярослав надеялся, что этот союз поможет ему сохранить свой трон, поскольку у него все еще было больше братьев, и поэтому он боялся, что они восстанут против него. У него был один из его братьев, князь Судислав Псковский, заключенный в тюрьму на всю оставшуюся жизнь, но другой, князь Мстислав Тмутараканский, оказался более трудным. Мстислав собрал войско и победил Ярослава, которому ничего не оставалось, как отдать Мстиславу половину Руси.

Тем не менее Ярославу все же удалось укрепить и расширить свои земли. Во-первых, он принял первый в России свод законов, которые помогли ему более эффективно управлять своей землей. Это привело к тому, что Ярослав стал известен как Ярослав Мудрый. Затем он начал кампании против поляков, которые обеспечили себе больше территории, а затем против византийцев, которые обеспечили выгодные торговые права. Он также построил укрепления, которые положили конец угрозе набегов печенегов, которые раньше были очень частыми. После этого он заказал масштабные строительные работы и построил Софийский собор в Киеве.

Ярослав также видел важность дипломатических отношений с зарубежными странами и, чтобы помочь этому процессу, выдал своих дочерей замуж за иностранных лидеров. Его дочь Анастасия вышла замуж за короля Венгрии, его дочь Анна вышла замуж за короля Франции, а его дочь Елизавета вышла замуж за короля Норвегии. Также возможно, что Агата, жена Эдуарда Изгнанника Англии (бывшая при дворе Ярослава), тоже была дочерью Ярослава Мудрого. Ярослав мирно скончался после почти 40-летнего княжения. Его брат Мстислав умер раньше него, а это означало, что Ярослав вернул себе эту половину Руси.


Создание Триумвирата

Ярослав понял, что его земли будут в безопасности только в том случае, если его сыновья будут работать вместе, а не воевать, как он с братьями. Как и прежде, Ярослав разделил свою территорию между всеми сыновьями, а три главных города — Киев, Чернигов и Переяслав — отдали трем его старшим сыновьям — Изяславу, Святославу и Всеволоду соответственно. Однако Ярослав взял с них обещание, что они никогда не будут воевать и что Святослав и Всеволод будут помогать старшему брату править и всегда ему подчиняться. Был установлен закон о престолонаследии, после смерти великого князя киевского его наследовал князь черниговский и так далее. Следовательно, трон должен был пройти через братьев, прежде чем перейти к следующему поколению. Эта договоренность действительно оказалась успешной сразу после смерти Ярослава, поскольку трое братьев работали вместе, правя Русью как триумвират.


Всеслав Брячиславич Полоцкий

Первая угроза Триумвирату исходила от их родственника — князя Полоцкого Всеслава Брячиславича, внука князя Полоцкого Изяслава Владимировича — старшего брата Ярослава Мудрого. Полоцкая ветвь Рюриковичей не могла претендовать на киевский престол по закону, так как Изяслав Владимирович никогда не правил в Киеве, так как умер раньше своего отца Владимира Великого. Однако Всеслава такое расположение не устраивало, и он хотел увеличить свою территорию. Сначала он завоевал Новгород, где князем был Изяслав, сын Киева. Братья Триумвирата объединились для освобождения Новгорода и захватили Всеслава в 9 г.0012 1067 , посадив его в Киев.

Триумвират также объединился в Битве на реке Альте в 1068 против половцев, кочевого народа, родственного печенегам, впервые упоминаемым в русских летописях в 1055 . Однако половцы оказались слишком сильны для трех братьев и победили их в бою. Это привело к панике в Киеве, и его жители подняли бунт против своих князей, так как считали, что не смогут защитить их в случае нашествия половцев. Изяслав I Киевлянин бежал в Польшу к королю Болеславу II, на тете которого он был женат. Бунт в Киеве дал Всеславу Полоцкому шанс бежать из тюрьмы и претендовать на киевский престол. Однако в 1069 , узнав, что Изяслав возвращается с польским войском, Всеслав бежал обратно в Полоцк, а Изяслав снова стал великим князем, наказывая всех предавших его.


Крах Триумвирата

В 1073 Изяслав I столкнулся с большими проблемами и на этот раз от собственного брата — Триумвират между братьями Ярославичами распался и Изяслав был вынужден бежать в Польшу будучи преданным родной брат Святослав Черниговский. К несчастью для Изяслава, Святослав все спланировал заранее и присягнул на верность польскому королю. Затем Изяслав отправился за помощью к Генриху IV, императору Священной Римской империи, когда тот отказался. Изяслав отправил просьбу о помощи папе Григорию VII. Папа тоже отказался помочь. Казалось, для Изяслава все было потеряно, пока внезапно не умер Святослав I. Их младший брат Всеволод, правивший в то время Черниговом, стал великим князем киевским, но решил вернуть престол законному князю — своему старшему брату Изяславу. Изяслав I вернулся на Русь и стал великим князем в третий и последний раз.


Битва при Нежатиной Ниве

Несмотря на примирение с братом, престол Изяслава I все еще не был в безопасности. Новая угроза исходила от двух его племянников: Олега Святославича, сына Святослава I, и Бориса Вячеславича Тмутараканского, сына его младшего брата Вячеслава Смоленского. Изяслава I поддержал его брат Всеволод. Также в эту коалицию входили сын Изяслава Ярополк и сын Всеволода Владимир Мономах. Со своими врагами они встретились в битве у Нежатиной Нивы, под Черниговом. Коалиция Изяслава I одержала победу над двумя племянниками: Борис был убит, а Олег бежал в Тмутаракань. Однако Изяслав I тоже пал в бою.

После смерти Изяслава I его брат Всеволод остался последним членом Триумвирата и снова правил Русью, на этот раз как законный наследник. Всеволод I был женат на дочери византийского императора Константина IX Мономаха, что дало ему еще больше власти. Остаток правления Всеволода был относительно мирным и стабильным. Он был известен как интеллигентный человек, который говорил пять лет. Умер мирно в 1093 . В то время народный сын Всеволода I, известный как Владимир Мономах по имени своего знаменитого деда, императора Византии, находился в Киеве и даже был предложен на престол, но вместо него послал за своим более старшим двоюродным братом – Святополком Изяславичем, сыном Изяслава I. Киева.


Половецкое нашествие

Не успел Святополк II занять свой престол в Киеве в 1093 , как он столкнулся с первым испытанием. В г. мае 1093 г. г. войско половцев вторглось в русские земли. Половцы отправили к Святополку II послов с предложением мира, но Святополк решил воевать. Святополк обратился за помощью к своим двоюродным братьям Владимиру Мономаху Черниговскому и Ростиславу Всеволодовичу Переяславскому. Три князя встречаются с половцами в битве на реке Стугна, но потерпели поражение от половцев, а Ростислав погиб в битве. После этого половцы разграбили киевские земли. Позже они захватили город Торческ и сожгли его. Святополку ничего не остается, как принять предложение половцев о мире. В рамках сделки Святополк женился на дочери хана половцев Тугокана.


Олег Гореславич

Следующую задачу Святополку II поставил его двоюродный брат Олег Святославич, который после бегства из битвы при Нежатиной Ниве стал князем Тмутараканским. В 1094 Олег повел войско половцев против Владимира Мономаха. Олег желал Чернигов, который должен был принадлежать ему, так как его отец правил там до отца Владимира. После нескольких дней осады Владимиру ничего не оставалось, как сдать город Олегу и бежать в Переяславль. В 1096 Святополк и Владимир Мономах начали поход против Олега, но потом узнали, что половцы в очередной раз вторглись на Русь. Половцы сожгли окрестности Киева, но были вынуждены отступить, когда подошли войска Святополка и Владимира. В битве были убиты хан Тургоркан, тесть Святополка, и несколько его сыновей. Половцы покинули русские земли, но в том же году снова вернулись и совершили набеги на монастыри под Киевом. За хлопоты Олега Святославича в делах Руси, особенно за ввод половецких войск, его прозвали Олегом Гореславичем — Олегом Скорбящим Сыном.


Любечский съезд

Святополк II и Владимир Мономах ясно понимали опасность половцев для их земель, понимали и бесперспективность непрекращающихся распрей между русскими князьями. Русские князья должны были объединиться, чтобы справиться с половцами. По этой причине Святополк II созвал съезд крупнейших русских князей, который состоялся в городе Любече в 1097 годах. Съезд оказался успешным, так как всем князьям удалось прийти к соглашению. Они подтвердили систему престолонаследия: старший потомок Ярослава Мудрого будет великим князем киевским при условии, что его родной отец был великим князем. Как только великий князь умирал, его братья, а затем двоюродные братья становились великими князьями, пока не осталось живых потомков этого поколения, тогда оно переходило к следующему поколению. Каждый князь также имел бы свою часть Руси, которую он мог бы оставить своим потомкам.

Итак, было решено: Святополк II остался великим князем киевским. Владимир Мономах получил Переяславль, а также части северо-западной Руси вокруг города Ростова, которым традиционно правил переяславский князь. Потомки Мономаха позже будут править большей частью той части Руси, которая стала современной Россией. Сыновья великого князя Святослава I получат Чернигов, включая территории Новгород-Северский, Муром и Рязань. Сын князя Игоря Ярославича будет править во Владимире-Волынском, как и его отец, а внуки князя Владимира Ярославича Новгородского разделят территории, которые впоследствии составят Галицию. В конце 12 века Волынь и Галичина объединятся в Галицко-Волынское государство — ключевую часть территории, которая сейчас является Западной Украиной. Кроме того, потомки Изяслава Владимировича Полоцкого делили территории вокруг Полоцка, что можно рассматривать как начало отдельной белорусской истории.

Мир в Любече длился недолго. Война вспыхнула в том же году из-за спора между князьями Волынскими и Галицкими и один из князей Галиции — князь Теревольвийский Василько Ростиславич — был даже ослеплен князем Давидом Игоревичем Владимиро-Волынским в процессе. Преступление, которое ужаснуло других князей Рюриковичей.


                           

История Мурома | Россия

9 век

Первое упоминание

Муром впервые упоминается в «Первой летописи» под номером 862 , что делает его одним из древнейших городов России. Под этим годом Муром упоминается как находящийся под властью Рюрика и варягов, но изначально был городом финно-угорского муромского племени, хотя не совсем ясно, названы ли люди в честь города или город в честь народа. Одна теория, однако, состоит в том, что Муром означает что-то вроде «города на высокогорье у воды».


XI век

Князь Глеб Муромский

Приблизительно в 1013 великий князь Киевский Владимир Великий поставил своего сына Глеба первым князем Муромским. В 1015 умер Владимир Великий и сводный брат Глеба Святополк захватил престол, а также убил брата Глеба — князя Бориса Ростовского. Между тем Святополк послал к Глебу в Муром известие, что отец их умирает и что Глеб должен приехать в Киев, чтобы увидеть его в последний раз. По дороге в Киев Глеб узнал правду о том, что его отец умер, а брат убит Святополком. Когда Глеб молился об отце и убитом брате, в его лагерь ворвались люди, посланные Святополком, и Глеба убил собственный повар. Борис и Глеб позже были канонизированы как первые коренные русские святые за то, что встретили свою смерть по-христиански, тогда как Святополк вошел в историю как Сятополк Окаянный.


Муромская война

В 1096 Муроме ввязались в бои между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом. Ранее в том же году Владимир Мономах возглавил киевское войско, чтобы отбить Чернигов, захваченный Олегом с помощью половцев. Олегу удалось бежать, и он присоединился к своим братьям Давыду в Смоленске. Затем два брата Святославичей двинулись на Муром, входивший в состав Черниговского княжества, но захваченный сыном Владимира Мономаха Изяславом. В последующем сражении Изяслав был убит, а брат Святославичей пошел на захват Мурома, а затем Суздаля и Ростова, входивших в Переяславское княжество Мономаха. Война закончилась только тогда, когда другой сын Мономаха, князь Новгородский Мстислав (впоследствии великий князь Мстислав Великий), вытеснил Святославичей из Переяславского княжества обратно в Муром.

В этот момент Мономах согласился на мирные переговоры, и в следующем году состоялся Любечский съезд. Съезд пожаловал братьям Святославичам Черниговское княжество, а младшего брата — Ярослава Святославича — отправили княжить Муромом. Ярослав оставался в Муроме до 1123 , когда сам стал князем Черниговским по смерти старших братьев.


XII век

Муромское княжество

В 1127 Князь Черниговский Ярослав Святославич был свергнут своим племянником Всеволодом Ольговичем, сыном покойного князя Черниговского Олега Святославича. Ярослав вернулся в свой старый город Муром и тем самым основал Муромское княжество. Ярославу, которого часто также называют Константином при крещении, приписывают распространение христианства на муромские земли. Согласно агиографии Ярослава-Константина, Ярослав послал своего сына Михаила к муромским язычникам с миссией обратить их, но вместо этого был ими убит. Позже язычники пришли к Ярославу с намерением убить, но когда Ярослав вышел с иконой, которую он привез с собой из Киева, толпа чудесным образом переменилась и даже согласилась принять христианство. Икона впоследствии стала называться Муромской иконой Божией Матери. Ярослав умер в Муроме в 9 г.0012 1129 и вместе с сыновьями позже был канонизирован в 1547 как святые князья Константин (Константин), Михаил (Михаил) и Феодор (Федор) Муромские.


Раздел Муромского княжества

После смерти Ярослава Муромское княжество было разделено между тремя сыновьями Ярослава: Юрий (которого часто называют Федором) получил Муром, Святослав — Рязань и Ростислав — Пронск. Юрий умер в 1143 , и ему наследовал Святослав, которого, в свою очередь, сменил Ростислав, а Пронск унаследовал сын Святослава Владимир. Святослав тогда умер в 1145 и настала очередь Ростислава стать муромским князем.

Ростислав принял участие в Междоусобной войне 1146 1154 , выступив против князя Юрия Долгорукого Ростово-Суздальского. Набег Ростислава на ростово-суздальские земли был отомщен сыновьями Долгорукого Ростиславом и Андреем, осаждавшими Рязань. Ростислав Муромец и его сын князь Глеб Ростиславич Рязанский (поставленный князем Рязанским в нарушение правил престолонаследия) бежали из своих земель в 9 г. 0012 1147 и Владимир Святославич (племянник Ростислава) стал князем Муромским. Однако Ростислав смог восстановить себя как князь Муромский в 1149 и правил там до своей смерти в 1153 . С уходом Ростислава Владимир Святославич смог отбить Муром и Рязань и объединить княжества, объявив себя великим князем Рязанским. Владимир Святославич умер в 1162 году, и ему наследовал великий князь Рязанский Глеб Ростиславич, хотя Муромское княжество откололось, и там князем стал сын Владимира Святославича Юрий Владимирович.


Отдельное Муромское княжество

Муромский князь Юрий Владимирович стал твердым союзником великого князя Владимирского Андрея Боголюбского и принимал участие в походах Владимира на волжских булгар и другие русские княжества. Юрий умер в 1176 и ему наследовал его сын Владимир Юрьевич. Как и его отец, Владимир также вступил в союз с Владимирским великим княжеством, которым тогда правил великий князь Всеволод Большое Гнездо. Юрий даже объединился со Всеволодом Большое Гнездо против Рязани в 1186 .


13 век

Преподобный Илья Печерский и Илья Муромец

В 1204 в Киево-Печерской Лавре скончался монах Илья, родом из Муромца. До того, как он был пострижен, Илья был известен как Чоботок и, как говорили, был великим воином, хотя этот Илья был прототипом легендарного русского богатыря по имени Илья Муромец, который фигурирует во многих народных сказках. По преданиям, Муромец родился в Муроме и большую часть жизни провел прикованным к постели из-за тяжелой болезни. Когда ему было 33 года, его посетил мистик, который наделил его сверхчеловеческой силой. С этого момента Илья использовал свою вновь обретенную физическую силу для защиты России и ее народа. Преподобный Илия был канонизирован в 9 г.0012 1643 Православной Церковью под именем Святитель Илия Печерский (Илья Печерский). Когда его останки были исследованы в 1988 , было установлено, что он, должно быть, был крепким мужчиной и что у него было много боевых ранений и даже признаки болезни позвоночника.


Святые Петр и Феврония Муромские

Князь Владимир Юрьевич Муромский умер примерно в 1205 и ему наследовал его брат Давыд Юрьевич. Давыд также был союзником Всеволода Большое Гнездо, а затем и его сыновей. Давид и его жена Феврония были идентифицированы как святые Петр (Петр) и Феврония. По преданию, почувствовав приближение конца своей жизни, Давид принял монашество и принял имя Петр. Его жена Феврония сделала то же самое и стала монахиней. Вскоре после этого пара скончалась в тот же день в 1228 . Через несколько дней умер и их сын Святослав. Супруги были канонизированы в 1547 и стали русскими святыми покровителями семьи и брака.


Монголо-татарское нашествие

Юрий Давыдович сменил своего отца на посту князя Муромского в 1228 и имел несчастную судьбу быть князем во время монголо-татарского нашествия. Юрий был опытным воином, принимавшим участие в походах против мордвы в , 1229, и 1232 , так вот он и пришел на помощь Рязани при вступлении монголо-татар в княжество осенью 1237 . Юрий погиб вместе с рязанским войском. Юрию наследовал его сын Ярослав Юрьевич. В конце концов монголо-татары достигли Мурома в 1239 годах, когда они разграбили город и окружающие его земли. Последнее упоминание о Ярославе Юрьевиче относится к 1248 , когда его дочь вышла замуж за ростовского князя.


14 и 15 века

Присоединение к Москве

После монголо-татарского нашествия нет информации о Муроме или его князьях примерно до 1351 , когда некий князь Юрий Ярославич упоминается как возродивший свою вотчину Муром, что позволяет предположить, что он каким-то образом потомок от предыдущих муромских князей. Примерно в 1392 году Великий князь Московский Василий I сумел купить ярлык на управление Муромским княжеством, тем самым включив его в состав Московского Великого княжества. С этого момента Муром утратил свою самостоятельность и все больше становился провинциальным городом.


XVI век

Иван Грозный в Муроме

В 1549 царь Иван Грозный (прежде чем он был таким грозным) отправился в свой первый поход на завоевание Казанского ханства и по пути прошел через Муром. Поход оказался неудачным и в 1552 Иван вернулся в Муром в очередной поход. Он пробыл в Муроме неделю и пока молился там и дал обет построить церкви в Муроме, если он одержит победу в своем походе. При этой попытке Казань была завоевана, и Иван выполнил свое обещание, приказав построить в городе несколько церквей. В их числе Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря и церковь Космы и Дамиана. Иван также основал Благовещенский монастырь в 9 г.0012 1553 .


17 век

В 1616 , в Смутное время России, Муром был присоединен к польско-литовской армии во главе с Александром Лисовским. Большая часть города была повреждена во время Смуты, в том числе его монастыри, но он медленно восстанавливался после восстановления мира и порядка. В оставшуюся часть 17 века Муром стал известен как центр торговли, связанный с кожевниками, сапожниками, кузнецами, ювелирами и портными.


XVIII век

В 1708 Муром вошел в состав Московской губернии, а в 1778 стал центром Муромского уезда в составе Владимирского наместничества (с 1793 0178 1793 Владимирской губернии). Генеральный план города был принят Екатериной Великой в ​​ 1788 годах. В 1781 для города был создан герб, на котором были изображены буханки хлеба «калач» декоративной формы (обычно круглой или плетеной), которые едят в особых случаях, например, на свадьбах или при встрече гостей. В Муроме веками пекли калачский хлеб, которым город особенно прославился, отсюда и решение изобразить его на гербе.


XIX век

В XIX веке Муром оставался провинциальным городом с большим купеческим населением. После разрушительных пожаров 1792 и 1805 в Муроме были проведены масштабные восстановительные работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы