Православие сны: Надо ли верить сновидениям? / Православие.Ru
Содержание
Можно ли верить снам? / Православие.Ru
Можно ли верить снам? Часть 1.
Продолжим наш разговор относительно сновидений.
«Бесы, – учит авва Евагрий, – иногда измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. Например, часто кто-нибудь видит себя во сне… либо исцеляющим телесные недуги, либо достойно носящим облачение пастыря и пасущим свое небольшое словесное стадо». Бесам свойственно предсказывать то, что не относится к душеспасительному и вечному. Суть этих мнимых предсказаний в том, чтобы христианина постигло искушение (1 Кор. 10, 13). В таком состоянии легче спровоцировать соблазн и наше падение. Когда это не удается, демоны всячески злобствуют.
Вера в сны усиливает состояние самообольщения, убеждает человека в его правоте, часто делает невозможным его духовное исцеление. Между верой в сны и прелестью существует тесная связь. Вот один из примеров, описанный святителем Игнатием Брянчаниновым в его «Аскетических опытах»: «…в Площанской пустыни (Орловской епархии) жил старец, находившийся в прелести. Он отсек себе кисть руки, полагая исполнить этим евангельскую заповедь, и рассказывал всякому, что его кисть сделалась святыми мощами и с честью хранится в Московском Симонове монастыре. Он, старец, находясь в пятистах верстах от Симонова монастыря, чувствует, когда Симоновский архимандрит с братией прикладываются к руке. Со старцем делалось содрогание, причем он начинал очень громко шипеть. Он признавал это явление плодом молитвы, но всем такое извращение виделось достойным лишь сожаления и смеха. Дети, жившие в монастыре по сиротству, забавлялись этим явлением и копировали старца, который приходил в гнев, кидался на детей и трепал их за волосы. Никто из почтенных иноков обители не мог уверить прельщенного, что он находится в бедственном состоянии».
Преподобный Иоанн Лествичник, продолжая мысль аввы Евагрия, говорит, что «бесы тщеславия – пророки во снах». Далее «Лествица» открывает нам механизм многих так называемых «вещих снов»: «будучи пронырливыми, они (бесы) заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное… Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает, перед теми всегда оказывается лжецом». Важное замечание – исполнение «вещих снов» и сновидений напрямую зависит от веры в них!
Интерес представляет и случай, произошедший с президентом Соединенных Штатов Америки Авраамом Линкольном, которому во сне пришло пророчество о собственной смерти. Ровно за десять дней до смерти ему приснился гроб под государственным флагом, стоявший посреди зала в Белом доме. Это были похороны президента страны. Занимателен тот факт, что многие величайшие ученые и деятели искусства видели вещие сны и находили в них вдохновение для совершения научных открытий и творчества. Сразу же можно вспомнить случай, когда Дмитрию Ивановичу Менделееву удалось увидеть во сне таблицу химических элементов. Можно вспомнить и другие величайшие примеры: писателю Данте приснился сюжет его знаменитой «Божественной комедии», а математик Тьюринг во сне увидел схему и создал на ее основе первый компьютер… Данные примеры порождают многочисленные вопросы по теме нашей беседы. Кто же все-таки творцы подобных снов? Как правильно вести себя человеку, увидевшему такое сновидение, которое реально осуществилось в жизни?
Давайте разбираться, опираясь на святоотеческий опыт.
Если человек малодушно вверяет свою волю этим знакам, принимая их за истинные, то тем самым он загоняет себя в ловушку, ибо падшие духи приложат все свои силы и возможности, дабы воплотить эти сновидения в действие. Главная цель демонских искушений – овладеть нашим сознанием, привлечь внимание людей к их внушениям, и самое главное – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь. Обрабатывая таким образом христианина с помощью греховных помыслов, бесы более и более овладевают волей человека, поворачивая ее в сторону зла.
Главная цель демонских искушений – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь
Еще одно свойство бесов, согласно преподобный Иоанну Лествичнику, – их вездесущность: «Как духи, они видят случившееся в воздушном пространстве, и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, они предсказывают это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».
Наверное, одним из первых преподобный Евагрий Понтийский указывает отличительные свойства бесовских и ангельских сновидений. Бесовские сны приводят сердце в смятение и тревогу. Иногда последствия от подобных искушений бывают очень страшные. Могут даже возникнуть мысли убить других людей, и такие помыслы приходят как через внушения, так и во время прелестных видений, в том числе и во время сна. Одна многодетная мама рассказывала мне о таких ужасных помыслах, когда кормила своих маленьких деток, а в руке у нее в тот момент был большой острый нож.
Преподобный Иоанн Лествичник добавляет свои важные наблюдения, помогающие христианину разобраться в увиденном во сне: «Бесы многократно преобразуются в Ангелов света и образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением». Здесь преподобный Иоанн Лествичник указывает на известное изречение святого апостола Павла (см. 2 Кор. 11, 14). Самым страшным моментом в этой духовной борьбе будет посрамление такого прельщенного христианина, когда он совершит поклонение демонам, думая, что воздает его Богу. Обычным следствием подобного поступка является умопомешательство, глубокая неисцельная прелесть, а иногда и самоубийство. В таких случаях демоны полностью овладевают душой человека, которая отдается попущением Божиим в их власть за страшные ошибки духовной жизни. Требуются годы страданий и молитвы святых людей, чтобы исцелиться от такого страшного духовного недуга. У таких несчастных людей бог века сего ослепляет умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4, 4). Апостол Павел, исполненный духовной мудрости и сострадания к людям, говорил о диавольских кознях, что нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11). Но боюсь, – восклицает апостол, – чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3).
Как важно услышать эти предостережения великих мужей о кознях диавола и беспечности человека. Апостол Павел указывает главную причину падения подвижника – уклонение от простоты во Христе. Такая простота – то же самое, что смирение, которое оберегает от всевозможных искушений и ошибок. Христианин должен постоянно повторять слова апостола Павла: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9-10).
Бог только смиренным дает благодать (Иак. 4, 6), лишая ее гордых и надменных сердцем. Подвижник без благодати как рыба, вынутая из воды. Его состояние в духовном смысле смертельно опасное. Он уязвим для каждого греховного помысла и бесовского внушения. Само сопротивление искушению в нем ничтожно слабо и бесплодно, ибо совершается без помощи Божией.
Призывая нас к внутренней бдительности, «Лествица» дает важное наставление: «Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами». В подтверждение этих слов приведем пример из «Патерика», когда вера снам погубила подвижника.
«На горе Синайской жил старец-затворник, великий молитвенник и подвижник. Многие верили, что он угодник Божий, и никто не думал, что он погибнет. К несчастью, именно это с ним и случилось, ибо старец безрассудно верил снам. Диавол, узнав эту немощь, сначала стал являть ему сны, которые на самом деле сбывались, а затем уже и такие, которые изобретены были его диавольским коварством для погибели людей. Однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев – озаряемых светом и исполненных радости. Бедный монах, проснувшись, нисколько не рассуждая, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял жидовскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был съеден червями и умер лютой смертью».
В отличие от демонских сновидений, «Ангелы, – согласно “Лествице”, – показывают нам вечные муки и Страшный Суд. ..» Вместо радости и возношения, что, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, является знаком бесовской прелести, ангелы «пробудившихся исполняют страха и сетования». Кроме названных признаков, «Лествица» указывает еще один, по которому определяется демонское сновидение: «если оно приводит в отчаяние», ибо «согрешить – дело человеческое, – говорит преподобный Нил Синайский, – а отчаиваться – дело сатанинское».
Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры. Такого «Лествица» называет любомудрым, а «кто верит снам, тот вовсе не искусен».
Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры
Наш современник, афонский старец Паисий Святогорец говорил, что не надо предавать значение снам. По его мнению, можно впасть в прелесть, если начать верить не только плохим, но и хорошим сновидениям. «Девяносто пять процентов снов – ложь, – учил афонский подвижник, – поэтому святые отцы говорят, что на сны не надо обращать внимания. Снов, приходящих от Бога, бывает очень мало, но для того, чтобы истолковать даже их, нужно иметь душевную чистоту и другие необходимые качества – подобно пророку Даниилу и праведному Иосифу, которые имели благодать от Бога».
В духовном поучении, посвященном праведному Иосифу Прекрасному, святитель Игнатий Брянчанинов, обобщая святоотеческий опыт, говорит, что во всех явлениях из мира духовного нужно проявлять «благоразумную холодность и спасительную осторожность». Действительно, бывают сновидения от Бога, чему служат примером и доказательством сны Иосифа, но «состояние видящего сны и видения опасно, очень близко к самообольщению». «Зрение нашего падения и искупления, – делает вывод святитель Игнатий, – вот нужнейшее видение».
В заключение следует сказать, что в новозаветное время сны и их роль в открытии Промысла Божьего людям существенно меняется. В Новом Завете, в отличие от Ветхого, сновидения как средства откровения воли Божией теряют свое первостепенное значение. Если Бог использует сновидения, то исключительно в целях предупреждения об опасности или угрозе; одним словом, в редких случаях. Дух Божий теперь говорит и действует через Церковь, открывая людям Истину и помогая воплощать Ее в повседневной жизни.
10 изречений афонских монахов о сновидениях
Каждый человек видит сны. Некоторые люди пытаются истолковывать увиденное, искать определенный смысл, знаки. Однако Православная Церковь считает сонники ложной литературой. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как православным людям относиться к снам.
«Снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения…».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«…Здесь нужны внимание и рассуждение, чтобы он не верил некоторым снам, но знал бы, от Бога они или от беса. Но так как не все имеют такое рассуждение, то пусть он снам не верит вовсе. Впрочем, сновидения от Бога распознаются. Иногда они видятся в глубоком сне, иногда в тонком, как бы то ли спящему, то ли нет, и в краткое время. А когда человек просыпается, то полон радости, виденное увлекает ум и вызывает созерцание. И целые годы он вспоминает об этом, и оно незабываемо. А сны от бесов наполняют душу смятением. И когда человек просыпается и ум хочет вспомнить виденное, то наполняется страхом. И сердце этого не принимает. Но и если он это видит во сне, видения не останавливаются, но изменяются в видах и образах, в местах и способах, в поступках и движениях. И по этим изменениям, и мятежным и бесстыдным, ты можешь узнать, откуда они».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
* * *
«Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает».
(Преподобный Нил Сорский)
* * *
«Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«Все ветхозаветные откровения, согласно мнению святого Исаака Сирина, относятся к первой ступени: «Есть две ступени в Божественных откровениях. Во-первых, видения откровения в образах. Даже чувственные видения, как Неопалимая купина. Или духовные видения, как Лестница Иакова. Иногда в восхищении духа. Таковы и прозрения пророков, и та мудрость, о которой говорит апостол Павел (см. Кол. 1, 9; Еф. 1, 17–19). И наконец – вещие сны. Все эти откровения имеют педагогический смысл (воспитательное значение). Это только знаки и символы…».
(Святитель Григорий Палама)
* * *
«Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то, что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«Бывают и другие сны, от фантазии ума и от многоядения, впрочем, нет нужды о них рассказывать. Но сердце подвижника, когда он спит, непрестанно занято молитвами, как мы сказали в другом месте».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
«…сон заставил меня призадуматься: не хотелось бы застрять в таких сновидениях, где меня обманывают жалким образом. Собрав все силы, я твердо наказал себе спать как можно меньше, чтобы не попадать в уловки сновидений. Пришлось сделать пугающий своим реализмом вывод: сон — это сильнейшее оружие диавола, которым он удерживает душу в рабстве».
(Монах Симеон Афонский)
* * *
«Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».
(Преподобный Паисий Величковский)
* * *
«Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны. Я часто днем встречаюсь с людьми, выслушиваю их различные проблемы. А потом во сне ругаю кого-то: «Ах ты, безбожник, — кричу, — тебе на всех наплевать!» И просыпаюсь от собственных криков».
(Преподобный Паисий Святогорец)
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
Роль снов — Православная дорога
Пт. Jeremy6 Комментарии о роли мечты
Раньше меня спрашивали о православном взгляде на сны. Являются ли они хорошими, нейтральными или злыми? Я должен предварить это, заявив, что высказанные здесь мнения не предназначены для замены получения совета от вашего священника. Если вас что-то беспокоит, поговорите с ним.
Сны сильно различаются по своему содержанию. Однако совет отцов церкви в целом состоит в том, чтобы игнорировать сны.
В 46-й главе св. Игнатия «Арена » дается хорошее резюме учений Отцов Церкви относительно сновидений. Демоны часто используют наши сны, чтобы напугать нас, соблазнить или каким-то образом поиграть с нашим эго. Даже если сон, кажется, преподает нам полезный урок, св. Игнатий рекомендует ошибиться в сторону осторожности и вытеснить сон из головы, крестясь и произнося молитву, когда мы просыпаемся.
Приказание игнорировать сны может показаться жестоким, но в этом есть смысл. Даже сны, преподающие положительный урок, могут быть вредными. Такие сны могут научить людей начинать полагаться на ночные фантазии, а не на Библию и Церковь. Они могут чувствовать, что Бог говорит непосредственно с ними, и поэтому им не нужен совет их пастора, священника или кого-либо еще. Даже кажущиеся хорошими сны могут потешить эго в остальном хороших людей.
Когда мне снится яркий и запоминающийся сон, который, как мне кажется, может быть важным, я пересматриваю его с моим отцом-исповедником, который знает многие из моих забот, а также виды грехов, с которыми я борюсь. Я получаю его совет о том, что мне делать со сном. Но когда мы пытаемся разобрать наши сны и истолковать их для себя, мы открываем свои сердца и умы бесчисленному злу.
Как правило, мы слишком непостоянны, чтобы мечты могли принести нам какое-либо долгосрочное благо. Вместо этого лучше всего работает тот, кто изучает Писание, посещает церковь, познает и боится Бога и обретает в своей жизни победу над греховными страстями. В то время как поразительный сон может пробудить душу, которая уже готова услышать от Бога, для большинства людей, если они уже не прилагают усилий к тому, чтобы жить для Бога, это обычно не будет иметь долгосрочного значения.
Святой Игнатий делает исключение для тех, кто очистил свою душу и не живет ни в каком грехе. Такие люди не позволяют баловать свое эго или разжигать страсти из-за мечтаний. Поскольку их сердца чисты, они получают послания от Бога. Многочисленные примеры этого можно найти в Библии и в житиях святых.
Для тех, кто борется с кошмарами, особенно повторяющимися, мне сказали, что лучше всего перекреститься и попытаться выбросить их из головы. Если вам постоянно снятся кошмары, найдите кого-нибудь, с кем можно поговорить. Те, кто пережил жестокое обращение или травму в детстве, часто сталкиваются с этой проблемой, хотя могут быть и другие факторы. Некоторые исследования показали, что глобальный страх перед COVID-19Пандемия вызвала увеличение бессонницы и ночных кошмаров. Добавьте к этому психологические проблемы из-за частых карантинов и политических волнений, и мы получим рецепт более ярких и запоминающихся снов.
Приложение : Я понимаю, что люди часто видят утешительные сны, и последнее, что я хочу делать, это лишать людей утешения в эти трудные времена. Я думаю, что Отцы Церкви в первую очередь осуждали людей, использующих свои сны для пророческих слов, то есть пытающихся предугадать что-то о будущем или предполагающих, что им дано тайное знание о человеке, месте или ситуации. Сны, попадающие в эту последнюю категорию, обязательно следует обсудить с духовным отцом или матерью.
Избранное изображение от ElinTan
Нравится:
Нравится Загрузка…
Я вырос протестантом, но нашел свой дом в древней православной церкви, когда мне было 20 лет. Теперь я православный священник, призывающий других углублять свое хождение со Христом.
Просмотреть все сообщения о. Джереми
РубрикиРазные мыслиТегиСонник, воображение, кошмары, молитва, Должен ли я доверять своим снам?, Блуждающий разум, Что значат сны?
О Снах — Греческая Православная Церковь Св. Андрея
Преподобный Ферапонт, игумен Белозерский
Возлюбленные братья и сестры,
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ИСТИННО ОН ВОСКРЕС! ΧΡΙΣΤΟΣ ΑΝΕΣΤΗ! ΑΛΗΘΩΣ ΑΝΕΣΤΗ!
ПСАЛОМ 71
На Тебя, Господи Я уповаю; Пусть меня никогда не опозорят. Избавь меня по правде Твоей и спаси меня; Приклони ко мне ухо Твое и спаси меня.
Будь моим надежным убежищем, К которому я могу постоянно прибегать; Ты дал повеление спасти меня, Ибо Ты моя скала и моя крепость.
Избавь меня, Боже мой, от руки нечестивого, От руки неправедного и жестокого человека. Ибо Ты надежда моя, Господи Боже; Ты моя опора с юности моей. Тобой я был поддержан от рождения; Ты Тот, Кто вынул меня из чрева матери моей. Тебе хвала моя непрестанно. ..» (Пс. 70:1-6)
+++
О СНАХ
от отца Иоанна, русского монаха [источник: Христос среди нас]
I слышал, что многие миряне говорят о снах и строят о них разные свои догадки, а некоторые из наших уважаемых отцов-монахов верят снам и толкуют их.0007
Получив от мирян письма о снах, некоторые монахи, по неопытности в духовной жизни, с одобрением читают эти письма и показывают их своим братьям-монахам как нечто назидательное. Такие неправильные представления о снах побудили меня сделать записи для некоторых святых отцов.
Демоны тщеславия — пророки в снах. Будучи хитрыми, они угадывают будущее по нынешним обстоятельствам и предсказывают его нам. Когда эти видения сбываются, мы изумляемся; и мы действительно ликуем от мысли, что мы уже близки к дару предвидения. Демон часто является пророком для тех, кто верит в него, но он всегда лжец для тех, кто его презирает. Будучи духом, он видит то, что происходит в воздухе, и, заметив, что кто-то умирает, предсказывает это более доверчивым типам людей через сны. Но демоны ничего не знают о будущем по предвидению, но известно, что даже врачи могут предсказывать смерть. Тот, кто верит снам, совершенно неопытен, а кто не доверяет всем снам, тот мудр. «Поэтому верующий снам подобен человеку, бегущему за своей тенью и пытающемуся поймать ее» (Святитель Иоанн Лествичник о снах). , гл. 3:28). Блаженный Диадох пишет: «Однако скорее будем соблюдать как великую ценность правило не верить никаким снам. Ибо сны по большей части не что иное, как идолы мысли, игра воображения или опять же, как я уже сказал, бесовское глумление и насмешка над нами» [гл. 38].
Святитель Симеон Новый Богослов пишет: «Только те могут иметь во сне истинные видения (их не следует называть сновидениями, а видениями), чей ум упростился благодатью Святого Духа и освободился от гнета страстей. и от рабства им.Это люди, чья единственная забота о вещах Божественных, чья единственная мысль — о будущих наградах и благословениях, чья жизнь выше обычной жизни, свободная от забот, не рассеянная, безмятежная, чистая, полная милосердия, мудрости, небесное знание и другие добрые плоды, взращенные в них Святым Духом. У людей, которые не таковы, сны беспорядочны и лживы, и все в них сплошной обман и иллюзия».
Мудрый Сирах пишет: «Напрасные надежды обманывают бессмысленных, а сны окрыляют фантазию глупца. Это все равно, что схватиться за тень или погнаться за ветром, чтобы заметить сны. Гадания, предзнаменования и сны — все тщетно». (Эккл. 34). Мечты многих сбили с пути и погубили тех, кто возлагал на них свои надежды. В писаниях отцов много примеров гибели людей от веры в сны. Оптинский старец иеромонах Леонид сказал своему ученику: «Надо а не верят в сны, даже если они по-своему реальны, ибо многие сбились с пути, веря в сны. Философ старец Теостерик, написавший канон утешения Пресвятой Богородице, доверился снам и в конце концов так заблудился, что погиб. строгую подвижническую жизнь, но оттого, что стал верить снам, погиб. Ему приснился сон, что святой Моисей и прочие пророки и иудеи пошли в рай, а апостолы и мученики, епископы и святые мужи пошли в ад. После этого сна монах принял иудейскую веру, женился на еврейке и стал вступать в полемику с православными». Таких историй можно рассказывать много, но и этих достаточно. Завет Иосифа [Быт. 37:5], св. Иосифа, обрученного Марии [св. Боже.Нам хорошо и ясно сказано в Священном Писании, как спастись, но наши ограниченные и пытливые умочки этим не довольствуются и хотят узнать что-то еще о будущем из снов.Не лучше ли нам руководствоваться Священное Писание и совет святых отцов, чем увлекаться снами и уповать на них, Господи, научи нас следовать во всем и во всем путем заповедей Твоих.0007
+++
НА СУДЕ
Преподобный Ефрем Сирин молился: «Да Господи и Царь, дай мне увидеть грехи мои и не судить брата моего». Великий Отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель не осуждения. Господь сказал: «Не суди, да не судим будешь. Ибо судом, который ты произнесешь, и будешь судим. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем не замечаешь? глаз?» [Св. Матфея 7:1-4]. Тот, кто судит других, подобен антихристу, ибо узурпирует суд Божий .