Пояснения отче наш: Объяснение молитвы Отче наш (Мф. 6:9-13) — святитель Иоанн Златоуст
Содержание
Объяснение молитвы Отче наш (Мф. 6:9-13) — святитель Иоанн Златоуст
свт. Иоанн Златоуст (Spuria)
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf35Мб
Мф.6:9. Отче наш, сущий на небесах!
Отцом называешь, человек, Бога? Справедливо: конечно, Он – всем Отец. Но в таком случае старайся, чтобы дела твои были угодны Отцу твоему. Если же дела твои злы, тогда, конечно, отцом твоим является дьявол: он источник всякого зла. Поэтому старайся удалиться от него и угодить благому Отцу и Создателю твоему.
да святится имя Твое;
Что это? Разве Бог не свят? Нет, Он свят, а эти слова твои означают: во мне да святится имя Твое, чтобы увидели люди мои добрые дела и прославили Отца и Творца моего.
Мф.6:10. Да приидет Царствие Твое;
Что это? Разве Бог не царствует теперь, что Его царство должно еще наступить? Конечно, Он – царь. Но как город, осажденный врагами, просит, чтобы пришло царское войско и освободило его, так и мы, будучи окружены противными силами и своими собственными грехами и злыми помыслами, просим, чтобы наступило царство Божие, чтобы принесло нам избавление. Можно объяснить и другим способом. Пророк говорит: «Бог воцарился над народами» (Пс. 46:9), употребляя прошедшее время вместо будущего; подобно ему и мы восклицаем: «да приидет Царствие Твое», Господи! – то есть: пусть придут на нас милости Твои.
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Это значит: Господи! как совершилась воля Твоя на небе, где все ангелы в мире и нет среди них ни притеснителей, ни притесняемых, ни обидчиков, ни обиженных, но полный мир царствует между ними, так и среди нас – обитателей земли – «да будет воля Твоя», чтобы все народы одними устами и одним сердцем, все мы прославили Творца и Спасителя нашего.
Мф.6:11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;
Мы просим о насущном хлебе. Хлеб же для души есть слово Божие, как сказал некто из святых: «открывай уста свои для слова Божия» (Прит. 31:8). Поэтому хорошо вспоминать о Боге чаще, чем дышать.
Мф.6:12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
Смысл такой: прости нам долги наши, то есть грехи и проступки наши, как и мы прощаем всем погрешающим против нас братьям нашим, как свободным, так и рабам и всем зависящим от нас. Говоря так, человек, наблюдай, чтобы и дела твои соответствовали словам; а если нет этого, вспомни, как страшно впасть нам в руки Бога живого, и исправившись, обратись к Творцу и Господу.
Мф.6:13. но избавь нас от лукавого.
Если бы сатана просил сеять нас как пшеницу, как он просил уже апостолов, но справедливо получил отказ на свою просьбу, и если бы случилось так, как было с древним Иовом, – не давай ему власти над нами; даже если бы и человек лукавый захотел искусить нас или обидеть, не давай ему воли над нами, но огради нас кровом крыл Твоих.
Ибо Твое есть Царство и сила.
Господи! так как Твое есть царство, не допускай, чтобы нас устрашало другое царство или иное владычество, даже если бы мы и достойны были наказания за грехи наши. Ты сам накажи нас, как Тебе угодно, только не передавай нас в руки людей: пусть впадем мы в руки Твои, потому что каково величие Твое, такова и милость Твоя, Отче Вседержителю, во веки. Аминь.
* * *
*
Творения приписываемые св. Иоанну Златоусту и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria.
Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2, Объяснение молитвы Отче наш (Мф. 6:9-13), с. 790-791.
Отче наш – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 9 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами?
«Отче наш, иже еси на Небесех»
Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал?
Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель, или — Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.
Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».
Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?
Самое главное и самое личное дело для христианина — любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.
Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: Отче мой, Иже еси на Небесех“, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».
Почему «на Небесах», если Церковь учит, что Бог — вездесущ?
Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.
Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит на Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».
«Да святится имя Твое»
Зачем специально просить об этом, если Бог и так всегда свят?
Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» — просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.
Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».
«Да приидет царствие Твое»
О каком царстве идет речь? Мы просим у Бога, чтобы Он стал всемирным царем?
Царство Божие — слова, которые одновременно означают здесь два понятия:
- Состояние обновленного мира после конца света и Страшного суда, в котором будут жить преображенные благодатью люди, наследовавшие это Царство.
- Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, победил действие страстей, и через это дал в себе действовать благодати Духа Святого, которую каждый христианин получает в таинстве Крещения.
Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть — будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это — духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».
«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»
Разве Бог и без такого нашего прошения не осуществляет Свою волю на земле?
Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит — исполняем волю Божию. Если же нет — то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда — через нас — в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.
Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»?
«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.
Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он — от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.
Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь — хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это — хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51—54)».
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»
Бог отпускает грехи только тем, кто сам простил своих обидчиков? А почему бы ему не простить всех вообще?
Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы — грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.
Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»
Разве Бог кого-нибудь искушает или вводит в искушение?
Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.
Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, — молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».
Кто это такой — лукавый? Или — лукавое? Как правильно понимать это слово в контексте молитвы?
Слово лукавый — противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье — всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.
Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».
На заставке фрагмент spbpda/wwww.flickr.com
Понимание молитвы «Отче наш» строка за строкой – «Отче наш»
Объяснение «Отче наш», или молитва «Отче наш»
Вопрос «Как мы молимся?» это то, о чем часто спрашивают, и то, что тысячи лет назад было задано учениками. В Евангелии от Луки 11:1-4, когда один из учеников Иисуса спросил Его: «Господи, научи нас молиться», Иисус ответил, дав нам молитву, которую мы читаем бесчисленное количество раз на протяжении всей нашей жизни — «Отче наш», также известную как «Отче наш». Молитва Господня.
Что такое молитва Господня?
Иисус поручил Своим ученикам и нам:
«Молись же так»
- 1. Отец наш, Сущий на небесах
- 2. Да святится Имя Твое
- 3. Да приидет Царствие Твое
- 4. Да будет воля Твоя на земле, как и на небе
- 5. Хлеб наш насущный дай нам на сей день
- 6. И прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас
- 7. И не введи нас в искушение
- 8. Но избавь нас от лукавого.
- 9. Аминь.
Размышление над смыслом молитвы «Отче наш»
Эта короткая молитва произносится всего за 15-20 секунд, но наполнена невероятным смыслом. Если когда-либо и существовала молитва, резюмирующая нашу веру и то, что выражено в Евангелиях, то это «Отче наш». Размышляя над этой молитвой, святитель Киприан Карфагенский, епископ III века, писал: «Дорогие мои, молитва Господня содержит много великих тайн нашей веры. В этих немногих словах великая духовная сила, ибо в этом кратком изложении божественного учения заключены все наши молитвы и прошения».
Если вы были практикующим католиком с детства, вы читали эту молитву больше раз, чем можете сосчитать. Как и все, что мы делаем постоянно, произнесение этой молитвы про себя или вслух становится второй натурой.
Важно напоминать себе остановиться и подумать над словами, которые мы произносим. С помощью религиоведов и священнослужителей давайте подробнее рассмотрим, что означает каждая строка и как мы можем применить эту молитву в своей жизни. Потому что, как писал Папа Бенедикт XVI, «Смысл «Отче наш» выходит далеко за рамки простого предоставления молитвенного текста. Он направлен на то, чтобы сформировать наше существо, научить нас внутреннему отношению Иисуса».
Если когда-либо и существовала молитва, резюмирующая нашу веру и то, что выражено в Евангелиях, то это «Отче наш».
Нажмите, чтобы твитнуть
Папа Бенедикт XVI
Значение «Отче наш» выходит далеко за рамки простого предоставления текста молитвы. Она направлена на то, чтобы сформировать наше существо, научить нас внутреннему отношению Иисуса.
1. Отец наш, Сущий на небесах
Мы начинаем эту молитву с исповедания нашей основной религиозной веры в то, что Бог — это наш Небесный Отец — Тот, Кто все знает и всемогущ. Обратите внимание, что Иисус не велел нам говорить «Мой Отец», а подчеркнул «Отче наш». Исследователь Священных Писаний Джон Мейер объясняет, что в Божьем Царстве мы не живем как отдельные личности, а «мы переживаем Божье отцовство как члены церкви, семьи Иисуса-Сына». Это напоминает нам о том, что мы признаем всех окружающих нас детьми Божьими и относимся к ним соответственно.
2. Да святится Имя Твое
Святится – это другое слово, обозначающее святой или освященный. Когда мы говорим «да святится имя Твое», мы не только говорим Богу: «Я признаю, что Ты свят», но, что более важно, мы просим, чтобы Его имя было признано всеми во всем мире как высшая святая сила — что однажды (скорее раньше, чем позже) все узнают, что Он праведный, могущественный и единый истинный Бог для всех.
3. Да приидет Царствие Твое
Эта петиция имеет двойное значение. Во-первых, мы просим, чтобы Божье Царство (где есть только добро, честность и любовь друг к другу) окружало нас в нашей повседневной жизни. Во-вторых, мы молимся об исполнении обещания Господа, что Он вернется в конце времен и дарует нам вечную жизнь.
4. Да будет воля Твоя на земле, как и на Небесах
Этими словами мы просим Божьей благодати побудить нас исполнять Его волю на протяжении всей нашей жизни. Это означает делать все, что угодно нашему Отцу, даже самые трудные, будь то что-то большое, например, переезд пожилого родителя в наш дом или добровольное участие раз в неделю в благотворительной столовой, или что-то такое незначительное, как отказ от еды. место для парковки или не звонить лучшему другу, чтобы распустить пикантные сплетни. Конференция католических епископов США говорит: «Вверяя себя [Христу], мы можем стать с Ним одним духом и тем самым исполнить Его волю…»
5.
Хлеб наш насущный дай нам день
Здесь мы признаем, что все, в чем мы нуждаемся, приходит к нам от Бога. Мы просим, чтобы Бог продолжал давать нам не только пищу, необходимую для питания, но и Хлеб Жизни, Евхаристию.
6. И прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешивших против нас
Это тяжело. Нам может быть легко просить Бога простить нам наши «проступки» или грехи, но Бог в своей бесконечной мудрости учит нас, что для того, чтобы Он простил наши проступки, мы должны сначала простить тех, кто причинил нам боль. Бог не сложен, Он учит нас тому, что, когда в наших сердцах есть горечь и гнев, нет места для Его любви, чтобы наполнить наши сердца. Как мы можем просить Бога быть милостивым и простить наши грехи, если мы держим обиду или отказываемся прощать того, кто обидел нас? Простить кого-то часто легче сказать, чем сделать. Только Бог может дать нам силы сделать это через молитву.
7. И не введи нас в искушение,
Искушение и грех идут рука об руку. Когда мы сталкиваемся лицом к лицу с искушением, иногда бывает трудно устоять. Вот почему нам нужен Отец, чтобы воздвигнуть преграды и увести нас от пути искушения.
8. Но избавь нас от лукавого.
Зло — неприятная реальность в нашем мире. Дьявол всегда пытается искушать нас и делает своей основной работой поиск способов увести нас с правильного пути на неправильный. Дьявол не имеет власти над Богом, и когда мы молим Бога о защите от всего зла, Он защитит нас — всегда.
Есть много волнующих молитв, которые мы можем произнести, но когда дело доходит до одной молитвы, которая объединяет основные аспекты нашей веры и резюмирует их в нескольких коротких строках, «Отче наш» является идеальной молитвой.
Объяснение нашего отца
27 декабря 2018 г.
Время чтения: 7 минут
Содержание
- 1 Наш Отец и его Формула
- 2 Три заявления
- 3 Запрос боговой поддержки
Мы часто упоминали о важности молитвы за хорошего христианина . Хотя время, которое мы можем посвящать этому каждый день, невелико, даже если мы не можем читать Розарий очень часто, найти время для воспоминаний только для нас, чтобы поговорить с Богом и обратиться к своим мыслям, не так уж сложно. Действительно, очень важно находить похожие моменты в течение дня, чтобы помочь нам жить безмятежно и с большей духовной силой, несмотря на все прекрасное и плохое, что происходит в жизни.
Иногда есть маленькие хитрости, помогающие запомнить эту потребность. Молитвенные кольца , например, являются отличным напоминанием. Носимые каждый день в качестве модных аксессуаров и «талисманов», они несут слова самых известных молитв, выгравированных на их поверхности, и хотя ношение молитвенного кольца не может заменить акт молитвы, оно представляет собой своего рода предпочтительный канал к Богу. контакт, который всегда открыт и известен ему. Каждый раз, когда наш взгляд падает на молитвенное кольцо «Отче наш» , каждый раз, когда наши глаза видят выгравированные на нем древние и могущественные слова, или даже просто когда мы осознаем его присутствие на нашем пальце, слова молитвы как бы звучат в нашем уме, и все остальное перестает быть важный.
Молитва, которая, пожалуй, чаще всего встречается на молитвенных кольцах, также древняя и важная для христиан, поскольку Сам Иисус учил Своих учеников (Матфея 6:9-13 и Луки 11:2-4): Наш отец» «.
В Евангелии от Матфея 6:9-13 читаем: « Так молитесь так: ‘ Отче наш, сущий на небесах, святившийся именем Твоим; придет Царствие Твое, они будут сделаны на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого’ «.
Вот она, молитва всех молитв, первая, которой нас учат в детстве, когда мы, очевидно, не в состоянии до конца понять ее смысл. И эта молитва больше, чем многие другие, полна значений, превосходящих слова, из которых она составлена; формулы, которые мы привыкли слышать, повторяются слишком часто механически, иногда торопливо, и некоторые считают их заклинаниями.
«Отче наш» — это гораздо больше: именно Бог учит нас обращаться к Нему в своем сердце, прося обо всем, чего мы можем и должны желать, в правильном порядке. Богу уж точно все равно, произносим ли мы слова наизусть или демонстрируем Ему, какая у нас красивая интонация! Слова просто слова, если за ними нет сердца, чтобы дать им голос.
Матфей пишет: « Вместо того, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему втайне; и Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя.
Но когда молитесь, не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Итак, не уподобляйтесь им, потому что Отец ваш знает, в чем вы нуждаетесь, еще до того, как вы попросите их » (Мф. 6.6-6.8).
В этом смысле «Отче наш» — это не только молитва, но и «путеводитель» о том, как мы должны молиться. Как это ни парадоксально, мы могли разработать личную версию себя, одного из Отцов, чтобы обратиться к нашему Небесному Отцу.
Отче наш и его формула
Но давайте подробно рассмотрим Отче наш, его слова, его формулу.
Уже открытие говорит обо всем: Отец . Так мы обращаемся к Всемогущему Богу, Творцу всего сущего, начала и конца существования. Он так велик, Он есть все, и мы называем Его «Отец» с интимностью, уверенностью, которая была бы неприемлемой и непостижимой, если бы Он не был также и прежде всего Богом Любви.
Открытие «Отче наш» уже определяет природу наших отношений с Богом: сын, который обращается к Отцу с уважением и благоговением, но прежде всего с полным доверием и любовью, с уверенностью, что всегда может слушать, прости, добро пожаловать, безопасное место, чтобы вернуться и найти убежище.
И это еще не все. Бог не только Мой Отец. Он Отец всех мужчин и женщин без различия. Неважно, откуда человек, какова его история, что мы сделали хорошего или плохого. Бог существует для него или для нее, и он готов принять его в свои объятия в любой момент. Для этого мы говорим Наш . Его любовь безусловна, безгранична, обращена ко всем Его детям, одному за другим, в равной мере и, тем не менее, принимая во внимание природу человека, его историю, его слабости и страхи. Его бесконечная щедрость побудила его отдать себя людям, пожертвовать собой, чтобы дать нам надежду, спасение. Вот почему Он наш, потому что Он сделал из Своего Тела и Своей Крови проводник для вечной связи.
После открытия молитва продолжается другими фразами, которые определяют Бога не только как Отца, но и как Господа всего сущего. Мы называли его Отцом, мы говорили, что он Наш, и все же мы не забываем Его величие, Его всемогущее, всеведущее существо, Владыку Земли и Неба. На самом деле, скажем, , что ты на Небесах ‘, не для того, чтобы указать, что Он далеко от нас, а чтобы помнить, что, откуда Он, Он все знает, Он все видит, Он все может, и это не перестает быть нашим Отцом .
Три утверждения
С этого момента и далее есть три утверждения , которые демонстрируют нашу приверженность части нас свидетельство «Да святится имя твое», верность «Приди, царство твое» и любовь и всего доверься Богу «Да будет воля Твоя».
Скажем « Да святится имя Твое» как и должно быть, потому что задачей каждого верующего всегда было прославить имя Бога и сделать его известным всем, даже тем, кто его не знает. Этой формулой мы сохраняем имя Божие от презрения, от хулы тех, кто его не признает, мы славим Его с уважением и радостью, надеясь, что оно будет уважаемо и любимо всеми.
Также «Да приидет Царствие Твое» это желание большего себе, чем Богу. Он точно не нуждается в нашей поддержке! Но надеясь, что Его Царство придет, давайте проявим, с одной стороны, нашу надежду на то, что Его воля будет исполнена, что Иисус вернется для спасения людей, а с другой — нашу волю делать все возможное, потому что каждый день вокруг нас, Царство Божие существует, живо, и благодаря нашим добрым делам, благодаря тому добру, которое мы делаем для наших братьев. Небеса могут быть намного ближе, чем можно подумать, если мы попытаемся воплотить их в жизнь, каждый день строить по кусочку.
Следующая формула, ‘ Да будет воля Твоя так же направлена не столько к Богу, сколько к нам самим, потому что мы каждый день учимся узнавать волю Божию, принимать ее со смирением и верой. Когда мы говорим: «Да будет воля Твоя», мы не делаем ничего, кроме как признаем превосходство воли Бога, Его великого, необъятного замысла над нашей ошибочной и эгоистичной волей. Мы никогда не будем достаточно дальновидны, достаточно мудры, чтобы знать великий божественный план, но признавая и требуя его исполнения, мы в равной степени можем быть его частью.
Это также поясняется последующим, « на земле, как на небе »: как на небе ангелы окружают небесный престол, прославляя Бога во всякое мгновение, так должно быть и на земле, как и все мы, пусть маленькие, недостойные. Это еще один способ напомнить нам, что рай начинается здесь, на Земле, и что мы должны построить его с Божьей благосклонностью.
Просьба о Божьей поддержке
Три Запрос Следуйте: запрос Божьей поддержки « Дайте нам этот день нашего ежедневного хлеба ». », и, наконец, s alvezza « И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
« Хлеб наш насущный дай нам сегодня » — это просьба к Богу дать нам то, что нам действительно нужно, что действительно важно. Никаких излишеств, никаких желаний бесполезных, обманчивых. Мы живем в эпоху, посвященную лишнему, несущественному, часто в ущерб тому, что действительно необходимо. Для нас, верных, не должно быть ничего более необходимого, чем Хлеб, Тело Христово, символ Спасения, которое Бог приготовил для нас. А так как у нас тоже есть потребности, настоящие потребности, связанные с ограничениями нашего тела, нашей жизни, то кто лучше Бога может решить, что действительно полезно для нашего существования? Поэтому мы просим Бога дать нам то, в чем мы нуждаемся, и, подразумеваемым образом, освободить себя от желания лишнего.
Мы также просим Бога простить наши грехи, но не только это: мы также просим Его дать нам возможность простить тех, кто совершил против нас. Мы первые сторонники нашего спасения: если мы не научимся прощать наших врагов, как мы можем ожидать, что Бог простит нас? Вот формула « прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас» , то есть уподобь меня Христу, Который простил тем, кто бичевал Его, кто распинал Его, а за палачей своих имел только слова прощения и любви. Никакая молитва не имеет цены, если она не подкреплена добрыми делами, искренним покаянием, настоящей волей к добру.
Даже третья просьба « и не введи нас в искушение » относится к необходимости с нашей стороны жить в праведности и добродетели, проявлять силу, мужество при столкновении с невзгодами, воздержание и мудрость перед грех, к искушениям, которые диавол ставит на нашем пути. Вот почему мы молимся Богу не столько потому, что Он не дает нам встретить эти искушения, сколько потому, что Он делает нас достаточно сильными, чтобы противостоять им и преодолевать их.
Иисус выиграл здесь битву за всех нас.