Православие ру полная версия: Православие.Ru

Разное

Содержание

На сайте «Благодатный Огонь» появилась полная электронная версия Учебного пособия по церковнославянскому языку / Православие.Ru

Москва, 30 ноября 2012 года



На
сайте «Благодатный Огонь» появилась полная
электронная версия Учебного пособия по
церковнославянскому языку, составленного преподавателем
Московской Духовной академии Натальей
Ефимовной Афанасьевой.

Ссылка: http://www.blagogon.ru/biblio/232/.

Учебное пособие дает основы знания грамматики и синтаксиса
церковнославянского языка как языка богослужения, а также
гимнографической лексики и принципов
учебного перевода богослужебных текстов
на русский язык. Предназначенное для всех, кто желает
более глубоко вникнуть в гимнографическое наследие нашей
Церкви, оно призвано дать практические навыки его
понимания
. Поэтому в пособии подробно разработана
грамматика именно тех разделов, которые затрудняют
понимание церковнославянского богослужения, и,
соответственно, те разделы грамматики, которые более или
менее понятны, в пособии не рассматриваются или
рассматриваются обзорно. Таким образом, основное внимание
в грамматической части пособия уделено глагольным формам и
синтаксису. Грамматический материал представлен в
структурированном виде, – по бóльшей части в
виде таблиц, – что облегчает его запоминание. Второй
раздел пособия состоит из комментариев к избранным
богослужебным текстам, – тропарям, кондакам,
стихирам и ирмосам главных православных праздников. Это
комментарии не только лингвистического характера (с
привлечением языка оригинала – греческого), но и
догматического, церковно-исторического, экзегетического,
риторико-поэтического. Гимнографические творения в
предлагаемом Учебном пособии рассматриваются не только со
стороны их языковой формы, но и с точки зрения их
содержания. Задачи глубокого изучения богослужебной
практики нашей Церкви непосредственным образом связаны с
сохранением ее традиций и Предания, в том числе и прежде
всего, – ее богослужебного церковнославянского
языка.

Наш долг – бережно хранить драгоценную жемчужину
нашей Православной Церкви – церковнославянское
богослужение, которое уже более тысячи лет просвещает
русский православный мiр и души верующих и является
неотъемлемой частью церковного Предания Русской Церкви.

Напомним также, что в конце мая 2012 года вышел в свет
сборник «Церковнославянский язык в богослужении
Русской Православной Церкви» (см. подробнее:
http://www.blagogon.ru/biblio/393/).
Как говорится в предисловии, предлагаемый читателю сборник
о церковнославянском языке содержит статьи, посвященные
дискуссиям о богослужебном языке, разгоравшимся на
протяжении последних ста лет, и попыткам его реформации. В
статьях обоснована недопустимость модернизации
церковнославянского языка и русификации богослужебных
текстов.

Антон Поспелов / Православие.Ru









Рейтинг: 9.9|Голосов: 1162

Долго живу

Восемь новых рассказов

Владимир Крупин

Давным-давно весь седой, а не вспомню, когда поседел. Множество эпох прожил: от средневековья, лучины, коптилки до айпадов, айфонов, скайпов.























Рейтинг: 9.9|Голосов: 1165

Иордания, её древности, красоты и святыни

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Антон Поспелов

Аль-Махтас, Петра, гора Нево, Тель-мар-Ильяс, храм вмч. Георгия в Мадабе, пустыня Вади-Рам, Русская духовная миссия…































Рейтинг: 9. 6|Голосов: 1282

Угроза Украине, угроза мировому Православию

Эксперты о скандальных решениях Константинопольского Патриархата

Митрополит Антоний (Паканич), В. Петрушко, А. Дворкин, А. Рогозянский, К. Молчанов, Е. Дьяченко.



















Рейтинг: 9.9|Голосов: 2758

«Погибли наши сестры во Христе»: в Кизляре убиты прихожанки православного храма

Нападавший кричал «Аллаху акбар» и стрелял из охотничьего ружья. Четыре женщины погибли на месте, одна скончалась позже. Помолимся об убиенных Людмиле, Вере, Надежде, Ирине, Вере!

























Рейтинг: 9. 5|Голосов: 1964

Иконография Страстной Седмицы

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Деяния и беседы Христа с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение.



Рейтинг: 9.5|Голосов: 996

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

Священное Писание и подвижники о покаянии

Непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь.



Рейтинг: 9.7|Голосов: 1811

«В горе мы мудреем»

Памяти Юлии Вознесенской, доброй Агнии Львовны

«Когда захочешь, дорогой прохожий, / меня в своей молитве помянуть, / скажи тихонько: “Отпусти ей, Боже, / её грехи!” — и продолжай свой путь».













Рейтинг: 9. 8|Голосов: 3561

«Помни: ближе Бога к нам никого нет»

Преподобный Симеон (Желнин) о науке спасения

«Не верь, что худ брат, но верь, что ты не хорош, — извини его, снисходи к нему, его добро найди, свою же — гниль», — наставлял старец Симеон. 18 января мы чтим его память.









Рейтинг: 9.7|Голосов: 3126

«Трудись, как бессмертный, и живи, как готовый к смерти»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит и его изречения

О святом Порфирии Кавсокаливите преподобный Паисий Святогорец говорил: «Таких, как старец Порфирий, Бог посылает в мир раз в 200 лет». Вспомним наставления этого прославленного подвижника.





























Рейтинг: 9. 8|Голосов: 343

«Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа»

Беседа с митрополитом Афанасием Лимасольским о последних временах, доверии Богу и церковной миссии

Как преодолеть период духовной расслабленности, что делать, если рядом нет опытного духовника, как молиться и выстраивать церковную миссию, почему семьянину нужно читать патерики…



































Рейтинг: 9.6|Голосов: 151

«Никогда в жизни мы не видели такого человека»

К 10-летию со дня кончины митрополита Питирима (Нечаева)

Владыку вспоминают архимандрит Тихон (Шевкунов), академик Е. Велихов, старший иподиакон и личный переводчик, внучатая племянница, ректор МИИТа, профессора МГУ, сотрудники издательского отдела Московской Патриархии и многие другие.





















Рейтинг: 9.3|Голосов: 106

О святых Солунских братьях, их житиях и новой книге «Кирилл и Мефодий»

Беседа с лауреатом Патриаршей литературной премии Ю.М. Лощицем

Антон Поспелов

Книга вышла три месяца назад, а я уже делаю для себя новые пометочки, на случай, если она кого заинтересует, и кто-то захочет ее переиздать







Рейтинг: 8.6|Голосов: 22

Острые вопросы и честные ответы

Беседа с авторами книги «О Церкви без предубеждения»

Антон Поспелов

Искреннее желание разобраться в том, что смущает, а порой и отталкивает от Церкви «внешних» людей — со стороны светского журналиста, готовность отвечать на любые, в том числе, и болезненные вопросы со стороны священника, — характерные черты данного издания.









Рейтинг: 8|Голосов: 9

«Большими должны быть не фантазии, а дела» (+ФОТО)

Беседа с Григорием Чуйко, председателем совета директоров ООО «Воронежсельмаш»

Антон Поспелов

Чего многим так не хватает сегодня для получения результата? Не хватает веры. Веры в Бога и веры в то, что ты делаешь. Не хватает взаимной поддержки, взаимопонимания. Ну и, конечно, не хватает желания. У людей должны гореть глаза. Ради чего люди, например, недосыпают? Значит, ими движет огромное желание. В нашем случае это было желание поднять завод.



Рейтинг: 9.9|Голосов: 1978

20 лет при архимандрите Павле (Груздеве)

Протоиерей Анатолий Денисов

Отец Павел выходит из своей кельи: короткие шаровары, ноги босиком, волосы распущены. Говорит: — О, Толянко, в параличной шляпе идет. Я говорю: — Батюшко, дак новая. — Дак сам вижу. Он снял с меня шляпу и на кол повесил. Так она три года ворон отгоняла. Приехал я домой — и никакой атомной войны.















Рейтинг: 10|Голосов: 17

«Без знания Православия нельзя быть специалистом по России»

Беседа с Гарольдом Ляйхом, специалистом по русским фондам Библиотеки Конгресса США

Гарольд Ляйх, сотрудник Библиотеки Конгресса США, специалист по ее русским фондам, уже многие годы занимается изучением русской культуры – и прежде всего уникального собрания фотографий С.М. Прокудина-Горского (1863–1944), которое хранится в этой библиотеке. О своей работе, о том, как проснулся в нем интерес к русской культуре, он рассказал читателям нашего сайта.


Рейтинг: 7.8|Голосов: 176

Оптина пустынь и ее фрески

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Антон Поспелов

Оптина Пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек. «Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством,— говорил И. В. Киреевский,— то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти».


















Рейтинг: 9.5|Голосов: 217

«Достойный священник — друг Божий»

Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении

Антон Поспелов

Священник — соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей. И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия.




Рейтинг: 9.7|Голосов: 294

«Альфа и омега монаха – это послушание»

Беседа с благочинным афонского монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом

Отец Ефрем из Катунакии был отцом послушания и покаяния. Когда к нему кто-то приходил, он не удивлял человека, называя его по имени, он говорил только о покаянии и послушании. И отец Паисий тоже говорил только о послушании. И отец Амфилохий тоже. И наш настоятель, когда к нему обращаются, также говорит о послушании. Альфа и омега монаха – это послушание.





Рейтинг: 9.8|Голосов: 177

«Господь всегда с христианами»

Беседа с архимандритом Парфением (Мурелатосом), игуменом монастыря святого Павла на Афоне

Божий Промысл есть на всё. Как был Божий Промысл на то, что коммунисты захватили Россию, так же по Божиему Промыслу все изменилось. И то, и се будут творить, а потом все переменится. Господь всегда с верующими, с христианами, – не с другими, а с христианами. Поэтому Господь хранит двух Своих пророков Еноха и Илию, потому что, когда всех людей введут в заблуждение, они восстанут и появятся и поставят все на свои места. Хотя о христианах никто не будет говорить, но именно они поставят всё на свои места.


Святая Земля. Фотогалерея

Антон Поспелов, Гурий Балаянц

Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Вифания, Капернаум, Кана Галилейская, гора Фавор. Храмы Воскресения и Рождества Христова. Монастыри св. Марии Магдалины, прп. Саввы Освященного, прп. Герасима Иорданского, прп. Феодосия Великого, монастырь на поле пастушков.












Рейтинг: 9.5|Голосов: 18

Церковь должна быть смелой в своих поступках

Беседа с митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем

Оставаясь верной своей сущности, своим основам, своей традиции, Церковь должна быть открыта в своей проповеди, открыта в своем служении. Слово Церкви должно быть взвешенным и выверенным. Церковь должна быть более смелой в своих предложениях и в своих поступках. И более современной в способах несения своего служения. Таким образом она сможет достучаться до сердца современного человека и дать ему то, в чем современный человек, безусловно, имеет большую нужду.




Иринарховский Крестный Ход 2007 г.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Антон Поспелов, Сергей Воронин, Василий Нестеренко

19-22 июля 2007 г. полторы тысячи паломников со всей России прошли крестным ходом от Ростовского Борисо-Глебского монастыря до святого источника в селе Кондаково. Этот крестный ход, связанный с памятью прп. Иринарха Затворника, подвизавшегося в Борисо-Глебском монастыре в XVII в., стал юбилейным: ровно 10 лет назад прерванная традиция крестных ходов была восстановлена.


Рейтинг: 7.3|Голосов: 10

Мы снова вместе. Часть 2

Беседы со священнослужителями, монашествующими и мирянами – гостями из-за рубежа – после подписания «Акта о каноническом общении»

Мои чувства совершенно невозможно описать. Мы жаждали, желали этого единства давно. И многие священники Русской Православной Церкви за границей ожидали этого события. Мы, конечно, приближались к моменту воссоединения с великой надеждой. Я сподобился причаститься прямо из чаши, которую держал Святейший Патриарх. Это была великая радость для меня, недостойного.




Рейтинг: 10|Голосов: 16

Мы снова будем вместе

Беседы со священнослужителями Русской Православной Церкви Заграницей накануне подписания «Акта о каноническом общении» по завершении всенощного бдения в Московском Сретенском монастыре

Этот день для нас долгожданный. Многие в Зарубежной Церкви, к сожалению, забыли заветы основателей Зарубежной Церкви, которые говорили о том времени, когда вынужденное административное разделение между Церковью за рубежом и на Родине должно прекратиться, говорили, что наше положение является чрезвычайным и временным.


О фильме «Потерянная могила Иисуса» и его создателях

Иеромонах Иов (Гумеров), Антон Поспелов

Старейшина археологов США Уильям Девер сказал: «Все это — публичный трюк, который весьма обогатит авторов фильма и расстроит миллионы невинных людей, поскольку у тех нет достаточно знаний, чтобы отличить истину от лжи». К счастью, ложь предпосылок фильма легко опровергнуть.

Хроника миссионерской поездки «Наш Дальний Восток». Часть 3, последняя. Благовещенск – «Белая»

Антон Поспелов

Отрадно было воочию убедиться в справедливости слов Тертуллиана, что «душа человеческая по природе христианка», убедиться в том, что, несмотря на активную проповедь безбожия в советские годы и бессердечия уже в наше время, душа людская чутка к Божественному слову и пропитанным этим словом народным песням. Мы видели тех, кто впервые пришёл в храм и впервые причастился, видели тех, кто задумался о венчании и исправлении жизни. Видели тех, кто, не понимая ни слова, три часа благоговейно слушал церковные песнопения в православном храме.



Рейтинг: 9|Голосов: 32

Православие в Венеции

Беседа с настоятелем прихода святых жен-мироносиц в Венеции священником Алексием Ястребовым

Антон Поспелов

В течение всего времени венецианского карнавала город настолько переполнен туристами, что подчас образуются своего рода «человеческие пробки», заторы, в которых можно простоять десять, а то и двадцать минут, не шелохнувшись. В день открытия на узкие венецианские улочки-калле выходят даже регулировщики – полицейские, руководящие живым потоком людей, а местные жители, если не работают в сфере услуг, прячутся или разъезжаются, кто куда может.



Хроника миссионерской поездки «Наш Дальний Восток». Часть 1: Военная база «Украинка»

Антон Поспелов

С 16 по 21 декабря братия, хор и сотрудники московского Сретенского монастыря и студенты Сретенской духовной семинарии находились в миссионерской поездке в Приамурье. Предполагается, что такие поездки, только уже расширенные и по тематике, и по составу участников, в будущем могут стать регулярными. Для подобного рода ежегодных форумов, которые могут проходить в больших городах самого отдаленного региона России, предложено название «Наш Дальний Восток».







Рейтинг: 10|Голосов: 16

Если бы мне было сейчас 20 лет, я уехал бы в Россию

Интервью со священником Андреем Филлипсом

Есть английская народная поговорка: «Лучше зажечь свечу, чем проклясть темноту». Я всегда старался так и поступать – зажигать много-много свечек как раз потому, что здесь много-много темноты. Современную Западную Европу я называю «Северной Сахарой», потому что живем мы в духовной пустыне. Наши скромные православные зарубежные храмы являются почти что единственными оазисами здесь. Вместо безбожного Советского Союза появился безбожный Евросоюз. Мы понимаем, что или Запад вернется к своим духовным корням первого тысячелетия, а корни эти православные, или он исчезнет с лица Земли.


Исследование религиозных текстов восточных православных христиан-мигрантов

Восточные христиане в Европе, 1970-2020 гг.

Продолжительность
2019

Участник(и) проекта

Проф. Мурре-ван ден Берг, Х.Л. (Хелин)

Миличич, М. (Матия)

Йоханнес, Х. (Хабтом)

Гем, Дж.И. (Ян)

Д-р Шеклян, К. Н. (Кристофер)

Доктор Рой де Блики, G.B.T. дю (Гаэтан)

Тип проекта
Исследования

Организация
Факультет философии, теологии и религиоведения

За последние 50 лет восточные православные христиане (армяне, копты, сирийцы/арамеи, эфиопы и эритрейцы) из Ближнего Востока и Африки поселились в Европе, спасаясь от связанного с войной насилия и общественного давления. Одним из важных аспектов религиозной практики этих транснациональных восточных сообществ является их сильный акцент на написании и публикации текстов. К ним относятся традиционные религиозные тексты (от литургии до истории), повторно переведенные и повторно контекстуализированные версии этих текстов, а также совершенно новые тексты.

От простых листовок и книг до сложной интернет-продукции, включая звук и изображение, эти текстовые практики направлены на передачу религиозного наследия новому поколению во все более глобализированном контексте.

Европейская интеграция

Ученые в значительной степени игнорировали эти тексты, потому что они слишком популярны или слишком современны для ученых, изучающих письменные религиозные традиции, и слишком текстуальны для социологов, работающих с этими транснациональными сообществами. Тем не менее, они составляют важный источник для изучения европейской интеграции этих сообществ, особенно в отношении гибридного характера многих из этих традиций.

Проект использует эти текстовые практики в качестве основного источника для понимания того, как восточные христиане вписывают себя в европейские общества и тем самым способствуют трансформации своих собственных транснациональных церквей, а также православия во всем мире.

За последние 50 лет восточные православные христиане (армяне, копты, сирийцы/арамеи, эфиопы и эритрейцы) из Ближнего Востока и Африки поселились в Европе, спасаясь от связанного с войной насилия и общественного давления. Одним из важных аспектов религиозной практики этих транснациональных восточных сообществ является их сильный акцент на написании и публикации текстов. К ним относятся традиционные религиозные тексты (от литургии до истории), повторно переведенные и повторно контекстуализированные версии этих текстов, а также совершенно новые тексты. От простых листовок и книг до сложной интернет-продукции, включая звук и изображение, эти текстовые практики направлены на передачу религиозного наследия новому поколению во все более глобализированном контексте.

Ученые в значительной степени игнорировали эти тексты, потому что они слишком популярны или слишком современны для ученых, изучающих письменные религиозные традиции, и слишком текстуальны для социологов, работающих с этими транснациональными сообществами. Тем не менее, они составляют важный источник для изучения европейской интеграции этих сообществ, особенно в отношении гибридного характера многих из этих традиций. Проект использует эти текстовые практики в качестве основного источника для понимания того, как восточные христиане вписывают себя в европейские общества и, таким образом, вносят свой вклад в трансформацию своих собственных транснациональных церквей, а также православия во всем мире.

Финансирование

Этот проект получил финансирование от Европейского исследовательского совета (ERC) в рамках исследовательской и инновационной программы Horizon 2020 Европейского Союза (грантовое соглашение № 834441 GlobalOrthodoxy).

Европейский исследовательский совет

Партнеры

Неявка России на Всеправославный Собор свидетельствует о безнадежном отсутствии единства

Отказ от участия во Всеправославном Соборе — самый неудачный и беспомощный выбор, а действия четырех церквей — довольно явный реверанс в пользу Православия фундаменталисты, которые отвергают собор как иконоборческий и нечестивый и говорят, что главная цель греков — «кодифицировать ересь».

Святой и Великий Собор Православной Церкви, который был предметом планирования более пятидесяти лет, открылся на Крите 19 июня без представителей четырех ее отделений, включая Русскую Православную Церковь, после того, как они покинули заседания менее чем за три недели до его начала. Теологические и исторические проблемы, на которые ссылаются бойкотисты, на самом деле тесно переплетаются с церковной политикой, и вывод войск в последнюю минуту подорвет авторитет православной иерархии.

Священный Синод Русской Православной Церкви проголосовал за отказ от участия во Всеправославном Соборе на внеочередном заседании 13 июня. Несмотря на развернутую аргументацию, главный итог был ясен: Московский Патриарх торпедировал мероприятие. Без своего второго по величине игрока — Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Кириллом — Собор больше не будет иметь такой же легитимности для православного мира, хотя Константинопольский Патриарх Варфоломей I, базирующийся в Стамбуле «первый среди равных» Православные патриархи в любом случае пошли на это.

Болгарская, Антиохийская и Грузинская церкви ранее отказались от участия в соборе, сославшись на богословские возражения против документов, над которыми более полувека работали несколько поколений церковных деятелей и богословов.

Когда последние проекты документов были опубликованы в конце зимы, они вызвали резкую критику со стороны Православной Церкви. Наиболее спорным текстом является документ под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Традиционная православная экклезиология однозначно рассматривает все остальные христианские группы и общины как еретические, но с развитием экуменического движения в ХХ веке стали развиваться контакты с другими христианскими общинами и вошел в обиход термин «христианские церкви и конфессии». Критики документа, в котором говорится о христианском единстве, предлагают отказаться от всех нововведений и вернуться к традиционному отношению к инославным христианам.

Такие дебаты могут показаться абстрактными, но могут иметь реальные последствия. В феврале 2016 года Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском на встрече, которую многие называют «исторической» и которую преподносят как источник надежды на новый этап сотрудничества в христианском мире. Если текст об отношениях не сохранит своих ключевых принципов, встречу с Папой можно будет осудить как встречу с еретиком. Активное сотрудничество с католиками и протестантами в сфере образования и благотворительности будет подорвано. Некоторое сотрудничество, конечно, сохранится, но оно станет формально противоречащим официальной позиции Русской Православной Церкви.

Другой документ «Таинство брака и его препятствия» вызывает протест Грузинской православной церкви, поскольку он допускает при определенных обстоятельствах благословение брака между православными христианами и последователями других конфессий. Многие церкви теперь разрешают эту практику, и снова возвращение к строгой позиции будет иметь практические последствия.

Например, у некоего русского правителя есть дочь, которая живет в Нидерландах и хочет выйти замуж за голландского кальвиниста. Благочестивый правитель просит патриарха Московского совершить венчание. Однако патриарх отказывается, говоря, что в 2016 году православная церковь приняла решение не благословлять браки с иноверцами. Русский правитель встревожен, и, видя его смятение, Патриарх начинает искать способ обойти запрет. Нужны ли патриарху такие неприятности? Думаю, нет.

12 июня митрополит Российский Иларион Алфеев сказал: «Если мы чувствуем, что подготовка не завершена, что есть еще какие-то нерешенные вопросы, лучше отложить собор, чем проводить его в спешке».

На самом деле, планы Совета были какими угодно, только не поспешными, поскольку он разрабатывался пятьдесят пять лет. Два года назад началась серьезная подготовка, и все Православные церкви приняли совместное и совершенно добровольное решение о проведении Собора в июне 2016 года. Так почему же церкви ждали всего две-три недели до того, как было запланировано начать объявлять о них? не стал бы участвовать?

Церковные чиновники приводили богословские, политические и даже экономические оправдания, чтобы оправдать свое решение, но за последние пятьдесят лет были проведены конференции, подготовлены протоколы и составлены документы, а сроки проведения собора дважды единогласно утверждались. Поэтому могло показаться, что отступать просто не было возможности. Но вместо того, чтобы предложить свои версии документов или внести поправки в соборные процедуры, высшие эшелоны церковной иерархии именно это и сделали.

Отказ от участия во Всеправославном Соборе — это самый неудачный и беспомощный выбор из всех возможных, и действия четырех церквей можно интерпретировать лишь как довольно явный поклон православным фундаменталистам, которые отвергают Собор как иконоборческий и безбожный и говорят, что главная цель греков — «кодифицировать ересь».

Однако решение церквей выйти из совета обнаруживает еще более серьезную проблему. Если церкви совместно принимают определенные решения, а затем легко отмахиваются от них, то за какой еще выбор они не хотят нести ответственность? Выход из собора – это серьезный удар по авторитету православных церквей и православной иерархии.

В преддверии Собора столкнулись два подхода: та сторона, которая считает, что Собор определяется в первую очередь его результатами — количеством принятых документов, — и те, кто считает, что Собор — это прежде всего процесс, и что начало переговоров это самое главное. Ведь нет оснований ожидать, что Всеправославный собор ограничится одним кратким заседанием, и документы, скорее всего, будут пересматриваться снова и снова.

Первый подход хорошо вписывается в концепцию церкви как партии, объединенной определенной идеологией. Если будет проводиться совет на высшем уровне, то у этого совета должны быть итоговые документы, формулирующие позицию. Проблема в том, что невозможно сформулировать единую православную идеологию. Православные христиане в России, например, живут совсем в другом мире, чем православные христиане в Ливане или Соединенных Штатах.

Примечательно, что все церкви, принявшие решение о выходе, разделяют мнение, что документы являются главным критерием успеха собора: если есть еще сомнения по поводу документов, то незачем выходить.

Несмотря на пренебрежительное отношение некоторых церквей к собору, он все же может послужить объединяющим началом. Ведь десять из четырнадцати православных церквей до сих пор на стороне патриарха Варфоломея.

Русская Православная Церковь беспрекословно стала частью оппозиции, отказавшись от участия в Соборе. Поэтому ему придется основывать свою стратегию на противопоставлении себя Константинополю. Это будет несложно, поскольку раздел между Москвой и Фанаром — домом Константинопольского Патриархата — был основной линией противостояния на протяжении многих веков. Другой вопрос, насколько это будет продуктивно в текущей ситуации.

Главный итог «несовета» — разочарование. Разочарованы большинство мирян, духовенства и даже некоторые архиереи. Раздробленность православного мира оказалась разрушительной, а безнадежная разобщенность напугала многих православных христиан во всем мире. То, что раньше можно было замести под ковер, теперь очевидно всем, и не только православным христианам.

Автор:

  • Сергей Чапнин

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts