Православие борьба с искушениями: Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них — протоиерей Валентин Мордасов

Разное

Борьба с искушениями

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Искушение… Как часто мы слышим эти слова от мирских и околоцерковных людей, но что подразумевают люди под этим словом и что это есть на самом деле? Как пережить обстоятельства, которые связаны с этой формулировкой?

Изучив несколько работ различных Святых отцов, можно дать малое определение искушению.

Итак, искушение — это неудобное жизненное обстоятельство, которое может быть связано как с духовными сложностями, так и с ежедневными проблемами. Искушение возникает по Божиему промыслу, когда Господь это попускает, но всегда делателем искушения является бесы, которых человек подпускает к себе близко, когда грешит, а Господь в это время отходит и попускает в неудобоносимое время.

На вопрос, как пережить искушение, может ответить лишь духовно опытный и жизненно опытный человек, вот что говорил Паисий Святогорец духовным чадам:

Пережить искушение

Как пережить великое испытание (искушение). Терпеть. Терпение — это самое сильное лекарство, которое лечит тяжелые и долголетние беды. Большинство бед проходят только благодаря терпению. Великое терпение распутывает самое запутанное и приносит Божественные плоды. Там, где ты не видишь никакого решения, Бог дает наилучшее решение.

Терпя искушения, Бог любит  людей безропотных и мужественных.

Каждый в этой жизни подвизается своим подвигом.

Основание терпения — любовь.

Небольшим терпением, которое человек проявит в трудный момент, он может стяжать Божественную Благодать. Христос не дал нам другого пути ко спасению, кроме терпения.

Пример о семье — разводе – любовнице и снова жене — смерти мужа — великом богатстве.

Духовные чада Старцу: «Я не привыкла ждать»

Нужно терпение и рассуждение.

Если твой ум не в Боге, то как ты почувствуешь радость Божию? Ты забываешь Христа, твой ум занят суетой, где Христос там истинная радость и ликование. Мирская радость вещественная не насыщает душу, человек остается с пустотой в сердце. Мирская радость дает нечто временное, что приятно только в данный момент, не дает того, что дает радость духовная. Духовная радость — это райская жизнь.

Внутреннее делание

Стяжание: вести себя просто, не смотреть на других.

Пока душа не согрета внутренним деланием, она похожа на машину с непрогретым двигателем.

Внутреннее делание — трезвление, внимание, поучение и молитва – согревает душу. Тогда человек перестает обращать внимание на внешнее и идет в духовной жизни вперед гигантскими шагами.

Духовная радость и утешение

Каждый человек, живущий по Богу, испытывает радость.

Чтобы человек имел истинную радость духовную, он должен любить, а чтобы любить, должен верить.

Внутренняя радость, Божественное утешение, которое человек ощущает, есть извещение того, что человек примирен с Богом.

Мелочно просить у Бога духовную радость, она приходит сама. Когда ты хочешь постоянно радоваться, в этом есть себялюбие. 

Радость можно удержать, если относиться ко всему духовно.

В духовной жизни происходит нечто удивительное, когда человек терпит что-то ради любви Христовой, даже мучения, то его сердце наполняется Божественным наслаждением.

«Не надо бояться искушений, они для нас горькое, но полезное лекарство» / Православие.Ru

Мы уже говорили с насельником Иргизского
Воскресенского мужского монастыря иеромонахом Дорофеем
(Барановым)
о трудностях нашей духовной и повседневной жизни,
которые святые отцы часто называют искушениями, и о том,
как эти искушения распознать. Сегодня, во второй части
беседы, мы сосредоточим внимание на правильном отношении к
подобным ситуациям и на борьбе с ними.

— Отец Дорофей, как бороться с
искушениями?

— Научиться их правильно переживать. К примеру,
часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению
блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они
не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка
оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет
таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться.
Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на
главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я
быть человеком нравственным, живущим согласно духовным
законам, которые дал людям Бог, или мне это
неважно?».

Можно выбрать второй путь — выйти из круга,
очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к
тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не
надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник
вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда
человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был
бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором
браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они
счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено
горечью. И человек живет, не понимая, почему у него
ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные
проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет
какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную
черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов,
помотавшись по бесконечному кругу мирских
«утешений», которыми обычно пытаются заглушить
эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно
договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока
покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет
подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют
испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о
нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

Увидеть себя в истинном свете

— Но искушения преследуют и тех людей,
которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не
совершают. Какой тогда для них смысл в подобных
испытаниях?

— Мы подошли к очень важному моменту в понимании
смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для
проявления наших внутренних духовных червоточин. Например,
если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет
начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А
когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью
человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в
себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас
возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки
в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся
себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства
нашей правоты. Если оставаться на той же позиции,
аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до
тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в

отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но
стоит изменить подход — относиться к нападкам со
смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог
смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек
получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво
себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и
уничижительные о других. Полагал себя достойным большего
успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно.
Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их
ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал
себя лучше других— и столкнулся с грубым насилием
греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем
грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих
духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни
служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию
видит свою немощность в суждениях, поступках, делах,
эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают
уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях
становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными,
то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть
их может и вообще миновать нас в будущем. Но если
упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен
нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже
более тяжелые испытания, чем те, что были.

— Как справляться с внутренними искушениями
— к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие
мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние
длится очень долго.

— Для борьбы с помыслами необходимо считать себя
хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас
обидел, задел, проявил по отношению к вам
несправедливость, неуважение, грубость, выше себя.
Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные
столкновения с людьми будут предельно минимизированы,
потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить
злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность
этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему,
но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира.
Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя
букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел
Христос, он показал, что единственный выход из мира зла,
который нас окружает, — дать этому злу абсолютную
свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что
угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог
своих не оставит», — такая у христиан
присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом
на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно
непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать
место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю
человека, который решился на такой эксперимент и был
препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей
очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое
пространство — личное и семейное, что он постоянно
находится в состоянии готовности отразить агрессию
окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь
кому-то, отложить свое дело и заняться чужим
воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем
посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона.
Казалось бы, какое положение может быть ниже:
слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем
она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому
единственный путь если не удалить, то минимизировать
искушения — это уничтожить себя как самоценную
личность, сказать: «Я себе не принадлежу, я
принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что
плохо». С такой внутренней установкой зло в виде
искушений к человеку не пристает. А если пристает, то
быстро отступает.

Помощь не замедлит

— Значит, какое бы искушение Бог нам ни
послал, оно всегда на пользу?

— Да. Более того, если Он посылает искушение,
значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно,
чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто
полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы
более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как
думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить
Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда
делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в
собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и
доброе дело.

— Молитва помогает переносить искушения
легче?

— Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней
«Отче наш» — молитвы, которую произнес
сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться
именно так. Поэтому, если человек сталкивается с
нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор
сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так
важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации
не остаться с бедой один на один.

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или
враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем
добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него.
И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое
состояние, понятным искушение. И как только оно познается,
искушение рассеивается как дым.

— Святые отцы говорят, что молитва Иисусова
тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает
в гнев или уныние.

— Безусловно. Иисусова молитва — это словесное
выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно
вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от
меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова
— постоянное призывание Бога, но для современного
человека, живущего в миру, будет трудно творить ее
непрестанно. Это в Византии во времена Григория
Паламы(1296–1359, архиепископ Фессалоникийский,
византийский богослов и философ, православный святой.
О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли
часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой
уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях.
Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым
внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве
как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения
к молитве, которое в наше время очень распространено.
Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор:
прочитал — и готово, эффект налицо. Это не так.
Молитва — всего лишь разговор с Богом. Мысловно
открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы
ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не
значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к
экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога,
потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений,
даже длительных, — это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается
вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает
каждому человеку только такие искушения, наказания (от
слова «наказ» — урок), которые
необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные
скорби христианину надо принимать как из благотворящей
руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или
злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и,
если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно
нам не посылается. А другой подвергается очень сильным
искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести
по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не
получил Царства Небесного», — говорил
преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить
Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

Газета «Саратовская панорама» № 22
(950)

Беседовала Оксана Лаврова

Противостояние искушениям – Православная дорога

Старец Ефрем Аризонский, изображение с сайта hellas-orthodoxy.blogspot.com

Великий пост, также известный как Великий пост, не за горами. В это время многие православные перейдут на веганскую диету. Многие из нас также будут прилагать усилия, чтобы каждый день произносить еще несколько молитв и устранять некоторые отвлекающие факторы, такие как социальные сети, телевидение и использование Интернета, чтобы высвободить больше времени для молитвы и духовного чтения.

Эти вещи сами по себе нас не спасают. Скорее, это метод, который мы используем, чтобы открыть себя для благодати Святого Духа. Те, кто серьезно относится к своей духовной борьбе во время Великого поста, вероятно, обнаружат, что количество демонической войны увеличивается. Это проявляется по-разному: новые отвлечения, когда мы отрываемся от старых, шквал мыслей, приходящих во время молитвы и духовного чтения, и другие искушения, желающие испытать нашу решимость.

Многие из нас задаются вопросом: почему я должен сталкиваться с этой духовной борьбой? Разве не было бы намного лучше, если бы Бог мог просто взмахнуть волшебной палочкой и изгнать искушения? Зачем нам испытания?

В ответ на эти вопросы я опубликую прозрения и рассказы старца-богоносца, собственным старцем которого был преподобный Иосиф Исихаст. Он с Афона и в настоящее время является старцем монастыря в Аризоне. Его зовут старец Ефрем и это из его книги Искусство спасения .


 

С одной стороны, мы должны противостоять злым фантазиям и бороться за их уничтожение, прежде чем они породят нечистые мысли. С другой стороны, постом (по силе) и воздержанием, поклонами и правилом, трудами и подвигами днем ​​на работе и ночью на бдении мы являем Богу свое расположение: мы показываем Тот, кого мы желаем очиститься, очиститься и стать святым.

Не то, чтобы эти попытки сами по себе приведут к святости; скорее, через них мы сотрудничаем с Богом в процессе нашего очищения. «Мы соработники у Бога» (1 Кор. 3:9).). Мы работаем вместе с Богом, чтобы очистить наше сердце.

***

[Старец Иосиф Исихаст] спрашивал меня: «Дитя мое, ты знаешь, что я делаю?»

«Что ты делаешь, отец мой?»

«Каждый день я сажусь и провожу инвентаризацию».

«Какой тип запасов?»

«Сижу и смотрю на себя; Я смотрю на свои недостатки. Во что я вдаюсь? Какая страсть держит меня? Моя совесть говорит мне. Компас показывает: «Ты здесь слаб». Итак, я принимаю решение бороться с этой страстью на следующий день. В другой день он укажет на что-то другое. Я тоже буду бороться с этой страстью. Таким образом, борясь с различными страстями, я вижу постепенное улучшение. Наши предки говорили: «Работай в молодости, чтобы иметь что-то в старости».

«Что это значит, Геронда?»

«Вот что это значит, чадо мое: теперь, пока ты молод, борись со страстями; бороться со своими злыми мыслями; бороться с воображением; боритесь за свое послушание; прилагайте усилия к вещам, которые вам кажутся трудными; потеть и молиться ночью. Все эти труды и борьба и есть «работа»; они составляют рабочие годы. Потом, когда тело ослабеет и уже не будет в силах взяться за оружие, когда ты состаришься и проработаешь те годы, которые Бог тебе отвел, тогда Он даст тебе пенсию. В зависимости от вашего мастерства и должности вы будете получать аналогичную пенсию. Что это за пенсия? Это милость Божья.

«Если бы вы спросили меня сейчас, например, я отвечу: «Внутри себя, дитя мое, я чувствую Рай. Молитва работает как часы; благодать изобилует. Я не чувствую во мне ни одной активной страсти. Нет и следа какой-либо страсти; Я не сталкиваюсь с какой-либо войной; у меня нет злых мыслей; Я не чувствую никакого страстного восстания. Все это не недавние достижения; они плоды моих трудов с юности моей. Вот тогда все и произошло. Вот и пришла справедливая награда».

***

Молодой монах, участвовавший в войне с демонами, умолял: «Боже мой, пожалуйста, избавь меня от этой битвы». Бог услышал его молитву и освободил его. В какой-то момент он посетил известного и опытного старца, который многое прошел, настоящего «морского волка», как мы говорим. — Геронда, — радостно объявил он, — я нашел покой от страстей.

«Что ты сказал?»

«Я нашел покой. Я ни с чем не сталкиваюсь».

Старейшина внимательно посмотрел на него. Он пристально посмотрел на него и заметил: «Ты так быстро нашел покой? Вы согласились на уменьшенную пенсию? Большая ошибка! Ты сам просил Бога, чтобы этот покой был тебе дан. А теперь пойди к отцам и попроси их помолиться за тебя, умолить Бога переслать тебе страсти, чтобы ты мог бороться, возвыситься духовно и получить в один день полную пенсию, а не преждевременную пенсию!»

Вы понимаете, что этот отец пытается нам сказать? Нам не выгодно так рано отдыхать. Пока мы еще молоды, нам нужно быть подверженными войнам и страстям, чтобы мы могли их поражать. Когда они упорствуют, мы также должны дать отпор. Преподобный Исаак Сирин говорит, что Бог умышленно не исполняет нашей молитвы, когда мы просим об избавлении от различных страстей, потому что, когда мы сопротивляемся и призываем имя Божие, наш ум, уста и сердце освящаются именем Христовым. Когда ты на войне, ты вынужден молиться: «Помоги мне, мой Христос. Помоги мне, моя Панагия. Это имя, к которому вы призовете, принесет вам святость.

***

Некий брат пережил мучительную плотскую брань. Из-за умственного натиска он постоянно ходил по улице и взывал: «Господи Иисусе Христе… Господи Иисусе Христе!» Его старший, отважный и опытный воин, спросил его: «Дитя мое, я вижу, что у тебя трудности. Хочешь, чтобы я помолился за тебя, чтобы войне пришел конец?»

«Нет, Геронда. Пожалуйста, не молитесь за меня. Позвольте мне оставаться таким, потому что я получаю огромную пользу».

«Да благословит тебя Бог, дитя мое. Вы нашли способ! Это путь к Богу. Это то, что я хотел услышать от вас. Если бы ты ответил: «Да, геронда, молись за меня, чтобы кончилась война», ты бы перестал плести свой венец. Корона должна быть полностью украшена полным набором цветов: гвоздиками, розами и другими. Никогда не думайте, что все завершается несколькими маленькими цветочками. Кто так думает, тот трус».


Этими мыслями стараюсь помнить, что я молод в этой борьбе со страстями. Бог посылает их мне для моего спасения. Он никогда не посылает нам того, что не нужно для нашей пользы и пользы наших братьев и сестер. Когда мы падаем, мы должны снова подняться; Бог знает, что мы упадем. Но давайте никогда не сдаваться и с радостью и настойчивостью пробежать побег Великого поста и всю нашу жизнь!

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Крупицы православных авторов и святых отцов

32 записи

(Абву Моисея) спросили: «Что делать человеку во всех искушениях и злых помыслах, которые на него находят?» Старец сказал ему: «Он должен плакать и умолять благость Божию прийти ему на помощь, и он обретет мир, если будет молиться с проницательностью. Ибо написано: «Господь на моей стороне, я не боюсь . Что сделает мне человек?» (Псалом 118:6).
«Христианин пустыни» старшей Бенедикты Уорд (Нью-Йорк: MacMillan Publishing Co. , 19).75), с. 142


Человек, который не переносит мужественно тягостных тягот искушений, никогда не принесет плода, достойного божественного точила и вечной жатвы, даже если он обладает всеми другими добродетелями. Ибо человек совершенствуется лишь ревностным переносом всех вольных и невольных скорбей.
Святитель Григорий Палама, Трактат о духовной жизни


Авва Виссарион сказал: «Когда ты в мире, без борьбы, смирись, чтобы не совратиться от радости неуместной. Мы возвеличим себя и предаемся брани. не попускает нам в искушении, чтобы не быть побежденными».
Преподобный Виссарион Египетский, память 6 июня


Старец сказал: Девять лет один брат искушался мыслью до того, что отчаялся в своем спасении, и, будучи щепетильным, осудил себя, говоря: «Потерял я душу свою, и так как я погиб, то возвращусь». к миру.» Но когда он был еще в пути, на дороге раздался к нему голос, который сказал: «Эти девять лет, в течение которых ты был искушаем, были для тебя венцами; возвратись в свое место, и Я развею эти мысли». Поймите, что нехорошо человеку отчаиваться в себе из-за своих искушений; скорее искушения приносят нам венцы, если мы правильно ими пользуемся.
Отцы пустыни


Всякий раз есть искушения и беды, есть и лавры победы», — говорил благочестивый старец Герасим иеромонаху Иоакиму Спетиерсису, а потом добавлял: «Если бы можно было найти обитель, наполненную ангелами, и тебя поставили бы как один из братьев в нем, все равно ты не спасешься, потому что никто не будет мешать тебе, и ты будешь жить легкой жизнью, и к твоему положению подойдет это изречение: «При жизни твоей ты получил свои блага».
Афонский геронтикон


Но как только дух возлюбил небесное, как только он всем своим намерением связал себя с видением внутреннего мира, древний противник, упавший с неба, завидует и начинает тем более лгать в засаду. Он налагает более серьезные искушения, чем было в его обыкновении, чтобы часто, таким образом, искушать противящийся дух, как никогда прежде, когда он обладал им. Так написано: «Чадо, когда придешь на служение Богу, стой в правде и страхе и приготовь душу твою к искушению» (Еккл. 2:1).
Слова св. Григория Великого на книгу пророка Иезекииля


Но так как мы говорим, что Бог многомилостив, то почему, когда среди искушений мы непрестанно стучим и молимся, нас не слышат, и Он игнорирует нашу молитву? Этому нас ясно учит Пророк, когда он говорит: «Рука Господа не мала, чтобы спасти; и Он не туговат на слух, чтобы не слышать; но грехи наши отделили нас от Него, и беззакония наши отвратили лице Его, так что Он не слушает». Всегда помни о Боге, и Он будет помнить о тебе всякий раз, когда ты попадаешь в беду.
Подвижнические слова преподобного Исаака Сирина


Не робейте перед искушениями, которые придут на вас от Врага, но терпите, чтобы заслужить блаженство. Ибо написано: блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. Вы не хотите поддаться искушению? Отрежь каждое свое желание.
Святой Ефрем Сирин, «Инокам в Египте», 4-е Увещевание, http://web.ukonline.co.uk/ephrem/egypt1-10.htm


Не стремитесь найти причину искушений или откуда они приходят; только молитесь, чтобы вынести их с благодарностью.
Монахи Каллист и Игнатий (Указания к исихастам № 16j, Сочинения из Добротолюбия о сердечной молитве; Фабер и Фабер, стр. 188)


Во-первых, это провокация; потом сцепка с провокацией; затем соглашайтесь на это; потом плен к нему; затем страсть, ставшая привычной и постоянной. Так описывают святые отцы этапы, через которые диавол одолевает нас».
Святитель Филофей Синайский. Сорок текстов о бдительности #34


Бог допускает вызов малого зла ради большего добра. Искушения так же необходимы, как наше дыхание. Искушения — волны морские, без волн не ходишь, и без искушений человек не спасается
Неизвестный


Писание Божие во многих местах доказывает, что человеку в этой жизни приходится претерпевать множество потрясений; а также то, что многие утешения находятся под рукой. Вместе с этим дух достаточной силы и осознания праведности должен преодолевать нынешние неудобства и обращать внимание на то, что обещает вечную радость.
Святой Амвросий Медиоланский


Итак, если человек удаляется от тех, кто совращает его на зло, и посредством своего разума обращается к лучшему, оставляя зло позади себя, то он как бы ставит свою душу, как зеркало, лицом к лицу с надежду на благие дела, в результате чего образы и впечатления добродетели, как она явлена ​​ему Богом, и запечатлеваются в чистоте его души. Затем его брат приносит ему помощь и присоединяется к нему, потому что ангел, который в некотором роде является братом разумной и интеллектуальной части человеческой души, появляется, как я уже сказал, и стоит рядом с нами всякий раз, когда мы приближаемся к фараону.
Св. Григорий Нисский, Жизнь Моисея


Представь себе, что Господь говорит тебе: «На время Я отнял у тебя тот или иной дар благодати, в котором ты ожидал, что твой разум найдет наполнение и таким образом успокоится. дали тебе взамен какой-нибудь другой подарок, а ты думаешь только об отнятом, не замечая того, что тебе дали взамен, и потому чувствуешь себя унылым, огорченным и унылым. мрак, который Я навлек на тебя. Я ввергаю тебя в уныние для твоего же блага. Моя цель не погубить, а спасти тебя, так как Я считаю тебя Моим сыном».
Св. Иоанн Карпатский «Добротолюбие: Полный текст» (том I) св. Никодима Святогорца и св. Макария Коринфского, пер. Г.Э.Х. Палмер, Филип Шеррард и (епископ) Каллистос Уэр (Лондон: Faber and Faber, 1979), стр. 298 — 309.


Во время искушений… мужественно встречайте всех нападающих, особенно же демона уныния, который, правда, тяжелейший из всех, но более всех томит душу. Если вы убегаете или уклоняетесь от борьбы, ваш ум останется неопытным, робким и легко обратимым в бегство.
Преподобный авва Евагрий (Тексты о деятельной жизни № 19)


Любое испытание ради Бога нужно всегда переносить с благодарностью. Наша жизнь — одна минута по сравнению с вечностью; и поэтому, по словам Апостола, «нынешние временные страдания недостойны сравнения со славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18).
Духовное наставление преподобного Серафима Саровского


Молись перед тем, как твое тело отдохнет на твоей постели… Если ты искушаешься, благоговейно соверши знак (креста) на своем челе… ибо это известное и испытанное оружие против дьявола.
Святой Ипполит Римский 170-235 гг.


Некоторые искушения приносят людям удовольствие, некоторые огорчение, некоторые телесную боль. Врач душ посредством Своих судов применяет лекарство к каждой душе в соответствии с причиной ее страстей.
Святитель Максим Исповедник. Подвижническая жизнь и четыре века о милосердии (Любовь)


Предположим, вы приказали себе не есть рыбу; вы обнаружите, что враг постоянно заставляет вас есть его. Вы наполнены неконтролируемым желанием того, что запрещено. Таким образом, вы можете увидеть, как падение Адама символизирует то, что происходит со всеми нами. Поскольку ему было сказано не есть с определенного дерева, он почувствовал непреодолимое влечение к тому единственному, что ему было запрещено.
Св. Иоанн Карпатский «Добротолюбие: Полный текст» (том I) св. Никодима Святогорца и св. Макария Коринфского, пер. Г.Э.Х. Палмер, Филип Шеррард и (епископ) Каллистос Уэр (Лондон: Faber and Faber, 1979), стр. 298 — 309.


Море должно взволноваться, всколыхнуться и разъяриться, чтобы извергнуть из него снова на сушу дрова и сено, и все тление, принесенное в него реками страстей. Понаблюдаем за природой, и мы обнаружим, что после бури на море наступает глубокий штиль.
Святой Иоанн Лествичник


Вот что постигает приближающегося к Богу: сначала искушение, потом скорбь, потом труд, уныние, нагота, страдания, тоска, презрение; в них проявляется стойкость и испытание верующих; и во всем этом тот, кто всем сердцем отдает себя Божьему руководству и подчиняется Его воле, полностью побеждает.

Ибо Бог требует от нас только совершенного намерения, и Он сам даст нам силу и дарует нам победу; как написано: Он – защитник всех, кто надеется на Него. И еще говорит: близок Господь ко всем призывающим Его в истине. Он исполнит волю боящихся Его, и услышит мольбу их, и спасет их.
Святой Ефрем Сирин, «Инокам в Египте», 2-е Увещевание. Приглашение к правильному поведению, http://web.ukonline.co.uk/ephrem/egypt1-10.htm


В этом великий труд человека: всегда брать на себя вину за свои грехи перед Богом и ждать искушения до последнего вздоха.
Святой Антоний Великий


Преподобному Андрею, когда он изнемог от пришедших на него искушений:

Андрей! Брат мой один душой (со мной), не унывайте. Бог не оставил вас и не оставит. Но знайте, что приговор, произнесенный Владыкой нашему общему отцу Адаму: «В поте лица твоего будешь добывать хлеб твой» (Бытие 3:19) неизменяемый. И как сия заповедь дана внешнему человеку, так и внутреннему человеку велено помогать молитвами святых собственными подвигами; и эти молитвы очень помогают человеку, чтобы он не остался бесплодным. Ибо как золото, раскаленное в горниле, держащееся клещами и отбиваемое молотом, становится чистым и годным для царского венца, так и человек, поддерживаемый могущественной и многодействующей молитвой святых, согревается скорбями. , принимает на себя удары искушений и, если с благодарностью все переносит, становится сыном Царства.

И посему все, что может случиться с тобою, происходит к твоей пользе, чтобы и ты получил дерзновение пред Богом, как предстательством святых, так и своими трудами. И не стыдись принести теперь Богу начало этих трудов, чтобы вместо духовной радости не постигла тебя печаль; и верьте, что Тот, Кто дал обетования, исполнит их (Евреям 10:23). Преуспевайте в Господе, мои возлюбленные.
«Святые Варсонофий и Иоанн: руководство к духовной жизни», пер. о. Серафим Роуз (Платина, Калифорния: Братство св. Германа Аляскинского, 1990)


Когда молишься Богу во время искушения, не говори: «Возьми то или это от меня», но молись так: «Иисусе Христе, Владыко Владыко, помоги мне и не дай мне согрешить против Тебя…
Авва Исаия Одинокий.


Где были бы возможности бороться за великие дела, если бы нам не причиняли вреда наши ближние, если бы они не обижали нас? Где были бы возможности для терпеливого переноса обид, для кротости и смирения? Итак, вы видите, что мы должны быть испытаны многими и различными пороками, чтобы доказать нашу добродетель и в конце концов быть увенчанными.
Святитель Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе


Кто не испытал искушения, не может войти в Царство Небесное. Без искушений никто не может спастись»
авва Антоний Великий


… мы испытываем искушения даже против нашей воли; и мы скорбим о страстях (когда они возникают), но любим продлить их порывы и их сладость. Грехов мы не желаем; тем не менее мы с удовольствием принимаем импульсы, которые нас к ним ведут. Так что на практике последние становятся для нас причиной первых. Наслаждающийся лакомствами страстей невольно подчиняется им и против воли становится рабом своих страстей.
Монахи Каллист и Игнатий (Указания к исихастам № 28, Сочинения из Добротолюбия о сердечной молитве; Фабер и Фабер, стр. 199)


Напомним себе, как действуют искушения врага.

Взмах вражеского меча есть внедрение помысла в сердце: диавол ожидает, что сердце откликнется на него, и на этом предположении начинает наращивать сильное искушение.

Например, вы думаете о человеке, который вас обидел: это взмах меча врага. Когда сердце отвечает на эту мысль неприятным чувством к обидчику, это значит, что меч проник до души и так же ранил ее. Тотчас враг смыкается с душой и будит там бурю вражды и мстительности. Но когда сердце всегда готово прощать обиды, сохраняя себя в состоянии безмятежной кротости и мира ко всем, то, как ни представит враг живо мысли обидчика душе, в сердце нет отклика; и поэтому у врага не будет возможности ввести свое искушение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts