Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя александра невского кратко: Краткое содержание “Жития Александра Невского” 👍

Разное

Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского

Сочинения > Краткие содержания > Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского

Сен 23, 2018    |      0 комментариев

На уроке литературы мы познакомились с Повестью о житии Александра Невского, в которой раскрывается тема мужества и борьбы против захватчиков земли русской. Подобные произведения, вызывают гордость за прошлое и позволяют ближе познакомиться с героями, отважными правителями и воинами. Так, повесть о житии повествует нам об Александре Невском, где автор рассказывает читателям о трех событиях, в которых Александр принимает участие. Это была Невская битва и Ледовое побоище, где велась соответственно битва со шведами и немецкими крестоносцами. Также описывается поездка в Орду, где автор сообщает о попытке князя ослабить ее влияние. Сам автор неизвестен, но повесть говорит о том, что он лично знал князя и был свидетелем всех событий. Чтобы понять с основную мысль повести, которая относится к агиографическому жанру, предлагаем прочесть ее краткий сюжет.

Повесть о житии Александра Невского кратко

В Повести о житии Александра Невского мы знакомимся с Ярославом, а также его женой Феодосией. У них рождается мальчик, которого называют Александром. Как пишет автор, мальчик вырос мудрым и отважным. Он был высокого роста и вызывал восхищение, поэтому каждый гость в доме Ярослава стремился на него посмотреть. Когда Александр подрос, правитель северного государства решил напасть на русские земли. Узнав о целях правителя северной страны, Александр получает благословение церковнослужителя и идет походом на недоброжелателей. Пошел походом Александр, не дождавшись подмоги от войска отца. Старшина морского караула доложил Александру о численности вражеских сил, а также рассказал, что по морю плыл корабль, в котором были святые Глеб и Борис. Те направлялись на подмогу к Невскому. Князь попросит старейшину никому об этом не рассказывать. И начинается битва. Армия князя Невского сражается самоотверженно, а Александр лично ранил шведского царя. Как оказалось, на другом берегу также пал враг, хоть русские воины там не сражались. Как пишет автор, враг пал от руки Божией. В итоге князь возвратился назад победителем.

Спустя год на наши земли нападают уже с Запада. Захватчики даже город строят на княжеской земле. Но Александр Невский быстро все исправил, и сравняв город с землей, убил всех врагов. Еще спустя год Александр уже сам решает идти на Псков, который оказался захвачен немцами и война была почти выиграна, как к врагу стали присоединятся рыцари других немецких орденов. И вот произошла большая битва на Чудском озере. Как пишет автор в повести о житии Александра Невского, водная гладь была красной от крови. Но Александру снова помогали Божьи силы и битва вновь была выиграна.

Как сообщает автор повести, с Восточной части русского государства в Монгольской империи правил государь. И пожелал хан Батый встретиться с Александром, послав к нему гонцов. Князь не долго думал и поехал к нему с визитом. Вызвал восхищение наш герой у Батыя. Выразив свое уважение, тот проводил Александра домой. Александр Невский был отличным правителем, который не оставил в беде своего младшего брата, который правил Суздалем. Когда Батый разрушил этот город, рассердившись на князя, Александр его восстановил и отстроил заново.

От папы Римского князю было предложение перейти в его веру, но у Александра Невского была своя православная вера, которую он не собирался предавать.

Еще был случай, когда Батый хотел воссоединиться с христианами, чтобы вместе воевать, но Александр тут же поехал в Монголию и просил не втягивать его народ в войны. Как раз возвращаясь из Монголии, Александр сильно заболел. Чувствуя свою кончину, он изъявляет желание пойти в монахи. Желание князя было исполнено. Вскоре Александр умирает.

Как пишет автор повести о житии Александра, его тело находилось в храме Рождества Богородицы. Там произошел необъяснимый случай. Когда монахи пытались вставить отпустительную грамоту в руку умершего, он протянул ее и взял лист. Все это сочли божьим проявлением.

Главные герои повести

В повести о житии Александра Невского главным героем выступает сам князь Александр, сын Ярослава. Он был новгородским князем, знаменитым полководцем, патриотом и хорошим примером для будущего поколения.

Основная мысль

В повести от неизвестного автора основной мыслю было желание прославить героя и великого полководца. И не только описать его подвиги и характерные черты Александра Невского, но и показать его дипломатический и политический таланты, его мудрость и прозорливость.


Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра / Православие.Ru

Составление «Жития Александра Невского»
относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия
Александровича, сына Александра Невского, и митрополита
Кирилла, с монастырем Рождества Богородицы во Владимире,
где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается
почитание князя как святого и возникает первая редакция
его жития.

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

Икона святого благоверного князя Александра Невского. <br>Иконописная мастерская Екатерины Ильинской / icon-art.ru

Я,
худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь
описать житие святого князя Александра, сына
Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от
отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его,
то рад был поведать о святом, и честном, и славном
житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую
душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах
пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей
знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но
все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью
святого князя Александра.

Сей князь Александр родился от отца милосердного и
человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя
великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал
Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей Я
ставлю, священны ибо они, и Я веду их”». И
воистину — не без Божьего повеления было княжение
его.

И красив он был, как никто другой, и голос его — как
труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого
египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же
его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость
Соломона, храбрость же его — как у царя римского
Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды
приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли
горожане, и разгромили войско его. И остался один
Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к
городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и
укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так
же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех,
что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть
зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону
царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и
этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся
к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не
видел такого ни царя среди царей, ни князя среди
князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны
Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду
и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую,
и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с
огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву,
опьяненный безумием, и отправил послов своих,
возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря:
«Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю
землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и
вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред
алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный,
праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный,
сотворивший небо и землю и установивший пределы народам,
Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И,
припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи,
обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие
и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу.
Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и
отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал,
чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в
правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Иные
с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего
призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и
стоим прямо”». Сказав это, пошел на врагов с
малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но
уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий
Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого
Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему,
ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не
успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И
выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля,
имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.

И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий,
ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил
среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было
имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно,
соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог
видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю
Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на
берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь
без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум
сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и
стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в
красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга.
Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:
«Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему
князю Александру». Увидев такое видение и услышав
эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока
насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно
встретив князя Александра, поведал ему одному о видении.
Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого
никому».

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом
часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их
князь бесчисленное множество, а на лице самого короля
оставил печать острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка
Александра.

Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек
и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого
корабля по сходням, по которым бежали с королевичем;
преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его
со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из
воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим
воеводою посреди их войска.

Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот
много раз нападал на войско их и бился одним топором, не
имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и
дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя.
Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с
дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот
ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек
столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение,
возрадовались.

Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот
бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих
ран пал и так скончался.

Все это слышал я от господина своего великого князя
Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой
битве.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при
Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на
Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно
явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять
тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли
только мертвые трупы. Так было и после победы
Александровой: когда победил он короля, на противоположной
стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки
Александровы, здесь нашли несметное множество убитых
ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и
трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили
их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля
и славя имя своего Творца.

На второй же год после возвращения с победой князя
Александра вновь пришли из Западной страны и построили
город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре
пошел и разрушил город их до основания, а их самих —
одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав,
отпустил, ибо был безмерно милостив.

После победы Александровой, когда победил он короля, на
третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на
землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря:
«Покорим себе словенский народ».

А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие
посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев
перебил, а иных связал и город освободил от безбожных
немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял
бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же,
гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим
Александра, и захватим его».

Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи.
Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг
против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и
других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на
помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя
Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности
у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра
исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца
львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне
пришло нам время положить головы свои за тебя».
Князь же Александр воздел руки к небу и сказал:
«Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом
неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог
Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного
Святополка».

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись
противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от
ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что
двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо
покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел
воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру.
И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в
бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и
некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра
пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того,
кто сказал: «Захватим Александра», —
отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника,
достойного его в бою. И возвратился князь Александр с
победою славною, и было много пленных в войске его, и вели
босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими
рыцарями».

И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и
священники, и весь народ встретили его перед городом с
крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя
Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог
кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю
нашему оружием крестным освободить город Псков от
иноязычников рукою Александровою».

И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если
забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь
иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и
перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего,
избавившего их от плена египетского».

И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского
и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до
великого Рима.

В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить
владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды
случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков
за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в
плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам
коней своих. И начали с того времени бояться имени его.

В то же время был в Восточной стране сильный царь,
которому покорил Бог народы многие, от востока и до
запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости
Александра, отправил к нему послов и сказал:
«Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие
народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться?
Но если хочешь сохранить землю свою, то приезжай скорее ко
мне и увидишь славу царства моего».

После смерти отца своего пришел князь Александр во
Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и
промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские
начали стращать детей своих, говоря: «Александр
едет!»

Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил
его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился,
и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что
нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно,
он отпустил Александра.

После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его
Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю
Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской
князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил,
людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал
Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих,
приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен
Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови
праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр
для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих
стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но
людей в щедрости Своей щедро одаривает и являет в мире
милосердие свое.

Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и
продлил Бог лета его.

Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с
такими словами: «Папа наш так говорит:
“Слышали мы, что ты князь достойный и славный и
земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати
кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы
послушал ты речи их о законе Божьем”».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал
ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до
разделения народов, от смешения народов до начала Авраама,
от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от
исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала
царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества,
от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от
Воскресения же Его и Вознесения на небеса и до
царствования Константинова, от начала царствования
Константинова до первого Собора и седьмого – обо
всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем».
Они же возвратились восвояси.

И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил
священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и
епископов почитал и внимал им, как самому Христу.

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они
христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же
великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих
от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все
полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев,
сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей
жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой,
и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и
возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой
добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от
царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и,
прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек!
Как можешь описать кончину господина своего! Как не
выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется
сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но
доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то
в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал
монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский
образ. Сподобил же его Бог и больший чин
принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал
месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого
апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что
уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и
диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди
восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру.
Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и
большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами.
Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу
его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач,
каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено
же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в
великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память
святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было
положено святое тело его в гробницу, тогда
Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его
руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой,
простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И
смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы
его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом
Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа
покинула и везли его из дальних краев в зимнее время!

И так прославил Бог угодника Своего.

Житие святого Александра Невского

Житие святого Александра Невского


Житие святого Александра Невского


Эта красивая икона находится в Эрмитаже, на ней изображены святой Александр Невский вместе со святыми Титом и святым Поликарпом.


Родился 30 мая 1219 года в Переяславле, вотчине своего отца,
Князь Ярослав, происходивший из дома великого князя Суздальского. Он провел первый
лет своей жизни в этом маленьком городке, стоявшем на берегу озера среди деревьев
и луга и был защищен простым деревянным частоколом. Его родители, настоящая страна
дворянства, были очень набожны, они способствовали украшению собора и
рядом на холме устроили монастырь и присутствовали на всех богослужениях
отмечались в небольшой часовне, которая была соединена с их резиденцией деревянной аркадой.

Александру едва исполнилось три года, когда его отец
избран князем Новгорода и отправился жить за два лье от этого вечно непокорного города в
чтобы управлять его судьбой. Здесь снова роль церкви на первый взгляд кажется
были преобладающими. Именно в самом Софийском соборе трижды в
неделю собирался совет бояр, настоящих хозяев вольного города. Но
в этой странной республике царили раздоры, происходили непрекращающиеся споры между богатыми
купцов и ремесленных гильдий, между дворянами и князем. В детстве Александр
присутствовал при бурных сценах и потасовках между горожанами и сторонниками своего отца.
Четыре раза он был свидетелем отъезда отца в его вотчину в Переяславль, откуда он
был немедленно отозван снова его новыми подданными. Таким образом, в раннем возрасте Александр пришел к
знать ужасы внутренних раздоров, опасности, грозившие его стране, и
стало известно об обязанностях, лежащих на его правителях. Он развил глубокую духовную
жизнь. Овладев первыми зачатками своего образования, он погрузился в
часов за чтением Ветхого и Нового Заветов.

В возрасте девяти лет он остался один в Новгороде со своим старшим
брат Феодор, под опекой некоторых вельмож. Его отец, выросший
испытывал отвращение к своей должности, возвращался только на короткое время, и одно время дети
сами были вынуждены бежать под предводительством воспитателя. Тем временем Теодор,
старший брат, умер преждевременно накануне своей свадьбы, и когда его отец в 1236 г.
стал по наследству великим князем киевским (то есть правителем всея Руси) на
Александр пал на Новгородскую вотчину.

Подросток столкнулся со страшной
обязанности. В следующем году произошло великое монгольское нашествие на север
Русь и только чудом варварские полчища были остановлены перед стенами
Новгорода в марте 1238 г. и вернулись в степи. Александр, призвал
царствовать и сражаться, отныне посвятил всю свою жизнь служению нации; кланяясь
божественной воле он пожертвовал собой ради общего блага. Но он не отказался от
Мир. В 1239 г.он женился на дочери полоцкого князя, соседа-феодала. Он
наслаждался погоней и охотился на медведя, вооружившись только пращой. Но его
долг всегда был у него на первом месте.

Памятник святому Александру Невскому находится в Санкт-Петербурге.

Его памятное княжение в Новгороде длилось долгих шестнадцать лет.
Александр сделал своим делом борьбу с сепаратистскими тенденциями города и
укрепить свои связи с центральной властью. Он стремился ослабить экономическую и
политическая власть боярства прямым вмешательством в отправление правосудия,
отняв у крупных купцов право взимать дань с мехов за
обширный регион севера для собственной выгоды и путем отмены других неоправданных
привилегии.

Но именно как защитник материального и
духовное наследие нации, что он сделал свое имя бессмертным своей победоносной
сопротивление шведам, тевтонским рыцарям и литовцам и впоследствии, когда
он стал великим князем, установив приемлемый modus vivendi с
Монгольский владыка.

Первая его победа над шведами, одержанная в 1240 г. на берегу р.
Неву, имели всемирный резонанс и заслужили ему имя Невского, с которым он
известно истории. Для того, чтобы завладеть теми частями России, которые не были
попал под власть татар и перерезать единственный выход Новгорода к
Балтийского моря, король Эрик собрал большое войско и поставил его под командование
своего зятя Биргера. Король получил некоторую поддержку для своего предприятия от Бык
Папы Григория IX, обращенного в 1237 году к епископу Упсалы и призывающего шведов
крестовый поход против финнов, отрекшихся от католической веры под влиянием
их соседи (то есть русские). Толкование этого папского послания было
явно несколько вынужденным, но, похоже, это давало королю Швеции некоторую
оправдание своей агрессии. Александр предвидел опасность. В 1239 году он имел
организовал оборону путей от Новгорода к морю и поставил оборону
путей из Новгорода к морю и поставил своих часовых по обеим сторонам залива
Финляндия. Пелгус, вождь местного племени, обращенный в христианство, предупреждал его о
высадки шведов на берегу Невы, и тотчас князь поспешил
встретиться с ними после того, как он впервые попросил благословения своего архиепископа. Обзор его войск
прежде чем отправиться в путь, он произнес фразу, аллюзию на псалмы, которая сохранилась
известно: «Бог не на стороне силы, а на стороне справедливости, правда ».

Перед столкновением с противником войска Александра имели
трудный марш перед ними по болотистой местности. Быстро нажимая, они прибыли на
берега Невы, еще окутанные туманом. Несколькими часами ранее на рассвете Пелгусе
было любопытное видение. Он увидел приближающуюся лодку с загадочными фигурами на борту.
медленно вниз по реке; это были святые князья мученики Борис и Глеб, среди небесных
гребцы, пришедшие на помощь своему «брату Александру».

Битва началась на рассвете. Это застало шведов врасплох; Oни
были убеждены, что новгородские войска, лишенные помощи суздальского войска,
недавно разрушенный монголами, не сможет оказать им сопротивления.
Биргера поместили в расшитом золотом шатре, как и многих его рыцарей, но главный
часть войск еще не высадилась. Русские атаковали с
молния, как быстрота, в то время как Александр лично ранил Биргера ударом копья,
его вооруженные люди перерезали мосты, соединяющие лодки с берегом реки. Паника охватила
Шведы и битва закончились их бегством в полном беспорядке.

Подобные сцены происходили и в следующем году, когда Александр
нанес полное поражение рыцарям Тевтонского ордена, действовавшим заодно с
шведы. Они захватили Изборск, нарушили псковское перемирие и сожгли окраины
тот город пред боярами отворил им ворота. Разгромив швед.
наступления, Александр был готов идти на помощь псковичам, но помешали бояре
от осуществления этого плана он удалился к отцу в Переяславль. Это было не долго
прежде чем он был отозван своими подданными, которые наконец осознали истинные масштабы
Опасность. Он вернулся с полками, сформированными на территории Суздаля, и отправился в
западная граница во главе всех сил, еще оставшихся России после нее
завоевание монголами.

Слава Александра как воина и спасителя своего народа лучше всего
вспомнили в Чудском сражении. Одетые в сталь германцы вбивают клин
линии и русские отступали по льду озера и атаковали противника на
два фланга, сбив сотни рыцарей и обратив остальных в бегство.
Победа Александра была полной, и немецкое наступление было остановлено на века. На
5 апреля 1242 г. было спасено само существование России. И снова те, кто был
присутствовавшие в битве думали, что видели небесные армии, появляющиеся, чтобы принести помощь принцу
Александр.

На шлеме св. Александра Невского было три надписи:
Помощь Божия
Скорая победа
И даруй сие правоверным

Для сохранения неприкосновенности границ Новгорода достаточно
Александру оставалось положить конец нашествиям литовцев, которые в плохом
обороняемый район в течение многих лет вел своего рода партизанскую войну. В 1242 году, как
Натиск литовцев усилился, Александр уничтожил одну за другой семь их
отряды, применяя в оборонительной войне свою тактику молниеносного нападения. В 1245 году, имея
отразил дальнейшее вторжение, ему больше нечего было бояться с этой стороны.
Литва перестала раздражать своих соседей.

Но после 1246 года его внимание заняли совсем новые задачи.
начинался второй период его жизни; отныне его взоры должны были быть обращены к
восток.

Его отец, великий князь Ярослав, только что умер в пути
вернулся из путешествия в Каракорум, куда его призвал великий хан и
предположительно отравлен, так, по крайней мере, утверждают русские летописцы.
вопрос о престолонаследии не мог быть решен без дальнейшего вмешательства татар
лидеры. По неизвестным нам причинам это не старший сын покойного князя, а
Александр, который вместе со своим братом Андреем был призван предстать перед Азиатским
повелители.

Теперь он столкнулся с трагической дилеммой. Был завоевателем р.
шведы и тевтоны, был героем Невы и Чудского озера, перенять отношение
скромного вассала и открыто признать утрату Россией независимости, тем самым
оскорбляя смерть под пытками, уже понесенную кем-то из его близких родственников?
Александр, православный князь, думая исключительно о благе своего народа, предпочитал
подчинился божественной воле и советовался с высшим духовенством. Митрополит Кирилл дал
его одобрение решения уйти, при условии, что он не будет поклоняться идолам и
не отрекся от своей веры во Христа.

Сотрудничество с татарами действительно было в тот момент
исторической необходимости, — нация не могла рассчитывать на помощь извне, отношение
соседние страны были полностью враждебны, и ценность ее собственных воинов, которая была
достаточно, чтобы на равных противостоять таким храбрым врагам, как шведы или тевтоны.
числа, не имели большого значения, когда столкнулись с полчищами кочевников, которые несли все
перед ними, когда они продвигались своими десятками или даже сотнями тысяч.

Впоследствии русские смогли признать великого
услуги, которые им оказал Александр, пожертвовав своей гордостью на алтаре
отечество. На самих монголов произвело глубокое впечатление поведение человека,
репутация достигла их заранее, они оказали ему почести, подобавшие его
чин и избавил его от испытания огнем и поклонения идолам. Тем не менее они
заставил его предпринять бесконечное путешествие в Каракорум через пустыни Азии
и позволил ему вернуться на родину только после трехлетнего отсутствия. на трех
несколько раз в последующие годы Александру приходилось возвращаться в лагерь своего хозяина.
расположенных к северу от Азовского моря, чтобы устроить текущие дела, а также умолять их
милосердие к людям под его властью.

После ордена Святого Андрея важнейшим орденом Российской империи был орден Святого Александра Невского.
Петр Великий учредил этот орден в 1725 году в честь отличившихся в боях.

Его старший брат умер, а его второй брат Андрей умер.
обратились в бегство после попытки восстания, закончившейся, как можно было предвидеть, ужасным
репрессии; Александр стал великим князем России. Теперь его заботой было
предотвращать дальнейшие вторжения, внушать доверие Великому хану, служить
посредником между ним и русским народом, и предотвратить необдуманные восстания даже в
цена болезненных уступок.

Новые атаки отнюдь не облегчили эту сверхчеловеческую задачу.
из Швеции, против которой в 1258 г. Александр вынужден был провести новый поход,
победоносной, как и первая, и еще менее непрекращающимися волнениями в Новгороде, которые в
1259 г. , принял особенно серьезный характер, когда татары вели генеральную
перепись населения. Только личное вмешательство великого князя, отправившегося
там во главе вооруженного отряда и щедро одаривая татар, удалось
в предотвращении ужасного кровопролития.

Александр не позволил себя обескуражить ни одним из этих
трудности. Утвердившись во Владимире, древний город Суздаль, прославившийся
для его многочисленных церквей он вновь заселил деревни, покинутые их жителями,
восстановили церкви и монастыри и вновь открыли суды. Он устроил брак
между одним из его сыновей и дочерью короля Норвегии в надежде таким образом
уравновешивая мощь шведов. В одиночестве своего высокого положения он нашел
другом и советником в лице митрополита Кирилла, великого церковника,
способен понять и дать ему совет; Кирилл видел Киев и Печерскую Лавру в руинах;
подобно Александру, он надеялся избавить нацию от дальнейших несчастий.

В 1242 году, когда татарские поборы снова вызвали
народного восстания, Александр предпринял свой четвертый поход в татарскую ставку, чтобы
для отражения карательной экспедиции. Целый год он делал все, что было в его силах, чтобы усмирить
Великий хан и его приспешники; ему даже удалось отговорить татар от их плана
о поднятии русских полков для войны против Персии. Но он подошел к концу своего
прочность. На обратном пути по дорогам, затруднённым осенними дождями, он умер в
монастырь в ноябре 1263 года. Перед последним вздохом он отказался от княжеского сана и
славы мира сего, чтобы облачиться в монаха.

«Солнце зашло над землей Суздальской», воскликнул
Митрополит Кирилл в извещении о кончине своего вождя встревоженному народу.
Похороны Александра прошли с большой торжественностью. Легенда утверждает, что когда он был
положили в гроб, и когда митрополит попытался поместить между пальцами
отпустительной молитвой, по обычаю православной церкви, покойник открывал
руку и схватил лист пергамента. В дальнейшем происходили многочисленные чудеса на
его могила. Канонизирован местно в 1380 году и всею Русскою Церковью на Соборе.
1547 г. Через пять веков после его смерти, после победоносного исхода его войны
против Швеции Петр Великий добился перенесения мощей святого Александра Невского
в новую столицу Санкт-Петербурга, где они лежат сегодня в Лавре, которая носит его святой
имя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts