Православие дух душа тело: Дух, душа, тело — Лука (Войно-Ясенецкий), святитель | Предание.ру
Содержание
«Что есть человек, что Ты помнишь его?» / Православие.Ru
Бог создал весь мир духовный,
ангельский и весь мир вещественный, материальный, и
после всех прочих творений «создал Господь Бог
человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7).
Уникальность человека в ряду всех других творений
заключается в его причастности обоим мирам: по телу он
причастен к миру вещественному, а по душе – к миру
духовному. Это было сделано Господом, «чтобы ради
того и другого иметь человеку наслаждение, какое сродно и
свойственно тому и другому: наслаждаясь и Богом, по
естеству Божественному, и земными благами, по одному с ним
чувству»[1].
«Одарив человека бесчисленными благами, Бог…
сделал его на земле тем же, что Сам Он – на
Небесах»[2].
По словам святого Иоанна Дамаскина, «Бог сотворил
нас чтобы мы были причастниками Его
благости»[3].
О прекрасном устроении человека свидетельствует
псалмопевец, благодаря Бога: «Славлю Тебя, потому
что я дивно устроен» (Пс. 138: 14). В человеке
различается ипостась или личность, – тот, кто
говорит «я», – и принадлежащая ипостаси
природа, которая, как было уже сказано, двухчастна,
слагаясь из нематериальной души и материального тела.
Тело обеспечивает человеку физическую жизнь и
представляет собой орудие, идеально приспособленное для
деятельности в материальном мире. Святитель Григорий
Богослов так отзывается о нем: «Мы обязаны
заботиться и о теле – этом родственнике нашем и
сослужителе души. Хотя я и винил его, как врага, за то,
что терплю от него, но я же и люблю его, как друга, ради
Того, Кто соединил меня с ним»[4].
Однако забота о теле должна знать строгие рамки,
поскольку «излишнее попечение о теле бесполезно
для самого тела и вредно для души»[5].
Душа человеческая нематериальна и является более
ценной частью человеческого естества по сравнению с телом.
Душа оживляет и «соединяет тело человека, состоящее
из разных частей, и не дает ему рассыпаться. Когда же душа
выйдет из тела, оно разлагается и
истлевает»[6].
Святоотеческая традиция выделяет три части души: ум, волю
и сердце.
Ум есть мыслительная часть души. Силы ума суть:
наблюдение, воображение и память. В теле ему
соответствует, главным образом, мозг. «Ум, высшая
сторона души, совмещает чувство Божества, требования
совести и чаяния лучшего, сравнительно со всем, чем мы
обладаем и что знаем»[7].
Воля есть желательная часть души, источник
внутренней силы и направление человека к предметно-целевым
внешним факторам.
Сердце есть чувствующая часть души и
рассматривается у святых отцов как центр духовной жизни
человека. «Сердце здесь подразумевается не
естественное… но иносказательно, как внутреннее
человеческое состояние, расположение и
склонности»[8].
Однако эта часть души имеет четкую локализацию в теле,
«присутствуя в верхней части [физического]
сердца, против левого сосца, подобно тому как ум
присутствует в головном мозге»[9].
Некоторые православные авторы говорят также о духе
человека, поясняя, что «это та сила, которую вдохнул
Бог в лице человека, завершая сотворение его… Дух,
вдохнутый Богом, сочетавшись с душою, несравненно возвысил
ее над всякою другою душою»[10].
Дух понимается как высшая часть души.
Среди проявлений духа в человеке особое место занимает
совесть. Она есть благодатное духовное вселение, наитие
Духа. Именно поэтому она обладает независимостью от
греховной воли. «Бог, сотворив человека, напечатлел
в его природе знание закона –
совесть»[11].
«Совесть обличает нас во всем и показывает нам,
что делать, и она же осудит нас в будущем
веке»[12].
Человек не сохранил своего достоинства, но впал в грех, и
тем самым нарушилось его бытие, исказилась его природа как
в материальной, так и в духовной части. Сын Божий, Господь
Иисус Христос, воплотился и стал истинным человеком, не
переставая быть истинным Богом, и совершил на кресте дело
спасения человека, открыв ему путь к Богу, к дарованному
изначала блаженству и восстановлению помраченного грехом
естества.
Для того чтобы успешно пройти по этому пути, человек
должен, во-первых, войти в ковчег спасения – Церковь
Христову, а во-вторых, приложить усилия со своей стороны,
направленные на то, чтобы устранить в себе все, что
препятствует соединению с Богом.
Аскеза является средством для достижения этой цели,
и, поскольку все части человеческого естества поражены
грехом, все они должны стать объектом аскетического
делания на пути к святости. Прохождение этого пути
предполагает определенную последовательность,
постепенность, наличие особых законов духовной жизни.
Цель аскезы в отношении тела – подчинить его
духу, как пишет святитель Феофан: «И в духовном
[человеке] плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему
работает, теряя свои естественные права: на пищу –
через пост, на сон – через бдение, на покой –
через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств
– через уединение и молчание. Бог не пребывает там,
где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть
дух»[13].
Аскеза в отношении души состоит в освобождении от
дурных, греховных действий и в совершении добрых. Душа
имеет собственные страсти: гордость, ненависть, зависть,
гнев, уныние и другие – от них надлежит избавляться.
Аскеза затрагивает и каждую часть души. Так, в отношении
воли человеку для спасения необходимо отучиться от
пагубного своеволия и волевым решением подчинить свою волю
воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек
признает, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет
себя Его воле. Поэтому «в какой мере кто отсекает и
смиряет свою волю, в такой же мере он идет к преуспеянию.
А чем упорнее держится собственной своей воли, тем более
наносит себе вреда»[14].
Аскеза затрагивает и область ума. «Ум
постоянно нуждается в следующих четырех добродетелях: в
повержении себя пред Богом неоскудною молитвою; в
умерщвлении беспристрастием ко всякому человеку; в полном
отвержении осуждения ближних»[15].
Затрагивает она и область сердца, поскольку,
«сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из
себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения
и помышления»[16].
Поэтому «вся сила христианской жизни состоит в
исправлении и обновлении сердца»[17],
совершаемом через покаяние.
Одним из главных аскетических деланий, затрагивающих в той
или иной степени все части человеческого естества,
является молитва, достигающая совершенства в практике
исихазма, который представляет собой опыт возведения всего
человеческого существа к Богу через молитвенное
богообщение.
Человек не способен совершить аскетические подвиги своими
силами, ему необходима Божественная помощь, подаваемая в
виде благодати через таинства Церкви, главное из которых
– евхаристия.
Во время правильного аскетического и молитвенного делания
преодолевается внесенное грехом разобщение между разными
частями человеческого естества, особенно между сердцем и
умом, и «ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает
сердце в сочувствие себе»[18].
А «когда ум и сердце сделаются обителью
Бога… тогда, естественно, делаются Его обителью
и душа, и тело»[19].
Тогда человек становится духовным, он весь обновляется,
делается иным и по уму, и по сердцу, и по воле, и по
телу.
Это состояние преображенного человека называется
святостью или обожением.
***
Человеческая природа имеет два образа бытия, мужской и
женский. Это различие появилось по воле Самого Творца:
«И сотворил Бог человека по образу Своему…
мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27).
Для чего же оно появилось? Половое разделение
подразумевает заданность для человека выходить за свои
пределы в общении с иным и через это общение идти к
взаимному обогащению. По сравнению с этой позитивной
возможностью, которую Бог дарит человечеству через половое
различие, единичное, однополое бытие человека является
ущербным, что засвидетельствовал Сам Господь, сказав об
одиноком Адаме: «Не хорошо быть человеку одному;
сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.
2: 18), и этим помощником, «подобным ему»
(Быт. 2: 20), «костью от костей его и плотью от
плоти его» (Быт. 2: 23) стала женщина.
По мысли святого Григория Нисского, различие на полы было
сделано Богом в предвидении грехопадения, как средство для
падшего человека к продолжению и умножению человеческого
рода[20].
Нет сомнения, что в истории для этой цели различие
полов вполне успешно послужило, но если привлечь
творения других святых отцов, то можно видеть, что это
все же не единственная цель и смысл установления
полового различия в человеке.
Половое различие, понуждающее к осознанию каждым человеком
своей ограниченности и потребности в другом, а также
научающее любви к другому и самопожертвованию ради
единства в любви, должно было стать для человека школой,
открывающей путь к более совершенным отношениям с Богом.
Не случайно поэтому у пророков Ветхий Завет рассматривался
в качестве брачных отношений между Богом и Израилем (см. :
Ос. 2; Мал. 2: 1), а в Новом Завете образ брака был избран
апостолами для изъяснения отношений Христа с Его Церковью
(Еф. 5: 23–32).
Однако грехопадение, внесшее разлад во все человеческое
естество, осквернило и сферу взаимоотношения полов.
«Именно половая жизнь, а точнее сладострастие и
человеческая сексуальность в целом, оказываются
средоточием и корнем первородного греха, каналом для его
передачи потомкам»[21].
Мужчина и женщина равны в смысле единства человеческой
природы и равны в возможности идти по пути, открытому
Христом: «не одни только мужи вступали сюда…
и не одни только жены подвизались… но и из тех и из
других многие провозглашены победителями и получили венцы,
дабы ты самым делом убедился, что во Христе Иисусе
“нет ни мужеского пола, ни женского” (Гал. 3:
28)»[22].
Однако идеология равенства полов в том виде, в котором она
присутствует в современном обществе, для Православия
глубоко чужда. О том, какое место в православной иерархии
занимают мужчина и женщина, в Писании сказано многократно
и вполне определенно: «Жены, повинуйтесь своим
мужьям», говорит апостол Петр (1 Пет. 3: 1), и
апостол Павел повторяет: «Жены, повинуйтесь своим
мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены. Но
как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во
всем» (Еф. 5: 22–24). Так Писание ясно
устанавливает иерархию семейных отношений.
Итак, жене определено послушание. Это объясняется прежде
всего тем фактом священной истории, что женщина была
создана позднее мужчины, из ребра Адамова, как помощник
ему. Но острой необходимость в послушании жены мужу стала
после того, как Ева самочинно взяла и ела плод древа
познания, а затем дала его и мужу. И Господь, желая по
Своей любви к человечеству уврачевать последствия этого
грехопадения, заповедал жене быть под господством мужа
(см.: Быт. 3: 16).
Для мужчины его иерархическое положение означает не
столько особые права, сколько новые обязанности, как
говорит святой Иоанн Златоуст: «Хочешь, чтобы жена
повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься
и сам о ней, как Христос о Церкви»[23].
Православная иерархия устанавливает единение мужа и жены,
не лишая при этом каждого из них своего особого пути,
особого служения.
Святоотеческое отношение к телу
«И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в
лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»
(Быт. 2: 7). Следуя словам Божественного откровения,
Православная Церковь учит, что тело человека было чудесным
образом создано Богом из земли, и, «как ныне по
изволению Творца созидается зародыш в материнской утробе и
естество следует уставам, вначале Им определенным, так и
тогда по Его же хотению человеческое тело составилось из
земли и персть стала плотью, кровью, кожей, жиром,
волокнами, кровеносными и бьющимися жилами, мозгом и
соками»[24].
Хотя в словах Писания творение тела и оживление его
описывается последовательно, однако Православная Церковь
понимает эту последовательность как логическую, а не
хронологическую: «Тело и душа сотворены в одно
время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде,
а другое после»[25].
Также Церковь отвергла и лжеучение о переселении душ из
тела в тело – Константинопольский Собор 1076 года
осудил «принимающих перевоплощение человеческих
душ». Святые отцы многократно свидетельствовали, что
тело и душа были созданы единовременно, и что у каждого
человека есть лишь одна индивидуальная душа и одно
индивидуальное тело. Тело и душа человека – это не
какие-то маски, которые можно менять, как
заблагорассудится, а неотъемлемые части человеческой
природы, через которые реализуется бытие его личности, и
без какой-либо из них он не является человеком.
В первой главе книги Бытия указывается, что Бог сотворил
тело человека особенным образом, не одним повелением, как
при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это
показывает, что и по телесной организации человек
превосходит все другие творения. Отсюда происходит
возвышенный взгляд на значение человеческого тела,
свойственное Священному Писанию и Священному Преданию
Православной Церкви: «Не знаете ли, что тела ваши
суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы
от Бога?. . Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах
ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 19–20).
Апостол Павел пишет: «Бог расположил члены, каждый в
составе тела, как Ему было угодно» (1 Кор. 12: 18).
Святой Григорий Нисский так осмысляет устроение
человеческого тела: «В естестве тела приметили мы
три цели, для которых устроен в нас каждый член в
отдельности. Одно устроено, чтобы жить, другое –
чтобы жить хорошо, и иное приспособлено к потомственному
преемству… Прежде же этого более достойна
примечания художественность естества нашего в самом
создании тела»[26].
Церковь учит, что первозданный человек до грехопадения
имел в теле такие свойства и устремления, которые были
утрачены после изгнания из Эдема, его тело было чуждо
болезням, старению, смерти, способно было к чувственному
видению духов. После же грехопадения человеческая природа
исказилась, в том числе и в своей телесной части:
«когда Адам согрешил… тело сделалось смертным
и страстным, в нем обнаружилось множество
недостатков… Оно стало упрямым и необузданным
конем»[27].
Но, вместе с тем, Православная Церковь всегда осуждала как
заблуждение любую попытку объявить само по себе тело злом
и главным источником греха. Тело лишь отражает душевное
устроение человека, какое он имеет вследствие избранного
им образа жизни, лишь следует ему.
Защищая тело от несправедливых обвинений, святой Василий
Великий пишет: «Если душа как должно управляет
стремлениями тела, то и тело спасено, и душа пребывает вне
опасностей. Если же… перестанет держать тело в
узде, то и само тело, как не имеющее рассудка, совращается
с прямого пути, и душу ввергает в бедствия, равные своим
падениям, – не по собственной непригодности, но по
нерадению души»[28].
Об этом и Господь говорит: «Если же тело твое все
светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло
все так, как бы светильник освещал тебя сиянием»
(Лк. 11: 36). И это действительно происходит с телами
святых как при их жизни, так и после смерти, что
проявляется либо через нетление их мощей, либо через
происходящие от них чудеса.
Для православного мировоззрения чуждо представление о
противоположности и взаимной чуждости тела и души.
Напротив, они являются частями единого естества,
призванными в гармонии служить единой цели. Только грех
вносит разлад в это единство, и сам человек виноват, если
в нем нарушен тот порядок, при котором эта гармония
возможна. «Необходимо, чтобы плоть шла позади, а не
впереди, чтобы она не управляла нашей жизнью, но принимала
законы духа… Пока плоть сохраняет подобающее ей
значение, не бывает ничего несообразного»[29].
Поэтому в Писании говорится: «Уклоняй злое от тела
твоего» (Еккл. 11: 10). И преподобный Ефрем Сирин
советует: «Охраняй непорочность своего тела. Если
сохранишь ее в любви Христовой, то сможешь преуспевать во
всякой добродетели. Обитающий в тебе Святой Дух
возрадуется о теле, о том, что храм Божий наполнен
благоуханием невинности и праведных желаний, и укрепит
тебя на всякое благое дело»[30].
Святой Исаия пишет, что следует оказывать должное
попечение и о естественных потребностях тела: «Давай
телу твоему необходимое, чтобы оно могло пребывать в
молитвах и подвигах»[31].
Однако попечение о естественных нуждах тела непременно
должно быть ограничено. Здесь вступает в действие закон
падшего естества, когда «чем больше тело питается
и тучнеет, тем более душа истощается и становится
немощной»[32],
и «в какой мере греет кто на беду свою плоть, в
такой мере умножает в себе страсти, и напоследок душа,
обремененная худым навыком тела, делается
бесплодной»[33].
Поэтому апостол Иаков хвалит того, кто «может
обуздать все тело» (Иак. 3: 2), и апостол Павел,
призывавший: «подражайте, братия, мне» (Фил.
3: 17), свидетельствовал: «Усмиряю и порабощаю тело
мое» (1 Кор. 9: 27).
При этом святые отцы подчеркивали, что аскетические
подвиги совершаются «для обуздания скотоподобных
устремлений плоти, а не для отъятия у нее здоровья и сил,
необходимых для самого подвижничества»[34].
Ограничение в телесных удовольствиях идет на пользу не
только душе, но и самому телу, поэтому, в конечном
итоге, тоже является формой попечения о теле.
«В человеке, принявшем христианскую веру, действуют
два закона: закон плоти и закон духа, «ибо плоть
желает противного духу, а дух – противного плоти:
они друг другу противятся» (Гал. 5:
17)»[35].
Объясняя аскетическое понятие «умерщвление
плоти», святитель Филарет Московский говорит:
«Плоть не то, что тело. Тело, с его естественными
свойствами и действиями, создал Бог, и создал не для
смерти. После нарушения заповеди Божией и вкушения
запрещенного плода тело стало плотью, жребий которой есть
смерть… Поэтому под названием плоти надо
подразумевать возбужденные в человеке самолюбие и
чувственность, проявляющие себя ложной жизнью в страстях и
похотях и в делах, управляемых страстями и
похотями»[36].
Итак, под «умерщвлением плоти» понимается
умерщвление греховных привычек и действий в нем,
совершаемое через соединение со Христом –
«если Христос в вас, то тело мертво для
греха» (Рим. 8: 10).
Для того чтобы исцелить всего человека – душу и
тело, воплотился Сын Божий, и Своим подвигом открыл путь
ко спасению. Боговоплощение подняло на несоизмеримую
высоту человеческое естество, в том числе и его телесную
часть, так как по словам святого Иринея Лионского
«праведная плоть [Христа] примирила [нашу] плоть,
связанную грехом, и привела в дружбу с
Богом»[37].
Церковь всегда подчеркивала реальность человеческого тела
Спасителя. Тело Господа Иисуса Христа было отлично от
наших тел только своей безгрешностью, оно не испытывало
действий первородного греха, и Он «показал
недоступной для греха ту плоть, какую и Адам при первом
создании имел безгрешной, но через преступление сделал
доступной греху»[38].
Поэтому Христос у многих святых отцов назван
«Новым Адамом».
Благодаря делу спасения, совершенному Господом, человек,
входя в Церковь, в таинстве крещения получает возможность
не только сражаться с грехом в теле своем, но и побеждать
его, поскольку «Христос посредством крещения сделал
тело для нас более легким, подняв его крылом
Духа»[39].
Еще одним положением веры Церкви о человеческом теле
является догмат о воскрешении всех людей из мертвых,
которое произойдет при конце мира, перед Страшным судом.
Тогда «оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые
тела… и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:
19), тела умерших оживут, обновившись и соединившись со
своими душами.
Тела святых после воскрешения будут иметь такие свойства,
которые ныне людские тела не имеют: «тогда эти тела
оставят в гробах свою тяжесть, усвоившуюся им по падении,
станут духовными… явят в себе те свойства, которые
им даны были при сотворении… Образец тела…
тело и дух… видим в теле Господа нашего Иисуса
Христа после Его воскресения»[40]
.
[1] Григорий Нисский, святитель. Творения. М., 1861. Т. I. С. 85.
[2] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб., 1895. Т. I. С. 169.
[3] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. II. 29.
[4] Григорий Богослов, святитель. Творения. М., 1844. Ч. II. С. 8.
[5] Василий Великий, святитель. Творения. Сергиев Посад, 1901. Ч. IV. С. 310.
[6] Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. М., 1892. С. 138.
[7] Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1890. С. 369.
[8] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Загорск, 1981. С. 1682.
[9] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. СПб., 1905. С. 266.
[10] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. 9.
[11] Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. М., 1892. С. 319.
[12] Иоанн Синайский, преподобный. Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 29.
[13] Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года. С. 65.
[14] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. М., 1881. Т. I. С. 496.
[15] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Отечник. СПб., 1903. С. 185.
[16] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. Т. 5. Приношение современному монашеству. СПб., 1905. С. 271.
[17] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония С. 1686.
[18] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. Т. 2. СПб., 1905. С. 163.
[19] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. Т. 5. С. 364.
[20] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 17.
[21] Шмалий Владимир, священник. Проблематика пола в свете христианской антропологии // Антропологическое учение Церкви. (Материалы конференции.) М., 2004. С. 301.
[22] Иоанн Златоуст, святитель. Похвала святому Игнатию Богоносцу. 1.
[23] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб., 1905. Т. XI. С. 167.
[24] Феодорит Киррский, блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 9.
[25] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. II.12.
[26] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 30.
[27] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб., 1903. T. IX. С. 624.
[28] Василий Великий, святитель. Творения. Сергиев Посад, 1901. Т. V. С. 330.
[29] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. T. IX. С. 638, 656, 646.
[30] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. I. С. 591.
[31] Исаия, преподобный, отшельник египетский. Духовно-нравственные слова. Сергиев Посад. 1911. С. 205.
[32] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. ХI. С. 712.
[33] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. М., 1881. Т. II. С. 159.
[34] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. Т. 2. С. 350.
[35] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония С. 1370.
[36] Цит. по: Дьяченко Григорий, священник. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1900. С. 338.
[37] Ириней Лионский, святитель. Против ересей. V. 1. 2.
[38] Афанасий Великий, святитель. Творения. Троице-Сергиева лавра, 1903. Т. III. С. 322.
[39] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. T. IX. С. 624.
[40] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. Т. 3. С. 910.
Читать онлайн «Дух, душа и тело. Путь спасения человека», Андрей Евгеньевич Блинков – ЛитРес
Посвящение
Посвящаю эту книгу моим любимым детям и внукам: Виктории, Тимофею, Матвею, Виктору, Рустаму, Даниилу (будут и другие, имен которых я пока еще не знаю). Дети мои да будут научены Господом, и великий мир да будет у детей моих! Молюсь, чтобы они научились жить духом и всегда были послушны духу, чтобы были очень счастливы во Христе и достигли воскресения мертвых! Во имя Господа Иисуса! Аминь.
Отзывы
Благодарю Бога за труд пастора Андрея. Верю, что эта очень полезная книга станет благословением для многих ищущих христиан. Становятся понятными кажущиеся противоречивыми места Писания о спасении, если их правильно соотнести с духом, душой и телом. Благословляю на издание и принятие данного труда, ибо искренне уверен в его необходимости.
Старший пресвитер РЦ ХВЕ Игнатенко В.Я.
Труд пастора Андрея является хорошей разъяснительной работой, рассчитанной на широкий круг читателей. Виден четкий призыв к жизни по духу, как единственного пути ко спасению. Язык ясный и простой с большим количеством хороших иллюстраций. Впрочем, исследовательский почерк тоже явно прослеживается, ведь автор – доктор христианского служения. И это огромный плюс.
Директор Ассоциации Церквей «Благая Весть» Багрецов С.А.
Введение во второе издание
Изложенное в данной книге библейское учение я считаю фундаментально важным для каждого христианина. Я принял Христа уже более двадцати пяти лет тому назад и за эти годы много чего узнал о Боге и духовной жизни, но если вы меня спросите об откровении, которое наиболее изменило мою жизнь, то это будет откровение, изложенное в настоящей книге – истина о том, кто я во Христе.
Истина о качествах возрожденного духа очень практична. Она не просто формирует глубокое понятие о личности человека, но приносит великую свободу блаженной жизни, победу над грехом, исцеление души и тела, а также позволяет нам быть достойными представителями Господа в падшем мире.
Надеюсь, что и вам, дорогой читатель, откровение о новом творении послужит не менее могущественно, чем служит мне. Прошу Господа, чтобы кому-то эта книга помогла родиться свыше, другим ясно указала путь к жизни по духу, чтобы многие укрепились верой и благодатью духа и с обновленными силами прославляли совершенства нашего любящего и любимого Спасителя.
Материал книги по большей части взят из Библии, поэтому надеюсь, что каждый читатель примет Божью благодать для того, чтобы учиться жить по духу, поскольку Слово Божье благодатно по своей природе.
Вы читаете второе издание книги (2017 г.). Материал первого издания был доработан, а также существенно расширен раздел о плодах духа.
Человек – вершина Божьего творения. Его внутренний мир неисчерпаемо глубок. Человек был сотворен как существо двух миров: духовного и материального. Его дух живет в невидимом духовном мире, тогда как тело полностью материально. Душу же можно условно назвать неким посредником между духом и телом.
Хотя мы и разделяем дух, душу и тело, важно помнить, что они слиты в триединой личности человека. Один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века Ириней Лионский писал: «Плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека, ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека; ни дух не есть человек, ибо он называется духом, а не человеком. Соединение же и союз всех сих составляет совершенного человека, образ Божий»1.
Можно говорить о гармоничной целостности и единстве трех составляющих человека, на примере единства двух природ Господа Иисуса. Христианские теологи на Халкидонском Соборе (451 г.) сформулировали заявление веры, в соответствии с которым божественная и человеческая природы Христа соединяются «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно»2 так, что Бог остается Богом в полноте и Человек остается Человеком в полноте.
Таким же образом можно утверждать, что в каждом из нас духовная и душевная природы таинственно соединены с полным сохранением своих свойств3.
Изначально дух Адама, также как его душа и тело были сотворены в чистоте и святости по образу Божьему. Грехопадение разрушило совершенство человека на всех трех уровнях. Смерть начала царствовать и над духом и над душой и над телом. Наказание за грех – смерть, поэтому она стала неизбежной участью человека. Смерть тела нам хорошо знакома, но несравненно страшнее другая смерть – гибель души, о которой Господь Иисус говорит как о мучении в отделении от жизни Божьей: «и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мат.13:42).
Великая благодарность Господу, что Он не оставил нас в столь жалком положении, но решил нас спасти! Спасение человека начинается с возрождения его духа, продолжается процессом спасения души и завершится славным воскресением из мертвых. Очевидно, что обрести спасение от власти греха и смерти – это, безусловно, самая важная цель жизни любого человека.
В свете сказанного становятся очень понятными следующие слова нашего Господа: «что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лук. 9:25). Действительно, разве может быть какой-то смысл жизни человека, если после смерти тела душа его окажется во тьме внешней? Конечно нет, поэтому спасение души – это наиважнейшая цель жизни каждого человека.
Нет никого, кто смог бы спасти себя от греха и смерти собственными усилиями или добродетелью. Христианство – это не очередная попытка человека приблизиться к Богу – это Сам Бог в Лице Иисуса Христа, Который пришел спасти нас. Спасение невозможно без Спасителя. Его не заработать, спасение можно только верой принять как дар Божьей благодати.
Евангелие – это благая весть о смерти и воскресении Господа Иисуса ради спасения человека. Древнегреческое слово «Евангелие» переводится не просто как благая весть. Оно имеет сильную эмоциональную составляющую. Речь идет о настолько удивительно хорошей новости, что в нее трудно поверить. Это слишком хорошо, чтобы быть правдой, однако, является истиной!
Божье решение проблемы оправдания человека настолько удивительно хорошо, что в него непросто поверить. Возможно, поэтому так много людей до сих пор даже не знают, что такое оправдание по вере и как человек уже в этом мире может обрести праведность.
Слово Евангелие часто используют не по назначению. Евангелием называют всё, чему учит церковь, но далеко не всегда это благая весть. Например, проповедь о том, что грешники идут в ад, хотя и является истинной, не есть Евангелие. Послание о том, что сегодня верующие люди не могут исцеляться или жить в победе над грехом тем более не является Евангелием. Проповедь о том, что для спасения необходимы наши молитвы, посты, добрые дела также не есть Евангелие, несмотря на то, что всё вышеперечисленное на самом деле важно.
Настоящее Евангелие есть чистая Божья благодать. Апостол Павел верил, что он был призван «проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). Главная истина данной книги – евангельская. Действительно трудно поверить, что практически без всяких усилий с нашей стороны (не считая творчества покаяния), просто по благодати Божьей, мы рождаемся свыше и наша природа радикально меняется. Новый возрожденный дух становится настолько же совершенным, насколько был совершенен дух Адама до его падения. В такую новость было бы невозможно поверить, если бы об этом не говорила Библия. Вот это и есть истинное Евангелие!
Спасение было бы неполным, если бы Господь спас только наше духовное естество, ведь человек создан Богом в единстве духовного и материального начал. Поэтому Божий план включает в себя полное спасение – духа, души и даже физического тела человека. Как написано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1Фес. 5:23,24). Выражение «во всей целости» говорит о единстве духа, души и тела в целостной троичной личности человека. Спасенный человек в новом теле будет жить вечно, ведь человек – это духовное разумное существо (на что указывает русское слово «чело»), которое сотворено, чтобы жить вечно. Так можно истолковать значение русского слова «чело-век».
Данная книга посвящена духовной анатомии человека, а если выражаться более научно – антропологии (от гр. слова «антропос» – человек). Тело человека имеет пять органов чувств и сложнейшую нервную систему, благодаря которой мы многое можем знать о его состоянии. Через тело мы общаемся с окружающим миром. Душа человека способна осознавать себя. Обычно каждый человек может ответить на такие вопросы как: что я чувствую, о чем я думаю, чего я хочу? Наша душа и есть та личность, которой мы себя осознаем.
Что же можно сказать о духе человека? Дух – это его сердцевина, ядро, суть. Орган познания Бога. Он является частью невидимого духовного мира, тогда как душа посредством тела связана с миром материи. Ни тело, ни даже душа не имеют средств для познания духа. Как же можно его исследовать, если никакие органы чувств на это не способны?
В послании к Евреям читаем такой прекрасный гимн Слову Божьему: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Здесь речь идет, в частности, о духе и душе. Данный текст позволяет сделать два умозаключения. Во-первых, дух и душа – не одно и то же – они могут быть разделены. Во-вторых, есть один инструмент, который способен совершить это разделение – это Божье Слово. С помощью Священного Писания можно определить, что такое дух, а что такое душа, каковы их взаимоотношения и как они могут быть спасены от греха и вечной погибели. Поэтому всё дальнейшее изучение этого вопроса будет построено на Священном Писании, которое раскрывает истинную природу человека и путь его спасения через веру в Иисуса Христа.
Можно сравнить Слово Божье с зеркалом, в котором можно увидеть самого себя (см. Иак. 1:23-25). Своими глазами мы не в состоянии увидеть даже собственного лица, если не использовать зеркало. Тем более мы неспособны видеть свой дух. Психология предлагает некоторые средства исследования души, но все они весьма спорны и необъективны. Если же говорить про дух, то у нас вообще нет никакой достоверной информации, кроме некоторых текстов Библии, которые являются для нас духовным зеркалом. Далее мы и посмотрим в это зеркало, чтобы узнать, что такое дух человека и как он может спастись и родиться свыше.
«Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).
Чудо возрождения происходит, когда человек реагирует на Евангелие покаянием и верой. Он внутренне прозревает и начинает видеть славу Божью, явленную в Личности Иисуса Христа. Эта слава поселяется внутри рожденного свыше – в его духе. Взирая на славу, величие, неописуемую красоту Духа, верующий человек начинает преображаться от меньшей славы в большую славу, при этом прославляя своего Спасителя и Господа. Цель нашего спасения – возвещать совершенства нашего Спасителя (см. 1Пет. 2:9).
Возрожденный дух человека становится носителем огромной, непостижимой силы и славы Божьей. Рождение свыше – самое великое чудо, которое только может испытать человек. Когда оно происходит, внутри появляется совершенно новый источник жизни, источник святости и любви. Если научиться верой жить духом, меняется всё. Я много раз видел, как зависимые от алкоголя и наркотиков люди4 за короткое время обретали настоящую свободу, когда научались духом побеждать желания плоти. Я видел, как страдающие хронической депрессией начинали излучать радость, как беспокойные, нервные люди обретали великий мир, как несчастные находили секрет нестареющего блаженства…
Что нужно для такой славной перемены? Прежде всего – рождение от воды и Духа, а потом – обновление мышления. Состояние души человека определяется его мыслями. Мы не поднимемся выше своих мыслей и не опустимся ниже их. Именно то, что находится в разуме, определяет качество нашей жизни. Если человек хронически несчастен, это прежде всего говорит о проблеме мышления. Богатством духа может наслаждаться только тот, кто обновил свое мышление. Поэтому умению контролировать свои мысли, которое называется бодрствованием, Писание уделяет большое внимание.
Таким образом, эта книга посвящена описанию огромного, несравнимого ни с чем богатства, которое любящий нас Господь вложил в духовного человека после его возрождения. Размышляя о великой силе и богатстве нашего духа, апостол говорит: «Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас» (2Кор.4:7 РБО). Давайте откроем для себя это сокровище и будем делиться им со всеми окружающими!
Прежде чем издать эту книгу я испытал мое видение духовной анатомии человека в свете писаний древних и современных учителей Церкви. Если бы мое понимание было совершенно новым и уникальным, я сразу «положил бы его на полку», поскольку хорошо понимаю, как опасно может быть «уникальное откровение». Оказалось, что среди древних, а особенно среди современных учителей Церкви много тех, которые также как я видят богатства возрожденного духа. Подробнее об этом можно почитать в Приложении 3.
Дорогой читатель, Господь создал нас для жизни в Его любви и славе. Мы войдем в жизнь победы, в жизнь Божьей славы, когда обновим наше мышление и научимся верой жить по духу, о чем мы и будем говорить в этой книге.
С молитвой о том, чтобы этот скромный труд просветил каждого читателя в вопросе духовной анатомии человека, снарядил для победы над врагом наших душ и послужил во спасение. Пусть Господь Иисус, Которому нет равных, примет всю славу!
Сотворение духа, души и тела
Разговор о духе, душе и теле логичнее всего начать сначала – с первой главы Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:26-28).
Здесь мы читаем о сотворении той части естества человека, которая, как написано, соответствует образу и подобию Бога. При описании этого события использовано древнееврейский глагол «бара», означающий «творить из ничего». Только Бог может творить, не используя при этом ничего. Таким образом, человек изначально был сотворен духовным, а не материальным существом. В первой главе Бытия при творении человека Господь не использовал материю.
Чтобы понять сказанное, надо усвоить следующую истину – кроме физического мира существует другой мир – духовный. Пятью органами чувств мы не можем воспринимать духовную реальность. Однако, это вовсе не означает, что духовного мира не существует вовсе. Даже в физическом мире есть многое, что не фиксируется человеком. Например, радиоволны. Мы не можем ни увидеть, ни услышать их без посторонней помощи, хотя никто не сомневается в их существовании5.
Итак, существует духовный мир, о котором нам рассказывает самая достоверная книга – Библия. Священное Писание открывает, что духовный мир наполнен живыми и действующими личностями – духами. Духи бывают злыми и добрыми, слабыми и очень могущественными.
Господь также есть Дух (Иоан. 4:24). Бог обитает в неприступном свете, в мире чистого духа, поэтому физическими органами чувств контакта с Ним быть не может. Об этом писали многие библейские авторы, в том числе и апостол Павел: «… блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим.6:15,16).
Таким образом, вполне логично предположить, что по образу и подобию Своему Господь создал самую сокровенную часть человека, именуемую духом. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога. Духу человека дана была огромная власть над всей землёй, над всеми её обитателями. Известный исследователь Ветхого Завета Дмитрий Щедровицкий приводит такой комментарий на вышеприведенные стихи книги Бытия: «Адам был создан «от края неба до края неба»– столь он был огромен (ср. Втор. 4: 32). Это нужно, конечно, понимать не буквально: скорее речь идет о величии человеческого духа, объемлющего весь мир6». Смит Вигглсворт говорил, что внутри он в тысячи раз больше, чем снаружи. Это истинно по отношению к каждому возрожденному человеку.
Как понимать выражение «образ и подобие Бога»? Эти слова в оригинале родственные, но разница между ними заключается в том, что «целем» (образ) указывает на некий идеал, а «дмут» (подобие) – на его копию. Вот что говорит святой IV века Григорий Нисский: «Первое (по образу) мы имеем по сотворению, а последнее (по подобию) мы совершаем по произволению». Образ Божий запечатлен во всем человеке. Благодаря ему человек способен мыслить, мечтать, творить. Богоподобие же зависит от выбора и усилий каждого из нас. Мы можем на пути веры и послушания Божьему Слову достичь высокой степени духовности, а можем уйти во тьму так далеко, что образ Божий будет очень трудно различим.
Если первая глава Бытия говорит о творении духа человека, то вторая глава должна говорить о двух других составляющих его естества – о душе и теле: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).
Тело человека создано из земли. Земля – перевод древнееврейского слова «адама». Очевидно, что имя собственное Адам связано именно со словом «адама». Все составные элементы человеческого тела есть в почве. Фактически, разница между куском глины и телом человека одна – организация материи. Тело человека – умопомрачительно сложная биологическая «машина», тогда как глина – просто грязь. Тем более печально, что наше тело обречено на смерть, разложение и превращение в первобытный прах. Впрочем, у Бога есть решение и этой проблемы, о чем мы еще поговорим.
Итак, тело было создано из праха земного, но в нём ещё не было жизни. Тело похоже на перчатку, которая без руки в ней есть просто безжизненный кусок материи. Жизнь появилась, когда Господь склонился и дунул. Жизнь тела началась с Божьего Духа, с Его дыхания. Он вдунул жизнь в глиняный сосуд тела. Древнееврейское слово «руах» переводится на русский язык как дух или дыхание. Чтобы его произнести, надо сильно и резко выдохнуть. Дух и дыхание – очень похожие слова в русском языке, а в иврите это вообще одно слово. «Руах» можно перевести и как дух и как дыхание7.
Важно отметить, что слово «жизнь» (по-еврейски «хайим») имеет в Быт. 2:7 окончание множественного (или двойственного) числа, поэтому правильнее был бы такой перевод: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизней, и стал человек душою живою». Почему здесь использовано множественное число? Есть два хороших толкования. Прежде всего, человек определен не только на земную, но и на вечную жизнь. Обе эти жизни Господь одновременно вдохнул в человека.
Известный американский пастор и учитель Боб Яндиан, дает такое интересное толкование: он считает, что Господь первоначально вложил в Адама и его дух и дух Евы. В первой главе Бытия мы читали, что Бог сотворил мужчину и женщину – не один, а два духа. Тогда логично предположить, что в тело Адама изначально Господь вдохнул сразу два духа – и Адама и Евы. Позднее Он взял ребро Адама (слово «цела» означает не только ребро, но и некоторую сторону, грань личности человека – прежде всего его эмоциональность и чувственность) и сотворил из него тело Евы, а потом взял дух Евы из Адама и поместил его в тело женщины. Разве не чувствуется эта мысль в словах самого Адама: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:22–23). На иврите слово жена («ишша») происходит от слова муж («иш»).
Если действительно первоначально дух Евы жил в теле Адама, то можно представить себе те невыразимо крепкие связи, которые соединяли первых мужчину и женщину. Когда-то они жили в одном теле, потом появилось два тела, но единство осталось. Адам видел в Еве ту грань своей личности, которая ранее обитала в нем и любил свою жену как самого себя, поэтому и сказано: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24).
Слово плоть – это перевод древнееврейского слова «басар», которое также переводится как тело или мясо. Современный богослов Джанфранко Равази пишет: «basar означает не тело в узком смысле слова, а одну из особенностей человека и каждого живого существа вообще – ограниченность, слабость, неизбежность конца»8. Действительно, после грехопадения тело человека стало смертным, обреченным на скорый возврат в тот самый прах, из которого оно было сотворено.
Давайте вернемся к Быт.2:7 и поговорим о душе. В древнееврейском здесь использовано слово «нефеш», которое имеет три варианта перевода: (1) душа, жизнь, (2) живое существо, животное, человек, (3) личность. Исходя из этих значений, можно сделать предположение, что душа имеет две основные составляющие: животную, плотскую (как в Лев. 17:11–14; Втор. 12:23-24, где сказано, что душа животных находится в крови) и более высокую, которая включает в себя способности мыслить, чувствовать, переживать и принимать решения. К сфере души как святоотеческая традиция, так и современные авторы относят три главные составляющие: разум, эмоциональную сферу и волю.
Еще одно древнееврейское слово, которое важно рассмотреть – это слово «лев». Оно переводится как сердце и включает всего внутреннего человека: дух, разум, волю, мысли, желания, эмоции. Сердце – наиболее общий термин библейской антропологии, наиболее близкий по значению к современному слову «личность». Можно сказать, что обычно в Библии слово сердце используется для обозначения совокупности духа и души человека – всего его нематериального существа, хотя иногда под сердцем следует понимать самую сердцевину человека – его дух.
Заканчивая разговор о сотворении человека, хочу отметить интересный факт. Слово «бара» (творить из ничего) трижды используется в первой главе Бытия: при творении неодушевленного мира и растений (ст. 1), при творении животных (ст. 21) и при творении человека (ст. 27).9 Напрашивается мысль о трех уровнях творения: тела, которым обладают неодушевленные предметы и растения, души, которой обладают животные10 и наконец, духа, который присущ только человеку.
1. Св. Ириней Лионский. Против ересей. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008
Православие. Том 1: Две природы, два действия, две воли
3. В Афанасьевском Символе веры IV века сказано: «Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос». Таким образом, с древнейших времен верование в единство природы человека связано с верой в единство двух природ Христа.
4. Наша церковь уже много лет занимается служением реабилитации химически зависимых людей.
5. Изучение микрочастиц позволяет ученым сделать удивительные выводы. Так утверждается, что микрочастицы способны существовать в двух состояниях одновременно, а значит, и находиться в двух местах одновременно. Это еще раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о сложности созданного Богом многомерного мира.
6. Щедровицкий Д.В., «Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево», Москва: «Теревинф», 2001 г., стр. 50
7. В древнееврейском языке есть другое слово, переводимое как дух, – «нешама». В рассматриваемом нами тексте Быт. 2:7 использовано именно это слово. «Нешама» – это наделяющая силой, высшая часть существа человека – его человеческий дух. Это та часть, которая создана из ничего по образу и подобию Самого Бога (Быт. 1) и вдунута Им в тело человека. Таким образом, можно сказать, что дух человека несет в себе тайну богопознания и боговедения. Об этом мы читаем в книге Притч: «Светильник Господень – дух [нешама] человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит.20:27). Дух человека знает глубины его личности. Ему также открыт Божий свет, который просвещает всякую тьму и открывает истинное положение дел.
В Священном Писании «руах» и «нешама» иногда выступают как синонимы. Прочитаем, например, такой текст из книги Иова: «Но дух [руах] в человеке и дыхание [нешама] Вседержителя дает ему разумение» (Иов.32:8). Человек имеет уникальную способность мыслить, отличающую его от всех остальных существ на земле, именно благодаря духу, составляющему ядро, серцевину его личности. Способность души мыслить, таким образом, есть результат влияния духа.
Деление духовного мира человека на две составляющие мы видим и в этом стихе: «Если бы Он [Бог] обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух [руах] ее [всякой плоти] и дыхание [нешама] ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов 34:14–15).
Если бы Бог перестал любить и заботиться о Своем творении (обратил бы сердце Свое к Себе), тогда данный Им дух (руах и нешама) ушел бы к Нему и всякий человек мгновенно умер бы. Тело не живет без дыхания духа.
Дух как дыхание (руах) имеют также и животные (Пс. 103:29, Екк. 3:21). Поэтому для описания духа, как высшей части личности человека использовано слово – «нешама». По мнению известного библеиста Дмитрия Щедровицкого, «руах» – это духовная сущность, связывающая высший дух человека «нешама» с его душой, некий посредник между духом и душой.
8. Джанфранко Равази, Краткая история души, М. ББИ, 2012
9. Отмечено в Boyd G. A., Eddy P. R. Across the Spectrum: Understanding Issues in Evangelical Theology. – Grand Rapids, MI: Baker, 2002. – С. 94.
10. Душа животных по сравнению с человеческой очень примитивна, но все же можно о ней говорить.
ДУША И ТЕЛО — Тексты православной веры
Все древние религиозные традиции утверждают, что люди состоят как из материальных, так и из духовных элементов; но корреляция между ними понимается по-разному. Дуалистические религии считают материю изначально злой и враждебной человечеству: манихеи даже верили, что сатана был создателем материального мира. Классическая философия рассматривает тело как тюрьму, в которой душа содержится в заточении или заточении. Действительно, Платон выводит слово soma (тело) от sema (надгробие, могила): «Многие люди верят, что тело подобно надгробной плите, скрывающей душу, погребенную под ним в этой жизни… Душа терпит наказание… тогда как плоть служит своей крепостью, чтобы его можно было исцелить, находясь в теле, как в камере пыток».
Древнеиндийские философии говорят о переселении душ из одного тела в другое, даже из человека в животное (и наоборот). Учение о метемпсихозе (реинкарнации) отвергалось ранней церковной традицией как несовместимое с божественным откровением. Оно было объявлено бессмысленным и ошибочным на основании утверждения, что человек, обладающий разумом и свободой воли, не может превратиться в неумопостигаемое животное, так как все умопостигаемое существо бессмертно и не может исчезнуть. Кроме того, какой смысл в наказании человека за грехи, совершенные в прежней жизни, если он не знает, почему он должен это терпеть (ведь невозможно вспомнить свое прежнее «существование»)?
Отцы церкви, опираясь на Писание, учат, что душа и тело не суть чужеродные элементы, временно соединенные в индивидууме, но дарованы одновременно и на все времена в самом акте творения: душа «обручена» с тела и неотделимо от него. Только совокупность души и тела вместе составляет законченную личность, ипостась. Святитель Григорий Нисский называет неразрывной связью между душой и телом «склонность к привязанности», «смешение», «общность», «притяжение» и «знакомство», которые сохраняются и после смерти. Такая концепция далека от платонического и восточного дуализма.
Христианство совершенно ложно обвиняют в том, что оно проповедует презрение к плоти и презрение к телу. Презрение к плоти питали ряд еретиков (гностиков, монтанистов, манихеев), а также некоторые греческие философы, взгляды которых подвергались жесткой критике со стороны отцов церкви.
В христианской аскетической литературе всякий раз, когда мы сталкиваемся с вопросами о вражде между плотью и духом, начиная со св. Павла: «Ибо похоти плоти против духа, и похоти духа против плоти» (Гал. 5). :17) — они касаются греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не тела вообще. Также, когда мы читаем в монастырских источниках об «умерщвлении плоти», речь идет об умерщвлении греховных побуждений и «похотей плоти», а не о презрении к телу как таковому. Христианский идеал состоит не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить и преобразить ее, освободить от последствий грехопадения, вернуть ей первозданную чистоту и сделать ее достойной уподобления Богу.
Христианская традиция всегда придерживалась исключительно возвышенного взгляда на человеческую личность. Что такое человек с точки зрения атеиста? Обезьяна, только с более развитыми способностями. Что такое человек в понимании буддиста? Одно из перевоплощений души, которая до своего пребывания в человеческом теле могла существовать в собаке или свинье, а после телесной смерти могла вновь оказаться в животном. Буддийское учение отрицает само понятие личностного существования: человек рассматривается не как совокупность тела и души, а как некий преходящий этап странствий души от тела к телу.
Только христианство представляет собой возвышенный образ человека. В христианстве каждый из нас рассматривается как личность, человек, созданный по образу Божию, иконе Творца.
Когда Бог создал человеческую природу, Он создал ее не только для нас, но и для Себя, так как знал, что однажды Он Сам станет человеком. Таким образом, Он создал нечто адекватное Себе, нечто, обладающее бесконечным потенциалом. Святой Григорий Назианзин называет человека «тварным богом». Человек призван стать богом. В своем потенциале человек есть богочеловек.
Православная вера — Том IV — Духовность — Православная духовность — Человек
Том IV — Духовность
Православная духовность
Человек, согласно писаниям, создан «по подобию Божию» (Быт. 1.26–27). Быть подобным Богу через дар Божий — суть человеческого бытия и жизни. В Священных Писаниях сказано, что Бог вдохнул в человека «дыхание [или дух] жизни» (Бытие 2.7). Это Божественное учение породило в Православной Церкви понимание того, что человек не может быть истинно человеком, истинно самим собой, без Духа Божия. Так, святитель Ириней (III в.) сказал в своем известном изречении, часто цитируемом православными авторами, что «человек есть тело, душа и Дух Святой». Это значит, чтобы человек исполнил себя сотворенным по образу и подобию Божию, то есть уподобился Христу, Который совершенен. Божественный и нетварный Образ Божий — человек должен быть храмом Духа Божия. Если человек не является храмом Божьего Духа, то единственная альтернатива состоит в том, что он является храмом злого духа. Срединного пути нет. Человек либо находится в бесконечном процессе жизни и роста в союзе с Богом посредством Святого Духа, либо он является бесконечным процессом разложения и смерти, возвращаясь в прах небытия, из которого он был создан, разрушительной силой дьявол. Вот как интерпретирует православная духовная традиция «два пути» Моисеева закона:
Я призываю в свидетели против вас сегодня небо и землю, что я предложил вам жизнь и смерть, благословение и проклятие, поэтому изберите жизнь, чтобы вы и ваши потомки могли жить, любя Господа, слушаясь Его голоса и прилепляясь Ему, ибо это означает для вас жизнь (Втор. 30.19–20).
Это же самое учение дает апостол Павел в своем учении о «двух законах», действующих в жизни человека.
Ибо я нахожу удовольствие в законе Божием во внутренностях моих, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, живущего в членах моих. . . . Ибо закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. . . . Ибо живущие по плоти помышляют о плотском, а живущие по духу помышляют о духовном. Сосредоточиться на Духе — жизнь и мир (Рим. 7.14–8.17).
Каждое человеческое существо сталкивается с этими двумя возможностями, в конечном счете единственными двумя возможностями человеческого существования. Либо человек выбирает жизнь по благодати Божией и силе Духа — «изобильную» и «вечную жизнь», данную Богом в творении и спасении через Иисуса Христа, — либо человек выбирает смерть. Весь пафос человеческого существования состоит в этом выборе, осознает он это или нет. Христианская духовная жизнь зависит от сознательного выбора «жизненного пути». «Избрать жизнь» и ходить «путем жизни» — это то, как человек показывает себя по образу и подобию Божию.
Ибо руками Отца, то есть Сыном и Святым Духом, человек, а не только часть человека, был создан по подобию Божию .